RSS | PDA | Архив   Воскресенье 28 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Во всем виноват ДУМ РТ?

05.08.2008 10:46

Обзор региональных мусульманских и национальных СМИ РФ за 16–22 мая 2008 года

На протяжении многих лет в татарском обществе идут споры о том, что более важно для сохранения нации: религия или язык. Не прекращаются они и до сих пор. Если недавно эта тема прошла по страницам казанских газет, то теперь дискуссия переместилась на страницы республиканских изданий. Челнинская общественно-религиозная газета «Ислам нуры», хотя и имеет в учредителях ДУМ РТ, но, тем не менее, всегда имела свою особую, иногда отличную от официальной точку зрения. В последнем, майском номере также публикуется ряд таких материалов, которые поднимают скорее национальные, чем религиозные проблемы.

Например, небезызвестный Мухаммад Муфлихунов из Чистополя выступает со статьей, которая носит название «Арабские слова в татарском языке» (Мофлихунов М. Татар теленэ кергэн гарэп сузлэре // Ислам нуры, 2008. – май. - №9 (421)). Речь идет о том, что надо любить и уважать арабский язык, «райский язык». Автора сильно беспокоит то, что молодежь, которая ходит в мечети не разговаривает на своем родном татарском языке. Они объясняют это тем, что в Исламе нет национальностей, поэтому и нет нужды в этом. М. Муфлихунов пытается вразумить молодых людей по-своему. «Даже если в Исламе и нет национальностей, не надо забывать об одном – в татарском языке много арабских слов (а раньше многие татары свободно разговаривали на арабском). Поэтому те молодые татары, которые говорят так, не уважают арабский язык и исламскую религию. Так получается. И что он за мусульманин, если он не почитает арабские слова, райские слова?».

Автор материала также полагает, что смена алфавита с арабского на латиницу и с латиницы на кириллицу произошла не просто так, а в рамках специальной политики, которую с успехом воплотили в жизнь кафиры, а мусульмане выбрали соглашательскую позицию.

К проискам кафиров М.Муфлихунов относит также и неправильное написание имеющихся в современном татарском языке арабских слов. В своей статье он приводит длинный список арабских лексем, которые он предлагает использовать в несколько ином виде, что, впрочем, не меняет их значения.

В этом же номере газеты имам челнинской мечети «Нур-Ихлас» Сулейман-хазрат Фахриев продолжает публикацию «кафирских слов и мыслей», которые, по его мнению, отталкивают мусульман от религии и веры (С.Фэхриев. Диннэн, иманнан чыгара торган фикерлэр, кофер сузлэр // Ислам нуры, 2008. – май. - №9 (421)). Вот несколько примеров: «Немножко выпить – это не грех; унижать бороду говоря, что она есть не только у человека, но и у козла; говорить, что музыка – это пища для души; читать Коран нараспев; говорить, что Коран – это сборник стихотворений; произносить по отношению кафира или противника исламской религии слова: «Пусть его душа окажется в раю!»; хвалить того, кто сбрил бороду: «Так тебе лучше подходит»; говорить «Отец наш Аллах» или «Аллах-бабай»; говорить жене: «Я тебя люблю больше Аллаха»; говорить о ком-то, что он не умрет своей смертью» и т.д.

«Основа нации – это религия и обычаи, - пишет в газету «Татарстан яшьлэре» Мужип Ризаитдинов из Набережных Челнов (М.Ризаитдинов. Миллэтнен нигезе – дин hэм гореф-гадэт // Татарстан яшьлэре, 2008. – 22 май), - Национальный язык – это инструмент общения и взаимопонимания, который достался нам от наших предков. То есть один из элементов обычая. Религия и обычаи дополняют друг друга, поэтому нельзя их рассматривать отдельно. Несомненно, в формировании обычаев и традиций религия играла главную роль. Поэтому нельзя выделять из этого единого целого, скажем, язык, говорить о том, что надо восстанавливать и сохранять только его. Это будет то же самое, что вырезать из тела человека какой-либо орган и хранить его отдельно в пробирке».

В преддверии традиционного июньского джиена-сбора мусульман в Булгаре официальная газета «Ватаным Татарстан» 16 мая публикует большую статью научного сотрудника Булгарского заповедника Джамиля Мухамедшина.


Вкратце суть этого объемного материала следующий: в Булгарах состоится очередной сбор мусульман всей России, но никто, ни правительство РТ, ни ДУМ РТ не хотят заниматься организацией этого мероприятия, хотя оно собирает по нескольку тысяч человек, которые снова не будут иметь никаких бытовых условий для проживания. Отдельным добрым словом автор материала отмечает муфтия Талгата Таджутдина, который много делает для организации этого мероприятия, но усилий его одного недостаточно.

Далее он говорит в целом о проблемах Булгар. Он хочет получить ответ на вопрос – почему была проведена капитальная реконструкция находящейся на территории заповедника церкви Успенья, а исконные булгарские памятники на глазах разрушаются от дождя и снега. Правда кое-что было восстановлено, потрачены миллионы, но, например, Черная палата до сих пор находится в неприглядном виде и после дождя наполняется водой, которая разрушает ее изнутри. Непонятно по каким чертежам был реконструирован Большой минарет, но именно из-за этой оплошности Булгарский заповедник не попал в реестр ЮНЕСКО.

Реставраторы, не считаясь с канонами исламской религии, убрали сохранившиеся колонны с развалин Соборной мечети и оставили лишь одну. Теперь вокруг нее очищена площадка, и туристы могут обходить колонну по кругу, что совершенно не соответствует ни традициям, не исторической правде. Мало того, эту бывшую опору мечети назвали «колонной желаний» и теперь каждый желающий турист совершает по сути языческий культ, прикасаясь к ней и загадывая желание.

Джамиль Мухамедшин призывает брать пример с иудеев, которые восстановили не только свои исторические памятники, но и свой мертвый язык. Кстати, они уже давно облюбовали Булгар. В соседнем отеле «Регина» работают летние курсы для еврейских детей, которые носят национальную одежду, питаются кошерной пищей и слушают лекции преподавателей, приезжающих сюда со всего мира. Автор статьи задается вопросом – почему для них оказался люб именно Булгар, не хотят ли они приблизиться таким образом к своим хазарско-булгарским корням?

В качестве отступления хотелось сказать, что на еврейскую тему в этом же номере выступает и Амин Минхаж, который осуждает как «прислужницу сионистов» Закиру Зарипову, которая создала на своей новой родине организацию «Татары за Израиль» и рекламирует себя на весь татарский мир. Не иметь никаких дел с Зариповой, кстати, недавно призвало и Санкт-Петербургское татарское общество «Татарстан».

А в это время в место языческого поклонения превратился соседний «колодец Габдрахмана-сахаба», - продолжает Джамиль Мухамедшин. Все кусты и деревья вокруг уже увешаны тряпочками, но, не смотря на это, тут же добывают воду, которая поступает в продажу с благословения ДУМ РТ и со знаком «халяль». И хотя санитарные органы уже давно запретили ее добычу, эта вода все равно не исчезает из продажи.

«Не хочется верить, - пишет в завершении автор материала, - что ДУМ РТ не понимает, что круговращение вокруг колонны, развешивание тряпочек на деревья и добыча «лечебной» воды с примесью волжских вод – это все противоречит Исламу. А может быть они об этом никогда не слышали?».

К ДУМ РТ апеллирует и заместитель директора Института истории АН РТ Фарит Султанов. Журналист газеты «Шахри Казан» беседует с ним по итогам прошедшей в Казани научной конференции «Шигабутдин Марджани: наследие и современность» (Р.Фэизова. Акыл бер алдатыр, вождан алдатмас // Шэhри Казан, 2008. – 16 май. Речь заходит о том, почему в Казани до сих пор не открыт музей Марджани. Заместитель директора отвечает, что они сделали достаточно в этом направлении, но пока конкретного результата не наблюдается. Также он говорит: «Вот еще что я не понимаю. У нас есть муфтият. Шигабутдин Марджани в первую очередь был имамом, религиозным деятелем. Исходя из этого, и они могли бы заняться этим вопросом. Тем более что его дом находится неподалеку от мечети «Марджани». Но их мало интересует духовная составляющая этой проблемы».

19 мая в своей резиденции муфтий Татарстана Гусман-хазрат Исхаков принял представителей Исламского банка развития - руководителя Управления финансов в сфере исламского вложения, директора фонда развития исламских вакуфов Хишама Дафтардар и его помощника Асыма Рида.


В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества в рамках восстановления вакуфных зданий - недвижимого имущества исторически принадлежавшего мусульманскому духовенству до революции 1917 года, которое в последнее время на правах преемника передается ДУМ РТ. В частности, речь шла о строительстве в Казани мусульманского Гостинично-ресторанного комплекса по ул.Татарстан, 10.

В этот же день Гусман-хазрат Исхаков провел встречу с руководством Благотворительного фонда «Июль», который в последнее время провел ряд акций совместно с отделом благотворительности ДУМ РТ. На встрече также присутствовали заместитель муфтия по благотворительным вопросам Илдар- хазрат Баязитов и имам мечети Кул Шариф Рамиль-хазрат Юнусов.


Первым делом муфтий Татарстана поблагодарил руководство фонда за помощь в организации благотворительных обедов в 8 мечетях города, где в общем количестве были накормлены 2 тыс. человек.

Также в ходе встречи обсуждались вопросы и о дальнейшем сотрудничестве, в частности, о проведении в Казани второго конкурса азана и чемпионата по футболу среди мечетей Казани.

20 мая муфтий Татарстана вместе с руководителем Центрального Аппарата ДУМ РТ Ильяс-хазратом Зиганшиным посетил медресе для незрячих при казанской мечети «Сулейман».

В мечети муфтий Татарстана, в сопровождении своего заместителя по вопросам благотворительности, имам-хатыба мечети «Сулейман» Илдар-хазрата Баязитова, осмотрел учебные классы, оснащенные компьютерами, общежитие и пообщался с самими студентами, большинство из которых прибыло из Дагестана. Студенты поблагодарили муфтия Гусмана-хазрата Исхакова за ту работу, которую ведется в медресе, и отметили, что Татарстан – является уникальным примером для всего мусульманского сообщества России, где есть возможность обучаться Исламу даже инвалидам.

Также муфтию показали принтер для печати по брайлю, где в скором времени начнут издавать газету «Ислам info» для незрячих людей и книги. Первая книга, которую растиражируют, будет «Намаз уку тартибе» Рашиды-абыстай Исхаки.

После обеденной молитвы Гусман-хазрат выступил перед прихожанами и студентами с проповедью, где отметил, что многие зрячие не видят истину, а незрячие ее находят, да еще и стараются научиться читать Священную книгу – Коран.

Официальный сайт ДУМ РТ публикует решение Казыята относительно книги "Фалнама".

В нем говорится: «В Коране, в суре «Трапеза», 90 аяте сказано: ««О те, которые уверовали! Поистине, вино, азартные игры, идолы и гадания – мерзость из деяний сатаны, отдаляйтесь от этого быть может, вы преуспеете».

Кроме того, Всевышний Аллах в 3 аяте этой же суры запретил гадание на стрелах.

В доисламский период среди народов, исповедовавших язычество, были широко распространены различного рода гадания. Например, у арабов – это было гадание на трёх стрелах. Происходило оно следующим образом: на острие одной стрелы писалось слово «Да», на кончике другой – слово «Нет», третью же стрелу оставляли без надписи. Перед совершением какого-либо важного дела (женитьба, путешествие и т.д.) они выбирали стрелу. Соответственно, в случае выпадения стрелы со словом «Да», они женились либо выходили в путь, если же выпадала стрела со словом «Нет», не предпринимали намеченных действий, если же стрела была без надписи – начинали процесс заново.

Второй метод гадания: перед поездкой куда-либо выпускали на волю птицу: от того, в какую сторону она полетит, зависела дальнейшая судьба путешествия. Если птица летела вправо, то отправлялись в путь, если влево – не отправлялись. Все эти гадания Аллах называет в Коране «мерзостью», т.к. вместо того, чтобы уповать на Аллаха, они уповают на случайное действие со стороны человека.

К сожалению, появился новый метод гадания, который является более циничным – это, якобы, гадание на аятах Корана, где автор данной книги некоторые аяты отнес к стрелам со словом «Да», а другие к стрелам «Нет», а третьи аяты оставил просто пустыми.

Книга «Фалнама» основана на принципе доисламских гаданий, где человек сначала указывает пальцем на какой-либо аят, приведенный в этой книге (естественно, он не знает его смысла), затем смотрит значение этих аятов, в которых автор от себя дает указание стоит ему совершать намеченное дело или нет.

Советом казыев ДУМ РТ от 12 мая 2008 года, данная книга признана ересью, ибо она противоречит принципам Ислама по следующим пунктам:

1) Подражание гаданиям многобожников;

2) Небрежное отношение к истинному смыслу аятов Корана, которые никто ни в праве интерпретировать по своему усмотрению, о чем сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто толкует Коран основываясь на своем мнении, тот впадет в неверие» (Муслим).

В связи с вышеизложенным Совет Казыев ДУМ РТ постановил: продажа и распространение данной книги приравниваются к распространению нечестия, а потому являются большим грехом».

21 мая в Российском исламском университете состоялся круглый стол «Информационная инфраструктура рынка халяль», в рамках которого прошла презентация справочника «Зеленые Страницы – 2008» («Halal pages – 2008») и электронной деловой площадки www.halalpages.ru. Организаторами круглого стола выступили Российский исламский университет и ИФК «Линова».

В заседании приняли участие ректор РИУ Рафик Мухаметшин, генеральный директор ИФК «Линова» Линар Якупов, руководитель комитета стандарта халяль при ДУМ РТ Ильнур Гайнуллин, заведующий сектором стран Азии и Африки Департамента внешних связей при Президенте РТ Шамиль Шамсутдинов, а также председатель Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Хайдар Халиуллин и заместитель председателя комитета по делам религий при Кабинете Министров РТ Венера Абдулхаева.

В течение двух дней, 20 и 21 мая, в Нижегородской Соборной мечети побывало более 400 студентов из ННГУ (филологический факультет и факультет международных отношений) и Сельскохозяйственной академии. Посещение мечети состоялось по договоренности между руководителями светских вузов и преподавателей Исламского института им. Х.Фаизханова с тем, чтобы студенты – в основном обучающиеся на гуманитарных специальностях – больше узнали о культуре и традициях мусульман, ближе познакомились с одной из самых распространенных религий.

Дамир Мухетдинов, доцент ННГУ, Абдулбари Муслимов, заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной работе и Фирдаус Вагапова, директор Программы исламских исследований на факультете международных отношений ННГУ, провели экскурсию по мечети и рассказали студентам об основах Ислама, о принципах и философии религии мусульман.

Лекция вызвала неподдельный интерес у слушателей, которые по ее окончании засыпали рассказчиков вопросами об архитектуре мечети, обряде бракосочетания, джихаде, истории распространения Ислама на Нижегородчине, запретном и разрешенном в Исламе, о пище, одежде и украшениях.

Сайт «Ислам в Нижнем Новгороде» отмечает, что лекции в мечети проводятся не в первый раз. Студенты ФМО Нижегородского государственно факультета участвуют в таких мероприятиях уже на протяжении 10 лет, студенты Сельхозакадемии в течение четырех лет, и с каждым годом количество учащихся, желающих посетить лекции об Исламе, так сказать, «из первых уст» все возрастает.

«СМИ часто искажают информацию об Исламе, намеренно или ненамеренно – это не важно. Важно, что это, в конечном счете, приводит к росту недоверия к мусульманам в российском обществе, к исламофобии. Наша программа призвана ликвидировать безграмотность населения в отношении Ислама, воспитать будущее нижегородской науки и политики в духе толерантности и уважения к религиозным чувствам других людей», - поделилась своим мнением о данной программе Фирдаус Вагапова.

Аналогичного мнения придерживается и Абдулбари Муслимов: «Приятно, что практика посещения мечетей учащимися нижегородских институтов и университетов становится регулярной и получает все большее распространение. Чем больше людей будет знать, что такое настоящий Ислам, тем быстрее наше общество сможет избавиться от ксенофобии».

21 мая в Новочебоксарске состоялась встреча муфтия Чувашской республики Альбира-хазрата Крганова с руководством исполнительной власти города, членами местного общественного совета мусульман.

На встрече обсуждались вопросы выделения земли для строительства мечети в Новочебоксарске. Рассматривались возможности активизации деятельности общественного совета при мусульманских приходах деревень Кармышево, Альменьево, городах Шумерля и Новочебоксарск.

В процессе живого дружеского общения представители Ислама и местная власть обменялись атрибутами национальной культуры, поговорили о совместных планах по организации проведения праздников (сабантуев), задали руководителям города животрепещущие вопросы об объединении двух городов Чувашии, их социальном и экономическом развитии.

В заключение встречи состоялся большой концерт, в котором приняли участие профессиональные и самодеятельные артисты, исполнители народных песен, танцев и наигрышей (ансамбль «Мишар»).

Как отмечает сайт мусульман Чувашии, такой праздник народу, исповедующему Ислам, пришелся по душе. Как отметили аксакалы, которые пришли послушать родные напевы, в последний раз такой дорогой музыкальный подарок они получали лет пять назад, и, в свою очередь, от всей души благодарили организаторов встречи за проявленное к ним внимание и уважение.

Также в эти дни по инициативе общественного совета Токайского прихода состоялась встреча муфтия ДУМ ЧР Альбир-хазрата Крганова с министром образования и молодежной политики Чувашской Республики Черновой Галиной Петровной. Встреча прошла в общеобразовательной средней школе. В ней принимали участие главы района и сельского совета.

Галина Петровна высоко оценила реализацию соглашения между министерством образования ЧР и традиционными конфессиями Чувашии, что развивает духовность, духовно-нравственное возрождение и патриотическое воспитание молодого поколения.

Во время большой перемены отличникам года были вручены подарки.

16 мая муфтий Пермского края Мухаммедгали-хазрат Хузин посетил мечеть с.Федорки Бардымского района.

Эта мечеть имеет уникальную историю. Она была построена на средства сельского имама Мирхайдар-хазрата Мурадимова, которые он собрал для совершения хаджа. Но перед этим сгорела мечеть, и он отдал все свои сбережения на строительство Дома Аллаха. Построенная в далеком 1907 г. деревянная высокая мечеть с двумя залами впоследствии в годы советской власти была реквизирована под школу. Однако, после получения приказа о сносе минарета, селяне не стали его скидывать, как это делали в других местах, а разобрали и сложили под кровлей. Так, все эти годы минарет в разобранном виде хранился над «школой». После возвращения здания мечети общине мусульман в 1992 г., минарет был вновь воздвигнут над мечетью. Примечательно и то, что в мечети сохранился михраб (ниша для имама).

В 2007 году решением руководства Пермского муфтията мечети было присвоено имя Мирхайдар-хазрата.

По завершении пятничного намаза Мухаммедгали-хазрат Хузин поздравил имам-хатыба мечети Рафхат-хазрата Юсупова с 75-летним юбилеем.

На этой неделе руководители пермских и ульяновских мусульман боролись с псевдохристианскими сектантами. Если Мухаммедгали Хузин направил свой гнев конкретно в адрес старшего пастора пермской неопятидесятнической общины «Новый Завет» Эдуарда Грабовенко, который позволил себе нелицеприятные высказывания «в адрес потомков библейской Агари - то есть арабов и вообще мусульман», то председатель Центрального Духовного Управления Мусульман Ульяновской области муфтий Фатих-хазрат Алиуллов говорил о сектантах в целом. Согласно мнению последнего, «главная причина ухода людей в секту - это неинформированность о своей религии. Поэтому с малых лет в семье родители должны подавать пример детям, как должен вести себя истинный мусульманин, почитать Всевышнего и ходить в мечеть. Ведь Ислам - это поклонение Господу. Секта же - поклонение человеку, а это большой грех».

Республиканский общественно-политический еженедельник Якутии "Наше время" публикует беседу с муфтием республики Мусой Саговым.

В разговоре помимо прочих вопросов обсуждается и недавнее интервью Абдулкарима Нюрбави, который преследует цель исламизации якутов. На что руководитель мусульман Якутии отвечает: «Со дня открытия мечети все здесь преподается только на русском языке, понятном для всех национальностей, проживающих в Якутске. Но у каждого народа есть свои ученые люди, хорошо знающие Коран, которые могут правильно донести Ислам мусульманам-соплеменникам на родном языке, как им проще понять. Вне мечети, где все проповедуется на русском, мусульмане действительно собираются вокруг своих ученых людей, и в этом нет никакого разъединения. Меня тоже учили Исламу старики в советское время, и только потом я прошел дополнительное обучение в Багдаде. Когда Абдулкарим говорит о разобщенности мусульман, он заблуждается либо сам, либо его к этому кто-то толкает.

В Коране сказано, что нужно призывать людей на путь религии, с увещеванием, с добрым словом, с обоснованными доводами, но без всякого насилия – нет никакого принуждения в Исламе. Религия должна идти от души, и только от души человек может принять Ислам. К нам приходят якуты, интересуются, мы стараемся дать им знания. Если кто-то проявляет уже более серьезный интерес, то мы направляем их в учебные заведения, как раз чтобы у якутов появились свои ученые люди, способные нести соплеменникам Коран на родном языке.

Но цели повального принятия людей в Ислам у нас нет, мусульман в мире и так достаточно. Наша задача донести до людей божий закон и священное писание, а принять веру – это уже воля каждого человека, его личное право. Я приветствую только тех, кто принимает веру душой, а не для показухи или еще каких целей. Постоянно посещающих мечеть мусульман-якутов человек 10-20. А если брать другие национальности, то в Якутске официально зарегистрировано порядка 30-40 тысяч человек, которые формально относятся к Исламу. Но сами можете представить, какая часть их ходит в мечеть на общую пятничную молитву. Если бы ходили все, то здесь бы пришлось еще двадцать мечетей строить».

Подготовил Азат АХУНОВ

16.06.2008


Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/3483/">ISLAMRF.RU: Во всем виноват ДУМ РТ?</a>