RSS | PDA | Архив   Четверг 25 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Нужен ли нам берег турецкий и его богословы?

15.02.2008 14:12

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа) за 4-10 февраля 2008 года

Нужен ли нам берег турецкий и его богословы?В центре внимания российских СМИ по-прежнему остается судебный процесс над «покушантами» на питерского губернатора Валентину Матвиенко. Присяжным, похоже, будет нелегко определиться с вердиктом – слишком много в этой истории неясного.

«Независимая газета» провела собственное расследование того, насколько безопасными могут быть для России учение и деятельность турецкого богослова Фетуллы Гюлена и аффилированных с ним структур. Отношение к нему в Турции так же неоднозначно, как и в России.

7 февраля газета «Коммерсант» опубликовала заметку Натальи Матвеевой «Сошлись на том, что «завалим» Матвиенко на Сабантуе». Суд изучил видеозапись подготовки покушения на губернатора Санкт-Петербурга».

В горсуде Санкт-Петербурга, где проходит процесс по делу о приготовлении покушения на Валентину Матвиенко, присяжным заседателям была показана видеозапись встреч обвиняемых, которая была сделана скрытой камерой, установленной сотрудниками ФСБ на съемной квартире, где обсуждались детали готовящегося покушения.

В заметке пересказываются разговоры обвиняемых, планирующих покушение (их далеко не всегда можно разобрать). После просмотра записи адвокаты вновь заявили о провокации спецслужб в отношении подсудимых. По версии защиты, обвинение строится на «домыслах и допущениях».

Тему этого судебного процесса затронула и Юлия Латынина в своей авторской программе «Код доступа» на радио «Эхо Москвы» от 9 февраля.

Ю. Латынина снова обращает внимание слушателей на то, что при задержании «террористов» в момент покупки ими взрывчатки не оказалось ее продавца. Кроме того, судя по видеозаписи, сделанной в квартире чеченца Муслима (также до сих пор не пойманного), именно этот Муслим является организатором разговоров о том, как необходимо «завалить» Матвиенко. Главным доказательством обвинения является фраза, которую Муслим произносит после того, как все разошлись: «Он берет телефон, поднимает глаза к спрятанной в потолке камере и четко в этот телефон произносит «ну, все, договорились, завалим Матвиенко на Сабантуй».

«Но, господа, как вы это себе представляете? — вопрошает журналист. — У человека нашпиговали квартиру подслушивающей аппаратурой, забыли при этом узнать, что он живет по фальшивому паспорту и, вы знаете, не задержали его и даже не знают, кто он и где он».


6 февраля приложение к «Независимой газете» «НГ-религии» опубликовало заметку Андрея Мельникова «Призрачная империя Фетуллы Гюлена. Влияние турецкого богослова неуловимо, но всеобъемлюще».

Корреспондент «НГР» пытается разобраться в том, что собой представляет движение Гюлена, и какое участие созданные этим деятелем организации принимают в духовной жизни мусульманских регионов России.

Журналист обратился к нескольким лицам, способным в этом помочь, в частности, к представителям организаций, которым приписывается организационная или идеологическая поддержка со стороны турецкого богослова. Однако и в фонде «Толеранс», и в фонде «Диалог Евразия» прямые связи с Гюленом отрицают.

Исламовед Леонид Сюкияйнен убежден, что единого центра, который бы спонсировал турецкие школы в Москве, Петербурге и Казани, не существует. Однако у него есть объяснение, почему их протежирование приписывают Гюлену – дело в том, что им симпатична идея Гюлена о том, что преодоление кризиса, в котором находится исламский мир, лежит в плоскости просвещения.

Продолжая свое расследование, А. Мельников взял интервью у адвоката Гюлена Орхана Эрдемли (заметка «Турецкий миротворец» в том же номере «НГР»).

По словам О. Эрдемли, связь Гюлена с Нурси ограничивается знакомством с сочинениями последнего, но это «не что иное, как проявление уважения одного исламского ученого к другому». Так, те люди, которых в Турции называют «нурджу» (нурсисты), не признают Гюлена.

При этом, отмечает адвокат, в произведениях Нурси «нет ничего, что можно было бы отнести к экстремизму. В них не содержится политических и социальных вопросов, и они представляют собой развитие и современный комментарий к системе исламской веры. Эти произведения и в Турции рассматривались судом, но иски завершались оправдательным приговором».

О. Эрдемли полагает, что судебные скандалы не повлияют на межгосударственные отношения России и Турции: Гюлен «был первым мусульманским ученым, прокомментировавшим заявления Путина о возможном членстве России в ОИК. Кроме того, он на весь мир заявил о своем осуждении терроризма и своих соболезнованиях в связи с акцией террора в Беслане. Гюлен постоянно напоминает в своих выступлениях, что Россия является естественным лидером в регионе». В то же время организации Гюлена в России и других странах СНГ не ставят своей целью распространение политического влияния Турции: ««Движение добровольцев», образовавшееся в ответ на призывы Фетуллы Гюлена, является всецело гражданским и полностью независимым от государства».

Адвокат также назвал «абсолютно беспочвенными» претензии к турецким школам в части того, что в них якобы работают сотрудники ЦРУ. Кроме того, «у Гюлена нет никакой своей образовательной школьной сети».

А. Мельников обратился также к научному сотруднику Института принципов Ататюрка и истории Турецкой революции Стамбульского университета Мехмету Перинчеку (заметка «Майдан» для Анкары»).

Организацию Фетуллы Гюлена ученый называет одним из элементов стратегии Запада, прежде всего США, по реализации в регионе проекта так называемого Большого Ближнего Востока. Основная цель этого проекта – контроль над богатейшими запасами энергоресурсов. Для его реализации в числе прочих политических и идеологических инструментов используются деструктивные по отношению к национальным государствам религиозные секты. И секта Гюлена, по словам М. Перинчека, играет очень большую роль в этом замысле. Не случайно география ее распространения охватывает все те страны, где Америка имеет свои интересы. Также не случайно, что Гюлен никогда не выступает против Запада.

При этом, в пику утверждениям адвоката Гюлена, М. Перинчек называет его владельцем образовательной сети в разных странах мира, а также банкиром и медиамагнатом и «главным барьером в отношениях между Турцией и Россией», напрямую связывая деятельность богослова с разжиганием чеченского и татарского сепаратизма.


6 февраля приложение «НГ-религии» опубликовало заметку Павла Круга «Путь к диалогу через прокуратуру. Мусульманская журналистка хочет привлечь к ответственности православного священника за антиисламские высказывания».

Корреспондент «НГР» связался с журналисткой Халидой Хамидуллиной, которая направила в прокуратуру города Москвы заявление «в связи с оскорблением чувств верующих мусульман, разжиганием вражды по признаку религиозной принадлежности, выразившимся в систематическом публичном выражении оскорблений служителем РПЦ иереем Даниилом Сысоевым ислама как мирового вероучения».

Журналистка рассказала, что несколько раз общалась с Даниилом Сысоевым и была удивлена, почему Сысоев так оскорбительно отзывается об исламе. «Как вы думаете, откуда берутся у нас в стране исламофобские, антисемитские, антисектантские настроения? – спрашивает Х. Хамидуллина. – Они не появляются просто так, а провоцируются сознательно».

Д. Сысоев в разговоре с П. Кругом сообщил, что не получал никаких уведомлений из правоохранительных органов, а о заявлении Хамидуллиной узнал от знакомых. «Цитаты из моих книг, которые она приводит, вырваны из контекста и дополнены собственными домыслами, но сами по себе они точные. Они отражают отношение православного вероучения к исламу, каким оно сложилось за 13 веков», – сказал священник. - <…> Хочу сказать, что и сама Хамидуллина позволяет себе оскорбления по отношению к Русской Православной Церкви в своих статьях. Я не думаю, что все исламское сообщество поддержало бы госпожу Хамидуллину в ее начинании».

Подробнее с ответом Д. Сысоева мусульманской журналистке можно ознакомиться здесь и в его блоге. Корреспондент предполагает, что этот процесс обещает стать «опасным сигналом всему российскому обществу».


8 февраля газета «Известия» опубликовала заметку Бориса Клина «Как звонить и не грешить?»

В ней высказывания «Интерфаксу» полпреда северокавказского муфтията в Москве Шафига Пшихачева о недопустимости использования в мобильниках мелодий и заставок религиозного вида комментируют представители иных конфессий.

 Позиция иудеев (Зиновия Когана и Боруха Горина) оказалась близка к исламской. А вот православные священники подобный симбиоз веры и техники приветствуют. Так, диакон Андрей Кураев заявил «Известиям»: «На Крещение святой водой кропят даже санузлы, в мире нет ничего нечистого. Со времен царя Алексея Михайловича в банях появились образа. У меня в качестве «звонка» — молитва. Она звучит как приятное напоминание. После разговора я могу помолиться за собеседника или за успех нашего дела».

Тому же вопросу посвящена заметка Вадима Давыденко в «Российская газете — Юг России» от 7 февраля.

В ней ситуацию прокомментировал пресс-секретарь Духовного управления мусульман Дагестана Магомедрасул Омаров: «Вместо звонков на телефоне в республике часто воспроизводятся духовная музыка или чтение аятов, а вместо картинок-заставок многие ставят фотографии уважаемых в исламе людей. Но сегодняшняя молодежь не очень разборчива в своих пристрастиях: на заставке у него цитата из Корана, а рядом - какая-то "нежелательная" музыка легкого содержания. С точки зрения ислама, такая близость духовного и светского — нарушение этических норм».

Как сообщили в ДУМД, никаких санкций за это не предусмотрено, муфтии лишь стараются убедить верующих принять правильное решение.


6 февраля сайт Агентства политических новостей опубликовал статью Игоря Бойкова «Как удержать Кавказ».

В этом объемном материале нашлось место и для анализа религиозной составляющей нестабильной обстановки на Северном Кавказе.

Так, автор отвечает на вопрос, почему основной театр боевых действий на Кавказе сместился в Дагестан. Дело в том, что «недовольных властью, и недовольных справедливо, в Дагестане очень много. А ваххабизм дает теоретическое обоснование их недовольству и социальному протесту. Вы, мол, так плохо живете, потому что не являетесь настоящими мусульманами и позволяете править собой мунафикам».

При этом никакой идеологической альтернативы ваххабизму в современных дагестанских условиях нет. Еще 10-12 лет назад Дагестан считался оплотом коммунистов и давал на выборах 70-80% голосов за КПРФ и Зюганова. Но сегодня «КПРФ бездарно проиграла в республике все и вся». И «теперь некогда самый красный регион страны стремительно превращается в самый зеленый».

Рецепт удержания Кавказа за Россией у автора таков: беспощадная борьба российского государства с коррупцией вкупе с возвращением и обустройством русского населения.


6 февраля газета «Новые известия» опубликовала заметку Михаила Поздняева «Не краситься, а каяться. Уральский архиерей объяснил, почему женщины должны отказаться от макияжа».

В ней резкую критику архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, которой он подверг женщин, любящих косметику, прокомментировали представители других конфессий.

В эфире одного из уральских телеканалов архиепископ, в частности, заявил: «То, что в современной цивилизации так пошло и укоренилось, что людей красят, – это безумие».

Пресс-секретарь Совета муфтиев России Гульнур Газиева рассказала «НИ», что в современном исламе нет запрета на пользование косметикой: «Есть достоверные свидетельства того, что во времена пророка Мухаммеда женщины подкрашивали ресницы и губы. Другое дело, что макияж не должен быть вульгарным, привлекая внимание посторонних мужчин. А нравиться своему мужу – в этом ничего греховного нет».

7 февраля ИА «Интерфакс» дополнило эту информацию другими высказываниями екатеринбургского епископа.

В прямом эфире одного из телеканалов священнослужитель призвал православных женщин брать пример с мусульманок, которые не боятся носить платок в публичных местах: "Я не понимаю, почему мусульманки не боятся и не стесняются, даже маленькие и молодые. Вот они стали пред Богом, перед Аллахом, как они выражаются, и боятся, что Аллах их накажет. А почему мы не боимся Бога, чтобы Господь нас не наказал?"

Он напомнил, что ношение платка является «установлением Божиим», поскольку именно «Господь дал повеление всем женщинам ходить в платках».


8 февраля независимый исламский информационный канал «Ислам.Ру» опубликовал интервью с преподавателем МГИМО(У) МИД РФ, специалистом по исламской экономике Ренатом Беккиным под заголовком «Грядет ли глобальный экономический кризис?»

Р. Беккин рассуждает, в частности, о перспективах исламского банкинга в ситуации кризиса в мировой экономике. Он отмечает, что при использовании моделей исламской ипотеки создать «мыльный пузырь» на ипотечном рынке недвижимости (эти «пузыри» являются одной из причин кризиса) сложнее. Если банки будут последовательно соблюдать принципы Шариата, то им удастся избежать многих проблем, с которыми сталкиваются коммерческие банки.

Речь зашла и постепенной сдаче долларом его позиций «глобальной валюты». В этой ситуации мусульманские страны–экспортеры нефти предпочитают переводить нефтедоллары в евро, иены или британские фунты. С целью преодоления зависимости от доллара и экономики от США в исламском мире в 1990-х гг. активно обсуждалась идея золотого динара как универсальной валюты стран-членов ОИК. Однако, отмечает Р. Беккин, мусульманские страны оказались не готовы к столь радикальному решению вопроса.

В чем мусульманам хранить сбережения? – в ответ на этот вопрос преподаватель МГИМО посоветовал обратить внимание на золотые слитки, учитывая оптимистические прогнозы цен на золото, поскольку другие выгодные вложения не подходят простому мусульманину в силу либо дороговизны (недвижимость), либо харамности (банковский депозит).


7 февраля ИА «IslamNews» опубликовало опрос российских экспертов на тему «Везде ли решен вопрос о хиджабе?»

Поводом к его проведению послужила отмена в Турции закона, запрещавшего ношение хиджаба в учебных и государственных учреждениях страны

Советник президента и член-корреспондент Академии геополитических проблем, руководитель Центра проблем этнополитики и ислама Деньга Халидов поддержал эту инициативу. В тоже время он считает, что все происходящее в исламском мире, в том числе решение вопроса, связанного с хиджабом, косвенно касается мусульман России: "Пока у нас в стране ни один закон на федеральном уровне не регулирует ношение хиджаба, это личное дело каждой мусульманки. На Кавказе, в частности, нет запрета на ношение платка в вузах и госучреждениях. Вместе с тем, на каком-то этапе российские власти могут инициировать этот закон, возможно только на региональном уровне. Вопрос в том, что определенные силы через парламенты в республиках могут продавить данное решение. Сейчас у нас в России хороший пример подает Р. Кадыров, который выступает за возрождение религиозных и национальных традиций в умах и сердцах людей".

Управляющий делами ДУМ Ингушетии, сотрудник Духовного центра мусульман республики Руслан Мериев высказался более осторожно: «В каждом государстве должны быть свои законы, свои правила и нормы, в соответствии с которыми люди живут и развиваются. При этом нормы должны соответствовать общечеловеческим и нравственным принципам. В деле о хиджабе, как и в любом другом деле, есть свои «за» и «против». <…> У нас в Ингушетии спокойно относятся к хиджабу, при этом нет массовой агитации за повсеместное ношение платка. В государственных учебных заведениях и организациях руководители требуют ношения женщинами соответствующей женской формы одежды, закрывающей волосы и тело».

Руководитель общественного объединения женщин-мусульманок «Муслимат» в Махачкале Хадижат Шихалиева подчеркнула, что проблема для российских мусульман заключается не в запрете или разрешении ношения хиджаба в школах, вузах и государственных учреждениях, а в сознании молодежи, которая пока не готова вернуться к исконным исламским ценностям, в частности, многие еще не готовы надеть мусульманскую одежду.

Руководитель пресс-службы ДУМ Чечни Султан Хасимиков, касаясь недавнего высказывания Р. Кадырова по «платочному» вопросу, сказал, что «некоторые СМИ за пределами республики неправильно его поняли. Он не призывал и не заставлял женщин носить платок, а обратился с призывом к соотечественникам возрождать забытые духовные ценности, связанные с религией и традициями чеченского народа».


5 февраля ИА «IslamNews» опубликовало заметку «Русский муфтий приступил к исполнению обязанностей».

В ней приводится небольшое интервью недавно назначенного муфтия Северной Осетии Али Сергея Евтеева, данное им ИА "IslamNews".

А.-С. Евтеев видит три приоритетных направления в своей деятельности: «Просвещение мусульман, налаживание взаимоотношений с республиканским правительством и развитие межконфессионального диалога, что имеет очень большое значение для такой многонациональной республики, как наша».

Сообщается, что до избрания на пост муфтия Али Евтеев был уже достаточно известен в мусульманской среде Северной Осетии. На протяжении восьми лет он работал в Духовном управлении мусульман республики, возглавлял общину Беслана. Будучи заместителем двух своих предшественников на посту муфтия, руководил отделом по работе с молодежью, курировал международные связи муфтията. Впоследствии занимал пост имама Владикавказа.


8 февраля портал Credo.Ru опубликовал интервью с президентом телевидеокомпании «Исламский мир» Зауди Мамирговым под заголовком «Речь идет о халяльном кинематографе, который, по аналогии с халяльной пищей, дозволительно смотреть мусульманину».

З. Мамиргов поведал о «глобальной цели» фестиваля «Золотой минбар». Она заключается в том, чтобы «продемонстрировать работы высочайшего кинематографического уровня, которые могли бы противостоять тому потоку безнравственности, что льется с экранов ТВ».

По словам президента «Исламского мира», понятие «мусульманское кино» нельзя ограничивать географическими рамками мусульманского мира – «это значительно сужает проблему». Его настоящими критериями должны быть «общегуманистические нравственные принципы».

З. Мамиргов также рассказывает о новом проекте, инициированном телевидеокомпанией, – общеконфессиональном кинофестивале «Ноев ковчег» в Грозном.


Газета «Завтра» в №6 от 6 февраля опубликовала под рубрикой «Исламская мозаика» заметку Валентина Прусакова, посвященную знаменитому террористу Карлосу (Ильичу Рамиресу Санчесу).

Еще в 1975 году этот «профессиональный революционер» принял ислам. С 1994 года он отбывает пожизненное заключение во французской тюрьме.

В своей автобиографической книге «Революционный ислам», вышедшей несколько лет назад, Ильич высказывает немало интересных мыслей о природе веры и об исламе: «Современный человек убедил себя в том, что может обойтись без Бога, без этой бесполезной составляющей бытия! Он имеет невероятную глупость заявлять, что сам управляет своей судьбой и собственными успехами обязан только себе! Все это, конечно, чистейшей воды абсурд. Вера - верховный акт развития, а не наоборот.

<…> Мое видение мира и действующих в нем сил не слишком существенно изменилось после принятия ислама, оно упростилось, потому что я нашел в Коране и вере логичные, здравые ответы на мои собственные вопросы и вопросы других людей. Вера укрепила мою убежденность и боевой дух. Я борюсь против активных материальных и нематериальных сил, против людей и идей, против учреждений, хотя сражение мое носит интеллектуальный характер…

Я полагаю, что глубинная духовная сила ислама помогает нам вернуться к естественным и одновременно ниспосланным свыше отношениям с людским сообществом и природой.

<…> Борьба для меня есть синоним самопожертвования во имя избранного дела. Приняв ислам в октябре 1975 года, я не стал ни мистиком, ни святошей. Я всего лишь пытаюсь найти свет Веры и не дрогнуть в суровых жизненных испытаниях, общаясь с Богом напрямую, без посредников».


Еженедельный журнал ИД «Коммерсантъ» «Weekend» в №4 от 8 февраля опубликовал заметку Ольги Лузиной «Ислам как на подбор».

Речь в ней идет об экспонатах, которые будут представлены на выставке "Во дворцах и в шатрах. Исламский мир от Китая до Европы" (она пройдет с 14 февраля по 7 сентября в Эрмитаже).


8 февраля сайт Совета муфтиев России сообщил о пожаре в мечети в городе Шуя Ивановской области.

Мечеть сгорела полностью. Жители прилежащих домов ночью слышали шум и голоса, после чего возник пожар, который не удалось потушить, так как возгорание было очень интенсивным.

СМР в очередной раз обратился ко всем ответственным органам с просьбой охранить мусульман от нападений и экстремистских выходок.


8 февраля ИА «Интерфакс» сообщило о том, что Ивановским территориальным управлением МЧС здание, в котором произошел пожар, названо «нежилым деревянным домом, принадлежащим ивановскому мусульманскому культурному обществу».

Как сообщил «Интерфаксу» заместитель главы администрации Шуи, председатель городского комитета по управлению имуществом и земельным ресурсам Виталий Лихачев, «мечети в Шуе никогда не было».

«Нашим комитетом никаких помещений и зданий для мусульманского культурного общества не выделялось, в мэрию города никто с подобными просьбами не обращался», — подчеркнул замглавы города.


7 февраля сайт Совета муфтиев России сообщил о том, что решением Хамовнического суда города Москвы с бывшего имама мечети Пятигорска Абдуллы Степаненко снята судимость.

Как сообщил сам А. Степаненко, он не намерен отказываться от обжалования решения пятигорского суда в вышестоящих инстанциях. Имам собирается добиться полного оправдания.


8 февраля ИА «Интерфакс» сообщило о заявлениях члена Общественной палаты РФ, директора Института этнологии и антропологии РАН Валерия Тишкова о необходимости соблюдения принципа свободы совести при изучении школьниками дисциплин, посвященных религиозной культуре.

В.Тишков сказал на конференции в Москве: «При изучении в школе религиозных предметов должен соблюдаться принцип уважения и возможность других мировоззрений. Не должно быть оскорблений в отношении других религий». Он также высказался за внедрение в школах учебника по основам мировых религий. Кроме того, в государственной школе, по мнению В.Тишкова, религиозная культура должна преподаваться исключительно профессиональными педагогами, обладающими дипломами государственного образца, но не священнослужителями.


8 февраля ИА «Интерфакс» сообщило о том, что ректор Московского исламского университета Марат Муртазин выступает против раздельного преподавания религии в школах.

На конференции в Москве он заявил: «Духовно-нравственная культура всех традиционных религий России должна преподаваться всем учащимся в классе в равной мере, без разделения их по религиозной принадлежности». Он напомнил, что Совет муфтиев на всех уровнях выступает «против преподавания одной конкретной религиозной культуры в школах».

По его мнению, в настоящее время дискуссия о формате изучения в школах учебного компонента «Духовно-нравственная культура» превратилась в двусторонний диалог между министерством образования и Русской православной церковью. Как отметил М.Муртазин, к данной дискуссии должны быть привлечены представители всех традиционных религий страны.

 

Рустам Шакиров

 

15.02.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/1579/">ISLAMRF.RU: Нужен ли нам берег турецкий и его богословы?</a>