RSS | PDA | Архив   Среда 24 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Как поссорились Доку Хаматович с Ахмедом Халидовичем

05.12.2007 17:56

Обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации за 26 ноября – 2 декабря 2007 года (за исключением Приволжского федерального округа)

флаг непризнанной республики ИчкерииПредвыборная неделя прошла в России достаточно спокойно, что отразилось и на публикациях в СМИ.

    Их внимание по-прежнему продолжает привлекать раскол в стане ичкерийских сепаратистов, связанный с заявлением Доку Умарова о создании Северо-Кавказского эмирата. Эксперты полагают, что происходящие события свидетельствуют о том, что на проекте этнического самоопределения Чечни поставлен крест.


Газета «Время новостей» опубликовала 29 ноября статью Ивана Сухова «Исламская революция в подполье. Амир Кавказа и премьер Ичкерии подали друг на друга в шариатский суд».

    Автор называет виртуальным образование ичкерийских сепаратистов, в котором произошел раскол после известных заявлений Доку Умарова о создании Кавказского эмирата с целью установления «шариатского правления на Кавказе» и отвоевания всех «исторических земель мусульман». Оно виртуально потому, что и вооруженное подполье в Чечне, возглавляемое Умаровым, и сепаратистское «правительство в изгнании» не имеют отношения к реальному управлению республикой: это управление «давно уже находится в руках президента Рамзана Кадырова».

    Фигура последнего, по мнению И. Сухова, привлекательна для соотечественников тем, что, с одной стороны, Кадыров стабилизировал обстановку в Чечне, с другой, добился при этом «огромной внутренней самостоятельности даже по сравнению с соседними регионами Северного Кавказа». В итоге получилось так, что почти все лозунги сепаратистов оказалось возможным «де-факто реализовать под эгидой России».

    Президент Чечни, отмечает автор, пытается дать ответ и тем, кто воевал за веру и установление шариатского порядка: он заканчивает строительство огромной мечети, постоянно подчеркивает свое трепетное отношение к соблюдению требований ислама, борется с пьянством и другими пороками, поощряет исламское образование в школах, участвует – первый и пока единственный из россиян - в ритуале омовения Каабы, подчеркивает, что стремится возродить в Чечне традиционный для нее суфийский ислам.

    И. Сухов комментирует обращение сторонников Умарова к верующим Кавказа и пояснительную статью лидера кабардинских исламистов Анзора Астемирова, опубликованные в Интернете. Он отмечает, что риторика этих воззваний поставила «в затруднительное положение идеологов традиционного ислама, будь то Рамзан Кадыров или муфтии духовных управлений». В них, в частности, говорилось, что «система правления — неотъемлемая часть религии, и отказ от какой-либо части религии означает отказ от всего ислама». На пути джихада, полагают Умаров и Астемиров, пришла пора отказаться от имитации светской демократии и действовать исключительно в соответствии с шариатом.

    Эти идеи, замечает автор, видимо, навели сторонников Закаева на мысль, что инициативы Умарова — это часть игры российских спецслужб, которые якобы готовы воспользоваться будущим всплеском фундаменталистских настроений для ужесточения репрессивных мер.


Заявлению Доку Умарова и происходящим вокруг него событиям посвящена и статья заведующего отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергея Маркедонова, опубликованная 27 ноября на сайте Агентства политических новостей под заголовком «Чеченский сепаратизм и чеченская независимость. Сепаратисты построили независимую Чечню внутри РФ».

    По мнению автора, своим заявлением Умаров, еще вчера защищавший этнонациональное самоопределение Чечни, фактически признал, что этот курс был политически ошибочным. Впрочем, Умаров, — тут же оговаривается С. Маркедонов, - уже давно смотрел в сторону радикального ислама как гораздо более действенного инструмента борьбы с российским государством, чем этнический национализм.

    С. Маркедонов полагает, что для адекватного понимания природы и динамики чеченского сепаратизма необходимо разрушить несколько исторических и при этом политически актуальных мифов. В том числе миф о чеченцах как «неудобном этносе», имманентном коллективном сепаратисте, вся история которого является историей борьбы с имперской Россией. С помощью «беглого взгляда» на историю Северного Кавказа XIX-XX веков, в том числе историю Кавказской войны, автор доказывает, что чеченцы вовсе не были «самым неудобным» или каким-то исключительным народом для Российской империи. Через это он пытается донести мысль, что поведение той или иной политической элиты, в том числе чеченской, диктуется конкретной политической конъюнктурой.

    Обе попытки независимого чеченского госстроительства в 90-е годы (и светский националистический проект 1991-1994 гг., и строившееся с опорой на исламские традиции государство 1996-1999 гг.) не были удачными ни с социально-экономической точки зрения, ни с точки зрения политической стабильности. Оба раза само чеченское общество раскалывалось, и здесь надлежит развенчать еще один миф, — отмечает автор: ««Чеченский кризис» постсоветского периода — это не перманентная борьба русских и чеченцев, Чечни и России. Это также противостояние Дудаева и Городского совета Грозного, Дудаева и Автурханова, Завгаева и сепаратистов, сторонников суфийского ислама и т.н. «ваххабитов»».

    В силу неудачи государственного строительства по-ичкерийски, сепаратизм старого образца в Чечне в ближайшее время не будет востребован, делает вывод С. Маркедонов, приводя в его пользу еще несколько причин.

    Однако и политику нынешней легитимной власти Чечни, фактически неподконтрольную федеральному центру, он называет «системным», то есть реализованным в рамках российского государства, сепаратизмом.


Газета «Новые известия» опубликовала 29 ноября заметку Михаила Поздняева «Хадж особого назначения. Офицеры силовых ведомств совершат паломничество в Мекку».

    В ней обращается внимание на тот факт, что среди отправляющихся на хадж россиян в этом году впервые оказалась большая группа сотрудников ФСБ, МВД и других спецслужб. Об этом 27 ноября сообщил первый заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин, который сказал, что паломничество совершат «несколько сотен исповедующих ислам сотрудников ФСБ, МВД и других силовых ведомств – кадровые офицеры». Позже в тот же день он пояснил, что речь идет о предоставлении бесплатных путевок ветеранам труда – учителям, врачам, работникам культуры, военным, милиционерам и многим другим. Среди них будет и некоторое количество офицеров, воевавших на Северном Кавказе.

    По информации «НИ», кадровые «силовики» отправятся в паломничество по крайней мере из двух мест – Татарстана и Самары (среди самарских сотрудников правоохранительных органов, судя по именам и фамилиям, в основном этнические татары. – Р.Ш.).

    М. Поздняев полагает, что «силовое» сопровождение паломникам может пригодиться чисто практически – скажем, они могут применить свой опыт при возникновении угрозы давки в долине Мина.

    Также сообщается о том, в какую сумму обойдется верующим паломничество в Саудовскую Аравию, как они будут добираться до места назначения, сколько путевок проспонсировано частными лицами.


Заявления первого зампреда СМР Дамира Гизатуллина, о которых идет речь в материале «Новых известий», были опубликованы на сайтах РИА Новости и «Интерфакс-религия».

    В частности, Д. Гизатуллин отметил, что сотрудники российских специальных служб отправятся в хадж благодаря финансовой помощи известного российского бизнесмена. Фамилию мецената он назвать отказался, отметив лишь, что «это благородный человек». Всего этот бизнесмен проспонсирует паломничество 4 тысяч российских мусульман (в прошлом году он оплатил расходы на путешествие 400 паломников).


Газета «Московские новости» опубликовала в №47 (30 ноября - 6 декабря) интервью с председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином под заголовком «Диалог - это не дань моде на межрелигиозную дипломатию».

    В нем затронут широкий спектр богословских и политических вопросов.

    В частности, Р. Гайнутдин разъясняет смысл понятия «джихад». Это, прежде всего, «борьба со своими пороками». Кроме того, в Исламе «забота о ближнем, о благе, о здоровье родителей ставится выше, чем война против захватчиков с оружием в руках». А как вооруженная борьба джихад необходим лишь в случае угрозы полного уничтожения веры и родины, и объявить его может лишь главный духовный лидер, имеющий священный сан, поэтому «полевой командир или боец, который бегает в горах, не может объявить джихад - это не будет иметь никакой силы».

    Председатель СМР рассказывает о своем предложении признать Коран как третий и последний Завет, отмечая, что оно выдвигается им уже во второй раз («Первый раз меня как бы не хотели услышать»). Признание Корана другими конфессиями как богоданной книги необходимо, по словам муфтия, для того, чтобы межрелигиозный диалог протекал в обстановке уважительных, равноправных, партнерских отношений. Он невозможен, когда к Исламу относятся как к «христианской ереси», когда в церквях его называют «религией сатаны».

    В интервью был затронут и политический момент. Р. Гайнутдин подчеркивает, что голоса более 20 миллионов российских мусульман будут иметь решающее значение и на думских, и на президентских выборах. Он отмечает, что при заметно возросшей политической активности мусульман чувствуется интерес политических сил к ним, «желание получить кредит доверия со стороны мусульманских религиозных кругов и общественных организаций».

    Муфтий не считает отсутствие возможности создания исламских партий в России ущемлением прав мусульман: «Верующая часть мусульманского сообщества страны входит, согласно Корану, в «партию Аллаха», поэтому каких-то особых организационных форм придумывать не надо». Для мусульман, по его мнению, сегодня созданы все условия для того, чтобы выполнять требования исламского вероучения – действуют мечети, учебные заведения, есть возможность совершать хадж, отмечать религиозные праздники.

    Отвечая на вопрос о религиозном экстремизме, Р. Гайнутдин заметил, что такого понятия не существует: «Есть экстремизм политический, использующий религиозную символику». Экстремизм зачастую обусловлен экономическими причинами, связанными с отсутствием у молодежи возможностей получить образование и самореализоваться профессионально, а также произволом чиновников.

    Материал сопровождается мини-интервью с председателем Координационного центра мусульман Северного Кавказа муфтием Исмаилом Бердиевым. Последний отмечает, что для мусульман Северного Кавказа самым большим авторитетом является президент РФ Владимир Путин, и их «политический выбор зависит в большей степени от того, что он скажет». Проблему религиозного экстремизма И. Бердиев связывает с деятельностью международных радикальных исламских организаций, которые «везде суются, везде лезут» и у которых «огромные средства, и они обязательно появляются там, где нет порядка».


Сайт «Ислам.Ру» опубликовал 28 ноября статью Данияла Исаева «Откуда взялась потребность в национальном лидере? Политический муждтахид в России».

    Автор рассматривает попытки поиска идеи, позволяющей действующему президенту России остаться у руля власти после мая 2008 (когда произойдет инаугурация нового президента), не столько как идеологические перегибы со стороны политических и общественных организаций и их желание продемонстрировать лояльность, сколько как проявление глубинной заинтересованности российского народа в институте национального лидера.

    То, что партия «Единая Россия» «на всякий случай» открестилась от предложенной ее координатором по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями Абдул-Хакимом Султыговым схемы избрания национального лидера (через «Гражданский собор российской нации»), по мнению Д. Исаева, говорит на самом деле о том, что сама идея возражений не вызывает.

    Он отмечает, что на султыговскую концепцию обрушилась волна либеральной критики, однако ей (концепции) обеспечена народная поддержка: «В глубинах массового сознания живет не только острое желание стабильности, но и потребность в высшем политическом, моральном и общественном авторитете».

    Автор возражает экспертам, приписывающим монополию на институт лидера нации фашистским режимам: «Данная практика имела довольно широкое и весьма эффективное применение в истории человечества. Кремлеведу и политтехнологу (главе Фонда эффективной политики Глебу Павловскому. – Р.Ш.) не мешало бы ознакомиться с политической историей исламского мира, где народ на протяжении сотен лет приносил присягу халифу. <…> По сути, султыговская концепция «лидера нации» и «хранителя воли народа» списана с мусульманской теории власти».

    А то, что российский человек тянется «к сильной руке, стабильной власти, к наличию высшей справедливости, воплощенной в мирской жизни в фигуре верховного вождя, лидера и авторитета», свидетельствует, по мнению Д. Исаева, о том, что «российская культура, история и душа глубоко пропитана мусульманским духом и ценностями».


ИА «IslamNews» опубликовало 30 ноября статью Рустама Адиуллина «Мусульмане России в политическом процессе: от объекта к субъекту».

    Автор называет неспособность российских мусульман стать субъектом общественно-политической жизни (в силу их низкого интеллектуального уровня и политико-правовой незрелости, приводящих к дезорганизации и маргинализации) одной из их самых серьезных проблем. В результате они превращаются в «идеальный политтехнологический инструмент», особенно в преддверие важных политических событий, например, накануне выборов.

    Если же мусульманское сообщество все же решит стать полноправным участником политического процесса, тогда возникнет другой вопрос – о средствах такого участия. В отсутствие собственной политической структуры логичным выглядит взаимодействие с существующими партиями. Однако и здесь российских мусульман ожидают большие проблемы, поскольку партий, «идеологически совместимых с исламом и учитывающих интересы мусульман», в стране нет.

    Для решения этого вопроса Р. Адиуллин предлагает обратиться к исламской традиции, «главной особенностью которой являлось искусство договариваться, заключать тактические и стратегические союзы с самыми разными силами там, где этого требовали интересы уммы».


Портал «Credo.Ru» опубликовал 29 ноября репортаж с научно-практической конференции «Религиозная свобода как путь преодоления религиозной нетерпимости» под заголовком «От «размывания основ Конституции» до «проповеди личным примером»».

    Конференцию, прошедшую 19 ноября, организовали Евро-Азиатское отделение Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС) и Российский государственный гуманитарный университет.

    Советник департамента управления президента РФ по внутренней политике Сергей Мельников дал понять присутствующим, что власть осведомлена о неблагополучной картине в стране в плане межрелигиозного сосуществования. Равно как и о том, что в отношении иудейских и мусульманских организаций, кришнаитов, новых религиозных движений предпринимаются нападения на их представителей, случаются факты осквернения святынь. С. Мельников отметил недостаточно эффективную работу судебной системы, которая немалое число преступлений на религиозной почве квалифицирует как хулиганство.

    Руководитель отдела по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями при правительстве России Андрей Себенцов подметил в своем выступлении ту особенность, что для любого верующего естественно считать, что его религия лучше другой. А значит, — продолжил А. Себенцов, — зародыш экстремизма естественным образом содержится уже в самой природе религии. Рекомендация, данная чиновником, заключается в необходимости просвещения (не в пределах одного вероисповедания, а с рассматрением феномена религии в целом, истории различных вероисповеданий и религиозных организаций) и воспитания.

    Первый вице-президент ЕАО МАРС, профессор, доктор философских наук Абдула Нуруллаев констатировал системное ухудшение этноконфессиональных отношений в наши дни. Он сослался на опрос учащихся правовых вузов, большинство из которых возлагает ответственность за обострение отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий на религиозные организации, среди которых самыми «ненадежными» называются мусульманские (35%) а самыми надежными «русские» (6%). Однако самое печальное, по мнению Нуруллаева, это то, что многие учащиеся юридических (!) учебных заведений убеждены, что одна конфессия должна стать в России… государственной. А. Нуруллаев считает, что все указывает на необходимость создания специального государственного органа для регулирования межконфессиональных отношений, вроде Совета по делам религий, поскольку в нынешней ситуации лишь государство способно обеспечить всем религиозным объединениям одинаковый статус в правовом и этическом смысле.

    Почетный президент ЕАО МАРС, профессор Анатолий Красиков сосредоточился на опасности «прорастания» Церкви в государственные административные светские структуры, происходящего «с удивительной откровенностью»: «Для светского государства это является процессом, демонтирующим его внутреннюю конструкцию». А. Красиков привел пример Московского городского суда, на территории которого на бюджетные средства выстроен храм, предназначенный для сотрудников, которые могут составлять его приходскую общину, а затем участвовать в судебном следствии или судопроизводстве, касающемся межрелигиозного спора. «Можно ли будет в таком случае считать суд даже формально беспристрастным?», – таким риторическим вопросом задается профессор.

    Недоумение корреспондента «Credo.Ru» вызывало выступление советника комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Степана Медведко, заявившего о «замалчивании нарушения прав русского православия», что, по его мнению, и является основной проблемой религиозной свободы в стране. С. Медведко поведал собравшимся об опасности мусульманской экспансии, которую осуществляют «люди, понимающие свободу как слабость». «Credo.Ru» отмечает: «Как выяснилось из дальнейшего контекста, Медведко имел в виду, скорее всего, растущую популярность ислама, по сравнению с которой адаптированное к политике Кремля, но деградирующее в социальном плане официальное православие заметно проигрывает».

    Корреспондент портала отмечает, что на конференции отсутствовали официальные представители мусульманского сообщества России.


ИА «Regions.Ru» опубликовало 30 ноября опрос православных и мусульманских священнослужителей на тему «Возможны ли у нас события подобные парижским, и если да, то как их предотвратить?»

    Поводом к его проведению послужили трехдневные беспорядки в арабо-африканских предместьях Парижа.

    Опрошенные оказались едины во мнении, что подобное нам пока не грозит.

    Настоятель храма св. великомученицы Татианы протоиерей Максим Козлов отметил, что за несколько столетий в России накоплен ценный опыт мирного сосуществования с исламом: «Большинство российских мусульман в трактовке тех или иных постулатов, восходящих к Корану или первоначальному мусульманскому преданию, не склонны к религиозному противостоянию в буквальном смысле вплоть до военного противостояния. Они скорее близки к позиции, скажем так, межрелигиозной мирной состязательности, в которой акцент делается на мирной позитивной составляющей ислама как одной из мировых религий».

    Руководитель международного департамента Совета муфтиев России Рушан Аббясов сразу подчеркнул, что в России подобные эксцессы невозможны: «Прежде всего потому, что мусульмане в России — люди неприезжие». Это, однако, не означает, что нужно закрывать глаза на проблему. Для совершенствования модели мирного сосуществования в стране необходимо, по мнению Р. Аббясова, прислушиваться к мнению общества и общественных организаций, таких как Общественная палата и Межрелигиозный совет России.

    В оценке возможности повторения парижских беспорядков в городах России председатель ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил Бердиев поддержал других собеседников «Regions.Ru»: «У нас такого не получится, я в этом уверен. У нас не Франция, здесь все по другому. Я - муфтий на Северном Кавказе, так что если бы что-то подобное нам грозило, то я бы знал. Но я ни о чем подобном не слышал. Поэтому волноваться пока что поводов нет».


Сайт «Ислам.Ру» опубликовал 30 ноября интервью с вице-президентом Академии геополитических проблем, генерал-полковником, бывшим начальником Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ Леонидом Ивашовым под заголовком «За чистоту Ислама нужно бороться».

    В нем Л. Ивашов рассуждает, в частности, о роли мусульман в жизни России, подчеркивая, что вместе с русским народом они должны чувствовать себя хозяевами на своей земле и не доверяться тем политическим силам и чиновникам, «которые далеко не легитимным путем добрались до власти. Многие из них не являются представителями ни русского народа, ни мусульман России, ни других коренных жителей нашей страны».

    Главным инструментом разъединения народов России и насаждения вражды между людьми он называет телевидение, которое всячески спекулирует национальным и конфессиональным фактором: «Чтобы ни случилось – взрыв, теракт – кричат: «исламский след». Где-то происходит митинг, демонстрация русских людей – сразу мы слышим «русский фашизм»». Один из замыслов противников России, по мысли генерала, заключается как раз в сталкивании «исламского экстремизма» и «русского фашизма».

    Российский ислам и русское православие Л. Ивашов называет «близкими духовными ценностями, характерными для нашей традиции», и подчеркивает, что необходимо блюсти их чистоту: «Никаких усредненных новомодных течений нам не надо», имея в виду запущенные по миру универсальные религиозные проекты - универсальный сионизм, New Age, сайентология и т.д.

    При этом он отмечает, что мусульмане России более едины, пассионарны по сравнению с русским населением, в их сообществе достаточно высок уровень духовной дисциплины, солидарности.

    Л. Ивашов считает, что курс на сближение с исламским миром, заявленный В. Путиным, после его ухода с поста президента будет продолжен: «Современные тенденции, которые, может быть, даже не по воле В. Путина разворачивают нашу страну к исламскому миру, сохранятся в будущем и продолжат развиваться». Эти тенденции – залог того, что попытка строительства однополярного мира окажется неудачной.


ИА «Амур-инфо» опубликовало 28 ноября интервью с сопредседателем Совета муфтиев России, верховным муфтием Азиатской части страны Нафигуллой Ашировым, находившимся в рабочей поездке по Дальнему Востоку.

    Н. Аширов рассказывает о целях своего визита на Дальний Восток (создание новых мусульманских религиозных организаций по программе «Возрождение духовности российских народов»), о перспективах ислама в этом регионе (сегодня на Дальнем Востоке он «переживает некий подъем. <…> Проблема, наверное, заключается в том, что люди, любя свою религию, любя Всевышнего Господа, Творца, не всегда, может быть, грамотны в своей религиозной конфессии, в отправлении религиозных культов. <…> Поездка была очень результативной. В ее ходе я имел возможность повстречаться с членами нашей общины, дать им наше духовное наставление для того, чтобы они не отрывались от реальности жизни, то есть сотрудничали с православными братьями, со всеми диаспорами, потому что они являются единой общиной»), о том, почему ислам в мире зачастую ассоциируется с терроризмом, неприятием чужой веры («Если мы включим свое сознание, интеллект и захотим проанализировать все эти конфликты, то мы увидим, что ислам в той же мере, как и другие религиозные конфессии, или становится на защиту, или кем-то используется для достижения своих узкокорыстных, может быть, политических целей»).


Сайт «Кавказский узел» опубликовал 26 ноября интервью с муфтием Духовного управления мусульман Северной Осетии Муратом Тавказаховым под заголовком «После Беслана положение мусульман в Северной Осетии ухудшилось».

    По словам муфтия, негативное отношение к мусульманам в Северной Осетии после событий в Беслане проявляется больше на бытовом уровне; многие считают, что этот теракт был совершен мусульманами. Хотя сами «мусульмане республики были ошарашены тем, что случилось».

    М. Тавказахов сообщил, что в Северной Осетии проживает 20 тысяч мусульман, действуют 30 общин (зарегистрированных и незарегистрированных) и 30 мечетей.


ИА «IslamNews» опубликовало 26 ноября опрос политиков и послов по поводу недавнего официального визита саудовского принца Султана Бен Абдель Азиза аль-Сауда в Москву.

    Первый посол РФ по особым поручениям при ОИК Вениамин Попов считает, что у наших государств хорошие перспективы для развития экономических отношений.

    Он подчеркнул, что со временем мусульманский фактор будет играть в России все большую роль: «Согласно всем демографическим подсчетам, если существующие тенденции роста мусульманского населения сохранятся, к 2025 году треть россиян будет исповедовать ислам. А по данным американского фонда Карнеги, число мусульман официально превысит число христиан уже в 2023 году».

    Лидер ЛДПР, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский выступает за восстановление хороших отношений со всем арабским миром: не только с традиционными партнерами России, наподобие Ирака, но и с другими странами, такими как Саудовская Аравия, Оман, Катар, ОАЭ. Для России, отмечает он, это – самые перспективные отношения. В. Жириновский призвал развивать сотрудничество в различных сферах, в том числе открывать представительства, изучать арабский язык, интенсифицировать обмены.


Газета «Завтра» опубликовала в №48 от 28 ноября под рубрикой «Исламская мозаика» заметку Валентина Пруссакова.

    В ней, в частности, сообщается о том, что в пресс-центре Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений «Собрание» состоялся семинар «Роль мусульман в общественно-политической жизни России». В его работе приняли участие руководители и активисты общественных движений из 12 регионов России. Перед участниками выступили депутат Государственной думы Шамиль Султанов, бизнесмен, общественный и политический деятель Адалет Джабиев, председатель Ассоциации «Собрание» Мухаммед Саляхетдинов и др. Все выступавшие говорили о необходимости активизации роли мусульман в жизни российского общества.


ИА «Интерфакс-религия» сообщило 29 ноября о том, что РОВД Фрунзенского района Владимира проводит проверку по факту нападения на мечеть в областном центре.

    «Нападение было совершено 27 ноября вечером. В ходе опроса очевидцев выяснилось, что четверо неизвестных забросали камнями окна мечети. До этого в течение нескольких лет во владимирской мечети трижды разбивали стекла, один раз ее пытались поджечь, один раз неизвестные подбросили в здание пакет с ртутью», — рассказал собеседник агентства.

    Вопрос о возбуждении уголовного дела будет решен по окончании проверки.

    «В качестве основного мотива совершения правонарушения пока рассматриваются хулиганские побуждения», — уточнили в РОВД.


    Нападению на мечеть во Владимире был посвящен сюжет ГТРК «Владимир», а также информация РИА Новости.

РИА Новости сообщило 28 ноября о том, что в Чечне уничтожен иностранный наемник, имеющий отношение к международным террористическим организациям.

    Об этом на расширенном заседании военного совета внутренних войск МВД РФ сообщил глава МВД РФ Рашид Нургалиев.

  ;  «Буквально позавчера-вчера в Шатойском районе подразделениями МВД РФ в Чеченской республики, батальоном «Юг» проведена успешная операция, в ходе которой был ликвидирован иностранный наемник, имеющий отношение к организационному ядру зарубежных террористических организаций», — сказал Нургалиев. Имя ликвидированного террориста он не назвал.


    На том же заседании министр внутренних дел РФ сообщил, что за последние четыре года число террористических актов в России уменьшилось в 15 раз, с 561 в 2003 году до 38 за девять месяцев текущего года.


Сайт «Ислам.Ру» сообщил 26 ноября о том, что в этот день в центре Москвы прошла массовая акция в поддержку Президента России Владимира Путина и проводимого им курса государственной политики.

    Мероприятие было организовано совместными усилиями Федерации мигрантов России и инициативной группы «Мусульмане за Путина».

    В акции приняли участие в основном молодые люди — представители стран ближнего зарубежья – Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, а также Китая, Индии, Египта, Сирии и др. Они держали в руках плакаты с лозунгами «Курс Путина — залог мира, здоровья наших детей и семей», «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мир», «Межнациональная и межконфессиональная политика Путина — это сохранение единства и благополучия России».

    На мероприятии выступили президент Федерации мигрантов России Рашид Маджумдер, председатель профсоюза трудовых мигрантов Ринат Каримов, президент Центра культуры и дружбы с королевством Марокко в РФ «Дар Аль Магриб», председатель комитета ФМР по защите прав человека и интересов мигрантов из дальнего зарубежья Эль Аараби Рашид, президент фонда «Миротворец» Андрей Гетманов (от имени инициативной группы «Мусульмане за Путина»)

    Сообщается, что митинг прошел без каких-либо эксцессов.


Сайт Islamonline.Ru сообщил 28 ноября о том, что в Петербурге прошло первое заседание Координационного совета, объединяющего религиозные, национальные и общественные мусульманские организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

    Этот орган создан по инициативе мусульманской общественности региона под эгидой Совета муфтиев России. Его главой избран советник председателя Совета муфтиев России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Шамиль Мугаттаров.

    Сообщается, что новый орган создан с целью координации работы всех мусульманских религиозных и общественных организаций города и области. Важнейшем направлением его деятельности станет построение конструктивного диалога между мусульманским обществом Санкт-Петербурга и местными властями различного уровня.


Сайт Совета муфтиев России сообщил 30 ноября о том, что состоялось общее собрание Совета ректоров высших исламских учебных заведений России.

    Его учредителями стали ректор Московского исламского университета Марат Муртазин, ректор Российского исламского университета (Казань) Рафик Мухаметшин, вице-президент Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки (Махачкала) Максуд Садиков.

    В ходе заседания участники утвердили положение Совета ректоров и избрали его председателем Рафика Мухаметшина. Сообщается, что следующее заседание Совета планируется провести в январе будущего года в Казани.


РИА Новости сообщило 26 ноября о том, что в скором будущем в Москве может появиться сеть халяльных кафе и ресторанов быстрого питания.

    «Мы обсуждаем идею открыть халяльный «Макдональдс», как в других странах, например, в Турции, Малайзии. Сегодня в Москве необходима сеть закусочных халяль, но, к сожалению, нет бизнесменов, которые вложили бы в это деньги», — сказал в интервью РИА Новости глава Центра стандартизации и сертификации продукции халяль при Совете муфтиев России Жафар Азизбаев.

    По его словам, в Москве сейчас существует около 30 точек продажи халяльной продукции, в ближайшие годы появятся еще 40 точек. Филиалы Центра СМР по стандартизации и сертификации продукции халяль действуют при духовных управлениях мусульман в Татарстане, Мордовии, Карелии, Свердловской и Тюменской областях, в Пензе, Саратове.

    В то же время еще один собеседник РИА Новости, гендиректор одного из мясоперерабатывающих заводов, производящих халяль, Рафаэль Насыров заметил, что заниматься халяльным бизнесом невыгодно — очень низкие объемы продаж. Причины низкого спроса на халяль представители СМР и бизнеса видят в недостатке религиозного воспитания среди этнических мусульман, а также в его более высокой себестоимости, а следовательно, и рыночной цене.


Сайт «Ислам.Ру» сообщил 29 ноября о том, что руководство Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Азиатской части России, прихожане и руководство исламской общины Нового Уренгоя обратились к и.о. главы города с просьбой передать в собственность мусульманской организации «Нур-Ислам» здание мечети.

    Здание было предоставлено общине на правах аренды в 1996 году. Изначально оно было полностью непригодно к эксплуатации, т.к. половина его выгорела при пожаре. Прихожане МРО «Нур-Ислам» произвели капитальный ремонт здания, по официальному разрешению администрации Нового Уренгоя возвели минарет и подсобные ритуальные помещения.

    Руководство МРО «Нур-Ислам» неоднократно обращались в администрацию города с просьбой о передаче здания мечети в собственность. Отказ мотивировался тем, что микрорайон, на территории которого она располагается, подлежит сносу и в генеральный план города мечеть в этом районе не входит. Просьбы о разрешении построить новую мечеть также были безрезультатны.

    В защиту мечети только за 15 дней собрано более двух тысяч подписей.


ИА «Интерфакс-религия» сообщило 27 ноября о том, что квота для российских паломников, которые готовятся совершить хадж в Саудовскую Аравию в декабре этого года, увеличена еще на одну тысячу и теперь составляет 26 тысяч человек.

    «До сих пор речь шла о 25 тысячах мусульман из России. Вместе с тем предполагалось, что в Саудовскую Аравию смогут отправиться и иностранцы, временно проживающие и работающие в нашей стране, — заявил «Интерфаксу» уполномоченный Совета по хаджу, член комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Ахмед Билалов. — Однако в посольстве королевства в Москве появились трудности с выдачей хадж-виз гражданам других государств, и тысяча мест была передана в счет мусульман из России».


Сайт «Ислам.Ру» сообщил 27 ноября о том, что 15 декабря в Белой соборной мечети Томска пройдет первый областной конкурс чтецов Корана.

    Его организаторами выступили Союз татарской молодежи и администрация мечети. Конкурс будет проводиться преимущественно среди молодых людей. Как подчеркивают организаторы, эта акция должна способствовать возрождению интереса к Исламу среди мусульманской молодежи Томской области.


ИА «Интерфакс-религия» сообщило 30 ноября о том, что в настоящее время Отдел внешних церковных связей Московского патриархата заканчивает подготовку ответа на письмо 138 мусульманских лидеров с призывом к диалогу, основанному на общих ценностях ислама и христианства, разосланное в октябре главам ведущих христианских конфессий.

    Секретарь синодальной рабочей группы по разработке концептуального документа, излагающего позицию Русской церкви в сфере межрелигиозных отношений, Роман Силантьев отметил доброжелательный тон этого письма и положительно оценил его вклад в развитие христианско-мусульманского диалога. По его мнению, пока его важнейшим аспектом остается развенчивание мифов друг о друге.

Рустам Шакиров

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/1030/">ISLAMRF.RU: Как поссорились Доку Хаматович с Ахмедом Халидовичем</a>