RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Кавказские пленники

28.02.2008 13:47

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа) за 18-24 февраля 2008 года.

Кавказские пленникиНесмотря на появляющиеся время от времени победные реляции российских силовых структур, рассказывающие об успехах в деле душения террористической гидры на Северном Кавказе, ситуация на этой территории остается предметом внимания СМИ. По-прежнему не устранены объективные предпосылки привлекательности экстремистской идеологии – об этом в очередной раз напоминают специалисты по самому неспокойному региону России.


Газета «Коммерсант» опубликовала 22 февраля заметку Юлии Рыбиной «В Дагестане поймали "Льва Аллаха". Подозреваемый в покушениях на главу МВД республики взят живым».

В ней сообщается о первом по-настоящему крупном успехе контртеррористической операции в селении Гимры Унцукульского района Дагестана. 20 февраля живым был взят лидер самой мощной в республике группировки боевиков "Сейфулла" Бамматхан Шейхов (радиопозывной Ассадулла ("Лев Аллаха")), считающийся организатором двух покушений на министра внутренних дел Дагестана Адильгерея Магомедтагирова.

Сдача одного из лидеров бандподполья и его ближайшего соратника Ислама Насибова произошла в результате четырехчасовых переговоров без вооруженного сопротивления – уникальный случай, как отмечает корреспондент.

Как заявил после этого задержания А. Магомедтагиров, «Шейхов планировал стать амиром всех дагестанских боевиков и объединить под своим командованием все диверсионно-террористические группы, действующие на территории республики».


«Российская газета» опубликовала 22 февраля интервью с заместителем министра внутренних дел РФ, руководителем оперативного штаба в Чеченской Республике генерал-полковником милиции Аркадием Еделевым под заголовком «Чечня без фронта. На смену войсковым операциям пришла разведывательная и точечная работа».

По словам А. Еделева, за последние пять лет численность НВФ на территории Чечни сократилась почти в четыре раза: с 1600 боевиков до 440. Из 180 бандитских групп осталось 32. Соответственно изменилась и тактика правоохранительных органов - они перешли к «точечным оперативно-розыскным и адресным действиям. Стала более качественно и слаженно работать разведка. Мы точно выясняем, где скрываются террористы, и направляем туда спецназ». В итоге за прошедший год было нейтрализовано 28 бандитских главарей и 164 боевика.

Так что, считает генерал-полковник, «свои мечты о создании какого-то халифата они могут забыть». При этом он отметил, что «помощь террористам из-за рубежа доказана неоднократно». А. Еделев полагает, что чеченское население боевикам уже давно не сочувствует, поскольку «лично заинтересовано в строительстве долгожданной мирной жизни». Способствует этому и решение президентом Чечни Рамзаном Кадыровым социальных вопросов.

Определенной иллюстрацией к интервью А. Еделева может служить материал Мансура Муратова «Свободу чеченским боевикам!», опубликованный 22 февраля на сайте «CaucasusTimes»

В основном в нем комментируется инициатива объявления очередной амнистии для участников незаконных вооруженных формирований Чечни, озвученная Рамзаном Кадыровым 20 февраля в его выступлении перед чеченским парламентом. Автор полагает, что если президенту Чечни удастся облегчить положение осужденных чеченцев, это «явится самым убедительным доказательством его заботы о населении республики и повысит его популярность в разы». А что до недостаточной правовой аргументированности амнистии, то Р. Кадыров «может позволить себе многое без оглядки на центр, лишь бы некогда мятежная территория и дальше производила впечатление оазиса мира и благополучия».

М. Муратов рассказывает и о недавних случаях демонстрации «зубов» вооруженным подпольем. Несмотря на то, что конец зимы и ранняя весна являются самым трудным для него периодом (на снегу моджахеды слишком заметны), иногда боевики все же выходят на тропу войны со своих баз, находящихся главным образом в труднодоступной горной местности Шатойского и Шаройского районов, "чтобы не кончался Джихад".

Так, милиционеры обнаружили крупный тайник с оружием и боеприпасами уже на территории равнинной Чечни в Наурском районе. «А тайники на равнине – явный признак того, что боевики готовятся к наступательным операциям в период весенней кампании», - заключает автор.


Сайт Агентства политических новостей опубликовал 18 февраля статью Сергея Маркедонова «Северный Кавказ: взгляд из Кремля».

В ней комментируется «северокавказская» (наиболее подробно – высказывания об Ингушетии) часть четырехчасового политического «завещания» Владимира Путина, изложенного в ходе его недавнего общения с журналистами.

В частности, автор рассуждает о предпосылках и природе религиозного экстремизма в северокавказском регионе. Он обращает внимание на то, что рост сторонников ваххабитского подполья во многом обусловлен социальным или политическим протестом против несправедливости, и в том числе против методов подавления исламской оппозиции.

Для того, чтобы восстановить справедливость и легитимность региональной власти, мало действовать в формате «военного усиления», - отмечает С. Маркедонов. Необходимо убирать саму почву для протеста, лишая привлекательности идеи и лозунги подполья: «Задача российской власти - победить «жуликоватость» и коррупцию не только на Северном Кавказе, но и в центре страны».


Газета «Комсомольская правда» опубликовала 22 февраля репортаж Николая Варсегова из Кабардино-Балкарии «Сильно беспокоит нас этот Северный Кавказ. Как в Кабардино-Балкарии борются с экстремизмом и терроризмом».

Фрагментом репортажа стало интервью с начальником следственного комитета при прокуратуре РФ по Кабардино-Балкарии Валерием Усовым и его заместителем Виталием Волковым.

Рассказывая о «работе» ваххабитов с кавказской молодежью, сотрудники прокуратуры отметили, что ее метод – зомбирование. И оно им удается, поскольку молодых людей «уже невозможно в чем-либо переубедить. Это мы знаем по работе с подследственными. Потому и так запросто они идут на убой».

Информацию о пытках в милиции интервьюируемые назвали лживой пропагандой для оправдания терактов, а сложности в поимке ваххабитов объяснили тем, что они живут не в горах, а в селениях, скрываясь у родственников. При этом «участковые на местах работают должным образом».

На вопрос Н. Варсегова, не стоит ли пропаганде ваххабитов противопоставить контрпропаганду, «развенчивая ваххабизм с телеэкрана», сотрудники справедливо заметили, что современное телевидение «и для нормального мусульманина уже источник разврата. И всякий даже очень порядочный идеолог с экрана скорее будет выглядеть как служитель порока. Другое дело, если в республике появятся сильные духовные лидеры традиционного ислама, возможно, они смогли бы вылечить одурманенных».


ИА «Интерфакс-религия» сообщило 18 февраля о том, что участник незаконных вооруженных формирований, уничтоженный в начале прошлой недели в ходе спецоперации в Сунженском районе Ингушетии, входил в ближайшее окружение террориста Доку Умарова.

«Уроженец Хасавюрта Мухтар Заирханов был активным приверженцем ваххабизма, участвовал в диверсионно-террористических актах и нападениях на сотрудников милиции и военнослужащих», — заявила пресс-служба МВД Ингушетии.


Газета «Коммерсант-СПБ» опубликовала 20 февраля заметку Максима Кириллова «Чеченец предложил сыграть в войнушку. С губернатором Санкт-Петербурга».

В ней рассказывается о показаниях подсудимого Равиля Муратова, которого следствие считает разработчиком плана по устранению губернатора Валентины Матвиенко на Сабантуе летом 2007 года. Подсудимый заявил, что он лишь выполнял инструкции чеченца Муслима Ильмурзаева (последний объявлен в розыск). Причем жилище Ильмурзаева, в котором происходили встречи, было лишено необходимых для мусульманина атрибутов: в нем не было цитат из Корана, полумесяца или написанного по-арабски имени Аллаха, отсутствовал и молитвенный коврик. Напротив, подсудимый заметил там плакат с полуголой женщиной. Р. Муратов пришел к выводу, что Ильмурзаев лишь притворяется мусульманином.

Еще одним наводящим на размышления моментом является то, что при обсуждении теракта Ильмурзаев сказал, что соответствующий план должен называться «Сабантуй», иметь конкретную дату и описание, и попросил, чтобы он обязательно был сохранен в компьютере Муратова.

При этом Р. Муратов категорически отрицает, что в плане были какие-либо упоминания об использовании гранат и взрывчатки, а имя губернатора Петербурга в качестве предполагаемой цели вообще не упоминалось.


«НГ-религии» опубликовало 20 февраля заметку Андрея Мельникова «В казарме все спокойно. Взаимодействие мусульманских организаций и Вооруженных сил России ограничено декларациями».

В связи с ожидаемым в этом году ростом неуставных отношений в армии (вследствие того, что в казармах встретятся те, кого призывали на два, полтора и на один год службы) корреспондент «НГР» переговорил с первым заместителем председателя Совета муфтиев России Дамиром Гизатуллиным. Телефонная беседа поубавила его надежды «на активное вмешательство мусульманских деятелей в решение армейских проблем». Д. Гизатуллин убежден, что «у солдат-мусульман нет никаких проблем в армии. Они у нас в хорошем смысле слова обеспечены. Хорошее обмундирование у солдат, хорошее питание и вооружение. Единственное, что всем солдатам надо, – отслужить в армии как полагается, как служили их предки, не щадя себя».

А. Мельников отмечает, что даже если мусульманской общественности станет известно, что у их единоверцев в армии неприятности, оказать помощь будет непросто, поскольку принципиальная позиция Совета муфтиев состоит в том, что религиозная организация не должна проявлять инициативу в вопросах взаимодействия с Вооруженными силами.

Сопредседатель Ассоциации военных политологов Сергей Мельков пояснил «НГР» причины такой осторожности мусульманских организаций. По его мнению, их влияние на государственные институты намного слабее, чем у Русской православной церкви – «ислама в нашем обществе побаивались и в настоящее время многие побаиваются». Поэтому потолок пожеланий руководителей исламской общины – чтобы у военнослужащих была возможность посещать мечеть и соблюдать религиозные обряды во внеслужебное время и чтобы офицеры, которые работают с военнослужащими-мусульманами, были вооружены соответствующими методическими навыками.

Как отметил С. Мельков, попытки заключить двусторонние соглашения и протоколы о намерениях между СМР и Минобороны не состоялись: «Создается впечатление, что эти организации существуют в параллельных мирах. И такое положение армейское начальство вполне устраивает».


Газета «Новые известия» опубликовала 20 февраля заметку Евгении Зубченко ««Здесь мало что изменилось». Государство не способно защитить верующих от вандалов и экстремистов».

В ней рассказывается о докладе «Проблемы реализации свободы совести в России в 2007 году», подготовленном информационно-аналитическим центром «Сова».

Правозащитники обращают внимание, что после вступления в силу поправок к закону об НКО активизировались органы Росрегистрации. Так, в Тюменской области за год было закрыто 25 мусульманских организаций, несколько протестантских, по одной православной и католической. Причиной послужили нарушения в предоставлении отчетности.

Зачастую неправомерным назвал соавтор доклада, директор «Совы» Александр Верховский преследование людей по линии религиозного экстремизма. По его словам, быстрый рост списка запрещенных материалов приобретает «неприятные формы».

В докладе говорится, что в 2007 году было совершено 4 акта вандализма в отношении мусульманских храмов и молельных домов (в отношении еврейских - 7, православных - 6, протестантских - 6, католических - 2).

Один из выводов, которые делают правозащитники, заключается в том, что «государство ведет неизбирательную и часто противоправную борьбу с угрозой радикального исламизма, что вызывает у многих мусульман ощущение антиисламской ориентации государственной политики. В результате сложилось восприятие религиозного неравноправия как нормы жизни».


«Независимая газета» опубликовала 18 февраля заметку директора информационно-аналитического центра "Сова" Александра Верховского «Иерарх и гражданин. В чем отличие Церкви Англии от Русской православной церкви».

Поводом к ее написанию послужила реакция иерархов РПЦ (в частности, ее представителя при европейских международных организациях епископа Венского и Австрийского Иллариона), на заявление архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса о поддержке идеи инкорпорирования норм шариата в британское законодательство.

Правозащитник полагает, что разность подходов к проблеме со стороны англиканской и Русской православной церкви связана с тем, что обе они не «отрываются» от своего народа. В этом смысле епископ Иларион близок к «среднероссийскому» отношению к исламу, а архиепископ Роуэн Уильямс – к «среднебританскому», где политкорректность является не лозунгом, а общей практикой.

А. Верховский высказывает пожелание РПЦ осознать секуляризацию общества как свершившийся факт и выступать в качестве одной из сил гражданского общества, а не «особо приближенного к власти проповедника истины в социальных вопросах».


Приложение к «Независимой газете» «НГ-религии» опубликовало 20 февраля заметку Станислава Минина «За мусульман вступились англикане. Архиепископ Кентерберийский инициировал дискуссию об исламе на Западе».

Заметка обозревает реакцию английских СМИ и общественности на заявления Роуэна Уильямса.

Рассматривая эту ситуацию применительно к российским реалиям, С. Минин отмечает, что взаимоотношения с мусульманами в нашей стране определенно не похожи на западноевропейские. Если на Западе мусульмане, в основном, иммигранты, то у нас это, как правило, коренные жители, которые «вполне приспособлены к жизни в государстве, где официально законы шариата никогда не вводились».


ИА «IslamNews» опубликовало 22 февраля интервью с автором книги «Пора понимать Коран» Юрием Михайловым под заголовком «Чувство богооткровенности Корана пришло ко мне естественным образом».

Поводом к нему послужил намеченный на конец февраля выход в свет третьего, дополненного издания книги.

Рассказывая о дополнениях, вошедших в третье издание, Ю. Михайлов обратил внимание на то, что на этот раз он «смог четко сформулировать принципиальную вещь», что Коран – это наука о человеке.

Автора книги беспокоит, что, судя по отзывам (на предыдущие издания), далеко не все, даже из критиков, прочитали ее: «Характер высказываемых претензий, их формулировки говорят о том, что работа не прочитана, поскольку в них затрагиваются вопросы, которые я осветил в других местах книги».

Рассказал Ю. Михайлов и о своем отношении к исламу. С его точки зрения, Мухаммад является пророком: «Читая Коран, невозможно прийти к другим выводам». При этом он полагает, что книга Аллаха «обращается к разуму, поэтому только собственный индивидуальный путь, который приводит к восприятию ее как богооткровенного текста, позволяет по-настоящему понять и оценить Коран».


Газета «Известия» опубликовала 20 февраля интервью с президентом ОАО "Российские железные дороги" Владимиром Якуниным под заголовком «Мы меняем реальные ценности на зеленоватые бумажки».

В. Якунин, кроме всего прочего, - президент мирового общественного форума "Диалог цивилизаций". Один из бывших кандидатов в «преемники» проявляет взвешенность в оценке как мировых процессов «сожительства» цивилизаций (причина конфликтов между христианами и мусульманами – «не в разных верованиях, а в плохой политике. <…> Богатство человечества - в его разнообразии. Надо это беречь, ценить и не делать самоидентификацию либо идентификацию других поводом для конфликта, а тем паче для вооруженного воздействия»), так и российских реалий межцивилизационного и межконфессионального диалога («Наши граждане должны воспитываться, ориентируясь на свои национальные традиции и корни. Там, где население преимущественно мусульманское, обязательно надо преподавать основы ислама»).

В деле борьбы с религиозным экстремизмом В. Якунин предлагает использовать опыт Азербайджана, где, чтобы выехать за религиозным образованием за рубеж, «надо испросить разрешения, пройти регистрацию. Потом ты приедешь, за тобой проследят, как ты проповедуешь, и не дай бог, если запахнет ваххабизмом».


ИА «IslamNews» опубликовало 20 февраля комментарий члена научного совета центра Карнеги, доктора исторических наук Алексея Малашенко по поводу практики запрета литературы об исламе в России.

По его мнению, такой запрет – «глупость». «Если следовать этой логике, то нужно запрещать все сочинения Ленина, а также многие материалы съездов КПСС», – подчеркнул Малашенко. По мнению ученого, запрет книг об исламе носит целенаправленный характер.

А. Малашенко выразил убеждение, что запрещенная литература все равно будет иметь хождение.


ИА «Интерфакс-религия» опубликовало 18 февраля комментарий сопредседателя Совета муфтиев Нафигуллы Аширова по поводу провозглашения независимости Косово.

Н. Аширов заявил «Интерфаксу», что Косово имеет право на самостоятельное существование как государство. По его мнению, провозгласив независимость, косовские албанцы «не стремятся реализовать какие-то свои прихоти, они стремятся оградить себя от тех агрессивных действий, которые имели место со стороны федеральных структур сербского государства».

«Отделение Македонии западный мир и Россия почему-то восприняли хладнокровно, а что касается мусульман, то всех эмоции перехлестывают, сразу же начинают пугать весь мир, что теперь в Косово будет исламский экстремизм», - сказал Н.Аширов. Он отметил, что за такой позицией кроется тенденциозное отношение к мусульманам.


19 февраля Совет муфтиев России дистанцировался от позиции своего сопредседателя по этому вопросу.

В заявлении международного департамента СМР отмечается, что решение политических вопросов на международной арене является прерогативой МИД России, и, исходя из этого, Совет муфтиев «считает правомочной позицию, заявленную государством по косовской проблеме, и выражает надежду, что действия международных сил будут способствовать сохранению мира и спокойствия в этом регионе».

Заявление Н. Аширова в документе квалифицируется как его личная точка зрения, а не «консолидированная позиция Совета муфтиев России».

20 февраля независимый исламский информационный канал «Ислам.Ру» сообщил о том, что Нафигулла Аширов попросил рассматривать его комментарии как мнение гражданина, а не сопредседателя СМР.

«Это ошибочное понимание журналистской этики и подпитка для провокационных заявлений разного рода национал-экстремистов», - сказал он.


Сайт «Московского комсомольца» MK.Ru опубликовал 19 февраля заметку Сергея Самойлова «Молельный дом мусульман в Сергиевом Посаде оборудуют камерами видеонаблюдения».

В ней сообщается о задержании молодого человека, подозреваемого в совершении поджогов молельного дома мусульман в подмосковном Сергиевом Посаде. Он уже признался, что совершал эти преступления за деньги.

Издание напоминает, что мусульман в Сергиевом Посаде поджигали дважды – 10-го и 14-го декабря прошлого года. А 1 января неизвестные сожгли припаркованную здесь машину.

Имам-мухтасиб Московской области Арслан Садриев сказал MK.Ru: "Боюсь, что это серьезное преступление и провокация могут быть сведены в ходе следствия к банальному хулиганству или другому мелкому проступку. Пока никого из наших представителей в милицию Сергиева Посада по данному делу для очных ставок и других следственных мероприятий не вызывали".

Чтобы снизить вероятность нападений на сергиевопосадский молельный дом, мухтасибат усилил его охрану. Также в ближайшее время здесь будет установлена современная система пожаротушения, а снаружи и внутри здания будут установлены камеры видеонаблюдения.


РИА Новости сообщило 20 февраля о внесении Советом федерации изменений в законодательные акты РФ, касающиеся лицензирования и аккредитации духовных образовательных учреждений.

После подписания этого закона президентом РФ эти учреждения получат право на госаккредитацию и будут выдавать документы государственного образца. Свидетельства о госаккредитации будут, в том числе, подтверждать соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме того, решается проблема обеспечения унификации образовательных программ и федеральных образовательных стандартов в светских и духовных образовательных учреждениях.


Сайт «Кавказский узел» сообщил 22 февраля о том, что исследование правозащитного центра «Мемориал» показало, что религиозные нововведения в Чечне, связанные с требованием соблюдения внешних атрибутов женской скромности в учебных заведениях, раздражают преподавателей и студентов.

В сообщении приводится хроника «моральных» заявлений руководства республики, начиная с прошлой весны.

Так, в соответствии с установкой правительства в вузах Чечни были введены элементы студенческой формы. Коснулось нововведение и школ республики. В рамках проводимой президентом Чечни программы возрождения морально-нравственных ценностей молодежи в учебных заведениях республики организованы лекции и семинары на темы духовно-нравственного воспитания подростков. Наличие «средства укрепления нравственности» в школах проверяют дежурные, в вузах эта обязанность возложена на охрану.

Эти нововведения сопровождаются «массой проблем», - отмечают правозащитники и приводят соответствующие мнения преподавателей и сотрудников вузов. Приводится мнение и в поддержку такого способа возрождения нравственности.

«Мемориал» напоминает, что и в Чечне (по ее конституции), и в России в целом поддерживается светский характер государственности. «Мы убеждены, что возрождение духовности и морального духа народа - в образовании и внутреннем совершенствовании личности, а не в навязывании внешних атрибутов женской скромности», - считают правозащитники.

 

Подготовил Рустам ШАКИРОВ

 

28.02.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/1803/">ISLAMRF.RU: Кавказские пленники</a>