RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 16-22 июля 2007 года

01.08.2007 16:41

Предлагаем Вашему вниманию обзор средств массовой информации Ульяновска, Нижнего Новгорода, Самары, Казани и других регионов Приволжского Федерального округа.

Татарская редакция электронной газеты «Интертат» поместила большой материал с неоднозначным названием «Будьте острожны: Ислам!!!».  В его основе лежит дискуссия, развернувшаяся между двумя татарскими журналистами – Рафисом Жамдиханом и Ильфатом Файзрахмановым. Оба они ратуют за «татарский Ислам», который признает национальные особенности, и критикуют «космополитический Ислам». «Будьте осторожны – Ислам наступает. Этот Ислам идет по наши души, идет, чтобы уничтожить наше национальное самосознание, идет, чтобы лишить нас родного языка, идет, чтобы остаться здесь навеки. Этот Ислам идет по нашим головам, наступает на молодежь, особенно на молодежь городскую», - пишет Рафис Жамдихан.

Автор материала (а он родом из Чувашии. – А.А.) считает себя религиозным человеком. Еще во время учебы в школе он часто бывал в самых разных мечетях и медресе, посетил большинство из 46 казанских мечетей и сейчас старается не пропускать пятничного намаза. Раньше он ходил в мечеть «Нурулла»,  но перестал, поскольку ее посещает в основном русскоязычная молодежь, большей частью студенты близлежащих вузов. Р.Жамдихана раздражает то, что они легкомысленно относятся к пятничному намазу. Одеваются как попало, в мечеть заходят  с непокрытой головой, намаз читают босиком и ограничиваются  двумя обязательными ракаатами, поскольку вечно куда-то спешат. Автору по душе неторопливый, традиционный «татарский» намаз, когда совершаются все обязательные и рекомендуемые поклоны, возносится общий дога, происходит общение (на татарском языке) между прихожанами, когда на пятничный намаз  одеваются как на праздник, когда тон задают прихожане пожилого возраста, которые более скрупулезно соблюдают обычаи «татарского Ислама». Все это есть в Азимовской мечети, которую Рафис Жамдихан и посещает в последнее время.

Многие проблемы нынешних мусульман истекают из того, что прервалась связь поколений, утеряна преемственность, полагает автор материала. В мечеть ходят или пенсионеры, или молодежь. И все они воспитывались  под  влиянием мулл, которые в 90-е гг. получили зарубежное  образование, пропитанное духом ваххабизма, или  его  облегченного варианта – салафизма. И эти новые имамы выступают против наших многовековых традиций, ищут ересь  в таких безобидных вещах, как проведение меджлисов со чтением Корана, поминанием усопших на третий, седьмой и сороковые дни, ношения амулетов и т.д. Они продвигают в жизнь  ваххабитскую теорию, которая гласит, что в Исламе нет наций. «А поскольку в Исламе нет наций, то какая разница на каком языке разговаривать в мечети. Учитывая слабое знание молодежью татарского языка, в некоторых мечетях проповеди стали читать на русском языке. И это есть начало большой беды», - пишет Р.Жамдихан.

Далее он говорит о том, что ситуация с Исламом стала предметом интереса русских аналитиков. И если книга Романа Силантьева «вызывает злость, но не представляет опасности», то проект Сергея Градировского «Русский Ислам» мог оказать много вреда  для развития татарской нации, поскольку был построен на политики русификации традиционных исламских обычаев и порядков.

Что касается неофитов, таких как Полосин и другие, то они, несмотря на смену веры, остаются русскими националистами и мечтают о создании русского мусульманского государства на берегах Волги. «И эти люди не твердят, что в Исламе нет наций, подобно нашим муллам», - говорит автор материала.

По мнению Рафиса Жамдихана татарской молодежи не стоило  бы говорить о том, что в Исламе нет наций. Он приводит аят  из Корана, который доказывает обратное. Он приводит пример из запрещенных в России трудов Бадиуззамана Нурси, который доказал,  что в  Исламе есть не только нации, но и чистый, умеренный национализм.

Проблему может решить воссоздание системы татарских махалля (по подобию действующих у финских татар). Автор делится своими впечатлениями о состоявшейся месяц назад встречи в исполкоме Всемирного конгресса татар, во время которой обсуждалась  эта тема.  Многие мусульманские деятели, принявшие в ней участие,  не проявили к этой проблеме особого интереса, а больше всего противился московский муфтий Равиль Гайнутдин, пишет Р.Жамдихан. Причина такого поведения, по его мнению,  кроется в том, что муллы не хотят взваливать на свои плечи дополнительной нагрузки, а также  боятся того, что контроль над махалля будет не в их руках, а в руках исполкома ВКТ.

«Тем временем христианские миссионеры не обходят своим вниманием татарский язык. Уже на протяжении десятков лет на татарском языке  издается и распространяется христианская религиозная литература, раздается Евангелие. Для новокрещенных татар (не кряшен) в Казани проводятся специальные службы на татарском языке. И вот последняя новость: на московском Сабантуе некий Даниил Сысоев организовал продажу христианских книг на татарском языке. И успел продать около 30 экземпляров. И все это для не знающих татарский язык московских  татар. А в это время русскоязычный Ислам, вгрызается в наши мозги», - пишет в постскриптуме Рафис Жамдихан.

Его полностью поддерживает еще один журналист – Ильфат Файзрахманов, который вторя первому автору, также утверждает, что мечети наполнила молодежь, которая ведет себя не традиционно: ходит в молельном зале босиком, или заправляет брюки в носки, или, наоборот, закатывает брючины  до колен. Эти молодые люди спешат после обязательного намаза скорее покинуть мечеть,  чтобы не читать рекомендованных ракаатов, не исполнять традиционных  татарских обрядов. Именно эти люди, скоро объявят  бидгатом-ересью не только  исконные татарские обычаи, но и сам татарский язык, пишет И.Файзрахманов. Тем не менее,  он полагает, что связь поколений не оборвалась,  преемственность сохранилась, только в виде тонюсенькой нитки.

• «Татарстан яшьляре» («Молодежь Татарстана») публикует статью Эльзы Хамматовой, которая делится с читателями газеты своими впечатлениями от прошедшего в Казани сабантуе (Хамматова Э. Татар барда хэтэр бар… // Татарстан яшьлэре, 2007. – 21 июль).

Впрочем она выражает не личное мнение, а мнение своих гостей из деревни Бистан Кузнецкого района Пензенской области, которые вместе с ней посетили этот казанский праздник. Супружескую пару Имангуловых потрясло в столице Татарстана многое. В первую очередь – невероятное число пьяных. Можно было наблюдать такую картину: женщина, которая одновременно держит на руках младенца и свободной рукой пьет пиво из пластиковой бутылки. В поисках хотя бы говяжьего шашлыка (не говоря уже о шашлыке из халяльного мяса), автор материала и приезжие из Пензы обошли весь район праздника, но везде продавали только свиной. Продавцы объясняли это тем, что свиной шашлык лучше расходится, а говяжий никому не нужен. «Разве в Татарстане не живут мусульмане? А почему тогда везде пьянь и бардак?», - удивлялись гости. «Татарин – это не значит еще, что мусульманин. Мусульманство не связано с национальностью. Чтобы быть мусульманином в истинном значении этого слова, то надо жить по законам шариата», - отвечает со страниц газеты автор материала. Тут же пензенские гости рассказывают об обычаях и традициях своей деревни. В самом Бистане народ живет богато и не забывает про религию. Действуют две большие каменные мечети, которые полны и молодежью и стариками. Мало того сохранилась деревянная мечеть, построенная еще во времена Екатерины II. В деревне есть небольшое число «поддающих», но и они с началом уразы начинают держать пост и посещать мечеть. Сама мечеть финансово помогает всем нуждающимся деревенским людям. Поскольку пензенские татары с детства воспитываются в духе исламской религии, среди них почти нет алкоголиков,  наркоманов и преступников.

Эта же газета (Галиуллина М. Балет бидгатьме? Яки зыяны тимэсэ, файдасы куп // Мэдэни жомга, 2007. – 20 июль.) в номере от 17 июля перепечатывает статью Фатимы-Анастасии Ежовой из газеты «Саф Ислам» под названием «Москва и мусульманки», в которой речь идет об отношении московского обывателя к девушкам и женщинам в мусульманских платках.

«Балет – это бидгать (ересь, запрещенное) или нет?» спрашивает со страниц газеты «Мэдэни жомга» («Культурная пятница») Миляуша Галиуллина (Хэмидуллина С. Фитры иман югалмасын // Мэдэни жомга, 2007. – 20 июль).

С точки зрения мусульманских деятелей, балет – это запрещенное действо, поскольку артисты выступают в полуоголенном виде. Тем не менее, автор полагает, что это не главное, а главное содержание, идея спектакля. Здесь нет специального показа голого тела как, например, в стриптизе. В качестве примера она приводит пример из репертуара театра Эйфмана, который недавно гастролировал в Казани. Один из показанных спектаклей говорит о единстве религий, призывает к толерантности, и поэтому несет много доброго и светлого, выполняет неоценимую просветительскую миссию. Но в балете много людей нетрадиционной ориентации. М.Галиуллина считает,  что различных пороков достаточно и в обыденной жизни, но никто не обращает на это внимания. Она приводит примеры счастливых семей, состоящих из артистов балета, утверждает, что занятие балетными танцами очень полезно для здоровья.

В этом же номере газеты Сакина Хамидуллина из Мамадыша пишет о состоявшемся недавно в этом районном центре празднике «Ислам – правильный образ жизни».

По ее словам, это мероприятие стало  большим событием для Мамадыша и собрало множество людей, которые пришли в центральную мечеть празднично одетые в татарские национальные костюмы. В своем материале она подробно  описывает программу мероприятия, которая состояла из выступлений активистов местной мусульманской общины. Были произнесены проповеди, прочитаны отрывки из Корана,  исполнены мунаджаты и песни на религиозную  тематику, показаны сценки аналогичного содержания. Автор радуется за грамотную, воспитанную молодежь, которая ведет здоровый образ жизни, занимается спортом и одноврменно с этим не забывает про духовность. «Коран – это символ жизни,  наша конституция. Так давайте жить полноценно – без сетований и стенаний», - резюмирует свою мысль автор материала.

«Ватаным Татарстан» («Родина моя - Татарстан») сообщает о невероятном событии, который приключился с семьей Мухаметзяновых, проживающих в поселке Мирном, в городе Казани (Сэгъдэтшин К. Бусагадан  бусагага … // Ватаным Татарстан, 2007. – 17 июль). После недавнего пожара сгорел весь их дом с имуществом. Огонь обошел стороной лишь письменный стол, за которым хозяйка дома Рузиля Мухаметзянова – учащаяся медресе «Мухаммадия», готовила уроки, и на котором лежал Коран и другие религиозные книги. Все они остались целы.

Известный казанский ученый-археограф Марсель Ахметзянов в газете «Шахри Казан» (Эхмэтжанов М. Троицк каласына сэфэр // Шэhри Казан, 2007. – 21 июль.) пишет о своей недавней поездке в Челябинскую область, в город Троицк - бывший до революции одним из культурных центров татаро-мусульманского мира.

Его возмущает тот факт, что мусульманское наследие здесь никого не интересует. «Если купола троицких церквей сверкают свежей позолотой, то семь городских мечетей ждут не дождутся, когда власти примут решение об их  реставрации. И это притом, что троицкие татары верой и правдой служили Советскому Союзу. К примеру, нефтегазовые месторождения, открытые академиком Бакировым обогатили бюджет Российской Федерации на многие миллиарды рублей. Но все это не возвращается добром нашему народу. Потому что люди в России не являются хозяевами своих богатств», - пишет ученый. Также он сообщает о том, что ему удалось исследовать местное мусульманское кладбище, где  похоронен известный религиозный деятель начала ХХ века Зайнулла-ишан Расулев. Ученому удалось прочесть около ста надмогильных эпитафий и сделать  копии тридцати из них.

Одним из главных событий этой недели стало торжественное открытие 15 июля I Фестиваля мусульманской молодежи в рамках дней татарской молодежи.

Мероприятие организуется по случаю объявления 2007 года Годом молодежи. Фестиваль продлился до 21 июля. Освещая это событие газета «Шахри Казан» написала: «Наша жизнь как погода – постоянно меняется, то пасмурно, то ясно. Если вчера наши деды жили искренни веря в идеалы  атеизма, то сегодня наоборот – многие молодые люди возвращаются к своим истокам, к своей религии» (Зэйнуллина Д. Инде куптэн уянырга вакыт… // Шэhри Казан,  2007. – 17 июль.).

Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев в своей приветственной речи поздравил участников фестиваля: «Мы не должны забывать о том, что Татарстан – историческая родина всех татар. Мы нуждаемся в развитии нашей духовности в тот момент, когда все в этом мире меняется. В такое время сохранить отношение к своим предкам и своей истории очень важно, надо передать это будущим поколениям», - сообщает ИА IslamNews.

Проблемы мусульманских молодежных организаций, образования и СМИ обсуждались на мероприятиях, организованных в рамках Фестиваля мусульманской молодежи и Дней татарской молодежи, передает ИА «Башинформ».

На заседании "круглого стола" "Роль и значение мусульманских молодежных организаций в современной общественной и культурной жизни России и проблемы совершенствования образования мусульманской молодежи" с участием полномочного представителя Президента РФ в ПФО Александра Коновалова были обсуждены вопросы работы с верующей молодежью.

В этой связи он сказал, что мусульманские молодежные организации должны способствовать преодолению отчуждения, а не усиливать его, пытаясь всякий раз подчеркивать отличия мусульманской молодежи от остального общества.

На заседании исламской секции рабочей группы по конфессиональной политике, сохранению исторического и духовного наследия общественного совета по развитию институтов гражданского общества в ПФО особое внимание было обращено на проблемы развития мусульманских СМИ в России. Советник управления по внутренней политике Администрации Президента РФ Алексей Гришин сказал, что уровень мусульманских СМИ очень низкий. Он сообщил участникам совещания, что Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования готов оказать помощь мусульманским СМИ в виде покупки мини-типографии. Кроме того, Алексей Гришин отметил, что светскими СМИ часто допускаются грубые ошибки в публикациях на исламскую тему. Было сказано и об отсутствии "встречного движения" со стороны имамов, когда государство пытается помочь им в решении тех или иных задач.

 Участники заседания говорили о необходимости информирования населения о жизни мусульман в арабских странах. Зачастую об этих странах СМИ дают только негативную информацию, отмечалось на заседании. Между тем, многие проблемы, с которыми сталкивается мусульманская община России сегодня, успешно решены в этих странах.

Презентация сайта "Мусульмане Поволжья", созданного по инициативе Общественного совета по развитию институтов гражданского общества в Приволжском федеральном округе и фонда "Гражданское общество", прошла в Казани в рамках Фестиваля мусульманкой молодежи, сообщает ИА «Башинформ».

- Каждая культурная традиция: и исламская, и христианская, уникальны и сохраняют свою самобытность, имеют потенциал взаимного обогащения. Способствовать этому должен межкультурный, межконфессиональный диалог, - сказал полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов на презентации сайта "Мусульмане Поволжья".

Александр Коновалов обратил внимание на необходимость сотрудничества светских и религиозных структур. По его словам, это является одним из факторов созидательного развития нашей страны.

В приветственном слове посетителям сайта, которое направил министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, говорится, что Ислам является неотъемлемой частью истории и культуры России и наряду с другими традиционными конфессиями "вносит свой вклад в усилия по предупреждению экстремизма и проявлений нетерпимости, утверждению атмосферы толерантности". По словам министра, выбор пути сотрудничества и взаимообогащения культур и цивилизаций выстрадан всей историей многонациональной, многоконфессиональной России. "И сегодня содействие взаимоуважительному конструктивному общению представителей различных конфессий - один из безусловных приоритетов политики российской власти как внутри страны, так и на международной арене", - говорится в приветствии Сергея Лаврова.

Информация на сайте представлена в разделах: "Новости", "Международная панорама", "Общественный совет по развитию институтов гражданского общества в ПФО", "Выступления", "Аналитика", "Этносы, культура, традиции". В рубрике "Слово мудрости" публикуются изречения известных общественных и религиозных деятелей. Краткая характеристика мусульманского сообщества ПФО и информация о Духовных управлениях мусульман всех 14 регионов округа приведены в разделе "Регионы".

• «Круглый стол» на тему «Федеральная национально-культурная автономия татар и ее взаимодействие с региональными молодежными организациями» прошел 16 июля на борту теплохода «Борис Полевой», где в эти дни проходят традиционные Дни татарской молодежи, а также организованный по инициативе Полномочного представительства Президента Российской Федерации в ПФО Фестиваль мусульманской молодежи. Актив молодежных татарских организаций из российских регионов встретился с председателем ФНКАТ, депутатом Государственной Думы Ильдаром Гильмутдиновым.

Председатель ФНКАТ рассказал участникам о перспективах и принципах деятельности организации. «Работать с молодежью необходимо, уже сегодня мы должны готовить молодых лидеров, которые в перспективе могли бы прийти на смену сегодняшним руководителям региональных татарских общественных организаций. ФНКАТ намерена поддерживать молодежь в их начинаниях, как через свои региональные отделения, так и через центральный аппарат», - сказал в интервью агентству «Татар-информ»  И.Гильмутдинов. В свою очередь, молодежь поделилась своими проблемами и идеями.

Параллельно с заседанием «круглого стола» на борту прошла лекция ректора РИУ, доктора политических наук Рафика Мухаметшина «История и современное состояние Ислама в России». Он ознакомил участников фестиваля с историей и особенностями распространения Ислама в нашей стране и ролью, которая сыграла религия в развитии и сохранении татарского самосознания.

«Исламу присущ демократический подход, именно благодаря которому наша религия сумела сохранить единство в рамках четырех основных мазхабов (правовых школ). Открытость и толерантность Ислама также проявилась в том, что наша религия впитывала и интегрировала достижения культуры тех территорий, куда по тем или иным причинам попадала, обеспечив, тем самым, расцвет исламской цивилизации в средневековье», - сказал Р.Мухаметшин. Ученый подчеркнул, что на современном этапе правовая школа имама Абу Ханифы, испокон веков установившаяся в Поволжье, должна укрепляться и получить развитие как наиболее подходящая трактовка Ислама в условиях поликонфессионального общества.

• 21 июля в день итогового заседания Фестиваля мусульманской молодежи, организованного по инициативе Полномочного представительства Президента Российской Федерации, состоялась встреча заместителя министра по делам молодежи, спорту и туризму Татарстана Андрея Кондратьева с делегатами фестиваля.

В ходе встречи ему была вручена резолюция, поддерживающая инициативу создания координирующей структуры, решающей проблемы внутри мусульманского молодежного сообщества и осуществляющей сотрудничество с органами государственной власти, и идею проведения фестиваля на постоянной основе.

«Мы считаем, что в дальнейшем необходимо развитие данного положительного опыта. Нам представляется перспективным проведение Фестиваля мусульманской молодежи Поволжья на постоянной основе не только в Татарстане, но и в других регионах ПФО по отдельным тематикам»,- говорится в резолюции.

Также делегаты фестиваля обратились с просьбой о предоставлении информационной площадки на сайте «Мусульмане Поволжья» - www.muslims-volga.ru, для осуществления своей деятельности.

Активный участник Фестиваля мусульманской молодежи, сотрудник пресс-центра Российского Исламского университета Рахимова Диляра сообщила в своем интервью корреспонденту ИА IslamNews: «В процессе мероприятия мы получили опыт диалога молодежи, основанного на совместном решении возникающих трудностей путем открытого обсуждения и компромиссов.

На Фестивале мусульманской молодежи Поволжья в рамках лекций и круглых столов были обсуждены темы истории Ислама в России, общественной активности мусульманской молодежи, проблем и перспектив системы мусульманского религиозного образования в России, актуальные задачи, стоящие перед мусульманскими СМИ, соотношения понятий этнического и религиозного. Мы уверены, что все эти направления нуждаются в развитии».

Итогом I фестиваля мусульманской молодежи Поволжья, завершившегося на днях в Казани, стало решение о создании координационного совета мусульманской молодежи. А в итоговой декларации отмечено, что фестиваль отныне будет проводиться ежегодно, пишет официальная газета «Республика Татарстан»  в своем номере от 24 июля.

Как сообщили в Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму, координационный совет будет служить обмену опытом и совместному решению проблем внутри мусульманского молодежного сообщества различных субъектов Поволжья. За дни фестиваля его участники на теплоходе "Борис Полевой" посетили города Булгар, Самару, Ульяновск, Елабугу, Чистополь, где встретились с представителями местных национальных и религиозных общин. На борту теплохода состоялись лекции, диспуты, семинары и тренинги, участников ожидала обширная культурная программа. На "круглых столах" обсуждались такие темы, как место молодежи в современном информационном обществе, роль Ислама в процессе глобализации, проблемы религиозного образования, татарского языка в России и за рубежом, а также вопросы сохранения и развития татарской культуры.

Регулярные конкурсы среди лучших чтецов Корана республики намерен ввести в практику имам-хатыйб мечети Кул Шариф Рамиль-хазрат Юнусов. Об этом он сообщил в ходе интернет-конференции, состоявшейся 19 июля в агентстве «Татар-информ».

Он напомнил, что «пробным» стал конкурс чтецов Корана среди детей, состоявшийся в стенах одной из главных мусульманских святынь страны в мае прошлого года. «Теперь мы хотим ежегодно проводить подобные конкурсы – как среди детей, так и взрослых, - отметил Рамиль хазрат Юнусов. – Скорее всего, он получит название «На приз мечети Кул Шариф».

Хазрат уточнил, что на сегодняшний день призовой фонд религиозного конкурса и положение о его проведении окончательно не утверждены, однако определен круг его потенциальных участников: это будут жители республики. По его словам, представители иных регионов страны и зарубежных стран также смогут принять участие в конкурсе, но только в случае личного волеизъявления. «Специально рассылать приглашения по татарским диаспорам и автономиям мы пока не будем, - пояснил он. – Но если кто-то приедет показать свое мастерство – пусть участвует». Имам-хатыйб мечети Кул Шариф не исключил, что в дальнейшем круг участников конкурса может выйти за пределы Татарстана.

Рамиль-хазрат Юнусов сообщил также о намерении учредить номинацию на лучшее знание Корана, тем самым, от участников конкурса будет требоваться не только чтение Священной книги наизусть, но и трактовка смысла отдельных сур и аятов.

Книгу «Современное толкование Корана» на татарском языке готовит к изданию имам-хатыйб мечети Кул Шариф Рамиль-хазрат Юнусов. Такую новость он сообщил  в ходе той  же видеоконференции в агентстве «Татар-информ».

По словам гостя студии, он уже завершил более половины работы и готов представить публике свой труд в марте будущего года. Настоятель крупнейшего мусульманского храма страны отметил, что довольно часто к нему обращаются бизнесмены, юристы, государственные деятели и чиновники, которые просят расценить то или иное действие, которые они намерены совершить, с точки зрения Ислама. Рамиль хазрат Юнусов привел несколько примеров. «Когда еще в республике повсеместно действовали игровые автоматы, ко мне практически ежедневно приходили молодые люди – студенты и учащиеся школ, которые просили помочь вылечиться от затянувшей их болезни – игромании. Приходилось искать вместе с ними пути выхода из этой проблемы, – рассказал он. - Однажды в мечеть пришел запрос из Министерства здравоохранения и социального развития России: как в Исламе относятся к трансплантации органов человека, а также как расценивается кровь – это человеческий орган или нет? Иногда прихожане ищут ответ на вопросы финансового характера. Так, один предприниматель заявил о намерении организовать бизнес, в котором предусматривается предоставление кредитов: как известно, в исламском мире запрещается давать деньги взаймы под процент». Рамиль-хазрат Юнусов сообщил, что на часть этих вопросов он, будучи экономистом по образованию, дает разъяснения самостоятельно, на часть отвечает его помощник–юрист. «Мы разъясняем, как поступить, не преступая светские и религиозные каноны», - пояснил он.

Имам-хатыйб мечети Кул Шариф сообщил также, что к концу года может быть запущен сайт мечети, в который будет включен раздел и о действующем в стенах храма музее истории Ислама. Таким образом, пользователи сети интернет со всего мира смогут ознакомиться с мечетью, осуществить виртуальную экскурсию. Планируется создание аналогичной компьютерной программы на DVD-дисках. Рамиль-хазрат Юнусов добавил, что мечеть уже практикует применение современных технологий, в частности, прихожане могут получить запись любой из проповедей священнослужителя на компакт-диске.

Также он рассказал и о самой мечети,  с момента открытия которой прошло два года. По словам хазрата, с самого начала  своего действия мечеть была заявлена в качестве не только молельного храма для людей, исповедующих Ислам, но и как культурно-просветительский и образовательный центр. С этой целью внутри культового сооружения был открыт музей истории Ислама и музей древних рукописей (которые за полтора года своего существования пополнились двумя тысячами экспонатов), здесь регулярно стали проходить занятия, симпозиумы и различные встречи на религиозную тематику.

С первых дней работы Кул Шариф был открыт для всех посетителей – вне зависимости от их вероисповедания. Как пояснил имам-хатыйб мечети, уникальная архитектура сооружения позволяет экскурсантам осматривать залы и внутреннее убранство помещений, не мешая при этом прихожанам, осуществляющим намаз. «Ежедневно приходит от 3 до 4-5 тысяч человек, - сообщил Рамиль-хазрат Юнусов, – это и туристы, и прихожане, и специально приехавшие посмотреть на мечеть жители других городов и сельских районов республики».

Отвечая на вопросы ведущего, гость студии заявил, что на сегодняшний день Кул Шариф находится на балансе государственного музея-заповедника «Казанский Кремль», поэтому оплата коммунальных услуг, заработной платы работников музея и обслуживающего персонала производится за счет средств республиканского бюджета. Что касается добровольных пожертвований прихожан и туристов, то, по словам Рамиля-хазрата Юнусова, их не хватает даже для оплаты коммунальных услуг. «В будущем надо думать и о крупных благотворителях. Многие компании, банки и организации могли бы оказывать постоянную помощь храмам», - считает имам-хатыйб главной мечети РТ.

Сайт «Мусульмане Поволжья» публикует выступление первого заместителя муфтия ДУМ РТ Валиуллы-хазрата Якупова на заседании исламской секции рабочей группы по конфессиональной политике, сохранению исторического и духовного наследия Общественного совета по развитию институтов гражданского общества в ПФО состоявшемся 15 июля 2007 года в Казани.

«В последнее время наметилось усиление позитивных тенденций в государственно-исламских отношениях в России. Российское государство все более смело и активно разрешает накопившиеся проблемы в этой сфере государственно-конфессиональных отношений. Как известно, в 2002 году был создан Совет по хаджу при правительственной комиссии федерального уровня, затем РФ обрела статус наблюдателя при ОИК, что явилось очень важным психологическим фактором в самоощущении российских мусульман. Это очень взвешенный и важный шаг в деле лоялизации внутреннего мусульманского фактора в России. Он позволил традиционным силам в российском Исламе успешно противостоять пропаганде так называемых «халифатистских» экстремистов. Ведь ОИК и есть по сути модернизированный «халифат» современности, т.к. он объемлет весь по сути исламский мир, чего не удалось достичь никаким историческим халифатам прежде. Как вы все помните, в Османский халифат не входили ни Империя Великих Моголов, ни Иран, ни государства Средней Азии и Индокитая. Ныне же в единую политическую структуру — ОИК входят все без изъятия мусульманские страны. Приобщение РФ к этой структуре очень важно для мусульман нашей страны.

Этот текущий год становится решающим в решении многих проблем мусульман, одним из примеров чего является и проведение первого фестиваля мусульманской молодежи в ПФО», - отмечает Валиулла-хазрат Якупов.

Также он затрагивает некоторые проблемы, касающиеся мусульманской уммы Российской Федерации. В первую очередь - это легализация мусульманского образования в России. «В российском образовательном пространстве существует госстандарт «теология», который разрабатывался еще в 1990-е годы без непосредственного участия мусульманских специалистов. Сейчас ощущается потребность в разработке нового поколения этого стандарта, причем в процессе его трансформации необходимо учесть специфику Ислама таким образом, чтобы появилась возможность готовить через него кадры исламских богословов, имеющих квалификацию, достаточную для исправления обязанностей мусульманских священнослужителей. Ведь как показывает опыт, выпускники православных теологических факультетов рукополагаются в священники и успешно работают в РПЦ. Эта же цель должна быть достигнута и в результате подготовки по стандарту исламской теологии», - цитирует слова функционера ДУМ РТ сайт «Мусульмане Поволжья».

Далее первый заместитель муфтия ДУМ РТ говорит, что «в Исламе отсутствуют таинства, в нем гораздо меньше культового компонента чем, например, в православии, поэтому исламская теология тем более может быть инкорпорирована полностью в рамки госстандарта. Такая последовательная легализация исламского образования — полная его государственная стандартизация облегчила бы наведение порядка в сфере мусульманского образовательного пространства, т.к. существующие ныне структуры духовных управлений мусульман очень слабы в организационном плане, не имеют достаточных интеллектуальных ресурсов осуществления необходимого контроля в этой области».

«В этом году произошло еще одно важное решение на федеральном уровне, которое открывает возможность решения проблем обучения арабскому языку, что немаловажно для мусульман, - говорит он. - Министерством образования и науки РФ направлено в органы управления образованием субъектов РФ письмо и методические рекомендации (№ 03–513 от 13.03.2007) «Об изучении редких иностранных языков в системе общего образования», в этом документе речь идет и об арабском языке. Уже разработаны примерные программы по редким языкам для всех ступеней общего среднего образования. Это решение может стать одним из эффективных перспективных мероприятий в сфере профилактики радикализации мусульманской молодежи, послужить легализации и официализации обучения арабскому языку в России. Ведь, к сожалению, в образовательном пространстве РФ до этого не были разработаны и утверждены образовательные стандарты для преподавания арабского языка в качестве предмета иностранного языка в средней школе, отсутствовали легальные возможности преподавания этого языка на уровне Госстандарта в официальных средних школах России».

«Решение Министерства образования и науки позволит создавать авторские учебные программы и учебники в рамках единого образовательного пространства, предоставит широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных курсов. Однако необходима мобилизация усилий, чтобы необходимый комплект учебной литературы появился как можно в сжатые сроки. Ведь арабский язык теперь может вводиться для изучения в общеобразовательные учреждения в качестве первого иностранного языка и в качестве второго иностранного языка. Образовательные учреждения, выбравшие арабский язык в качестве первого иностранного языка смогут вводить его в соответствии с федеральным компонентом стандартов по иностранному языку для всех ступеней общего образования: начального, основного общего, среднего (полного) общего образования», - отмечает Валиулла-хазрат Якупов в своем выступлении.

13 июля в своей резиденции в Нижегородском Кремле Полномочный представитель Президента РФ в ПФО (Приволжском Федеральном Округе) Александр Владимирович Коновалов принял Председателя ДУМНО (Духовного управления мусульман Нижегородской области) Умара-хазрата Идрисова, сообщает 17 июля сайт «Ислам в Нижнем Новгороде».

На встрече присутствовали начальник Департамента по вопросам межрегионального развития Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ПФО В.В. Карпов и руководитель Аппарата ДУМНО Д.В. Мухетдинов.

Главной темой встречи было взаимодействие органов государственной власти, общественных и религиозных организаций во имя гражданской стабильности и развития региона.

Председатель ДУМНО У.Идрисов, вручая в подарок А.В. Коновалову новое издание тафсира (толкования) Корана А.Ю.Али, подчеркнул: «Уважаемый Александр Владимирович, Вы — первый россиянин, обладающим новым уникальным изданием Тафсира, изданного нашим нижегородским ИД «Медина». По заключению ведущего арабиста нашей страны, профессора В.В.Наумкина, это одно из самых известных в мире, авторитетных изданий Корана, оно дает толерантную, миротворческую интерпретацию Ислама и станет, как мы надеемся, самой популярной у мусульман, читающих по-русски. Мы видим особый знак, что Вы пригласили нас в этот день, ибо добрые, богоугодные дела делаются в пятницу».

Также Полпреду Президента РФ в ПФО вручили подборку литературы, выпущенной ИД «Медина». У.Идрисов в связи с этим добавил, что «в отличие многих других духовных управлений мусульман РФ, ДУМНО никогда не прибегало к помощи иностранных организаций, и это было принципиально. Ведь наследие наших предков, татар Поволжья, содержит проверенные веками традиции, а именно, наиболее рациональный и гибкий ханафитский мазхаб, базовые тексты которого мы стали первыми печатать в России, а также сокровенную мистическую традицию суфизма (ишанизма). У мусульман Поволжья многовековой опыт совместного участия в созидании и развитии Российской государственности в диалоге с другими народами и конфессиями страны – этот опыт мы стремимся деятельно продолжать».

Полпред Президента РФ в ПФО, в свою очередь, подарил представителям ДУМНО коллекционное издание книги Сергея Перевезенцева «Россия. Великая судьба» и отметил, что в последние годы Нижний Новгород стал центром исламоведения и мусульманского книгоиздания России, а также продуктивной социальной работы мусульман, особенно в сотрудничестве с национально-культурными автономиями татар и азербайджанцев Нижегородской области, в реализации программ «Года молодежи в ПФО», Он высоко оценил деятельность ИД «Медина» и ДУМНО в целом, отметив, что бывшие ранее недопонимание и отчасти взаимная критика ушли в прошлое. «Пришло время позитивного сотрудничества», — заявил А.В.Коновалов.

Затем Полпред Президента РФ в ПФО рассказал гостям о планах своей поездки в Казань на Форум мусульманской молодежи Поволжья, который состоится 15 июля. Выразив сожаление, что сам не может присутствовать в этот же день на мероприятиях ДУМНО в селе Сафаджай, он заверил, что его помощник обязательно примет участие в этой акции и зачитает официальное Приветствие.

Обе стороны пришли к выводу о готовности сотрудничать по важным вопросам межконфессионального и конфессионально-государственного взаимодействия.

15 июля 2007 года состоялся уникальный по замыслу, впервые проводящийся в России  Первый джиен (съезд, собор) нижегородских татар-мишар,  сообщает сайт «Мусульмане Поволжья».

Место для него было выбрано не столичное, а самое что ни на есть глубинное. Ведь село Сафаджай Пильнинского района Нижегородской области – это «сельская глубинка», и место, где мишаре обретают глубину своей исторической памяти. Это древнейшее поселение, аул, известный по документам с 1451 года. Также  в рамках мероприятия состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Мусульманское образование татар-мишарей Волжско-Сурского региона: история и современность».

Конференция прошла при поддержке Духовного управления мусульман Нижегородской области, Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области, Нижегородского исламского института им. Хусаина Фаизханова, Администрации села Сафаджай.

В ходе конференции были раскрыты следующие вопросы: формирование религиозного учебного пространства татар-мишарей; факторы, влияющие на образовательную деятельность в татаро-мишарской среде; связи татар-мишарей с казанскими и крымскими татарами в сфере образования; особенности развития мусульманского образования в татаро-мишарской среде; основные центры мусульманского образования в Волго-Сурском регионе; источники материального обеспечения учебного процесса татар-мусульман в указанном регионе; современные проблемы образовательной деятельности мусульманских учебных заведений Волжско-Сурского региона.

На открытии мероприятия выступил председатель Духовного управления Нижегородской области Умар-хазрат Идрисов, который произнес доклад под названием «О роли татар-мишарей мусульманского вероисповедания в истории России».

«Возвращение к своим традициям, своим корням всегда отличало истинно верующего человека. О любви к родному пепелищу и отеческим гробам писал Александр Сергеевич Пушкин. Для нашего же народа древнейшей из сохранившихся традиций является традиция мусульманская. Не случайно, что мы все начали это утро с посещения могил (зиярат) Хабибуллы-ишана Альмухаммятова, Шарафетдина хаджи Сиражетдинова и Хусаина Фаизханова. Все они был истинными муллами, несли свет знания Ислама своим единоверцам.

Российские деревни исчезают тысячами ежегодно. А Сафаджай продолжает непрерывно существовать с 1451 г. Какая еще из деревень нашего края может с ним сравниться по своей древности? Неумолимо возникает вопрос: что же хранит этот аул? Не ошибусь, если скажу о вере своих предков. Ведь, как сказано в хадисе: «Йаду Аллахи ма-а аль-джамаат» (Рука Аллаха вместе с общиной».). Память об общине сафаджайцев сохранилась в мечетных тетрадях. Я много говорил о них с различными учеными, и все они единодушны в том, что эти тетради уникальны в своем отражении жизни российских мусульман-татар. Из них мы прежде всего и знаем о своем прошлом»,  - отметил он в своей речи.

Также он сделал акцент на том, что сафаджайцы хранили верность своей религии и в те смутные времена, когда распалась Золотая Орда, а Поволжье стало ареной борьбы между Московской Русью и Казанским ханством. Они были вместе с казанцами в трагическом 1552 году, когда обычная феодальная война превратилась в крестовый поход против мусульман. Как отметил Умар-хазрат, даже в первые годы Советского режима в Сафаджае появилась новая мечеть и работало медресе. Но в 1930-е гг. были закрыты все 7 мечетей села. Однако, его уроженцы нашли себя не только в сельском хозяйстве и на поле боя, но и в науке и в государственном управлении. В какие только уголки бескрайней Советской Родины они не отправились! При этом у татар-мишарей Нижегородчины всегда была сильна тяга к родному краю. Поэтому каждое лето если они не приезжают сами, то отправляют сюда своих детей и внуков.

«Проблем много, но праздники нужны» - это лейтмотив выступления  председателя РНКАТНО Гаяза-хазрата Закирова. «На курултаях и жыенах не лазили на столб и не боролись на поясах, как на сабантуях. Здесь правило слово наиболее мудрых людей—имамов и старейшин.  Поэтому не было здесь всепьянейшего застолья и пустых разговоров, о том как все друг друга любят и уважают. Люди говорили о своих насущных проблемах, и только потом шли веселиться. А проблем у нас много. Они касаются и вымирания населения и его миграции в большие города, особенно в Москву. Большую тревогу вызывает у нас утрата молодым поколением языка своих предков, ведь в городах татарам негде изучать свой язык, историю, литературу. Нам говорят, что все мы «русские» по своей нации. А потом почему-то жалуются на русских ваххабитов, хизбутов и просто «русских мусульман». Последние не выдумали ничего лучшего, чем вынести смертный приговор уважаемому профессору Тауфику Ибрагиму. Если бы знали они татарский язык, и традиции наших алимов-богословов, то им бы в голову не пришло такое святотатство и преступное деяние. К счастью эти слова остались пока только висеть в интернете»,- с горечью говорил он в своем выступлении.

Также он напомнил собравшимся, что в России растет число преступлений, совершенных на почве межнациональной и межрелигиозной розни. К примеру, 1 июля в Санкт-Петербурге группой скинхедов примерно из 20 человек был убит татарин Дамир Загидуллин. Им не понравилась неславянская внешность Дамира.  Убийцы были пойманы по горячим следам, но вскоре отпущены. Преступление попытались списать на простое хулиганство. Но благодаря протестам мусульманской татарской общественности Санкт-Петербурга 12 июля эта тема дошла до центральных средств массовой информации.

«Мы не собираемся оставить безнаказанным зверское убийство  нашего соплеменника. Поэтому одновременно мы требуем  действий, направленных на предотвращение возникновения конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве. В случае совершения насилия и убийств на почве межнациональной и межрелигиозной розни мы требуем  детального расследования и наказания по всей строгости закона», -  заявил руководитель РНКАТНО.

Среди наиболее ярких выступлений,  прозвучавших 15 июля в Сафаджае можно отметить и доклад московского культуролога Джанната-Сергея Маркуса , который поднял вопрос о возвращении исторических названий татарским селам Нижегородчины.

«Почему мы до сих пор не вернем нашим городам, селам, деревням, улицам и площадям их исконные названия? Почему мы, встретившись здесь, в селе Сафаджай, которому более полутысячи лет, именуем его «Красной Горкой»? Все знают – никаких гор здесь вовек не бывало! Аул Сафаджай лежит в низине. Такое название дано или от коммунистического пафоса (вот мол, весь мир вздыбим в революционном порыве… но почему тогда уменьшительно – Горка?) или от народного названия православного праздника, когда с горок катают выкрашенные в красный цвет пасхальные яйца. Объясните – ну причем тут древнее татаро-мишарское, удивительное по благозвучности, очень древнее название Сафаджай?!», - задается вопросом московский культуролог.

«Представьте себе, как горько предкам, давшим своим дорогим деревням и селам родные имена, слышать, как они искорежены сегодня! Да, религиозные люди не верят в окончательность смерти. Все мы, и христиане и мусульмане, уверены в посмертном существовании человека. Потому мы имеем обряды и молитвы, которые связывают нас с предками. Они для нас живы – и мы для них тоже… живы. Мы несем перед ними ответственность. Какую? В первую очередь: как мы сохраняем то, что ими создано и…названо.

Когда родовые связи рвутся – народ превращается в биомассу, в манкуртов. Отсюда и растерянность, и отчаяние, пьянство и наркомания. Просыпаясь утром, человек хочет с достоинством пройтись по своему дому, выйти на свою улицу – все это наработано его предками – и все это должно иметь родные имена! Извините, но существует жесткая, хотя и невидимая глазу, прямая связь между современным алкоголизмом и нарушением имен»,-  с горечью констатирует неприятные факты Джаннат-Сергей Маркус.

Заслуживает внимание и выступление узбекского гостя Анвара Мирзо Юнусовича Хусаинова под названием «Узбеки-татары-русские: восстановление глубинных связей».

Заслушав и обсудив доклады и сообщения участников мероприятия, конференция констатировала:

- татары-мишаре Нижегородчины на протяжении их многовековой истории накопили опыт развития мусульманского образования, позволяющий сохранять духовность, нравственность жителей региона и в целом России, учитывая активные перемещения татар-мишарей по территории государства, а также предотвращать межнациональные и межрелигиозные конфликты;

- исторически мусульманские учебные заведения на Нижегородчине, имея свое собственное жизненное пространство, составляли единое целое с системой образования российских мусульман-татар, поддерживали отношения с медресе и мектебе татар-мишарей вне Нижегородчины;

- в условиях мусульманского возрождения на рубеже XX-XXI вв. ДУМНО, РКНАТНО, Нижегородским исламским институтом им. Х. Фаизханова развернута серьезная работа по обобщению опыта мусульманского образования в регионе, основные итоги этой работы нашли отражение в систематических исследованиях ученых многих регионов России, в материалах научных конференций и научных публикациях Издательского Дома «Медина».

Учитывая сказанное, конференция выдвигает следующие предложения:

- необходимо продолжить возрождение накопленного опыта с учетом российских реалий начала XXI века при укреплении ханафитских традиций среди российских мусульман;

- на основе опыта джадидов необходимо вносить в образовательный процесс современных светских школ, медресе и мектебе ориентацию обучаемых на знание родного языка (татарского, азербайджанского и др.), языка русского, а также на научные и культурные достижения мирового сообщества;

- продолжать формирование мусульманского образовательного пространства Нижегородчины, стремясь максимально приблизить его к насущным потребностям населения;

- обеспечить получение светского и религиозного образования для имамов и преподавательского состава медресе и мектебе;

- в рамках общефедеральных процессов добиться государственного признания дипломов профессиональных религиозных учебных заведений;

- отразить исторический опыт развития татаро-мусульманских общин Нижегородчины и всех российских мусульман в системе учебников, учебных пособий, словарей для учащихся государственных и религиозных учебных заведений, школ;

- разработать и апробировать двуязычный учебно-методический комплекс, состоящий из учебного пособия по истории нижегородских татар через широкое публичное его обсуждение учителями, преподавателями и учеными, представителями властей;

- продолжить научную работу по исследованию особенностей развития мусульманского образования на Нижегородчине и в целом в Волжско-Сурском регионе;

- разработать и внедрить в действие единую программу развития образования мусульман края в городах и сельской местности;

- отдать должное памяти павших за веру имамов-шахидов, невинно погибших в ходе политических репрессий советского времени, написав «Книгу памяти» повествующую о них;

- поставить перед общественностью и государственными структурами вопрос о возвращении селам и деревням Нижегородской области их исторических названий, связанных с основавшими их татарами-мишарами, а также об изменении названия «Краснооктябрьский район»;

- бороться за предотвращение конфликтов на межнациональной и межрелигиозной почве, требовать детального расследования и наказания по всей строгости закона преступлений подобного характера;

- итоги работы в сфере мусульманского образования в Нижегородском крае подводить на народном празднике нижегородских татар-мишарей, празднике исторической памяти (Хатер Кюне), сделав его ежегодным во второй половине июля месяца.

- поддерживать постоянные контакты с представителями общин татар, особенно татар-мишарей, как в регионах их компактного проживания, так и в городских общинах в России и за рубежом;

- обеспечивать стабильную деятельность газеты «Мишар дуньясы» и сайта “nizgar.ru”;

- продолжить издание серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации»;

- продолжить издание Нижегородской татарской энциклопедии;

- регулярно проводить Жыены нижегородских татар-мишарей для обсуждения актуальных проблем общественного, социального и образовательного развития.

В связи с началом работы конференции были получены поздравительные телеграммы от Губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева и его заместителя Сергея Потапова .

В телеграмме руководителя Нижегородской области было сказано следующее:

 Уважаемые друзья!

Искренни рад приветствовать организаторов,  участников и гостей торжеств, посвященных дню памяти первых поселенцев-татар на территории современной Нижегородской области , 190-летию со дня открытия первого религиозного учебного заведения в селе Сафаджай, 100-летию со дня основания новометодного медресе им. Мухсина Хабибуллина!

Проведение такого праздника мусульманской культуры на нижегородской земле — чрезвычайно важное событие.

Сердечной благодарности и безусловного уважения заслуживает деятельность общественных и духовных организаций нашего региона, взявших на себя труд в организации столь ответственной просветительской, государствообразующей и благотворительной работы. Ваша ярко выраженная объединяющая миссия служит консолидации усилий власти, духовенства и общества для взаимодействия в области нравственно-идеологического строительства, социального служения и экономического сотрудничества.

Джиен в Сафаджае оказался в центре внимания корреспондента «Портала–Credo.Ru»

«Cафаджай – самое старинное из татарских поселений Нижегородчины, сохранившихся сегодня числом около 35 и находящихся преимущественно на юго-востоке области. Первые упоминания о нем восходят к 1451 году. И это не просто рядовой татарский аул, но средоточие исламского просвещения на нижегородской земле, можно сказать, международного значения. Здесь родились и жили многие выдающиеся деятели джадидизма – исламского реформаторского течения, возникшего среди татар во второй половине позапрошлого столетия: Хабибула-ишан Альмухаметов (1830–1896), принесший сюда суфийскую традицию тариката накшбандийя, Хусаин Фаизханов (1823–1866) – известнейший ориенталист, просветитель и религиозный деятель, а также многие другие. Слово Сафаджай в тюркском наречии означает "чистое место". Видимо, окружающее "православное" население, желая воткнуть шпильку "басурманам", в своем обиходе именовали село Собачай или Собачий остров. Зря, наверное, ерничали. На пути в Сафаджай пришлось проехать "православное", практически развалившееся и вымершее, село, посреди которого возвышалась полуразрушенная церковка со скособочившейся колокольней», - пишет Исмаил-Валерий Емельянов.

Описывая Сафаджай, он отмечает, что татарское же село представляло полную противоположность этому апокалиптическому пейзажу. Каменные добротные дома, часто в два этажа, практически в каждом дворе – автомобиль. «В Сафаджае сегодня на население приблизительно в две с половиной тысячи человек имеется пять мечетей, а до революции их было семь. По количеству это ровно столько, сколько и в Москве, причем сафаджайские мечети – это не какие-то избушки со столбом, символизирующим минарет, а вполне капитальные каменные строения, украсившие бы любой город. При каждой мечети существует мектеб – начальная религиозная школа. Местное население не только имеет достаточно высокий образовательный уровень, но и очень социально мобильно», - пишет побывавший на месте событий корреспондент «Портала–Credo.Ru».

«Мусульмане России поддерживают Миронова в решимости начать новую политику относительно алкоголя!», - под таким заголовком публикует новость сайт «Ислам в Нижнем Новгороде».

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов уверен, что «решительные государственные действия» в сфере производства алкоголя «последуют уже в ближайшее время».

Такое мнение спикер Верхней палаты высказал, отвечая на вопросы депутатов Пензенского законодательного собрания. «Проблема алкоголизации населения у нас просто страшная. Только за 2006 год 37 тысяч человек умерли от отравления алкоголем — паленой водкой, то есть не от долгого заболевания печени, а оттого, что просто выпили, упали и умерли», — заметил он.

«Необходима государственная алкогольная политика, которая должна быть закреплена принятием Закона. Мне представляется, что раз и навсегда должна быть введена государственная монополия на производство алкоголя, после чего может быть установлен четкий контроль за производителями алкогольной продукции, которые будут получать алкоголь от государственных компаний. Все это можно будет наладить и все это реально», — цитирует слова Миронова ИТАР-ТАСС.

«Отрадно, что политик такого высокого уровня, как Председатель Совета Федерации, требует изменения ситуации с производством алкоголя в нашей стране, - комментирует руководитель аппарата ДУМНО (Духовного управления мусульман Нижегородской области) Дамир-хазрат Мухетдинов. – Россия переживает небывалый демографический кризис: нет ни войн, ни эпидемий, а вымирание нарастает. Официальная статистика говорит о 800 тысячах человек в год. Первые шаги противодействия этому  «постсоветскому наследию» уже сделаны – начаты Национальные проекты в поддержку семьи и материнства, для обеспечения доступным жильем. Но это только начало. Сергей Миронов прав, указывая на крайнюю необходимость решительного поворота в государственной политике по производству алкоголя. Представьте себе: у полутора миллиардов мусульман на планете Земля нет подобных проблем, ибо исламская культура воспитывает в человеке любовь к чистоте, здоровью и ясному сознанию. Не все мусульмане, увы, строги в исполнении религиозных законов – но нигде, повторю, нет таких проблем, как в России! Мусульмане, я уверен, поддержат все разумные инициативы Правительства и помогут в их реализации».

«Россию за границей часто высмеивают как страну генетически обреченных пьяниц, но это ложь о нашей стране! – высказывается по этому поводу исламский культуролог Джаннат Сергей Маркус. – Почитайте исследование историка Ирины Такала (Университет Петрозаводска) «Веселие Руси» - там документально показано, как, начиная с эпохи Ивана Грозного, верхи спаивали народы нашей страны. Бездарные руководители решали с помощью быстрых и легких доходов от водки задачи экономики – вместо науки, труда и инноваций. В итоге в начале 21 века мы получили катастрофу – значит, необходимы экстренные меры, радикальные средства, своего рода «чрезвычайная антиалкогольная программа». У нее будет много противников, прежде всего в алкогольном бизнесе, который более чем на 60 процентов неподконтролен Государству. Я уверен, что верующие всех конфессий, и особенно мусульмане, станут опорой для антиалкогольной революции в России».

На днях в Нижнем Новгороде состоялось открытие летней школы молодых востоковедов, исламоведов и тюркологов, сообщает ИА IslamNews  со ссылками на ИА REGNUM и на Духовное управление мусульман Нижегородской области (ДУМНО).

В школу прибыли студенты из Казани, Нижнего Новгорода, Нижегородской области, Нальчика. Летняя школа проводится на базе пансионата "Волга", в ее работе принимают участие исламские стипендиаты.

В преддверии проведения летней школы состоялась встреча председателя ДУМНО Умара-хазрата Идрисова с полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе Александром Коноваловым. В ходе встречи полпред одобрил работу нижегородских мусульман с молодежью, отметив их высокую потенциальную роль в развитии толерантности и укреплении межнационального и межконфессионального мира.

Мероприятие, посвященное одному из первых проповедников Ислама на территории Башкортостана Хусейн-беку, прошло 14 июля в поселке Чишмы, сообщило 16 июля ИА «Башинформ».

Председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Шайхулла (Талгат) Таджуддин в своем выступлении рассказал о значении празднования 450-летия вхождения Башкирии в состав России. По словам муфтия, Ислам, как и другие традиционные религии России, учит миру, согласию и любви между людьми. Затем он рассказал о жизни Хусейн-бека, ученого, прибывшего в XIV веке из Туркестана проповедовать на территории Башкортостана Ислам.

Вице-президент Академии наук РБ, профессор Нияз Мажитов свое вступление посвятил истории Ислама на территории Башкортостана. Он отметил, что исторические источники свидетельствуют, что Ислам на территорию Башкортостана стал проникать задолго до Хусейн-бека.

Для детей был организован конкурс чтецов Корана. Мальчики и девочки, обучающиеся в воскресных школах при мечетях, прочитали наизусть суры из священной книги мусульман. Все участники получили памятные подарки: Коран, четки, платочки и тюбетейки. Лучшим чтецом Корана среди мальчиков был признан 12-летний Айрат Латыпов из Чишминского района, среди девочек победительницей стала Волочаева Ирина, ей тоже исполнилось 12 лет, и живет она в Чишминском районе.

В мероприятии приняли участие более 700 человек. На торжества прибыли муфтий Приволжского федерального округа Мухаммад Таджуддин, муфтий Оренбургской области Абдулбарый Хайруллин, имамы мечетей республики, ученые и общественные деятели.

После полуденного намаза, прочитанного под открытым небом, участники мероприятия вознесли молитвенную просьбу Всевышнему даровать милость всем жителям Башкортостана и России. Затем состоялся праздничный благотворительный обед. Завершилось мероприятие посещением мавзолея Хусейн-бека, который расположен на кладбище Ак Зират недалеко от Чишмов. Здесь прошло коллективное моление.

С заходом солнца мусульмане отметят Рагаиб - праздник, посвященный бракосочетанию родителей пророка, передает ИА «Башинформ»  на ленте новостей от 19 июля. С приближающейся датой мусульман республики поздравил председатель Духовного управления мусульман РБ, муфтий Нурмухамет Нигматуллин.

- С заходом солнца наступит ночь Рагаиб - первая ночь после свадьбы родителей пророка Мухаммада (САВ). В это время Аллах проявляет особую благосклонность к своим рабам, и мы вспоминаем о той милости, которую оказал людям Всевышний, направив пророка, - сказал муфтий Нурмухамет-хазрат Нигматуллин в беседе с корреспондентом агентства "Башинформ".

По словам муфтия, пророк Мухаммад (САВ) является учителем и наставником для всех людей вплоть до Судного дня. Он пожелал, чтобы это благостное время мусульмане провели в добрых делах, проявили больше внимания и заботы своим семьям, родным и близким.

Первая ночь с четверга на пятницу месяца Раджаб - месяца, когда был зачат пророк Мухаммад, - имеет название "Рагаиб", что в переводе с арабского языка означает "мечты", "желания". Считается, что молитвенные обращения, совершенные в эту ночь, особенно ценны, а за пост, милостыню и любые благодеяния воздается многократная благодать.

Представители традиционных религиозных конфессий Башкортостана поддержали запрет на распространение материалов, разжигающих межрелигиозную и межнациональную вражду. Список книг, видеофильмов и музыкальных произведений, подлежащих запрету на территории Российской Федерации,  был опубликован 14  июля в "Российской газете".

Муфтий Республики Башкортостан Нурмухамет Нигматуллин заявил корреспонденту агентства "Башинформ", что государство должно препятствовать распространению экстремистских книг, фильмов и прочих материалов, сеющих между людьми рознь и недоверие. Относительно запрета "Книги единобожия" Мухаммада ибн Сулеймана ат-Тамими (ее автор более известен как Мухаммад Ибн Абд-аль-Ваххаб) муфтий сказал, что мусульманам России лучше изучать труды своих ученых, которые знают жизнь ее народов, и в полном соответствии с Кораном и Сунной пророка Мухаммада (САВ) так же, как и многие другие признанные мусульманские богословы, учат людей разных народов и вероисповеданий жить в любви, согласии и взаимопомощи.

ИА «Башинформ»  пишет о том, что настоятель храма Соль-Илецка Оренбургской области отец Иоанн провел обряд освящения соленых озер, именуемых в регионе российским Мертвым морем. Эти озера знамениты целебными свойствами и собирают сотни тысяч отдыхающих со всей России.

- Обряд освящения водоема представителем Русской православной церкви мы, мусульмане, воспринимаем совершенно спокойно, - заявил в интервью журналистам председатель Духовного управления мусульман Оренбургской области, член Общественной палаты Оренбуржья Абдулбарый-хазрат Хайруллин. - Если этот процесс в какой-то мере помогает нашим братьям-православным, то нам, правоверным, он, по крайней, не мешает купаться, лечиться и отдыхать.

По словам религиозного деятеля, стоит обратить пристальное внимание не на обряды, а на расценки за так называемые "услуги сервиса".

- Только для того, чтобы пройти на пляж соленого озера, отдыхающий должен заплатить местным дельцам 80 рублей, а если человек хочет проехать поближе к воде на машине, то такое "разрешение" вырастает в разы, - отметил Абдулбарый-хазрат Хайруллин. - Очень жаль, что нет специального обряда мгновенного понижения подобной тарифной ставки или его удаления вообще. Совершенно не ясно, почему россияне обязаны платить за доступ к воде, принадлежащей всем нам? Ведь природа - это богатство народа, никто ведь не берет деньги за подход к Волге или Енисею, - заключил муфтий Оренбургской области.

Прокуратура Красноглинского района Самары передает в суд дело о двух жителях поселка Управленческий. Андрея Монахова и Сергея Колыченкова обвиняют в «разжигании межнациональной розни» (ст. 282 УК РФ).

По версии следствия, задержанный в ночь на 10 мая Сергей Колыченков расклеивал листовки, содержащие текст, «унижающий достоинство человека по его национальному происхождению и направленный на возбуждение ненависти по признаку национального происхождения». Прокуратура утверждает, что листовки он изготовил сам – распечатал на персональном компьютере. Причем на дело пошел не по собственному почину, а «по просьбе своего знакомого Андрея Монахова», сообщает IslamNews  со ссылкой на GazetaSamara.ru.

Следователи провели лингвистическую экспертизу текста листовки. Призыв к «разжиганию» специалисты нашли во фразе «всех неверных вырежем, заживем тогда – загорятся над Кремлем месяц и звезда». По версии гособвинителя, эта цитата «вводит в круг «врагов» русского народа всех мусульман, тем самым способствует возбуждению религиозной вражды».

Как сообщает пресс-служба прокуратуры Самарской области, Сергей Колыченков и Андрей Монахов полностью признали свою вину.

20 июля "Портал–Credo.Ru"  опубликовал «Обращение саратовских мусульман к главе администрации президента РФ Собянину С.С. по поводу решения Коптевского суда г. Москвы о признании книг богослова Саида Нурси "экстремистскими", которое подписали 596 человек. В частности в нем говорится следующее:

Уважаемый Сергей Семенович!

Мы, мусульмане г. Саратова, выражаем свое возмущение по поводу беспрецедентного решения, вынесенного Коптевским районным судом города Москвы от 14 июня 2007 о признании книг известного мусульманского богослова Саида Нурси экстремистскими. Книги были запрещены, а имеющиеся экземпляры должны быть изъяты из обращения.

Нужно сказать, что процесс проходил в закрытом режиме. Участниками процесса являлись люди, не имеющие специального религиозного образования, а многочисленные мнения экспертов из России, Ватикана, Египта, Турции и исламского совета Европы были проигнорированы.

Политика Президента России В.В.Путина направлена на сближение с исламским миром, о чем свидетельствует вступление нашего государства в организацию "Исламская конференция", активные контакты с ближневосточными странами и развитие наших отношений. Вынесенное судебное решение относительно известного своей аполитичностью и толерантностью исламского ученого идет вразрез с политикой главы государства […].

Мы, мусульмане г.Саратова, восприняли данное решение Коптевского районного суда как беспардонное вмешательство в вопросы исповедания нашей религии, оскорбление наших религиозных чувств. Мы являемся полноправными гражданами России и основной закон нашей страны - Конституция Российской Федерации гарантирует нам свободу совести и вероисповедания. Нам непонятно, как наша власть остается в роли наблюдателя в вопросах, касающихся межконфессионального и межнационального согласия и мира в обществе. Эти вопросы связаны с безопасностью государства, к ним, безусловно, относятся и такие тонкие темы как богословие.

Подобные масштабные проблемы не должны выноситься на суд дилетантов, позволяющих себе игнорировать точки зрения авторитетных организаций и государственных деятелей. Несомненно, судебная система у нас независима, однако решения судебных органов не должны приводить к социальной напряженности, которая порождает недоверие к власти и подтачивает уверенность в спокойном и мирном сосуществовании в нашей стране.

Просим Вас обратить на это внимание и обозначить Вашу позицию в этом вопросе.

15871 преступление зарегистрировано в Чувашии за шесть месяцев текущего года. Это на 17% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом сообщил на пресс-конференции министр внутренних дел Чувашии Вадим Антонов.

Министр затронул и тему предупреждения и борьбы с проявлениями экстремизма, прежде всего, среди молодежи. "Наша общая задача - не упустить эту тенденцию. Мы всегда готовы к тому, чтобы среагировать на любые подобные проявления, на любую персону. Проводятся комплексные оперативные мероприятия, предусмотренные законодательством, для того, чтобы круг сторонников группировок экстремистского толка ни в коем случае не расширялся", - сказал Антонов. Прокомментировал он и начало судебного процесса над пятерыми сторонниками экстремистской организации "Хизб-ут-Тахрир". Он отметил, что это первый подобный случай в республике. "То, что здесь появились приверженцы этого движения - тревожная тенденция. И она должна подтолкнуть всю общественность, в первую очередь, мусульманскую, активнее заниматься профилактикой", - отметил он. По словам министра, каналы проникновения экстремистской литературы пресечены, задача - не допустить дальнейшего распространения положений экстремистского учения на территории республики. "Особой почвы в регионе нет. 90% жителей Чувашии - православные. Однако надо усилить профилактическую работу в тех районах республики, где проживают те, кто исповедует ислам", - считает Вадим Антонов.

Недавно в Ижевске закончили свою работу летние курсы для детей, организованные при единственной мечети в городе. Каждый день в течение двух недель с ребятами занимались педагоги мактаба, преподавалось чтение Корана и мусульманская этика поведения, было включено двухразовое питание. В течение дня ребята также играли, проводились конкурсы, викторины, спортивные состязания.

Председатель Местной религиозной организации Фаиз Мухамедшин сообщил корреспонденту IslamNews в своем интервью: «Практика проведения таких курсов насчитывает уже третий год. Детям нравится, и они с неохотой покидают занятия. Организация детского досуга, особенно в летний период, чрезвычайно важное дело. Ребенок должен развиваться, не проводить время впустую. Государственная телерадиокомпания Удмуртии сняла передачу про нас, чтобы люди увидели, как с пользой для себя можно летом отдыхать».

• 18 июля Ульяновск поддержит Фестиваль мусульманской молодежи в Поволжье, сообщает обзорный сайт ульяновской прессы

«Он стартует в столице республики Татарстан – Казани – 15 числа. Затем теплоход с участниками посетит Булгары, Самару, Ульяновск, Елабугу и Чистополь. В нашем городе молодые люди побывают на обзорной экскурсии, в центральной мечети и доме-музее Ленина. Кроме того, на теплоходе ульяновская делегация презентует книгу «Исламская общественность Симбирской губернии во второй половине 19 – начале 20 веков», - сообщается в новости, опубликованной на сайте.

14 июля в татарском селе Кобылкино Каменского района Пензенской области прошел районный чемпионат по футболу, в котором участвовало 6 молодежных команд. Призовой фонд составлял: 1 место – Кубок и 3 000 тысячи рублей, 2 место – 2 000 рублей, 3 место – 1 000 рублей. Первое место заняла футбольная команда «Турист» г. Каменки Пензенской области, Молодежного отдела региональной общественной организации «Просвещение».

Главный тренер команды Абдрашитов Тагир, преуспевающий предприниматель г.Каменка, он же спонсор команды и руководитель попечительского совета Молодежного отдела Региональной общественной организации «Просвещение» г. Каменки сообщил в своем интервью корреспонденту IslamNews, которое было опубликовано на сайте 16 июля: «В нашей команде в основном играют мусульмане, а также ребята христианского вероисповедания, которые с глубоким уважением воспринимают религиозность своих членов по команде. Наше богобоязненность не в том, что мы проявляем ненависть к другим религиям, а в том, что мы должны проявлять человечность друг к другу, взаимопонимание и веротерпимость».

Подобные мероприятия проходят на постоянной основе, команда «Турист» существует с прошлого года и начала свою карьеру также победительницей в районном чемпионате. После этого активно участвует во всех чемпионатах молодежного характера.

Подготовил Азат Ахунов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/710/">ISLAMRF.RU: Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 16-22 июля 2007 года</a>