Кредо Кремля и падение антииранских санкций
18.01.2016 15:55Случилось то, что одни ждали все последние годы, и во что другие отказывались верить. Европа и США отменили экономические антииранские санкции. Тегеран сумел убедить МАГАТЭ в том, что параметры его ядерной программы соответствуют достигнутым в прошлом году соглашениям. Что все это значит для России?
С одной стороны, Иран теперь сможет резко нарастить экспорт нефти. Это повысит предложение на мировом рынке и окажет дополнительное давление на нефтяные котировки, которые и так находятся на рекордно низких уровнях. Для России это серьезная угроза, т.к. федеральный бюджет пока, несмотря ни на что, в значительной доле формируется за счет доходов с продажи углеводородов, говорят одни.
Кстати, делегации британо-нидерландской Shell и французской Total недавно побывали в Тегеране для переговоров с Национальной нефтяной компанией Ирана. Крупнейшие ТНК, как мы видим, уже устремились в Иран.
Но как отмечают другие эксперты, иранский фактор был заложен в нынешнюю цену нефти еще несколько месяцев назад, когда только объявили о предстоящей отмене санкций. К тому же доля Тегерана на рынке пока очень скромная. ИРИ потребуется 2-3 года, чтобы восстановить свои ресурсные мощности.
В этой связи негативная реакция рынка на «энергетическую свободу» Ирана, скорее всего, будет кратковременной. Международные трейдеры и биржевые спекулянты давно запугивают рынок обилием иранского сырья. Как отмечают специалисты, на ситуацию с нефтью и газом в мире ключевое влияние оказывают все-таки другие факторы.
Меньше говорят, к сожалению, о бонусах, которые может получить Россия в результате снятия санкций с Ирана. Наша страна, к слову, очень много сделала для нормализации ситуации вокруг ИРИ, сдерживая жесткий курс Запада, временами грозивший военным ударом.
Многие эксперты отмечают, что при грамотном подходе Москва имеет шанс извлечь из сложившейся ситуации большую для себя пользу и выгоду.
Сейчас мы получаем все возможности сотрудничать по многим направлениям с Ираном. Сделка "шестерки" не означает вытеснение России с иранского рынка, скорее, наоборот.
Товарооборот между нами в прошлом году составил менее одного миллиарда долларов. Теперь, после этой сделки, он может серьезно возрасти. Иран нуждается в российских технологиях, энергетика, машиностроении, строительстве промышленных объектов - все это в сфере внимания. Соглашение позволяет расширить и военно-техническое сотрудничество между нашими странами. Таким образом, в перспективе товарооборот реально увеличить до 5-7, а возможно и до 10 миллиардов долларов в год.
Сделка при этом никак не повлияет на внешнюю политику Тегерана в Сирии и Ираке, - на этом сходится большинство специалистов. Общие точки интересов России и Ирана в регионе остаются неизменными.
На фоне всего этого малозаметной осталась новость о первом официальном визите в Москву катарского эмира Тамима бин Хамада аль-Тани. Он встретился с Владимиром Путиным и другими руководителями страны.
В ходе предстоящих переговоров приоритетное внимание будет уделено комплексному наращиванию российско-катарского сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, энергетической и гуманитарной сферах, - говорится в сообщениях Кремля. Отмечается, что между нашим президентом и эмиром предполагается обстоятельный обмен мнениями по актуальным вопросам международной повестки дня, прежде всего ситуации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Учитывая напряженный и конфронтационный характер российско-катарских отношений последние годы, предстоящий в понедельник, 18 января, визит можно смело назвать прорывным.
Помимо ситуации в Сирии, жесткого обострения между Тегераном и Саудовской Аравией, большое внимание, очевидно, будет уделено предстоящему широкому выходу Тегерана в сферу глобальных энергоресурсов. Катар, как и Россия, - добывающая страна, которая заинтересована в стабильности на рынках.
Политика Москвы на Ближнем Востоке, как и в мире, строится на принципах баланса и международной стабильности. Это мы наблюдаем и сейчас. Кто бы что ни говорил, в чем бы ни упрекал Кремль, в том числе якобы в "поддержке шиитов против суннитов", на лицо четкая линия на сотрудничество и поиск компромисса со всеми центрами силы в регионе.
Москва далека от бездумного размахивания военной дубиной а-ля "правосудие по-техасски". Не собирается Россия также складывать все яйца в одну корзину. Рабочий диалог идет со всеми. Кремль верен своему кредо.
Это чувствуют и в столицах мусульманских стран. Поэтому их лидеры, даже те, кто еще недавно метал в Россию гром и молнии, регулярно приезжают в Москву.
На самом деле всем давно очевидно, что США, да и Запад в целом, не справляются со взваленной на себя миссией единственной сверхдержавы. Ближний Восток, как самый взрывоопасное место планеты, больше чем кто-либо, нуждается в ответственном посреднике и даже модераторе, как в отношениях с внешним миром, так и внутри региона.
У Москвы пока это неплохо получается. Последний пример - выход Ирана из-под санкций, чему мы серьезно поспособствовали.
Успех был достигнут в том числе благодаря тесному сотрудничеству наших дипломатов и отечественного мусульманского сообщества. Мы всегда выступали за активную роль России в Исламском мире во имя безопасности и процветания на всем большом евразийском пространстве.
Ответственный секретарь Международного мусульманского форума
Дамир Мухетдинов