RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Институт президентства в Республике Татарстан: политические и экономические аспекты

01.07.2010 11:31

25 марта 2010 г. Рустам Минниханов принес присягу в качестве второго президента Республики Татарстан. Тем самым старейший из постов президентов республик в составе России нашел нового хозяина.

 

Сам пост президента Татарстана был учрежден законом ТССР от 14 мая 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской Советской Социалистической Республики в связи с учреждением поста Президента Татарской ССР»1. Первые выборы Президента ТССР проводились 12 июня 1991 года на основе закона Татарской ССР от 13 мая 1991 года «О выборах Президента Татарской ССР»2, принятого Верховным Советом Республики. Согласно Конституции ТССР и данного Закона выборы осуществлялись «путем народного голосования».

 

Новый пост не принес республике нового лидера: 23 сентября 1989 г. Татарский обком возглавил М. Шаймиев, начав свой 20-летний путь во главе Татарстана3. 12 апреля 1990 года Верховный Совет Татарской АССР провел альтернативные выборы Председателя, которым стал первый секретарь Татарского обкома КПСС Татарстан М. Шаймиев, поддержанный пленумом обкома4. Начался переход власти от коллегиальных партийных структур к коллегиальным советским. 26 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял закон «О разграничение полномочий между СССР и субъектами Федерации», в соответствии с которым «автономные республики, являющиеся советскими социалистическими государствами, получают статус членов Федерации СССР... они обладают всей полнотой государственной власти, которая не входит в компетенцию СССР и союзных республик»5. Этот закон во многом заложил основы для обеспечения нового государственного статуса и органов власти Татарской АССР, однако данный закон во многом игнорировался союзными республиками.

 

28 августа 1990 года Верховный Совет Татарской АССР принял Регламент, согласно которому Высшим органом государственной власти в Татарской ССР объявлялся Верховный Совет, который избирался на 5 лет, и являлся постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти Татарской ССР6. 30 августа 1990 года Верховный Совет ТССР принимает Декларацию о государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики и преобразует Татарскую Автономную Советскую Социалистическую Республики (ТАССР) в Татарскую Советскую Социалистическую Республику – Республику Татарстан. Высшим органом власти был назван Верховный Совет ТССР.

 

В соответствии со статьей 5 «Декларация является основой для разработки Конституции Татарской ССР, развития законодательства Татарской ССР, участия Татарской ССР в подготовке и заключении Союзного договора с РСФСР и другими республиками, внесения наиболее важных вопросов государственного строительства ТССР и ее отношений с Союзом ССР, РСФСР и другими республиками на обсуждение ее народа»7. Однако в ней не затрагивались вопросы разделения властей. В соответствии с законом Татарской Советской Социалистической Республики «Об основах народовластия в Татарской ССР» «государственная власть в Татарской ССР осуществляется на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти» (пункт 2)8. 30 августа 1990 года это закон подписал Председатель Верховного Совета Татарской ССР М. Ш. Шаймиев.

 

Рассмотрим период реформы статуса и системы власти в республике в начале 1990-х гг. Они неразрывно связаны с движением за получение ТАССР статуса союзной республики. 2 февраля 1989 г. накануне съезда Татарского общественного центра (ТОЦ) один его будущих лидеров Р. С.Хакимов выступил с принципиальной статьей под названием: «Татарии – статус союзной республики». В ней необходимость повышение статуса ТАССР во многом объяснялось национально-культурными причинами, а также необходимостью развития самоуправления и регионального хозрасчета, в том числе полнеем отчислений за добычу нефти в размере 5%. В составе РСФСР предлагалось оставить только автономные области и округа9.

 

Под суверенитетом Татарской ССР практически все однозначно понимали наличие неотъемлемых прав республики (прежде всего экономических и национально-культурных) в рамках единого Союзного государства, а не суверенитет в его классическом международно-правовом понимании. Весьма показательными здесь являются данные социологических опросов, которые показывают как различное понимание концепции суверенитета, так и падение числа сторонников статуса союзной республики по мере приближения распада СССР10. Именно в этой сетке представлений населения о государственном суверенитете республики рассматривался затем вопрос о введении поста президента в Татарской ССР.

 

Наиболее принципиальным в конце 1990– начале 1991 гг. было вопрос о достижении Татарстаном статуса союзной республики. Взгляд парламента республики был изложен в выступлении председателя Верховного Совета ТССР М. Ш. Шаймиева (который тогда также являлся народным депутатом СССР) на Съезде народных депутатов СССР. М. Ш. Шаймиев указал, что, приняв Декларацию о государственном суверенитете ТССР 30 августа 1990 г. и обсудив проект Союзного договора, сессия Верховного Совета ТССР в декабре 1990 г. «в целом подержала идею Союзного договора и еще раз заявила о твердой воле народа Татарстана стать соучредителем Союза Советских суверенных государств». Председатель Верховного Совета ТССР указал: «Ведь если вспомнить историю нашего государства, то мы обнаружим, что не одна бывшая автономия прошла свой путь до статуса союзной республики. Но этого не удалось делать в силу известных обстоятельств народу Татарии со времени образования Союза в 1922 году». М. Ш. Шаймиев ставил вопрос о контроле республики за собственностью, так как власти ТССР контролировали тогда только 2% собственности. Он отметил, что «Татарская ССР как суверенная республика вправе владеть тем потенциалом, который создан на ее земле, и в состоянии эффективно управлять им, за исключением тех функций, которые будут переданы на основе договора... республика дала стране более 2,5 млрд тонн нефти и почти ничего не получила от этих богатств, разве что загубленные поля и реки».11 В августе 1989 г. идею повышения государственно-правового статуса республики до уровня союзной поддерживали 66% опрошенных (татары – 75,3%, русские – 59,3%). Вариантом своеобразного компромисса, рожденным конституционным проектом А. Д. Сахарова, виделось закрепление равного государственного статус за всеми бывшими союзными и автономными республиками. В августе 1991 г. (до ГКЧП) эту идею поддерживали 65% опрошенных в РТ (татары – 68,4%, русские – 58,5%). Ведь по первоначальному проекту Союзного договора эти новые республики не обладали правом сецессии. Однако только 45% поддержали идею самостоятельного подписания РТ Союзного договора12, то есть фактическое достижение республикой союзного статуса, когда союзные республики по сути превращались в суверенные государства.

 

31 августа 1990 года для разработки Основного Закона – Конституции ТССР Верховный Совет Татарской ССР создает Конституционную комиссию Татарской ССР из 39 человек13. Туда вошли представители политической, научной и культурной элиты республики, включая лидеров как пророссийских (И. Грачев), так и национальных движений (председатель Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) М. Мулюков). Здесь была образована рабочая группа Конституционной комиссии из 15 человек, председателем которой являлся М. Ш. Шаймиев – председатель Верховного Совета ТССР. Он оставался ее председателем и будучи избранным президентом РТ. Внутри Комиссии были созданы рабочие группы и подгруппы14.

 

Первой из общественно-политических организаций республики вопрос о введении президентского правления поставил Комитет «Суверенитет». Данный тезис под пунктом 4, без расшифровки содержания, был заявлен 25 ноября 1990 г. на его Учредительном съезде председателем координационного совета Комитета «Суверенитет» Амиром Махмудом (Махмутовым)15. Следует, однако, отметить, что данный пункт не вошел ни в программу, и ни в одно из предложений, обращений и резолюций, принятых на I (учредительном) съезде Комитета «Суверенитет»16.

 

С августа 1990 г. стали поступать предложения по целом ряду вопросов, включая предложения об учреждении в республике должности президента17. 1 февраля 1991 года на совещании с руководителями подготовительных групп Конституционной комиссии Татарской ССР, доктор юридических наук, заведующий государственно-правовым отделом обкома КПСС В. Н. Лихачев повторно поставил вопрос о введении института президентства: «...Мне кажется, надо идти в принципе на президентскую форму правления. Учитывая всю сложность переходного периода, необходима концентрация власти...», констатировал он18.

 

Напомним, что на 17 марта 1991г. параллельно с общесоюзным референдумом о сохранении СССР был намечен российский референдум о введении пота президента РСФСР. 5 марта 1991 г. президиум Верховного Совета ТССР принял решение о непроведении официально данного референдума на территории Татарской ССР. Его позицию поддержал Татарский республиканский комитет КПСС. Российский референдум проводился в ТССР силами республиканского отделения Демократической партии России, и большинство населения РТ не приняло в нем участия19. В общероссийском масштабе большинство избирателей поддержало проведение всенародных выборов президента РСФСР.

 

14 апреля 1991 года на I съезде татарской партии национальной независимости (ТПНН) «Иттифак» принимается резолюция № 2 «О президенте». В ней указывается, что «съезд ТПНН считает необходимым учреждение на 4-й сессии (Верховного Совета ТССР. – А. Х.) поста Президента и избрание первого Президента на этой же сессии»20. Открытие 4-й сессии Верховного Совета ТССР было намечено на 17 апреля. Следует отметить, что избрание Президента ТССР на сессии парламента (по образцу союзного президента) существенно снизило бы легитимность лидера Татарстана по сравнению с российским, чье всенародное избрание было решено на референдуме 17 марта 1991 г.

 

15 апреля 1991 года на заседании Конституционной комиссии Татарской ССР А. М. Каримов вновь поднимает вопрос: «О президентстве?» Ю. С. Решетов на вопрос «с места насчет выборов президента России», указал, что «нам нужно провести выборы своего Президента (Татарстана. – А. Х.) и все вопросы будут решены. Пусть они (РСФСР. – А. Х.) выбирают своего». С заключительным словом выступил председатель Конституционной комиссии, председатель Верховного Совета ТССР М. Ш. Шаймиев: «В соответствии с нашей Декларацией у суверенного государства он должен быть, чтобы найти эффективную форму власти. Ради этого можно пойти на президентское правление. Все остальное должно быть подчинено этой мысли. Кабинет ли министров, Совет ли министров? Надо оба варианта дать, но это не должно привести к большому увеличению расходов на содержание аппарата...»21 Таким образом, идея создания в республике института президентства была поддержана на политическом уровне.

 

17 апреля 1991 г. Верховный Совет Татарской ССР дал поручение Конституционной комиссии разработать закон о выборах главы государства22. В дальнейшем на заседаниях Конституционной комиссии Татарской ССР от 26 апреля 1991 г., 29 апреля 1991г., 30 апреля 1991 г., 5 мая 1991 г., 6 мая 1991г., обсуждались вопросы внесения в Конституцию ТССР раздела о Президенте и рассматривали законопроект «О выборах Президента ТССР», а на заседании от 8 мая.1991 г. было единогласно решено включить в Конституцию ТССР «Главу II Президент Татарской ССР» и одобрить проект закона ТССР «О выборах Президента ТССР».

 

13 мая 1991 года Верховный Совет Татарской ССР принимает Закон Татарской ССР «О выборах Президента Татарской ССР», согласно которому «Президент Татарской ССР избирается гражданами Татарской ССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет»23. Следует отметить, что данный закон был включен в повестку сессии только 13 мая24. 14 мая было опубликовано Постановление Верховного Совета Татарской ССР «О назначении выборов Президента Татарской ССР» на 12 июня 1991 г.25 14 мая соответствующие изменения были внесены в Конституцию ТССР (сам их текст был опубликован в республиканской печати 21 мая 1991 г.)26. 14 мая депутаты внесли в него около шестидесяти поправок. Наиболее принципиальным было определение статуса президента. Депутат от группы «Народовластие» И. Грачев предложил именовать президента главой исполнительной власти и высшим должностным лицом. Однако победил вариант Конституционной комиссии, где президент определялся как глава государства. Депутат В. Михайлов предложил ввести пост вице-президента. Верховный Совет Татарской ССР поддержал эту идею при избрании вице-президента на своей сессии27. В соответствии со статьей 1091 указывалось: «Главой государства – Татарской Советской Социалистической Республики является Президент Татарской ССР, избираемый путем народного голосования»28.

 

12 июня 1991 года проводились первые всеобщие демократические выборы Президента ТССР. По итогам голосования им стал Минтимер Шарипович Шаймиев. 4 июля 1991 года на пятой сессии Верховного Совета Татарской ССР были приняты Законы Татарской ССР «О вступлении в должность Президента Татарской ССР» и «О защите чести и достоинства Президента Татарской ССР»29. Сессия избрала вице-президентом Татарской ССР В. Н. Лихачева30. Закон Татарской ССР «О вступлении в должность Президента Татарской ССР», предусматривал процедуру вступления Президента ТССР в должность, принесение присяги, формирование Совета Министров, финансирование деятельности Президента, консультативных органов и Аппарата Президента.

 

Из-за невозможности провозглашения независимости в ВС РТ это функцию пытался взять на себя Курултай (съезд) татарского народа. Этот термин был заимствован из практики тюрко-татарских государств, где на курултае представители привилегированных сословий решали вопросы общегосударственного значения. Однако были не понятны ни принципы действия этого нового старого института власти, ни избрания делегатов на Курултай. Созданный Курултаем в качестве постоянно действующего представительного органа Милли меджлис (Национальное Собрание) заимствовало не совсем точное наименование у Миллет Меджлисе 1917–1918 гг. Однако в 1917 г. Миллет Меджлисе было избрано Национальными Советами (Милли Шуро) губерний, а также в частях действующей армии и флота по квоте 1 депутат на примерно 50.000 человек, тогда как принципы избрания Милли Меджлиса, также были непонятны. Депутаты Миллет Меджлисе принципиально сконцентрировались на вопросах национального развития и не претендовали на контроль над какой-нибудь территорией. В противовес широко распространенному заблуждению, Миллет Меджлисе решил создать Идель-Урал как субъект России, и подготовительную деятельность должна была проделать коллегия, где татары должны были составлять только половину31. Парламент Штата должен был избираться на национально-пропорциональной основе путем всеобщего голосования, что опять таки противоречило деятельности Милли Меджлиса 1990-х гг. Милли Меджлис объединил ряд сторонников независимости из числа депутатов ВС РТ, не приостановивших свои полномочия в нем.

 

11 января 1918 г. Миллет Меджлисе избрало Милли Идарэ (Национальное Управление) как постоянно действующее правительства из трех министерств во главе с министром-председателем, а Милли Меджлис не создал исполнительных структур. Однако большинство депутатов ВС РТ поддержало 7 февраля 1992 г. постановление, утверждавшее, что «ни одна партия, ни одна общественная организация не могут себе присвоить права на осуществление госвласти» в РТ32. В тот же день представители группы «Татарстан» (более умеренной чем «Суверенитет») предлагают включить в повестку дня сессии вопрос о референдуме. Власти РТ взяли тайм-аут, и 20 февраля на повестку дня сессии ВС РТ вносится дополнительный вопрос – «О проведении референдума это Республике Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан и принятии новой конституции Республики Татарстан». В окончательном варианте вопрос о Конституции был изъят и вопрос был сформулирован как «Согласны ли вы, что Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?»

 

Необходимо отметить, что на территории республики открылись все участки, и день голосования прошел без инцидентов. Власти РТ показали как контроль над властной вертикалью, так и способность обеспечить мир в республике, и мобилизовать население на поддержку своей программы. Вместе с тем, 16 марта 1992 г. Верховный Совет РТ принял Постановление «О разъяснении формулировки вопроса референдума Республика Татарстан, назначенного на 21 марта 1992 г. В пункте первом указывалось, что целью референдума «является подтверждение Декларации о государственному суверенитете Республики Татарстан». Пункт второй гласил: «Вопросы государственного обособления Республики Татарстан от Российской Федерации, изменения ее территориальной целостности и границ предметом данного референдума не являются». В пункте третьем гарантировалось равенство всех граждан республики. Таким образом, вопрос о независимости фактически изымался из формулы референдума.

 

Референдум закончился положительным ответом – 61,39% от принявших участие в голосовании, 50,34% от всех, включенных в списки. Отрицательный ответ дали избиратели Казани, Чистополя, Елабуги, Бугульмы, Зеленодольска и пяти сельских районов (с преобладанием русского населения). При этом в Казани с ее 40,5% татарского населения (по переписи 1989 г.) «за» проголосовало 46,8%. Однако в трех остальных крупнейших городах республики, где процент русских и татар был примерно равен, итоги были намного выше. Так в Набережных Челнах «за» проголосовало 60,8%, в Нижнекамске – 54,3%, Альметьевске – 71,4%. В Казни сказалось влияние факторов пророссийской позиции вузов и ВПК, концентрация всей пропаганды на столице республики, и влияние газеты «Вечерняя Казань», бывшей тогда источником информации для большинства казанских семей. Жесткое давление со стороны ряда федеральных структур и органов массовой информации оказало, вероятно, незначительное воздействие на изменение позиций голосовавших, так как предыдущее давление внутри самой республики приучило е граждан к сдержанности и умению сохранять собственные позиции. Референдум, в котором приняли участие рекордные 81,2% избирателей, стал примером весьма эффективной мобилизации граждан. Он также является редким в российской истории образцом политической конкуренции, в ходе которой обращение осуществлялось не к элитам и группам населения, а непосредственно к каждому избирателю.

 

Референдум стал прежде всего триумфом власти исполнительной, так ни сторонники независимости, ни сторонники подписания готовящегося Федеративного Договора в РФ не добились своих целей. Председатель ВС РТ Ф. Мухаметшин завил, что «больше половины граждан Татарстана поддержали главную мысль референдума -– необходимость и политическую целесообразность повышения государственного статуса своей республики. Проголосовав «да», они оказали доверие своему парламенту, президенту и правительству»33.

 

На его основе 15 февраля 1994 г. был заключен договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан, новый договор с аналогичным названием (подписан президентами РФ и РТ 4 ноября 2006 г.) был ратифицирован Госдумой 9 февраля 2007 г. После подписания Договора 1994 г., фактически признавшее ограниченный суверенитет Татарстана, включая его конституцию, провозглашавшую суверенитет, контроль над недрами и распределение налогов с помощью межбюджетных соглашений, резко возрос потенциал исполнительной власти. В период реальной оппозиции М. Шаймиеву в ВС РТ в 1992 и 1994 гг. доверие к власти в РТ испытывали соответственно 37% и 42% опрошенных, а в период единовластного контроля в 1997 г. уже 93% татар и 92% русских34. Исполнительная власть получила легитимные полномочия на выработку Договора с РФ, которыми она и воспользовалась. В 1990-х гг., после того, как КПСС прекратила свое существование, в Татарстане практически не было сильных партий, реально претендовавших на власть (за исключением нескольких мест в парламенте). В 1995 г. М.Шаймиев с иронией заметил, членов политических партий в республике можно уместить “на диване”. С 1991 г. политическая элита РТ взяла курс на беспартийный парламент. В третьем (2004–2009) и четвертом (с 2009 г.) провластные структуры в лице фракции партии «Единая Россия» (сейчас 75 депутатов из 100) и союзной ей депутатской группой движения «Татарстан – Новый век» (ТНВ) работают в режиме совместных заседаний. Формальную оппозицию в Госсовете РТ составляет только фракция КПРФ из 5 депутатов35. Госсовет, а теперь и татарстанское региональное отделение (ТРО) партии «Единая Россия» возглавляет спикер ВС РТ в 1990–1994 гг., бывший профессиональный партработник Ф. Х. Мухаметшин. Однако только 7 депутатов (7%) нынешнего Госсовета были депутатами ВС ТАССР, работавшего в 1989–1994 гг. Кроме Ф. Мухаметшина за эти годы сменились все члены президиума парламента РТ. В Госсовете отсутствуют все фракции ВС ТАССР–РТ 1989–1994 гг. В Госсовете РТ 1999–2004 гг. фракции отсутствовали вообще36.

 

М. Шаймиев 3 апреля 1996 г. во второй раз вступил в должность Президента Республики Татарстан37. Делегацию федеральных властей на инаугурации возглавлял Председатель Правительства страны В. С. Черномырдин38, что свидетельствовало о высоком статусе главы Республики Татарстан. Страны СНГ представляли: президент Казахстана Нурсултан Назарбаев; вице-премьер Правительства Украины Павел Лазаренко; первый вице-премьер Правительства Кыргызской Республики Абдылжапар Тагаев; первый заместитель министра торговли и природных ресурсов Туркменской Республики Ашир Махтумов. Регионы России: мэр – Премьер Правительства города Москвы Юрий Лужков; председатель Кабинета министров Республики Адыгея Аслан Джаримов; глава Республики Алтай, председатель Государственного Собрания Эл Курултай Валерий Чаптынов; Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов; заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия Юрий Цыбиков; председатель Народного Собрания Республики Дагестан Муху Алиев; Президент Республики Ингушетия Руслан Аушев; Президент Кабардино-Балкарской Республики Валерий Коков; глава Республики, председатель Совета министров Карачаево-Черкесской Республики Владимир Хубиев; президент, глава Правительства Республики Марий Эл Юрий Зотин; глава Республики Коми Юрий Спиридонов; Председатель Правительства Республики Мордовия Владимир Волков; Президент Республики Саха – Якутия Михаил Николаев; Председатель Правительства Республики Северная Осетия – Алания Юрий Бирагов; председатель Государственного Совета Удмуртской Республики Александр Волков; Президент Чувашской Республики Николай Федоров; глава администрации Кировской области Василий Десятников; глава администрации Оренбургской области Владимир Елагин; глава администрации Самарской области Константин Титов; губернатор Свердловской области Эдуард Россель39. Число делегаций стран СНГ и регионов России и уровень их руководителей было беспрецедентным в истории Татарстана.

 

Наиболее острый характер носили президентские выборы 2001 г., прошедшие на альтернативной основе. К этому времени фактически перестал действовать договор 1994 г., и новые выборы должны были укрепить легитимность режима. Заявление Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева о выдвижении на третий срок 26 января 2001 г. произошло после принятия 25 января в третьем чтении в Государственной Думе РФ закона, разрешающего третий срок полномочий для лидеров регионов. Выдвижение проходило на съезде передовиков производства, состоявшемся на 70-летие родного ему Актанышского района РТ. Если на русском языке это событие описывалось как «Земляки дали Минтимеру Шаймиеву третий срок»40, то на татарском это звучало «президент якташларыннан фатиха алды» («президент получил от земляков фатиху («благословение»41). Такое объяснение носит религиозный характер, если учесть что фатихой (открывающей) называется первая сура Корана. На следующий день состоялось выдвижение в Казани. Муфтий-председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан Г. Исхаков прямо выступил в поддержку М. Ш. Шаймиева42.

 

Кандидатами на пост президента РТ, кроме М. Ш. Шаймиева были секретарь республиканского комитета компартии Татарстана Роберт Садыков, депутаты Госдумы ФС РФ Сергей Шашурин и Иван Грачев, первый заместитель главы администрации Зеленодольского района Александр Федоров. Верховный Суд РТ принял решение об отмене положения закона о выборах президента в части знания обоих государственных языков РТ.

 

Выборы практически всеми наблюдателями характеризуются как наиболее конкурентные за всю историю президентских выборов в РТ43. Основным лозунгом предвыборной кампании Шаймиева были «Стабильность и благополучие». Слабость оппозиции Шаймиеву заключалась в отсутствии ее единства, а также мощной партийной и финансовой структуры. Единственным исключением являлась КПРТ, впрочем, по ходу кампании чувствовались ее финансовые затруднения. Выбор коммунистами Роберта Садыкова был заранее ущербен, так как на президентских выборах в 1996 г. он сам снял свою кандидатуру.

 

Отделения партий СПС и «Единство» за несколько дней до выборов поддержали М. Ш. Шаймиева. На пресс-конференции после выборов М. Ш. Шаймиев сказал, что место основного конкурента для него занимали не коммунисты, как единственная реальная тогда в РТ политическая партия, а лично И. Грачев44.

 

По результатам выборов по сообщению председателя Центральной избирательной комиссии РТ А. Фомина за М. Ш. Шаймиева отдали голоса 79,52% избирателей (1 701 428 граждан из 2.698.239 человек, имеющих право голоса). За депутата Госдумы ФС РФ Сергея Шашурина проголосовали 5,78%, за депутата Госдумы ФС РФ Ивана Грачева – 5,47%, за секретаря республиканского комитета компартии Татарстана Роберта Садыкова – 4,43% и за первого заместителя главы администрации Зеленодольского района Татарстана Александра Федорова – 0,49%. Против всех кандидатов – 2,81%. В голосовании приняло участие 79,39% процента из 2704 тысяч избирателей.

 

Важнейшим показателем выборов стало отсутствие раскола по национальному признаку между районами республики. Перепись 2002 г. показала, что русские сохраняют относительное большинство в Казани (48,8%)45. Однако 11,5% голосов избирателей по Казани показали, что И. Грачев не является лидером русского и (или) или городского населения республики. Максимумом в Казани являются 13,3% И. Грачева в Ново-Савиновском и 13,2% в Московском районах. Максимум в сельских районах получил С. Шашурин – 13,8% в пригородном Лаишевском районе. Никто из оппонентов М. Ш. Шаймиева нигде не получил и 15%. За М. Ш. Шаймиева проголосовали 68,5% избирателей в Казани.

 

26 марта 2001 г. состоялась пресс-конференция М. Ш. Шаймиева. Отношения с президентом РФ В.В. Путиным им были охарактеризованы так: «Сказать, что Владимир Владимирович не хотел бы видеть меня Президентом Татарстана на третий срок, значило бы с моей стороны погрешить против правды... он же имел возможность убедиться, какая стабильность в нашей республике, как она развивается – зачем Президенту России искать проблемы там, где их нет, когда их в других местах хватает. Шаймиев отметил, что «у нас есть полное взаимопонимание» с президентом РФ. Он заявил, что не имеет рекомендаций В. В. Путина или членов его администрации по формированию нового правительства РТ. После выборов новое правительство не должно претерпеть серьезных кадровых изменений: «правительство у нас молодое, работает энергично, быстро учится тому, чего не знает, и поэтому больших персональных изменений не предвидится»46. Результаты выборов президента РТ в 2001 г., проходивших в условиях весьма жесткой конкуренции показали, что власти РТ, и прежде президент республики, М. Ш. Шаймиев обладают достаточным кредитом доверия среди граждан республики. 12 апреля 2001 г. прошла инаугурация президента РТ. В приветствии президента Российской Федерации В. В. Путина указывалось: «Итоги выборов в очередной раз показали, насколько высок Ваш авторитет среди земляков. Жители многонациональной республики связывают с Вами надежды на улучшение жизни и благополучия родной земли47.

 

На инаугурацию М. Ш. Шаймиева 12 апреля 2001 г. после президентских выборов ожидался приезд президентов Кыргызстана Аскара Акаева и Таджикистана Имомали Рахмонова, которые не прибыли. Страны СНГ представляли председатель парламента Казахстана Оралбай Абдыкаримов, секретарь Совета безопасности Республики Беларусь Урал Латыпов, вице-премьер Азербайджана Эльчин Эфендиев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Российской Федерации Николай Белоблодский, председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым Леонид Грач. Федеральные власти, вместо премьер-министра В. С. Черномырдина как в 1996 г., представлял глава администрации президента России А. С. Волошин. Регионы России: заместитель Председателя Совета Федерации, президент Кабардино-Балкарской Республики Валерий Коков, президент Башкортостана Муртаза Рахимов, председатель Государственного Совета Республики Дагестан Магамедали Магомедов, президент Республики Ингушетия Руслан Аушев, президент Республики Северная Осетия – Алания Александр Дзасохов, глава Республики Мордовия Николай Меркушкин, президент Удмуртской Республики Александр Волков, президент Республики Марий Эл Леонид Маркелов, президент Республики Адыгея Аслан Джаримов, президент Карачаево-Черкесской Республики Владимир Семенов, губернатор Кировской области Владимир Сергеенков, глава администрации Ульяновской области Владимир Шаманов, губернатор Пензенской области Василий Бочкарев, вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, исполняющий обязанности губернатора Самарской области Габибулла Хасаев, заместитель председателя правительства Республики Бурятия Евгений Ханхалаев, вице-президент Республики Калмыкия Валерий Богданов, заместитель главы Республики Коми Алексей Конюхов, председатель правительства Республики Саха (Якутия) Василий Власов, председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Анвар Аблякимов, руководитель администрации губернатора Свердловской области Юрий Пинаев, постоянный представитель Республики Тыва в Москве Орлан Чолбеней. На имя М. Ш. Шаймиева поступил ряд приветственных телеграмм от лидеров государств, включая президентов таких преимущественно тюркских государств, как Турция, Украина, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан. Вице-премьер Азербайджана Эльчин Эфендиев назвал татар братским (кардеш) народом, заявил о единстве рода, истории и языка, упомянул об авторитете М. Ш. Шаймиева среди лидеров тюркского мира48. Таким образом, избрание М. Ш. Шаймиева на пост Президента Татарстана на третий срок было отмечено не только представителями российских властей, но и лидерами российских регионов и стран СНГ и (или) тюркских государств.

 

В рамках политики централизации в России при президенте В. В. Путине институт региональных выборов был отменен. В соответствии с федеральным законодательством прошло избрание М. Ш. Шаймиева в 2005 г. 14 марта 2005 г. Госсовет РТ внес в Конституцию Республики Татарстан поправки. В соответствии с одной из них: «Наделение полномочиями Президента Республики Татарстан осуществляется Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом и Конституцией Республики Татарстан»49. 16 марта, председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин получил письмо, направленное Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В нем на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на рассмотрение Государственного Совета РТ вносится кандидатура Шаймиева Минтимера Шариповича для наделения его полномочиями Президента Республики Татарстан50.

 

25 марта 2005 г. Государственный Совет РТ по представлению президента Российской Федерации В. В. Путина рассмотрел вопрос наделении полномочиями Президента Республики Татарстан Шаймиева Минтимера Шариповича. По представленной кандидатуре проголосовали «за» – 89, «против» – 4, «воздержался» – 151. В тот же день состоялась инаугурация президента РТ, где уже, как в 2001 г., не присутствовали представители стран СНГ и регионов России.

 

31 марта 2005 г. президент РТ Минтимер Шаймиев подписал два закона: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан о выборах и референдумах и о приостановлении действия Закона Республики Татарстан «О выборах Президента Республики Татарстан» и «О приостановлении действия отдельных положений Закона Республики Татарстан «О Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан и территориальных избирательных комиссиях Республики Татарстан»52. Эти законы закрепили существующий ныне порядок проведения выборов президента Республики Татарстан.

 

Таким образом, с 1991 г. президентом Республики Татарстан является М. Ш. Шаймиев. Трижды (1991, 1996, 2001) он побеждал на прямых всеобщих выборах, одни из которых носили альтернативный характер. Наиболее важным свидетельством доверия ему среди граждан республики является получение М. Ш. Шаймиевым абсолютного конституционного большинства голосов на всех выборах. В 2005 г. Государственный Совет РТ наделил полномочиями президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева по представлению Президента Российской Федерации.

 

22 января 2010 г. президент России Д. А. Медведев принял президента Татарстана М. Ш. Шаймиева. По официальной версии президент Татарстана отказался от продолжения своих полномочий, хотя в первоначальный список, предложенный российскими властями, входил он, наряду с премьер-министром Р. Миннихановым и председателем Госсовета Ф. Мухамешиным. Соответственно президент России озвучил кандидатуру Р. Минниханова на пост руководителя Республики Татарстан. На сегодняшний момент мы не обладаем полной картиной произошедшего, и можем так или иначе использовать комментарии. Так, Рашид Галямов один из наиболее взвешенных аналитиков республики, директор АИМК «Парадигма–консалтинг» указал: «Очевидно, что за уходом Шаймиева стоит какая-то интрига. Все произошло слишком стремительно и как-то скомканно, что подтверждает мысль о том, что мы имеем дело не с вариантом «Операция “Преемник”» в чистом виде. Основные события произошли не сегодня, а, видимо, в конце прошлого года, когда в штабе «Единой России» формировался список из трех фамилий... После этого шли только консультации и согласования многочисленных интересов.

 

Почему же тандем Медведева-Путина выбрал именно Минниханова?

 

Вся наша элита знает, что в последние годы премьер был настоящим и единственным рулевым экономики РТ. Он тащил на себе все хозяйство (финансы, нефть и нефтехимию, производство и пр.), что позволило Шаймиеву заниматься только идеологией и стратегией»53.

 

Особенностью Р. Минниханова является отсутствие собственно политического опыта деятельности в органах представительского типа, как советскую, так и постсоветскую эпоху. Впрочем, преимущественно хозяйственный опыт был характерен и всей деятельности М. Шаймиева до избрания его первым секретарем Татарского обкома КПСС в сентябре 1989 г. Однако в 1983–1985 гг. уже был секретарем Татарского обкома КПСС54.

 

Р. Минниханов родился, как и М. Шаймиев, в деревне (соответственно 1957 и 1937 гг.). Оба президента получили высшее образование в Казанском сельскохозяйственном институте по специальности «механизация сельского хозяйства», квалификация «инженер-механик». Р. Минниханов в конце застоя поступил и в 1986 г. окончил Заочный институт советской торговли в Москве по специальности «товароведение и организация торговли продовольственными товарами. В 1983 г. он стал зам. председателя правления Сабинского райпо.

 

В 1985–1990 гг. – председатель правления Арского райпо. В 1996 г. уже после консолидации режима М. Шаймиева, проявившегося в заключении Договора 1994 г. с федеральным центром и получения лояльного президенту РТ большинства в Государственном Совете РТ в 1995 г., Р. Минниханов становится министром финансов Республики Татарстан, а в 1998 г. он возглавил Правительство Республики Татарстан55.

 

25 марта 2010 г. произошла инаугурация нового президента, после того как Государственный Совет РТ наделил полномочиями президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова по представлению президента Российской Федерации уже единогласно. Как и в 2005 г., наиболее высоким лидером российского уровня стал полпред президента России в Приволжском Федеральном округе. Сколь-либо представительного коллективного участия от стран СНГ и республик в составе России на обеих инаугурациях не было.

 

В настоящий момент оценки 20-летней деятельности М. Ш. Шаймиева носят преимущественно благостный характер56. 22 апреля 2010 г. Госсовет рассмотрел вопрос о назначении Государственным Советником РТ первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Сам законопроект «О Государственном Советнике Республики Татарстан» был принят Госсоветом 12 марта. Согласно законопроекту, должность эта учреждается в целях всестороннего использования опыта и знаний Президента Татарстана, прекратившего исполнение полномочий, для политического, социально-экономического и иного развития республики. На данную должность назначается не только первый Президент Татарстана, прекративший исполнение полномочий, но и последующие главы республики. Должность Госсоветника РТ не является государственной должностью РТ и должностью государственной гражданской службы РТ. Отметим: Государственный Советник имеет свой секретариат, входящий в структуру Аппарата Президента РТ. Деятельность Госсоветника РТ осуществляется за счет средств бюджета республики в пределах расходов, предусмотренных законом РТ о бюджете РТ на содержание Аппарата Президента РТ. В соответствии с протокольным старшинством, при проведении в республике официальных мероприятий, а также в период пребывания и посещения иных республиканских мероприятий Государственный Советник РТ занимает позицию после Президента республики57. На настоящий момент их совместное появление произошло на мероприятиях, связанных с празднованием 65-й годовщины победы в Великой отечественной войне. При этом Р. Минниханов продолжает возглавлять и заседания правительства.

 

Сам Р. Минниханов, оценивая прошедшее двадцатилетие, в своей инаугурационной речи заявил: «Татарстан стал экономическим сердцем Российской Федерации, а наша столица Казань – третьей столицей страны. Наша республика на практике доказала, что только сильные регионы могут сделать сильной Российскую Федерацию» Новый президент сделал откровенно технократическое выступление в стиле призывов к модернизации президента России Д. Медведева: «Мировой финансовый кризис убедительно доказал – только модернизация может гарантировать нам динамичное развитие и устойчивый рост благосостояния граждан. При этом модернизация должна охватывать не только экономику, но и государственное управление, образование, науку, внешние связи, обустройство городов и сел республики. Вызовы времени требуют перехода на инновационные методы управления»58.

 

Татарстан превратился в один из ключевых регионов, обеспечивающих внеэкономические связи России. 11 мая 2010 г. Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов находился в Турецкой Республике в составе официальной российской делегации, которую возглавлял Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, являясь в ней единственным региональным лидером59. Этот визит является подкреплением разработки конкретных экономических проектов.

 

4 мая 2010 г. Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов принял участие в церемонии закладки первых камней в основание двух новых производств на территории особой экономической зоны «Алабуга». Компания Kastamonu Enntegre построит в особой экономической зоне завод по производству древесных плит ДСП и МДФ. Инвестиции в проект составят 385 млн долларов США. На первом этапе в производство МДФ-плит будет вложено 100 млн долларов, производство ДСП в дальнейшем обойдется в 135 млн, на третьем этапе компания инвестирует в развитие производства еще 150 млн долларов. В свою очередь, компания Trakya Cam Sanayii предполагает начать производство листового стекла уже до конца 2012 года. Объем инвестиций концерна Sisicam в проекты на территории ОЭЗ «Алабуга» составит 325 млн долларов США. Президент Татарстана Рустам Минниханов напомнил, что предварительные договоренности об организации в ОЭЗ «Алабуга» новых производств были достигнуты в 2009 году, во время визита в Татарстан Президента Турецкой Республики Абдуллаха Гюля60.

В ответ 4 мая 2010 г. президент Турции Абдуллах Гюль направил письмо Президенту Республики Татарстан Рустаму Минниханову по случаю торжественной церемонии закладки камней в новые производства турецких компаний на территории особой экономической зоны «Алабуга». Он указал: «Первые масштабные инвестиции турецких компаний в Татарстан имеют особый смысл, формируя фундаменты расширенного сотрудничества». Президент Турции напомнил о своем визите «в дружественную Российскую Федерацию и братскую Республику Татарстан 14-15 февраля 2009 г. В итоге, создание проектов, указанное в протоколах, претворяется в жизнь. Абдуллах Гюль также сообщил, что глубоко рад тому, что Рустам Минниханов будет сопровождать Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева во время его визита в Турцию 11–13 мая 2010 г.61

 

При этом 11 мая в первой половине дня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов провел встречу с Премьер-министром Украины Николаем Азаровым в Киеве62. 14 мая 2010 г. Казанском Кремле был подписан протокол договоренностей, достигнутых по итогам встречи Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова с Премьер-министром Республики Беларусь Сергеем Сидорским63. Рустам Минниханов заявил журналистам, что у Татарстана и Беларуси сложились хорошие отношения по взаимным поставкам нефтехимической продукции: на нефтеперерабатывающих заводах Беларуси в прошлом году было переработано порядка 1,5 млн тонн нефти Татарстана. Серьезный проект для России – сборка и локализация в Елабуге белорусских тракторов МТЗ. Еще один стратегический интерес – продвижение в Беларуси АЗС «Татнефти»: уже выбрано 38 участков под будущие автозаправочные станции. До кризиса товарооборот между Беларусью и Татарстаном составлял более 34 млрд руб. По мнению Р. Минниханова, любой крупной нефтяной компании важно иметь свою сеть АЗС. У ОАО «Татнефть» по России и Украине есть сеть из 600 АЗС. Компания заинтересована в расширении своей сети на территории Беларуси64.

 

Однако экономическое положение Татарстана остается сложным. 19 апреля в Кабинете Министров РТ под председательством Президента Татарстана Рустама Минниханова прошло республиканское совещание «Об итогах исполнения консолидированного бюджета РТ за I квартал 2010 года и задачах финансовых, экономических, казначейских и налоговых органов РТ на 2010 год». Основные итоги социально-экономического развития РТ в I квартале 2010 года представил в своем докладе на совещании и. о. министра экономики РТ Марат Сафиуллин. Он указал, что валовой региональный продукт Татарстана вырос на 6,5 процента, что выше среднего показателя по Российской Федерации, где прирост ВВП оценивается на уровне 5,2 процента. За 3 месяца 2010 года на территории Татарстана в бюджеты всех уровней мобилизовано 47 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет 26,4 млрд руб., в консолидированный бюджет республики 20,6 млрд руб. из них в бюджет РТ – 16,3 млрд руб., в местные бюджеты – 4,3 млрд руб. «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые поступления в целом увеличились в 1,5 раза, в том числе в федеральный бюджет в 1,8 раза, в консолидированный бюджет республики почти на треть», – заявил руководитель Управления ФНС России по РТ Марат Сафиуллин. Основная доля налоговых поступлений в текущем году приходится на налог на добычу полезных ископаемых (нефти) – 42,3 процента от общего объема поступлений, налог на прибыль – 19 процентов и на налог на доходы физических лиц – 15 процентов. В консолидированном бюджете РТ основную долю налоговых поступлений составляют налог на прибыль – 39 процентов и налог на доходы физических лиц – 35 процентов65.

 

При этом приход нового президента в Татарстане совпал с беспрецедентным ростом объема государственного долга республики. За апрель цифра ее задолженности в федеральную казну увеличилась на 25% – с 36,8 до 45,54 млрд рублей.

 

Сведения о задолженности субъектов Федерации по состоянию на 1 апреля 2010 г. были опубликованы на сайте Министерства финансов РФ. По состоянию на 1 марта 2010 г., долг Татарстана перед федеральным бюджетом составлял 36,796 млрд рублей. До сих пор считалось, что наибольшие темпы роста долгов республика продемонстрировала в 2009 году, когда набрала займов и кредитов на 39,134 млрд рублей. В отчете за январь 2010 года было объявлено даже о снижении суммы почти на 2,5 млрд рублей, однако об источниках выплат не сообщалось66. До установленного лимита госдолга Татарстану осталось менее 3 млрд – согласно Закону «О бюджете РТ на 2010 год» верхний предел государственного внутреннего долга РТ составляет 48,2 млрд рублей (73% от прогнозируемых доходов). Следует отметить, что по Бюджетному кодексу РФ объемы госдолга субъектов Федерации могут достигать размеров годовых доходов их бюджетов67. При этом следует указать, что общий долг республики в федеральную казну в размере 45,54 млрд рублей менее чем в два раза превышает ее же мартовские выплаты федеральный бюджет в размере 26,4 млрд руб. Здесь возникла парадоксальная ситуация, когда в условиях сверхвысоких цен на нефть нефтедобывающая республика оказывается должником. При этом напоминаем, что налог на добычу полезных ископаемых (нефти), уходящий в федеральный центр, составляет 42,3 процента от общего объема поступлений

 

22 апреля 2010 года президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указы о назначениях должностных лиц, входящих в состав республиканского правительства. Утверждены новые главы четырех министерств: мининформатизации и связи возглавил Николай Никифоров. Гендиректор ОАО «Татэнерго», племянник М. Шаймиева Ильшат Фардиев назначен главой вновь созданного министерства энергетики. Глава Бугульминского района республики Наиль Магдеев отныне отвечает за лесное хозяйство республики, а Ленар Сафин назначен министром транспорта и дорожного хозяйства Татарстана. Первые двое являются также вице-премьерами. Самым неожиданным стало назначение заместителем премьера РТ и министром информатизации и связи Николая Никифорова. Новому министру, который недавно вошел в кадровый резерв президента РФ, всего 27 лет. До настоящего времени он был гендиректором ГУ «Центр информационных технологий Республики Татарстан». На место экс-главы минтранспорта Геннадия Емельянова (ныне первого заместителя руководителя исполкома Елабужского района, и.о. руководителя исполкома) назначен Ленар Сафин, экс-директор ГУ «Главтатдортранс»68.

 

Новый премьер-министр РТ Ильдар Шафкатович Халиков родился в 1967 в городе железнодорожников Агрыз (фактически Сортировочная Ижевска). После службы в армии он поступил в Казанский государственный университет по специальности «Правоведение». В 1995–2003 гг. он работал на челнинском ОАО «КамАЗ», пройдя путь от заместителя начальника Правового управления до директора по экономике и финансам, заместитель генерального директора по корпоративной стратегии ОАО «КамАЗ». С 2003 г. он возглавил город Набережные Челны, получив с 01.01.2006 г. пост главы муниципального образования город Набережные Челны, мэр города. При этом Ильдар Халиков вошел в структуры единороссов: С 26.10.2006 года – секретарь Политсовета Набережно-Челнинского местного отделения ВПП «Единая Россия», руководитель фракции «Единая Россия» в Городском совете муниципального образования город Набережные Челны, член Президиума Политсовета Татарстанского регионального отделения ВПП «Единая Россия»69. Однако он выставляется именно в качестве эффективного менеджера, способствовавшего реструктуризации долгов, привлечению новых производств и госзаказов на площадки градообразующего для Набережных Челнов КамАЗа.

 

Самым радикальным выглядит назначение Николая Никифорова, который по возрасту годится в внуки М. Шаймиеву (разница 45 лет) в рамках политики информатизации. Он родился 24 июня 1982 г. в Казани. С августа 2005 г. – советник Премьер-министра Республики Татарстан по информационным технологиям после создания рабочей группы по координации внедрения комплексного проекта «Электронное Правительство Республики Татарстан» 2006–2010 гг. Никифоров – генеральный директор Центра информационных технологий Республики Татарстан70.

 

Этому правительству технократов предстоит возглавлять республику в годы экономического кризиса. Действительно Татарстан поражает стабильностью и достаточно ровным и поступательным развитием экономики, особенно по сравнению с Северным Кавказом. Нарастающий кризис объективно должен показать прочность «модели Татарстана». Поэтому пока хотелось бы ограничиться скорее анализом возможных векторов, а не результатов.

 

В период кризиса от нового руководителя Татарстана будут ждать лишение проблем безработицы, особенно в моногородах, собираемости налогов, наполняемости бюджета и т.п. Президент России Дмитрий Медведев при назначении главы Северо-Кавказского федерального округа Александра Хлопонина высказался за экономическое решение проблем национальных республик. Р. Минниханов с его опытом премьерства с 1998 г. показал себя эффективным менеджером в республике, где сочетаются развитая промышленность, сельское хозяйство и система высшего образования и науки. Инаугурационная речь Р. Минниханова была посвящена именно задачам модернизации, создания среднего класса в лице бизнесменов и повышения качества жизни. За тысячелетием Казани в 2005 г. должна последовать Универсиада в 2013 г., также активно поддерживаемая финансово из федерального бюджета. Создание Приволжского федерального университета в Казани укрепит амбиции и позиции интеллектуалов столицы республики. Все эти факторы стабильности усиливаются действительно уникальным опытом межнационального и межконфессионального мира в республике. Его подкрепляют как реальный раздел власти и собственности, учитывающий интересы татарской и русской общин, так и смешанные браки. В итоге, дестабилизация ситуации действительно невыгодна почти всем ее гражданам. Старшее и среднее поколение еще помнит начало 1990-х гг., когда Татарстан потенциально называли «второй Чечней».

 

Но есть и другие факторы. Самый важный из них: сохранение религии и языка. С 1990 г. татарский имеет статус государственного языка, и, наряду с историей Татарстана преподается во всех школах и вузах. Введение ЕГЭ и новых школьных стандартов привело к закрытию многих татарских школ и сокращению соответствующих часов, и это далеко не конец. Часть представителей русского населения требует превратить предметы национально-регионального компонента в факультативы. Куда же деть учителей, большинство из которых молоды и активны? У татар среди молодежи и среднего поколения выросло значение исламского фактора, а отсутствие улемов не дает возможность дать ответы на актуальные вопросы современности, особенно политические, социальные, экономические. Они не обсуждаются ни в прессе, ни в парламенте, как это было на рубеже 1980–1990-х гг. За 20-летие в республике почти не появились новые политические лидеры, умеющие говорить с народом. И это в республике, где высшее образование скорее явлется правилом. Перепись населения 2010 г. вновь поставит вопрос о численности татар, и будет вновь поставлен вопрос об этнической мобилизации как при переписи 2002 г. С точки зрения безработицы в наихудшем положении оказался центр радикализма в республике – Набережные Челны. В полумиллионном городе стоит вопрос о занятости многих десятков тысяч, если не больше. И М. Шаймиев и Р. Минниханов по своему происхождению представляют село, оба окончили Казанский сельскохозяйственный институт, но в современном Татарстане большинство татар живут в индустриальных городах. К тому же модель Татарстана оказалась под пристальным взглядом как Запада, так и Востока. Новая история Татарстана, с еще неизвестными лидерами постсоветской эпохи во главе, во многом только начинается...

 

А. Хабутдинов,
профессор кафедры истории и теории права Российской академии правосудия (Казанский филиал)

 

Примечания:

1 Советская Татария. 1991. 21 мая.

2 Советская Татария. 1991. 16 мая.

3 Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки / Авторы-составители Ф. Х. Мухаметшин, Л. В. Агеева. – Т. 1. – 1988–1992 годы.– Казань, 2000. – С. 62.

4 Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки / Авторы-составители Ф. Х. Мухаметшин, Л. В. Агеева. – Т. 1. – 1988–1992 годы.– Казань, 2000. – С. 130.

5 Галлямова А. Г. На этапе перестройки / А. Г. Галлямова // Tartarica: история татар и народов Евразии. Республика Татарстан вчера и сегодня: Атлас / науч. рук. проекта Р. Хакимов. – Казань [и др.]: Феория: Дизайн. Информация. Картография, 2005. – С. 595.

6 Регламент Верховного Совета Татарской ССР от 28.08.1990 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.

7 Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.

8 Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки / Авторы-составители Ф. Х. Мухаметшин, Л. В. Агеева. – Т. 1. – 1988–1992 годы.– Казань, 2000. – С. 130.

9 Р. Хакимов Татарии – статус союзной республики // Вечерняя Казань. 1989. 2 февраля.

10 Хабутдинов А. Татарстанский референдум 21 марта 1992 г.: путь от советской автономии к современному российскому субъекту / А. Хабутдинов // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты –2007. – № 1 (7). – С. 13–14.

11 Быть подлинным хозяином в собственном доме. Выступление депутата М. Ш. Шаймиева, председателя Верховного Совета Татарской ССР, на Съезде народных депутатов СССР // Вечерняя Казань. 1990. 24 декабря.

12 Мухаметшин Ф. Х., Исаев Г. А. Республика Татарстан в зеркале общественного мнения. (90-е годы. Социолого-экономический очерк) / Ф. Х. Мухаметшин, Г. А. Исаев. – Казань, 1998. – С. 54–55.

13 См.: Марданшин Р. М. Становление и развитие института президентства в Республике Татарстан: Президентские выборы / Р. М. Марданшин // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. – Санкт-Петербург, 2008. – № 29 (65). – С. 219–222.

14 Протоколы и стенограммы из заседаний Конституционной комиссии и рабочих групп от 18.12.1990 // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 1059а. Б. п.; Протокол заседания Конституционной комиссии Татарской ССР от 15.04.1991 // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 2062 а. Б. п.; Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки / Авторы-составители Ф. Х. Мухаметшин, Л. В. Агеева. – Т. 1. – 1988–1992 годы.– Казань, 2000. – С. 130.

15 Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки / Авторы-составители Ф. Х. Мухаметшин, Л. В. Агеева. – Т. 1. – 1988–1992 годы. – Казань, 2000. – С. 171.

16 Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника / Автор-составитель Д. М. Исхаков // под ред. М. Н. Губогло. – Т. 3. – М.: ЦИМО, 1999. – С. 9–53.

17 Марданшин Р. М. Формирование института президентства в Республике Татарстан в начале 90-х гг. XX в. (по материалам архивных документов) / Р. М. Марданшин // Культура как духовный ресурс развития региона: материалы Международной научной конференции. – М., 2008. – С. 98–105.

18 Протокол совещания с руководителями подготовительных групп Конституционной комиссии Татарской ССР у руководителя рабочей группы Р. Ш. Шамгунова от 01.02.1991 // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 2062 а. Б. п.

19 Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки / Авторы-составители Ф. Х. Мухаметшин, Л. В. Агеева. – Т. 1. – 1988–1992 годы.– Казань, 2000. – С. 181–186.

20 Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника / Автор-составитель Д.М. Исхаков // под ред. М. Н. Губогло. – Т. 3. – М.: ЦИМО, 1999. – С. 254.

21 Протокол заседания Конституционной комиссии Татарской ССР от 15.04.1991 // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 2062 а. Б. п.

22 Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки / Авторы-составители Ф. Х. Мухаметшин, Л. В. Агеева. – Т. 1. – 1988–1992 годы. – Казань, 2000. – С. 190.

23 Закон Татарской ССР «О выборах Президента Татарской ССР» от 13.05.1991 № 916-XII // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.

24 Советская Татария. 1991. 14 мая.

25 Советская Татария. 1991. 21 мая.

26 Советская Татария. 1991. 21 мая.

27 Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки / Авторы-составители Ф. Х. Мухаметшин, Л. В. Агеева. – Т. 1. – 1988–1992 годы. – Казань, 2000. – С. 202.

28 Советская Татария. 1991. 14 мая.

29 Законы Татарской ССР «О вступлении в должность Президента Татарской ССР» от 04.06.1991 №1141-XII и «О защите чести и достоинства Президента Татарской ССР» от 04.06.1991 №1143-XII // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.

30 Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки / Авторы-составители Ф. Х. Мухаметшин, Л. В. Агеева. – Т. 1. – 1988–1992 годы.– Казань, 2000. – С. 207.

31 Хабутдинов А. Органы национальной автономии тюрко-татар Внутренней России и Сибири в 1917–1918 гг. – Вологда, 2001; Его же. Проект «Идель-Урал»: История и современность // Конфликт – Диалог – Сотрудничество. – 2001. – Бюллетень N 8.

32 Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки. – Т. 1. – 1988–1992 годы. – Казань, 2000.–С. 302.

33 Мухаметшин Ф. Х. О мерах реализации госу-дарственного суверенитета Республики Татарстан, выте-кающих из итогов референдума о статусе Республики Татарстан, состоявшегося 21 марта 1992 г. Доклад на X сессии Верховного Совета Республики Татарстан 20 мая 1992 г. // Республика Татарстан: От референдума до договора. – Казань, 1995.–С. 14.

34 Сагитова Л. Этничность в современном Татарстане. – Казань, 1998. – С. 65.

35 См.: http://www.gossov.tatarstan.ru/organization/struktura/grup/; http://www.gossov.tatarstan.ru/news/show/839

36 Гузельбаева Г. Я. Формирование политической элиты в контексте трансформации социальной структуры современного российского общества: дис. ... канд. соц. наук. –Казань, 2005. – С. 141.

37 Республика Татарстан. 1996. 26 марта.

38 Выбор Татарстана. Выборы Президента Республики Татарстан в зеркале российской прессы / Составители: Р. Вафин, Л. Сидикова. – Казань, 2001. – С. 475.

39 См. подробно: Воля и выбор народа. Выборы президента Республики Татарстан 24 марта 1996 года. Документы. Материалы. Итоги. / Составители: А. Х. Хасанов, М. А. Сираев, Л. А. Гусева. – Казань, 1996. – С. 284–285.

40 Земляки дали Минтимеру Шаймиеву третий срок // Время и деньги. – 2001. – 30 января.

41 Президент якташларыннан фатиха алды // Ватаным Татарстан. – 2001. – 27 января; Татар иле. – 2001. – № 5.

42 Хабутдинов А.. Ислам в Татарстане на пороге тысячелетия: Тенденции и варианты / А. Хабутдинов // Казанский федералист. № 1 (13). Зима. 2005. Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве. – С. 203–209.

43 Минтимер Шаймиев выписал Путину таблетки от головной боли // Вечерняя Казань. 2001. 27 марта; Подтверждение доверия народа // Республика Татарстан. 2001. 27 марта; «Безоговорочно!» Татарстан проголосовал за Минтимера Шаймиева и его курс // Время и деньги. 2001. 27 марта; Президентом остаться проще, чем губернатором // Известия. – 2001. – 27 марта.

44 Минтимер Шаймиев выписал Путину таблетки от головной боли // Вечерняя Казань. – 2001. – 27 марта.

45 Абдрахманов Р. Татарстан в начале XXI века // Tartarica: история татар и народов Евразии. Республика Татарстан вчера и сегодня: Атлас / науч. рук. проекта Р. Хакимов. – Казань [и др.]: Феория: Дизайн. Информация. Картография, 2005. – С. 743.

46 Алаев Ю. Минтимер Шаймиев озабочен тем, как оправдать высокое доверие избирателей / Ю. Алаев // Время и деньги. – 2001. – 27 марта.

47 Приветствие президента Российской Федерации // Республика Татарстан. – 2001. – 13 апреля.

48 Выбор Татарстана. Выборы Президента Республики Татарстан в зеркале российской прессы / Составители: Р Вафин, Л. Сидикова. – Казань, 2001. – С. 475–491; Хабутдинов А. Ю. Ислам в Татарстане в первые годы нового тысячелетия / А. Ю. Хабутдинов // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. – 2005. – № 1. – С. 51–52.

49 См. Конституция Республики Татарстан. Статья 911.

50 См: http://president.tatar.ru/news/view/10362

51 Абдрахманов Р. Татарстан в начале XXI века // Tartarica: история татар и народов Евразии. Республика Татарстан вчера и сегодня: Атлас / науч. рук. проекта Р. Хакимов. – Казань [и др.]: Феория: Дизайн. Информация. Картография, 2005. – С. 749.

52 Республика Татарстан. 2001. 1 апреля.

53 http://business-gazeta.ru/article/19702/13/С чем придет Рустам Минниханов? 2010. 23 января

54 http://shaimiev.tatar.ru/biography.htm

55 http://president.tatar.ru/biography.htm

56 На момент написания статьи в левой колонке первой страницы сайта президента Республики Татарстан (http://president.tatar.ru/) дается ссылка на сайт первого президента Республики Татарстан (http://shaimiev.tatar.ru/).

57 http://shaimiev.tatar.ru/news/view/77073

58 http://president.tatar.ru/pub/view/9243

59 http://president.tatar.ru/news/view/77193

60 http://president.tatar.ru/news/view/76513

61 http://president.tatar.ru/news/view/76515

62 http://president.tatar.ru/news/view/77253

63 http://president.tatar.ru/news/view/76513

64 http://president.tatar.ru/news/view/77573

65 http://president.tatar.ru/news/view/75253

66 http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/04/subdbt010410.pdf

67 http://www.regnum.ru/news/fd-volga/tatarstan/1278356.html

68 http://info.tatcenter.ru/86919_print.htm

69 http://prav.tatar.ru/rus/premier.htm

70 http://mcrt.tatar.ru/rus/rus/rukov/minister.htm?

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/13185/">ISLAMRF.RU: Институт президентства в Республике Татарстан: политические и экономические аспекты </a>