RSS | PDA | Архив   Суббота 27 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Не День России

05.08.2008 12:06

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации за 16-22 июня 2008 года

«Бородатый» враг в Чечне скорее жив, чем мертв, вопреки не столь давнему чересчур оптимистичному диагнозу Рамзана Кадырова. Об этом свидетельствует предпринятая боевиками в День России вылазка в одно из селений республики (уже второй подобный случай в этом году). И если бы это было лишь «эхо войны», то есть старая ичкерийская гвардия! По некоторым данным, счет тех, кто ушел «в горы» и «в лес» в последнее время, пошел уже на сотни.

«Новая газета» опубликовала 19 июня заметку своего военного обозревателя Вячеслава Измайлова «Мир ушел на выходные. Обострение обстановки на Северном Кавказе».

Обозреватель перечисляет произошедшие в День России и связанные с ним выходные теракты и боестолкновения в республиках Северного Кавказа (взрыв в центре Махачкалы, спецоперация в дагестанском селении Байрамаул Хасавюртовского района, взрыв в Назрани, вылазка вооруженной группы в селение Беной-Ведено Ножай-Юртовского района Чечни, нападение на колонну автомобилей погранвойск в Урус-Мартановском районе Чечни, поджог боевиками российского БТР в селении Бамут Ачхой-Мартановского района Чечни).

Специалисты из спецслужб России отмечают: объявлять мир в Чечне рано. Только за последнее время в горы ушли около 200 человек.

«Коммерсант» опубликовал 16 июня заметку Мусы Мурадова «Боевики отметились в День России. Захватив чеченское село».

В ней сообщаются подробности нападения на селение Беной-Ведено. Так, отмечается, что боевики были одеты в новые камуфляжи и выглядели довольно опрятно, а уходя, раздали местным жителям листовки - обращение от «имени командования моджахедов» с предложением отказаться от сотрудничества «с пророссийским режимом».

Представители военного командования говорят о серьезной активизации боевиков и не исключают, что против них будут использованы регулярные войска.

Еженедельник «Черновик» опубликовал 20 июня заметку Тимура Мустафаева «Теракт в столице».

В ней сообщается, как произошел и чем закончился взрыв в Махачкале, а также передаются подробности спецоперации в селении Байрамаул Хасавюртовского района, в ходе которой был убит блокированный в доме 32-летний Сайпутдин Ибрагимов, входивший, по словам первого замминистра ВД по РД Валерия Жернова, в бандгруппировку убитого ранее лидера дагестанского подполья Раппани Халилова, и его 18-летняя сестра Джамиля.

Т. Мустафаев прогнозирует, что хасавюртовская зона Дагестана в ближайшее время может стать объектом новой крупномасштабной контртеррористической операции по примеру затянувшейся КТО в селении Гимры.

Сайт «Caucasus Times» опубликовал 16 июня статью заведующего отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергея Маркедонова «Джихад в маленьком Беное. Чечня: оборотная сторона «стабилизации»».

С. Маркедонов отмечает, что боевые столкновения в селе Беной-Ведено Ножай-Юртовского района Чечни не вызвали какой-либо осмысленной реакции ни со стороны журналистов (их рассуждения не выходили за пределы «размышлизмов» об активизации «подполья»), ни со стороны чеченских официальных структур. Оценку председателя ДУМ Чечни Султана Мирзаева («эта вылазка свидетельствует об агонии сепаратистских настроений») он экспертным анализом текущей ситуации не признал, поскольку «в республиках Северного Кавказа роль муфтия - это роль, сопоставимая с функцией секретаря обкома по идеологии. Идеология же такова. Есть бандиты (они же сепаратисты, они же «неправильные мусульмане» - ваххабиты), чьи вылазки каждый раз свидетельствуют об их неизбежной агонии».

Политолог обращает внимание на то, что язык, которым пользуются «агонизирующие бандиты», - это язык радикальных исламистов, которые изображают, что ведут «священную войну» против неверных (приводится цитата из сообщения об этом нападении с веб-ресурса «Кавказ-Центр», изобилующая словами «кафиры» и «муртады»): «Враг маркируется, таким образом, не в терминах этнического национализма. Это – не русские и не «федералы», это - «враги чистого ислама»».

Это происходит потому, что сепаратистский светский дискурс самими «сопротивленцами» достаточно давно признан ошибочным, поскольку консолидировать народ до середины 90-х вокруг идеи самостоятельного государства не удалось. На Запад уже нет надежды, теперь их взоры обращены на Восток и поддержку «братьев по вере». Видимый же переход на рельсы религиозного радикализма произошел в ноябре 2007 года, когда появилось официальное заявление «Амира» Доку Умарова, провозгласившее «Кавказский Эмират», в котором Ичкерия становилась лишь одним из «вилайетов».

Недовольство в республике (а к его проявлениям относится и деятельность боевиков) «обеспечивается» закрытостью республики, а также нежеланием Москвы формировать в Чечне новую постконфликтую элиту. А значит, ситуация, подобная той, что создалась в июне 2008 года, будет периодически повторяться, - заключает автор.

Интернет-издание «Газета.ру» опубликовало 16 июня комментарий доцента центра изучения религии РГГУ Бориса Фаликова «Пензенская фетва. Борьба с религиозным экстремизмом путем запрета богословской литературы уподобляет Россию исламским странам».

Автор, вслед за многими, называет включение «Завещания» аятоллы Хомейни в список экстремистской литературы ФРС курьезом, свидетельствующим о непрофессионализме судебных экспертов, которые «опираются на архаичные и малограмотные методы». В то же время, по его мнению, это событие верно отражает общую тенденцию – чересчур пристрастное отношение к трудам исламских богословов.

Б. Фаликов сравнивает российские методы борьбы с экстремизмом с зарубежными, где преобладает политика «пряника» вместо политики «кнута». Так, суть соответствующей английской программы (стоимостью 12,5 миллиона фунтов) в том, что умеренные мусульмане должны сами взяться за перевоспитание радикалов. Правда, отмечает комментатор «Газеты.ру», до сих пор не ясно, кому давать эти деньги, то есть где проходит граница между умеренным и радикальным исламом. «Похоже, британский пряник ничем не лучше российского кнута», - делает вывод Б. Фаликов. А выход, им предлагаемый, заключается в том, чтобы кардинально поменять в стране концепцию межрелигиозного диалога: «Обмен банальностями вроде той, что в основе всех религий лежит вера в Бога, а потому давайте жить дружно, никуда не ведет. Надо начинать с прямого разговора о двойных стандартах, когда мусульмане, будучи религиозным меньшинством, вопиют о нарушении религиозных свобод, а в качестве большинства сами их подавляют».

Сайт радио «Эхо Москвы» опубликовал 19 июня стенограмму передачи «Особое мнение» с музыкальным критиком Артемием Троицким.

Бонвиван А. Троицкий зачастую непостижимым образом сочетает в себе откровенную неполиткорректность и прямо-таки вопиющий дилетантизм. Когда в «Особом мнении» его спросили, как следует вести диалог с мусульманскими государствами, он ответил, что Западу (и России в том числе, поскольку она в большей степени относится к западной цивилизации) ни в коем случае нельзя с ними либеральничать. Напротив, нужно быть максимально жесткими, «потому что все эти исламисты, они в мягкости, вежливости, политкорректности, гибкости и уступках, они видят только проявление слабости». Вот и Израиль ошибается, пытаясь вести себя с ХАМАСом гибко, притом что «мог бы стереть этот чертов, этот Газа Стрип с лица Земли в течение получаса легко».

А. Троицкому очень нравится термин «нацислам», который «сейчас употребляется в Европе так называемыми ультраправыми».

Ди-джей «Эха Москвы», как он попросил себя называть, абсолютно не согласен с тем, что мусульмане в нынешней России притеснены и дискриминируются. И в качестве доказательства того, что мусульмане в России имеют «не пропорционально много» «власти, денег, всевозможных ресурсов, также свободы и независимости» привел… «две мусульманские республики» - Чечню и Татарстан.

За день до этого сайт «Эха Москвы» опубликовал стенограмму «Особого мнения» с председателем Исламского комитета России Гейдаром Джемалем.

По мнению Г. Джемаля, мусульмане в России как раз являются «политической группой риска», гражданами второго сорта, подвергаются наиболее жесткому прессингу. Сюда относятся и сотни сфабрикованных политических и квазиполитических дел, не имеющих перспективы быть пересмотренными, и запреты на книги («это позорная вещь»), в том числе «Завещание» аятоллы Хомейни («это откровенная провокация», «попытка испортить отношения с Ираном»).

Скинхедов председатель Исламского комитета России назвал порождением сверху, одним из проектов компрадорской бюрократии, которая управляет с помощью экстремальных и экстремистских политтехнологий.

«Новая газета в Санкт-Петербурге» опубликовала в №43 от 19-22 июня статью Вячеслава Кочнова и Валерия Береснева «Запретный храм. Городскую мечеть часто закрывают на замок, а мусульман - под арест».

Поводом к ее написанию послужило избиение и доставка в милицию 13 мая московского мусульманского проповедника Мухаммедсалиха Масаева (мировой суд назначил взять Масаева под стражу на пятнадцать суток, но это решение позже отменил Петроградский районный суд), заговорившего в петербургской мечети на религиозные темы. Судя по свидетельствам очевидцев, опубликованным в ЖЖ, М. Масаева выгоняли из мечети и избивали двое сыновей питерского муфтия Джафара Пончаева.

Как пишут журналисты «Новой в СПб», информация об этом, распространившаяся в интернете, всколыхнула исламское сообщество города, и без того недовольное порядками, установленными Дж. Пончаевым. Газета напоминает и о других инцидентах, связанных с его деятельностью и намекает на то, что она стала для него «семейным бизнесом».

Наверняка Дж. Пончаеву есть что ответить на эту публикацию, но на свой запрос в городскую Соборную мечеть «Новая» ответа пока не получила.

Газета «Газета» опубликовала 20 июня авторскую колонку Надежды Кеворковой под заголовком «У них нет бракеражного журнала».

Ситуацию, складывающуюся в благотворительной женской больнице в Махачкале, на которую оказывается давление местных властей (при том, что власть федеральная пытается ее спасти), по мнению Н. Кеворковой, невозможно представить ни в одной стране мира: «Никто в трезвом уме и здравой памяти не станет воевать против бесплатной больницы для бедных».

УФСБ, по информации журналиста, не нравится в этой больнице (помещение которой та же власть 14 лет назад даровала бесплатно и безвозмездно, а теперь задним числом объявила этот дар незаконным) то, что врачи там – верующие. Потому против нее «выслана тяжелая бронетехника власти: прокуратура, суд, пожарная охрана и ручная пресса». Поэтому 300 женщин и 20 мужчин 19 мая вышли на демонстрацию в защиту больницы, а теперь их судят и им угрожают вне стен суда. Врачам же больницы пригрозили отобрать у них государственные места, где они зарабатывают деньги.

«Коммерсант» опубликовал 20 июня заметку Мусы Мурадова «Чеченский курсант-милиционер отчислен за недостойные сновидения. Хотя в них не было ничего экстремистского».

В ней рассказывается о разгорающемся в Грозном скандале вокруг местного филиала Краснодарского университета МВД России, поводом к которому послужило отчисление «за нарушение условий контракта» курсанта, сына убитого боевиками офицера милиции Зелимхана Мусхаджиева, которого заподозрили в приверженности к ваххабизму. «Доказательством» служит видеозапись на мобильном телефоне, на которой курсант в полусонном состоянии повторяет отрывки из мусульманской проповеди.

Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев обвинил руководство университета в дискриминации по религиозному принципу. По его информации, эксперты из Духовного управления мусульман проанализировали запись и ничего экстремистского в высказываниях Мусхаджиева не нашли. Чеченская прокуратура обжаловала приказ об отчислении курсанта как незаконный.

ИА «Regions.ru» опросило 18 июня священнослужителей и общественных деятелей на предмет их отношения к «вакуфному» вопросу. Поводом к опросу послужило намерение парламента Татарстана начать подготовку законопроекта о введении в российское законодательство понятия «вакуф».

Муфтий Ростовской области Джафар Бикмаев считает, что понятие «вакуф» нашему законодательству необходимо. Однако при этом следует найти компромисс с другими конфессиями, «чтобы это коснулось всех».

Директор правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев полагает, что со стороны государства было бы справедливым шагом вернуть или хотя бы компенсировать дореволюционное имущество своим гражданам. Но – не только мусульманам, но и другим конфессиям (что должно стать предметом обсуждения в Межрелигиозном совете).

По мнению президента Института религии и политики Александра Игнатенко, подобные вопросы нужно выносить на общероссийский референдум, поскольку они затрагивают интересы всех граждан. «Подарков» же той или иной религиозной организации в светском государстве делать, как считает А. Игнатенко, не следует.

Президент Института религии и политики посоветовал мусульманским организациям либо зарабатывать самим, либо полагаться на благотворительность или поддержку государства.

Газета «Завтра» опубликовала в №25 от 18 июня интервью с председателем религиозной организации мусульман-шиитов Москвы Фамилом Джафаровым под заголовком «Быть форпостом добра».

Ф. Джафаров рассказывает о проблемах российских шиитов, которых, по его словам, около 15 процентов (три миллиона человек) от числа всех мусульман в России («большие группы населения в Дагестане и в Поволжье, а также большинство народностей Азербайджана, осевших в России в советское и постсоветское время») и те же 15 процентов от числа всех мусульман в мире. К этим проблемам он относит отсутствие взаимодействия и даже противостояние с официальными кругами (ЦДУМ, СМР), которые «наполнены верующими суннитского направления», и с общественными организациями. Причина, по словам интервьюируемого, в том, что российские муфтии просто «не разбираются в шиитской традиции».

Пожелания Ф. Джафарова сводятся к тому, чтобы в мечетях в местах компактного проживания шиитов имамами были шииты, поскольку «суннитский муфтий идеологически не в состоянии пояснить требования шиизма», чтобы у них были свои учебные заведения, центры, мечети, кадры.

Приложение к «Независимой газете» «НГ-религии» опубликовало 18 июня рецензию Станислава Минина на книгу («по сути, диссертацию») Дарьи Халтуриной «Мусульмане Москвы» под заголовком «Пусть распускаются тысячи цветов... Московский ислам: толерантный или не очень?»

Автор книги, научный сотрудник Института Африки РАН, пытается понять, насколько терпимы к иноверцам столичные мусульмане и от чего это зависит.

По мнению С. Минина, труд написан добросовестно и содержит интересные выводы. Например, такой: неофитство и нетерпимость идут нога в ногу (уровень «активной толерантности» у мусульман-азербайджанцев, приехавших в Москву, в три раза выше, чем у русских, принявших ислам). Еще один развенчиваемый стереотип - что чем выше религиозность мусульман, тем ниже уровень их терпимости. Данные исследования Халтуриной показывают, что мусульмане с высоким уровнем религиозности склонны как раз к умеренной позиции в отношении немусульман.

В общем тот, кто прочтет эту книжку, знак равенства между «московским мусульманином» и «ксенофобом» поставить не сможет.

«Ислам.Ру» опубликовал 16 июня интервью со специалистом по исламским финансам, преподавателем МГИМО (У) МИД РФ Ренатом Беккиным под заголовком «Приход исламских финансов в Россию остановить уже никому не удастся».

Поводом для него послужила первая международная инвестиционная исламская конференция, прошедшая 10 июня в Казани.

Говоря об эволюции отношения к исламским финансам в нашей стране, Р. Беккин отметил, что дело сдвигается с мертвой точки: если еще пять лет назад они были «предметом научных изысканий двух-трех человек в стране, то сейчас выросло немало профессионалов, не понаслышке знакомых с исламскими методами финансирования».

Однако российские чиновники из регулирующих ведомств до сих пор живут представлениями «каменного века», поэтому, несмотря на очевидную необходимость создания в России исламского банка, продиктованную перспективой привлечения инвестиций из мусульманских стран, процесс этот тормозится. Не в последнюю очередь и в силу «пещерной исламофобии», которой страдают чиновники. Поэтому точной даты открытия исламского банка в России Р. Беккин не назвал, но предположил, что это вопрос ближайших трех лет.

Портал «Credo.Ru» опубликовал 20 июня небольшое интервью с президентом Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым под заголовком «Чеченцы - самый красивый и самый одаренный от Всевышнего народ. Нас должны приветствовать, что мы на своей земле спасли все религии!»

Отвечая на вопрос о роли ислама и о месте и роли религии вообще в современной жизни Чечни, Р. Кадыров отметил, что чеченцы никогда не предавали ислам («Для нас лучше смерть, чем предать ислам. Мы все связываем с религией ислама»), и кроме того, на чеченской земле не происходит разделения людей по религиозному признаку. Так, построен христианский храм, очищены христианские кладбища.

ИА «Regions.ru» спросило 17 июня председателя Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаила Бердиева: «Нравится ли вам, как религия освещается в СМИ?»

По мнению И. Бердиева, «сейчас по телевизору показывают только порнографию и боевики, а чтобы растить и воспитывать молодежь, необходима религия и знания о ней». Необходимо найти удобное для всех время эфира, чтобы «говорить с народом о вере». Однако, несмотря на многочисленные обращения, в том числе к президенту страны и местному руководству, положительных сдвигов как не было, так и нет.

Председатель ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставропольского края также обратил внимание на недопустимость предоставления эфира и печатных площадей сектантам.

«Кавказский узел» сообщил 18 июня о том, что президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков призвал парламент КБР подключиться к решению проблемы религиозного экстремизма.

На заседании парламента президент республики обратил внимание на распространение идей радикального ислама в молодежной среде. Причем идеи ваххабизма культивируются, по его словам, и в сознании тех молодых людей, которые учатся в вузах за пределами республики. В этом А. Каноков недавно «убедился лично», побывав на встрече со студентами Москвы и Санкт-Петербурга.

Также президент заявил, что сторонники радикального ислама очень организованно действуют в ряде муниципальных образований Кабардино-Балкарии. Он считает, что необходимо разработать комплекс мер по противодействию религиозному экстремизму, в том числе социального характера.

ИА «IslamNews» сообщило 18 июня о том, что, по информации источника в Совете муфтиев России, вопрос о снятии Нафигуллы Аширова с должности сопредседателя СМР решен окончательно.

«Это произойдет осенью, после летнего затишья», - сообщил источник.

Подготовил Рустам Шакиров

30.06.2008





Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/3494/">ISLAMRF.RU: Не День России</a>