RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Рамадан в Татарстане: год 2012-й

06.08.2012 10:25

Татарстан технократический

 

 

 

1 августа «Независимая газета»  опубликовала очередной рейтинг «100 ведущих политиков России в июле 2012 года». Президент Татарстана Рустам Минниханов  передвинулся с 87-го места на 86-е.[1] 1 августа детальный мастер-план города будущего -- Иннополиса был представлен руководству Татарстана во главе с президентом РТ Р. Миннихановым. Его создатель -- а, сингапурская компания RSP Architects. Р. Минниханов отметил, что необходимо определить проект строительства IT-центра - ядра первой очереди Иннополиса. По проекту население Иннополиса должно составить около 155 тысяч человек, из них 60 тысяч - это сотрудники компаний IT-индустрии. Р. Минниханов указал, что «мастер-план надо отправлять в работу»[2].

Одновременно развивается и реальный сектор. Так в нефтегазохимическом комплексе Татарстана в первом полугодии 2012 года производство выросло на 10,6%. . Основной прирост обеспечила нефтепереработка – на 47 процентов. В Татарстане добыто 16,2 млн. тонн нефти, 49 процента из них переработано».[3]

 

Эти успехи РТ не остались замеченными и верховной властью. 25 июля в Сочи президент России Владимир Путин «обсудил с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и жителями республики – представителями предпринимательского сообщества, сфер образования и здравоохранения социально-экономическую ситуацию в регионе»[4]. Р. Минниханов и отобранные представители трудящихся говорили об успехах РТ в промышленности, сельском хозяйстве, карьерном росте молодежи, демографии и спорте. Лидер Татарстана сказал президенту России: «Вы определили задачу – 25 миллионов высокопрофессиональных рабочих мест. Мы для себя эту цифру определяем в 750 тысяч человек. Конечно же, это модернизация существующих наших производств. Это наши машиностроительные комплексы, нефтехимические комплексы, это новые сферы, нанотехнологии, IT. И в то же время мы считаем, что новое подрастающее поколение, новые предприятия на базе особой экономической зоны, наши технопарки позволят решить эту задачу».

 

Среди экономических вопросов прозвучала и тема будущего молодежи. От ее имени выступил В.Е. Туманин -- председатель исполнительного комитета движения молодых учёных и специалистов Республики Татарстан, заместитель директора Института истории Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат исторических наук, недавно переехавший в Казань из Саратова. Он бодро   заявил: «у нас в республике в последние годы реализуется целый ряд проектов для молодёжи. Они направлены на то, чтобы активизировать гражданскую позицию молодёжи, развить общественно-политическую позицию…. Это «Созвездие-Йолдызлык», «Алгарыш», «Салят», Конгресс студентов, Республиканский молодёжный форум, «Кадровый резерв». То есть проектов огромное количество, они разные, в разных направлениях, в разных отраслях, но цель у всех одна – выявление и развитие лидерских качеств у молодёжи. Те ребята, кто проходит через эти проекты, участвуют в этих проектах, во время реализации проектов проходят практики в различных министерствах, ведомствах…

 

У нас в республике действительно своеобразная система социальных лифтов для молодёжи работает, причём работает плодотворно. Потому что ребята, которые (не важно, девушки, юноши) проходят через эти проекты, живут одной жизнью с республикой, участвуют в различных социально-значимых программах, дышат одним воздухом с республикой фактически»

 

В качестве резюме В.ПУТИН отметил: «мы Татарстан не просто любим, а поддерживаем всегда. Татарстан – один из лидеров в России практически по всем направлениям деятельности и в экономике, причём и в сельском хозяйстве, в промышленности. В социальной сфере применяется много новых современных методов руководства всеми процессами. И в спорте. По некоторым видам вы просто даже неприлично себя ведёте. (Смех.) Выиграли всё, что можно было выиграть». Многодетная мать из Казани C.СТОЛЯРЕНКО сказала: «Спасибо Вам большое за те объекты Универсиады, которые тоже для наших детей остались».

 

В.ПУТИН вспомнил времена своего первого президентства: «Я помню, когда первый раз приехал в Казань, и знаю, как она выглядит сейчас. Вот за эти 10 лет Казань кардинальным образом поменяла своё лицо. Помню, как мы ещё с прежним Президентом заходили в эти домишки ветхие. И теперь я вижу, какие там дома стоят на этих местах. Многое изменилось в Татарстане. Надеюсь, что благодаря вашей активной работе, вашему таланту, таланту всех, кто живёт в Татарстане, в том числе благодаря таланту руководства республики, многое ещё сделаем»[5].

 

Голос улицы.

Эта встреча в Сочи проходила в те дни, когда по всему  Татарстану шли задержания мусульман. Каков был их размах? 31 июля в центре Казани на площади перед театром имени Галиаскара Камала прошел пикет, принявший открытое письмо к президенту Татарстана Рустаму Минниханову. В обращении пикетчики указали, что, по их данным, в республике в связи с расследованием покушения арестованы от 400 до 600 человек, обыски по ночам прошли у 200 человек, оперативники изымали религиозную литературу и компьютеры. Также в письме утверждалось, что как минимум одного из  арестованных избиваю. В качестве примера пикетчики привели подозреваемого Марата Кудакаева, работавшего в ДУМ РТ начальником отдела по связям с силовыми структурами, но был уволен при муфтие И. Файзова. Накануне пикета в татарстанские СМИ были разосланы копии рукописного «заявления для прессы» от имени Кудакаева. В них утверждается, что якобы к подозреваемому «сотрудники правоохранительных органов применяют психологические и силовые методы сбора доказательств, пытают током, угрожают родным и знакомым физической расправой». Лидер молодежного движения «Азатлык» Наиль Набиуллин завил, что главное требование пикетчиков — «отпустить задержанных мусульман и прекратить репрессии». Он сказал, что покушение и убийство — это «спектакль, красиво устроенный Москвой», а господин Якупов (убитый в один день с покушением на муфтия начальник учебного отдела Духовного управления мусульман (ДУМ) Валиулла Якупов) был «разменной монетой»[6]. В данной статье «Коммерсанта» указывается: «Господин Набиуллин не пояснил, что конкретно имеет в виду».

Так что же говорили в Казани в эти дни?  Среди федеральных СМИ наиболее полная картина была дана в журнале «Огонек» (тот же ИД «Коммерсант») в статье русскоязычного татарского прозаика с нетатарстанскими корнями Ильдара Абузярова с симптоматичным названием «Казанский шок». Наряду с так называемыми ваххабитской (салафитской) и экономической «всплывает "альтернативная версия", озвученная противниками муфтия Фаизова….покушение на муфтия — "инсценировка", а сам муфтий со своим искренним желанием бороться с салафитами за "традиционный ислам" — всего лишь разменная фигура. Доверчивым предлагается такой сценарий: покушение — всего лишь первый этап замысла, цель которого — разделить мусульманскую общину на враждующие кланы, инсценировать нападение одной группы на другую, арестами и облавами обострить противостояние и дестабилизировать ситуацию. Потом объявить, что республика не справляется, сменить президента и отобрать республиканскую собственность, нефтянку в первую очередь. По этой версии, за покушениями стоят некие внешние по отношению к республике силы (группы влияния или компании), заинтересованные в хаосе и ослаблении власти в Татарстане. Подтекст понятен: мусульман используют в корыстных целях, враги не внутри общины, а вне нее.

 

В Казани все эти придумки воспринимаются иначе — основания имеются. Здесь все чаще звучат недовольные голоса: республика отдает в федеральный центр в виде налогов до 400 млрд рублей в год, а получает в ответ только 10 процентов от этой суммы в виде федеральных субвенций. Сторонники сохранения "культурных основ" раздраженно говорят о "неприкрытом наступлении" на преподавание татарского языка в школах, о попытках навязать татарам "основы православия" и о том, что у татар нет системы высшего образования. В этой среде популярны разговоры о том, что "федеральная власть заинтересована в скорейшей русификации татар, чтобы уже ничто не мешало захватить республиканскую собственность".[7]  Следует отметить, что подобные разговоры о переходе нефтяной отрасли под контроль Москвы, а также об отзыве президента РТ Р. Минниханова предположительно на пост министра сельского хозяйства РФ велись в апреле-мае. Тогда они были связаны с отставкой министра внутренних дел РТ А. Сафарова в связи с событиями в ОМ «Дальний». В качестве аналогии говорилось о переходе ОАО «Башнефть» и нефтехимического комплекса Башкортостана под контроль АФК «Система» якобы вследствие событий в декабре 2004 г. в  Благовещенске, связанных с неправомерным применением силы со стороны МВД РБ. Вследствие их, в 2005 г. от занимаемой должности временно был отстранён глава МВД РБ Р. Диваев[8].

Внешне парадоксально, но внутренне логично, что накануне терактов президент РТ Рустам Минниханов на совещании, которое было посвящено итогам работы МВД РТ за первую половину 2012, сказал: «Надо уже забыть про "Дальний". Везде "Дальний", "Дальний"... Такое чувство, что это кому-то выгодно»… Также, по его словам, интерес террористических и экстремистских организаций к республике нисколько не ослабевает. А значит, полицейским стоит обратить на проблему пристальное внимание, особенно — к распространению радикальных идей в молодежной среде».[9] На сайте prokazan.ru в ответ появился опрос: "Считаете ли вы, что про "Дальний" нужно забыть?". На утро 5 августа 2012 г. из 135 человек ответы были следующие:

1. 5.15% (7). Да, конечно. Это мешает полицейским выполнять свою работу.

2. 9.56%. (13). Скорее да. Не говорить об этом направо и налево, но при этом не забывать о жертве.

3. 38.24% (52). Скорее нет. Время от времени нужно поднимать эту тему.

4. 47.06%. (64). Нет. Постоянно говорить об этом на каждом шагу.[10]

 Данный не слишком репрезентативный вопрос во многом дает понять, насколько общество РТ критически настроено к силовым структурам. Тем более, что в марте 2012 г. МВД РТ окончательно превратилось в МВД по РТ, чей глава был выведен из правительства РТ.

За прошедшие три недели было написано и высказано в социальных сетях достаточно многое о событиях 19 июля и их последствиях. Постараемся воспользоваться некими количественными показателями и обратимся для этого к сайту татаро-башкирской редакции радио «Свобода» azatliq.org. Благодаря тому, что жена главы казанского корпункта Р. Валиева З. Валиева долгие годы занимала пост вице-премьера и министра культуры РТ (ныне директор музея-заповедника «Казанский Кремль») позиция корпункта в отношении властей РТ была весьма комплиментарной. Это видно и на таком примере. Наибольшую популярность  на сайте (1426 прочитало  ее на 9.05 утра 5.08.12) приобрела статья Искандера Сирази (Сиразеева) под названием "Илдус Ф?изне ?ентекл?п тикшерерг? кир?к" (Ильдуса Фаизова надо детально проверить)[11]. На самом деле мы имеем дело с перепечаткой статьи   Искандера Сирази (Сиразеева) из возглавляемой им  "Безне? г??ит" («Наша газета») под гораздо более откровенным названием «37нче еллар» т??риб?се б?ген Татарстанны тенти…» («Опыт 37-х годов приводит к обыскам в современном  Татарстане»)[12]. И. Сирази принял участие 31 июля в пикете перед театром имени Галиаскара Камала.

В начале выдвигается такой тезис: « в республике идет тайная и опасная игра, только я в течение стольких дней, удивляюсь и так и не могу понять ее правила. Потому что происходят события, не поддающиеся пониманию». В качестве примера он приводит   будто бы нахождение саперами и сотрудниками МВД 24 июля бомбы под машиной своего друга Азата Гайнетдинова на улице Муштари в центре Казани. Последний был задержан в рамках следственных мероприятий по делу И. Файзова, но затем отпущен. Позднее МВД опровергло  информацию о бомбе. При этом, действительно в Казани было широко объявлено о проведении 20-27 июля антитеррористических учений и прибытии в город лиц, которые должны проверить бдительность сотрудников  правоохранительных структур.  Далее И. Сирази излагает версию о возможной инсценировке покушения на муфтия И. Файзова и дает ему такую оценку: «Ильдус Фаиз за полтора года… вписал черные страницы в историю Татарстана». И. Сиразиев описывает покойного В. Якупова как человека, имевшего доступ к правительственным грантам (вероятно, имеются в виду гранты Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования) в исламской сфере и лично к «главе управления  по религиозным делам  Московского Кремля» А.А. Гришину. Здесь следует отметить как некорректное название никогда не существовавшего органа, так и устранение А.А. Гришина из администрации президента РФ. Но вопрос о деньгах и влиянии В. Якупова позволяет поднять вопрос о И. Файзове и В. Якупове как о двух головах, не умещающихся в одном казане (Казани) и возможном избрании В. Якупова на пост муфтия ДУМ РТ. Здесь мы видим, как рикошетом возвращается мнение о том, что В. Якупов был человеком №2 в ДУМ РТ и ключевым  игроком в противостоянии ваххабизму. И. Сирази критикует обращения муфтия, заявившего ««Я прощаю совершивших это злодеяние. Аллах верно определит им справедливое воздаяние за содеянное». Однако при этом правоохранительные органы предъявляют обвинения в  «ваххабизме», «национал-сепаратизме», «членстве в ОПГ». И Сирази утверждает, что сотрудники Следственного комитеты и ФСБ весьма корректно вели себя с первыми задержанными. Однако затем допросы  перешли  к сотрудникам МВД:  «А их методы известны, бутылка шампанского и другие подобные предметы.

Виновных «найдут» как будто»

В заключении, упрекая И. Файзова за раздувание конфликта  внутри уммы Татарстана, И. Сирази утверждает: «Еще не арестованные наши товарищи каждый день боятся, что их заберут. Можно сказать, что мы вернулись к 37-м годам прошлого века».  Еще более откровенен, постскриптум, обращенный к читателям: Сами видите, облака сгущаются  –  я чувствую себя, что живу в   1937г.». Если услышите, что  я «террорист», «наркоман или продавец наркотиков», «обладатель огнестрельного оружия», то не верьте».

При всей экзальтированности данной позиции, она отражает настроения определенной группы национальной интеллигенции, чувствующей себя в состоянии «Без ветрил», если вспомнить название классической пьесы К. Тинчурина. Так уже 31 июля в отношении лидера союза татарской молодежи «Азатлык» Наиля Набиуллина было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении за пикет у театра им. Г. Камала[13]. Пикеты и пресс-конференции в защиту задержанных стали почти повседневной рутиной. Последний пикет прошел вчера, 5 августа около того же театра Камала.  Р. Сулейманов уже по итогам пикета 31 июля констатировал, что «к фундаменталистам и сепаратистам присоединились ряд «белоленточных», в частности, лидер движения «Против преступности и беззакония» Дмитрий Бердников и член казанского избирательного штаба Михаила Прохорова Ольга Тюряева. Они стали приветствовать участников пикета, а флаги «Азатлыка» и Хизб-ут-Тахрир их даже не смутили. Кстати, к осени «азатлыковцы» планируют собрать всю местную оппозицию, и я более чем уверен, что и «яблочники», и анархисты из организации «Вольница», и «Левый фронт», и «Общественные активисты Татарстана», и «Пиратская партия России» запросто вольются в общие ряды «противников путинского режима»[14]. Так сплачивается другая часть молодежи Татарстана.

Претензии со стороны определенной части духовенства изложил Зуфар-хазрат Галиуллин под названием «Наступление (теракты) сделаны для того, чтобы раскачать  Татарстан». [15] На 9.05 утра 5.08.12 ее прочитали 12 736 человек. Зуфар-хазрат сыграл видную роль в строительстве мечети Кул-Шариф» и в этом году первым из имамов получил Тукаевскую премию (Госпремию РТ).    Зуфар-хазрат, подобно многим, вообще отрицает наличие ваххабизма в республике. Своим первым тезисом он выступил против  мулл-доносчиков (черных имамов) рубежа 1900-1910-х гг. Он привел некий апокриф, связанный с похоронами классика татарской литературы Г. Тукая в 1913г. Причем в качестве участников  похорон он указал не только на реально присутствовавшего  Галимджана Баруди (муфтий ЦДУМ в 1917-1921 гг.), но и других видных теологов-джадидов Мусу Биги, Зыю Камали, Ризу Фахретдина. Зуфар-хазрат продолжил: «Какой из Ильдуса Фаиза муфтий? Муфтий – это, издающий фетвы, подобный профессору, а не чиновник. Вы знаете , кто такой чиновник? Человек, у которого нет своих мыслей, станет чиновником. Фаиз – чиновник».  По мнению З. Галиуллина если смотреть на каждого человека, который не нравится И. Фаизу, как экстремиста, то в Татарстане окажется 99% экстремистов. На вопрос о том, кому это нужно,  были названы имена  Р. Сулейманова и Я.  Амелиной, превратившихся в российской умме в имена нарицательные.   Зуфар-хазрат сказал, что отставка И. Файзова была бы неплохим вариантом, так как его не поддерживает народ.

Среди наиболее шокирующих действий И. Файзова отмечалось то, что поцеловал за руку и обнял певицу В. Ганиеву во время посещения его в больнице членами Общественного совета при МВД по РТ. Особую пикантность ситуации придало то, что председатель Общественного Совета при МВД по РТ,  директор Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля Рауфаль Сабирович Мухаметзянов прямо назвал И. Файзова коллегой.[16] Ролик стал хитом в Фейсбуке.

Среди основных требований  вышеуказанного пикета около театра им. Г. Камала наряду с    «Отпустите всех невиновных» стало «Не дадим устроить второй Кавказ». Как же оценивают ситуацию в РТ ее власть имущие?

 

 

Голос верхов.

3 августа 2012 года прошло внеочередное заседание
Государственного совета
Республики Татарстан, чей стенографический отчет был оперативно вывешен на сайте Госсовета. По своей представительности, открытости и разбросу мнений, с моей точки зрения, республика не видела ничего подобного с середины 1990-х гг.[17] Поэтому я постараюсь достаточно подробно остановиться на изложении основных позиций
[18].

  Председательствовал на зседании  Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшин. Он заявил: “Сейчас речь больше идет о внутриконфессиональной действительности. Понятно, что эта работа самой мусульманской уммы, ее духовного управления, но речь идет об имидже республики, о ее безопасности. Государственные и муниципальные власти оставаться в стороне от этой проблемы не могут. Населению не столь важно, в какой конфессии происходят покушения на убийство или убийство духовных лидеров, для людей важно спокойствие и безопасность, прежде всего, самих себя, близких, детей».

 

Основной доклад был представлен заместителю Премьер-министра РТ А.А. Сафарову (экс-главе МВД РТ). Он указал: «Для республики, где столетиями формировались и культивировались отношения мирного межнационального и межконфессионального взаимодействия, где согласие и стабильность являются частью визитной карточки и одним из наших конкурентных преимуществ, – это событие как гром среди ясного неба. У нас не тот менталитет, чтобы браться за оружие. Подавляющее большинство мусульман адекватные, хорошо вписавшиеся в социум люди».

А. Сафаров указал на разброд мнений в республике: «данное резонансное преступление получило широкий отклик в средствах массовой информации и социальных сетях… Кто-то рассматривает эти события как коммерческий конфликт, есть те, кто видит в этом инсценировку, кто-то ищет происки силовиков против мусульман и «руку Москвы», стремление дестабилизировать ситуацию в республике; кто-то считает, что это конфликт за лидерство в умме и предъявляет претензии к самим священнослужителям; есть и те, кто занялся арифметикой и уже насчитал в республике три тысячи салафитов, проводя параллели с северокавказским сценарием[19]. В сети даже появилось видео, где «амир моджахедов Татарстана» рассказывает о своей борьбе.

Доходит даже до того, что руководство республики обвиняют в пособничестве саудитам и требуют отстранения от должности муфтия».

В качестве официальной версии было озвучено: «главный мотив преступлений это профессиональная деятельность Якупова и Файзова, их резкое противодействие идеологии и сторонникам салафизма». Характерно, что слово ваххабизм у А. Сафарова так и не прозвучало, а было заменено салафизмом.

Причина кризиса в умме была объяснена так: «Богатые дореволюционные богословские традиции были разрушены… Резко росло количество мечетей, в которых служили неподготовленные имамы… к нам устремились салафитские эмиссары, за которыми… пошла молодежь, и пришли немалые деньги. Молодежь, поддавшись некоторым привлекательным сторонам идей салафизма (простота, доступность и категоричность), потянулась учиться в соответствующие зарубежные религиозные центры…  под религиозным возрождением, поддерживаемым государством, в республику была привнесена салафитская идеология». Итак не подготовленная молодежь и власти, которые и открыли шлюзы для салафитов?!  Неизвестными авторами была открыта новая правовая школа, так как, по словам  А. Сафарова, как-то «течения ханафитского и салафитского мазхабов».

Кто же и в чем виноват в РТ:

1.  Сами радикалы: «Вспомните подрывы нефтепровода в Кукморском районе, взрывы на линиях электропередачи и готовящиеся теракты перед тысячелетием Казани, спецоперацию под Нурлатом, взрывы в Чистополе и на Высокой Горе; участие выпускников татарстанских медресе в боевых действиях на Северном Кавказе и в зоне афгано-пакистанского конфликта в рядах бандформирований. К тому же за последние четыре года в республике осуждено 82 человека по статьям «экстремизм» и «терроризм».

2.  Муфтий ДУМ РТ в 1998-2011 г. Гусман-хазрата Исхаков, чья деятельность «сводилась к соглашательской позиции с представителями салафитского течения, которые не скупились на его поддержку».

3.  Руководство органов государственной и муниципальной власти:. «Главы администраций.. порой и потворствовали деятелям, распространяющим салафитскую идеологию». Обвинения в строну последних стали новшеством со стороны руководства РТ.

Что нам нужно сохранить: « развитие республики в качестве региона с высоким уровнем стабильности и качества жизни, привлекательного для инвестиций и открытого для международного сотрудничества».

Что для этого нужно сделать? По мнению  А. Сафарова, «должна появиться и стратегия развития мусульманской уммы республики… 

Ключевой вопрос для нас – кадры. До сих пор чувствуется нехватка высокообразованных имамов с навыками управленцев и организаторов. Притом, что в республику продолжают возвращаться выпускники салафитских образовательных центров.

В этой связи большую помощь муфтияту может оказать Центр переподготовки имамов и преподавателей учебных заведений… Требуется в ускоренном порядке разработать и внедрить программы повышения квалификации для имамов со средним и высшим исламским образованием».

Оргнавыки это конечно замечательно, но вопрос стоит прежде всего о грамотности исламской, коранической. А что здесь делать, если не выживший муфтий, ни покойный Валиулла-хазрат, ни баш-казый РТ Дж. Фазлыев, ни ректор РИУ Р. Мухаметшин мягко говоря не являются знатоками даже арабского языка.

Депутат Госсовета РТ Р.З. Закиров, председатель исполкома Всемирного конгресса татар и  депутатской группы  «ТНВ» («Татарстан—новый век») поддержал процесс возрождения Ислама у татар, строительство мечетей и организацию махаллей. Его дальнейшее выступление наглядно показало преемственность между имперским и советским прошлым, в котором Р.З. Закиров был идеологическим работником Татарского обкома КПСС. Его предложения сводились к возрождению утверждаемого правительством института «указных мулл» Для обучения кадров предложено было создать Исламскую академию. Только кто будет заниматься проверкой кадров, если в этом году даже председатель ГЭКа казанского РИУ не страдал знанием арабского языка? Для развития исламской мысли было предложено также создание Исламского культурного центра, а также использование наследия  улемов. Г.  Курсави, Ш. Марджани, Г.-Р. Ибрагимова, Г. Баруди, М. Биги, Р. Фахретдина и адатация к современности их джадидских идей.

Наиболее жестким было выступление А.В. Хохорина, министра внутренних дел по Республике Татарстан. Следует особо отметить, что министр является уроженцем Казани, с которой связана и большая часть и его профессиональной карьеры.  Министр сразу взял «быка за рога»: «Более 13 лет на территории Татарстана, позиционирующего себя территорией толерантности, стабильности, идет необъявленная война. Самая настоящая: взрывы промышленных объектов, убийства, борьба за территории и людские ресурсы. Страницы сводок, порой, напоминают донесения с поля боя… речь сегодня идет уже не об отдельных проявлениях экстремизма, а о том, что мы достигли «критической массы» и может наступить неуправляемый процесс.

Наиболее радикальные течения ислама нашли немало сторонников в нашей республике. Более того, за последние годы сформировалось целое поколение молодежи, воспитанное в этом духе.

Противопоставляют себя обществу не одиночные последователи таких запрещенных в России международных организаций и объединений, как «Аттакфир», «Хизб ут-Тахрир», «Таблиги», а настоящие джамааты, достаточно многочисленные. За их действиями явно просматривается выстраивание четкой структуры».

Что же конкретно творится сейчас в республике:

«салафиты… открыто проводят акции протеста и стараются диктовать свою волю. Самое опасное – они наращивают «мускулы». Во-первых, за счет исламизации участников ряда организованных преступных формирований…. Во-вторых, это представители радикально настроенной молодежи, имеющие специальную подготовку и опыт боевых действий. Они проявили себя в вооруженных столкновениях на стороне международных террористических организаций на Северном Кавказе, в Афганистане, Пакистане, а с этого года и в Йемене…

Наиболее радикальные приверженцы салафизма готовы уже сегодня вести вооруженный «джихад» на территории Татарстана. За последние два года в Казани и Чистополе пресечена деятельность четырех вооруженных групп, целенаправленно готовившихся к совершению масштабных террористических актов.

Работая над раскрытием преступлений, мы отмечаем высокий «профессионализм» террористов»...

На оперативных учетах сегодня стоит несколько сотен лиц, придерживающихся экстремистской идеологии, в том числе те, кто уже преступал закон.

тех, кто уже попался в сети деструктивной идеологии, переубедить крайне трудно, зачастую невозможно. Даже отбывая наказание за свои деяния, находясь в местах лишения свободы, они разворачивают идеологическую обработку других заключенных». Так что теперь становится окончательно понятно, из каких источников Р. Сулемнов черпает информацию. 

Из этого возникает и вопрос: о какой инвестиционной привлекательности РТ можно говорить?

А. Хохорин предлагает:

1. активнее проводить разъяснительную работу и осуждение религиозной розни не только среди мусульман, но и среди всех жителей Татарстана, использовать для этого любые площадки – школы, вузы, трудовые коллективы, средства массовой информации.

2. Необходимо продумать вопрос о более наступательной контрпропаганде в Интернете.

3. Надо отсекать финансовые источники от деятельности салафитов.

Прчем речь идет о внутрироссийских источниках.

Кто же виноват:

«Неоднократно были названы конкретные районы, где наиболее вольготно чувствуют себя радикалы, а их деятельность не встречает каких-либо препятствий…

В отдельных городах и районах ситуация и сегодня мало изменилась. В первую очередь это касается Нижнекамска, Альметьевска, Набережных Челнов, Азнакаево, Агрызского и Кукморского районов. Надо учитывать, что именно в названные муниципальные образования уже возвращаются освободившиеся из мест лишения члены «Хизб ут-Тахрир», участники «Исламского джамаата», те, кто совершил диверсию на газопроводе «Уренгой – Помары – Ужгород». На свободе уже 53 человека. С их возвращением обстановка лучше не стала».

Заметим, что речь идет об индустриальных центрах всероссийского уровня, а не рядовых райцентрах. Это столица нефтехимии и нефтепереработки РТ Нижнекамск, столица «Татнефти» Альметьевск и Набережные Челны с крупнейшим в России производством грузовиков.

Чем все может кончиться? Прогноз весьма радикален:

«Покушение на муфтия Татарстана Илдуса хазрата Файзова и убийство Валиуллы хазрата Якупова – это не просто преступление, это политический вызов, демонстрация силы. Именно так действовали террористы на Северном Кавказе. По такому сценарию разворачивались события в Дагестане и Ингушетии, которые тоже считались когда-то территориями стабильности. Началось как раз с убийства священнослужителей, которые противостояли экстремистским поползновениям. Что теперь в этих республиках? Ни о каком развитии и речи быть не может, экономика разрушена, люди запуганы. Они практически на военном положении.

Сегодня мы еще имеем возможность не допустить подобного, а завтра может быть уже поздно».

Трудно назвать Кавказ 1990-х гг. территорией стабильности  с его безработицей, чеченским конфликтом и межнациональными конфликтами, клановостью и коррупцией, о чем сейчас говорят на всех уровнях  

А. Хохорин процитировал документ времен вступления А, Сафарова на пост главы МВД РТ в 1998 г.: «Мне на глаза попался документ, который аналитики представляли Асгату Ахметовичу еще в 1998 году. Цитирую одну выдержку: «Усиление влияния сторонников ваххабизма в ближайшее время проблематично, но возможно привлечение в составе мусульманского духовенства лиц, получивших религиозное образование в Саудовской Аравии. Не исключено, что социально-политическая доктрина ваххабизма может быть использована радикально настроенными лидерами национального движения. Это может привести к дестабилизации общественно-политической ситуации в республике». Так кто же виноват и все-ли так запущенно в сегодняшнем Татарстане?

Муфтий ДУМ РТ И. Файзов опять связал ситуацию в Татарстане и России с кровавыми событиями в Ливии, Египте, Сирии. Единственным случаем убийства имама до 19 июля 2012 г. И. Файзов назвал убийство Ишми-ишана в 1918г. (реально в 1919 г.-А.Х). И. Файзов напоминает, что Ишми-ишана называли «доносчиком». Но так Ишми-ишана называла вся образованная татарская молодежь 100 лет назад. Необходимо понять, что Ишми-ишана в последнее время на щит подняло не только консервативное (прокадимистское) крыло татарского духовенства, но и лично Р. Силантьев[20]. Если даже если забыть тот факт, что во время гражданской войны основными жертвами со стороны красных и белых были имамы-джадиды, то использование тезисов Р. Силантьева мягко говоря является не лучшим ходом. И. Файзов среди «вины» традиционных мусульман Диния Назараты (татароязычное название ДУМРТ) называет призыв к воспитанию в рамках шариата. Но вопрос о соотношении божественного шариатского права и прав светского является крайне болезненным в юридически светской России, где преобладает православное большинство. Особую пикантность добавляет то, что само название Диния Назараты было дано джадидами, против которых Ишми-ишан боролся большую часть жизни.

Ректор РИУ Р.М. Мухаметшин сказал, что ДУМ РТ «до 2010 года весь период своего существования богословские и идеологические проблемы отодвигало на второй план. Но из-за рубежа, в основном из Саудовской Аравии, возвращались молодые кадры, они определяли богословские и идеологические ориентиры Духовного управления. Духовное управление Республики Татарстан специально не занималось подготовкой кадров по ханафитскому мазхабу. При желании можно было готовить кадры, если не у себя, то у знающих наши традиции Турции, Иордании и Сирии, этого не было сделано». Следует отметить, что с момента образования ДУМ РТ в 1998 г. и до конфликта 2008 г. именно В. Якупов был первым замом председателя ДУМ РТ, а до 5-го съезда ДУМ РТ 2011 г. оставался замом. Сам Р. Мухаметшин возглавил РИУ в 2006 г. после весьма шумной кампании по смещению предыдущего ректора И. Загидуллина, который сменил именно Г. Исхакова на посту ректора РИУ в том же 2006г. Заметим, что после смещения И. Загидулинна у Г. Исхакова претензий к новому ректору не возникало. 

Р. Мухаметшин предъявляет претензии к новому постсоветскому поколению: «Молодежь, конечно, шла к образованному имаму, который прививал ценности, которые были далеки от наших традиций… [У] современной мусульманской молодежи… один критерий определения авторитета – знание в области ислама и богобоязненность... современной мусульманской молодежи очень сложно прививать идеи патриотизма, любви к родине, народу через другие понятия и ценности… сегодня мы имеем довольно образованную молодежь, но она совершенно оторвана от наших национальных корней, от своих религиозных традиций. Это, по сути дела, новая форма манкуртизации нашей молодежи». Но возникает вопрос: дело только в непроницаемости молодежи, но может и в квалификации людей, в соответствующих религиозных и образовательных структурах?

Затем был брошен камень и в сторону властей:   «чиновник любого ранга для прояснения той или иной ситуации обращается к тому самому имаму, который является очагом распространения нетрадиционных ценностей. Хочет чиновник того или нет, он постепенно становится носителем той идеологии, которая для нас является принципиально неприемлемой.

Поэтому объективно появляется предпосылка для формирования того самого ваххабитского холдинга, о чем писал Валиулла хазрат».

Директор института истории АН РТ Р.С Хакимов (фракция «Единая Россия») традиционно приподнял джадидизм: «Особенность джадидизма в том, что он соединяет светское и религиозное. Причем здесь уже перечислили какие у нас были богословы, какое наследие, но надо учитывать, что некоторые из них учились даже в Сорбонне, это не просто медресе, это светское учреждение и плюс медресе.» Может стенограмма не совсем точна, но в Сорбонне улемы не учились и она не имеет никакого отношения к медресе. Затем он обрушился на современных мусульман: «Сегодня богословская литература в исламском мире крайне убогая… там практически ничего невозможно взять, нечего читать. А что касается литературы, которая выпускается здесь, она тоже особым уровнем не отличается. И фактически мы традиционное наследие не можем донести до народа, показать его. И вопрос еще в том, что молодежь в основном сидит в «Интернете». Если эти сайты проанализировать, то там тоже нечего читать. Это материал, переведенный из источников исламских стран». В качестве предложения прозвучало: «Нет никакой необходимости учить шакирдов за рубежом… Достаточно исламского университета».

Наиболее жестко позиция о стабильности в РТ прозвучала в последнем на сессии выступлении о ситуации в РТ депутата Госсовета РТ М.И. Хайруллина, заместителя руководителя фракции "Единая Россия" в Государственном Совете: “сегодня задаются вопросом: происходит ли дагестанизация, кавказизация Республики Татарстан? Я хочу сказать, это мое глубокое убеждение, широкой социальной базы для распространения терроризма, экстремизма в Республике Татарстан нет, потому что изначально у нас была совершенно другая политика, этнорелигиозная, экономическая, социальная. Если сравнить с Кавказом, там массовая безработица среди молодежи. У нас, с каким руководителем предприятия не поговори, не хватает рабочих рук. У нас крупные экономические проекты, которые молодежь привлекают и будут привлекать. В тех республиках стагнация. По этнорелигиозной политике, мы совместно с русскими, христианами проводим праздники, у нас полный баланс интересов. Там, наоборот, идет вытеснение русских, вытеснение христиан и далее..

Я не согласен с мнением экспертов, которые говорят, что в Татарстане власти потворствовали. Это, я думаю, совершенно неправильно»

Далее сессия перешла к рассмотрению вопроса «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях». Министр юстиции РТ М.М, Курманов отметил основные новеллы. Так фразу, что  учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан, дополнили словами «граждан Российской Федерации». Также «законопроектом предусматривается требование для духовных лиц – наличие религиозного образования, полученного в образовательных учреждениях, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территории иностранных государств, дипломы которых признаны в установленном порядке, а также устанавливаются ограничения, связанные с занятием должностей духовных лиц, которые определяются религиозными организациями».

Важным стало введение нормы о том, что «религиозные организации, зарегистрированные на территории Республики Татарстан, определяют порядок обеспечения канонического единства вероучения, указанного в уставе религиозной организации». М.М. Курманов даже дал депутатам разъяснение: «Что предполагается под понятием каноническое право? Каноническое право – совокупность норм, изданных церковными властями и содержащихся в церковных канонах, то есть в правилах, относящихся к устройству учреждений, взаимоотношению церкви и государства, а также к жизни членов церкви.

То же самое можно сказать и про каноны ислама, и про каноны других религий».

Хакимов Р.С. задал закономерный вопрос: «Каноны ислама. Не очень понятно, что это означает...

Курманов М.М. Это Коран и другие. Но в основном Коран, там других практически нет. Поэтому Коран является каноном ислама.

Хакимов Р.С. Но в мазхабе законодательство другое. Оно религиозное, а не светское.

Курманов М.М. Я зачитывал, что религиозные организации не только у себя устанавливают порядок ведения, они устанавливают порядок взаимоотношений с органами государства. Вот в этой части мы имеем право регулировать, говорить о том, что каноническое единство должно у них соблюдаться. И, самое главное, обратить внимание на то, что каноническое единство устанавливается в уставах религиозных организаций, они сами будут регулировать, смотреть, каким образом это исполняется.

Хакимов Р.С. То есть жить по шариату?

Курманов М.М. Да».

Конечно, М.М. Курманов юридически абсолютно прав, ведь богослужебная практика и догматика не устанавливается законами государства, но насколько широко будет трактоваться обязательность этих норм ханафитского мазхаба для верующих и каких сфер она может коснуться? Если у нас нет улемов на уроне профессора богословия среди муфтиев и казыев, как предусматривал Устав Диния Назараты 1918г., а иностранные нормы мы не принимаем, то кто установит эти нормы и как докажет их легитимность?   

 

 Прокурор Республики Татарстан. К.Ф. Амиров сказал: «предлагаемые изменения направлены на защиту интересов верующих и лиц мусульманского духовенства, на одном только примере. Термин «мусульманское духовенство» носит условный характер. В исламе не существует институтов духовенства, аналогичных христианской церкви, как в функциональном, так и структурном отношениях. Под «мусульманским духовенством» подразумевается совокупность лиц, связанных с отправлением культа (мулла, муэдзин), мусульманским судопроизводством (кади), руководством общиной верующих (имам) и т.д. Эти лица со стороны государства были не в полной мере защищены правом». Теперь будут более защищены и более подконтрольны. Будет решено и кому быть имамом: «Установлением порядка признания дипломов о полученном религиозном образовании в иностранных учебных заведениях… будут заниматься сами религиозные организации… никто иной, кроме самой религиозной организации, не сможет подтвердить, насколько полученное религиозное образование отвечает содержанию исповедуемого учения и может ли образование стать основанием для назначения на должность духовного лица». В итоге поправки в закон во многом выстраивают «церковь для Ислама» с ее новым «указным духовенством»

Начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан. Г.И., Сергеева предложила ужесточить и Устав ДУМ РТ: «Дело в том, что к уставу прикладывается основа вероучения. Если Духовное управление укажет в своем уставе о том, что все они должны соблюдать вот эти основы вероучения, и в дальнейшем предусматривать ответственность за их нарушение, например, в виде либо безусловного снятия с должности, что может быть позволено муфтию, либо возможность предусмотреть роспуск приходского собрания как органа управления, тогда у муфтия появляется больше прав и возможностей. Мы готовы в этом направлении работать с Духовным управлением мусульман и предусмотреть еще дополнительные положения».

На основании каких принципов будет действовать эта новая вертикаль? Главный казый Республики Татарстан, имам-мухтасиб Балтасинского района. Джалиль-хазрат Фазлыев изложил свое кредо: “Президента, муфтия, законодателя на их место поставил Аллах. Наше дело –им поминоваться”. Таким образом, остается только поменять в Конституции суверенитет народа на суверенитет президента и его светских и духовных чиновников.  Джалиль-хазрат честно назвал свое единственное высшее образование: “Я – экономист”. Взамен на признание власть имущих мухтасибы получат зарплату от глав администраций. Только согласится ли молодежь, да и вообще горожане на такой “Общественный договор”?

В конце заседания президент Республики Татарстан Р.Н.  Минниханов сказал: «Рафаиль Хакимов очень коротко и доступно донес до нас, что такое традиционный ислам. Это вот те традиции, которые заложили наши деды и отцы, чтобы мы жили в согласии  с представителями всех религий, со всеми национальностями». Несомненно, что это часть истины, но вся ли она? Примерно как и про события в ОП «Дальний» 18 июля, Р. Минниханов сказал: «Произошедшие события – это огромный минус  для инвестиционной привлекательности нашей республики. Если хочешь навредить, то вот это – огромный вред. И нам еще придется предпринимать много усилий, чтобы это пятно вывести». Р.Н.  Минниханов практически сразу подписал поправки к закону Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Итак,     обеспечение  инвестиционной привлекательности РТ и вертикали власти ДУМ РТ являются наиболее однозначными предложениями и ориентирами. Встреча с президентом России в Сочи 25 июля показала, что властям РФ важна картина стабильности в РТ, тем более что это соответствует реальности. Но прогнозы о превращении РТ во второй Северный Кавказ начали делать уже и силовики. 19 июля в Татарстане наступила новая эпоха, и сегодня от всех нас зависит: останется ли наша республика домом для всех ее граждан или ее прераттят в очередной регион раздора. Только на каких площадках власть имущие и простые грждане будут обсуждать совместные усиля по спасению мира и стабильности?

 

Айдар Хабутдинов

доктор исторических наук



[1] Орлов Д.И. 100 ведущих политиков России в июле 2012 года. Тренды июля – усиление "новых" министров правительства при очевидном ослаблении "старых". См  http://www.ng.ru/ideas/2012-08-01

[2] Детальный мастер-план Иннополиса представлен в Казани http://president.tatarstan.ru/news/view/114315

 

[3] Татарстан перерабатывает половину своей нефти.Казань, 30 июля, «Татар-информ», Анвар Маликов. См. http://news.mail.ru/inregions/volgaregion/16/economics/9750250/

 

[4] Отметим, что на сайте президента РФ событие было названо  «Встреча с главой (курсив наш-А.Х.) Республики Татарстан Рустамом Миннихановым»

 

 См.  http://события.президент.рф/новости/16054

 

 

[5] Встреча с главой Республики Татарстан Рустамом Миннихановым

 

25 июля 2012 года.  Сочи. См.  http://события.президент.рф/новости/16054

 

 

[6] Смирнов А. О расследовании покушения на муфтия отчитались пикетчики

 В Казани протестуют против задержаний. Коммерсантъ (Казань), №139 (4921), 31.07.2012. См.  http://www.kommersant.ru/doc/1992031

 

 

[7] Абузяров И Казанский шок. Журнал "Огонёк", №30 (5239), 30.07.2012. См. http://kommersant.ru/doc/1986491

 

[8] См. Массовое избиение в Благовещенске. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F1%F1%EE%E2%EE%E5_%E8%E7%E1%E8%E5%ED%E8%E5_%E2_%C1%EB%E0%E3%EE%E2%E5%F9%E5%ED%F1%EA%E5

[9] Рустам Минниханов: "Надо уже забыть про "Дальний" См. http://prokazan.ru/newsv2/61651.html

 

[10] Считаете ли вы, что про "Дальний" нужно забыть?См. http://prokazan.ru/newsv2/61651.html

[11] Иск?нд?р Сира?и: "Илдус Ф?изне ?ентекл?п тикшерерг? кир?к.www.azatliq.org/content/article/24662175.html

 

[12] Иск?нд?р Сира?и: «37нче еллар» т??риб?се б?ген Татарстанны тенти…

http://beznen.ru/basma/2012-30/37nche-ellar-t-rib-se-bugen-tatarstanni-tenti/

 

 

[13] У меня голос громкий».  Лидера союза татарской молодежи«Азатлык» обвинили в нарушении порядка проведения пикета против задержаний мусульман. Коммерсантъ (Казань), №142 (4924), 03.08.2012. См http://www.kommersant.ru/doc/1993887

 

 

[14] Сулейманов Р. Ваххабитское подполье в Татарстане и его союзники.-2012-08-01. См.  http://www.apn.ru/publications/article26952.htm

 

[15] З?ф?р Галиуллин: "????мн?р Татарстанны болгату ?чен эшл?нг?н"  01.08.2012 См. http://www.azatliq.org/content/article/24663102.html

 

 

 

[16] См. Члены Общественного совета при МВД по РТ навестили Ильдуса Файзова http://mvd.tatarstan.ru/rus/pressa/video.htm/video/414016.htm

[17] Здесь присутствовали: Президент РТ Р. Минниханов,  госсоветник РТ. М. Шаймиев, члены Правительства, Председатель Конституционного суда РТ, Председатель Верховного суда РТ, и.о. Председателя Арбитражного суда РТ, Председатель Счетной палаты РТ, Главный федеральный инспектор по РТ, Прокурор РТ, Уполномоченный по правам человека в РТ, Председатель Центральной избирательной комиссии РТ, ответственные работники аппаратов Президента РТ, Госсовета РТ, Кабмина РТ,  руководители религиозных организаций ведущих конфессий республики, руководители мухтасибатов РТ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы ФС РФ, главы муниципальных районов и городских округов РТ,  председатель Общественной палаты РТ,  представители Общественной молодежной палаты при Госсовете РТ, председатель Совета ректоров вузов РТ.

 

[18] внеочередное заседание
Государственного совета
Республики Татарстан. Стенографический Отчет

 http://www.gossov.tatarstan.ru/ Zas 03.08.12

 

 

[19] Указание на Р. Сулейманова.

[20] Силантьев Р. Новые джадиды. 22 сентября 2011 г. См. http://www.interfax-religion.ru/islam/?act=dujour&div=374

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/23296/">ISLAMRF.RU: Рамадан в Татарстане: год 2012-й</a>