RSS | PDA | Архив   Среда 17 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Российская умма: движение в будущее

07.11.2007 12:12

Российские мусульмане всегда проявляли свою активность в дни, важные для своей Родины. Сегодня в условиях мира, воцарившегося в России, мы пожинаем плоды этой многовековой борьбы за единую и сильную государственность.

Умма объединяется ради Отечества

Российские мусульмане всегда проявляли свою активность в дни, важные для своей Родины. Так было в дни Смуты, кода некоторые западные соседи уже готовы были похоронить государство Российское. В годы Петровской борьбы за Балтику и Каспий мусульмане были в первых рядах защитников и строителей Санкт­Петербурга, затем заготавливали лес для флота на Каспии и защищали тылы российской эскадры с суши. В годы войн с Наполеоном мусульманская конница дошла до Парижа. В дни революций начала прошлого века Всероссийские мусульманские съезды принимали резолюции за создание правового государства, против сепаратизма и анархии. В XX веке члены уммы воевали на фронтах I и II Мировой войн, причем во время Великой Отечественной войны муфтий Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Габдур­рахман Расули объявил джихад фашистской Германии. В дни распада Империи в 1918 году только Азербайджан ненадолго вышел из состава единого государства, но вскоре вошел в новую федерацию — СССР. В 1991 году большинство избирателей в мусульманских республиках голосовали за сохранение обновленного СССР. В 1990­е годы, когда многие новые независимые государства на глазах погружались в атмосферу кровавого хаоса и распадались на части, мусульманские республики России (кроме Чечни) вели сложные переговоры о судьбах новой Российской Федерации. Президент Борис Ельцин в своем последнем обширном интервью вспоминал, как велика тогда была роль Татарстана и лично президента Минтимера Шаймиева в сохранении единства и мира в России. В 1999 году мусульмане Дагестана уже с оружием в руках отстаивали российское единство и территориальную целостность.

    Сегодня в условиях мира, воцарившегося в России, мы пожинаем плоды этой многовековой борьбы за единую и сильную государственность. Только в этом году мы отмечали 450­летие вхождения в Россию земель Башкирии и Кабарды. Присоединение земель Приуралья и Западного Кавказа — как ранее Среднего и Нижнего Поволжья — открыло для России новые горизонты, сформировало ее границы в Европейской части. В этой связи хочется вспомнить слова президента В. В. Путина, сказанные им в дни тысячелетия Казани на саммите государств СНГ: «Строя прочные и долговременные отношения с Казанским ханством, русские правители начали вполне осознанно формировать Россию как интегрированную евразийскую державу.

    Подчеркну: здесь, в Поволжье, больше чем где­либо видна роль России как моста, связующего две великие цивилизации — европейскую и азиатскую. Здесь особенно понятны все сложности и все приобретения многовекового диалога и синтеза двух богатейших культур.

    Без преувеличения, принцип терпимости — и национальной, и религиозной — стал центральным в формировании российской государственности. А в середине XVI века вхождение народов Среднего и Нижнего Поволжья в состав Московии превратило ее в крупнейшую и влиятельную мировую державу».

    В новом столетии Россия возрождает свой статус мировой державы, поэтому ей столь важно развитие мусульманских регионов Поволжья, Приуралья и Кавказа. Не случайно, что Татарстан и Башкортостан с их мусульманским большинством населения являются крупнейшими российскими регионами по большинству показателей. Одиннадцатого октября президент Путин отметил в Уфе, что уровень «социально­экономического развития здесь значительно выше среднего по стране».

Умма на международной арене

    Российская внутренняя политика в отношении мусульман всегда велась с прицелом на внешний для мусульман мир. Так было при царях и императорах, так и в советской России. Иногда — как в эпоху Ивана III, или от Екатерины II до Александра II, или в годы НЭП — грамотная политика в отношении российских мусульман приносила неплохие дивиденды, создавая возможности для дипломатического и экономического продвижения России в независимые мусульманские государства.

    Сегодня, как и 200 лет назад, таким ключевым направлением является Средняя Азия в лице прежде всего ее центрального государства — Узбекистана. Уже несколько лет послом России в Ташкенте является татарин Фарит Мухаметшин. Для нас важнейшим партнером является Международный фонд имени муфтиев Бабахановых, учрежденный в преддверии III Всероссийского мусульманского форума. На протяжении более 40 лет муфтии Среднеазиатского Духовного управления мусульман (САДУМ) Бабахановы олицетворяли Ислам в Советском Союзе — одной из крупнейших евразийских держав в истории, где проживало более 60 млн мусульман. В 1943 году в создание ДУМ Средней Азии и Казахстана внесли огромный вклад татары — муфтий ЦДУМ Габдуррахман Расули и ряд других имамов. Они вели переговоры с советским руководством и способствовали созданию там Духовного управления мусульман, во многом по образцу ЦДУМ. Именно медресе «Мир­Араб» в Бухаре и Ташкентский исламский институт в годы руководства САДУМ Бабахановыми выпустили большинство нынешних российских муфтиев. После распада СССР эти связи во многом прервались, но в этом году прошел восстановительный визит в Узбекистан одного из соучредителей Регионального отделения Фонда им. муфтиев Бабахановых, председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар­хазрата Идрисова. Так, сегодня российские ученики Бабахановых — имамы «бухарской школы» — воздают дань уважения своим наставникам. Нить, связывающая между собой мусульман России и Узбекистана, больше уже не прервется.

    Действительно, роль, которую играет мусульманский фактор, становится все более значимой. Исторический визит президента Владимира Путина в Королевство Саудовская Аравия и вручение премии имени короля Фейсала президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву продемонстрировали высокое уважение к России в мусульманском мире. В рамках Шанхайской Организации Сотрудничества российская модель становится объектом следования для его членов. Договор о коллективной безопасности (ДКБ) продемонстрировал свою эффективность в борьбе с экстремистскими и террористическими течениями. Визит Владимира Путина в Тегеран и его выступление на саммите прикаспийских государств подтвердили ведущую роль России в этом конфликтном, но одновременно богатейшем мировом регионе. Эта поездка показала, что Россия вновь становится ключевым игроком в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. В то время как Вашингтон не может найти компромисс даже между своими союзниками в Анкаре и Багдаде, а в Афганистане и Ираке продолжается кровопролитие, на южных границах России установилось относительное спокойствие. Это заставляет некоторые круги в США и Европе говорить о зарождении новой, привлекательной для многих государств Азии, Африки и Америки российской модели развития, то есть о реальном восстановлении многополярного мира.

Умма на российской арене

    1–4 ноября в Москве проходит уже третий по счету Всероссийский мусульманский форум. Нынешний форум носит название «Ислам в России — гарант российского гражданского общества». В резолюции предыдущего Всероссийского мусульманского форума «Верующие России за единство и стабильность», прошедшего в 2006 году, указывалось: «Обсудив проблемы развития мусульманской уммы России и актуальные проблемы поддержания диалога с российским обществом и государством, направленным на консолидацию всех здоровых общественных сил, Форум подтвердил важное значение в общественно­политической жизни страны мусульманской уммы как активной и созидательной социальной силы, имеющей богатую историю и традиции, интеллектуальный и социальный потенциал».

    Немаловажную роль в росте престижа уммы играет сам рост активности российских мусульман. В нынешних российских условиях она все более приобретает просветительский характер. Это видно и в сферах, наиболее доступных для образованной молодежи. Так происходит развитие и интеграция мусульманского интернет­пространства уже не на основе сотрудничества радикальных и (или) зарубежных сайтов, а российских интернет­изданий в рамках ханафитского мазхаба. В течение года создан информационно­аналитический портал islamrf.ru, налажены контакты с исламскими информационными ресурсами (islamnews.ru, islam.ru). Огромную роль играет начало издания первой еженедельной всероссийской газеты мусульман «Медина аль­Ислам». Она приобретает все больший охват по стране, все оперативнее откликается на происходящие события, в том числе и на подготовку думских и президентских выборов.

    Можно до бесконечности долго рассуждать о процессах религиозного возрождения в постперестроечной России, но без обсуждения главного вопроса — вопроса о финансировании этого самого возрождения — мы так и не продвинемся дальше виртуального теоретизирования. Подобно дореволюционной российской умме, на помощь приходят благотворительные институты, созданные самими мусульманами. В центральной части России в наши дни заметна работа четырех фондов: Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, Фонда им. имама Абу­Ханифы, Фонда им. Ш. Марджани, Фонда имени муфтиев Бабахановых (о нем говорилось выше).

    Благотворительный Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования был учрежден в 2006 году Советом муфтиев России, Центральным Духовным управлением мусульман России, Координационным центром мусульман Северного Кавказа, Международной исламской миссией, при поддержке Администрации президента России и правительства РФ. Новый Фонд как проект возник после беспрецедентной деятельности президента Путина по «прорубанию окна» в исламский мир. Отныне государство и мусульманские организации в тесном сотрудничестве смогут определить приоритетные задачи по развитию Ислама, одновременно избежав двух крайностей: финансирования экстремистских школ и имамов и перетекания денег уммы в «частные карманы», как это нередко происходило с арабскими и турецкими деньгами. Для функционирования данного фонда выбрана самая оптимальная схема соотношения интересов государства и мусульманских организаций, позволяющая вести независимый аудит, но не позволяющая насаждать диктат в адрес российских приверженцев Ислама.

    Фонд имени имама Абу‑Ха­нифы был учрежден в 2007 году «для поддержки просветительских проектов и деятельности молодых представителей российской уммы по развитию гражданского общества» — как это значится в уставе Фонда. За время его деятельности уже были профинансированы многотомник «Ханафитский фикх в новом обличье», «Абу­Ханифа: жизнь и наследие», первые тома словаря «Ислам в Российской Федерации» и множество других книг по тематике ханафитского мазхаба. Но самым значительным изданием стал новый перевод тафсира Абдуллы Юсуфа Али. Фонд им. Абу­Ханифы воссоздал ханафитскую школу в России. Ханафитский прорыв состоялся, медресе и исламские вузы России получили учебные пособия по ханафитскому мазхабу, новый тафсир и другие издания Фонда им. Абу­Ханифы вытесняют и скоро вытеснят экстремистские книги.

    Фонд имени Шигабутдина Марджани также создан в 2006 году. Его цель — содействие деятельности в сфере науки и образования, культуры, искусства, просвещения мусульман. Оценивая деятельность этого Фонда, мы отмечаем для себя его своеобразную связующую роль между среднеазиатской и внутрироссийской культурами: ведь руководитель Фонда меценат Рустам Сулейманов, будучи татарином, родился в Узбекистане. И еще один важный аспект: наконец­то татарские бизнесмены стали вкладывать средства в социальные и научные проекты.

    В течение всего лишь одного года деятельность вышеперечисленных фондов уже привела к значительным изменениям в культурной и просветительской сферах в деле развития уммы. Безусловно, кроме этих фондов существуют десятки других благотворительных организаций во многих регионах страны. Их задача, как нам представляется, — создать независимое от внешних источников финансирования и стабильно развивающееся исламское пространство. Оно должно находиться в тесном взаимодействии с российским государством, гражданами которого мы являемся, и развивать добрососедские отношения с другими конфессиями нашей страны. Если эта задача сформулирована правильно и это намерение — верное, Всевышний поможет мусульманам.

    Таким образом, за год, прошедший между Всероссийскими мусульманскими форумами, российская умма проявила себя в сфере внутренней и внешней политики, медиа­ и образовательных проектов. Финансирование внутрироссийских проектов все более покрывается целым рядом отечественных фондов. Закрепление достигнутых результатов и достижение новых целей, которые будут объявлены на третьем Всероссийском мусульманском форуме, являются нашими приоритетами.

Дамир Мухетдинов,

к. полит. н.

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №40

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/891/">ISLAMRF.RU: Российская умма: движение в будущее</a>