RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

В споре рождается медиа-сенсация

31.03.2008 17:25

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации за 17-23 марта 2008 года.

АшировГлавным ньюсмейкером недели – далеко не в первый раз – стал сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов. Новостные ресурсы охотно смаковали развитие его конфликта с Федерацией еврейских общин России, которая заявила, что замораживает контакты с СМР до тех пор, пока эта организация «официально не дезавуирует» заявления Н. Аширова о том, что «сионизм является раковой опухолью, поскольку сионизм — это фашизм». Конфликт успел перерасти рамки мусульмано-иудейского спора о сущности сионизма – в него уже успели вмешаться различные общественные институты.


«Известия» опубликовали 20 марта заметку Бориса Клина «Муфтий обругал иудеев и поссорился с православными».

В ней рассказывается о реакции Русской православной церкви на конфликт, вспыхнувший между российскими иудеями и мусульманами. Православные, на правах наиболее многочисленной российской конфессии, пытаются, судя по заявлениям их иерархов, выступить в роли арбитра. Так, заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк назвал ситуацию беспрецедентной: «Это очень серьезное и крайне неприятное событие». «Нам не безразлично происходящее», - заявил он «Известиям». Епископ прогнозирует, что если поведение представителей Совета муфтиев не будет «соответствовать их собственным декларациям о приверженности миру и уважению к представителям иных конфессий», мнение СМР «будет звучать в России все тише».

Вина за происходящее православными, в том числе профессором Московской духовной академии Андреем Кураевым, возлагается на Н. Аширова, - диакон припомнил муфтию его прежние жесткие высказывания.

По данным религиоведа Романа Силантьева, значительная часть активистов Совета муфтиев России поддерживает своего сопредседателя, а председатель СМР Равиль Гайнутдин не в состоянии повлиять на ситуацию.

Газета приводит и точку зрения самого Н. Аширова: «Федерации еврейских общин России надо самой определиться - считает ли она себя сионистской организацией? Если они ассоциируют себя с сионистами, то ни один добропорядочный мусульманин с ними общаться не будет, потому что сионисты творят преступления в Палестине. Если ФЕОР поддерживает эти античеловеческие преступления, как с ними общаться?!»


Андрей Мельников («Интифада сибирского муфтия», «Независимая газета» от 21 марта) обратился за разъяснениями к представителям сторон.

Глава департамента общественных связей этой организации Борух Горин полагает, что человек, заявляющий, что сионизм – это фашизм, оскорбляет весь еврейский народ: «Какую бы то ни было часть еврейского народа уподобить фашистам – значит оскорбить память жертв фашизма».

При этом своими словами «никакая часть еврейского политического истеблишмента не верит в расовые теории и не занимается геноцидом» Б. Горин, как представляется, дает своим оппонентам повод продолжить дискуссию.

Мнение главы департамента ФЕОР о том, что отсутствие дезавуирования заявлений Н. Аширова ставит Совет муфтиев «в крайне неудобное положение», прокомментировал заместитель председателя СМР Фарид Асадуллин: «Горин может замораживать отношения с кем угодно. Совет муфтиев России ориентируется на официальную позицию Главного раввина ФЕОР Берла Лазара». Он также посетовал на то, что Межрелигиозный совет России, где и должны происходить обсуждения острых моментов в отношениях общин, бездействует, а также заверил, «что между мусульманской и иудейской общинами России традиционно хорошие отношения».


Сайт радио «Свобода» опубликовал 20 марта стенограмму передачи «Время Свободы. Итоговый выпуск» на тему «Федерация еврейских общин России заморозила отношения с Советом муфтиев России».

Борух Горин в своем интервью радио «Свобода» заявил, что двухнедельное отсутствие дезавуирования слов Н. Аширова со стороны СМР воспринимается ФЕОР как «неуважение позиции еврейской общины страны». Самого сопредседателя СМР он назвал «глубоко деструктирующим элементом во всей системе межрелигиозных взаимоотношений в России» и сообщил, что две конфессиональные структуры больше не смогут «встречаться за одним столом в качестве дружелюбных, добрососедских организаций».

Н. Аширов в разрыве отношений с Федерацией еврейских общин не видит ничего страшного: «Если они себя соотносят и ассоциируют с сионистским движением, то, что отношений никаких нет, я думаю, это нормально. Потому что осуждение «Аль-Каиды» меня, допустим, нисколько не оскорбляет».

При этом муфтий сообщил, что существует его официальное заявление о том, что его высказывания нельзя воспринимать как высказывания от имени всех российских  мусульман или от имени Совета муфтиев России.


В разруливании конфликта приняла участие и Общественная палата РФ (сообщение «Интерфакса» от 21 марта).

Ее комиссия по межнациональным отношениям и свободе совести распространила заявление, в котором призвала стороны к «конструктивному диалогу». Ни один из представителей исламской общины в выработке документа участия не принял - его обсуждали члены Общественной палаты главный раввин России Берл Лазар, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, глава российских пятидесятников епископ Сергей Ряховский, телеведущий Николай Сванидзе.


21 марта Совет муфтиев России распространил заявление, которым фактически солидаризировался с высказываниями своего сопредседателя.

В нем приведен отрывок из комментария Н. Аширова своих слов: «Если ФЕОР, которая позиционируется как российская организация, считает себя частью сионистского режима, то, конечно же, заявление этой организации о приостановке отношений с Советом муфтиев вполне понятно».

Совет муфтиев России сожалеет о позиции ФЕОР и считает ситуацию исчерпанной. Наряду с этим в муфтияте сожалеют, что ФЕОР, будучи недовольной высказыванием Н.Аширова, не направила «официальных документов на сей счет» в Совет муфтиев, и в итоге «ситуация была отдана на откуп прессе».

Попутно авторы заявления отмечают, что комментарий заместителя главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископа Марка по поводу слов Н. Аширова прозвучал «как поддержка агрессивного сионизма».


Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России, как обычно, продемонстрировал в обсуждаемом вопросе большую взвешенность. Об этом свидетельствует интервью его председателя раввина Зиновия Когана «Интерфаксу» от 20 марта.

Председатель КЕРООР намерен поднять вопрос о высказываниях Н. Аширова на следующем заседании Межрелигиозного совета России, однако решение ФЕОР приостановить контакты с Советом муфтиев страны он не одобрил: «Прежде чем принимать решение о заморозке отношений, нужно встречаться и обсуждать спорные моменты».

В то же время З. Коган осудил заявление сопредседателя СМР, указав на неправомерность толкования сионизма как фашизма.


На прошедшей неделе еще одна тема, поднятая Н. Ашировым, вышла за пределы внутримусульманского обсуждения. 19 марта муфтий дал пресс-конференцию в Москве, на которой заявил о том, что расширение Соборной мечети не решит проблем московских мусульман. (Более подробно свои соображения он излагает в статье «Где же молиться мусульманам?»).

Сегодня в столице, по его словам, проживает огромное количество мусульман, и основная часть из них вынуждена молиться «в грязи, под снегом, под дождем, на улице», поскольку в столице действуют только четыре «маленьких мечети».

В то же время, отметил муфтий, в столице открывается «600-700 церквей, и в большинстве своем они не заполнены».


Уже на следующий день глава московского отделения Союза православных граждан Кирилл Фролов обвинил Н. Аширова в стремлении к «тотальной исламизации Москвы».

«Мы считаем призывы известного своими экстремистскими высказываниями муфтия Аширова к тотальной исламизации Москвы провокационными и противоположными интересам традиционного ислама, последователи которого заинтересованы в мире между последователями традиционных религий», - заявил он «Интерфаксу».

По мнению К. Фролова проблемы с недостатком храмов имеются не у мусульман, а у православных москвичей – «церкви в новых районах Москвы переполнены, там невозможно перекреститься, протиснуться с детьми к чаше для причастия».


Сайт Богослов.Ru опубликовал 20 марта статью доцента Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ Романа Силантьева «Ислам и Христианство. Попытки восстановления диалога в 2007 году».

Р. Силантьев, анализируя современное состояние исламо-христианского диалога в России (в статье, помимо этого, затрагивается также исторический и мировой контекст этого диалога), выделяет два его направления (явно отдавая предпочтение первому). В первом случае, как при диалоге РПЦ с богословами Ирана, его целью является «поиск путей совместного противостояния секуляризации общества и нравственному релятивизму, в то время как богословские компромиссы и иное размывание границ между религиозными традициями находятся под строгим запретом». Во втором же случае, по мнению исламоведа, имеет место попытка мусульман доказать, что ислам - это закономерное развитие христианства.

Автор статьи подробно анализирует одну из важнейших вех межрелигиозного диалога прошлого года – обращение к лидерам всех ведущих христианских церквей «A Common Word between Us and You», подписанное к настоящему времени 138-ю исламскими деятелями, в том числе муфтием Равилем Гайнутдином.

Отмечая, что содержание этого обращения «очень нейтрально и не затрагивает острых моментов» (и потому большинство из христианских деятелей, опубликовавших свои ответы, оценили его положительно и призвали открыть им новую страницу диалога. Попутно Р. Силантьев сообщает, что Русская православная церковь даст свой ответ на «Обращение» в ближайшее время), автор считает, что в России развитие заложенных в «Обращении» мыслей вызвало очередной межрелигиозный скандал, связанный как раз со вторым направлением исламо-христианского диалога.

Он произошел в середине сентября 2007 года, когда Равиль Гайнутдин, выступая на конференции «Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития», сделал ряд «сенсационных заявлений», в том числе призвал использовать понятие «Коран-Третий завет». Это Р. Силантьев интерпретировал категорическим образом: «Чтобы вести с мусульманами эффективный межрелигиозный диалог, православные должны принять ислам». По его мнению, эти высказывания Р. Гайнутдина поставили такой вопрос (для автора, судя по всему, риторический): «Для чего вообще нужен диалог между мусульманами и христианами? Помогает ли он избежать трений между двумя крупнейшими мировыми религиями или же, наоборот, их усиливает?»


Газета «Коммерсант-СПБ» опубликовала 20 марта заметку Максима Кириллова «Неизвестного абонента» заподозрили в провокации. В деле о подготовке покушения на Валентину Матвиенко появился новый поворот».

В ней рассказывается о доказательствах, представленных накануне стороной защиты на процессе по делу о приготовлении к покушению на губернатора В. Матвиенко. Одним из этих доказательств стал фрагмент видеозаписи телефонного разговора находящегося в розыске предполагаемого организатора покушения Муслима Ильмурзаева с неизвестным абонентом.

По версии защитников, этот разговор позволяет предположить, что в отношении подсудимых была совершена провокация, а Ильмурзаев – «засланный казачок». Однако, по мнению обвинения, адвокаты не представили никаких аргументов в пользу того, что он является чьим-то агентом.


Приложение к «Независимой газете» «НГ-религии» опубликовало 19 марта статью тюменского ученого, доктора исторических наук Александра Яркова «Не нужно ждать решения суда. Богословы должны чаще высказывать свое мнение о спорной литературе».

Обращение Совета муфтиев России от 15 февраля, в котором подчеркивается, что только специальная экспертиза вправе решать, какая религиозная литература является экстремистской, а какая – нет, у автора вызвало следующий вопрос — почему богословы заранее не выносят свои суждения о такого рода литературе? Ведь в таком случае, считает он, ситуаций, подобных бугурусланской, «не будет».

А. Ярков приводит в пример цитаты из «опасного» учебника арабского языка Багауддина Мухаммеда, который ««гуляет» по пространству России уже 16 лет», а улемы так и не высказали о нем своего мнения. Сохраняя непредвзятость, ученый упоминает и образцы публичной ксенофобской риторики, также не получившие публичной отповеди от структур Русской православной церкви.


В материале «Истина где-то рядом» в том же номере «НГ-религии» Алексей Шмырев анализирует результаты январско-февральских опросов россиян, проведенных аналитическим Центром Юрия Левады, касающихся роли религии в обществе.

Он отмечает несколько небезынтересных моментов. Во-первых, выясняется что россияне, «при известной склонности порассуждать о вере», не желают брать на себя особых обязательств, связанных с религией: лишь пятая часть из 71% считающих себя православными так или иначе соблюдает Великий пост. Во-вторых, развенчивается популярный миф о повышенной религиозности работников силовых структур и военнослужащих. Этот миф, считает автор, вызван к жизни средствами массовой информации. Наконец, социологам удалось выявить единодушие горожан и сельчан в вопросах веры. Верующих среди и тех, и других около 5%, и то же самое касается нерелигиозных респондентов - их по 20%.


В том же номере «НГ-религии» научный сотрудник Центра партнерства цивилизаций МГИМО Наталья Шило в заметке «"Исламское ралли" российской дипломатии» анализирует прошлое и настоящее отношений нашей страны с Организацией Исламская конференция.

Поводом к ней послужил прошедший в Сенегале 11-й саммит ОИК, в работе которого принял участие министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Н. Шило отмечает две вехи в развитии отношений с ОИК в последние годы – события 2003 года, когда Владимир Путин заявил о том, что Российская Федерация хотела бы присоединиться к работе ОИК, и поучаствовал в Х саммите ОИК в Малайзии в качестве почетного гостя, и единодушное решение о приеме России в ОИК в качестве наблюдателя в июне 2005 года в ходе сессии министров иностранных дел стран – членов ОИК в Йемене. Последнее автор называет «политическим решением колоссальной важности».


Газета «Новые известия» опубликовала 17 марта статью Маргариты Верховской «Искатели приключений. Российские туристы все чаще попадают в неприятности из-за незнания порядков и обычаев других стран».

Причина, по которой российские туристы сегодня нарушают чужие законы, состоит в умышленном пренебрежении традициями других государств (в 1990-е годы это происходило больше от невежества), — полагает автор. Особенно дорого эта черта наших соотечественников обходится им в мусульманских странах.

В статье приводятся различные примеры неподобающего поведения россиян за границей, которые в гостях желают чувствовать себя как дома. Так, в Турции они норовят стащить ювелирные украшения с открытых лотков. Еще одна часть проблем связана, естественно, с алкоголем.

Мусульмане стран Ближнего Востока постоянно сталкиваются и с открытым пренебрежением российскими туристами (их поток в эти страны неуклонно растет) нормами исламской морали. Так, недавно на рынке в Сирии пришлось спасать российских женщин, одетых в шорты и футболки, за которыми шла толпа возмущенных местных граждан. Как сообщил «НИ» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, «в таких случаях туристов обычно закидывают камнями раньше, чем им удается обратиться за помощью в консульство». По его словам, на Востоке нужно забыть европейский принцип «турист всегда прав».


Сайт радио «Свобода» опубликовал 21 марта стенограмму передачи «Время и Мир» на тему «Студенческая молодежь должна быть унифицирована. Нововведения Рамзана Кадырова».

В ней комментировалось указание президента Чеченской республики Рамзана Кадырова руководителям трех главных чеченских вузов (Чеченский государственный университет, педагогический и нефтяной институты) ввести элементы униформы для студентов: для девушек – платок с вышитой аббревиатурой учебного заведения, для юношей - галстук. На следующем этапе готовится введение общей и обязательной для всех формы.

Грозненская журналистка Амина Алихаджинова поведала, что нововведения вызвали у студенчества «бурю негодования». Прежде всего девушки недовольны ценой платков. Кроме того, студентам не по нраву то, что у входа в вуз стоят «вооруженные субъекты, проверяющие всех студентов на предмет наличия обязательного набора аксессуаров».

Студенты признаются, что их попытки как-то противодействовать этим инициативам не имеют результата, однако за это время они обзавелись немалым количеством правовых и религиозных аргументов в свою пользу (например, «платок нельзя надевать по велению смертного человека, его следует носить только во имя Аллаха и только ради него»).

Решения Р. Кадырова прокомментировал и исламовед Тарас Черниенко. По его мнению, они оправданны лишь для того общества, где мусульманская идеология является доминирующей. С точки зрения же светского государства они и неоправданны, и нелегитимны. Также он обратил внимание на то, что нововведения, по всей видимости, имеют не столько религиозную подоплеку, сколько намерение унифицировать внешний облик учащихся.


ИА «Regions.Ru» опубликовало 21 марта информацию о прошедшем накануне в Москве заседании попечительского совета Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, на котором был представлен отчет за первый год работы Фонда и рассмотрены основные направления его деятельности на год текущий.

Regions.Ru попросило руководителей Духовных управлений мусульман России высказать свои пожелания по работе Фонда в будущем.

По мнению председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, Фонд прежде всего должен обратить более серьезное внимание на подготовку мусульманских кадров и поддержать создание унифицированных программ для высших исламских учебных заведений.

Пожелания председателя Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина также касались образовательной сферы, поскольку если сейчас не заняться подготовкой кадров традиционного мусульманского духовенства, «то, как говорится, «святое место» пустым не бывает».


ИА «Regions.Ru» опубликовало 19 марта комментарий председателя Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева по поводу заявления главы Государственного комитета по делам молодежи Василия Якеменко о необходимости поощрять ранние браки.

В. Якеменко полагает, что таким образом можно решить демографическую проблему в России. Его не смущают бытовые проблемы молодежи: «Есть мировая статистика: чем меньше денег, чем хуже квартира, тем больше детей».

Муфтий с этим не совсем согласен, поскольку демографическую проблему, по его мнению, нужно решать комплексно: «Дети - это хорошо, но у нас не хватает детских садов, нет, как в советское время, системы кружков, Дворцов пионеров и т.д. Дети воспитываются на улице». «Кроме того, для того, чтобы вылезти из демографической ямы, в России нужно законодательно запретить аборты», — заявил А. Пшихачев.


ИА «IslamNews» опубликовало 21 марта заметку Лилии Мухамедьяровой «Крестовый поход в политику».

В ней эксперты комментируют слова представителя отдела внешних церковных связей Московского патриархата Георгия Рябых, который на прошедшей накануне конференции «Христианская политика в XXI веке» заявил, что «нужно развивать христианские основы власти, воцерковлять власть и делать ее христианской». Священник предложил определить направление православной политики «через создание движений, которые бы создавали идеологию на основе православных ценностей и от которых бы отталкивались различные социальные и политические силы».

Политолог Али Полосин видит в этом заявлении естественное желание любой религии иметь большее влияние на власть. «Разве мусульмане не хотят того же? <…> Я противник того, чтобы видеть в таких желаниях христиан какую-то крамолу и сразу же стараться им противодействовать со ссылками на светскую Конституцию. Если бы кто-то насильно хотел захватить власть и затем попирать права мусульман, тогда мы должны были бы этому противодействовать, потому что согласно Конституции мы живем в многоконфессиональной и многонациональной стране».

Политолог Алексей Макаркин отмечает, что со стороны государства демонстрируется уважение к церкви, однако оно - исключительно символическое: «Церковь воспринимается властью как возможный союзник, но государство не допустит, чтобы она стала самостоятельным политическим фактором».


Общественно-политический еженедельник «Черновик» сообщил 21 марта о крупномасштабной спецоперации в лесах Буйнакского района Дагестана, в ходе которой было убито шестеро боевиков, членов «Буйнакского джамаата».

В спецоперации приняло участие около 500 представителей силовых органов.

Первый удар по «Буйнакскому джамаату» силовики нанесли в ходе спецоперации 12 ноября в Махачкале, когда были убиты семь членов НВФ, в том числе две женщины. Еще двое членов джамаата были убиты в ходе спецоперации в Махачкале 14 января текущего года.


«Кавказский узел» опубликовал 18 марта заметку «Антитеррористический комитет считает экстремистов главной помехой стабильности в Кабардино-Балкарии».

В оперативном штабе Кабардино-Балкарской Республики, входящем в состав Национального антитеррористического комитета, корреспонденту «КУ» заявили, что главным дестабилизирующим фактором в республике в 2007 году по-прежнему оставалась деятельность религиозных экстремистов. Кабардино-Балкария остается в поле повышенного интереса зарубежных спецслужб, международных террористических организаций и центров.

В последнее время участились сообщения о взрывах и нападениях на сотрудников силовых структур. В оперативном штабе отметили, что в ближайшее время в республике сохранится непростая обстановка в связи с социально-экономической ситуацией.

На прошедшей неделе еще один православный священнослужитель сделал жест доброй воли в отношении мусульман. ИА REGNUM опубликовало 21 марта рассуждения настоятеля вологодского храма Введения Святой Богородицы, протоиерея Воскресенского Горицкого женского монастыря Алексея Мокиевского о месте ислама в России.

Он подчеркнул, что ислам является традиционной для России религией и добавил, что «никакой опасности мусульмане для христиан не несут» и что не стоит отождествлять мусульман и террористов. Кроме того, он призвал мусульман как можно строже следовать своим канонам, «так как в исламе есть много хороших моментов»: «Например, запрещено употреблять спиртные напитки, молиться необходимо минимум 5 раз в день. А еще мусульмане очень гостеприимны, что, к сожалению, не всегда можно сказать о представителях других религий».

 

Подготовил Рустам ШАКИРОВ

 

Ссылки по теме:

Как столкновение убеждений превратилось в конфликт интересов

20-03-08 В России разгорается межрелигиозный скандал. Поводом послужило заявление Н.Аширова об идеологии сионизма

Антисионизм антисемитизма не слаще

Мусульманское население Израиля: специфика идентичности и проблемы взаимоотношений с государством

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/2287/">ISLAMRF.RU: В споре рождается медиа-сенсация</a>