RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг 2-8 июля 2007 года

10.07.2007 16:02

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа)

• В начале июля портал Regions.Ru провел ряд опросов священнослужителей и религиозных деятелей на различные темы.

«Как бы вы прокомментировали требования стран Восточной Европы к России не только покаяться в преступлениях Советской власти, но и заплатить за них» - на этот вопрос мусульманские священнослужители отвечали так:

Абдуррауф-хазрат Забиров, заместитель председателя Единого Духовного управления мусульман Пензенской области (ЕДУМ ПО): «За первые тридцать лет советской власти мусульмане нашей страны потеряли более 40 000 тысяч религиозных деятелей: они были репрессированы режимом. За этот же период были уничтожены более 15 000 мечетей. Но правоверные России не выдвигают счет прежнему режиму. Теперь все это - история. Что касается требований представителей стран Восточной Европы, то должен спросить: "А кто кому должен - мы им или они нам?" Наша страна строила в освобожденных государствах заводы и предприятия, поднимала из руин города, возводила дома, аэродромы, детские сады. Это огромные деньги. Видимо, они забыли, что их страны освобождал советский солдат».

Рустэм-хазрат Шакиров, имам-хатыб Соборной мечети г. Октябрьский, Республика Башкортостан: «Если в Восточной Европе за преступления Советской власти требуют деньги от России, значит, требуют выплатить деньги лично у меня. Но я не могу нести ответственность за страну, которой больше нет. Никакого отношения к действиям руководства СССР тех лет я и моя семья не имеем. Кроме того, запросто так я деньги отдавать не привык! Это называется шантажом и никак иначе. В наших краях после Великой Отечественной войны работали военнопленные - представители тех стран, которые напали на Советский Союз 22 июня 1941 года. Я могу привести сотни примеров, как местные жители помогали им едой, одеждой, а не оскорбляли их. А теперь потомки тех военнопленных требуют от меня извинений в виде евро или долларов?! Хороший подход, нечего сказать! Советские солдаты, освобождая Варшаву, Прагу, Будапешт и другие европейские столицы, не задавались вопросом, сколько им это будет стоить. Очевидно, они понимали, что освобождение Европы от коричневой чумы могло стоить самого дорогого - человеческой жизни».

Второй опрос выяснял отношение священнослужителей к эротике в СМИ (http://www.regions.ru/news/nations/2084334/). Здесь представители различных конфессий были единодушны.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви Святого Николая на Берсеневке: «Когда я слышу давние разговоры о том, что считать порнографией, а что эротикой, мне становится просто грустно. Здесь явная спекуляция на размытости этих понятий и граней между ними. Верующий человек имеет четкий критерий недозволенного в этой сфере. В Евангелии сказано: "Всякий смотрящий на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем". А реклама провоцирует этот грех. Джинн, или бес, был выпущен на свободу. А загнать его обратно в бутылку будет очень сложно. С христианской точки зрения, любая обнаженность тела человеческого является провоцирующим моментом. Если в конце концов не поставить заслон валу этой развращающей рекламы, мы очень далеко зайдем. И каждый раз граница дозволенного будет отодвигаться. И мы окажемся в очень глубокой яме. Поэтому важно эти споры прекратить и обратиться к элементарному приличию в этом плане».

Мукаддас-хазрат Бибарсов, председатель Духовного управления мусульман Поволжья: «К счастью, у меня очень мало свободного времени, поэтому лицезреть на ТВ различные шоу и передачи, где уровень юмора ниже плинтуса, но намного выше мини-юбок, у меня просто нет. Зато у других, в том числе молодежи, это время есть, и оно тратится так, как захочется, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Переходя к вашему вопросу, отвечу однозначно: эротику не то что сократить, ее необходимо полностью убрать с каналов. Хотите "клубнички" - подключайтесь к кабельному каналу. Пусть там крутят "порнуху" для озабоченных - хоть всю ночь!

Перед Россией стоит задача выправить демографическое положение. А тем временем российское общество ежедневно и ежечасно пичкают развратом: нетрадиционной ориентацией, сексуальным распутством, безвкусицей... О какой стабилизации в России может быть речь, если страна духовно подкашивается?!»

Заур-хазрат Аббасов, заместитель председателя религиозного общества мусульман г. Калининград: «Последователи ислама в Калининградской области выражают поддержку правительству региона и тем депутатам Государственной Думы, которые взялись на решение очень большой проблемы - так называемой "клубнички". Выскажу мнение всех мусульман России: популяризация эротики и порнографии (что в принципе одно и то же) в электронных и печатных СМИ принимает угрожающие масштабы. Невозможно смотреть ни один канал - становится стыдно от пошлости и вседозволенности. Темы вроде "Кто с кем переспал и на сколько денег попутно кинул сексуального партнера" становятся предметом обсуждения широкой аудитории Первого канала, "России", НТВ. Это ужас и стыд! Нет передач патриотического воспитания, отдельные программы о Родине выполнены слишком топорно. Например, "История государства российского" на ТВЦ смонтирована на американский манер. Смотришь на героев мульти-пульти и возникает противное чувство, что в следующем эпизоде рядом с Ярославом Мудрым или Петром I-м появится Шрек. Вдвойне обидно то, что фамилия одного из лучших представителей отечественной демократии, Собчака, ныне у российского общества ассоциируется с гламуром, Рублевкой и тем "как выйти замуж за олигарха и оставить его в дураках". СМИ в этом очень здорово преуспели».

«Создается впечатление, - пишет Regions.Ru, раскрывая тему следующего опроса, — что шовинизм — болезнь одного лишь коренного населения, приезжие же свято блюдут законы и уважают местные традиции. Как милицейская статистика, так и повседневный опыт этому противоречат, однако обвинительные приговоры в разжигании межнациональной розни выносят только русским. "Верна ли такая политика и к чему она может привести?" – такой вопрос портал задал ряду государственных и религиозных деятелей.

Рафик Мухаметшин, ректор Российского исламского университета, так, в частности, ответил на этот вопрос: «Называть арестованного скинхеда русским фашистом или русским шовинистом недопустимо. Нечего скрывать, в каждом из нас сидит шайтан национализма. И припечатывать ярлык только к определенной нации - преступно. Это и называется расколом общества.

Дамир-хазрат Мухетдинов, руководитель аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области, член Общественной палаты Нижегородской области, отметил: «В большинстве случаев, когда речь заходит о столкновениях на национальной почве, виноваты обе стороны. Трудно представить, что в такие моменты нападают с шовинистическими криками одни, а другие, мягкие и пушистые, молчат в тряпочку и, закрыв рты, только защищаются. Однако когда речь заходит о том, что кто-то арестован за разжигание национальной розни, можно быть уверенным, что этим "кто-то" обязательно будет русский. Понимаю, что после таких слов могу предстать перед некоторыми недалекими единоверцами не в самом приятном свете. Но нужно быть объективными и не врать: перед законом люди равны, и нести ответственность за слова и действия должны все. Подчеркну, что как приезжие, так и жители России, должны, во избежание разного рода конфликтов, уважать и чтить традиции коренного населения России, а не навязывать свои обычаи и нравы».

Портал Regions.Ru провел также опрос православных и мусульманских священнослужителей на тему «Религия и политики». Вопрос звучал так: «Какое положение вещей кажется вам более предпочтительным – как в США, где личная религиозность значит для карьеры политика очень много, или как в России, где религия и политика резко разведены?»

Мнения опрашиваемых разделились.

Священник Сергий Звонарев, сотрудник ОВЦС: «Американская практика мне не кажется верной и хорошей, поскольку допускает использование религиозности исключительно в корыстных целях. В политической жизни США используется максимум возможностей для достижения результата, в том числе и личная религиозность».

Протоиерей Александр Кузин, зав. сектором Отдела религиозного образования и катехизации МП и протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне согласились с С.Звонаревым. Протоиерей же Димитрий Смирнов, настоятель храма св. Митрофания Воронежского, думает иначе: «Первый, т.е. американский, вариант мне кажется более предпочтительным. Через десять лет у нас все изменится. Просто сейчас наш госаппарат еще не избавился от наследия советского прошлого. Дело в том, что религиозность является естественным критерием нравственности. От нерелигиозного человека можно ожидать всего, что угодно. Заявление о своей религиозности - дело совершенно естественное».

Вот что отвечали мусульманские священнослужители.

Альбир-хазрат Крганов, первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман, муфтий Республики Чувашия: «На свете не бывает "просто политиков" - каждый политик прежде всего человек. А я, как верующий и как духовное лицо, знаю: вера требует, чтобы человек был порядочен, миролюбив, рассудителен. Она делает человека лучше - зачем же ее скрывать? И как можно требовать, чтобы политик, пока он отправляет свою должность, отказывался от требований своей религии? Мы что, обязываем его лицемерить? Поэтому я думаю, что критиковать тут нечего: никому, в том числе и политикам, не запрещено соблюдать нормы своей религии, принципов светского государства это не нарушает».

Висам Али Бардвил, муфтий Карелии: Мне кажется странным, что кто-то отделяет религию от светской жизни и жизни вообще. Советское время кончилось, а мы почему-то живем и мыслим по старинке. И уж совсем удивительно, что находятся те, кому не по душе пребывание президента России Владимира Путина в православном храме. Что может быть странного в том, что Владимир Владимирович - православный?! Это только подчеркивает человечность нашего президента. Я доверяю верующему человеку больше, чем атеисту. <…> Стоит ли в России организовывать партии по религиозному признаку? Думаю, это преждевременно».

Фярит-хазрат Ляпин, председатель мусульманской организации Иванова, член Общественной палаты Ивановской области: «Я считаю, что человек не вправе набирать политические очки, держа в руках перед телекамерами свечи, Коран или Талмуд. На этом можно очень тонко сыграть на публику: видишь, народ, какой я религиозный! Такой подход - разделять электорат по конфессиональному признаку - недопустим! Может сложиться такая ситуация, когда один сосед будет говорить другому: "Вот видишь, сегодня моего кандидата, пребывающего в церкви, показали по телевизору, а твоего кандидатишку в синагоге так и не показали. Значит, наш православный кандидат сильней!" Партий по религиозному отличию тоже быть не должно. В первую очередь мы - россияне, а уж потом православные, правоверные, иудеи и др. Существует светскость государства, прописанная в законе. Поэтому не нужно его нарушать».

2 июля на портале Credo.ru была помещена объемная статья Руслана Курбанова «Новый формат исламской «Реконкисты» и обратный эффект военных сценариев сдерживания. Западный мир еще не осознал всю глубину вызревающих в исламском мире процессов и их истинные причины»

Автор анализирует нарастающее военно-политическое противостояние западного мира и все более активизирующихся и напирающих исламских общин, развернувших массированную атаку на выстроенный за столетия западного господства мировой порядок по всем фронтам – от идеологического до диверсионно-террористического. Это противостояние «начинает приобретать пугающие масштабы».

Ситуация усугубляется тем, что западный мир еще не осознал всю глубину вызревающих в исламском мире процессов, их истинные причины, новый формат вызовов собственной безопасности и идентичности со стороны пробуждающегося ислама. Радикализацию и всестороннюю мобилизацию мусульман Р.Курбанов связывает с глубинной реакцией «пробуждающегося от вековой спячки» ислама на окружающую ситуацию в современном мире. При этом ислам как цивилизация, как альтернативная модель политического, экономического, культурного и международного устройства, не просто находится на стадии возрождения, он «вырабатывает и копит энергию разрушительной силы». Исламская социально-политическая активизация, демографическое и идеологическое наступление при быстром росте экономического потенциала исламских стран грозит перерасти в волну исламской "реконкисты" по всему миру.

Автор рассматривает новый мировой расклад сил и вызовов, которому свойственно, в частности, изменение характера противостояния Запада и Востока – теперь Восток находится не за «линией фронта», он рассеян по всему миру в виде трудно отслеживаемых социальных групп, ячеек, общин, джамаатов. Ислам настолько глубоко проник и сросся с телом западной цивилизации, что даже ценой глубокого "хирургического" вмешательства (если кому и придет в голову такая абсурдная мысль) его уже не «вырезать». Победить в военной кампании представляется абсолютно нереальным за невозможностью установить четкие цели и критерии победы. Автор подробно разбирает издержки военных сценариев.

Кроме того, сегодняшний вызов западному миру исходит от идеологической системы, которая по своей совокупной мощи, энергетике, убедительности, глубине и широте объяснения этого мира, мобилизационным возможностям и заложенным в ней потенциям развития намного превосходит все западные идеологии вместе взятые. Западный мир же, в свою очередь, переживает глубокие идеологический, ценностный и культурно-идентификационный кризисы.

3 июля информационный канал Ислам.Ру опубликовал статью кандидата политических наук Абдуллы Рината Мухаметова «Суверенная демократия» в исламском мире.

Автор полагает, что т.н. «исламисты», предлагающие проект модернизации без вестернизации, в ближайшее десятилетие войдут во власть (если уже не вошли) в большинстве мусульманских стран – от Индонезии до Марокко. Для лучшего понимания этого явления в России предлагается рассматривать его как вариацию того, что у нас называют «суверенной демократией».

«Суверенная демократия» никому никем не экспортируется. Она самостоятельно вырастает на конкретной национально-государственной почве. Вместе с тем, это не исключает появление своего рода интернационала «суверенных демократий», их координации в ответ на давление извне, - считает А.Р.Мухаметов.

«Запад все активнее внедряется в процесс переформатирования исламского мира, пытаясь курировать и направлять в нужное ему русло очередной «поход исламистов во власть», - продолжает автор. - Огромный мусульманский мир надо как-то менять, реформировать – и без «исламистов», являющихся самой массовой и одной из наиболее влиятельных сил в регионе, тут не обойтись. <…> Да, к сожалению, вероятность успеха западных стратегов велика. На их стороне высочайший уровень политтехнологий, силовое, экономическое, информационное превосходство против зачастую откровенной наивности происламских кругов, пусть даже концентрирующих в своих руках пассионарный заряд миллионных масс. Многие мусульманские лидеры достаточно легко «разводятся». Не понимают, а, может, и не хотят понимать, когда Запад им льстит, снисходительно намекая, что, мол, вы тоже серьезные люди, с которыми можно иметь дело… Однако все-таки есть шанс того, что те, кто в Соединенных Штатах и Европе взялся за реализацию стратегии «приручения исламистов», на этот раз просчитаются. С приглашением ХАМАС в Кремль на этом пространстве, где ранее оперировал только Запад, неожиданно появилась Россия. Москва еще очень сдержанно действует в данном направлении. <…> На самом деле в «исламской суверенной демократии» для России нет ничего пугающего. Партии с религиозным уклоном действуют во многих странах мира: христианские демократы в Европе, индуистские партии в Индии, в «Израиле» сразу несколько иудейских партий и т.д. Они не вызывают в нашей стране негативных эмоций. Значит, религиозный характер «исламистов» сам по себе не проблема. <…>

Программы большинства современных происламских партий сосредоточены, прежде всего, на необходимости создания условий для экономического роста и повышения благосостояния людей, обеспечения социальной справедливости, демократизации общественной жизни, создания эффективной и бесплатной системы всеобщего образования и здравоохранения, борьбы с коррупцией, клановостью и т. д. Такая трансформация «исламистов» - результат их исторического развития в XX-XXI вв. <…>

Российский фактор здесь немаловажен. В интересах Москвы поддержать и перехватить у Запада роль куратора нового «похода исламистов во власть». Это вполне реально – после приглашения ХАМАС и мюнхенской речи В. Путин лично пользуется огромной популярность в происламских кругах в мусульманских странах. Рука Москвы крайне необходима происламским силам, которые сегодня вынуждены играть с Западом только потому, что нет других вариантов повлиять на диктаторские режимы в их странах. Так что углубление Москвы в мусульманское поле встретит серьезное понимание», отмечает автор.

«Время новостей» в номере от 3 июля публикует интервью с директором Центра изучения религий РГГУ Николаем Шабуровым о правомерности введения предмета «Основы православной культуры» в школьную программу («Вид национального спорта - прыгать на грабли», ).

Н.Шабуров оппонирует точке зрения, утверждающей, что речь в курсе не идет о религиозном воспитании, что этот курс – культурологический: «У них аргументы такие: православие является фундаментом русской культуры; фактически этот курс посвящен русской культуре; а после десятилетий советской власти у нас господствует полное невежество в этой области. Говорится также, что этот курс должен иметь и воспитательное значение, воспитывать на примерах высоких духовных ценностей. Тут прежде всего надо сказать, что само понятие «православная культура» крайне проблематично. Этот термин принят, как говорится, на веру, в научном сообществе даже не было дискуссии на эту тему. Но не очевидно, что это содержательная категория. Важно, например, что речь идет именно о православной, а не о христианской культуре, и я опасаюсь, что сторонники введения этого курса придерживаются изоляционистской позиции. <…> Известно, что на самом высоком уровне есть желание таким образом ввести Закон Божий, то есть раз уж нельзя это сделать прямо, давайте введем его под маркой ОПК. Кто ж спорит, все это вещи полезные, знать их надо. Будь немного другая атмосфера в нашем обществе, не шло бы слияние церковных и государственных структур, не будь, с одной стороны, стремления у церкви обслуживать власть, с другой - у власти превратить церковь в инструмент идеологического влияния... <…> Этот проект - «Основы православной культуры» был дискредитирован с самого начала, когда появились первые проекты программ, содержавшие примеры грубой нетолерантности, нападки на другие конфессии и религии. Появились известные учебные пособия А.В. Бородиной, которое необычайно рекламировалось. На самом деле это пособия по Закону Божьему, причем примитивные <…> Сторонники введения этого предмета говорят: пусть в Татарстане вводят основы исламской культуры, в Бурятии - основы буддийской и т.д. Но это путь тупиковый, он ведет к гражданскому конфликту. У нас есть моноэтнические и моноконфессиональные регионы, но в том же Татарстане все перемешано, есть и татары, и русские, и другие национальности».

3 июля в том же «Времени новостей» была опубликована статья Михаила Мошкина «Крещеные направо, остальные – налево. В школах Тверской области вводят основы православной и мусульманской культуры»

В ней сообщается о том, что в новом учебном году тверских второклашек и пятиклассников ожидает «сюрприз» - новый предмет в школьной программе. Тверская область станет четвертым субъектом федерации (после Белгородской, Калужской и Брянской областей), где в обязательную программу школы по региональному компоненту будет введено изучение Основ православной культуры. Об этом агентству Интерфакс заявил губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. В течение ближайших четырех лет Основы православной культуры будут включены в программу не только вторых и пятых, но и других классов.

Губернатор Зеленин утверждает, что родители школьников вряд ли будут против обязательного преподавания основ православной культуры их чадам, ведь «не менее 90% тверичей считают себя православными». Впрочем, г-н Зеленин не забывает и о том, что Россия - многоконфессиональная страна. «Для детей, исповедующих другие религии, будут предоставлены все возможности для изучения альтернативных курсов - например, Основ мусульманской культуры», отметил глава области.

Многие представители педагогического сообщества весьма настороженно относятся к такому способу взаимодействия церкви и образования. «Это очень огорчительная новость», - прокомментировал решение тверского губернатора ректор Института образовательной политики «Эврика», член Общественной палаты РФ и общественного совета при Минобрнауки Александр Адамский. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» он назвал два возможных негативных последствия: «Во-первых, разделение детей по конфессиональному признаку, а во-вторых, отвращение от высоких духовных ценностей, которые несет религия».

Издание «НГ-Религии» в номере от 4 июля публикует материал Павла Круга «Школьный тупик. Консенсуса в вопросе о преподавании «Основ православной культуры» нет и не предвидится».

Дискуссия вокруг ОПК продолжается, отмечает П.Круг. Автор самого известного учебного пособия по курсу «Основы православной культуры» Алла Бородина 22 июня отправила открытое письмо президенту Владимиру Путину, в котором подвергла резкой критике Министерство образования и науки РФ. Позиция ведомства по вопросу преподавания ОПК названа в письме «человеконенавистнической» и объявлена «постоянной причиной национально-конфессиональной напряженности». Между тем министр образования и науки Андрей Фурсенко 25 июня заявил, что религиозного образования в светских школах в России не может быть по Конституции.

Еще 12 июня в Москве был создан Оперативный штаб общественных движений по защите ОПК. В него вошли представители таких организаций, как «Народный собор», «Преображение», «Народная защита», Ассоциация православно-патриотических СМИ, Лига консервативной журналистики.

«Борьба за введение «Основ православной культуры», конечно, стала уже притчей во языцех по своей продолжительности – ведь длится она ни много ни мало восемь лет, а то и больше. Особую активность сторонники ОПК развивают накануне очередных выборов. Создание штабов наподобие предвыборных говорит само за себя, - продолжает автор статьи. - Религиозное образование в государственной школе уже существует де-факто. По данным Общественной палаты РФ, различные курсы православной культуры по стране ориентировочно изучают 500–600 тыс. учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, курсы исламской культуры – 150–200 тыс., курсы философско-религиоведческого содержания – 50 тыс., курсы по истории и культуре иудаизма – 10 тыс., буддизма – 10 тыс., традиционные религии малочисленных народов Севера – 10 тыс. учащихся. Итого 700–800 тыс. учащихся и соответственно не менее 20–30 тыс. учителей, занятых преподаванием этих учебных курсов».

Упразднить все это многообразие ради повсеместного преподавания «Истории мировых религий» уже просто невозможно, подытоживает П.Круг.

Роман Лункин опубликовал 5 июля на портале Credo.Ru свой «Комментарий дня», в котором задался вопросом: а является ли «православизация» россиян их осознанным выбором?

«Большинство социологических исследований, как официальных, так и неофициальных, отмечают одну особенность религиозного сознания россиян – поддержка православия часто не связана с верой, а в исследованиях массового сознания в меньшей степени связана с реальной религиозностью и с приверженностью каким-либо христианским нормам. Размытая, аморфная идея поддержки православия может включать в себя астрологию, реинкарнацию, атеизм, веру в НЛО и черных кошек, любые безумные страхи и стереотипы современного человека, - пишет автор. - Исходя из этого, вряд ли стоит удивляться тому, что российскому обществу в целом мало интересны те же самые проблемы внедрения в школах в обязательном порядке "Основ православной культуры". Более того, российскую интеллигенцию также не очень-то интересуют проблемы религиозного православного воспитания. <…> Безусловно, событием стал выход учебного пособия "Религии мира" под редакцией академика Чубарьяна, которое было подготовлено Институтом всеобщей истории РАН и сотрудниками Центра изучения религий РГГУ. Однако сторонники внедрения ОПК – Алла Бородина, отец Всеволод Чаплин, депутаты Александр Чуев или Наталья Нарочницкая - даже не высказывались о содержании этого светского учебника».

Издание «НГ-Религии» 4 июля публикует статью Павла Круга «Ссора питерских с московскими. Мусульманские лидеры двух столиц обвиняют друг друга».

Она рассказывает об информационной войне, разразившейся в середине июня между мусульманскими духовными организациями российских столиц. Поводом для нее послужило неудавшееся покушение на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко, которое готовили, по информации, просочившейся в СМИ, «двое граждан России, недавно принявшие ислам». Обсуждение этого дела обнажило серьезный конфликт между Духовным управлением мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Запада России (ДУМСЗР) и Советом муфтиев России (СМР). Две авторитетные мусульманские организации обвинили друг друга в недостаточной просветительской работе среди мусульман и потакании экстремистам.

Журналист «НГ-Религии» попытался объективно подойти к проблеме, представив обе точки зрения на сложившуюся ситуацию, а также затронув предысторию вопроса. «Конфликт между петербургским и московским муфтиями уже дал обильную пищу для размышлений исследователям новейшей истории исламского сообщества в России и журналистам», резюмирует автор.

2 июля «Русский журнал» опубликовал статью Никиты Дана «Храмовая гора как фронт Четвертой Мировой».

Автор рассказывает о своем видении войны Глобального Юга против Глобального Севера и роли в ней Храмовой горы в Иерусалиме: «Арабская пропаганда использует практически любое событие вокруг Храмовой горы для организации пропагандистского, политического и военного наступления на Израиль. Последним таким событием стали начатые недавно земляные работы по укреплению пандуса, ведущего к Магрибским воротам перед Храмовой горой».

Н.Дан делает довольно рискованные и, главное, противоречивые наблюдения: «Предлогом к последней интифаде арабы выбрали восхождение Шарона на Гору, обвинив израильского премьера в нарушении статус-кво вокруг святыни и в том, что Шарон собирается построить Храм. Бредовость этого утверждения, конечно, ясна была и самим арабским руководителям». И почти тут же: «…Среди религиозных и даже светских израильтян стало открыто проявляться недовольство тем, что израильские духовные и политические власти меньше всего думают о восстановлении Храма, хотя восстановление Храма - первейшая религиозная обязанность, в иудаизме имеется на этот счет специальная религиозная заповедь, мицва».

«Рано или поздно Израиль будет вынужден взять под свой контроль то, что происходит на Храмовой горе, - тем более что к руководству мечетями Храмовой горы пришли самые радикальные элементы мусульманского духовенства, которые постоянно используют эту трибуну для пропаганды крайнего антигосударственного насилия. <…>  Храмовая гора давно уже превратилась в точку бифуркации и умело используется крайними исламскими радикалами для разжигания межцивилизационного конфликта. И пока эта растущая напряженность не привела к полномасштабному взрыву, Израилю необходимо проявить политическую и религиозную волю и вернуться на Храмовую гору, чтобы взять происходящие там процессы под свой твердый контроль», резюмирует автор.

Газета «Завтра» публикует в №27 (711) от 4 июля статью советника Конституционного суда Российской Федерации, доктора юридических наук Владимира Овчинского «Капкан для Израиля».

 Автор омечает, что «новая шестидневная война» на Ближнем Востоке между ХАМАСом и ФАТХом в июне 2007 года породила новую геополитическую ситуацию, которая имеет колоссальное значение для расстановки сил в мире. Последствия ее выходят далеко за рамки Ближнего Востока, во-первых, напрямую касаясь готовящейся войны США с Ираном (она неминуема), во-вторых, в значительной степени влияя на развитие взаимоотношений России и США (реалистический взгляд России на ситуацию в Палестинской автономии не совпадает с позицией США и Израиля, которые по-прежнему, уже после новой "шестидневной" войны, пытаются выстроить политическую ситуацию по принципу "черное - белое": ФАТХ - белое, ХАМАС - черное), в-третьих, переструктурируя взаимоотношения в исламском мире и в-четвертых, еще раз проверяя политическую и военную готовность Израиля адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию (война Израиля с ХАМАСом также предопределена). На этих четырех факторах и останавливается подробно В.Овчинский.

4 июля в эфире программы «Особое мнение» радиостанции «Эхо Москвы»  главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов, известный своими ультрапатриотическими взглядами, сделал несколько заявлений относительно мусульманской общины Москвы. Приводим наиболее острые из них:

«Господин Лужков одним ударом, за какие-то 3-4 года, через суперрынки, через стройки с гастарбайтерами, создал в Москве гигантские мусульманские общины - миллионные общины азербайджанцев, огромное количество людей из Узбекистана. Эти общины будут постепенно радикализироваться. Нужно понимать, что если вы довели долю мусульмански ориентированных людей в Москве до примерно трети населения, вы должны быть готовыми к тому, что эти гигантские массивы, плохо обработанные нашей русской цивилизацией, будут радикализироваться и что в этих общинах будет заложена сеть. Подобная той, которая взорвала «Норд-Ост». <…> «Это процесс трагический и, может быть, неизбежный. Потому что внутри этих массивов, куда не заглядывает никто - ни агент ФСБ, ни депутат Госдумы, ни культуролог - в этих загадочных огромных черных дырах двигаются такие силы, такие демоны. Я не говорю о наркотиках, которые там двигаются, я не говорю о проституции, которая там практикуется».

«Литературная газета» (№27 от 4 июля) публикует распечатку круглого стола на тему «Спасет ли православие христианскую цивилизацию?».

Приводим наиболее любопытные фрагменты.

Владимир Легойда, главный редактор журнала «Фома», завкафедрой журналистики МГИМО:

Проблемные линии разлома сегодня пролегают не между христианским и мусульманским или католическим и православным обществом (культурами, цивилизациями), как пытался представить Хантингтон. Нет, налицо разрыв между тем, что я назвал бы потребительским антропоцентризмом секулярного общества и традиционным религиозным сознанием. <…> Когда религиозно мотивированные террористы направляют самолет в здания Всемирного торгового центра, они не борются с христианством, они борются с потребительским секулярным обществом, которое для них олицетворяют США.

Суть одной из реплик религиоведа, историка Андрея Зубова сводится к спорному утверждению, что исповедовать ислам «легче», необременительнее, чем христианство:

На моих лекциях по исламу все время встает вопрос: почему Восточная Римская империя очень быстро, за считанные десятилетия, стала мусульманской? Я имею в виду не Малую Азию, а Сирию, Палестину, Египет, и более того, христиане Египта с распростертыми объятьями встречали султана Омара, поэтому, собственно, византийская армия и проиграла этим необученным варварам. В чем же дело? На этот вопрос отвечает Арнольд Тойнби. Кроме того, что он создал теорию цивилизации, он еще был археологом, культурологом именно Переднего Востока. Он говорит, что перед исламизацией Переднего христианского Востока этот Восток, по форме оставаясь христианским, по сути был монотеистическим, но он не был христианским. То есть были утрачены именно христологические моменты. Конечно, были христианские монастыри, христианские епископы и столпники, но народ в деревнях Каппадокии тяготился тем огромным бременем, которое накладывает на человека право быть сыном Божьим. И поэтому ислам для него стал величайшим облегчением, даже Божьей милостью, потому что лучше ислам, чем шаманство. Поэтому исламизация Переднего Востока прошла очень легко. На самом деле я присматриваюсь к тому, что сейчас происходит на Западе, и боюсь, что все дело в том, что это системная и религиозная альтернатива. Потому что не может народ нести это христианское бремя, оно тяжело, и чтобы он не совсем освинячился и оскотинился, ему предлагается более легкий монотеистический выбор. Может быть, и так.

Константин Андреев, пастор Евангелическо-Лютеранского прихода св. Михаила:

Маловероятным представляется обращение секулярной Европы и секулярной Америки к христианским ценностям или к христианству из-за страха исламизации. Постхристианскому, как они сами себя называют, обществу легче принять ислам, вернее, мимикрировать под него, как оно сделало это и с христианством, поглотить его в вязком болоте собственной толерантности, политкорректности, и в конце концов его, возможно, разрушить, продолжая служить своему собственному богу – комфорту.

Журнал «Эксперт Online» в номере от 6 июля 2007 публикует статью Веры Холмогоровой «Прощальный подарок», посвященную принятию депутатами Госдумы в третьем чтении законодательных поправок, «совершенствующих государственное управление в области противодействия экстремизму».

Главным новшеством, до сих пор вызывающим недоумение даже у некоторых представителей ФСБ и МВД, стало изменение закона об оперативно-розыскной деятельности. Теперь оперативники получат возможность прослушивать телефонные переговоры людей, подозреваемых в совершении не только тяжких и особо тяжких, но и преступлений средней тяжести. А это не только разжигание межнациональной, расовой и религиозной вражды, но и большинство экономических преступлений. И хотя прослушка может вестись только с санкции суда, нечистоплотное использование этого права, увы, исключать нельзя, отмечает автор. Журналистов, в свою очередь, обяжут при каждом упоминании организации, официально признанной судом экстремистской, специально обозначать этот факт в тексте. За неисполнение данной нормы будет предусмотрен штраф.

Авторы законопроекта предлагали увеличить наказание за преступления, совершенные по мотивам национальной, религиозной или социальной ненависти. За организацию массовых беспорядков верхний предел ответственности повышался с 8 лет лишения свободы до 12, за хулиганство - с 7 до 8, за надругательство над памятниками – с 5 до 8. Однако ко второму чтению норма об увеличении сроков за организацию беспорядков из поправок все же исчезла. Как и статья «Публичное оправдание экстремизма», также вызывавшая ожесточенные споры и при желании допускавшая возможность весьма расширительной трактовки.

Приложение «Эксперта» журнал «Русский репортер» в №7(7) от 5 июля публикует статью Марины Ахмедовой «Феминистки тоже прячут тело». Она посвящена мусульманскому «дресс-коду» на примере иранских женщин.

Хотя в страну все больше проникает западная культура, «философию хиджаба» разделяет большинство, сообщает М.Ахмедова. «В 1979 году женщины выбрали хиджаб средством борьбы против шахского режима. Тогда хиджаб символизировал для них свободу, — говорит советник по вопросам культуры, руководитель культурного центра при иранском посольстве в Москве Мехди Иманипур. – Но не такую, какой ее видит Запад. Разумеется, всегда есть люди, которые не желают принять общий выбор. Но демократия — это выбор большинства, и его нужно уважать. Хотя мы даем относительную свободу и несогласным». Под «относительной свободой» понимается способ ношения хиджаба. Сегодня в крупных городах: Тегеране и Исфахане — большинство девушек и молодых женщин заменяют хиджабы платками всевозможных расцветок. Многие из них носят платки практически на макушке, открывая чужим взглядам уложенные и выкрашенные по европейской моде волосы. Кроме того, девушки не знают ограничений в косметике. И полицейские - неизменный атрибут общественных мест в Иране -смотрят натакое отступление от норм сквозь пальцы.

Мехди Иманипур рассказывает корреспондентке «РР»: «На Западе говорят: хиджаб нужно отменить, чтобы мужчина и женщина были равны. Но нас не устраивает западный пример: там женщине дали свободу, и сразу же появилась сексуальная дискриминация. Женщины вроде получили равноправие, но их по-прежнему продолжают использовать — редкая реклама обходится без эксплуатации женского образа. Почему феминистки надевают мешковатую одежду? Да потому что понимают: если женщина не будет скрывать свои половые признаки, в ней так и будут видеть только слабый пол».

Духовное управление мусульман Ингушетии на заседании, посвященном «нравственным проблемам», заявило о необходимости запретить в республике продажу алкогольной продукции с 18 часов вечера до 9 утра, сообщил 3 июля портал ИсламНьюс.

Руководил заседанием Абдул-Маджид Дударов – заместитель муфтия Республики Ингушетия, на мероприятии присутствовали имамы мечетей различных населенных пунктов республики. Запретительная мера предлагается в связи с эксцессами, возникающим из-за ночной продажи алкоголя, - кражами, автомобильными авариями, Имамы планируют провести переговоры с администрациями своих населенных пунктов.

3 июля в музее изобразительных искусств Екатеринбурга генконсулу США Джону Степанчуку был вручен Священный Коран и русскоязычное толкование к нему, сообщил информационный канал Ислам.Ру .

Подарок на праздновании Дня независимости США сделал председатель Центра президента РФ по борьбе с терроризмом и экстремизмом Халит Шарафутдинов, прибывший из Уфы. Х. Шарафутдинов надеется, что это поможет американским политикам лучше понимать Ислам и мусульман. «Каждый месяц сотрудниками нашего центра организуются встречи духовенства с представителями силовых структур, во время которых вырабатывается общая стратегия борьбы с этим мировым злом», - отметил в беседе с журналистами Шарафутдинов. По его словам, такие встречи дают плоды: силовики стали четко отделять религию от терроризма. Он надеется, что то же произойдет и с американцами.

На праздновании Дня независимости присутствовали также представители мусульманской общественности Екатеринбурга. Они отметили, что благодаря Джону Степанчуку, православному христианину, в Свердловской области складывается удачный межрелигиозный диалог, а сам консул чрезвычайно уважительно относится к исламу.

В конце июня ученый совет исторического факультета Уральского государственного университета выбрал на должность декана известного востоковеда и исламоведа, кандидата исторических наук Владимира Бабинцева. Об этом 3 июля сообщил информационный канал Ислам.Ру

Новый декан истфака УрГУ является известным переводчиком с французского - его перу принадлежит перевод книги историков Доминика и Жаннин Сурдель «Цивилизация классического ислама» и многих других работ. Можно надеяться, что в период его руководства факультетом исламоведение в Екатеринбурге, пока развитое чрезвычайно слабо, приобретет новый импульс, отмечает Ислам.Ру. 

27 июня в домах мусульман Адыгеи были проведены обыски. Результатом этих мероприятий стало возбуждение уголовного дела по ст. 222 УК РФ (хранение взрывчатых веществ) в отношении жителя Тахтамукайского района республики Ибрагима Боташева, сообщает 2 июля информационный канал Ислам.Ру . Как сообщили Ислам.Ру жители республики, в дом к спящему И. Боташеву в 6 часов утра ворвались сотрудники милиции, «повалили его на пол и надели наручники, затем разбежались по квартире». Источники утверждают, что один из сотрудников РУБОП МВД РА «вложил Боташеву И.М. в руку пластиковую бутылку и затем отнес ее в ванную комнату». Затем был проведен обыск в отсутствии понятых и «обнаружена» пластиковая бутылка с гексогеном и железными болтами.

Сразу после случившегося Боташев был арестован. 16 часов он провел в РУБОП, где к нему применяли пытки, били электрошоком. Районный суд Тахтамукайского района отказал сотрудникам РУБОПа в праве взять под стражу этого мусульманина. В настоящий момент в отношении Боташева и других жителей Адыгеи поступают угрозы расправы со стороны ряда сотрудников милиции. Допрашивая Боташева, они прямо указали ему, что точно так же будут поступать с остальными мусульманами.

По некоторым данным, Боташевым занимается тот же сотрудник органов, который причастен к событиям двухгодичной давности: избиению прихожан Соборной мечети Майкопа во главе с имамом и возбуждению уголовного дела в отношении имама Адыгейска Наджметдина Абази. Расследование дела закончилось оправдательным приговором.

Ислам.Ру напоминает, что после событий в Нальчике силовые структуры в Адыгее активизировали работу в среде мусульман. В результате было возбуждено несколько дел в отношении официальных имамов, предпринимались попытки запрета исламских книг, не говоря уже о задержаниях и насильственных действиях в отношении простых верующих. Некоторые аналитики не исключают того, что имеет место сознательное провоцирование радикальных настроений в республике, где влияние ислама на общественную жизнь весьма невысоко.

Родители осужденных детей, отбывающих различные сроки в ИК-385 (5) в п. Леплей Зубово-Полянского района Республики Мордовия, обратились к муфтию Чеченской Республики Султану Мирзаеву с просьбой помочь их детям, сообщил 2 июля информационный канал Ислам.Ру. По информации, полученной от заключенных, в вышеуказанной тюрьме они уже неделю подвергаются пыткам и унижениям. «Каждый человек за свою жизнь совершает какие-то ошибки, но ни один из родителей не направит своих детей по ложному пути, - говорится в обращении. - Мы смирились с тем, что наши дети осуждены, но трудно смириться с тем, что по отношению к ним руководство тюрьмы применяет насилие и правовой беспредел. Учитывая, что мы живем в цивилизованном демократическом государстве, родители просят содействовать Духовное управление мусульман Чечни в разрешении данного инцидента».

Как сообщили агентству Грозный-Информ в ДУМ РЧ, накануне в адрес председателя Духовного управления мусульман Республики Мордовия Рашида Халикова руководителем ДУМ ЧР было направлено письмо с просьбой оказать содействие в расследовании данной информации.

Имам Медной мечети города Верхняя Пышма Свердловской области Айрат Мухаметзянов успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Транформация институтов мусульманской общины Татарстана (1920-30 гг.)», сообщил 2 июля информационный канал Ислам.Ру.

Как рассказал А. Мухаметзянов корреспонденту Ислам.Ру, защита проходила в Институте истории имени Ш. Марджани в Казани. Целью, которую ставил перед собой автор, явилось изучение основных направлений трансформации локальной мусульманской общины в период воинствующего атеизма и осуществления антирелигиозной политики советских властей. Эта работа является первым обобщающим трудом, раскрывающим особенности и основные направления изменения институтов локальных конфессиональных общин в то сложное время. Работа базируется на комплексе источников, впервые введенных в научный оборот. В исследовании впервые анализируется процесс формирования специфической нормативно-правовой базы, существенно ограничивавшей права религиозных организаций, лишавшей их экономической основы и самостоятельности, возможности полноценно осуществлять просветительскую и обрядовую деятельность.

В Соборную мечеть Санкт-Петербурга, единственную на сегодня в городе, отказываются пускать иностранцев, сообщил 2 июля информационный канал Ислам.Ру. Ислам.Ру об этом рассказали члены съемочной группы малазийского спутникового канала, который готовит документальный фильм о мусульманах России.

Сотрудник мечети, пропустив внутрь здания граждан России, сопровождавших гостей из Малайзии, отказал членам съемочной группы, заявив, что «в мечети нечего делать иностранцам». «Мечеть открывается только во время намаза, никаких экскурсий здесь не проводится», - заявил вахтер, завершив свои объяснения репликой «Идите отсюда!» Ислам.Ру напоминает, что на чрезмерно строгий график работы петербургского дома Аллаха неоднократно поступали жалобы от местных мусульман. Направлялись они и в Совет муфтиев России, о чем в недавнем интервью заявил глава СМР Равиль Гайнутдин. Муфтий Санкт-Петербурга Жофар Пончаев незамедлительно отреагировал заявлением: «У нас не музей».

28 июня Конституционный суд РФ вынес постановление по жалобе жителей Кабардино-Балкарии Елены Кармовой и Кунака Гузиева о соответствии Конституции РФ нормы закона "О погребении и похоронном деле", запрещающей выдачу тел погибших террористов для захоронения. Конституционный суд отказал в удовлетворении жалобы. 4 июля корреспондент "Кавказского узла" обратился к адвокату Кабардино-Балкарской коллегии адвокатов Ларисе Дороговой, представляющей интересы родственников погибших, с просьбой прокомментировать решение Конституционного суда по делу о телах нападавших на Нальчик. Адвокат отметила, что «два момента, на которые мы указывали в своей жалобе, фактически удовлетворены». Конституционный суд постановил, что "до вступления решения в законную силу тела погибших не могут быть погребены", и второе - что "погребение должно производиться с соблюдением обычаев и традиций". Это означает, что постановление следственной группы о погребении и дальнейшие действия по кремации были незаконными, так как не было суда не только над погибшими, но даже и над арестованными. Однако норму закона, позволяющую не выдавать тела, Конституционный суд признал не противоречащей Конституции.

«Хотя я считаю, - сказала Л.Дорогова, - что оспариваемая нами норма закона не оправдывает себя ни с политической, ни с религиозной, ни с морально-этической точки зрения. Она не работает ни на общественную безопасность, ни на какую бы то ни было благую цель. Более того, довод законодателей, которые ввели эту норму - о поклонении могилам погибших, не выдерживает никакой критики, хотя бы потому, что в исламе нет культов. Нет поклонения могилам, даже могиле Пророка Мухаммада. Мусульманин поклоняется только одному лишь Аллаху. Есть еще один нюанс в этом законе, из-за которого его стоит отменить. Это - тайна захоронения. Никто не знает, что и как происходит. Можно предположить все и нельзя исключить ничего. К примеру, даже захоронение "в свиной шкуре", как предлагали депутаты Митрофанов и Алкснис на заседании Госдумы, когда вводилась данная норма».

На вопрос корреспондента "Кавказского узла" «Будете ли вы предъявлять иски в связи с кремацией тел погибших?» Л.Дорогова ответила: «Да, конечно. Надо, чтобы кто-то понес ответственность за произведенный вандализм и надругательство над телами».

2 июля сайт Совета муфтиев России опубликовал отчет заведующего международным отделом Московского исламского университета Нияза Гайнуллина о прошедшей в конце июня в МИУ научно-практической конференции «Развитие религиозного образования мусульман России». Конференцию провели Совет по исламскому образованию при Совете муфтиев России и Московский исламский университет при содействии «Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования».

Программа конференции включила доклады и выступления ректора Московского исламского университета Марата хазрата Муртазина «Вопросы развития исламского религиозного образования в современной России», советника администрации президента РФ А. А. Гришина, первого заместителя Председателя ДУМ Республики Татарстан Валиуллы Якупова, профессора РУДН А. А. Нуруллаева, доцента РАГС Л.А. Баширова, проректора МИУ Г. Ю. Хабибуллиной, проректора МИУ В. Д. Гавриша.

Ректор МИУ Марат Муртазин отметил, что исламские религиозные образовательные учреждения сделали серьезный шаг вперед за последние пять лет. В России зарегистрировано 52 исламских учебных заведения, которые готовят мусульманских священнослужителей для работы в мечетях и приходах. Кроме них в стране действует  несколько исламских университетов и институтов, которые готовят и священнослужителей,  и специалистов по программам государственных стандартов, в основном по направлению  «исламская теология».  Именно эти университеты, которые уже действуют в Москве, Казани, Уфе, Махачкале и Нальчике, считает М. Муртазин, должны стать центрами исламского образования, как религиозного, так и светского.

Их первой задачей будет выстроить системную и полноценную структуру исламского образования, в которую органично вплетаются все виды обучения: начальные и воскресные  школы, средние и средние профессиональные медресе и учреждения высшего профессионального образования вплоть  до магистратуры и аспирантуры, а также научно-исследовательские  подразделения. Вторая задача системы исламского образования – ее многоступенчатость и поэтапное получение образования от начального до послевузовского. При этом образовательные уровни должны быть взаимосвязаны между собой, а само исламское образовательное поле должно быть единым по всей России.

М. Муртазин призвал исламские и светские государственные вузы, входящие в состав недавно созданного консорциума вузов по исламскому образованию при Министерстве образования и науки РФ, консолидировать свои усилия, задействовать имеющиеся у них научные, педагогические кадры для обеспечения исламского образовательного процесса учебно-методическими программами, подготовки учебной и научной литературы, методических рекомендаций.

В выступлениях доцента РАГС при Президенте РФ кандидата философских наук Леммы Баширова и заместителя муфтия ДУМ Башкортостана по вопросам образования Ильдара Малахова прозвучала критика в адрес мусульманских священнослужителей – имамов, которые по своему образовательному, интеллектуальному и культурному уровню не отвечают сегодняшним требованиям рядовых мусульман. Последние зачастую превосходят по этим критерям своих имамов-наставников. Прозвучала также мысль о необходимости интеграции светского и религиозного образования.

Первый заместитель ДУМ Республики Татарстан Валиулла Якупов считает действующий ныне стандарт по теологии, разработанный без участия исламоведов и учитывающий лишь интересы православия, нуждается в доработке с учетом интересов мусульманского богословия.  Необходимо разработать отдельные стандарты образования по исламоведению, арабской лингвистике с учетом специфики исламского образования. Особое значение, по мнению Валиуллы Якупова, необходимо уделять преподаванию арабского языка на всех ступенях общеобразовательных школ как второго иностранного. В некоторых общеобразовательных школах Татарстана по желанию родителей учащихся ведется преподавание арабского языка. Но нет учебников и учебных пособий, а арабский язык не включен в список тех языков, которые преподаются в школах в рамках школьного стандарта.

Участники конференции приняли ряд рекомендаций в адрес исламских религиозных организаций и образовательных учреждений России, высказали ряд пожеланий в адрес государственных учреждений образования федерального и регионального (муниципального) значения, обратились с пожеланиями к федеральным, региональным и муниципальным органам исполнительной власти РФ.

В середине августа Духовное управление мусульман Ярославля собирается организовать круглый стол, посвященный жизни мусульманской молодежи в Ярославской области, сообщил 7 июля сайт IslamNews.Ru.

В недавнем прошлом в Ярославле была организация под названием «Двигатель по имени ислам», занимавшаяся воспитанием молодого поколения. Проведение круглого стола планируется в целях ее возрождения.

В сентябре в Москве планируется проведение семинара, посвященного теме преподавания в исламских учебных заведениях, сообщил 7 июля сайт IslamNews.Ru . Семинар будет организован под эгидой Совета по исламскому образованию. В здание Духовного управления мусульман Европейской части России будут приглашены представители духовных управлений мусульман Центрального федерального округа и Поволжья. Цель проведения мероприятия – установить единую программу образования в мусульманских воскресных школах, сообщили корреспонденту IslamNews в отделе по работе с Мусульманскими региональными организациями при ДУМЕР.

5 июля Судебная коллегия по уголовным делам Ставропольского краевого суда после рассмотрения кассационной жалобы бывшего имама Пятигорска Антона Степаненко оставила без изменения вынесенный ему приговор от 30 марта 2007 года, сообщил 6 июля сайт IslamNews.Ru . Как ранее сообщало агентство Islamnews.ru, пробывший более года в следственном изоляторе Антон Степаненко в результате решения Пятигорского суда получил год лишения свободы условно. Осужденный не был согласен с решением и подал кассационную жалобу для обжалования приговора. Как сказал Islamnews.ru руководитель Проекта "Ковчег", общественный защитник осужденного Рихард Пантелейчук, «де-факто Антон Степаненко осужден ни за что». «Мы доведем это дело до Европейского суда по правам человека. Я уверен, что по всей совокупности нарушений, которые допускались в ходе судебного разбирательства, Европейский суд немедленно отменит вынесенный Антону Степаненко приговор. Я, как общественный защитник, не получил ни одного извещения из судебных инстанций. Это грубейшее нарушение судебного законодательства, от которого в Страсбурге будут в шоке» - пояснил Пантелейчук.

Имам Пятигорской мечети был арестован в январе прошлого года на основании заявления состоящего на учете в психиатрическом диспансере подростка Бориса Мартынова. Последний утверждал, что летом 2004 года по указанию Степаненко его насильно удерживали, вымогая у него и еще двух пострадавших деньги. После ареста Степаненко прокуратура и РУБОП Пятигорска активно производили сбор доказательств его экстремистской деятельности, в т.ч. оказывая давление на возможных свидетелей.
В итоге Степаненко было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных статьями 127 ч. 2 ("Незаконное лишение свободы"), 163 ч. 2 ("Вымогательство"), 282 ч. 1 ("Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды") УК РФ. Защитой было доказано, что в следственном изоляторе Степаненко подвергался давлению и избиениям со стороны сотрудников правоохранительных органов. В ходе судебного процесса потерпевшие Борис Мартынов, Тимофей Панасюк и Наиль Каратаев признались в том, что они оговорили Степаненко под давлением следователя Пятигорской городской прокуратуры Дмитрия Дериглазова.

В одной из ярославских колоний открылась молельная комната, сообщил 5 июля сайт IslamNews.Ru. Ее открытие произошло по просьбе осужденных, а также усилиями мусульман Ярославля. Представители мусульманской общины планируют оказывать психологическую поддержку осужденным и обучать их основам религии. На днях состоялась встреча имама Ярославской Соборной мечети Рустама Батрова и начальника управления Федеральной службы исполнения наказаний О. В. Королева, в ходе которой была достигнута договоренность о том, что представители местной мусульманской общины смогут иметь постоянного представителя на территории ярославских тюрем, сообщил корреспонденту IslamNews Р. Батров.

В конце июля - начале августа 2007 года в селе Малинки Ивановской области на территории местного Мусульманского религиозного объединения планируется провести детский лагерь отдыха  совместно с московским муфтиятом, в котором будут отдыхать и изучать ислам дети школьного возраста из Москвы, Иваново, Владимира, Костромы, Ярославля и близлежащих городов, сообщил 4 июля сайт IslamNews.Ru.

Подготовил Рустам Шакиров

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/644/">ISLAMRF.RU: Мониторинг 2-8 июля 2007 года</a>