RSS | PDA | Архив   Четверг 23 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 7-13 мая 2007 года

16.05.2007 17:47

Прошедшее на прошлой неделе празднование Дня Победы не могло не сказаться на содержании материалов СМИ ПФО, хотя и не стало основным на фоне других общественных и политических событий

• Казанская газета «Шахри Казан» («Город Казань») в номере от 9 мая (Гэрэй Х. Аллаhыга инану коткарды // Шэhри Казан, 2007. – 9 май) публикует очерк под названием «Только вера в Аллаха спасла его», посвященный единственному из казанских имамов — ветерану ВОВ Харису-хазрату Салихджану. В настоящее время он работает имамом мечети «Хэтер» («Память»), которая действует при МВД РТ и расположена на его территории. По словам Хариса-хазрата, только с помощью милости Всевышнего ему удалось выйти целым и невредимым из многих кровопролитных сражений. Ведь он, несмотря на трудности фронтовой жизни, никогда не пропускал пятикратного намаза, а во время боев, как и другие татарские бойцы, беспрестанно читал про себя коранические суры. После войны Харис-хазрат Салихжанов работал в системе МВД и дослужился до звания полковника.

В беседе с корреспондентом Харис-хазрат вспоминает еще одного казанского имама — ветерана ВОВ, покойного Вафу-хазрата Гилязутдинова, который руководил религиозной общиной мусульман в поселке Северный города Казани. По словам Хариса-хазрата, он был очень хорошим оратором и никогда не произносил избитых речей «как нынешние муллы». Из-за каких-то внутренних трений ему пришлось удалиться в Ижевск и работать там имамом до конца 1980-х годов. При поддержке муфтия Талгата Таджутдина ему удалось вернуться в Казань и заняться организацией строительства новой мечети в поселке Северный. Примечательно, что Вафа-хазрат умер в пятницу в месяц Мавлид в момент торжественного установления полумесяца на минарет возведенной им мечети.

 

• Эта же газета поднимает еще одну интересную проблему (Намаз – моселманнын мигъражы // Шэhри Казан, 2007. – 11 май). Одна из читательниц задает, казалось бы, простой вопрос: «Почему я должна читать намаз по-арабски? Я же татарка, а не арабка?». Если вспомнить историю, аналогичные вопросы задавали и в кемалисткой Турции и даже пытались ввести произношении азана (призыва к намазу) на турецком языке. Но в итоге все вернулось на круги своя.

 На вопрос Хафизы Шакировой отвечает казый Казани и Центрального района, молодой имам Рустем-хазрат Зиннуров, которого в последнее время явно «раскручивают» в качестве самостоятельной фигуры. Ответ прост — Коран был ниспослан на арабском языке и поэтому все мусульмане, независимо от своей национальности должны читать намаз и Коран на этом языке. «Кроме всего прочего, при переводе какого-либо произведения на иностранный язык, теряются его особенности. Поэтому мы и говорим, что Шекспира надо читать на английском, Гете — на немецком, Бальзака — на французском, Толстого — на русском, а Тукая — на татарском языках», — говорит Рустем-хазрат. Также он считает, что надо стремиться читать религиозные книги в подлиннике, а не в кириллической транскрипции (что допускается). Для этого надо идти в мечети и медресе и повышать свою грамотность. «Мы с уважением относимся ко всем тем нашим соплеменникам, которые решили встать на путь религии и, надеемся, что у них хватит сил, чтобы выучить несколько коротких сур, необходимых для чтения намаза», — завершает свой ответ Рустем-хазрат Зиннуров.

 

• Интересно, что татарская молодежная газета «Татарстан яшьляре» («Молодежь Татарстана»; Гарифуллина З. Гарэпстан могжизасы // Татарстан яшьлэре, 2007. – 5 май) также публикует письмо читательницы, которая наоборот всячески превозносит арабов и арабский мир. Закия Гарифуллина из Новошешминского района РТ в этом году совершила хадж. «Я вернулась восхищенная и удивленная величием арабского народа, порядком в их стране», — пишет читательница газеты. Она описывает ситуацию в Саудовской Аравии в то время, когда туда стекаются паломники со всего мира. Местное население настроено доброжелательно, никто никого не толкает, не ругается, не оскорбляет. Если случайно переплатишь за товар или оставишь в магазине купленную вещь — нечего беспокоится. За тобой побегут и принесут тебе забытую вещь или деньги. Несмотря на автомобильные и людские потоки, практически не бывает аварий — каждый старается уступить дорогу ближнему. Когда ты волнуешься и не можешь объяснить, что хочешь — арабы постукивают по спине и говорят «сабр, сабр» («терпение, терпение»). Все это восхищает Закию Гарифуллину, которая полагает, что Аллах наградил всеми этими благодетелями арабов за то, что они прямо идут по верному пути, служат Исламу и хранят эту религию.

 

• «В этом году в Новошешминском районе были закрыты 12 мечетей», — сообщает «горячую» новость казанская газета «Честное слово» (В глубинке закрывают мечети // Честное слово, 2007. – №6 (45)). Ниже выясняется, что эти мечети были сняты с регистрации по предложению отделения Регистрационной палаты РФ по РТ. Причина — руководство этих мечетей не представило так называемое ежегодное донесение об их сущест­вовании и ведении нормальной дея­тельности, которое предусмотрено нормами регистрации. «Между тем в Конституции РФ, в разделе «Религи­озные объединения» ничего не ска­зано о необходимости представления таких донесений. В уставах мечетей в обязательном порядке указывает­ся, что данные духовные заведения осуществляют свою деятельность с соблюдением всех законодательных актов и норм РФ по религиозным вопросам», — пишет газета.

Эту ситуацию по просьбе «Честного слова» комментирует оппозиционно настроенный руководству по отношению к ДУМ РТ имам-хатыб Закабанной мечети Исхак-хазрат Лутфуллин. Этот комментарий стоит процитировать полностью: «Около 30 процентов мечетей в России вообще не зарегистрирова­ны. Тем не менее их руководство живет и действует, не нарушая Кон­ституции. Причем даже если, ска­жем, собралось вместе не менее де­сяти человек, представляющих одну из основных конфессий, они вправе организовать религиозную группу — так сказано в федеральном законе о свободе совести и религиозных орга­низациях. Для создания такой груп­пы достаточно составить протокол, в котором нужно отразить факт суще­ствования группы, указать располо­жение места для молебна и кто яв­ляется председателем данной груп­пы. Копии этого протокола необходи­мо представить главе администрации района, муфтию и в республикан­ский Совет по делам религий. И на этом вся отчетность закончена! Чле­ны группы подчиняются только Богу и законам России. Хотя 12 апреля, когда в мечети Марджани выдавали свидетельства на право ведения ре­лигиозной деятельности, представи­тель муфтията бросил пару реплик по поводу религиозных групп. Дес­кать, они не подчиняются муфтияту и непонятно, каким образом эти группы могут осуществлять свою де­ятельность — к примеру, кто прове­дет в помещение, где они молятся, воду, газ, электричество? Однако не стоит наводить тень на плетень в яс­ный день — председатель группы дол­жен, как частное лицо, заключить соответствующий договор с коммунальными службами и погашать за­тем выставленные счета. Контроль за религиозными организациями ве­дется сегодня муфтиятом очень сла­бо. Здесь никак не реагируют на то, что в последнее время стали произ­водиться аресты молодых людей, по­сещающих мечети, и что им припи­сываются надуманные обвинения. Кстати, по ситуации в Новошешмин­ском районе: не видя иного реше­ния, возмущенные закрытием мечетей верующие обратились к Патриар­ху всея Руси Алексию Второму. Он в свою очередь обратился в Госду­му, где должны подготовить законо­проект о минимальной отчетности религиозных организаций».

 

Фагим Габдуллин из Альметьевска на страницах газеты «Шэхри Казан» (Габдуллин Ф. Калеб чисталыгы зарури // Шэhри Казан, 2007. – 11 май) размышляет об обряде имянаречения у мусульман. По его мнению, он должен проводится дома или в ЗАГСе, но не в мечети. «В последнее время, — пишет Ф.Габдуллин, — мы стали путать наши обряды с христианскими. Если кто-то несет новорожденного в церковь, то другие, смотря на него, несут его в мечеть». Самое лучшее место для обряда — дом. Туда приходит мулла, там читаются проповедь и намаз. Как вариант автор предлагает организовать специальные отделения при ЗАГСах, которые занимались бы исключительно обрядом мусульманского имянаречения. За каждым таким отделением мог бы быть закреплен специальный мулла.

 

• О другом обряде, но уже народном пишет в газете «Татарстан яшьляре» Райнур Агляметдинов (Эгълэметдинов Р. Фэрештэлэр саклар дисезме? // Татарстан яшьлэре, 2007. – 5 май). В своей статье названной «Вы говорите, что ангелы сохранят вас?» он поднимает проблему веры в различные талисманы, амулеты. Например, в Татарстане многие размещают на лобовых стеклах своих машин наклейки с надписью «Алла сакласын!» («Да сохранит Аллах!»). «Если ты не можешь водить машину, то никакие ангелы, никакие чудеса не спасут тебя от аварий на дороге. И давным-давно пора понять это», — пишет автор статьи.

 

• Как известно, совсем недавно второй по величине банк Казахстана «ТуранАлем» и Emirates Islamic Bank подписали меморандум о взаимном сотрудничестве. Партнерство сторон предполагает продвижение финансовых продуктов, ориентированных на мусульман, не только в Казахстане, но и на территории стран СНГ (сообщает Islamnews). В Казани этот крупнейший казахский банк имеет свою «дочку» — БТА «Казань». Ситуацию с развитием исламского банкинга в Казани и Татарстане анализирует газета «Время и деньги» (Николаева Т. В Казань готовится прийти исламский банкинг. Но этому может помешать российское законодательство // Время и деньги, 2007. – 11 мая).

Газета приводит мнение ряда специалистов, в той или иной мере связанных с решением этого вопроса. Например, заместитель министра торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ Линар Латыпов считает, что создание исламских банков в России и Татарстане, в частности, сдерживает отсутствие соответствующего законодательства: нормативы Центробанка в принципе не позволяют осуществлять деятельность подобных кредитных организаций. «Возможно, БТА и удастся реализовать свои планы по созданию исламского банка в Казахстане, но в Татарстане он будет вынужден работать в рамках российского законодательства, и для того, чтобы предлагать подобные продукты, придется вносить в него существенные поправки — а это очень сложный и длительный процесс», — комментирует новость замминистра.

Как отмечает издание, Линар Латыпов знает, о чем говорит: он курирует по линии МТВЭС РТ республиканский «исламский проект». Также в статье говорится о том, что в Татарстане идею создания собственного исламского банка активно обсуждают уже третий год подряд на самом высоком уровне. Более того, республиканские власти предприняли конкретные шаги для реализации этих планов. В июне прошлого года Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ подписало протокол о намерениях с Международным образовательным центром по исламским финансам (Малайзия) и ИФК «Linova», предусматривающий возможность создания в Татарстане финансовых институтов — банков, страховых компаний, которые могли бы действовать в соответствии с исламскими принципами, для чего планировалось провести соответствующие исследования.

«Время и деньги» приводит мнение и первого заместителя ДУМ РТ Валиуллы Якупова, который «еще два года назад утверждал, что в Татарстане растет и накапливается определенный капитал, который ищет исламскую оболочку». Также он пояснил, что в республике процветает исламский бизнес — открываются производства халяльной продукции, мусульманские кафе, ателье по пошиву и продаже мусульманской одежды. В связи с этим заместитель муфтия выразил надежду на то, что исламский банк появится в Татарстане уже в ближайшие четыре года.

«Представители Emirates Bank Group отметили, что Казахстан — это «золотые врата» для исламских продуктов в страны СНГ. Станет ли Татарстан «золотыми вратами» для продвижения таких продуктов в Россию? Большой вопрос», — на такой пессимистической ноте журналист газеты завершает свой материал.

 

• Как известно в последнее время в Коптевском суде Москвы прошел ряд заседаний по делу так называемых «нурсистов». Напомним, что дело о разжигании межконфессиональной, религиозной и расовой вражды и розни было возбуждено 28 марта 2005 года в Татарстане, однако в течение года прокуратура так и не смогла обнаружить состава преступления. Затем по заявлению прокурора РТ К. Амирова дело о признании книг Саида Нурси экстремистской литературой было направлено в Коптевский районный суд САО г. Москвы, и новое гражданское дело было возбуждено 8 августа 2006 года. Заседание суда по «делу нурсистов» в очередной раз перенесено. Ожидается, что новые слушания пройдут 21 мая. Причиной послужила неготовность новых экспертов, назначенных судом, вынести свое заключение (сообщает islam.ru).

В субботнем номере официальной газеты «Ватаным Татарстан» («Родина моя — Татарстан», Минhаж Р. «Гаепне hаман Татарстаннан эзлилэр» // Ватаным Татарстан, 2007. – 12 мая) эту проблему комментирует советник Президента РТ по политическим вопросам Рафаэль Хакимов. Он говорит, что читал труды Саида Нурси и не нашел в них ничего предосудительного — «они написаны на гораздо более простом уровне, чем труды наших джадидистов». Хакимова удивляет такое пристальное внимание властей к Саиду Нурси и его последователю Фетхуллаху Гюлену. «Меня беспокоит другая вещь, — говорит советник Президента РТ. — В Москве печатают труды Габдельваххаба. Печатают Саида Кутба. Если их прочитать, то волосы встанут дыбом…».

Журналист газеты также интересуется тем, почему в защиту трудов Нурси выступили Равиль Гайнутдин и Талгат Таджутдин, «а наше Духовное управление мусульман словно воды в рот набрало». Хакимов считает, что ДУМ РТ хочет как можно дольше сохранять свою монополию, делать так, чтобы люди верили в то, что говорят лишь они одни. «В свое время, когда я поднял знамя евроислама, они и на меня набросились. Они и джадидистов ненавидят», — говорит советник Президента РТ. Также Р.Хакимов рассказывает о своей встрече с Ф.Гюленом в Америке, о том какой он простой и доступный человек. Хакимов выражает недоумение тем — почему в РТ идут нападки на турецкие лицеи со стороны силовых органов, которые, как известно, финансируются Гюленом и нурсистами. И в самом деле, ученики этих лицеев отличаются от многих своих сверстников воспитанностью, высокими духовными и нравственными качествами — подавляющее большинство выпускников лицеев без проблем поступают в российские и зарубежные вузы. Хакимов рассказывает, что подобные турецкие лицеи теперь открываются и в США и, мало того, некоторые из них финансируются за счет бюджета отдельных штатов. Чиновник предлагает уделить более пристальное внимание различным саудовским фондам, которые поддерживают ваххабитские организации и не искать криминала в деятельности американских и европейских фондов. «В России уже давно пора организовать негосударственные вакфы, которые могли бы стать источником финансирования для медресе. А поскольку нет вакфов, наши вынуждены выпрашивать деньги у исламских государств», — завершает свою мысль Рафаэль Хакимов.

 

О взаимоподдержке и солидарности мусульман Елабуги пишет газета «Республика Татарстан» (Река человеческой щедрости // Республика Татарстан, 2007. – 12 мая). В феврале дом елабужан-пенсионеров Сабировых сгорел дотла. Погибло все нажитое имущество. Поначалу сбор вещей и денег организовали в мечети «Аль-Кадыйр». Всего за неделю силами жителей района, где проживает мусульманская община, были разобраны останки сгоревшего дома. После подключился, можно сказать, весь город. Кто помог погорельцам одеждой, кто мебелью, кто деньгами. Строительные предприятия подвезли стройматериалы. Разные организации бесплатно провели газ, свет и воду. Итогом стал выстроенный за два месяца новый дом. Буквально перед Днем Победы семья Сабировых въехала в новое жилище.

 

7 мая муфтий РТ Гусман-хазрат Исхаков в сопровождении своего заместителя по религиозным вопросам Сулеймана-хазрата Зарипова совершил рабочую поездку в Ютазинский район РТ, где во время визита провел встречи с главой муниципального образования Ютазинского района Алмазом Сахаповым, имам-мухтасибом Маратом-хазратом Марданшином и имамами района, которым в торжественной обстановке вручил «Свидетельства на проповедническую деятельность ДУМ РТ», — сообщает официальный сайт ДУМ РТ.

Во время встречи с главой района Алмазом Сахаповым муфтий Татарстана Гусман хазрат Исхаков поблагодарил главу за его работу в деле возрождения духовных ценностей и в помощи, которую он оказывает духовенству района.

В Ютазинском районе РТ на сегодняшний день функционируют 10 приходов, в ближайшее время появится еще один в деревне Каракашлы, работают два начальных медресе — мужское и женское.

 

10 мая состоялась рабочая поездка муфтия РТ Гусмана-хазрата Исхакова в Бавлинский район РТ, где он провел встречу с главой муниципального образования Альбертом Хабибуллиным. Его сопровождал руководитель Центрального Аппарата ДУМ РТ Ильяс-хазрат Зиганшин. На встрече речь шла о духовном возрождении в районе и о работе нового имам-мухтасиба Исмагыйля-хазрата Биккинина, выбранного на эту должность полгода назад.

После встречи с главой района, муфтий Гусман-хазрат Исхаков провел собрание имамов, где им в торжественной обстановке вручил «Свидетельства на проповедническую деятельность ДУМ РТ». На собрании имамов Бавлинского района также присутствовали имам-мухтасибы из соседних районов.

В завершении муфтий Татарстана принял участие в озеленении территории мечети, где вместе с имамами, сажал деревья.

В Бавлинском районе на данный момент зарегистрированы восемь приходов, две мечети расположены непосредственно в самих Бавлах. Недавно, соборная мечеть в Бавлах была отреставрирована за счет администрации района (по сообщениям e-islam.ru).

 

• 11 мая в Казани в Татарском институте содействия бизнесу прошел круглый стол «Межэтническое и межконфессиональное взаимодействие в полиэтничном регионе: стратегии и практики», который проводил Центр по изучению дискриминаций, экстремизма и ксенофобии Республики Татарстан (ЦИДЭК), — сообщает ИА «Татар-информ».

В мероприятии приняли участие ученые и общественные деятели из Казанского государственного университета, Академии наук Республики Татарстан, Татарского общественного центра, Духовного управления мусульман РТ, представители Аппарата Президента РТ, общественных и научных организаций города.

Участники мероприятия обсудили вопросы правого регулирования межэтнического взаимодействия, отношения между этническим большинством и этническими меньшинствами в РТ, проблемы мигрантов в большом городе, а также религиозные отношения.

В этот же день Казань посетила делегация пензенских мусульман. Эту поездку для сорока человек организовало Духовное управление мусульман РТ. Свой визит они начали с посещения резиденции ДУМ РТ, где делегация пензенских мусульман встретилась с муфтием Татарстана Гусманом-хазратом Исхаковым. В ходе встречи они ознакомились с деятельностью ДУМ РТ.

Также гости посетили Казанский Кремль, мечеть Кул Шариф, мечеть Марджани, Казанский исламский колледж, Национальный музей РТ, Литературный музей им. Габдуллы Тукая и другие достопримечательности тысячелетнего города.

 

• «В ближайшее время писательница Мария Арбатова приедет в Казань, где встретиться с представителями многих исламских центров, в том числе Союзом мусульманок Татарстана (СМТ)», — сообщила Regions.ru Наиля Зиганшина (http://www.regions.ru/news/2074846/). Она выразила надежду, что Мария Арбатова «непременно найдет общий язык» с представительницами Ислама в регионе.

«Наше заочное знакомство состоялось зимой нынешнего года, — сказала Наиля Зиганшина. — Тогда Мария Арбатова высказалась как непримиримая феминистка, заметив, что хиджаб (мусульманское одеяние для девушек) унижает человеческое достоинство. В ответ Союз мусульманок Татарстана заявил, что слова Арбатовой не соответствуют действительности, и мы пригласили Арбатову в Казань для ознакомления с жизнью мусульманок. Приглашение было принято». Наиля Зиганшина уверена: после визита в Татарстан мнение Марии Арбатовой о мусульманках и исламе в «целом будет очень объективным».

 

Итоги недавней поездки (с 29 апреля по 4 мая) делегации Духовного управления мусульман Нижегородской области в Узбекистан подводятся на сайте «Ислам в Нижнем Новгороде». По словам руководителя аппарата ДУМНО Д. Мухетдинова, «целью поездки было восстановление утраченных за последние пятнадцать лет мусульманских братских связей с единоверцами Узбекистан, а также развитие сотрудничества с татарскими организациями и учеными-востоковедами».

Этот визит был невероятно богатым на события. Состоялось много официальных и дружеских встреч, положивших начало будущему сотрудничеству. Прошли встречи с представителями татарской общины Узбекистана, с которыми была достигнута договоренность о сотрудничестве в сфере изучения истории общины.

30 апреля состоялась историческая встреча с главой мусульман Республики — Муфтием Усманханом Алимовым, который в тот же вечер пригласил гостей на торжественный ужин к себе домой. Это был первый день работы нового офиса в только что открытом здании Муфтията Узбекистана на Хазрати-Имом. Итогом этой встречи станут разнообразные совместные проекты мусульман двух союзнических государств.

В тот же день был нанесен визит в основанный Президентом Узбекистана Исламом Каримовым Ташкентский исламский университет. Ректор Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова Д. Мухетдинов провел здесь встречу с ректором ТИУ.

Затем россияне посетили Ташкентский исламский институт имени имама Аль-Бухари, где 20 лет назад обучались лидер ДУМНО Умар-хазрат Идрисов и нынешний глава мусульман Узбекистана. Гостей встречал ректор Абдукаюм Азимов. Он пригласил представителей делегации в специальный класс своего института, где готовят хафизов, то есть помнящих весь Коран наизусть.

2 и 3 мая были посвящены визиту к древним святыням Ислама в Бухаре и Самарканде.

Вечером 3 мая в Ташкенте, куда вернулись россияне, было открыто Представительство Республики Татарстан в Узбекистане. На этой презентации Умар-хазрат Идрисов выступил с приветственной речью в адрес Посла России в Узбекистане Фарида Мубаракшевича Мухаметшина, Госсоветника при Президенте Республики Татарстан по международным вопросам Тимура Акулова, и руководителя Представительства Рамиля Шакирова.

В последние дни визита состоялись встречи с известным кинорежиссером Алиаскаром Фатхуллиным, выдающимся правоведом и дипломатом современного Узбекистана доктором Акмалом Саидовым и другими видными религиозными и общественными деятелями Узбекистана.

Этот же сайт публикует большое и содержательное интервью с муфтием Узбекистана Усманханом Алимовым.

 

В преддверии Дня Победы лидер ДУМНО Умар-хазрат Идрисов выступил с обращением, в котором он еще раз напоминает о тех страшных и трагических днях, а также говорит о великой победе советского народа над фашизмом. «С помощью Аллаха силы Зла были побеждены. Около 70 лет тому назад Мировое Зло решило опробовать себя, продемонстрировать свои возможности, прочность своего удара по началу Доброму, Справедливому, по тому, что мы именуем Человеческим Началом, данным нам свыше. Была сделана ставка на погружение человечества во мрак. Конечно, войны, по сути своей, противоречат высокой нравственности человека. Те, кто их развязывает, делает богопротивное дело, вовлекая многие и многие души в тяжелейшее состояние противодействия», — говорится в обращении руководителя ДУМНО.

 

11 мая в Нижегородской Соборной мечети прошел праздничный обед, приуроченный ко Дню Победы. По приглашению отдела благотворительности ДУМНО и лично его руководителя Зухры-ханум Идрисовой мечеть посетило более 50 ветеранов Великой Отечественной войны. Помимо угощения каждого ветерана ждал подарок. По окончании обеда было прочитано дуа (молитва) за всех жертв ВОв и за здоровье ныне здравствующих ветеранов (подробности на сайте «Ислам в Нижнем Новгороде»).

 

• Ректор нижегородского медресе «Махинур» и руководитель аппарата Духовного управления мусульман (ДУМ) Нижнего Новгорода Дамир Мухетдинов высказался против раздельного преподавания основ традиционных религий в школах страны.

«На Белгородчине все уже в обязательном порядке, в полном презрении к действующей Конституции, изучают Православие, а в Ингушетии — то же самое делают, изучая Ислам. Это же конец единству Федерации!» — заявил он в интервью, опубликованном на сайте «Ислам в Нижнем Новгороде».

По мнению Д.Мухетдинова, выход один, «и на нем настаивает министерство образования: надо рассказать школьникам сразу обо всех религиях, привить взаимоуважение, а религиозное обучение оставить специфически конфессиональным учреждениям и семье». Он также отметил, что знания об Исламе ребенок может получать в семье и в религиозных структурах, а в государственных школах допустимо преподавать только «Основы мировых религий».

 

• Сайт «Ислам в Нижнем Новгороде» также публикует материал Д.В.Мухетдинова, в котором он выступает против антиисламских и антитюркских взглядов по отношению к современной Турции политолога Левона Мелик-Шахназаряна.

 

Муфтий Мордовии поздравил всех ветеранов республики с праздником Победы. Рашит-хазрат Халиков призвал всех мусульман уважительно относиться к фронтовикам и труженикам тыла не только в праздничные дни.

Как сообщил корреспонденту агентства «Татар-информ» руководитель Департамента информации ДУМ РМ Марат Салимов, во время традиционной пятничной молитвы в Центральной Соборной мечети Саранска муфтий Мордовии Рашит-хазрат Халиков от имени всех мусульман республики поздравил ветеранов Великой Отечественной войны с праздником Победы. Особыми словами благодарности он отметил ветеранов-мусульман, которые, по его словам, «не только ценой своей жизни спасли нашу родину от уничтожения и порабощения, но и пронесли в своих сердцах свет веры в Аллаха и помогли возродить Ислам».

Муфтий зачитал поименный список мусульман-ветеранов войны мордовской столицы. Он также объявил о том, что все ветераны-мусульмане, жители Мордовии, получат в подарок от Духовного управления мусульман набор продуктов-халяль к праздничному столу на сумму 500 рублей.

Кроме того, на пятничной молитве прозвучал призыв ко всем мусульманам всегда уважительно относиться к ветеранам войны и пожилым людям. «Уважение к старшим — один из краеугольных камней нашей религии», — отметил муфтий.

Духовное управление мусульман Республики Мордовия приняло участие в проведении торжественных мероприятий по празднованию Дня Победы в Саранске. Делегация ДУМ РМ возложила венки к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны в центре столицы республики.

 

В Мордовии пройдут летние мусульманские лагеря, — сообщает ИА Islamnews.ru. Этим летом мордовская республиканская общественная организация «Прямой путь», активно занимающаяся культурной и благотворительной деятельностью, планирует организовать духовно-просветительские и оздоровительные лагеря для детей-мусульман, живущих в Саранске и нескольких селах республики. Помощь в этом окажет Духовное управление мусульман Республики Мордовия, Пензенская региональная общественная организация «Просвещение» и администрации сел. В настоящее время проводится подготовка к работе лагерей: составляется программа, формируется бюджет, решаются текущие вопросы.

 

• Более ста спортсменов в возрасте от 14 лет и младше приняли участие в традиционном международном турнире памяти А.И. Серебрякова — основателя греко-римской борьбы в Нижегородской области. Наиболее успешным было выступление команды молодых борцов из известного татарского села Белозерье Ромодановского района Мордовии.

Инициатор состязаний Айса Сафаров в беседе с корреспондентом ИА Regions подчеркнул, что большую помощь в спортивных мероприятиях оказывает Духовное управление мусульман Республики Мордовия (ДУМ РМ). «Мусульманский центр не оставляет без внимания ни одну нашу просьбу», — отметил Айса Сафаров.

 

Мусульманские организации Удмуртии начали проводить просветительские беседы с сотрудниками МВД в связи с частым возникновением конфликтных ситуаций в тюрьмах, — сообщает Ислам.Ру. «Теперь сотрудники тюрем идут навстречу мусульманам, делая для них исключения. Например, они могут немного отклониться от заведенного расписания из-за того, что верующим нужно совершить намаз вовремя», — сообщил заместитель муфтия Удмуртии Фаиз Мухаметшин.

Во время лекций для сотрудников правоохранительных органов мусульмане часто сталкиваются с негативным и ложным пониманием Ислама, навязанным российскими СМИ. Во время бесед раскрывается суть понятий «джихад» и «шахид». Руководство МВД выразило заинтересованность в проведении подобных мероприятий. Удмуртскими исламскими организациями уже получено разрешение для проведения аналогичной работы и среди заключенных.

По словам Ф. Мухаметшина, заключен договор о строительстве уже второй мечети на территории исправительных учреждений республики. «У нас уже есть положительные результаты. Первые освободившиеся заключенные отличаются от своих сотоварищей тем, что осознают свою вину, считают понесенное ими наказание справедливым. Они стараются оградить себя от старых преступных связей и вести праведный образ жизни», — отметил он.

Также мусульманские организации Удмуртии заключили договор о строительстве уже второй мечети на территории исправительных учреждений республики. А также получили разрешение на ведение просветительской работы среди заключенных.

Как отметил один из организаторов проекта заместитель муфтия Удмуртии Фаиз Мухаметшин в беседе с корреспондентом ИА «Islamnews» http://www.islamnews.ru/index.php?name=News&file=article&sid=5093, «у нас уже есть положительные результаты. Первые освободившиеся заключенные отличаются от своих сотоварищей тем, что осознают свою вину, считают понесенное ими наказание справедливым. Они стараются оградить себя от старых преступных связей и вести праведный образ жизни».

Также заключен договор с Федеральной службой контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ о профилактической и просветительской деятельности среди наркоманов.

 

Представители Духовного управления мусульман Пермского края (ДУМ ПК) приняли участие в традиционном Дне призывника, широко отмечаемый по инициативе военного комиссариата региона. Делегацию последователей ислама краевого центра возглавил имам-мухтасиб города Перми Назим-хазрат Сафаров.

«Согласно канонам религии, защита Родины является частью нашей веры, поэтому мусульмане всегда относятся таким событиям, как День призывника, с большой ответственностью, — подчеркнул в интервью Regions.ru председатель (ДУМ ПК) Мухаметгали-хазрат Хузин. — Мы уверены в том, что только в тесном взаимодействии религиозных центров, военных комиссариатов, представителей власти и самих призывников удастся избежать нежелательных элементов в нашей армии».

 

В Чебоксарах готовится к выпуску первое периодическое издание мусульман Чувашии за последние 15 лет. Газета «Ислам в Чувашии» будет издаваться при содействии Чувашской общественно-просветительской организации «Знание» и Духовного управления мусульман республики и освещать точку зрения мусульман на происходящие в регионе и в мире события, сообщает Религия и СМИ.

Четырехполосное издание, учредителем которого выступил русский мусульманин, планируется распространять в пределах Чувашии. Ожидается, что первый номер будет содержать статьи об Исламе для немусульман, осветит политические и экономические вопросы, представит высказывания знаменитых людей об Исламе. В газете также будет приведено расписание намазов и откроется рубрика «вопрос-ответ».

«До сих пор никаких периодических изданий, освещающих жизнь мусульман в регионе, не было. Основной целью для нас является показать Ислам как он есть и дать определенные знания и представления о религии как мусульманам, так и людям других вероисповеданий», — отметил председатель общественной организации «Знание» Айрат Хайбуллов, — сообщает Интертат.

 

Духовное управление мусульман Поволжья выступило с осуждением террористического акта в синагоге в Саратове. В заявлении ДУМ говорится: «6 мая в Саратове произошло беспрецедентное для нашей области событие — в местной синагоге сработало взрывное устройство. Исторически так сложилось, что саратовская область всегда была общим домом людей разной национальности и вероисповедания. Это происшествие не могло не взволновать всех, кто болеет за мир и спокойствие на родной земле. Преступники посягнули не просто на права отдельной группы верующих, на лицо опаснейшая тенденция попрания священного для любого общества религиозного института. Обратившись к истории, мы увидим, что даже во время жесточайших конфликтов и войн не ставились под угрозу разрушения храмы и святыни. Общество осознавало, что это последний рубеж нравственности, перейдя который человек может оправдать любые преступные действия. Именно в мечетях, церквях и синагогах в людях укрепляются морально-культурные ценности, которые сплачивают общество. Пойти на целенаправленный подрыв этих основ могут лишь нравственно дезориентированные люди, живущие вне интересов любого социума.

Духовное управление мусульман Поволжья категорически осуждает любые акты разрушения. Ислам утверждает священность и неприкосновенность религиозных храмов и святынь. Мы заявляем о необходимости обеспечения безопасности верующих, которые посещают церкви, мечети и синагоги и являются нравственной элитой страны, оживляя ее духовную жизнь. Их защита — прямая обязанности властей, как страны в целом, так и каждого отдельного региона.

Мы также призываем тех, кто пошел на этот шаг опомниться и покаяться в содеянном».

Подготовил Азат Ахунов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/113/">ISLAMRF.RU: Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 7-13 мая 2007 года</a>