RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Совет улемов сегодня

19.11.2007 15:20

Сейчас российские мусульмане вновь стоят перед задачами мусульманской юридической и богословской оценки, произошедшими за многие десятилетия изменений, вынесения фетв по наиболее важным проблемам современности. Нерешенность этой проблемы в досоветский период приводила к использованию правовых норм Османской империи, а в настоящее время Саудовской Аравии, то есть государств, чье законодательство основано на шариате.

Российские улемы, особенно татары, в начале прошлого века сумели доказать, что такие институты современного общества как парламент, конституция, светское образование, избирательное право для женщин, банковская система ничем не противоречат нормам шариата. Теперь российским мусульманам, особенно молодому поколению, в определенной степени настроенному на восприятие опыта чисто мусульманских государств, вновь необходимо объяснить непротиворечие российского права кораническим принципам и нормам.

    Как и в 1920-е гг. на себя эту функцию должен взять общероссийский Совет улемов. Так как, в отличие от того времени, отсутствует единое управление мусульман, то Совет улемов должен стать негосударственной, общественно-религиозной организацией. Вместе с тем, создание Совета улемов не отвергает ориентацию российских мусульман на объединение уммы в рамках единого Духовного управления. Ведь для начала должно быть достигнуто каноническое единство, унифицировано образовательное пространство, на основе всеобщего согласия (иджмы) или мнения большинства должны быть приняты фетвы по актуальным проблемам современности.

    Поэтому Совет улемов станет заниматься решением двух основных задач:

1) обсуждение, принятие фетв и распространение среди Духовных управлений и в общинах (махаллях) решений по конкретным вопросам шариатского права (вопросы поклонения Аллаху, семейное право, религиозное образование, общественно-нравственные проблемы и др.);

2) подготовка всеобъемлющего Договора между российским государством и мусульманской уммой России, призванного регулировать все взаимные вопросы и споры.

    Актуальность такого Договора актуализируется вступлением России в Организацию исламская конференция (ОИК) в качестве наблюдателя и необходимостью для лидеров российской уммы представлять интересы государства, в частности, на следующей сессии ОИК в Мекке.

    Совет улемов (далее СУ) должен состоять из двух палат: Религиозной и Светской. Члены Религиозной палаты мусульмане — граждане России, имеющие высшее богословское образование, владеющие арабским языком и основами шариата. В состав Светской палаты СУ должны войти мусульмане — граждане России, имеющие высшее светское образование, призванные решать проблемы подготовки Договора и всех вопросов взаимоотношений между российским государством и обществом и мусульманской уммой России, владеющие иностранными языками. Так как решение этих задач не терпит отлагательства, членов Совета улемов целесообразно было бы избрать в самое ближайшее время — на Всероссийских мусульманских форумах, первый из которых пройдет в Нижнем Новгороде 5 ноября 2005 года. Переизбрание членов совета могло бы происходить каждые три года на форумах такого же уровня.

    Религиозная палата СУ должна готовить решение по конкретным вопросам шариата, собираясь для вынесения фетв с регулярностью один раз в месяц. Палата рассматривает вопросы, требующие разрешения, руководствуясь Кораном и Сунной Пророка. В случае, если по данному вопросу имеются решения улемов в рамках ханафитского мазхаба, вынесенные ранее, члены палаты изучают жизнеспособность вынесенных ранее фетв и возможность их применения в настоящее время. В случае, если по данному вопросу, вынесенному на обсуждение, имеются разногласия между улемами, то члены палаты изучают причины возникновения разногласий и отдают предпочтение решению, наиболее приемлемому с точки зрения шариата, либо оглашают несколько возможных решений. Фетва по изучаемому вопросу выносится методом согласия (иджма) всех членов палаты или большинством в 2/3 голосов. В случае непринятия решения такими способами с согласия сторон оглашаются наиболее предпочтительные решения или решение вопроса откладывается на неопределенное время.

    Оглашенные и опубликованные фетвы распространяются по всем Духовным управлениям и мусульманским общинам (махаллям) России согласованными методами.

    Вопросы общеполитического характера не подлежат рассмотрению Религиозной палаты до заключения Договора между Российским государством и мусульманской уммой России или принятия с согласия вышеуказанных сторон законодательного акта, определяющего ее статус.

    Основная цель Светской палаты СУ — подготовка Договора между Российским государством и мусульманской уммой России, по примеру Конкордатов между Католической церковью и правительствами многих государств. Данный Договор должен будет затрагивать все стороны жизнедеятельности мусульман, затрагивающие интересы государства и все стороны жизнедеятельности государства, затрагивающие интересы мусульман. Договор должен будет определять методы решения спорных вопросов между Российским государством и мусульманской уммой России. Договор будет призван минимизировать вмешательство государства в дела Ислама и мусульманской общины — за исключением вопросов, касающихся безопасности и территориальной целостности государства, что соответствовало бы конституционному положению об отделении церкви от государства. В Договоре должны быть определены права и обязанности мусульманской уммы России перед государством и Российского государства — перед мусульманской уммой России. Особую актуальность определение статуса российской уммы приобрело в связи с вступлением России в Организацию исламская конференция (ОИК) в качестве наблюдателя

    Члены Светской палату СУ должны приложить все свои знания в области истории, социологии, этнографии, юриспруденции, языковедения и др. дисциплин для достижения конечной цели существования палаты.

    Помимо подготовки Договора, члены Светской палаты СУ должны рассматривать любые актуальные текущие вопросы жизнедеятельности мусульман в Российском государстве, и выносить суждения по ним по согласованию между всеми членами палаты, либо большинством голосов. Готовые заключения распространяются по мусульманским общинам через каналы Религиозной палаты СУ. Члены Светской палаты собираются для обсуждения подготовленных ими законопроектов (в рамках подготовки Договора) и для решения насущных вопросов один раз в установленное число месяцев. В качестве консультантов членов Светской палаты СУ могут выступать научные и общественные деятели России любого вероисповедания.

    Таким образом, СУ берет на себя функции коранического аш-Шура в рамках России, становится высшей законодательной и судебной инстанцией в рамках шариатского права. Это даст возможность ввести всех муфтиев, имамов и рядовых мусульман в рамки единого правового пространства, сочетающего в себе нормы российского права и мусульманского права в рамках ханафитского мазхаба. Это, с одной стороны, не даст возможность духовенству не признавать нормы российского права, с другой — обезоружит экстремистов типа ваххабитов и «Хизб-ут-тахрировцев», доказывающих, что в России полностью пренебрегают нормами шариата. Мусульмане России должны творчески использовать наследие предков для решения проблем современности.

Из книги У. Идрисова, Д. Мухетдинова и А. Хабутдинова «Совет улемов». ИД «Медина», 2005.

 

Другие материалы по этой же теме:

Совет улемов в 1920-е гг.

Движение улемов и Милли Шура в 1917–1918 гг.

Голямалар Шурасы – дореволюционная история Совета улемов в России

Аш-Шура в коранической традиции и мусульманском богословии

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/945/">ISLAMRF.RU: Совет улемов сегодня</a>