RSS | PDA | Архив   Воскресенье 5 Май 2024 | 1433 х.
 

Получите салфетки с мечетью Кул Шариф!

05.06.2008 10:57

Обзор региональных мусульманских и национальных СМИ РФ за 9–15 мая 2008 года

мечеть Кул Шариф в КазаниВ последнее время много говорят и пишут о работе курсов по изучению Ислама, которые действуют для незрячих при казанской мечети «Сулейман». Они уже вышли за рамки татарстанского масштаба, и сейчас там обучаются незрячие мусульмане с разных концов России, и даже поступают заявки из-за рубежа.

Лейсира Фазлыева, автор материала опубликованного в газете «Безнен гэжит» посетила эти курсы и рассказала о повседневной жизни учеников и учителей (Фазлыева Л. Сукыр килеш тэ Коръэн укып булла // Безнен гэжит, 2008. – 14 май).

Интересна судьба одного из преподавателей курсов – Марселя-остаза. Несмотря на свою слепоту, он уже в 14-летнем возрасте начал читать намаз и с тех пор идет по пути Ислама: учился в медресе, Российском исламском университете, повышал религиозные знания в Турции и Египте.

На курсах обучают читать Коран по Брайлю (соответствующей литературой обеспечила Саудовская Аравия), а также на компьютере, на котором установлена специальная программа «Джавс».

Среди слушателей курсов есть слепые с детства, а также такие, кто лишился зрения уже в пожилом возрасте. Например, Венера Халиуллина научилась читать Корана в 70-летнем возрасте, но не глазами, а кончиками пальцев. «Не было никаких трудностей, — говорит она. – Я обращалась к Аллаху с просьбой, чтобы он не лишил меня этого богатства, о котором я не знала раньше. И эти знания сверкают теперь передо мной как серебро». И в самом деле, в современном обществе, в котором слепые оказались никому не нужными, это, наверное, единственное место в Казани, да и в Татарстане в целом, где незрячие могут почувствовать себя востребованными, а не людьми второго сорта.

Что только не происходит в нашем диком материалистическом обществе, в котором духовность отодвинута на второй план! Об одном таком своем потрясении пишет в газету «Шахри Казан» известная татарская поэтесса Нажиба Сафина (Сафина Н. Ниткэн мэнсезлек бу? // Шэhри Казан, 2008. – 13 май).

Недавно она участвовала во встрече, в одной из казанских татарских гимназий. После мероприятия всех усадили за стол, принесли и салфетки, на которых были изображены … мечеть Кул Шариф и башня Сююмбике.

«Я лишилась дара речи, когда увидела это, — пишет она. – Получается, что мы должны вытирать свои испачканные едой рты и руки символами, которые на протяжении веков считались святыми для нашей нации. Которые хранят память о наших предках, сложивших голову за свободу своего народа».

«Мой мозг неустанно сверлит один вопрос, — продолжает она. – Кто изготовил этот ужасный товар? Или это идея нашего татарина, голова которого затуманена быстрой наживой, или представителя иной нации, который преследовал определенные цели?».

«Кто их разбудит?» - таким вопросом задается в пятничном номере газеты «Шахри Казан» Зуфар-хазрат Тахавиев (Тэхэви З. Кем уятыр? // Шэhри Казан, 2008. – 9 май). Речь идет о том, почему татары с такой неохотой возвращаются к своим корням, своей исконной религии. Вначале он описывает радости современной жизни: нет войн и разрушений, все обуты и одеты, в деревенские дома проведен газ, нет необходимости тяжело трудиться – мясо и молоко можно купить за деньги, пенсию приносят вовремя. «Короче говоря, живем богато, в довольстве», - пишет он.

Конечно, относительно описанных хазратом благ можно и поспорить, ведь вовремя приходящей пенсии многим хватает лишь на хлеб и молоко, а о мясе и говорить не приходится. Но это, как говорится, дела материальные, а не духовные.

Дело не в этом. Хазрат вспоминает, что в самые тяжелые, голодные годы народ был более религиозным: держал уразу, не пропускал обязательных намазов. «А сегодняшние татары никак не могут оторваться от харама, водки и прелюбодеяния и вернуться к своей исконной религии», - пишет он.

И что только он не пытался делать в этом отношении у себя в районе: рассылал рекламные листовки «Бесплатно обучаю чтению Корана», стремился лично, на месте проповедовать исламские ценности, но народ не внимал слову и при первой возможности старался избавиться от него «как от назойливой мухи». А на призывы посещать курсы по изучению Корана не откликнулся ни один человек.

В завершении своей статьи хазрат задает риторический вопрос: «Кажется, что мы спим на ходу. Не знаю, когда мы проснемся. И кто сможет разбудить нас? И кто сможет дать ответы на эти вопросы?».

Российские мусульмане не использовали возможностей, которые предоставлялись им в течение 20 лет: возможностей к развитию, объединению, активной работе в созидательном направлении, интенсивному развитию религиозного образования, повышению своего общекультурного уровня, отстаиванию своих прав, считает руководитель аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области, ректор Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова Дамир Мухетдинов.

По его мнению, вследствие раздробленности мусульманского духовенства Ислам и не рассматривается как серьезный стратегический игрок на государственном уровне, а именно это привело к тому, что политические лидеры не рассматривают мусульманское сообщество как часть общества, на которую можно опереться, чего не скажешь об РПЦ.

«Д. Медведев, и это вполне естественно, намерен опираться на тот институт, который более монолитен, устойчив, един, в котором меньше разногласий», - заявил Мухетдинов в интервью Ислам.ру относительно того, что в день инаугурации 7 мая новый президент России Дмитрий Медведев в Благовещенском соборе Кремля, где патриарх Алексий II отслужил молебен по случаю его вступления в должность «На начало доброго дела», заявил, что «те особые доверительные отношения, которые есть с Русской православной церковью, сохранятся и будут развиваться на благо Отчизны».

Журналисты задались вопросом, не ставятся ли неправославные религии  в положение «младших братьев» в условиях такого своеобразного «конкордата» государственной власти с РПЦ.

Не стоит это высказывание ставить в вину президенту и в вину РПЦ, следует поставить это в вину мусульманам, — заявил Д.Мухетдинов. — российское исламское сообщество погрязло во лжи, уничтожении друг друга, междоусобицах. Мы не в состоянии отстоять права имамов, как это было, к примеру, с Саидом Байбуриным, защитить право на чтение религиозной литературы, как это происходит с запретом книг по Исламу.

Если не произойдет консолидации в исламской среде, будут внесены изменения в Конституцию, и Православие будет определено как основная религия, а другие - просто как имеющие право на существование, «терпимые», считает ректор исламского института.

В канун празднования очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне было совершено осквернение могил в мусульманской части Ново-Сормовского кладбища Н. Новгорода. 9 мая люди, пришедшие навестить могилы близких, обнаружили, что несколько надгробных памятников, поставленных у могил мусульман, облиты черной краской, сообщает сайт «Ислам в Нижнем Новгороде». Есть среди оскверненных памятников, и памятник, установленный у могилы ветерана Великой Отечественной войны.

Кладбище в 7-м микрорайоне Нижнего Новгорода, где был совершен акт вандализма, является самым крупным в городе местом захоронения татар. В духовном управлении мусульман Нижегородской области считают, что осквернение могил именно в канун Дня Победы над фашизмом было совершено преднамеренно. «От лица нижегородских мусульман хочу выразить глубокую озабоченность случившимся, — отмечает зам. директора мусульманской ритуальной службы «Зиярат» Али-хазрат Алиев. — К сожалению, подобные акты вандализма на кладбищах, нападения на мечети, синагоги и православные храмы не прекращаются несмотря на призывы к веротерпимости и речи о недопустимости розни по национальному или религиозному признаку в нашем многонациональном и многоконфессиональном государстве. А то, что подобное произошло в канун Дня Победы — праздника, который для многих поколений уже символизирует единение в борьбе за общее благо, удручает. Среди нас все меньше свидетелей участников той войны, и все глубже пускают корни ксенофобия и даже нацизм. Получается, что мы, наследники Победы 1945 года, не смогли удержать все ее достижения. Астахфирулла!»

Как отмечается в сообщении, это уже второе за неделю осквернение могил на городских кладбищах. В первых числах мая в Нижнем Новгороде неизвестные вандалы осквернили памятник погибшим от фашистских бомб на Бугровском кладбище. Тогда хулиганы черной и красной красками сделали латиницей надпись на памятнике.

В настоящее время по факту вандализма проводится расследование, личности подозреваемых пока не установлены.

9 мая в деревне Тукай Спасского района Нижегородской области, состоялось торжественное мероприятие по случаю юбилея мечети и завершения ее капитального ремонта, передает сайт «Нижгар.ру».

Инициатором реставрации храма и организатором настоящего праздника для тукаевцев выступил Мустафа Фатыхов. Его идею поддержали многие предприниматели выходцы из деревни: Ренат Ганеев, Хамзя и Айся Бакасовы, Хасян и Альфия Фазулхановы, Рамиль Абганеев, Халит Мустафин,  Хамзя и Хайдар Фатиховы, транспортную поддержку оказал Халит Сафин. Никто из жителей  деревни и выходцев из нее не остался в стороне, в течение нескольких месяцев тукаевцы сплотились и принимали посильное участие в ремонтных работах.

В этот день во дворе обновленной мечети было совершено жертвоприношение — Назр-курбан. Состоялось торжественное открытие мемориальной доски, увековечивающей имена людей, принявших участие в строительстве мечети. От имени ДУМНО и мечети деревни Тукай тем, кто участвовал  в реставрации храма, а также всем пожилым людям были преподнесены ценные подарки. Первоначально, планируя праздник, организаторы хотели уделить внимание ветеранам ВОВ, но в последствие узнали, что в Тукае не осталось ни одного свидетеля войны и  решили, что будет справедливо проявить заботу и воздать дань уважения пожилым людям.

Все без исключения женщины приняли участие в приготовлении праздничного обеда, который стал достойным завершением благородного и радостного праздника. Те, кому посчастливилось побывать в этот день в Тукае могли наблюдать всеобщее ликование, видеть счастливых людей, отметивших, что подобного мероприятия в этих краях еще не было и он надолго запомнится жителям.

Об этом же мероприятии пишет и газета «Мишар доньясы», которая также отмечает, что «этот день стал настоящим праздником для жителей деревни и ее гостей».

12 мая в конференц-зале Духовного управления мусульман РТ состоялось очередное заседание Совета казыев Татарстана. На повестке дня обсуждался ряд текущих вопросов, результаты обсуждения которых в ближайшее время будут опубликованы в прессе.

Главный же вопрос, который был поднят на обсуждение - подготовка расписания намазов, специально разработанного для каждого города или районного центра Татарстана. Для этого уже ведутся переговоры с Казанской обсерваторией о предоставлении необходимых научных данных, которые послужат базовой информацией для составления расписания.

Причиной этого решения явилось отсутствие на сегодняшний день подобного расписания, которое учитывало бы месторасположение мелких городов и селений, от которого напрямую зависит время наступления того или иного намаза.

Следующее заседание состоится 4 августа. К этому времени уже будет разработан проект расписания намазов для утверждения Казыятом.

19 мая Гусман-хазрат Исхаков провел встречу с руководством Благотворительного фонда «Июль», который в последнее время провел ряд акций совместно с отделом благотворительности ДУМ РТ, говорится на сайте казанской мечети «Сулейман». На встрече также присутствовали заместитель муфтия по благотворительным вопросам Илдар-хазрат Баязитов и имам мечети Кул Шариф Рамиль-хазрат Юнусов.

Первым делом муфтий Татарстана поблагодарил руководство фонда за помощь в организации благотворительных обедов в 8 мечетях города, где в общем количестве были накормлены 2 тыс. человек.

Также в ходе встречи обсуждались вопросы и о дальнейшем сотрудничестве, в частности, о проведении в Казани второго конкурса азана и чемпионата по футболу среди мечетей Казани.

13 мая в Тетюшском районе Татарстана общественная организация Союз мусульманок Татарстана (СМТ) инициировала встречу с прихожанами села Байрашево. На встрече обсуждались вопросы возрождения духовности, воспитания детей в духе исламских ценностей, проблемы укрепления роли семьи в жизни общества. Перед жителями села выступили председатель СМТ Наиля-ханум Зиганшина и председатель Совета наставниц СМТ Рашида-абыстай Исхакова.

На встрече также присутствовал Руководитель Центрального аппарата ДУМ РТ Ильяс-хазрат Зиганшин.

По окончании заседания гости ответили на многочисленные вопросы жителей по интересующим их вопросам.

12-14 мая в Рязанском государственном университете прошло выездное рабочее заседание Учебно-методического объединения по специальности «Теология». В заседании участвовали представители кафедр, отделений и факультетов теологии, получивших государственную аккредитацию. В настоящее время теологические кафедры, отделения и факультеты открыты более чем в 40 вузах страны.

Участников заседания приветствовала ректор Рязанского государственного университета Ирина Михайловна Шеина: "Мы рассматриваем теологическое образование как фактор противостояния ложным ценностям масс-культуры, фактор достижения взаимопонимания, преодоления ошибочных стереотипов – при этом отстаиваем собственные духовные ценности".

Председателем заседания был ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев. Со стороны мусульман в обсуждении участвовали ректор Московского исламского университета Марат-хазрат Муртазин, декан теологического факультета Российского исламского университета Саид Дамир Шагавиев и другие.

На заседании обсуждались формулировки положений стандарта по теологии третьего поколения, структура новой программы подготовки бакалавров и магистров по теологии. Новый проект стандарта отличается универсальностью, гибкостью и по праву считается поликонфессиональным. Он единый для всех традиционных конфессий, но предоставляет больше свободы и творчества для вузов за счет своей обширной вариативной части. Например, РИУ получит возможность включить в программу теологов больше исламских дисциплин. По новому стандарту дидактические единицы в академических часах будут аннулированы, а вместо них будет учитываться трудоемкость в учетных единицах. Исламские дисциплины будут содержаться в профессиональном цикле проектируемого стандарта, причем каждый вуз, выпускающий исламских теологов, может предложить свой перечень таких дисциплин в рамках модулей базовой части и вариативной части цикла. Например, в модуле «Фундаментальная теология конфессии» РИУ представит следующие дисциплины: исламское вероучение, религиозные секты ислама, методология исламского призыва и т.п.

В завершении  участники заседания утвердили проект будущего стандарта, который окончательно будет утверждаться на следующем заседании УМО в начале июня 2008 г. в Москве. Осенью проект должен быть представлен на обсуждение правительственной комиссии.

15 мая в исполкоме Всемирного конгресса татар состоялось совещание по вопросам проведения ежегодного посещения Святого Булгара, сообщает сайт Центра исламской культуры «Иман». Как известно, это мероприятие проводят 4 соорганизатора: ВКТ, ЦДУМ, СМР и ДУМРТ. В работе совещания принял участие руководитель ВКТ Ринат Закиров, от ЦДУМ прибыл муфтий Ульяновской области Савбян-хазрат Сулейманов, от ДУМРТ был Ильяс-хазрат Зиганшин, от Кабмина начальник отдела М.Ф.Заббаров, а также глава Спасского района К.Нугаев. В итоге было решено провести посещение 14 июня, из Казани будут организованы автобусы и метеоры. В целом была согласована программа проведения мероприятия.

Этот же ресурс передает, что на этой неделе из малого паломничества (умры) вернулась группа казанских паломников, состоящей из 22 человек. Выезд этой группы был организован "Хизмет-туром". По словам паломников путешествие прошло на высоком качественном уровне, были посещены все памятные места, связанные с историей Ислама, с жизнью Пророка (САВ).

Квота на совершение хаджа в текущем году, установленная Саудовской Аравией для России, составляет 20,5 тыс. мест. Об этом со ссылкой на председателя Духовного управления мусульман Татарстана Гусмана-хазрата Исхакова сообщает  Росбалт, которое цитирует ИА «Татар-информ».

По его словам, такая договоренность достигнута в ходе завершившейся встречи в Мекке российской делегации с министром по делам хаджа Саудовской Аравии Аль-Фариси. В российской делегации он был представителем от Совета муфтиев России.

Сокращение вызвано тем, что в Мекке, по словам министра Аль-Фариси, сложилась непростая ситуация. В районе мечети Аль-Масджид аль-Харам, центре священнодействия мусульман, развернулось крупное строительство, сносятся старые гостиницы, жилые дома. Поэтому возникли сложности с жильем, и квоты для хаджа всем мусульманским странам сокращены. России предполагалось выделить только 16 тыс. мест, но, учитывая, что наши мусульмане в годы советской власти не могли выезжать на священные земли, нам предоставили льготу, добавил Исхаков.

В связи с сокращением гостиниц, проживание каждого паломника, по его словам, с 1,5 тыс. реалов в этом году подорожало до 2,5 тыс. реалов, или 16,7 тыс. рублей.

К тому же в палатках в долине Мина, где мусульмане проживают в течение 5 суток, каждому российскому паломнику в этом году предоставляется место в 1,5 кв.м, вместо прежних 1,1 кв.м.

Также стали дороже и международные авиаперевозки. В целом путевка подорожает на 13-15 тыс. руб. В минувшем году она в зависимости от вида транспорта стоила 60-70 тыс. руб.

15 мая в интернет-студии агентства «Татар-информ» прошла видеоконференция в режиме он-лайн с участием Чрезвычайного и Полномочного посла Государства Израиль в РФ Анны Азари.

По ее словам, Казань она решила посетить с того самого дня, когда стала послом. «Для меня лично Татарстан является замечательным примером того места, где хорошо живут люди самых разных конфессий. Мне всегда казалось, что в вашей республике можно развивать религию, свои традиции и возвращаться к своей истории без появления радикализма. На Ближнем Востоке тоже так. Сегодня раздел идет не между израильтянами и арабами, так как это было раньше, а между толерантностью, нормальными странами и движениями, которые хотят строить нормальную жизнь для себя, и - с другой стороны - экстремизмом. Эта борьба уже не в руках израильтян, очень многие мусульманские страны хотят жить нормальной толерантной жизнью, и Татарстан в этом смысле является примером. У вас все национальности уживаются в рамках одного Кремля», - подчеркнула Анна Азари.

В рамках 2-дневного визита в Казань госпожа Азари посетила муфтият республики и синагогу, пообщалась с руководством республики и города, а также с членами еврейской общины.

«Посещение муфтията было данью уважения толерантности. Мы не верим в войну цивилизаций, и не собираемся воевать ни с какими религиями. Мы стараемся поддерживать хорошие отношения и с христианством, и с исламом. В Татарстане та атмосфера, которую мы хотели бы видеть всюду и у себя в том числе. Иерусалим – это столица трех религий, поэтому мы должны дать возможность развития всем трем конфессиям. Иначе это будет провалом собственных идей. Мы государство, которое 60 лет назад декларировало, что открыто для всех», - отметила она.

13 мая в г. Уфа при Центральном Духовном управлении мусульман прошла встреча муфтия Чувашской республики Альбира Крганова с муфтием Талгатом Таджуддином. Обсуждались планы действий праздничных мероприятий на текущий год.

Противодействие распространению ваххабизма и экстремистских идеологий стало лейтмотивом пресс-конференции, прошедшей 14 мая в агентстве "Башинформ".

На вопросы журналистов отвечали известный исследователь арабо-мусульманской философии и суфизма, доктор философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН Ильшат Насыров и заведующий отделением литературоведения Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, кандидат филологических наук Минлегали Надергулов.

— Ваххабизм опасен тем, что он разрушает основы ислама как религии, - заявил Ильшат Насыров. - Ваххабиты выступают за то, что ислам монолитен, но это несовместимо с духом ислама.

Он отметил, что согласно самому мусульманскому вероучению, Ислам не является какой-то новой религией - истины Ислама уже дважды провозглашались через иудаизм и христианство. И миссия пророка Мухаммеда (САВ), как он сам о ней говорил, заключалась в восстановлении единобожия. Это, по словам Ильшата Насырова, и обуславливает внутренне присущую исламу веротерпимость. Поэтому в этой религии не может быть никаких оснований для того, чтобы делить мусульман на "правильных" и "неправильных", как это делают фундаменталисты.

Ваххабизм - это одно из проявлений исламского фундаментализма. Его сторонники призывают отказаться от изменений, произошедших в жизни мусульман в пользу, как они говорят, истинного ислама времен пророка Мухаммеда (САВ) и первых трех поколений мусульман. Ильшат Насыров заметил, что внешне идеи ваххабитов звучат привлекательно, поскольку ваххабиты выступают за незыблемость основ исламского вероучения, защищают догмат о единобожии, выступают против нововведений и требуют восстановления идеалов раннемусульманской общины. Но вместе с тем, заметил он, ваххабизм подрывает основы мусульманской религии.

Распространение же ваххабизма, по его словам, возможно в тех частях мира, где население попросту неграмотно и не знает основ своей религии. Ильшат Насыров рассказал, что за время учебы в университете короля Сауда (Королевство Саудовская Аравия) ему неоднократно приходилось слышать от представителей исламистских организаций, что им легко работать в России, потому что здесь Ислам находится в плачевном состоянии. Они признавали, что в других частях мусульманского мира, где есть сильные богословы и распространена религиозная просвещенность среди населения, вести пропаганду своих идей очень трудно.

— Опасность ваххабизма именно в том, что он делает упор именно на невежестве, — сказал ученый. — И по сути, ваххабизм — это отрицание исламских принципов, подрыв многих устоев ислама. В частности, есть внешние и внутренние факторы веротерпимости в исламе, а ваххабизм выступает против них, проводя политику такфира — то есть обвинения в вероотступничестве мусульман, чего вообще не должно быть в исламе.

15 мая состоялось очередное заседание президиума Бардымского мухтасибата Пермского муфтията. Руководитель мухтасибата имам-мухтасиб Марат-хазрат Музафаров вкратце рассказал о результатах работы за истекший период и изложил планы работы мухтасибата на ближайшее время.

Из планов мухтасибата следует особо выделить вопросы продолжения строительства Соборной мечети района, расширения и реконструкции мечети в с.Елпачиха, проведение III краевого конкурса чтецов Корана (намечено на 12 июня) и продолжение выпуска газеты «Нурлы Барда».

В работе президиума мухтасибата участие приняли муфтий Пермского края Мухаммедгали-хазрат Хузин и ИО главы администрации Бардымского муниципального района С.Н.Назин.

В этот же день в резиденции Пермского муфтията прошло рабочее совещание по вопросам строительства Соборной мечети в г.Губаха.

Строительство Соборной мечети ведет фонд «Ихсан», руководителем которого избран Рашид Саидович Шакиров, являющийся заместителем генерального директора ОАО «Метафракс» и председателем Земского Собрания. За короткое время Фонд смог завершить в полном объеме проектно-изыскательские работы с созданием совершенного нового индивидуального проекта будущей Соборной мечети. На сегодня уже подготовлена рабочая площадка и ведутся фундаментные работы. Мечеть будет состоять одноэтажной с цокольным этажом и одним минаретом. Консультировал губахинских проектантов известный в Прикамье архитектор, автор уже нескольких мечетей Р.З.Якупов.

Инициатива муфтията и мусульман г.Губахи была горячо поддержана председателем Совета директоров ОАО «Метафракс», депутатом Законодательского Собрания Пермского края Арменом Гарсляном и генеральным директором объединения, депутатом Законодательного Собрания Пермского края Владимиром Даутом.

Попечители мусульман восточных регионов края планируют уже в текущем году сдать объект под ключ. Муфтий края Мухаммедгали-хазрат Хузин сердечно поблагодарил руководителя Фонда Рашида Шакирова и руководство объединения «Метафракс» за большие и бескорыстные труды по созданию в регионе уникального мусульманского комплекса.

 

Подготовил Азат АХУНОВ

 

05.06.2008

 

Ссылки по теме:

04-06-08 Борьба с осквернителями святынь в Нижегородской области остается частным делом национальных общин

Мусульмане возмущены осквернением могил трёх православных священников в Уфе!

20-05-08 Исполняющим обязанности первого заместителя ДУМ РТ избран имам-хатыб мечети Кул Шариф Рамиль Юнусов

15-05-08 Дамир Мухетдинов: Мусульмане не использовали возможностей объединению и развитию, которые предоставлялись в течение 20 лет

Архитектор Айвар Саттаров: Культовая архитектура – это проявление высшей точки таланта архитектора, а вся история архитектуры – это история храмостроительства

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/3146/">ISLAMRF.RU: Получите салфетки с мечетью Кул Шариф!</a>