RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Суд над Морси: ошибки судебного процесса

27.11.2013 17:24

Отложенный на 2014 год суд над Мохаммедом Морси похож на событие из серии «осуждай и властвуй». Ни само судебное разбирательство, ни скрывающиеся за ним судейские ошибки не сулят ничего хорошего для демократического переустройства Египта. Более того, как и все меры, принятые для низложения  еще неокрепшей демократии под управлением свергнутого президента, этот суд усилит разлад в Египетском обществе. А оно и без того расколото сейчас между сторонниками и противниками Морси, а также между приверженцами и оппонентами военных.

Высшее руководство «Братьев-мусульман», для которых не существует различий между сферой религиозного и политического, за решеткой. А армия, СМИ и движение «Тамаррод», поддержавшее Высший совет вооруженных сил Египта в свержении Морси, передали свои «полномочия» по дальнейшему притеснению «братьев» судебной системе. Судебную власть, или по меньшей мере ту ее часть, что не питает симпатий к Морси, призывают к тому, чтобы обратить дело в процесс децентрализации и делегализации движения.

Частично дело заключается в желании отомстить. Судебная система, которую Морси стремился очистить от назначенцев свергнутого президента Мубарака, сможет насладиться возможностью расквитаться с Морси, предъявляя ему обвинения, влекущие за собой тяжелые наказания, включая смертную казнь. Вместе с другими четырнадцатью задержанными сторонниками «Братьев-мусульман» и одним салафитскими лидером, Морси подвергается обвинениям в подстрекательстве к убийству демонстрантов у президентского дворца в Каире.  Ему также вменяется побег из тюрьмы в разгар восстания в 2011 году, а самое важное – возможное участие в побеге палестинского движения ХАМАС, которое мягко говоря не в ладах с египетскими военными за свою деятельность на Синайском полуострове и у границ с Египтом.

 

Взаимное презрение

За эпизодом неповиновения Морси во время его сумбурного появления в суде и отказом от дачи показаний скрываются не столь заметные снаружи политические баталии, начавшиеся с военного переворота 3 июля. Сейчас природа политических отношений в Египте неспокойна и изменчива, а крайняя поляризация общественных отношений показывает, насколько горячо «Братьев-мусульман» и их судьи настроены друг против друга.  

Одни демонстративно выражают презрение по отношению к полномочиям своих оппонентов. Будучи президентом Морси попытался перекрыть кислород судьям. Попытка сместить с должности генерального прокурора Египта Абделя Магида Махмуда лишила Морси друзей среди судей, создав угрозу его собственной власти. Назначенный Морси генеральный прокурор Талаат Ибрагим столкнулся с серьезными препятствиями во время своего недолгого пребывания на этой должности.

Ни для кого не секрет, что Высший конституционный суд (ВКС) Египта препятствовал многим реформам и законам, которые предлагал Морси. В 2012 году дело дошло до разговоров об импичменте за якобы подрывающее действие конституции нарушение клятвы. По мнению же Морси, его постановления имели целью защитить «революционное будущее» Египта.

Судебная власть воспротивилась указу Морси о том, что ни один закон, принятый им со времени инаугурации до избрания нового парламента, не может быть аннулирован ни одним органом власти. ВКС сделал все от него зависящее, чтобы не дать реализоваться нововведениям Морси и «Братьев-мусульман». Это привело к основанному на одних технических формальностях судебному решению, согласно которому первый свободно избранный парламент страны был признан неконституционным. Та же судьба постигла и Совет шуры (верхнюю палату парламента).

 

Мрачная картина для «братьев»

«Братья-мусульмане» на скамье подсудимых, и их президента тоже ждет нелегкое будущее. Задача их политических оппонентов – отделить «братьев» от государственной машины и тем самым всецело ликвидировать их властные полномочия. Тем временем с позволения Высшего совета вооруженных сил судьи добились того, что глава ВКС, Адли Мансур, принял на себя управление государством в качестве президента переходного периода.

Обстановка не благоволит «братьям». Силы, настроенные против них, включая значительный сегмент политизированной и разрозненной египетской общественности, не оставляют надежды на справедливый суд. Сам же суд скорее всего будет затяжным и вызовет еще больше противоречий в обществе. В начале ноября «Братья-мусульмане» проиграли апелляцию, и запрет на их деятельность остался в силе.    

Не стоит надеяться и на однозначную черно-белую трактовку законов во время судебного процесса над Морси. Ему не благоволят ни сами законы, ни их интерпретация, ни настрой исполнителей, не говоря уже о пристрастности собственно обвинений, в которых нет даже правовой логики. Самим обвинителям свергнутого президента можно в равной степени предъявить подстрекательство к убийству демонстрантов.

Египетская и мировая общественность с неустанным вниманием будут наблюдать за дальнейшим развитием судебного процесса, обвинениями и злоупотреблениями законом, таящимися за диалектикой революций и контрреволюций в Египте. Пока что перспективы становления демократии отодвинуты на задний план. В то же время две взаимоисключающие, но укорененные в истории Египта парадигмы светско-военного и религиозного правления неумолимо сталкиваются друг с другом. Эти системы ценностей проецируют политику сквозь жесткие фильтры, представляя власть при посредничестве военного или божественного попечительства.

 

Лучшее впереди

Суд может занять еще много времени. Адвокатов защиты  может возглавить бывший кандидат в президенты Мохаммед Салим Аль Авва. Одно дело – хорошая защита; совсем другое – наличие судебной компетентности, чтобы судить Морси или любого другого политического деятеля. В Египте нет недостатка в блестящих юристах, экспертах и судьях. Проблем в том, что градус накала продолжает повышаться, а судебная система оказывается втянутой в дуэль между армией, «Братьями-мусульманами», а также сторонниками тех и других. Суд над Морси – это не рутинный правовой случай. Поэтому итоговое судебное решение будет зависеть не столько от судебной практики и юридических механизмов, сколько от реальных мотивов противоборствующих сторон.

Эта тяжба не похожа на суд против Хорхе Рафаэля Виделы, Уильяма Руто или Чарльза Тейлора. Но если действительно есть такие преступления, которые должны быть доказаны или опровергнуты, Египту стоило бы организовать работу особого трибунала под надзором компетентных египетских и международных наблюдателей в нейтральной стране, либо назначить специальную комиссию, которая бы не стала с нисхождением относиться товарищам Мубарака. В таком случае египтянам удалось бы преодолеть внутренний разлад и двинуться вперед к дальнейшему демократическому переустройству.

Пока одни готовы биться против других до победного конца о демократии не может быть и речи. На данном этапе даже если парламентские выборы состоятся, усталость электората, безразличие и недоверие не покажут реальных результатов. Скорее всего, выборы будут бойкотированы многими.

Сейчас для египтян выборы не должны быть приоритетом. Одним из возможных выходов из этого непростого политического кризиса может стать открытый для всех истинный процесс примирения сторон.

 

Ларби Садыки – специалист по арабской демократизации, арабским революциям и последующим преобразованиям; в настоящее время преподает Катарском университете.

aljazeera.com

 

Перевод: Карина Файзуллина

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/30137/">ISLAMRF.RU: Суд над Морси: ошибки судебного процесса</a>