RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 9-15 апреля

23.04.2007 18:48

Обзор и анализ СМИ, новости мусульманских общин Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Пензы, Удмурсткой республики и других регионов

 

► Прошедший недавно Мавлид ан-Наби (день рождения Пророка Мухаммада (с.г.с.) остается одной из основных тем для прессы Татарстана. К примеру газета «Шэхри Казан» («Город Казань») в номере от 11 апреля рассказывает о том, как этот праздник отмечался в Казани [Хажиев Х. Доньякулэм мэсьэлэлэр чишелер иде // Шэhри Казан, 2007. — 11 апрель]. В ДК Химиков прошел вечер, посвященный Мавлиду, который, пожалуй, впервые отмечается в Казани на таком достаточно высоком уровне. Это мероприятие привлекло к себе множество казанцев, которые собрались в ДК в праздничном настроении. Среди присутствующих бесплатно распространялись журналы и буклеты, посвященные Пророку Мухаммаду (с.г.с.), раздавались халяльные сладости. С основной речью выступил ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин, который рассказал о Пророке. После чего состоялась концертная программа, в которой приняли участие татарские артисты, а также студенты и преподаватели казанских исламских учебных заведений. Как пишет газета, наибольшее впечатление на зрителей оказало вдохновенное выступление преподавателя медресе «Мухаммадия» Хусама [Хусам Абдуррахман, гражданин Иордании. С начала 1990-х гг. проживает в Казани, в совершенстве изучил татарский язык. Известен в Татарстане и на Арабском Востоке как профессиональный исполнитель анашидов — песнопений на исламскую тематику], который исполнил религиозные мунаджаты под аккомпанемент гармони.

 

► Аналогичное мероприятие по празднованию Мавлид-байрама провел в мечети «Марджани» и Союз мусульманок РТ. Выступивший перед женщинами мухтасиб Казани Мансур-хазрат Джалялетдинов сообщил, что возле мечети Марджани завершается строительство женского медресе и вскоре оно будет открыто для мусульманок [«Эхзэб» сурэсе яктылыгында // Шэhри Казан, 2007. — 13 апрель]

 

► 12 апреля в казанской мечети «Марджани» (г. Казань) состоялась торжественная церемония по вручению имам-хатибам казанского мухтасибата удостоверений на право деятельности в качестве имамов (официально они называются - «свидетельства на проповедническую деятельность»), — пишет газета «Шэхри Казан» [Гэрэй Х. Мохтэсиб дулкынланды, эмма сынатмады // Шэhри Казан, 2007. — 14 апрель]. На нем присутствовали, кроме высшего мусульманского духовенства и имамов казанских мечетей, представители городской администрации, главы районных муниципальных образований города Казани, а также представители силовых структур. Эти свидетельства получил 51 казанский имам. Во вступительной речи мухтасиб Казани Мансур Джалялетдинов резко критиковал Совет по делам религий при Кабмине РТ, который по его словам «не только не оказывает никакой помощи, а, наоборот, создает всяческие препоны в нашей работе» Мансур-хазрат также рассказал о проведенной реконструкции мечети «Марджани» и близлежащей территории, назвал имена самых активных и успешно работающих имамов Казани. Среди них Ильдар-хазрат Баязитов (мечеть «Сулейман»), Наджип-хазрат Гайнетдинов (мечеть «Рамазан»), Гильмулла-хазрат Халиуллин (мечеть «Медина»), Шамиль-хазрат Исхаков (мечеть «Казан нуры») и др. На церемонии было сказано, что в настоящее время в Казани действует 46 мечетей, работу в которых ведут свыше 60 имамов.

 

► Эта же газета сообщает о деятельности нового казыя Казани и пригородных районов Рустама-хазрата Зиннурова [Гомэр Г. Казыят канат кага // Шэhри Казан, 2007. — 10 апрель]. Получив образование в Саудовской Аравии, он некоторое время работал в качестве имам-хатиба мечети «Казан нуры». Ведя широкую просветительскую работу, занимаясь оказанием лечебно-психологической помощи мусульманам Казани, грамотно и содержательно выступая на самых различных мероприятиях, он быстро набрал популярность и сейчас работает имамом центральной мечети «Кул Шариф».

Одним из первых мероприятий Рустама Зиннурова в качестве казыя стало проведение в Высокогорском районе РТ выездного заседания казыята. Солидность этому мероприятию придало и участие руководителя ДУМ РТ Гусмана Исхакова, который выступил с приветственной речью перед собравшимися. Заместитель главы администрации района Рафис Газизов сообщил, что до перестройки в районе сохранялась всего одна мечеть, в деревне Айбаш. Да и то она действовала в качестве сельского клуба. В настоящее время в Высокогорском районе функционируют 42 мечети, планируется возведение мусульманских храмов еще в четырех деревнях района. Рустам Зиннуров отметил, что в современных условиях, когда над национальной культурой и традициями висит угроза, мусульманские деятели должны усилить работу с населением. Местные имам-хатибы сетовали на недостаток средств на содержание деревенских мечетей. В заключении мусульманское духовенство района получило из рук муфтия удостоверения имамов.

 

► Молодежная газета «Татарстан яшьляре» («Молодежь Татарстана») комментирует заявление московских мусульман о необходимости открытия молельных комнат при вокзалах, аэропортах, базарах и других общественных мест [Кыдашева З. Болгату // Татарстан яшьляре, 2007. — 10 апрель]. Больше всего журналиста Зулейху Кыдашеву удивила реакция радиостанции «Эхо Москвы», которая позиционирует себя как демократическая и оппозиционная властям. «А вот эти молельные комнаты все-таки закрытое общество, какие-то свои правила и свои угрозы, не станут ли они, простите, рассадником религиозного экстремизма?», — цитирует она слова журналиста Владимира Варфоломеева. «Только в районе московского Большого Кольца» действует около 500 христианских церквей, и кроме того при базарах и гостиницах имеются многочисленные часовни и молельни, но почему-то никто не называет их «закрытым обществом», — задается вопросом журналист «Татарстан яшьляре». Все это по ее мнению провокация чистой воды, которая исходит из желания ловить рыбу в мутной воде и внести разлад в отношения между мусульманами и христианами.

 

► Журналист газеты «Мэдэни жомга» («Культурная пятница») Айгуль Ханова делится с читателями различными забавными историями, которые происходят с ней в ее повседневной работе [Ханова А. Анда сезне котэлэр…// Мэдэни жомга, 2007. — 13 апрель]. В том числе она рассказывает про известного татарского писателя Марселя Галиева, который «достает» журналисток-мусульманок газеты своими советами о том, как должна одеваться настоящая татарская девушка. По его мнению, девушка-мусульманка должна наряжаться ярко и броско, а не копировать арабскую или турецкую мусульманскую моду. «После того, как мы предложили ему презентовать нам «настоящий татарский платок», Марсель Галиев больше не появлялся в редакции», — пишет Айгуль Ханова.

Эта бесхитростная на первый взгляд история поднимает много проблем. Как должна одеваться мусульманка? На это счет Ислам говорит однозначно — тело должно быть закрыто, помимо лица, кистей рук и ступней. Но среди татарской интеллигенции в последнее время начало преобладать мнение, что татарки-мусульманки должны одеваться более свободно, как их давние предки — в длинное платье, но с открытой головой.

 

► «Джихад в искусстве» — статью, с таким громким названием опубликовала газета «Молодежь Татарстана» [Сабирова А. Джихад в искусстве // Молодежь Татарстана, 2007. — 13 апреля]. Речь в ней идет об известном молодом казанском художнике Рустаме Хузине, чья выставка открылась на днях в выставочном зале Казанского художественного училища им. Н.И.Фешина. Рустам Хузин известен как автор множества полотен на историческую тему. Ислам и искусство — вот главный лейтмотив статьи. Как практикующего мусульманина художника беспокоит легитимность его профессии с точки зрения постулатов исламской религии. Беспокоясь об этом, в свое время он даже хотел бросить Академию художеств, в которой успешно учился, поскольку, по его словам «понял, что без живописи прожить смогу, а без религии нет». Но тщательное изучение принципов и правил исламской религии позволило ему остаться в профессии. Рустам утверждает, что в Исламе разрешено плоское изображение, которое не отбрасывает тени. «Все имамы, создавшие мазхабы (основные течения в Исламе), разрешали рисование, но запрещали скульптуру. Но даже скульптура перестает быть запрещенной, если изваять человека не полностью, а только часть его тела, например, бюст. А в плоских изображениях нельзя рисовать то, чему человек поклоняется. Запрещены иконы», — комментирует он вопрос корреспондента о запрете в Исламе объемных изображений.

 

► Газета «Ватаным Татарстан» («Родина моя — Татарстан») завершает дискуссию по проблемам язычества и ислама [Ибраhим А. Динебез нигэ мантый алмый? // Ватаным Татарстан, 2007. — 13 апрель]. В последнее время в республике сформировалась группа татарских поклонников язычества, которая ратует за возврат к древним доисламским истокам и традициям и отвергает исламский период истории татарского народа. Одним из ее лидеров является Рафаэль Безертдинов, который на страницах своих книг, а также на страницах газеты «язычников» «Безнен юл» («Наш путь») проповедует древние, давно забытые «ценности».

Об этом же шла речь и на страницах «Ватаным Татарстан». Дискуссию можно свести к двум авторам. «За» язычество выступил журналист «ВТ» Ильфак Шигапов, а против его известная писательница Фаузия Байрамова. В пятничном номере газеты эту тему рассматривает один из лидеров национального татарского движения Ульяновска Айрат Ибрагимов. Судя по всему, он склоняется в сторону Безертдинова и его группы. «Как можно обойтись без празднования Сабантуя, Науруза, Нардугана, Джиена и др.», — задает он вопрос в своей статье. То есть праздников сугубо национальных, идущих из языческого прошлого татарского народа. Он пишет, что исламская религия не соответствует тому природному циклу и тем природным условиям, которые сложились на Средней Волге. По мнению А.Ибрагимова, луна практически не влияет на жизнь местного населения и, наоборот, роль солнца невероятно велика. Поэтому нельзя жить по лунному календарю, что больше подходит для жителей экватора. «Зимой мы держим пост — 7, а летом — 17 часов, а мусульманские праздники кочуют по всему календарю, что не является нормальным для нас», — пишет он.

В качестве примера того, что среди мусульманских деятелей якобы нет четкой позиции по проблеме отношения ислама, язычества, и взаимоотношениям с другими религиями, он еще раз напоминает историю с муфтием Талгатом Таджутдином, который в конце 80-х годов хотел поместить на челнинской мечети «Тауба» полумесяц, крест и иудейскую шестиконечную звезду. «Свидетелем аналогичной ситуации я был в селе Медяны Горьковской области, когда там открывалась мечеть, построенная Фаизом Гильмановым», — пишет автор статьи. По его словам, он сам слышал как Талгат Таджутдин расхваливал строителей мечети за то, что они поместили на ней кресты в виде оконных рам. И теперь только, по мнению муфтия, не хватает еврейской звезды. В заключении Айрат Ибрагим приводит историю, случившуюся некоторое время тому назад в деревне Иске Кызылсу Старомайнинского района Ульяновской области. Местный имам засыпал экскаватором «Ручей Ханифы», который местные татары считали «святым» и даже развешивали на ветках возле ручья полотенца. «И какой вред может быть от полотенец. Разве кому-то будет плохо, если люди после омовения в ручье будут вытираться этими полотенцами? Главный враг Ислама — это не полотенца, а алкоголизм, наркомания, половая распущенность», — утверждает Айрат Ибрагимов. В итоге все вернулось на круги своя и это правильно, считает автор статьи.

 

► Официальная газета «Республика Татарстан» в номере от 12 апреля публикует интервью с начальником Управления ФСБ РФ по РТ генерал-лейтенантом Евгением Вдовиным [Алексеев Д. Социальной базы для терроризма в Татарстане нет // Республика Татарстан, 2007. — 12 апреля]. Поводом послужила годовщина создания в России Национального антитеррористического комитета и, соответственно, Антитеррористической комиссии в РТ, которая координирует работу всех республиканских органов исполнительной власти и местного самоуправления по профилактике терроризма. Возглавляет ее Президент Минтимер Шаймиев. По мнению Е.Вдовина «В Татарстане наиболее серьезные угрозы террористических и экстремистских проявлений исходят от участников ваххабитских групп, ячеек международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», а также сторонников незаконных вооруженных формирований в Чечне». По его словам «реальность таких угроз подтверждают совершенные в 2005 году подрывы объектов энергетики и жизнеобеспечения в Татарстане, Башкортостане, Кировской, Ульяновской и Самарской областях. Предпринимаются попытки вовлечения в эти ряды жителей и представителей мусульманского духовенства, создания организованной сети псевдомусульманских общин, имеющих межрегиональные связи. Их члены распространяют радикальные и политизированные учения под видом нетрадиционных форм Ислама». Руководитель ФСБ РФ по РТ также полагает, что интерес, проявляемый к республике со стороны религиозно-радикальных структур, несомненно, обусловлен многонациональностью (52,9 процента составляют татары, 41 процент — русские) и поликонфессиональностью (ведущие конфессии — Ислам и Православие) региона. Значительная доля мусульман среди жителей Татарстана обусловливает повышенное внимание к республике со стороны международных религиозных экстремистов. «При этом на роль духовных наставников татарстанцев порой претендуют радикально настроенные имамы и активисты мусульманских общин, прошедшие обучение в арабских странах, наемники и боевики с опытом участия в военных действиях в Афганистане, Пакистане и на Северном Кавказе. Отдельные члены религиозно-экстремистских групп имеют контакты с зарубежными экстремистскими организациями («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Талибан», «Таблиг» или их сторонниками в Узбекистане, Таджикистане, Афганистане). Обладая большими познаниями в религиозной сфере, они проповедуют «чистый ислам», критикуя сложившуюся систему религиозных взглядов в мусульманской общине, инициируя ее раскол и создание радикальных исламских групп. За последние два года такие группы были выявлены правоохранительными органами в Казани, Набережных Челнах и в ряде других районов республики и Поволжья», — цитирует слова Е.Вдовина газета «Республика Татарстан».

 

► Пятого апреля перед сессий Госсовета РТ представители Татарского общественного центра провели пикет с лозунгами: «Депутаты ГС РТ! Требуйте роспуска Совета Федерации, отставки С.Миронова, Р.Алтынбаева!», «Долой исламофобию. Освободить политзаключенных мусульман!» и др. Об этом пишет газета «Звезда Поволжья» от 12-18 апреля [Volga Area News // Звезда Поволжья, 2007. — 12-18 апреля].

 

► Группа молодых мусульманских авторов Казани, объединились в новый Интернет-проект. Таким проектом стал каталог статей и сайтов www.webstrana.info. Это авторы, работы которых появлялись в казаснкой газете «Ислам info», на страницах Казанского информационного портала «Студент», в других мусульманских сетевых СМИ, — сообщает официальный сайт казанской мечети «Сулейман».

 

► В минувшее воскресенье познавательную лекцию об Исламе в казанской мечети «Аль-Ихляс» провел Абдуррахман Наумов, который преподает в Российском исламском университете, одновременно являясь одним из лидеров культурно-просветительского фонда «Призма». Лекция была посвящена проблеме установления толерантности и веротерпимости между людьми разных конфессий, рассматривался вопрос уважения детей к родителям и о том, как относится ислам к разводам. В мечети «Аль-Ихлас» намерены и в будущем проводить такого рода мероприятия с приглашением имамов и религиозных деятелей Казани сообщает ИА  «Islamnews».

 

► Информационное агентство «Islamnews» рассказало об изменениях в деятельности медресе г. Буинска. С июля текущего года при медресе планируется создание вечерней школы, занятия в которой будут проходить четыре дня в неделю. Студенты, окончившие вечернюю школу, получат аттестат о полном среднем религиозном образовании. А в дальнейшем они смогут получить среднее специальное религиозное образование и работать как в мечетях, так и в общеобразовательных учебных заведениях. Само медресе ведет подготовку высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля для различных религиозных и нерелигиозных организаций и образовательных учреждений. Кроме исламских наук и арабского языка, там преподаются и светские предметы, такие как психология, логика, русский язык, татарский язык, история России и т.д. Кроме того, по субботам в медресе проходят публичные лекции по исламу, читать которые приглашаются религиозные деятели и исламоведы из Казани.

 

► Как известно 10 и 11 апреля в Магнитогорске состоялись финальные матчи чемпионата России по хоккею между клубами «Ак Барс» (Казань) и местным «Металлургом», во время которого магнитогорские болельщики размахивали лозунгами: «Бей татар!», «Мочи татар — спасай Россию!» и т.п. В связи с этим, президент Татарстана Минтимер Шаймиев обратился к руководству Росспорта с просьбой разобраться с экстремистскими болельщиками. Это неприятное событие по просьбе ИА «Муслим-пресс» комментирует председатель Духовного управления мусульман РТ Гусман Исхаков. «Мне, как главе ДУМ РТ и просто гражданину Российской Федерации, показалось очень странным поведение милиционеров уральского города. Во время выполнения своих прямых обязанностей, охраны правопорядка, они закрывали глаза на то, как пытались столкнуть татар и русских. Но никого из националистов не остановили, никого не задержали. По мнению мусульман, экстремистам нет места на трибунах, будь то хоккей или другой вид спорта. Используя дворцы спорта для националистической трибуны, шовинисты вбивают клин между русскими и татарами, самыми многочисленными народами России. Реакция со стороны прокуратуры и МВД по отношению к экстремистам, «проявившим» себя на хоккее, должна быть быстрой. Иначе дело спустят на тормозах, а потом скажут: «Ну, какие это экстремисты — просто хулиганчики! Простим их? Простим!». Такое «прощение» — мина замедленного действия, и лежит эта мина под ногами у русского и татарина, украинца и еврея», — говорит руководитель ДУМ РТ.

Гусману Исхакову вторит Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, которому «стыдно за русских людей»: «Если инициатива националистических выкриков была инициирована группой русских людей, то мне глубоко стыдно за них. Потому что Россия немыслима без татар, народа, придерживающегося традиционной религии нашей страны — Ислама».

 

► В одном из изоляторов г. Иркутска сильно избит Фанис Шайхутдинов, осужденный по делу о взрыве бугульминского газопровода. Осужденными по этому же делу являются также двое бывших узников Гуантанамо — Равиль Гумаров и Тимур Ишмуратов. Вследствие избиения Шайхутдинов получил серьезные травмы и лишился возможности самостоятельно передвигаться. Несмотря на тяжелое состояние, ему было отказано в доступе врача. Фанис Шайхутдинов был осужден по скандально известному делу о взрыве бугульминского газопровода. Во время следствия от него потребовали дать показания, согласно которым на месте взрыва был другой экс-заключенный Гуантанамо Шамиль Хаджиев. Шайхутдинов отказался оговаривать незнакомого ему человека, не стал давать показания на кого-либо, не признался в собственной причастности к теракту и в итоге получил самый большой срок как «не оказавший помощь следствию» (по сообщению сайта «Ислам.ру»).

 

Сайт ДУМ Нижегородской области «Ислам в Нижнем Новгороде» рассказывает об активной деятельности руководства ДУМНО в течение прошлой недели. Его председатель Умар-хазрат Идрисов вернулся из Нигерии, где он побывал по приглашению президента Ливии Муаммара Каддафи. Вместе с мусульманскими лидерами из более 80 стран мира принял участие в приуроченной к Рождеству Пророка (мир ему) церемонии преподнесения ливийским народом в дар народу Нигерии больницы, оборудованной по последнему слову медицины.

Ежегодно в день Мавлида лидер Джамахарии Муаммар Каддафи собирает мусульман со всего мира и отмечает праздник Рождества Пророка в одной из бедных стран. В прошлом году этой страной было Мали, а в этот раз — Нигерия. По словам руководителя ДУМНО, эта поездка преподнесла ему бесценный дар, поскольку «помогла в очередной раз увериться в том, что мы не должны уставать благодарить Всевышнего за те, прекрасные условия, в которых родились и живем».

 

► 10 апреля Зеленый зал центрального здания Российской Академии Наук (Москва) был отдан исламоведам для презентации серии книг «Ислам в России». Первой книгой серии оказался «Ислам в Москве» Фарида Асадуллина. Уже изданы «Ислам в Татарстане» Рафика Мухаметшина и «Ислам в Башкортостане» Айслу Юнусовой. Готовятся к выпуску работы Энвера Кисриева (о Дагестане), Дамира Хайретдинова (о Нижегородчине) и Владимира Семенова (о Саратовщине).

 

► Сайт islamnn.ru сообщает о поездке руководителя аппарата ДУМНО Дамира-хазрата Мухетдинова в Санкт-Петербург и его встречах с местными учеными-востоковедами. В ходе закрытия 24-й Международной научной конференции «Источниковедение и историография стран Азии и Африки», проходившей на Восточном факультете СПбГУ с 10 апреля, руководитель аппарата ДУМНО Дамир Мухетдинов провел переговоры с рядом крупных ученых по вопросу сотрудничества в сфере издания книг, а также публикации на страницах альманаха «Ислам в современно мире» и газеты «Медина аль-Ислам». Профессор Н. Дьяков, В. Арсеньев, А. Хисматуллин и другие видные ученые обсудили направления сотрудничества с нижегородским ДУМ. Большой интерес исламоведов вызвал рассказ Д. Мухетдинова о ситуации в сфере национально-религиозных отношений, сложившейся в Нижегородской области. Ученые пообещали тщательно отслеживать политику властей в отношении национальных и религиозных общин в ПФО вообще, и в Нижнем Новгороде в частности..

Также делегация ДУМНО, находящаяся с рабочим визитом в Санкт-Петербурге, провела ряд встреч с активистами татарской общины северной столицы. В частности состоялись встречи с Р. Теляшовым, Ф. Назмеевой, А. Тагиржановой и др. В результате этих встреч достигнуты договоренности о сотрудничестве и о публикации на страницах изданий ДУМНО эксклюзивных материалов о татарской общине Санкт-Петербурга (подробнее см. сайт islamnn.ru).

В эти же дни в Санкт-Петербурге разгорелся скандал вокруг «налета» спецслужб на Центр исламской культуры и предъявления его руководителю Мухаммеду Хенни обвинения в возбуждении религиозной вражды. Находившийся во «второй столице» Д.Мухетдинов в связи с этим сделал заявление в котором было сказал: «Я не первый год знаю главу ИКЦ Петербурга уважаемого Мухаммеда Хенни и с интересом слежу за деятельностью созданного им Центра, здесь ведется ежедневная кропотливая работа по предотвращению межконфессиональной и межнациональной розни, в которой огульно обвиняли Хенни. Акция питерских силовиков говорит о некомпетентности, граничащей с провокационностью, и явно противоречит внешнеполитическому курсу Кремля на сближение с исламским миром» (подробнее см. сайт islamnn.ru).

Как  уже 13 апреля сообщает сайт ДУМНО дело против Хенни закрыто, а все обвинения с него сняты.

 

Уфимская «Молодежная газета» поместила рецензию на недавно вышедшую книгу В.Самигуллина «Ислам и право: опыт постижения», которая «посвящена истории, канонам, ценностям Ислама и нормам исламского права» [Ахметвалиева С. Светский разговор о религии // Молодежная газета, 2007. — 12 апреля]. Книг по мусульманскому праву на русском языке не так много, поэтому новое издание может представлять большой интерес не только для специалистов, но и всех тех, кто интересуется мусульманским правом. К сожалению, материал не дает представления о книжной новинке и полон многословия на тему толерантности, развития и сближения разных культур и т.д.

 

► В Духовном управлении мусульман Башкортостана образован Совет ученых. В связи с этим ИА «Муслим-пресс» в своем сообщении от 11 апреля цитирует первого заместителя муфтия Башкортостана Аюп-хазрата Бибирсова, который отметил, что потребность в Совете ученых (улемов) возникла давно: «До недавнего времени было так: на территории республики довольно продолжительное время издавались мусульманские книги, брошюры, справочники, а соответствует ли это законам страны и традиционному укладу правоверных — это было большим вопросом, — отметил Аюп-хазрат Бибарсов. — Нужно было весь этот поток систематизировать, дать ознакомиться уважаемым религиозным деятелям, а уж только затем начинать печатать. Необходимо добиться того, чтобы выпущенная литература под эгидой нашего духовного управления не вызывала никаких нареканий». Кроме определенного контроля над выпуском литературы Совет ученых будет принимать активное участие в социальной сфере, религиозном образовании и диалоге с представителями власти».

 

► К сожалению, не обошлось без скандала на прошлой неделе и в Пензе. На днях прихожане Соборной мечети города Пензы направили открытое обращение Председателю Совета муфтиев РФ шейху Равилю Гайнутдину с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся c председателем единственной в городе мечети Джафаром Куряевым, который ведет себя недостойно по отношению к прихожанам храма.

В сообщении говорится, что ни поступки, ни дела Д. Куряева не соответствуют тем принципам, которые заповедует религия Ислам, религия любви и милосердия. «Он никого не уважает, кругом царит произвол. Люди приходят в мечеть с надеждой получить духовную поддержку, познать истину, а сталкиваются с грубостью, унижением и оскорблениями со стороны Д. Куряева».

Как сообщило ИА Islamnews прихожане мечети, последней каплей стал инцидент, произошедший на одном из занятий по изучению арабского языка, который преподавал Рафик-хазрат Шабанов, имам-хатыб Соборной мечети города Пензы. «В начале урока в класс зашел председатель Д. Куряев и объявил, что занятия по изучению Ислама прекращаются. Когда одна из учениц попросила объяснить причину принятия такого решения, то он сказал, что женщины могут посещать мечеть и уроки только с махрамом, что мужчины, т.е. имамы мечети, не имеют права преподавать женщинам, что многие мусульманки, по его мнению, приходят в мечеть «потусоваться». Девушкам ничего не оставалось делать, как только покинуть мечеть. Этот случай не единичный. Недавно председатель уволил единственного муэдзина мечети Байшева Рашида-хазрата из-за того, что тот всегда делал Куряеву справедливые замечания, не страшась его мести. Много недовольства вызывает высокомерное поведение Д. Куряева. Некоторые мусульмане перестают посещать мечеть из-за творящегося там произвола, т.к. мечеть он считает своей «частной собственностью».

Мусульмане города Пензы надеются на справедливое разрешение данной проблемы со стороны Равиля Гайнутдина. Ранее активисты пытались обратиться за помощью к местному муфтию, но это не дало никаких результатов.

 

► На днях в учебном центре пензенской региональной общественной организации «Просвещение» установили две спутниковые антенны, с помощью которых теперь ученики, изучающие ислам, смогут смотреть познавательные передачи на турецком, азербайджанском, фарси, татарском и русском языках. Об этом корреспонденту ИА Islamnews  сообщил руководитель организации Абдуррауф Забиров. Кроме того, по воскресеньям, понедельникам и вторникам учащиеся смогут просматривать познавательные фильмы из коллекции телекомпании «Исламский мир». На днях по телеканалу TNV (Новый век) была показана программа на тему «Наставления», в которой ведущие рассказывали о миссии пророка Моисея (Мусы). Помимо этого, спутниковая антенна даст возможность знакомиться с учебными программами по арабскому языку и чтению Корана, а также получать свежие новости.

 

Кировской области Валерий Крепостнов и глава Регионального духовного управления мусульман Вятского региона Габдуннур Камалуддин подписали соглашение о сотрудничестве, сообщает сайт «Ислам.ру».

Стороны договорились о необходимости координации усилий в вопросах проведения общественно значимых культурно-просветительских и благотворительных мероприятий и проектов Регионального духовного управления мусульман Кировской области, сохранения и упрочения гражданского мира и общественного согласия в регионе, реализации прав верующих.

Особое внимание в соглашении уделено развитию мира, согласия и толерантности в соответствии с действующим законодательством, пропаганде здорового образа жизни, подготовке призывников к военной службе, духовно-нравственному просвещению молодежи, воспитанию уважения к истории и культуре Кировской области, оказанию противодействия экстремизму.

 

► Газета «Удмуртская правда» рассказывает о сотрудничестве МВД Удмуртской республики и ДУМ Удмуртии [Кирилин А. Правопорядок и верования. Служивых людей уважают верующие // Удмуртская правда, 2007. — 10 апреля]. Так сообщается, что министр внутренних дел Удмуртской Республики генерал-майор милиции Валерий Сосновский и муфтий Удмуртской Республики, председатель Духовного управления мусульман Удмуртии Габдулла-хазрат Мухамедшин 5 апреля подписали соглашение о сотрудничестве между МВД и Духовным управлением мусульман Удмуртии.

Габдулла-хазрат Мухамедшин сказал, что высоко ценит внимание государственных лиц к Духовному управлению мусульман. Валерий Сосновский осмотрел новую мечеть на улице Азина, выслушал историю сохранения старой мечети. Генерал заверил, что никогда не строил свое отношение к людям на том, какой они национальности или какого вероисповедания.

Соглашение о сотрудничестве направлено на созидание, укрепление общества, основ духовности и нравственности. Соглашение предусматривает противодействие терроризму и религиозному экстремизму, но при этом уважает свободу вероисповедания. .

 

Подготовил Азат Ахунов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/58/">ISLAMRF.RU: Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 9-15 апреля</a>