RSS | PDA | Архив   Четверг 12 Сентябрь 2024 | 1433 х.
 

Мусульмане в общественно-политических процессах России. Исламский фактор на выборах

26.11.2007 14:59

Под таким названием 1 ноября в Москве в рамках III Всероссийского мусульманского форума прошел круглый стол, на котором обсуждались проблемы участия исламского сообщества в общественно-политических процессах, протекающих в стране.

Прежде всего, речь шла о предстоящих выборах. Ведущими встречи были Абдулла Ринат Мухаметов, руководитель Информационно-аналитического отдела Ислам.Ру, и Джаннат Сергей Маркус, исламский культуролог и журналист. Представляем вашему вниманию наиболее интересные выдержки из выступлений.

Шамиль Султанов, депутат ГД РФ, координатор межфракционного объединения «Россия — Исламский мир: стратегический диалог», член президиума «Справедливой России»:

— Первое, что я бы хотел сказать, это то, что обязанность каждого мусульманина — занимать активную социальную позицию. Поэтому в любом случае участвовать в выборах надо. Так мы можем высказать свою точку зрения, свои пожелания. Тем более, в условиях аполитизации российского социума такая позиция мусульман может стать в своем роде авангардной.

Второй момент, который я считаю нужным отметить, — это то, что участие мусульман, да и всех остальных граждан, в выборах снижает шансы на фальсификацию.

И третье, выборы сами по себе — не просто голосование за какие-то партии, личности и т. д. Это определение позиции, определение общественных настроений: куда мы идем? зачем мы идем? чего мы хотим?

В общем, участие в выборах для мусульман — это проявление не только гражданской позиции, но еще и нашего нийята (намерения) в отношении своей Родины — России, страны, в которой мы живем и за которую несем ответственность перед Всевышним Аллахом.

Деньга Халидов, сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа, глава Центра этнополитики и ислама (Москва):

— В политическом процессе России мусульмане, как носители особого мировоззрения, сегодня лишены возможности адекватно отразить свои интересы. В этой связи нам остается только актуализировать одну проблему: как воссоздать в нашей стране умму, которая могла бы быть субъектом в политической системе государства.

Решением проблем мусульман в России я вижу в объединении усилий, начиная с Петрозаводска и кончая Дагестаном, от Владивостока и до Калининграда. То, что делает нижегородское Духовное управление мусульман, саратовское, карельское, частично Совет муфтиев в Москве, — я вижу в этом начало такого позитивного процесса.

Мы, мусульмане, выступаем за то, что внутренний характер России не должен сводиться ни к русскому этническому национализму, ни к православному фундаментализму, ни к западному либерализму.

Мне кажется, на фоне глобальной борьбы, которая ведется с исламом, и которая также идет против России, как важного субъекта мировой политики, необходимо находить общий язык с адекватными православными патриотическими деятелями, понимающими суть происходящего и в мире, и внутри страны. Иначе мы рискуем оказаться между двух огней. С одной стороны, русский национализм и православный фундаментализм. С другой, — носители глобальной идеи, которую генерал Ивашов, называет универсальным сионизмом.

Руслан Курбанов, руководитель Отдела политики журнала «Смысл», эксперт RAND Corp.:

— Почему исламское сообщество нашей страны до сих пор не стало такой силой, с которой считаются? Здесь мы вновь упираемся во всем известную проблему периферийности российских мусульман по отношению к мировым центрам исламской мысли и политической инициативы.

Так почему же у нас положение хуже, чем в той же самой Европе? Я бы здесь обозначил несколько моментов.

Первое. Известная всем разобщенность российских последователей ислама. Многие мусульманские народы ринулись в 90-е годы восстанавливать свои национальные традиции, защищать язык от натиска господствующей культуры. Когда же пришло время отвечать на вопрос, а есть ли у нас задел в плане исламской политической активности, оказалось, что его нет.

Второе. Элементарная неграмотность в исламе, и особенно в политических вопросах. Что уж говорить о таких сложных вещах, как политическая активность, да еще и в условиях немусульманского общества.

Третье. Боязнь политической активности. После того, как наши власти начали жестко бороться с проявлениями религиозно-политического экстремизма, простые верующие боятся обозначать свою не только политическую, но даже и гражданскую позицию.

Почему в Европе и США этого не произошло? Потому что прежде, чем там начали бороться с экстремизмом, за десятилетия у них сложилась сеть общественных, социальных, политических мусульманских структур. Нам же еще предстоит такой базис создавать, причем в условиях исламофобии, неграмотности, разобщенности.

Ахмед Азимов, политолог, исламовед, советник Совета муфтиев России:

— Есть два подхода к роли мусульман в политической жизни России. Первое — это то, что мы видим на Северном Кавказе. Данная концепция заключается в полном неприятии всего того, что связано с Российской Федерацией, как неисламским государством.

Вторая концепция состоит в том, что мы, мусульмане, живем в немусульманском обществе и, естественно, не можем оставаться в стороне от всех важнейших политических процессов, протекающих в нем. Думаю, все присутствующие здесь придерживаются второй позиции.

Путь к формированию уммы — это долгий процесс. Сегодня же нужен крепкий, профессиональный мобильный актив. Необходим также наднациональный лидер, общий для всех — и для мусульман Поволжья, и Кавказа. Должна быть четкая программа, основанная на принципах ислама, патриотизма и гражданской ответственности.

Сегодня есть признанные центры, как духовные, так и общественные, информационные. Они могли бы на следующих выборах объединиться в создании некоего меморандума, в котором на основе определенных критериев была бы отражена позиция по отношению к той или иной политической силе — заслуживает она доверия мусульман или нет.

Одним из таких критериев стоило бы зафиксировать, например, отношение к исламофобии и те меры, которые та или иная партия предлагает предпринять против этого нарастающего зла. Или, скажем, отношение к позитивной исламской активности, которая основана на просвещении, на вовлечении мусульманской инициативы в общественную жизнь. Или оценка партиями вклада мусульман в строительство российской цивилизации. Может быть, туда следует добавить и позицию той или иной силы к ситуации на Ближнем Востоке.

Фатима Виктория Вебер, руководитель общественной организации «Исламское просвещение» (Петрозаводск):

— Мне кажется, проведен определенный мониторинг, который показал, что люди, исповедующие ислам, не активны на выборах. Заинтересованные лица получают эти данные, анализируют и делают соответствующие выводы: мусульманские электорат это та сила, на которую, в общем-то, и не стоит обращать внимания.

О чем это говорит? Задача минимум сегодня — прийти и проголосовать, чтобы наши мусульманские имена и фамилии были в списках принявших участие в выборах.

К этим выборам нам уже нечего предложить, но к следующим — исламской общественности России надо обязательно выступить активной силой. Может быть, и не стоит создавать какую-то очередную консолидирующую структуру — наиболее видные, активные, богобоязненные, грамотные, не страшащиеся отстаивать свою позицию, мусульмане могут проявить себя и находясь в уже существующих партиях. Мы могли бы представить этих людей в информационном пространстве всех вместе и призвать поддержать их. Попав в Думу, они должны будут координировать свою деятельность, выдвигать совместные законопроекты, отстаивать наши, мусульман России, интересы.

На местном же уровне мусульманам надо обязательно проявлять общественную и политическую активность. Например, входить в различные структуры, которые создаются властями — палаты и комитеты, выдвигаться на общественные и административные посты в муниципалитетах и проч. Утрируя, пусть председателем колхоза будет праведный мусульманин, чем кто-либо другой.

Максуд Садиков, ректор Института теологии и религиоведения (Махачкала), один из создателей первого в постсоветской России мусульманского общественно-политического движения «Нур»:

— Мусульмане — часть российского общества. Чем активнее они будут участвовать в социально-политических процессах, тем, я думаю, будет больше пользы всем. Однако положительный эффект мы сможем получить только, если речь будет идти о нашем участии, направленном на укрепление государственности, а не так, как это было на Кавказе в 90-е годы.

Сегодня нет необходимости какому-то народу, субъекту федерации отделяться от РФ. Мы видим, что гораздо полезнее быть вместе. Мы видим, какую мощную политику ведет Президент Путин. Мы, поддерживая его начинания, разрабатывая свои формы участия в общественно-политических процессах, можем отстаивать свои интересы.

Сегодня нет партии, которая напрямую работала бы с мусульманским сообществом России. Но это говорит о том, что, может быть, пока это и не нужно. Нет соответствующих лидеров, не созрела еще такая сила. Поэтому я пока необходимости в ней не вижу.

Сергей Бурьянов — сопредседатель Института свободы совести (Москва), юрист:

— В 2003–2004 году мы провели специальное исследование. Нами был сделан однозначный вывод: на федеральных выборах абсолютно четко работает фактор государственно-конфессиональных отношений. Поэтому, если у вас нет выхода на государственный ресурс, то использовать религиозный фактор просто бесполезно — это вообще ничего не дает.

Религиозная политика реализуется посредством государственно-конфессиональных отношений, как правило, коррумпированных. Суть ее проста: разделяй и властвуй; кнут и пряник; избранным конфессиям привилегии, остальным ограничения.

Но сколько может быть избранных? По закону у нас их четыре, я имею в виду так называемые «традиционные конфессии», в число которых входит ислам. Но на самом деле для сакрализации власти нужна одна — самая традиционная.

Какую позицию должны занять мусульмане в такой ситуации? Здесь может быть два пути: мусульмане будут биться за некие интересы или же за некие ценности. Но интересы могут быть разные, неоднозначные и т. д. Я уверен, что к единому мнению по этому поводу не прийти никогда, каждый будет тянуть одеяло на себя. Поэтому ценности, наверное, отстаивать все-таки важнее. Ценности, о которых идет речь, общие для всех граждан России. Это то, что прописано в Конституции, которую пока еще никто не отменял, — правовое и социальное государство, права человека, светскость, равенство конфессий и т. д.

Надежда Кеворкова, обозреватель газеты «Газета»::

— Тут звучали призывы мусульманам защищать мусульман. Гораздо правильнее будет, если вы обретете друзей среди журналистов другой веры и так им расскажите о своих ценностях, что они будут вас защищать.

Против вас, против приверженцев всех конфессий, поверьте мне, работает колоссальной мощи машина. В такой ситуации все верующие должны искать те точки, которые их объединяют, а не разъединяют.

Нет реально никакого специального отношения к православию у правящей элиты. Если человек настоящий православный, а не г-н Фролов из Союза православных граждан, то ему так же тяжело, как и вам. Если я начну ходить на работу в косынке, то меня через неделю заставят писать заявление об увольнении.

Теперь относительно политических процессов и избирательной кампании. Если на этих выборах вас не хотят, вами не интересуются, то, значит, их исход предрешен. Зачем вы хотите тратить вашу жизнь, время, энергию и время понапрасну, отдавать их государству задаром? Если Левиафан отвернул от вас свое страшное око, это же прекрасно. Пользуйтесь моментом, занимайтесь образованием своих детей.

 "Медина аль-Ислам" № 20 (44) 23-29 ноября, 2007

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/987/">ISLAMRF.RU: Мусульмане в общественно-политических процессах России. Исламский фактор на выборах</a>