5 лет египетской революции. Уроки Арабской весны
12.02.2016 13:145 лет назад с президентского поста в Египте ушел Хосни Мубарак. Казалось, что т. н. Арабская весна достигла своего пика. Все самое плохое и страшное позади, а впереди только развитие и процветание, демократия, права человека и экономический рост. Но уже скоро выяснилось, что на самом деле трудности только начинаются.
Не прошло и года, как был свергнут следующий президент Мухаммад Мурси, ныне приговоренный к смерти. А сегодня Египет стал страной, опасной для туристов, как показала трагедия нашего пассажирского самолета.
Параллельно разразилась сирийская бойня, в которой сгорает весь позитивный потенциал, который был в Арабской весне. Выброшенные на берег детские трупики, толпы беженцев и голодомор - это все плоды прошедшего пятилетия.
Обострились и внутриконфессиональные проблемы в Исламском мире. Спустя сотни лет, сегодня мы слышим о суннитско-шиитском противостоянии, призывы к уничтожению алавитов, подъем зайдитов и проч. Да что говорить, реакцией на провал Арабской весны стал гиперэкстремизм в лице ДАИШ, в котором возродились самые уродливые формы радикального хариджизма раннего Средневековья.
С сирийской войной вернулась в актуальную повестку даже риторика Средневековья. Выходят "фетвы" с призывами к борьбе с "крестоносцами" и "рафидитами". В ответ звучит: "мавры" и "насибиты".
В этом же ряду стоит обострение межрелигиозных, межцивилизационных противоречий. Все чаще говорят о глубинной несовместимости Ислама и мусульман с окружающим миром. Все это ужасно бьет по имиджу нашей религии и миссии нашего Пророка (мир ему), который, согласно Корану, был послан "как милость для миров".
Я не стремлюсь доказать, что Арабская весна - это исключительно негатив и сплошное нагромождение ошибок. Просто все оказалось не так просто, как кому-то казалось. Те цели, которые ставились - демократия, правовое и социальное государство, свобода - и не могли быть достигнуты в формате политической революции и закулисных переворотов.
Требуется фундаментальный интеллектуальный прорыв. Исламский мир пребывает в гораздо более тяжелом кризисе, чем господство коррупционеров и автократов.
Мы должны вернуться к богословско-ителлектуальной традиции наших предков, которые видели мусульман созидательной частью общечеловеческой цивилизации, стремящейся совместно с последователями авраамических ценностей к улучшению мира вокруг нас.
В России, на евразийском пространстве, эта традиция представлена именами Мусы Бигиева с его концепцией всеобъемлющей божественной милости, Исмаила-бея Гаспринского с его идеей гражданского созидания и социализации мусульман в многоконфессиональном государстве, Шигабутдина Марджани, соединившего классические знания и глубинную духовность, и многих, многих других.
На смену "заморозкам" Арабской весны должно прийти духовное и интеллектуальное преображение уммы. В этом я вижу выход из нынешней ситуации, которую, несмотря ни на что, нельзя считать тупиком.
Ответственный секретарь Международного мусульманского форума
Дамир Мухетдинов