RSS | PDA | Архив   Вторник 7 Июль 2020 | 1433 х.
 

Газета «Наш мир» о круглом столе «Мусульмане и государство в России и Казахстане»

26.12.2007 17:56

1 декабря 2007 года редакция алматинской газеты «Наш мир» и Союз мусульман Казахстана (СМК) провели в Ассамблее народов Казахстана Круглый стол «Мусульмане и государство в России и Казахстане» с участием делегации мусульман из России во главе с Председателем ДУМНО Умаром Идрисовым.

Ведущим выступил глава СМК Марат Телибеков. Газету «Наш мир» представлял заместитель главного редактора Таир Адилов. Фрагменты выступлений были показаны на государственных телеканалах "Казахстан" и "Хабар", а также приведены в репортаже Таира Адилова, который мы представляем вашему вниманию.

Правда с одной стилистической оговоркой: россияне говорили об Исламе как о «государственнической религии», а не «государственной». Различие существенно. Термин «государственная религия» означает то, что в той или иной стране Ислам имеет государственный статус. А если мы хотим подчеркнуть, что исламская доктрина в любой стране нацелена на государственное согласие, на строительство государство – то применяем слово «государственнический». К примеру, в современной России Ислам – не государственная религия (таковой, согласно Конституции, вообще нет), но грамотные мусульмане – государственники по своему менталитету.

Ислам - это государственная религия...

Газета «Наш Мир» - 2007-12-26 

Этими словами, вынесенными в заголовок, Председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар ИДРИСОВ открыл «круглый стол», посвященный проблемам взаимоотношения государства и религии на примере России и Казахстана, который инициировали газета «Наш Мир» и Союз Мусульман Республики Казахстан.

Обсуждение этой темы стало возможным в связи с приездом в Алматы группы российских исламских деятелей из Нижнего Новгорода. Помимо Умар-хазрата, мусульман этого региона в Казахстане представляли: директор издательского дома «Медина», кандидат политических наук Дамир Ваисович МУХЕТДИНОВ, культуролог Джаннат-Сергей МАРКУС и корреспондент газеты «Медина аль-Ислам» Ильдар НУРИМАНОВ.

«Слава Аллаху, сегодня мусульмане в России живут в комфортных условиях… — продолжил Умар-хазрат. — На сегодняшний день в Нижнем Новгороде две соборные мечети, недавно мы восстановили старую, столетнюю мечеть, а сейчас строим новую, которую уже назвали «Тауба», что значит — покаяние. У нас есть «Молитвенный дом», есть исламский институт имени Хусаина Фаизханова, медресе «Махинур», издательский дом «Медина» и еще 57 мечетей по области, собираемся строить Центр исламской культуры. У нас много планов, много сподвижников и людей, готовых нам помогать. И все это в регионе, населенном в основном русскими людьми.

Сегодня десятки молодых ребят-мусульман из Нижегородской области учатся в лучших высших заведениях страны по президентской программе подготовки специалистов для духовных управлений России. Кстати, присутствующий здесь Ильдар НУРИМАНОВ один из них. Он — простой деревенский парень, учится в МГУ. Кроме этого, в «Нижнем» создан фонд поддержки мусульманской культуры и науки, который предоставляет гранты для издания журналов, газет и для проведения различных мероприятий. Как вы думаете, было ли это возможно каких-нибудь 15-20 лет назад? Конечно, нет. Поэтому мы говорим огромное мусульманское спасибо президенту России Владимиру Путину, который своим внимательным и дальновидным отношением к Исламу внес весомый вклад в дело сближения и взаимодействия государства и религии.  И, естественно, мы не можем не поддерживать это государство, в котором живем, потому, что Ислам не может и не должен существовать в отрыве от него. Если Ислам существует вне государства, если он отдаляется от него, то он неизбежно маргинализируется, становится оппонентом всему и вся, в том числе и самому себе. Так что и от нас с вами, от мусульман зависит сегодня судьба и будущее государства. Если мы будем активными и образованными, то завтра из нас вырастут новые президенты и губернаторы, новые государственники, которые будут созидать свое государство».

В заключение своего выступления Умар-хазрат высказал несколько теплых слов в адрес Духовного Управления Мусульман Казахстана, и в частности Верховного муфтия. «Как мне показалось, мой коллега, Абсаттар-кажи Дербисали — человек во всех отношениях образованный, культурный и порядочный. Отрадно, что официальное духовенство Казахстана возглавляет такой человек», — сказал Идрисов.

Свое отношение к обсуждаемой проблематике выразили и другие участники «круглого слова».

 Дамир МУХЕТДИНОВ: «Уважаемый Умар-хазрат перечислил наши достижения, и они действительно есть, но наряду с этим есть и много серьезных недостатков. Сегодня одна из главных проблем Ислама в Российской Федерации — это разобщенность, берущая начало с 1991-го года, когда вместе с глотком свободы мусульмане обрели свободу выбора и в огромных количествах стали выезжать за пределы России, чтобы получить образование в Турции, Саудовской Аравии, Египте, Иране. Таким образом, вскоре на смену традиционной школе бухарских имамов, пришли несвойственные нам импортные вероучения и новая мусульманская ментальность.

В этой, очень трудной, разнородной среде сейчас существуют и старое, и молодое поколение российских мусульман. Очень часто они не могут найти общего языка по тем или иным вопросам веры. Порой доходит до смешного. В одной крупной татарской деревне мусульмане ходят молиться в разные мечети. В одну ходят только старики, в другую только молодежь, в третью — суфии, в четвертую, — например, — последователи Фетхуллаха Гюлена. Иногда даже месяц Рамадан мы встречаем по-разному, кто-то смотрит на саудийский календарь, кто-то на турецкий… Вот, к сожалению, сколько нонсенсов и различий сегодня между нами, приверженцами одной религии.

Поэтому теперь особенно остро стоит вопрос мусульманской интеграции. Понимая это, мы, мусульмане Нижегородской области, вынашиваем идею создания Совета улемов России — органа, который бы объединил весь цвет мусульманской мысли, весь мусульманский актив страны. Причем нельзя говорить, что не нужно брать туда представителей иных мнений и позиций, иного менталитета. Наоборот, нужно, чтобы они на одной интеллектуальной площадке могли говорить друг с другом и договариваться.

Ведь если мы, наконец, не объединимся, не найдем консенсус, нас разделят на отдельные группы и будут использовать в своих целях те силы, которые заинтересованы превратить Россию в огромный очаг войны, нестабильности, невежества и хамства. Думаю, что в Казахстане есть схожие проблемы. Поэтому и вас, мусульман Казахстана я убедительно призываю к конструктивному объединению вокруг нашей религии и вокруг своего государства. Консолидация, но не сегрегация!»

Джаннат-Сергей Маркус: «Мне известно, что Ваш президент Нурсултан Назарбаев является убежденным поборником идей интеграции на постсоветском пространстве, и это замечательно. Но в это же самое время, мы наблюдаем обратный процесс дезинтеграции в Российской Федерации. Так, известный политолог и телеведущий Максим Шевченко недавно высказал интересную мысль: такое гнусное явление в российской армии, как «дедовщина», он напрямую связывает с тем, что из состава вооруженных сил поэтапно выводился и выводится контингент выходцев из Центральной Азии. Это ребята, а их в российской армии более 30-ти процентов, которые умеют уважать старших, у которых есть братская солидарность, культура которых базируется на Исламе. И вот эту одну треть надо было убрать, чтобы в армии тут же воцарился беспредел и криминал.

Я думаю, что аналогичные процессы произошли у нас и в экономике, и в науке, в высшем и среднем образовании. Этим я хочу сказать, что когда на фоне этой всероссийской дезинтеграции мы, мусульмане, получили свободу вероисповедания и свободу выбора, то мы не сумели ответить на эти вызовы адекватно. Произошло это, прежде всего, потому, что мусульмане России вошли в эту свободу крайне невежественными. Конечно же, виной этому наша непростая история и более чем семидесятилетний период воинствующего атеизма. Таким образом, сегодняшний Ислам в России возрождается, фактически, на пустыне былого невежества. А это крайне сложный и долгий процесс, но, чтобы ускорить его, по моему глубокому убеждению, мусульмане должны научиться выстраивать свои отношения, прежде всего, с государством, и, конечно же, между собой».

Невозможно не согласиться с риторикой наших российских гостей. Остается добавить только то, что меньше всего сегодня Исламу нужна та самая сегрегация. В наше время это непозволительная «роскошь», и столь же непозволительная легкомысленность. Пророк Мухаммад (с.а.с) в свое время был не только великим духовным лидером, но и блестящим стратегом с государственным мышлением, что лишний раз доказывает способность мусульман и Ислама в целом гармонизировать с государством и его обществом. Ислам и есть общество — общество справедливости и созидания. Ислам — религия государственная!

Газета "Наш Мир"  Таир АДИЛОВ

http://nm2000.kz/news/2007-12-06-2022

Читайте по этой теме:

- В Алматы прошёл российско-казахстанский круглый стол «Мусульмане и государство в России и Казахстане»

- В исламском университете Алматы были представлены новинки Издательского дома «Медина»

- От караванов к магистральным трубопроводам

- Центральная Азия: выбор приоритетов

- Ислам на Нижегородчине: тюркские, общемусульманские и российские традиции

- Арне Зайферт: Посол европейской цивилизации в мире Ислама

- В Муфтияте Казахстана прошла встреча с мусульманами России
 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/1108/">ISLAMRF.RU: Газета «Наш мир» о круглом столе «Мусульмане и государство в России и Казахстане»</a>