RSS | PDA | Архив   Суббота 4 Май 2024 | 1433 х.
 

Российские мусульмане против «СШАкашвили»

21.08.2008 13:11

  Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации за 11-17 августа 2008 года

 

На прошедшей неделе наибольший резонанс в СМИ получили, естественно, события в Южной Осетии. Российские последователи ислама не остались в стороне, хотя бы потому, что зона конфликта примыкает к территориям, традиционно заселенным мусульманами. Полуфашистский режим Саакашвили был ими единодушно осужден.

Независимый исламский информационный канал «Ислам.Ру» опубликовал 11 августа интервью с сопредседателем Российского конгресса народов Кавказа, членом-корреспондентом Академии геополитических проблем Деньгой Халидовым под заголовком «Стало ясно, кто наш друг, а кто – враг».

На вопрос, как воспринимают происходящее в Южной Осетии мусульмане Северного Кавказа, Д. Халидов ответил, что противостояние в этой республике носит не религиозный, а этнополитический характер. Однако мусульмане при этом единодушно осуждают саакашвилиевскую Грузию, что проявилось в добровольческом движении по всему региону. Это, по мнению сопредседателя РКНК, свидетельствует о том, что «на Северном Кавказе нет угрозы безопасности России, что там живут здравомыслящие люди, государственники».

В исламском же мире в целом идет интенсивная переоценка роли России в положительную сторону – Москву все больше рассматривают как стратегического партнера. В частности, в ОИК начали понимать, что действия России на Кавказе - это не борьба с исламом.

Портал Credo.Ru опубликовал 11 августа заявление Общероссийской общественной организации мусульман России «Аль-Хак» в связи с военными действиями в Южной Осетии.

В заявлении отмечается, что этот конфликт показал, что теория противостояния религий и цивилизаций не выдержала проверки практикой, так как в нем друг против друга выступили народы, «исповедующие православное христианство и принадлежащие к общекавказской православной культуре, связанной с культом св. Георгия».

Кроме того, обращается внимание на слабость традиционного религиозного миротворчества, продемонстрированную в эти дни: «как и прежде, представители религиозных структур различных исповеданий ограничились лишь ритуальными призывами к миру, причем прозвучавшими уже постфактум, после начала военных действий».

ИА «Интерфакс» опубликовало в начале недели сразу несколько заявлений по поводу военных действий в Южной Осетии.

11 августа было передано обращение Координационного центра мусульман Северного Кавказа (http://www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&div=25965).

Вся ответственность за происходящее в нем возложена на руководство Грузии, а осетинский народ назван братским. В обращении содержится требование к руководству Грузии «перестать идти на поводу у заокеанских советников, немедленно прекратить военные действия и не нарушать горские законы добрососедства»

В тот же день агентство сообщило о заявлении Центрального духовного управления мусульман России.

ЦДУМ напомнило М. Саакашвили слова пророка Мухаммеда о том, что землю, на которой ты родился, родителей и соседей не выбирают.

12 августа «Интерфакс» сообщил о встрече лидеров религиозных организаций Северного Кавказа во Владикавказе.

В ней приняли участие епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, а также лидеры еврейской общины Юга России, объединение буддистов Калмыкии, Армянской апостольской церкви, протестантских церквей северокавказского региона.

Священнослужители приняли совместное заявление.

13 августа «Интерфакс» сообщил о встрече муфтия Северной Осетии Али Евтеева с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты, которая прошла в военном штабе города Джаву.

На ней муфтий назвал действия Тбилиси фашистскими. Он также побывал в Цхинвали, посетил лагерь беженцев и военный госпиталь, развернутый в окрестностях североосетинского города Алагир.

«Газета.Ru» сообщила 16 августа о том, что в Духовном управлении мусульман Северной Осетии состоялось встреча журналистов с делегацией Совета муфтиев России, которая вернулась из поездки в Цхинвали.

Как сказал журналистам председатель делегации Абдул-Вахед Ниязов, делегация подготовила доклад по Южной Осетии. В ходе своей поездки в республику делегация встречалась с российскими и юго-осетинскими миротворцами, военными, частями МЧС.

Руководитель департамента региональных религиозных организаций ДУМЕР А. Садриев сказал, что долго не мог прийти в себя после увиденного в Цхинвали. «Наша основная задача состоит сейчас в том, чтобы донести до исламского мира ту правдивую информацию, которую мы сейчас собрали», - сказал он.

Журнал «Эксперт» опубликовал в №31 от 11 августа интервью с президентом аналитического центра «СК-стратегия» Абдуллой Истамуловым под заголовком «Банда сильнее рода».

Очевидец дудаевского переворота и обеих чеченских войн, бывший и.о. вице-премьера по социальным вопросам в правительстве Масхадова (до прихода к власти ваххабитов), бывший помощник председателя парламента Чечни Д. Абдурахманова, А. Истамулов возглавляет самую влиятельную, по оценке «Эксперта», исследовательскую организацию на Северном Кавказе.

Ошибку ваххабитов он видит в том, что они все сводят к Корану, не понимая, что Священная книга – это «стратегия»; в ней не объясняется каждая мелочь: «Дается общее направление - как ты должен жить. А традиция и обычаи добавляли еще тактику, методы». Попутно А. Истамулов объясняет журналисту смысл понятий «устаз», «зикр».

Для противодействия ваххабитам, создающим свою сеть, надо, по его мнению, противопоставить другие сети – родственные, или клановые («когда сильны родственные связи, силен и традиционный ислам, и радикалам трудно привлекать сторонников»); сильные общественные организации; государственную поддержку традиционного ислама.

В то же время, считает А. Истамулов, переубедить ваххабитов нельзя - «можно только убить», поскольку многие из них производят впечатление запрограммированных людей, похожих на адептов тоталитарных сект. Поэтому надо добиваться прежде всего того, чтобы в это движение не приходили новые люди: «Давать им работу, поддерживать традиционный ислам. И, разумеется, не унижать людей».

Однако, помимо ваххабитов, в Чечне и вообще на Северном Кавказе набирают популярность проповедники, не призывающие к «чистому исламу», но в то же время критикующие республиканские духовные управления мусульман за то, что они «гнутся перед властью», а также саму власть за коррупцию, унижения людей и несправедливость.

На прошедшей неделе в эфире радиостанции «Свобода» в рамках передачи «Время Свободы. Свобода в девять» прозвучало несколько выпусков цикла интервью на тему «Особенности экстремизма в России» - с подзаголовками «Экстремизм и свобода совести» (11 августа), «Воспитание ненависти» (14 августа) и «Религиозный экстремизм» (15 августа).

В первом из них  принял участие адвокат, сопредседатель Славянского правового центра Анатолий Пчелинцев.

Самой болевой точкой работы закона «О противодействии экстремисткой деятельности» А. Пчелинцев назвал его несовершенство в части проведения экспертиз: «Можно где-нибудь в Урюпинске дать какому-нибудь местному учителю истории почитать книжку, он скажет «да», в виде заключения это оформит, это представят в суд правоохранительные органы – и местный суд признает книгу какого-нибудь, скажем, великого, известного религиозного просветителя экстремистской. И даже Библию можно таким образом признать экстремистской, там столько написано. И здесь нет ни справедливости, ни права, ни правосудия, к сожалению».

Адвокат допускает, что в регионах этот закон используют для того, чтобы убирать оппонентов, в том числе политических.

В следующем выпуске эта тема была продолжена.

Председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам Михаил Горбаневский предположил, что иногда суды пытаются уйти от своей меры ответственности в сложных с политической точки зрения случаях и прикрыться авторитетом экспертов-лингвистов.

Кроме того, он обратил внимание на то, что стало «модно» возбуждать дела против журналистов по статье «Разжигание межнациональной и межконфессиональной розни» (раньше затыкание ртов осуществлялось больше направлением в редакцию санэпидемстанции или пожарных).

В выпуске от 15 августа приняли участие президент евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы Абдул Нуруллаев и все тот же Анатолий Пчелинцев.

По мнению А. Нуруллаева, победить религиозный экстремизм невозможно, поскольку «религия будет существовать вечно», а для религии (для всех мировых религий, не только для ислама) характерна экспансия.

А. Пчелинцев попенял государству на отсутствие должного реагирования на факты разжигания религиозной ненависти и вражды. Например, судья в Омске «вынес частное определение в адрес местных правоохранительных органов, что они сами своими действиями, по сути, провоцируют экстремизм, провоцируют радикально настроенную молодежь исламского вероисповедания на противоправную деятельность». Вспомнил он и лекции доцента тюменского нефтегазового университета по предмету «Основы православной культуры», где она, в частности, назвала пророка Мухаммеда сумасшедшим человеком. В таких случаях возбуждается уголовное дело, - негодует сопредседатель СПЦ, - но пока ничего не сделано.

А еще он «встречался с фактом», когда эксперт - доктор наук, профессор-религиовед, не владеющая, однако, арабским языком, - дала заключение об экстремистской сущности 18-ти исламских книг. Из них 16 были на арабском. «Это был заказ, - уверен адвокат. - У нас сегодня очень многие вещи делаются по заказу».

А. Пчелинцев ставит под вопрос традиционное определение российских религиозных меньшинств именно как меньшинств. Протестантских общин в России зарегистрировано около 5000, мусульманских - около 4000, при том, что православных – лишь 12,5 тысяч (то есть больше, но не на порядок).

Газета «Черновик» опубликовала 15 августа заметку Тимура Мустафаева «Штурм в головах».

В ней сообщается о силовых мероприятиях, предпринятых дагестанскими правоохранителями в минувшие выходные в отношении подозреваемых в причастности к убийству начальника УБОП УВД Махачкалы Магомедхабиба Абдулкадырова.

10 августа в своем доме был уничтожен член НВФ, участник махачкалинской диверсионной группы (по данным МВД) 23-летний Улубий Мугутдинов. О конкретных преступлениях, совершенных им, МВД не сообщило, отметив лишь, что покойный входил в «махачкалинский джамаат» под руководством Омара Шейхулаева. В выходные же МВД заявило о задержании еще двоих махачкалинцев, один из которых – 22-летний Игорь Тонконогов, этнический русский, принявший ислам.

Как отмечает Т. Мустафаев, новообращенные в ислам русские автоматически попадают «на карандаш» правоохранительных органов. Более того, этих «инакомыслящих» преследуют: «Так было с братьями Саламом и Мурадом Ивановыми (их как ваххабитов избили в мечети с. Султанянгиюрт Кизилюртовского района), с задержанным сотрудниками УБОП Анваром Хизриевым, супруга которого – русская девушка – приняла ислам. Принявший ислам в 2004 году Сергей Пигарев с тех пор преследуется сотрудниками милиции».

Газета «Время новостей» опубликовала 14 августа заметку Екатерины Карачевой «"Русский Басаев". Объявлен подозреваемый в организации терактов в российских городах».

Подозреваемым в организации подрыва год назад «Невского экспресса» и других терактов на территории России оказался «полумифический», как его называет журналист (оперативники никогда не видели его лица и располагают лишь фотороботом), Павел Косолапов – русский, потомственный казак и новообращенный мусульманин. Он объявлен в международный розыск.

Максим Панарьин, получивший за совершение этих терактов пожизненный срок в феврале прошлого года, оказался, по версии следствия, лишь пешкой в игре Косолапова, которого считают «мозгом» терроризма, «страшным человеком, способным на все, которого даже подельники боятся настолько, что не выдают».

По данным следствия, и Панарьин, и Косолапов попали в Чечню в 1999-2000 годах, там приняли ислам и прошли подготовку в лагере боевиков Хаттаба «Кавказ».

Газета «Черновик» опубликовала 15 августа заметку Магомеда Магомедова «Трактуя Путина».

В ней рассказывается о пресс-конференции, посвященной 10-летию со дня смерти муфтия Дагестана Саидмухаммада Абубакарова, в которой приняли участие руководитель Фонда им. Сайфуллы-Кади Башларова Омар Абдуллаев, первый зампредседателя комитета правительства РД по делам религий Бекмурза Бекмурзаев и другие.

На вопрос, намерены ли организаторы пресс-конференции сейчас, спустя десять лет, требовать от правоохранительных органов хоть каких-то результатов в расследовании убийства С. Абубакарова, О. Абдуллаев ответил: «Мы намерены следить за расследованием дела постоянно и в ближайшее время планируем встретиться с руководством МВД и прокуратуры».

Б. Бекмурзаев вспомнил инициативы муфтия по борьбе с «привнесенным извне течением, основанном на невежестве людей, - ваххабизмом». Отвечая на вопрос о том, как в связи с этим оценивать слова экс-президента РФ Владимира Путина, что ваххабизм не представляет из себя опасности, Бекмурзаев ответил, что не выдернутые из контекста высказывания Путина не вызывают у него возражений: «Поэтому, когда, цитируя Путина, говорят, что ваххабизм перестал быть опасным, то я с такой трактовкой Путина не согласен».

ИА «Интерфакс» опубликовало 12 августа интервью с руководителем Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Виталием Наумкиным под заголовком «Нынешний подход к составлению Федерального списка экстремистских материалов может нанести ущерб межрелигиозным отношениям».

Известный исламовед рассуждает о практике составления Федерального списка экстремистских материалов, называя любой запрет «палкой о двух концах, которая может ударить и того, кто ею размахивает». Таким ударом может стать и реклама, которую получили эти издания. Совершенно неадекватным В. Наумкин считает запрещение «Завещания» аятоллы Хомейни и книг Саида Нурси. А вот что касается деятельности объединений сторонников Нурси, то здесь государству «есть о чем подумать».

Для исключения в будущем подобных казусов исламовед предлагает создать для проведения экспертиз литературы специальный орган, в который войдут ученые, религиозные и общественные деятели, чиновники.

В. Наумкин не согласен с Нафигуллой Ашировым и Гейдаром Джемалем, которые считают, что российское государство притесняет мусульман: «… сейчас можно приехать в любой субъект Российской Федерации и увидеть мечети, массу верующих, которые имеют возможность отправиться в хадж. Российская исламоведческая наука переживает период расцвета, открываются исламские учебные заведения, развиваются исламские СМИ, государство выделяет финансирование, поддерживаются мусульманские общины верующих».

 

Приложение к газете «Коммерсант» «Коммерсант Bosco Sport» опубликовало 14 августа заметку Андрея Колесникова «Жизнь за ковром. Вне игры».

Почти вся она состоит из диалогов журналиста с двумя российскими борцами, первыми российскими золотыми призерами Олимпиады в Пекине, - ингушом Назыром Манкиевым и чеченцем Исламбеком Альбиевым.

Эти скромные и простые ребята, даже не желающие носить свои медали в олимпийской деревне, - верующие мусульмане. На религиозные темы разговор, правда, не заходил, однако Назыр упомянул, что его младший брат уступил ему (не проиграл, а именно уступил) на чемпионате России, потому что «у нас, у мусульман, так принято: младший уступает старшему», а у Исламбека заставкой на телефоне является надпись «Только Аллах может судить меня!»

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовала 15 августа заметку Дмитрия Ратникова «В орнаменте арабесок».

В ней рассказывается о книге известного историка Северной столицы Альберта Аспидова «Петербургские арабески» и в частности об одной из ее глав, посвященной строительству соборной мечети в Петербурге.

 

Подготовил Рустам ШАКИРОВ

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/4136/">ISLAMRF.RU: Российские мусульмане против «СШАкашвили»</a>