RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Фитное время

09.04.2008 15:04

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации за 31 марта – 6 апреля 2008 года

История с высказываниями сопредседателя муфтиев России Нафигуллы Аширова о сущности сионизма получила на прошлой неделе продолжение. Примирение Федерации еврейских общин России и Совета муфтиев России не остановило волну публикаций мнений экспертов, делавших порой самые далеко идущие выводы из этого конфликта.

В нескольких изданиях, в том числе в газете «Завтра» (№14 от 2 апреля) появилось совместное заявление Исламского комитета России и Союза мусульман России.

ИКР и Союз мусульман связывают кампанию по шельмованию муфтия с появлением в роли «избранного президента» фигуры Дмитрия Медведева. Последнее оживило выступление тех сил, которые «традиционно требуют в России особых курбетов и поклонов в адрес пресловутого "мирового сообщества"».

«Головокружение от успехов», которое испытывают сионисты, не чувствующие, что атмосфера начинает меняться в невыгодную для них сторону, заставляет их, по мнению авторов заявления, настаивать на том, что сионизм и евреи - это одно и то же: «Сионисты идут к своему Нюрнбергу и хотят утащить за собой в пропасть весь еврейский народ. Классический образчик фашистской ментальности».


Приложение к «Независимой газете» «НГ-Религии» опубликовало 2 апреля заметку Андрея Мельникова «Диалог религий в любой момент может перерасти в конфликт».

У автора создалось впечатление, что своими заклинаниями о мире и согласии между общинами конфессиональные лидеры на межрелигиозных форумах усыпляют бдительность россиян. Религиозные конфликты, вспыхивающие в разных частях планеты (а отношения между религиями в России, по мнению автора, лишь отражают глобальную картину противостояния цивилизаций), убеждают журналиста в правоте Сэмюэля Хантингтона.

А. Мельников полагает, что если бы не государство, которое сдерживает религиозных лидеров от открытого противостояния, «пожар межобщинных войн давно бы уже полыхал», поскольку противоречия религий носят догматический характер.

Ситуацию вокруг конфликта СМР и ФЕОР для «НГ-Религии» прокомментировал председатель Совета улемов России муфтий Фарид Салман (интервью под заголовком «Ослепление яростью. Сохранение межобщинного мира является обязанностью мусульманина, считает исламский богослов).

По мнению Ф. Салмана, на народном, общинном уровне позиция Н. Аширова не находит поддержки. Противостояние СМР и ФЕОР он связывает с планами «некоторых господ», решивших подключить Россию, в которой между мусульманами и иудеями «никогда не было осложнений или непонимания», к мировой тенденции усиления межобщинной конфликтности. Позицию ФЕОР председатель Совета улемов назвал адекватной и равноценной.


Сайт «IslamOnline.ru» опубликовал 31 марта комментарий ситуации вокруг конфликта между Советом муфтиев России и Федерацией еврейских общин председателя Духовного управления мусульман Карелии Висама Али Бардвила.

Муфтий выразил поддержку Н. Аширову. Он считает, что его мнение о сионизме как одной из форм фашизма – «чистая правда», а заявление ФЕОР о замораживании отношений с СМР является лишь способом воздействия на общественность.

В.-А. Бардвила беспокоит тот факт, что наши соотечественники (имеется в виду ФЕОР. – Р.Ш.) «готовы порвать с нами отношения из-за своей верности чужому государству»: «На мой взгляд, им следует определиться, кто они - россияне или израильтяне?»


Как сообщило 2 апреля ИА «Regions.Ru», в связи с заявлением муфтия Карелии состоялся телефонный разговор между главным раввином России Берлом Лазаром и председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином.


Председатель СМР заверил главного раввина России в том, что достигнутые договоренности остаются в силе, и Совет примет меры и сделает все возможное, чтобы подобные заявления больше не звучали. Позиция СМР была еще раз подтверждена в официальном письме его председателя Берлу Лазару.

Сложившаяся ситуация будет рассмотрена на ближайшем заседании Совета муфтиев России.


2 апреля Межрелигиозный совет России осудил высказывания муфтия Аширова о сионизме.

«Высказывания муфтия Аширова наносят вред религиозному миру и крайне опасны для межрелигиозного сотрудничества», - заявил журналистам по итогам заседания МСР глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Тем временем с позицией Н. Аширова солидаризировались руководитель Исламского просветительского центра Санкт-Петербурга Мохаммед Хенни (http://www.islamonline.ru/m/nov/?i=3145&j=54&PHPSESSID=b9f9f7a5c757b9f4d5652998f5934219) и руководитель Центра стратегических и этнополитических исследований, вице-президент Академии геополитических проблем, доктор политологии Деньга Халидов (http://www.islam.ru/pressclub/islamofobia/sporiniz/).


Сам Н. Аширов с общественным порицанием не согласился и своих слов назад не взял. 3 апреля он дал экспресс-интервью «Интерфаксу», в котором обвинил ФЕОР в провокации.

«Обвинять меня в ненависти к еврейскому народу или к иудаизму - это абсолютная ложь, это провокация со стороны ФЕОР, тех сил, которые белое красят в черное. Я очень люблю еврейский народ, но крайне негативно отношусь к агрессивной политике государства Израиль, - заявил муфтий. - Проблема заключается не в том, что я сказал, а в том, как Федерации еврейских общин это преподнесли. И на этой извращенной форме моего высказывания строятся все обвинения в мой адрес».

Он также считает, что Р.Гайнутдина ввели в заблуждение: «Я уверен, что он никогда не будет осуждать тех людей, которые осуждают преступления сионизма».

По мнению Н. Аширова, конфликта с ФЕОР и с КЕРООР у Совета муфтиев «в принципе не было и не могло быть, потому что они не должны были соотносить себя с преступлениями, которые совершаются в том или ином государстве».


На прошедшей неделе российские заинтересованные лица активно комментировали факт выхода в Интернет-свет антиисламского ролика ультраправого голландского парламентария Геерта Вилдерса «Фитна» («Смута»).

31 марта показ фильма, а также публикацию в ряде европейских СМИ карикатур на пророка Мухаммеда осудил МИД РФ.

В сообщении министерства фильм расценен как провокационный. МИД выразил сожаление, что «ряд западных представителей со ссылкой на превратно понимаемую «свободу слова и самовыражения» взяли голландца под защиту».


31 марта портал «Интерфакс-Религия» опубликовал комментарий к фильму «исламоведа» Романа Силантьева.

Р. Силантьев обратил внимание на российские аналоги неполиткорректной кинодокументалистики, которые, по его мнению, гораздо опаснее скандальной «Фитны». Так, в Рунете «на целом ряде сайтов мусульманской направленности выложен переведенный на русский язык фильм «Шииты и их преступления», который в наиболее резкой форме оскорбляет шиитов и фактически призывает к их уничтожению».

По словам «исламоведа», наиболее активно этот фильм распространяют лидеры Национальный организации русских мусульман.

«Фитна» же, по его мнению, выгодна прежде всего псевдоисламским экстремистам и радикалам, поскольку каждое исламофобское выступление приводит мусульман в лагерь непримиримых радикалов.


Более подробно свои соображения по данному вопросу Р. Силантьев изложил 31 марта на портале «Богослов.Ру» в статье «Новая европейская смута».

По его мнению, Вильдерс «всех обманул» - «Фитна» оказалась «сравнительно безобидным пятнадцатиминутным клипом, не содержащим ни кадров осквернения Корана, ни оскорблений в адрес ислама как такового. Такого рода поделки, направленные против «сионистов» и «крестоносцев», штампуются в мусульманских странах десятками, и особого внимания на них никто не обращает».

Р. Силантьев предполагает, что уже в ближайшее время «Фитна» будет дополнена реально оскорбительными для мусульман материалами и именно в таком виде продемонстрирована широким исламским массам, не имеющим доступа в Интернет.


31 марта Совет муфтиев России в своем заявлении поддержал инициативу генсека Организации Исламская конференция (ОИК) Экмеледдина Ихсаноглу, который призвал западные страны и ООН выработать законодательную базу, запрещающую осквернять религии.

 Поводом для этой инициативы послужил показ в Интернете «Фитны».


1 апреля порталу «Credo.Ru» демонстрацию «Фитны» в Интернете прокомментировал председатель КЕРООР раввин Зиновий Коган.

Вслед за ФЕОР эта еврейская организация решительно осудила фильм и назвала его провокацией и оскорблением мусульман, исламского образа жизни: «Мы поддерживаем наших мусульманских братьев и, на наш взгляд, тот, кто попытается распространять подобный фильм в России, должен будет за это ответить по закону о противодействии экстремизму».

Портал «Credo.Ru» предложил своим читателям ответить на вопрос: «Какова, с Вашей точки зрения, подлинная цель распространения антимусульманского фильма "Фитна"?» Выбрать один из предложенных вариантов ответа можно здесь .


Приложение к «Независимой газете» «НГ-Религии» опубликовало 2 апреля статью  Игоря Ротаря «Обратная сторона возрожденного ислама. Криминальные элементы не прочь называть себя "правоверными"».

В ней рассказывается об известных на постсоветском пространстве лицах, близких к миру криминала и объявлявших себя при этом правоверными мусульманами - например, о киргизском криминальном авторитете Рыспеке Акматбаеве.

Рассказывая о российских реалиях, И. Ротарь остановился на двух персонажах - лидере московской чеченской мафиозной группировки Хож-Ахмеде Нухаеве - во время первой войны в Чечне наиболее активном финансисте и поставщике оружия чеченскому сопротивлению, считавшем свою деятельность продолжением борьбы за независимость родной республики, и бывшем председателе Союза мусульман России, депутате Государственной Думы от Дагестана Надыре Хачилаеве, убитом киллерами в 2003 году. Автор отмечает, что последний в начале 90-х прошлого столетия был совершенно не известен в религиозном мире. И. Ротарь иллюстрирует несколько показной характер религиозности Н. Хачилаева тем, что когда он попытался поговорить с ним о целях созданного им Союза мусульман России, тот совершенно не заинтересовался этой темой – «Об этом в уставе написано!» – «зато с интересом стал обсуждать бои в Чечне».


Журнал «Русский репортер» опубликовал в №12 от 3 апреля репортаж Марины Ахмедовой из Дагестана под заголовком «Рассадник духовности».

К сожалению, репортаж из дербентского медресе «Бабуль-абваб» вышел довольно поверхностный и свелся в итоге к идее «Как я с шейхом дерзко спорила». Судя по всему, корреспондента в этой командировке тяготили попытки собеседников наставить ее на путь истинный.

М. Ахмедова пообщалась с ректором медресе Арифом-эфенди, имамом Джума-мечети Исамутдином, русским мусульманином Юсуфом (дважды произнесшим загадочное восклицание «Остоперла!». Возможно, это «Астагфирулла». – Р.Ш.) и, наконец, с шейхом Серажутдином Хурикским (журналист присутствовала в том числе на его встрече с мюридами).

Общение с последним - классика жанра диалога профана с посвященным. Поэтому не удивительно, что стороны друг друга, мягко говоря, не поняли.

Вот характерный фрагмент:

«- Почему в вашем медресе женщины живут столь изолированно? - спрашиваю я.

- Ой, Миша, - шейх с тяжелым вздохом поворачивается к фотокорреспонденту. - Мне с мужчиной легче бывает говорить. Хорошо хоть она в правильной одежде пришла, а то приехала одна тоже из Москвы… Голая… Я ей говорю: «Давай уходи отсюда, пожалуйста…»

- А ты мне не хихикай, - повышает на меня голос шейх. - Твое дело - мужу и детям служить, а не вопросы задавать… Ты что, хочешь, чтобы наши женщины пили и гуляли? Им не нужно плохое, запретное».


Петербургcкая интернет-газета «Фонтанка.ру» опубликовала 2 апреля заметку Алексея Михайлова ««Дело губернатора», или «Разговоры на кухне»».

В ней рассказывается о последнем дне судебных прений в городском суде Петербурга по делу о приготовлениях к посягательству на жизнь губернатора города Валентины Матвиенко.

Гособвинитель попытался опровергнуть линию защиты, которая настаивала на том, что их клиентов судят за «разговоры на кухне»: «Их план является по сути массовым убийством людей. И это зафиксировано на стенограммах. Они не предприняли никаких действий, которые можно интерпретировать как отказ от преступления». В ход пошел также жупел исламского терроризма: «Это наш с вами город и избавляться от грязи тоже нам – будь то русский национализм или исламский терроризм».

В своем последнем слове Подсудимый Равиль Муратов сказал, что ему было странно услышать обвинение в хладнокровном убийстве людей на своем любимом празднике Сабантуй, где появляются его родители и друзья. Подсудимые Тимур Саидгареев и Владислав Баранов также говорили о своей невиновности и просили присяжных их оправдать.


О том же заседании рассказывается в публикации ««Новой газеты» в Санкт-Петербурге» (№23 за 3-6 апреля) «Этот смутный объект сомнений. Индульгенция для террористов или сомнения в пользу подсудимых?»


Газета «Деловой Петербург» опубликовала 4 апреля заметку Артема Костюковского «Бизнес выше споров религий. Серия межрелигиозных конфликтов, взволновавшая в конце марта мировую общественность, не отразилась на отношении друг к другу бизнесменов, исповедующих различные религии».

Автор отмечает, что последние события, обострившие межконфессиональные отношения (высказывание сопредседателя Совета муфтиев России Нафигуллы Аширова об угрозе сионизма и распространение в Интернете фильма «Фитна»), на сотрудничестве бизнесменов разных вероисповеданий в Северной столице не сказались.

Опрошенные «ДП» эксперты подчеркнули, что конфессиональная принадлежность не является предметом распрей или ссор в деловых отношениях. Так, председатель Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины Марк Грубарг заверил «ДП», что «никаких конфликтов между исповедующими различные религии бизнесменами нет. Наоборот, думаю, верующие люди - неважно, о какой религии идет речь, - быстрее найдут общий язык друг с другом, им будет проще выстроить отношения».

Аналогичной точки зрения придерживается и бизнесмен, президент петербургской общественной организации «Общество Татарстан» Ринат Валиев: «Ни я, ни кто-то из моих знакомых предпринимателей-мусульман не слышал о конфликтах, произошедших между ними и, скажем, иудеями. В частных беседах, предполагаю, могут быть какие-то споры или дискуссии. Но они могут быть только между хорошо знакомыми людьми - вряд ли кто-то заведет речь об этом в ходе деловых переговоров».


ИА «Regions.Ru» 4 апреля опросил известных религиозных деятелей на предмет их отношения к дискуссии об отмене моратория на смертную казнь, спровоцированной волной преступлений на почве педофилии.

Член Общественной палаты Нижегородской области, главный редактор издательского дома «Медина» Дамир Мухетдинов высказался «скорее за» отмену моратория . Это мнение выработалось у него в результате долгих размышлений: «Дело в том, что в Коране Аллах отменил все виды смертной казни, но, с другой стороны, несколько позднее мусульманские богословы разработали свод законов - шариат, - который предусматривает смертную казнь за особо тяжкие преступления. Я пришел к выводу, что сейчас России не повредит отмена моратория на смертную казнь», - но только для особо тяжких преступлений и только в тех случаях, когда вина преступника абсолютно доказана.

Д. Мухетдинов полагает, что к полной отмене смертной казни нужно стремиться, но чтобы прийти к этому, России необходимо еще 10-15 лет: «Сейчас же, когда с телеэкранов льется пропаганда насилия, где герои убивают, грабят и насилуют, оставаясь положительными, можно ждать только вспышки насилия. А этому следует противостоять».

Муфтий Ростовской области Джафар Бикмаев в очередной раз заявил, что он «целиком и полностью за отмену моратория на смертную казнь для особо тяжких преступлений» . Он отметил, что этот вопрос обсуждался на встрече муфтиев ЮФО с полпредом президента в округе Григорием Рапотой 1 апреля. На ней муфтии единогласно высказались за отмену моратория для таких случаев.


Агентство политических новостей опубликовало 2 апреля статью Авраама Шмулевича ««Всем миром будут править мусульмане». Когда они слабы, они хитрят. Когда сильны — убивают».

По большому счету, она представляет собой своего рода ликбез в отношении некоторых мусульманских терминов («дар аль-ислам», «дар аль-харб», «джихад», «фэй», «зимми» и других).

По мысли А. Шмулевича, мусульмане понимают только язык силы. Лишь встретив достойное сопротивление, они меняют свою тактику подавления на режим приспособления. Так что для межконфессиональных отношений, по мнению «гиперсиониста», вполне подходят слова американского президента Теодора Рузвельта: «Говори мягко, но держи в руках большую дубинку».


Заявление директора ФСБ России, председателя Национального антитеррористического комитета Николая Патрушева, озвученное 31 марта на совещании с руководителями субъектов - главами антитеррористических комиссий Уральского федерального округа в Ханты-Мансийске, о том, что в настоящее время отмечаются попытки международных террористических организаций «Хизб ут-Тахрир» и Исламское движение Узбекистана перенести свою деятельность на территорию России, 3 апреля было прокомментировано «Ежедневным журналом».

Директор ФСБ заявил, что за последние два года в Тюменской и Челябинской области было выявлено свыше 80 членов этих организаций. Их деятельность пресечена.


Ирина Бороган опубликовала в «ЕЖ» статью «ФСБ презентовала новую угрозу из Центральной Азии».

По мнению автора, опасность, исходящая от этих организаций, для россиян на самом деле призрачная. Косвенно этот факт «подтвердил и сам Патрушев, смешав в одну кучу легальную на Западе, но запрещенную в России и Центральной Азии партию «Хизб-ут-Тахрир» и боевиков ИДУ, признанных террористами как в России, так и в США».

И. Бороган рассказывает о том, что собой представляют эти организации, каковы их история и современное положение. Существование ИДУ, в течение 15 лет действовавшего исключительно в странах Азии, в настоящее время находится под вопросом. «Какой интерес для боевиков, ослабленных многолетними войнами и прячущихся где-то в горах Пакистана, может представлять Ханты-Мансийский автономный округ, не очень понятно», - отмечает автор.

Точное число членов «Хизб-ут-Тахрир» в России (в нашей стране они появились в 2000-е годы, бежав от преследований режима Ислама Каримова) неизвестно, но независимые эксперты считают, что их сотни, а, может быть, тысячи, и в основном они сосредоточены в Поволжье. Обвинения, выдвигаемые против российских членов «Хизб-ут-Тахрир», так или иначе связаны с запросами Узбекистана.

И. Бороган полагает, что стращать россиян террористической угрозой для ФСБ дело выгодное, поскольку «у организации, получившей под борьбу с террористами огромные ресурсы, возникает проблема занятости. <…> Кроме того, объявление врагов Ислама Каримова нашими врагами, возможно, является условием для получения серьезных экономических преимуществ в Узбекистане».


Агентство религиозной информации «Благовест-инфо» опубликовало 2 апреля  репортаж Юлии Зайцевой с международной конференции «Религия и образование: российский и международный опыт», которая прошла в РРГУ 1 апреля.

На конференции начальник отдела по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования правительства РФ Андрей Себенцов рассказал, что из госбюджета РФ ежегодно выделяются немалые суммы для поддержки крупных религиозных организаций – мусульманских и РПЦ.

При этом последняя получает гораздо больше средств (по словам А. Себенцова, «в десятки и сотни раз»), поскольку у религиозных организаций «разная исходная ситуация»: «Если РПЦ на содержание памятников, которые ей переданы, сейчас отчисляются весьма значительные суммы (в этом году, например, 2,5 млрд. руб.), то мусульманам, в связи с тем, что у них памятников значительно меньше, такие деньги не попадают».

Чиновник рассказал также о том, каковы формы государственной поддержки мусульман (фонды; подготовка на базе светских вузов специалистов по истории и культуре ислама, направленных по рекомендациям ДУМов; создание интернет-ресурсов, призванных создавать и поддерживать положительный образ ислама).


Сайт «Ислам.Ру» опубликовал 31 марта интервью с историком и этнологом, составителем и ответственным редактором вышедшего недавно в свет энциклопедического словаря «Ислам в Москве» Дамиром Хайретдиновым под заголовком «Вернуть столице России ее историю».

Д. Хайретдинов рассказывает о том, как собиралась информация для этого издания (во многом методом «включенного наблюдения», т.е. зачастую авторы статьи либо сами являлись информаторами того или иного явления, которое происходило у них на глазах, либо опрашивали свидетелей); о мусульманской общине столицы и области (она многочисленна и сложна по своему этническому составу); об истории и развитии мусульманского элемента в Москве; о версиях истоков архитектуры собора Василия Блаженного и тюрко-мусульманских топонимах Москвы; о замалчивании и искажении золотоордынского периода в жизни Московского государства («Со времен Романовых Россия все пытается войти в объятия Европы, а для этого уже много столетий надеется «вытравить» азиатское, мусульманское прошлое. Потому-то мусульманская история Москвы была практически не изученной до наших дней»); о планах издательского дома «Медина» «проработать» все регионы России, чтобы в результате составить соответствующие региональные словарные тома; о сходствах и различиях московской мусульманской общины и общин других мировых мегаполисов (отличие, в частности, заключается в количестве мечетей - здесь Москва отстает от Лондона и Парижа «многократно»).


ИА «IslamNews» опубликовало 2 апреля заметку Лилии Мухамедьяровой «Первый учебник об исламе».

В ней рассказывается о вышедшем недавно учебнике, «Исламоведение» директора департамента геокультуры Института стратегических исследований Кавказа, переводчика смыслов Корана на русский язык Эльмира Кулиева, ректора РИУ Рафика Мухаметшина и других авторов. Л. Мухамедьярова характеризует его как «глубокий и обстоятельный светский рассказ о величайшей религии мира, не преступающий порог, за которым начинается проповедь».

Эльмир Кулиев рассказал ИА IslamNews, что, подбирая учебный материал, авторы учебника стремились помочь преподавателям найти ответы на важные вопросы, беспокоящие подростков, о смысле жизни и предназначении религии, о месте религиозных ценностей в современном обществе, о значимости межрелигиозного общения и диалога. Целая глава книги посвящена истории ислама в России, отдельные параграфы - взаимовлиянию культур мусульманских и христианских народов России, месту ислама в современном российском обществе, вопросу любви к Родине в исламе.

Отвечая на вопрос о необходимости преподавания основ религиозной культуры в общеобразовательных школах, ученый отметил, что саму религию и ее богословские основы преподавать в школе не стоит – это может привести к росту ксенофобных настроений и возникновению социальных конфликтов на этой почве.


«Кавказский узел» сообщил 4 апреля о прошедшем накануне в Северной Осетии круглом столе на тему «Религиозный экстремизм и этносепаратизм. Меры профилактики и противодействия».

В его работе приняли участие представители государственной и муниципальной власти, религиозных и общественных организаций республики, работники прокуратуры, депутаты парламента сотрудники института, журналисты федеральных и местных СМИ.

Докладчик, эксперт Комиссии по вопросам религии Эльбрус Сатцаев отметил, что государство боится открыто вмешиваться в деятельность религиозных организаций, а Центр неправильно оценивает ситуацию в регионах. Для решения обозначенной проблемы он предложил широко использовать опыт мусульманских стран.

Религиозные лидеры призвали общество к возрождению духовности. Так, муфтий Северной Осетии Али Евтеев полагает, что идеологию можно победить только идеологией, и «если вмешиваются правоохранительные органы, то это упущение духовных лидеров».

Подготовил Рустам ШАКИРОВ

09.04.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/2397/">ISLAMRF.RU: Фитное время</a>