RSS | PDA | Архив   Среда 5 Август 2020 | 1433 х.
 

Мусульмане в Государственной Думе в начале прошлого столетия

28.04.2011 11:07

105 лет тому назад начались заседания I Государственной Думы – первого общенационального парламента в истории России. В дни революции 1905-1907 гг. лидеры умеренных политических группировок, поддержанные российским обществом, были готовы решать будущее страны мирным путем. Действительно, перенесение конфликтных ситуаций в стены представительных учреждений является наиболее адекватным способом достижения политического компромисса и гарантией неприменения насилия. Российский опыт дает нам примеры различного решения конфликтных ситуаций. Отличительной чертой политической культуры мусульман Волго-Уральского региона была и есть ориентация на мирное разрешение проблем при условии признания их гражданских прав и, прежде всего, свободы вероисповедания. При отсутствии территориальной автономии они стремились тогда обеспечить свои права на всероссийском уровне путем участия в законодательном процессе.

 

Выборы в I Государственную Думу обеспечили абсолютное большинство сторонникам либерального общероссийского союза «Иттифака аль-муслимин» (Союза мусульман). Его лидеры составили ядро мусульманских депутатов. Мусульманская группа Гос. Думы 1-го созыва (27 апреля — 8 июля 1906 г.) была сформирована 21 июня в составе 22 депутатов (12 татар) из числа сторонников «Иттифака» (представители интеллигенции, помещиков и улемов). На первом собрании фракции было избрано ее бюро: А.-М. Топчибашев (председатель бюро и фракции), И. Зиатханов (оба — азербайджанцы), С.-Г. Алкин, А. Ахтямов, С.-Г. Джантюрин, М.-З. Рамиев (Дэрдменд), Ш.-А. Сыртланов (все — татары). Все члены бюро фракции от татар входили в состав Казанского, Уфимского и Оренбургского бюро «Иттифака». 

 

В мае-июле 1906 г. лидеры «Иттифака» проводили политику сотрудничества с кадетами, действуя в рамках их думской фракции. Первая «кадетская» Дума направила Императору Николаю II адрес, где настаивала на отмене всех национальных, религиозных и сословных ограничений и требовала весь спектр политических свобод. Одновременно лидер кадетов П. Н. Милюков вел переговоры с министром внутренних дел П. А. Столыпиным о создании правительства с преобладанием кадетов. 25 мусульманских депутатов голосовали совместно с кадетами. Однако 9 июля 1906 г. император Николай II распустил I Думу. Никогда больше в российской истории парламент не будет иметь либерального большинства. Вместе с кадетами думские лидеры «Иттифака» подписывают Выборгское воззвание и отстраняются властью от политической деятельности. Помимо С.-Г. Алкина, А. Ахтямова и С.-Г. Джантюрина воззвание подписывает и председатель партии А.-М. Топчибашев. В результате будущая фракция потеряла своих лучших политиков и юристов

 

После Государственной Думе Российской империи и Всероссийского Учредительного Собрания 1918 г. российский парламент ни разу не имел в своем составе партийных фракций, основанных на этно-конфессиональном принципе. Такие партии запрещены современным российским законодательством. В современной России, партии создаваемые мусульманами, ни разу ни прошли 5% барьер. Сегодня представительство мусульман на российской арене обеспечивается прежде всего через республиканское руководство регионов, где мусульмане составляют титульное население. Депутаты Федерального Собрания от этих республик практически целиком представляют сейчас одну партию – «Единую Россию»,  выступающую преимущественно с позиций централизации страны. Вместе с тем, политический диалог между различными этно-конфессиональными группами в стенах парламента является сейчас практикой многих стран. В Европе это представители Каталонии и станы Басков в парламенте Испании,  Шотландии и Северной Ирландии в британском парламенте, венгерские  депутаты – в румынском и турецкие – в болгарском. Кроме первого случая здесь представители этнических меньшинств являются и представителями меньшинств религиозных.

 

В России в последний год начал обсуждаться вопрос об участии религиозных деятелей в выборах. Не случайно, что на Всероссийском мусульманском совещании  24 марта сделали ряд фактически  агитационных заявлений лидеры российских политических партий. Поэтому изучение опыта участия мусульман в российском парламенте может в дальнейшем из чисто академической проблемы перейти в практическую плоскость.

 

Хабутдинов А.Ю.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/15863/">ISLAMRF.RU: Мусульмане в Государственной Думе в начале прошлого столетия</a>