RSS | PDA | Архив   Суббота 27 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Остановка по требованию

16.07.2008 11:18

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации за 23-29 июня 2008 года


На прошедшей неделе большого шума наделало выступление
председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, в котором он
сформулировал пять требований к руководству страны, многими расцененные как
ультиматум.

 


 

24 июня в информационном агентстве
«Росбалт» прошла
пресс-конференция на тему «Есть ли будущее у мусульман в России?» с участием
Гейдара Джемаля, а также лидера общественного движения «За права человека»
Магомеда Хазбиева и адвоката коллегии адвокатов «Инфра-Юр» Мусы Плиева.

 

Г. Джемаль сформулировал пять требований, которые Исламский
комитет намерен выдвинуть в адрес российской власти. Это – обеспечение свободы
выборов в республиках с титульным мусульманским населением, пересмотр множества
уголовных дел против мусульманских активистов, снятие запрета на исламскую
литературу, допущение мусульман в политическую жизнь России и в средства
массовой информации.

 

Председатель ИКР сообщил также, что его сторонники хотели
бы возродить Союз мусульман России (напомним, в 90-х годах его руководителем был
небезызвестный Надир Хачилаев).

 


 

По сообщению
«Эха Москвы» от 25 июня, обращение Г. Джемаля
содержит множество тревожных предупреждений, самое грозное из которых: если
дискриминация исламского населения России не прекратится, то дело может дойти до
кровопролития.

 

В письме в адрес российского руководства Исламский комитет
уличает власти в двойных стандартах. С одной стороны – чиновники охотно созывают
исламские конференции, с другой – продолжают притеснения. Поспособствовать
выходу из этого противоречия российские мусульмане предлагают новому президенту
РФ. Что касается ушедшего президента Путина, то приписываемая ему победа над
исламским вооруженным сопротивлением на Кавказе в письме называется неправдой.
По мнению ИКР, сопротивление притесняемых последователей ислама крепнет и
приобретает все новые формы.

 


 

В интервью
«Эху Москвы» 25 июня Гейдар Джемаль заметил, в
настоящее время «максимально обозначается последний порог, при котором еще можно
интегрировать мусульман в общественную жизнь России, потому что их статус
граждан второго сорта ведет к расколу общества».

 

Он подчеркнул, что нынешнее положение мусульман в России
спровоцировано прежде всего группой силовиков в российском руководстве. На них
же, по мнению Джемаля, лежит ответственность за то, что происходит на Северном
Кавказе.

 


 


«Московский комсомолец» опубликовал 24 июня заметку Михаила Иванова-Бубича «Мусульманский ультиматум Кремлю».

 

В ней передаются фрагменты заявлений Г. Джемаля на
пресс-конференции, касающиеся высшего руководства страны. Так, по его словам, в
последние годы в России идет активный поиск внутреннего врага, на роль которого
российские спецслужбы выбрали мусульман: «После 11 сентября был объявлен
крестовый поход на ислам. Путин выбрал союз с Америкой против ислама как
гарантию возвращения России статуса мировой державы».

 

Кремль ведет сегодня политику двойных стандартов по
отношению к мусульманам. Для мусульман за пределами страны создается имидж
России, повернутой лицом к ОИК, ШОС, а внутри «идет жесткое отрабатывание
доктрины внутреннего врага».

 


 

Информационный портал
«Новые Хроники» опубликовал 25 июня
под рубрикой «Записки главного редактора» заметку Егора Холмогорова под
заголовком «Зов некроманта».

 

В ней комментируются требования Г. Джемаля. «Что за
требования? – задается вопросом Е. Холмогоров. - Да так, ничего необычного».

 

Что касается допущения мусульман в политическую жизнь, то
главред «НХ» толкует его как разрешение создания «некой политлоббисткой мафии,
которая от имени мусульман России будет гнобить и курощать (по всей видимости,
укрощать. – Р.Ш.) всех – и православных, и атеистов и простых агностиков».

 

Свободные выборы в мусульманских регионах России будут
означать «восстановление системы ханств, поскольку цену этим свободным выборам
мы прекрасно знаем».

 

Допуск мусульман к СМИ – все то же «создание всех гнобящей
мусульманской мафии».

 

Пересмотр политических дел – «речь идет об очередной волне
амнистий и реабилитаций боевиков, которая и так уже носит совершенно неприличный
характер, когда за участие в бандформированиях только что орден «За заслуги
перед Отечеством» не выдают».

 

Обратившись к требованию прекращения практики запрета на
мусульманские книги, Е. Холмогоров явно подставился, отметив, что, насколько ему
известно, в официальном перечне запрещенных в России экстремистских книг
значатся «только современные ваххабитские брошюры».

 

Апелляции к либерализму Медведева он назвал нелепыми,
поскольку, «даже если бы эта политическая мифологема имела бы отношение к
действительности, самое дурацкое, что можно было бы придумать, - это помогать
«силовикам» такими абсурдистскими апелляциями к Медведеву и подтверждать
справедливость тезиса, что страну надо держать в узде». И кроме того, Медведев
уже ясно обозначил свою политическую программу – она «значительно более
националистическая и экспансионистская, чем то, что можно было ожидать от
кого-либо».

 

Что касается самого Г. Джемаля, то здесь Е. Холмогоров
высказывается однозначно – место ему в тюрьме, за его «экстремистскую
деятельность 1999 года, когда газеты с провокационными статьями Джемаля массово
завозились в Дагестан и рассылались из захваченных басаевскими отрядами горных
селений».

 


 

25 июня на радио
«Эхо Москвы» требования Г. Джемаля
прокомментировал в своем «Особом мнении» главный редактор газеты «Завтра»
Александр Проханов.

 

А. Проханов не склонен считать эти требования ультиматумом,
поскольку Гейдар Джемаль (которого он, к слову, ценит очень высоко – «он пророк,
он профет, он трибун, он кафедральный мыслитель и проповедник») - «очень
индивидуальный человек, за ним нет гигантских армий».

 

В отличие от жесткого и нелицеприятного Джемаля, российская
умма в целом – это «спокойная, дремлющая, в ней не происходит ничего взрывного.
Есть отдельные точки, вспышки этих протестных явлений». Конфликт же между
исламом и православием не достигает «таких чрезвычайно открытых степеней». То
есть мнение о том, что на мусульман в России оказывается такое жесткое давление,
является преувеличением.

 


 

Еженедельник
«Черновик» опубликовал 27 июня заметку Тимура Мустафаева «Неспокойные выходные».

 

В ней представлен «обзор» событий очередного неспокойного
периода в жизни Дагестана. Последняя неделя ознаменовалась целым рядом терактов
в отношении работников правоохранительных органов - обстрел
контрольно-заградительного поста в Сулейман-Стальском районе 19 июня (по
некоторым данным, в перестрелке участвовал лидер дагестанского подполья Эльгар
Малачиев); обстрел наряда милиции в Хасавюрте 20 июня; подрыв автомобиля «Урал»
102-й бригады ВВ МВД РФ 21 июня в Карабудахкентском районе и др.

 

А 23 июня было совершено покушение на начальника
Буйнакского ГОВД полковника Магомедарипа Алиева, в результате которого он был
убит.

 


 

Более подробно об этом
убийстве рассказывается в заметке
«Черновика»

от 27 июня «Приговорен «джамаатом»?» (авторы - Руслан Магомедов, Тимур
Мустафаев).

 

М. Алиев, непримиримый борец с ваххабитами и им
сочувствующими, давно был занесен подпольем в «черный список». Это покушение
стало последним из целой череды покушений на него. В качестве основной версии
убийства следствие однозначно называет его профессиональную деятельность.

 

Полковник был приверженцем тариката, последователем идей
шейха Саида-афанди Чиркеевского. Саид-афанди принял решение похоронить Алиева в
селении Верхнее Казанище, рядом с могилами суфийских устазов.

 

Помимо руководства Буйнакским ГОВД, Алиев держал под
наблюдением оперативную обстановку в таких неблагонадежных в террористическом
плане регионах, как Кизилюрт и Кизилюртовский район, Унцукульская зона. Именно
Алиев занимался поисками лидера дагестанского экстремистского подполья Раппани
Халилова, убитого силовиками в сентябре 2007 года, а также Бамматхана Шейхова и
группы Хизри Мамаева.

 

Отмечается, что зона, входившая в сферу ответственности
Буйнакского ГОВД, дала наибольшее число пополнивших ряды «лесных», а сам
буйнакский «джамаат» стал самым мощным и грозным подпольем в республике.

 


 

Убийство М. Алиева прокомментировала 28 июня в свой
передаче «Код доступа» на «Эхе Москвы» и Юлия Латынина.

 

Журналист, которая была лично знакома с убитым,
рассказывает историю прошлых покушений на этого «очень храброго человека», а
также о методах его работы.

 

М. Алиев по-своему способствовал организации буйнакского
джамаата. Жена лидера этого джамаата Бамматхана Шейхова в свое время
рассказывала Ю. Латыниной, что члены будущей подпольной группы перезнакомились в
комнате, в которую Алиев запирал их на любой праздничный день (дабы у них не
было возможности совершить в этот день теракт, то есть «подальше от греха»).
Кроме того, невольная «работа» по созданию джамаата заключалась в том, что не
вызывавших доверия людей били, подкидывали им оружие, в общем всячески
«доставали», вынуждая уйти их в леса.

 

Очень много вопросов вызывает у журналиста убийство
«пособника террористов» преподавателя Рашида Газилалиева, его гостя и его жены,
которое произошло в день выхода «Кода доступа» (см. сообщение
РИА «Новости» ). «Очевидно, -
сообщает Ю. Латынина, - что это было сделано в ответ на убийство Алиева». Но Р.
Газилалиев, по отзывам, был человек, который не только не брал в руки оружие, но
и на утренний намаз не ходил: «Каким образом он попал, если попал, в списки
ваххабитов – непонятно».

 

«Что, в МВД Дагестана не знают, кто убил Алиева? -
вопрошает журналист. - Я им тогда подскажу. Убил Закарьяев, последний из братьев
Закарьяевых, оставшийся в живых. <…> Если вместо Закарьяева доставать
профессора, то людей в лесу будет только больше».

 


 

Юлия Латынина отметилась на прошедшей неделе и репортажем
из Дагестана под заголовком «Гибель в Империи» в
«Новой газете» от 26 июня.

 

В кумыкском селе Султанянгиюрт, что на окраине Кизилюрта,
Ю. Латынина встретилась с родственниками Шамиля Одаманова, ролик с убийством
которого националистами был выложен в Интернете, и описала попутно «прелести»
жизни в дагестанской глубинке (отсутствие работы, кумовство, взяточничество,
нецивилизованный дележ собственности и покушения, связанные с ним, и т.д.)

 

Журналист подробно рассказывает о двоюродном брате Шамиля,
относительно преуспевающем бизнесмене Рустаме, у которого «неприятности».
Неприятности Рустама начались с драки по поводу: сколько ракатов делать во время
пятничной молитвы - два, как сторонники «чистого ислама», или шесть, как суфии.
В объяснении разницы между суфиями и «ваххабистами», отношения между которыми
«такие же, как между католиками и гугенотами перед «ночью длинных ножей»», Ю.
Латыниной помогает Рустам: «Если Аллах сказал делать в пятницу два раката, а
какой-то человек делает еще четыре, то это противоречит тому, что сказал Аллах.
А выше Аллаха ничего на этой земле нет. Аллах сказал пять намазов делать в день,
а они в пятницу их делают шесть».

 

Завершается все рассуждениями журналиста об империи,
«которая некогда соединяла самые разные народы, разные веры и разные обычаи»:
«Империя остается империей до тех пор, пока она может предложить своим народам
больше, чем им может предложить родная степь или родные горы. Когда эта империя
бессильна защитить русских, которых режут в горах, или горцев, которых режут в
Москве, да и вообще бессильна сделать что-либо, кроме как вымогать деньги и
доставать за количество ракатов, - она перестает быть империей».

 


 

Интернет-газета
«Фонтанка.ру» опубликовала 26 июня заметку
Алексея Яушева «Верховный суд: покушения не было».

 

В деле о «покушении на губернатора Валентину Матвиенко»
поставлена точка: Верховный суд РФ оставил в силе апрельское решение
Санкт-Петербургского городского суда на основании вердикта присяжных,
признавшего невиновными трех молодых мусульман. После оглашения решения ВС
экс-обвиняемые, как стало известно «Фонтанке», пошли молиться в ближайшую
мечеть.

 

Равиль Муратов, скорее всего, не будет требовать
компенсации морального вреда, причиненного неправомерным задержанием и
содержанием в СИЗО. «Все это мирские дела, а он хочет сосредоточиться на
духовном», - сказал его адвокат, подчеркнув, что сейчас Муратов работает в одной
из петербургских фирм, куда он устроился без лишних вопросов. В будущем он
намерен продолжить обучение в медресе. Другой бывший обвиняемый по этому делу
Тимур Саидгареев также намерен учиться в медресе и работать. Он не исключил, что
после консультаций с адвокатами будет подавать иск с требованием о компенсации.

 


 

Об этом же событии поведал 27 июня
«Коммерсант» (заметка
Владислава Литовченко и Николая Сергеева «Присяжным измерили давление. Утвержден
приговор по делу о подготовке покушения на Валентину Матвиенко»).

 

Адвокат Тимура Саидгареева Владислав Лапинский сообщил
«Коммерсанту», что иск о возмещении морального и материального вреда все-таки
будет подан, причем уже в ближайшее время. Он выразил уверенность, что и это
дело будет выиграно.

 


 


«Независимая газета»
опубликовала 23 июня заметку
Александра Чернявского «Война баннеров с религиозным уклоном. Красноярская
прокуратура признала цитату из Корана соответствующей законодательству».

 

Инцидент вокруг плаката на соборной мечети Красноярска с
надписью: «Нет Бога, кроме Аллаха! Всякая вещь гибнет, кроме Его лика» исчерпан.
Прокуратура вынуждена была признать, что, вывесив его, красноярские служители
ислама закон не нарушили.

 

Эту историю «НГ» прокомментировали председатель Единого
духовного управления мусульман Красноярского края, муфтий Гаяз Фаткуллин («К
сожалению, некоторые нас поняли превратно, что говорит о кризисе духовности в
нашем обществе и отсутствии толерантности». Также, по словам Г. Фаткуллина,
мусульмане (которых в крае более 300 тысяч) не всегда встречают понимание у
муниципальных органов власти региона: «Мы, например, столкнулись с проблемами,
когда захотели построить мечеть в Ачинске»); политолог Павел Клачков («Никаких
религиозных войн в крае не было, нет и не будет. Для этого нет предпосылок и
никаких объективных причин»); вице-спикер Законодательного собрания края Алексей
Клешко («Конфликт религиозных цитат выдуман журналистами. По моему мнению, это
случайное недоразумение, которое не будет иметь роковых последствий»).

 


 

На позапрошлой неделе глава Тюменского казыята ДУМ
Азиатской части России Фатых Гарифуллин обратился к руководству Русской
православной церкви с просьбой разрешить мусульманам молиться в православных
храмах. Официального ответа пока не последовало.

 

На это предложение заметкой Артема Костюковского
«Информационно активные» отреагировало 24 июня издание
«Деловой Петербург».

 

А. Костюковский отмечает, что большинству обращение главы
Тюменского казыята покажется чистой воды популизмом, и припоминает другие
инициативы Ф. Гарифуллина за последнее время - критику в адрес Бриджит
Бардо, предложение беспроцентной ипотеки, осуждение введения в школах предмета
«Основы православной культуры», призыв к возвращению в Уголовный кодекс РФ
статьи, карающей гомосексуализм.

 

Из этого он делает вывод, что информационной активности
мусульман можно только позавидовать.

 


 

Эту заметку «Деловой Петербург» дополнил комментарием
священника Свято-Троицкого Измайловского собора Петербурга Константина
Пархоменко
под заголовком «А в курсе ли верховный муфтий?»

 

Священнику кажется, что просьба Ф. Гарифуллина носит не
практический, а декларативный характер, и что получение мусульманами разрешения
на совершение намаза в православных храмах может привести «не к хорошим, а к
дурным последствиям. Не к миру, а к религиозному конфликту».

 

Причем недовольство, по оценке К Пархоменко, будет исходить
прежде всего от самих мусульман, поскольку «для них молиться среди икон
невозможно».

 

Мусульманам, не имеющим мечети, он посоветовал собираться
на квартире.

 


 


Портал «Credo.Ru» опубликовал 26 июня интервью с
председателем движения «Российское исламское наследие» Шавкатом Авясовым под
заголовком «Посягательства РПЦ МП на Конституцию недопустимы».

 

Ш. Авясов называет антиконституционными стремление РПЦ МП
ввести в школах уроки православной культуры, а также «набеги» священнослужителей
на роддома и воинские части. Все это «раскачивает обстановку в стране». Ему
непонятна и деятельность «отдельных чиновников госаппарата, а также части
народных избранников в Государственной Думе РФ, откровенно лоббирующих» эти
действия православной церкви.

 

Антиконституционный характер, по мнению Ш. Авясова, имеют
также кампания по запрету исламской литературы, законодательные поправки,
отменяющие национально-региональный компонент в госстандарте образования.
Эскалация экстремизма на Северном Кавказе связана, по его словам, со
значительной потерей влияния руководителей мусульманских религиозных организаций
среди молодежи. В результате «незрелые молодые люди, страдающие юношеским
максимализмом, неправильно толкующие каноны ислама, объявляют «призыв к
джихаду»».

 


 


«Известия» в рамках обсуждения темы «Русский проект: каким
ему быть» 26 июня предоставили слово заместителю главного редактора журнала
«Нева» писателю Александру Мелихову (статья «Коммуналка культур»).

 

А. Мелихов сосредоточился на такой мировой проблеме, как
терроризм.

 

Пассионарен ли сейчас ислам, как принято считать? – таким
вопросом задается писатель. И отвечает: не совсем. Период пассионарности у
ислама уже был в VIII-IX веках, когда он «прокатился по всему миру и создал
огромную империю», но потом «и он тоже сделался торговым, научным,
прагматичным...» Во время Реконкисты уже испанцы были пассионариями, а арабы
были сама утонченность и образованность. Сегодняшний исламский мир, по мнению
автора, «в значительной мере уже осел, успокоился, занялся повседневными
делами».

 

Надежды и стремления экстремистов идут против значительного
большинства исламского населения и против, естественно, еще более огромного
большинства европейского мира, - считает А. Мелихов. Необходимым условием
прихода их к власти является «колоссальная смута», подобно первой мировой войне,
которая привела к власти в России экстремистов-большевиков. Поэтому всяческие
конфликты нужно максимально локализовывать, а врагов не следует «мазать одной
краской и этим объединять их». И кроме того, чтобы не плодить террористов или
сочувствующих им в мусульманских странах, Запад должен минимизировать свою
культурную экспансию.

 


 


ИА «Интерфакс» сообщило 27 июня главный советник
администрации президента РФ Алексей Гришин заявил о необходимости создать
специальный экспертный совет, который определял бы критерии при внесении
некоторых исламских книг в федеральный список экстремистской литературы.

 

На семинаре «Диалог языков, культур и религий» в Московском
государственном лингвистическом университете он сказал, что подобный единый
экспертный совет необходим в первую очередь для того, чтобы судебные решения,
запрещающие те или иные исламские книги, ни у кого не вызывали бы сомнений и «не
осложняли отношения России с исламским миром». Также он отметил необходимость
повышения квалификации действующих чиновников с тем, чтобы они лучше разбирались
в вопросах ислама.

 

Подготовил Рустам Шакиров

 

 

 


04.07.2008

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/3245/">ISLAMRF.RU: Остановка по требованию</a>