RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Мониторинг 21-27 мая 2007 года 

31.05.2007 10:45

Предлагаем Вам обзор печатных и электронных СМИ по Приволжскому Федеральному округу

• На прошлой неделе отмечался 50-летний юбилей Председателя ДУМ РТ Гусмана-хазрата Исхакова. В связи с этим ряд электронных и печатных СМИ Татарстана опубликовали материалы, посвященные этому событию. Газета деловых кругов РТ «Время и деньги» одной из первой откликнулась на юбилей муфтия и поместила материал под названием «Надо идти вперед не торопясь» (Сайганова С. Муфтий Гусман-хазрат Исхаков: Надо идти вперед не торопясь // Время и деньги, 2007.  – 24 мая.). Эти слова принадлежат самому Гусману-хазрату, который избрал их своим жизненным кредо. В своем интервью руководитель ДУМ РТ говорит о тех глобальных изменениях, которые произошли в  жизни мусульман РТ за последние 10 лет, то есть за то время, в течении которого он работает муфтием. В беседе вскользь затрагивается и тема разобщенности российских мусульман.электронной

 «Все приходы, признающие права Совета муфтиев РФ, которым руководит Равиль Гайнутдин, живут дружно, уважая друг друга и помогая друг другу. Я как сопредседатель Совета муфтиев могу утверждать это со всей ответственностью. Но и другие приходы, которые работают под эгидой Талгата Таджутдина, смотрят на Казань, как на вторую святыню, потому что Казань, Татарстан — духовный, образовательный центр мусульман всей России. Надо сказать, что именно Равиль Гайнутдин пользуется поддержкой российского Правительства, что, впрочем, неудивительно, поскольку он дипломатичнее Талгата Таджутдина. ЦДУМ, который возглавляет Таджутдин, может быть, объединяет такое же количество приходов, но духовная составляющая там слабее», — говорит Гусман-хазрат.

В Татарстане действует около 1200 мечетей — большинство из которых сельские. В связи с этим возникает проблема кадров. «Мечети, которые в больших городах, безусловно, не бедствуют. Хотя, конечно, теперь им приходится сложнее, ведь в одной Казани около 50 мечетей. Однако все они посещаемые, прихожане подают садака, хозяйственники этих приходов находят спонсоров.

Труднее приходится приходам в деревнях, причем дело не только в том, что на селе народ небогатый, на пожертвования прихожан не проживешь. Имамы в сельские приходы не идут. В городах они могут получить квартиру или место в общежитии. В деревне же жилья для имама нет, а у него, как правило, семья. Порой приходится идти на различные ухищрения, имама оформляют трактористом или монтером. К сожалению, сейчас в наших сельских мечетях только 15 процентов молодых, образованных имамов, остальные — бывшие учителя, агрономы, уважаемые аксакалы», — с горечью констатирует нелицеприятную ситуацию Гусман-хазрат Исхаков.

Пожалуй, впервые религиозный лидер мусульман Татарстана рассказывает о своей семье и детях: «Сын закончил в декабре университет в ОАЭ по специальности «международные отношения», в июне едем туда же поздравлять дочь, которая будет получать диплом лингвиста. Сын сейчас работает в ОАЭ, старшая дочь вышла замуж, подарила нам внука. Мы за них спокойны. Многие думали, что сын муфтия непременно учится в религиозном учебном заведении, я бы и сам этого хотел, но в таких вещах никого нельзя заставлять, каждый сам выбирает свою дорогу. Младшая дочка Айша учится в школе. Средние — Камиля — в турецком лицее, Нафиса поступила в университет в ОАЭ».

Тема ваххабизма и экстремизма также занимает важное место в интервью публикованном в газете «Время и деньги». По мнению муфтия «ваххабизм, экстремизм взращивается не в наших медресе, эту заразу завозят из других стран и республик». «Мы допустили одно время в медресе арабов-преподавателей, и они пытались распространить у нас чуждые нашему мазхабу течения. Слава Всевышнему: у тех молодых людей, которые ходят на пятничную молитву сейчас, глаза светлые. Важно уделять много внимания правильному религиозному образованию. Чтобы все, в том числе и светские люди, знали, к какому мазхабу мы принадлежим, какие проблемы были 100 лет назад у наших предков, как они решались. От священнослужителей в наше время требуются особый такт и терпение. Ведь среди тех, кто по рождению принадлежит к нашей конфессии, многие молитв не знают, пьют и иных запретов не соблюдают. Надо просвещать их, надо работать, ведь 70 лет атеизма сделали свое дело. Рай на земле мы творим своими руками — так же, как и ад. И имам как раз тот человек, который идет впереди», — говорит в своем интервью.

Гусмана-хазрата Исхакова с юбилеем поздравляет и электронная газета «Интертат», которая кратко описывает его жизненный путь, говорит об его успехах на ниве возрождения религии и духовности в Татарстане. «Гусман хазрат является известным религиозным писателем, из-под его пера вышло несколько глубоких по содержанию богословских книг. По его произведениям, учебникам, сборникам проповедей постигают тонкости Ислама тысячи читателей по всей России, в том числе студенты исламских учебных заведений. Гусман-хазрат принадлежит к числу немногих способных проповедников Ислама, его проповеди востребованы, содержат в себе нацеленность на межконфессиональный мир, на преодоление межнациональных трений, он — частый гость телевизионных и радиопрограмм, его часто приглашают во многие города не только Татарстана, но и других регионов России. В своих выступлениях Гусман-хазрат талантливо умеет высветить миролюбивую добрую сущность Ислама», — говорится в поздравлении.

• В пятничном номере газеты «Ватаным Татарстан» («Родина моя — Татарстан») также опубликовано большое интервью с юбиляром – муфтием Татарстана Гусманом-хазратом Исхаковым (Минhаж Р. Буш вакыт дигэн суздэн куркам // Ватаным Татарстан, 2007. – 25 май.).

Интервью начинается отнюдь не с поздравлений. Журналиста интересуют недавние контакты между ДУМ РТ и Исламским банком развития. Эта организация уже помогла реконструировать здание Российского исламского университета, она  же финансировала строительство мужского и женского медресе в городах Татарстана: Зеленодольске и Альметьевске. В планах ИБР проведение в Казани международного форума предпринимателей мусульманских стран, поиск путей по открытию в столице Татарстана филиала Всемирного Исламского банка, а также вложение  капиталов в  различные бизнес-проекты в Татарстане, которые не затрагивают религиозную сферу.

«Что удалось  сделать с  1998 года, то есть  с того времени, когда  вы были избраны муфтием Татарстана», — спрашивает журналист «Ватаным Татарстан». По мнению муфтия, главное — это мир и спокойствие, которые удалось  сохранить в Татарстане. Мусульмане республики избежали разобщения, не стали создавать новые муфтияты — отсюда успех и процветание. К плюсам своей деятельности за почти десятилетний срок он также относит и то, что обновился состав мухтасибов (среди которых немало молодежи и которые живут в дружбе с местной администрацией), то, что практически каждую неделю в Татарстане открывается новая мечеть, то что представителей ДУМ РТ беспрерывно приглашают на различные международные конференции и мероприятия. «Есть и трудности, но поскольку мы едины, мы вместе, эти трудности не замечаются», - говорит муфтий. По его мнению в настоящее время есть все условия,  чтобы жить полнокровной религиозной жизнью, но все же нахватает внимания со стороны государства. «Разве родители учеников медресе — не наши налогоплательщики, разве те, кто отправляется в хадж — не наши граждане?», — задает риторический вопрос Гусман-хазрат. При этом он понимает, что религия отделена от государства, но и среди чиновников есть немало религиозных людей, которые, видимо, должны не забывать о поддержки религиозных  институтов. Еще один вопрос, который волнует корреспондента газеты — это дальнейшая судьба выпускников  многочисленных татарстанских религиозных вузов. Муфтий с сожалением констатирует, что значительная часть  из них всеми правдами и неправдами старается остаться в городе, где есть работа, где легче обеспечить свою семью, проще получить жилье (например, с помощью программы социальной ипотеки) и т.д. Он приводит в пример Чечню и Ингушетию, где государство оказывает соответствующее внимание молодым имамам.

«Говорят, что с первого сентября в школах  будет введено преподавание основ религий. Что вы можете сказать в этом отношении» — это еще один вопрос, который был задан муфтию. По его мнению в этом нет ничего плохого. Он видел федеральный учебник, раздел об Исламе в которой подготовил ректор РИУ Рафик Мухаметшин и считает его вполне подходящим. «Было бы неправильным в светском государстве заниматься отдельным преподаванием в школах Ислама или Христианства», — завершает свою мысль руководитель ДУМ РТ. Журналист интересуется также семьей муфтия, тем как он пришел в религию в те времена, когда она считалась «опиумом для народа». Он говорит, что сколько себя  помнит —  всегда был верующим, поскольку родился и вырос в религиозной семье. «В восьмом классе в своем сочинении я написал, что хочу быть муллой», — вспоминает Гусман-хазрат.

Далее он рассказывает о своей семье и детях, о том как он проводит свободное время: «Если физически я особенно не устаю, то моральная, психологическая усталость навещает часто. Когда в течение дня трижды пересаживаешься  с самолета на самолет, ночью возвращаешься домой, а уже утром едешь на работу, тогда и физически устаешь, естественно. Слава Аллаху, в лесу на берегу речки у нас есть свой дом, который был построен с помощью государства. Самый большой отдых, когда просто сидишь на берегу речки и смотришь на текущую воду. Гостей из за рубежа, особенно  из арабских стран, не удивишь шести-семизвездными отелями. Когда  они попадают в мой деревянный дом, расположенный посреди леса, то остаются очень довольными. Сходишь вместе с ними в баню, прочтешь совместный намаз — и сразу всю усталость как рукой сняло», — рассказывает муфтий. Из интервью мы узнаем и некоторые малоизвестные факты из биографии лидера мусульман РТ. Оказывается, много раз он хотел бросить все и уйти в отставку. В таких случаях он обращался за советом к своей матери, жене и близким, которые «ни разу не сказали мне — уходи!».

Газета «Шахри Казан» («Город Казань») (Гэрэй Х. Рэшидэ абыстай Исхакый: Фани донья - имтихан // Шэhри Казан, 2007. – 25 май.) также посвящает материал 50-летнему юбилею муфтия Гусмана Исхакова. В отличие от других, она ведет беседу не с ним самим, а с  его матерью — Рашидой-абыстай, которая играет большую роль в жизни муфтия.

Корреспондент интересуется тем как ей удалось воспитать и вырастить такого человека как будущий муфтий Гусман Исхаков. А также напоминает о том, что до 1998 года муфтием ДУМ РТ был Габдулла Галиуллин — зять Рашиды-абыстай. По ее мнению, в этом нет никакого секрета. Главное — быть глубоко верующим и глубоко нравственным человеком, никогда не кривить душой, исполнять все требования исламской религии, вкушать только халяльную пищу. Самое главное — воспитать человека (всего детей у Рашиды-абыстай 6 человек), а кем они станут — в руках Аллаха. Далее она рассказывает о самом Гусмане-хазрате. Он был третьим ребенком в семье, долгожданным мальчиком, который родился после двух дочерей. «Мы назвали его Гусманом в честь халифа Гусмана, чтобы он достиг его уровня», — рассказывает  Рашида Исхакова. Уже в 6 лет мальчик читал пятикратный намаз, а в 11 начал изучать Коран. С ним занимался на дому Габдулхак-хазрат Каюмов, который заметил способности мальчика и еще тогда сказал, что он станет муллой. Так и вышло. Отец Гусмана-хазрата в начале семейной жизни еще не был религиозным человеком и научился намазу от своей жены — Рашиды-абыстай. Она же научила основам исламской религии и жену муфтия — Гузалию-абыстай. Интересный факт: о каждом из своих детей Рашида-абыстай пишет заметки, ведет своего рода дневник. Например, о Гусмане-хазрате написано уже 7 томов таких заметок. В настоящее время они готовятся в печать и скоро станут достоянием общественности.

• В этом же номере сообщается о прошедшем недавно в мечети «Энилэр» конкурсе чтецов азана, который проводился среди студентов мусульманских вузов Казани (Р.Эмин. Шэкертлэр бэйгесе // Шэhри Казан, 2007. – 25 май.). Всего участвовало 24 человека, а победителями были признаны шакирды Российского исламского университета (1-е и 3-е место получили студенты из Азербайджана и Кыргызстана), при котором и действует данная мечеть. Журналист газеты отмечает, что это не случайность, поскольку в РИУ уделяют постоянное внимание подготовке шакирдов к конкурсам такого рода. В материале приводится информация и об имам-хатыбе мечети «Энилэр» — бывшем выпускнике РИУ Шавкате-хазрате Абубакирове. «В годы обучения в РИУ Шавкат-хазрат и сам занимал призовые места в городских конкурсах чтецов азана и даже служил муэдзином. После окончания РИУ с красным дипломом в течение года он стажировался в арабских странах, а сейчас и сам преподает в исламском университете. В этом году он возглавил жюри конкурса», — говорится в статье.

Фархат-хазрат Мавлетдинов — имам-хатыб Бурнаевской мечети задает со страниц газеты «Шахри Казан» вопрос: «Предусмотрено ли предоставление квартир имамам по программе социальной ипотеки?» (Имамга ипотека фарызмы? // Шэhри Казан, 2007. – 25 май.). Ответ дает казый Казани и Центрального района Рустем-хазрат Зиннуров. По его словам в прошлом году казыят уже принимал решение по данному вопросу. В 2006 году Рустем-хазрат участвовал в семинаре «Экономика в исламской религии», который проходил в Кувейте. Там было сказано, что ипотека допустима при соблюдении определенных условий (нужда в жилье, невозможность оплатить его из собственных средств), которые по сути являются официальными условиями социальной ипотеки. Единственный вопрос, который противоречит Исламу – это выплата процентов. Что делать? «В современных условиях мы не можем сеять смуту (фетнэ – в оригинале. – А.А.). Еще Пророк говорил, что смута страшнее войн и человекоубийства», — выходит из положения Рустем-хазрат Зиннуров.

«Женишься в мае – всю жизнь будешь маяться» — такое поверье широко распространено среди простого народа. В это время в ЗАГСах, в том числе и казанских, снижается поток из желающих пожениться или выйти замуж. Интересно то, что этот обычай распространяется и на татаро-мусульманские семьи.  В связи с этим газета «Ватаным Татарстан» («Республика моя — Татарстан») обращается за комментариями к имаму-хатыбу казанской мечети «Булгар» Ильдусу-хазрату Фаизову (Язмыштан узмыш юк // Ватаным Татарстан, 2007. – 22 май.). Хазрат еще раз напоминает основные постулаты исламской религии, согласно которым необходимо торопиться в трех случаях: в случае рождения ребенка скорее дать ему имя, после решения о женитьбе как можно быстрее читать никах, и после кончины человека быстрее придать его тело земле. В Исламе нет ограничений по календарным дням, хотя пятница и является наиболее предпочтительной для совершения никаха, — отмечает Ильдус-хазрат Фаизов. Но по его же словам, эти русские традиции сказываются и на мусульманах Татарстана — в последние дни в мечетях снизился поток желающих провести обряд никаха.

• Под названием «Греховный стол» казанская газета «Шахри Казан» («Город Казань») публикует (Дэулэтшин В. Гонаhлы остэл // Шэhри Казан, 2007. – 19 май.) материал об акции в поддержку социально незащищенных групп населения, которая прошла недавно в Кировском районе Казани. На улице Халтурина была открыта социальная столовая, куда  были приглашены малоимущие пенсионеры. Среди них были и пожилые женщины-мусульманки в традиционных белых платках. Далеко не богатые столы были «украшены» бутылкой водки и вина, что вызвало недоумение пожилых мусульман. «Вместо того, чтобы выставлять алкоголь, лучше позаботились  бы о качестве и разнообразии продуктов», — пишет автор статьи.

На летний сезон 2007 года в казанской мечети «Сулейман» планируется проведение трех смен мусульманских лагерей, — сообщает ИА «Islamnews» . Второй год лагерь при известной казанской мечети работает в три смены. Этим летом планируется организовать две смены для мальчиков и одну для девочек, каждая из которых будет продолжаться по 20 дней.

Несмотря на то, что запись в летние группы была объявлена в начале мая, уже к середине месяца практически все места были заняты.

В этот лагерь принимаются дети от 8 до 15 лет со всей России и даже из-за рубежа. Например, в этом году здесь будут отдыхать мальчики из Арабских Эмиратов. Также в лагере ежегодно создается специальная группа для трудных подростков.

В лагере дети обучаются основам ислама, учатся правильно читать намаз, изучают арабский алфавит. Также для них организуются игры, викторины, спортивные состязания, экскурсии, просмотры фильмов на исламскую тематику. При лагере действуют различные кружки — спортивные, шамаиля (рисования), журналистики, кройки и шитья, готовки и т.д.

Ежегодно собирается новый преподавательский состав. В этой смене будут работать арабист Люцея Карамовна Лукманова, педагоги-воспитатели для девочек Лейля Зиганшина и Малика Гельмутдинова. У мальчиков будут преподавать педагоги из Центра Хафизов Корана при мечети «Сулейман» и учащиеся медресе.

Основная цель мусульманских детских лагерей — нравственное воспитание подрастающего поколения в духе высокой морали и этики, изучение Священного Корана, изречений пророка, а также задачей преподавателей является привить детям любовь ко всему, что предписано Всевышним и оградить подростков от влияния улицы.

В мечети «Сулейман» 19 мая прошли занятия для слабослышащих по основам Ислама. Занятия проводит педагог Малика-ханум Гельмутдинова. Как известно, она уже на протяжении четырех последних лет ведет работу с этой категорией людей. Ею специально для этого разработаны уникальные методические разработки и пособия, по которым проводятся занятия. Планируется в будущем привлечь к этой работе большее количество педагогического персонала.

Администрация казанской мечети «Ихлас» на протяжении всего года проводила встречи, на которых обсуждались различные аспекты исламской религии. На прошлой неделе сайт мечети объявил об изменениях в работе воскресного лектория в связи с началом летнего дачного сезона. Теперь лекции будут проводиться ориентировочно 2 раза в месяц по будним дням, в вечернее время .

23 мая в Елабуге состоялась конференция на тему «1000-летний опыт межрелигиозного согласия» с участием Президиума духовного управления мусульман Татарстана, ученых, преподавателей, студентов вузов. Конференция была посвящена 1000-летию Елабуги, — сообщает Интертат . В ее работе участвовали председатель ДУМ РТ Гусман Исхаков, председатель Совета по делам религии при Кабинете Министров РТ Ринат Набиев, глава Елабужского муниципального района Ильшат Гафуров, депутат Госсовета РТ Наиль Валеев, протоиерей Казанской епархии Сергей Лепихин. Мероприятие проходило в стенах Елабужского государственного педагогического университета, где традиционно проводятся международные тюркологические чтения.

Темы докладов касались опыта сохранения мира и согласия на многонациональной земле на примере Татарстана и Елабуги.

Гусман-хазрат подготовил доклад на тему «Деятельность Духовного управления мусульман РТ в сфере межрелигиозного диалога». Он отметил, что сегодня весь мусульманский мир обвиняют в разжигании межконфессиональных конфликтов, и в противовес этому он всегда приводит опыт мусульман Поволжья. Стабильность в этой сфере стало своеобразной визитной карточкой Татарстана. «Все мы одинаково переживаем боль и чувствуем радость, наша кровь одного цвета, нам нечего делить, — сказал Гусман-хазрат, — Мне не нравится слово «толерантность», слово «терпимость» — нам не нужно друг друга терпеть. Мне по душе слово «взаимоуважение».

Имам-мухтасиб Лениногорского района Малик Ибрагимов выступил с докладом на тему «Отношение ислама к другим религиям», рассказав о том, что мусульмане чтят Тору и Евангелие, почитают Иисуса Христа. Во второй половине дня гости приняли участие в закладке памятной капсулы в основание будущего медресе. Учебное заведение будет построено на территории Соборной мечети на пожертвования мусульман. Медресе будет рассчитано на 50 учеников.

В прошедшее воскресенье на территории одного из оздоровительных лагерей Елабуги прошел праздник мусульман района,сообщает Regions.ru . Сами участники предпочли назвать его Сабантуем — сев еще не закончился, но это празднество возвращает к истокам лучших традиций и обычаев, считают они.

Мероприятие прошло с чтением сур из Корана, проповеди и наставлений. Проводится подобный праздник уже во второй раз. Организаторами Сабантуя выступили мечети «Джамигъ» и «Аль-Кадыр». Важно отметить, что здесь не продавалось алкогольных напитков. Согласно традициям ислама, игры-соревнования для мужчин и женщин были организованы на отдельных площадках. Если для мусульманок проводилось больше интеллектуальных и творческих игр, то мужчины смогли попробовать себя в спортивных состязаниях, таких как бой с мешками, волейбол и поднятие гирь.

24 мая в резиденции ДУМ РТ прошло заседание ректоров высших и средних мусульманских учебных заведений, на котором был учрежден Совет ректоров исламских учебных заведений Татарстана, сообщает Интертат . Председателем Совета единогласно был избран муфтий, председатель ДУМ РТ Гусман-хазрат Исхаков.

Совет создан для координации работы мусульманских учебных заведений Татарстана, налаживания тесных связей и взаимодействий между ними в области системы мусульманского образования. Предполагается, что он будет выдавать Сертификаты на соответствие учебных планов и программ образовательным стандартам, установленным ДУМ РТ. В своем выступлении перед ректорами муфтий Татарстана подчеркнул, что основной целью учебных заведений, подведомственных ДУМ РТ является воспитание священнослужителей, готовых служить российской умме с учетом вековых традиций российского ислама. Он призвал участников совещания работать над повышением качества образования.

Первый заместитель председателя ДУМ Татарстана Валиулла Якупов рассказал собравшимся о том, что в скором времени в России планируется создание пяти базовых исламских университетов, одним из которых станет РИУ. Планируется, что студенты исламских медресе на основании договоров между медресе и РИУ смогут учиться на заочном отделении университета и таким образом получить высшее образование. Ожидается, что такие договора будут подписаны в ближайшее время. Также во время этого заседания поднимались вопросы о проведение приемных кампаний на 2006-2007 годы и о работе в летний период по организации летнего отдыха для мусульманской молодежи.

Сайт «Исламского комитета России» публикует статью под названием «РОССИЯ: Гонения на мусульман в колониях Татарстана» . В ней утверждается, что во всех исправительных учреждениях Татарстана активных посетителей мечетей взяли под особый контроль, в личные дела верующих были занесены пометки «Склонен к экстремизму».

В марте этого года информационные агентства сообщили о закрытии мечетей и молельных комнат для мусульман во всех исправительных учреждениях республики Татарстан. В Федеральной службе исполнения наказаний России опровергли эту информацию. Тогда официальный представитель ФСИН России отметил, что «Все учреждения исполнения наказаний на территории Республики Татарстан по-прежнему будут предоставлять верующим, исповедующим Ислам, возможность отправлять религиозные обряды и посещать мечети».

«Тем не менее, после сообщения о закрытии мечетей и молельных комнат во всех исправительных учреждениях Татарстана активных посетителей мечетей взяли под особый контроль, в личные дела верующих были занесены пометки «Склонен к экстремизму». В мае началось этапирование верующих заключённых в колонии за пределы республики. В частности из ФГУ ИК-2 г. Казани (до сего момента это учреждение активно сотрудничало с духовенством республики) 15 мая было этапировано 6 человек с такой мотивацией. Отвечая на вопросы заключённых, желающих разобраться в причинах сложившейся ситуации, руководство учреждения ссылается на особые директивы из ФСБ.

Пока мусульманам в татарстанских колониях ясно одно: с такими характеристиками им не избежать последующих гонений», — говорится в материале помещенном на сайте «Исламского комитета России».

Известие Коптевского суда Москвы о признании собрания сочинений Саида Нурси «Рисале-и-Нур» экстремистской литературой вызвало бурную реакцию в СМИ Татарстана. С большим материалом на эту тему на страницах татароязычного варианта электронной газеты Интертат  выступил известный татарский публицист Амиль Нур . Обозревая историю преследования «нурсистов» и «ваххабитов» он приходит к выводу: «Запрет книг Саида Нурси и других религиозных книг через Казань (инициатором стала прокуратура РТ. – А.А.), преследования молодежи в Татарстане, гонения на платок в столице Татарстана, взращивание идеи равнодушия к татарскому языку, обрусение исламской религии и бегство от ее татаризации, стремление сделать пугало из арабского, турецкого, американского или немецкого влияния — все это выстраивается в одну логическую цепочку», — пишет он.

Официальная газета «Республика Татарстан» ограничивается голой констатацией фактов: Решением суда заявление прокурора РТ удовлетворено. В соответствии со ст.13 Закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» издание и распространение указанной литературы запрещено, а люди, виновные в незаконном изготовлении, распространении или хранении в целях дальнейшего распространения указанных книг, могут быть привлечены к административной либо уголовной ответственности» (Заявление прокурора удовлетворено // Республика Татарстан, 2007. – 24 мая.)

Газета «Вечерняя Казань» (Мельник Е. Турецкий гамбит татарстанской прокуратуры // Вечерняя Казань, 2007. – 23 мая) приводит данные УФСБ по РТ, согласно которым «сторонниками этой организации в разное время предпринимались попытки создать разветвленную сеть на всей территории России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Махачкале, Костроме, Челябинске, Омске и других городах. А преподаватели нелегальных религиозных учебных заведений, в том числе и граждане Турции, лицензий на ведение подобной деятельности не имели».

В Нижнем Новгороде вышел из печати новый 29-й майский номер газеты «Медина аль-Ислам». Как говорится в редакционной статье «лейтмотивом нынешнего номера газеты проходит тема свободы в самых разных ее проявлениях. Это связано с целым рядом знаменательных и памятных дат, которые выпали на май»( От редакции // Медина аль-Ислам, 2007. - №29. – май.).

Впрочем, речь идет не только о майских событиях, но и тех событиях, которые произошли чуть раньше. Московский культуролог Джаннат-Сергей Маркус в статье под названием «Жаркий март в Нижнем Новгороде» рассказывает о том, что произошло в жизни мусульман «этого странного и загадочного места, где в центре России сливаются две «культовые» реки, Ока и Волга» (Маркус Дж.-С. Жаркий март в Нижнем Новгороде // Медина аль-Ислам, 2007. - №29. – май.).

22 марта в Нижнем состоялись четвертые «Фаизхановские чтения», которые названы в честь великого просветителя татарского народа Хусаина Фаизханова, уроженца Нижегородчины.  Это научно-практическая конференция, ее работа ведется по четырем секциям. На этот раз в качестве тем были выбраны: у международной секции — «Государство и общество на евразийском пространстве», у педагогической — «Основы знаний о религии в системе образования», у историко-краеведческой — «Мусульмане Поволжья: итоги тысячелетнего развития», у обществоведческой — «Развитие мусульманских институтов современной России». А общей идеологемой «Чтений» была избрана вот такая формула: «Хусаин Фаизханов: развитие институтов многонационального и поликонфессионального Российского государства», говорится в статье.

Также в статье  Джанната-Сергея Маркуса рассказывается о том как в Нижнем Новгороде отмечали праздник  Мавлид ан-Набий — день рождения и перехода в мир иной Пророка Мухаммада (САВ), который в этом году выпал на 30 марта. В празднике принимали участие не только татары, но и узбеки, азербайджанцы, турки, русские. В связи с этим автор делает интересное заключение: «На наших глазах складывается новая формула интернационализма в России — на мусульманской основе. А как иначе? Материалистическо-атеистические усилия по созданию «новой исторической общности — советского человека» оборвались в 1991 году — и на руинах СССР, где вакуум образовался, где местечковый национализм средневекового типа, где наливаются ядом гидры ксенофобии».

Под рубрикой «слово имама» публикуется проповедь Председателя ДУМНО Умара-хазрата Идрисова, которая затрагивает одну из главных тем мая — тему Дня Победы (Идрисов У. В честь уважения к народу победителю... // Медина аль-Ислам, 2007. - №29. – май.). В его проповеди звучит идея гордости за славное прошлое нашего народа, нашего Отечества, но и наряду с этим, лидера мусульман Нижегородчины глубоко волнует нынешняя ситуация, когда новоявленные ревизионисты пытаются переписать историю. «А сегодня, сегодня творится страшная, дикая и наглая несправедливость на глазах всего мира. И так называемое цивилизованное, культурное, гуманное мировое сообщество молчит! С его молчаливого согласия иные пытаются повесить чувство вины за Великую Победу советского народа в страшной битве не на жизнь, а на смерть. В войне, где наши потери были колоссальные, равные населению иных стран!!! Все народы мира, руководители всех стран мира в почтении склоняли головы перед памятью павших. Во всех странах мира был осужден фашизм как античеловеческая, сатанинская идеология», - говорит он в своей проповеди.

• В номере помещены также материалы постоянного автора газеты, доктора исторических наук Айдара Хабутдинова. В этот раз речь идет об известном татарском религиозном деятеле конца XIX – нач. XX вв. Галимджане Баруди. Как отмечает автор «дни его российского триумфа были связаны с III Всероссийским мусульманским съездом, состоявшимся 16–21 августа 1906 года в Нижнем Новгороде». (Хабутдинов А. Галимджан Баруди: символ единства российских мусульман. Из Пороховой Слободы в Старо-Татарскую  // Медина аль-Ислам, 2007. - №29. – май.)Этому же автору принадлежит еще один материал, речь в котором идет о  I-м Всероссийском мусульманском съезде 1917 года( Хабутдинов А. Единство уммы на московской земле: I Всероссийский мусульманский съезд 1917 года // Медина аль-Ислам, 2007. - №29. – май.).

Марат Синятуллин выступает с интересной статьей на злободневную тему под названием «Чего боится сибирский мусульманин?»( Синятуллин М. Чего боится сибирский мусульманин? // Медина аль-Ислам, 2007. - №29. – май.). Как видно из заглавия, речь идет о судьбе сибирских татар, которые сами себя называют «сибирские мусульмане» или «сибирлар».

«Сегодня они представляют собой весьма значительную часть населения этих двух нефтегазодобывающих округов. Многие из них уже в третьем поколении являются нефтяниками и не мыслят себе иной жизни. Но они не мыслят себя и вне своей духовной традиции — Ислама, который за последние пятнадцать лет силы, работавшие на раскол российского государства, объявили «враждебной цивилизацией». В эту «враждебную цивилизацию» попали все российские мусульмане с чадами и домочадцами, без разбора чинов, званий, заслуг перед Отечеством. Сибирские мусульмане, так же как и мусульмане всей страны, против разрыва единого духовного и общественно-политического пространства страны по конфессиональным линиям. Посильными средствами они сопротивляются этому. Этими посильными средствами оказываются публикации в муниципальной прессе, собственных СМИ мусульман Сибири», — пишет автор статьи.

• Большой интерес представляет и раздел интервью с известными деятелями татарской и мусульманской культуры. Прежде всего это беседы с председателем Татарской мусульманской общины Финляндии Оканом Дахером, с которым в Хельсинки повстречался руководитель аппарата ДУМНО Дамир-хазрат Мухетдинов, заместитель председателя ДУМНО Дамир Хайретдинов (Хайретдинов Д. Выходцы из Нижегородчины в Финляндии: сохранение традиций и языка, включенность в европейское общество // Медина аль-Ислам, 2007. - №29. – май.) и молодым художником, членом Союзов художников РФ и РТ Рустемом Хузиным(Раствориться в аятах Аллаха // Медина аль-Ислам, 2007. - №29. – май.).

ИА «Islamnews»  публикует официальное обращение правозащитников к президенту Республики Башкортостан по делу уфимского имама Байбурина.

«Обращаемся к Вам за помощью как к гаранту конституции РБ и РФ, прав граждан республики. Под Вашим руководством в нашей республике создались стабильность и мирное сосуществование многих народов, религиозных конфессий. Однако есть силы, которых, по всей вероятности, не устраивает такое положение дел. Так, 15 мая 2007 года был задержан известный богослов, общественный деятель, проповедник, духовный наставник, имам МРО «Фаляк» при ДУМ РБ Байбурин Саид Ирикович 1976 года рождения, племянник известнейшего писателя РБ Гали Ибрагимова […].

Уважаемый Муртаза Губайдуллович! Просим Вашего прямого вмешательства для пресечения несправедливости по отношению к Байбурину Саиду, добропорядочному гражданину, примерному семьянину, отцу двухлетнего ребенка, пользующемуся всеобщим авторитетом и уважением среди мусульман Башкортостана и России», — говорится в обращении.

В уфимском медресе им. М.Султановой пройдет конкурс чтецов Корана, среди детей, сообщает официальная республиканская газета «Башкортостан»( hунгы хэбэрзэр // Башкортостан, 2007. – 22 май.). По мнению  автора заметки, год от года растет интерес молодежи к изучению религиозных наук и канонов Ислама. Вот и в этом конкурсе, который будет проведен в самое ближайшее время, ожидается участие не менее 300 человек. Оценивать конкурсантов будет авторитетное  жюри во главе с муфтием ДУМ РБ Нурмухаметом Нигматуллиным.

• Это же издание сообщает о том, что ДУМ РБ при поддержке Совета по делам религии при Правительстве РБ объявило конкурс под  названием «Русская культура и Ислам в России и в Башкирии», который посвящен «450-летию добровольного присоединения Башкирии к России». К конкурсу принимаются работы в области истории, исламоведения, этнографии, языкознания и литературы, которые будут раскрывать процессы взаимообогащения исламской и христианских культур в условиях многонационального государства, благотворного взаимовлияния обычаев народов, проживающих в России и Башкортостане. Предполагается, что в данном мероприятии примут участие студенты республиканских вузов, колледжей и медресе. Работы принимаются на русском, башкирском и татарском языках(hунгы хэбэрзэр // Башкортостан, 2007. – 23 май).

В воскресенье в мактабе города Пензы прошла лекция известного публициста, научного консультанта Ассоциации общественных объединений «Собрание» Ахмада Макарова, организованная пензенской региональной общественной организацией «Просвещение», — сообщает ИА «Islamnews» . Лекция была посвящена истории распространения ислама в России. Как отметил председатель общественной организации Абдуррауф Забиров, «эта лекция вызвала очень большой интерес у слушателей, так как они смогли получить много полезной и ценной информации, взятой из первоисточников и архивных материалов».

А. Макаров рассказал о том, что распространение Ислама в нашей стране началось с Дербента в 7 веке по григорианскому календарю, а окончательное объявление Ислама в качестве государственной религии произошло в Волжской Булгарии - первом исламском государстве в Восточной Европе. Слушатели, которых было более 40 человек, задавали волнующие их вопросы по истории и современному развитию Ислама.

Мечеть райцентра Базарный Карабулак в Саратовской области передана в собственность Духовному управлению мусульман Поволжья (ДУМП). Как сообщил Ислам.Ру  руководитель пресс-службы ДУМП Ахмед Махметов, делегация мусульман получила свидетельство на право собственности в местном БТИ на минувшей неделе.

Мечеть в Базарном Карабулаке действует с прошлого года. Местный имам Рустам Тугушев приобрел дом 2 года назад, сделал ремонт и открыл мечеть, которую теперь передал на баланс исламской организации.

Решение Советского суда Рязани, приговорившего Анатолия Климкина к шести годам и десяти месяцам лишения свободы за наезд на колонну курсантов, повлекший смерть семи военнослужащих, вызвало возмущение у председателя Духовного управления мусульман Кировской области (ДУМ КО) Абдуннура Камалутдина, — сообщает Ислам.Ру .

«Я считаю, что Министерство обороны относится к проблемам армии сквозь пальцы, ведь Климкин, по чьей вине убито семь защитников Отечества, получает по требованию государственного обвинителя всего-навсего шесть лет колонии общего режима, — сказал глава ДУМ КО. — Не у меня одного вызывает возмущение решение суда Рязани, согласно которому Климкин не имеет права водить техническое средство три года после отсидки. Это не приговор, это издевательство над родителями ребят».

«Среди погибших был и мой земляк, Эдуард Камалиев, родители которого проживают в поселке Вятские Поляны, поэтому я с особым вниманием следил за судебным процессом в надежде на справедливость, а не на глумливый приговор», - отметил А. Камалутдин.

По его мнению, российское общество и государственные органы обязаны вступаться за своих защитников - солдат и офицеров. «Иначе ни о каком авторитете армии речи быть не может», - заключил А. Камалутдин.

Подготовил Азат АХУНОВ

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/233/">ISLAMRF.RU: Мониторинг 21-27 мая 2007 года </a>