RSS | PDA | Архив   Воскресенье 20 Октябрь 2019 | 1433 х.
 

Мониторинг СМИ 20-26 августа 2007 года

30.08.2007 14:54

Предлагаем Вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа)

Газета «Известия» опубликовала 20 августа заметку Бориса Клина «Сами вы не местные! Мусульмане и православные рассорились из-за ученых».

Она посвящена дискуссии, которая развернулась вокруг заявления мусульманской общественности страны «Клерикализм – угроза национальной безопасности России», в частности, выпадам профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева против сопредседателя Совета муфтиев России Нафигуллы Аширова. Напомним, А. Кураев фактически предложил Н. Аширову покинуть страну. Приводится заявление руководителя пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмета Махметова: «Выступление Кураева - это прежде всего предмет для анализа судебных органов, в нем содержится явное оскорбление чести и достоинства».

Заявление мусульманской общественности стало поводом и для заметки Павла Коробова «Мусульмане подрывают «Основы православной культуры». Совет муфтиев выступил против РПЦ», опубликованной в газете «Коммерсант» (№148 от 20 августа).

Мусульман не смущает, - сообщается в ней, - что их критику РПЦ не поддержали религиозные организации других конфессий. «Я уверен, что у нас много сторонников, которые не могут высказаться открыто», - заявил «Коммерсанту» муфтий Нафигулла Аширов. При этом он предупредил, что мусульманская общественность будет добиваться справедливости всеми доступными методами. «Если потребуется, мы начнем проводить пикеты», - предупредил муфтий.

Приводится мнение правозащитников, которые в разгоревшемся скандале обвиняют РПЦ. В частности, аналитик движения «За права человека» Евгений Ихлов высказался так: «Своими действиями РПЦ может спровоцировать конфликт религий, который чревато закончится для российского общества».

Сайт «Ислам. Ру» сообщил 20 августа о том, что Махмут Велитов, муфтий Москвы и Московской области, входящий в состав Центрального духовного управления мусульман, поддержал заявление мусульманской общественности об угрозе клерикализма.

«Все, что делается ради Аллаха, на благо Ислама, мусульман и нашей Родины, я поддерживаю», - заявил он Ислам.Ру.

Сбор подписей под заявлением мусульманской общественности продолжается, сообщает Ислам.Ру. За истекшие дни под ним также поставили подписи Дамир Серажетдинов, председатель общероссийского патриотического общественного движения «Мусульмане-миротворцы» (Москва), Ирек Ахмет-Заки улы Тагиров, старший научный сотрудник лаборатории теоретической физики Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна, Московская обл.), Халида Хамидуллина, публицист (Москва) и многие другие.

Сайт «Ислам. Ру» сообщил 20 августа о том, что глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Карачаево-Черкессии и Ставрополья Исмаил-хаджи Бердиев не выступал против заявления мусульманской общественности об угрозе клерикализма.

Об этом он сказал одному из подписантов документа, сопредседателю Совета муфтиев России, главе Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулле Аширову.

В беседе с ним Бердиев полностью опроверг сообщения о том, что он осудил обращение мусульман. По словам главы КЦМСК, он всегда выступал против внедрения религиозных организаций, в том числе Церкви, в такие институты государства и общества, как школа и армия.

В этой связи он также не поддерживает введение преподавания в общеобразовательных учреждениях Основ православной культуры, а выступает за изучения курса о мировых религиях. По словам Бердиева, в данном вопросе он полностью разделяет позицию Совета муфтиев России.

Газета «Наше время» опубликовала в №55 (20 августа-2 сентября) статью Александра Газова «Татарам даром. Дальний Восток отдадут мусульманам».

«Восточная оконечность России стремительно меняет свое этнокультурное и религиозное лицо. Последние два года аналитики отмечают тенденцию резкой исламизации региона. И процесс этот, как показывают факты, запущен искусственно. Кому и зачем это нужно?» - с этого вопроса начинает свой материал А. Газов.

Вторя неким «специалистам», автор связывает резкую смену религиозной направленности Дальнего Востока с личностью Камиля Исхакова, с 2005 года занимающего пост полномочного представителя президента в регионе: «Исхаков – татарин по происхождению, пересевший в кресло полпреда из кабинета мэра Казани, – всегда отличался ревностным отношением к родной религии».

Автор рассказывает о «недовольстве большинства граждан, проживающих в подведомственном полпреду округе» строительством мечетей, которое развернулось по всему ДФО (на момент вступления Исхакова в должность в Дальневосточном федеральном округе действовала лишь одна мечеть – в Якутске). Впрочем, данные соответствующего референдума или хотя бы соцопроса, на основе которых можно было бы говорить о каком-то «большинстве», в статье не приводятся.

Активность Исхакова А. Газов не считает его «личной прихотью». Объяснение автора вполне конспирологическое: «Здесь просматривается четкий план с далеко идущими целями. <…> Начатое два года назад активное строительство мечетей свидетельствует, скорее всего, о намерении полпреда заполнить демографические пустоты мусульманами. Уже сейчас отмечается резкий рост количества таджиков и узбеков, приезжающих на Дальний Восток из средней Азии. Для них регион, склоняющийся в сторону ислама, с каждым днем становится все более привлекательным».

Газета приводит мнение по этому вопросу заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, которое оказалось намного более взвешенным. На вопрос: «Насколько серьезна угроза исламизации Дальнего Востока? Следует ли в этой связи опасаться обособления этого региона от России?» он, в частности, сказал: «Я не думаю, что есть такая опасность. Общины всех вероисповеданий, в том числе и меньшинств, должны иметь возможность заниматься религиозной деятельностью, молиться в храмах или мечетях. Расположение их, масштаб и вместительность должны учитывать реальное количество верующих и исторический опыт города. Власть в этих вопросах должна всегда советоваться с народом, по крайней мере, в странах Запада такие консультации имеют место быть. <…> Мы все-таки живем как единая страна в течение многих веков. И частями этой страны являются такие преимущественно мусульманские республики, как республики Северного Кавказа, Татарстан, где мусульмане составляют больше половины населения, и другие. Я думаю, этот исторический опыт дает основания для оптимистичного взгляда на нашу способность жить вместе».

Газета «Время новостей» опубликовала 20 августа заметку Михаила Мошкина «Светская хроника богов. «Основы мировых религий» в московских школах начнут преподавать на факультативной основе».

В ней сообщается, что с 1 сентября в десятых и одиннадцатых классах некоторых московских школ появится предмет под названием «Основы мировых религий»: «Руководство столичного департамента образования подчеркивает, что изучение этой дисциплины, во-первых, будет факультативным и, во-вторых, имеет мало общего с предметом «Основы православной культуры», вокруг которого было сломано столько копий». Учебным пособием курса будет 400-страничная книга под редакцией директора Института всеобщей истории РАН академика Александра Чубарьяна.

В течение учебного года разработчики учебника будут проводить мониторинг. «Узнаем, что думают по этому поводу педагоги, каково мнение общественности. Возможно, что-то придется подправить, и в дальнейшем предмет будет включен в учебную программу», - отмечает академик. Руководитель коллектива разработчиков учебника прогнозирует, что религиоведение может войти в учебный план уже в следующем учебном году - с сентября 2008-го. «Хотя, конечно, сроки зависят не от меня, а от министерства», - добавил г-н Чубарьян.

По словам Александра Чубарьяна, подготовленное под его редакцией пособие в равной степени рассказывает об основах шести конфессий: православия, католицизма, протестантизма, ислама, иудаизма и буддизма.

 «Мне кажется, пора признать, что можно считать снятым с повестки вопрос о преподавании любой отдельно взятой религии в школе», - поделился своим мнением в беседе с корреспондентом «Времени новостей» член общественного совета при Министерстве образования и науки, ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Он считает, что в последнее время дискуссия между педагогами, учеными и священнослужителями серьезно продвинулась - как благодаря «письму 10 академиков», так и в силу «различной реакции» иерархов церкви.

23 августа сайт Совета муфтиев России опубликовал заявление этой организации.

Оно посвящено дискуссии, развернувшейся в последнее время вокруг преподавания в школе основ православной культуры. Этот вопрос, по мнению СМР, не должен стать разрушительной для общества идеей. В заявлении отмечается: «В Совете муфтиев России с удовлетворением восприняли информацию о том, что Министерство образования и науки России разработало концепцию проекта Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», предусматривающего, в частности, разработку государственного стандарта общего образования нового поколения. К разработке данного стандарта, включающего в себя духовно-нравственное обучение и развитие учащихся, приглашаются представители всех традиционных конфессий России. <…> С учетом региональных особенностей и особенностей образовательного учреждения за счет вариативной части образовательной программы остается возможность изучения основ той или иной религиозной культуры в школе при соблюдении принципа добровольности и возможности выбора. Важно, чтобы этот принцип неукоснительно соблюдался».

В целях укрепления веротерпимости и общественного согласия СМР призывает «прекратить инсинуации в адрес мусульманских организаций, отстаивающих свои законные интересы в нашем поликонфессиональном обществе, прекратить никому ненужную конфронтацию».

«Новая газета» опубликовала в №64 от 23 августа заметку Дмитрия Гривцова, Анджея Беловранина и Нины Петляновой «Пытаясь найти организатора подрыва «Невского экспресса», следователи объединили анархистов с исламистами».

В ней рассказывается о ходе расследования подрыва поезда №166 Москва-Петербург.

На 21 августа, сообщает газета, под стражей неофициально находились три кандидата в террористы: два молодых анархиста из Петербурга и уроженец Чечни, проживающий в Новгородской области, - Хасан Дидигов. А 22 августа Дидигов стал первым официально арестованным в деле о подрыве поезда. 25-летний Дидигов происходит из семьи ортодоксальных мусульман, а в поле зрения правоохранительных органов попал после драки с применением ножа.

Неожиданностью стало то, что анархистов в связи с появлением в деле первого фигуранта не освободили, а напротив, объявили пособниками Дидигова.

По сведениям местной милиции, в Новгородской области сотрудники регионального управления ФСБ сейчас «беспокоят» практически всех представителей чечено-ингушской диаспоры. В организации «Вайнах», куда входит и семья Дидиговых, задержание молодого человека восприняли трагично: «Для чеченцев в Новгородской области, да и вообще в России настали черные времена».

Сайт «Ислам. Ру» опубликовал 20 августа интервью с заместителем председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа Шафигом Пшихачевым под заголовком «Муфтии Северного Кавказа Америкой не очарованы».

Интервью посвящено визиту ряда муфтиев Северного Кавказа в Соединенные Штаты, состоявшемуся в конце июля - первой половине августа. Напомним, эта поездка сопровождалась различными спекуляциями и даже дезинформацией в российских СМИ.

Ш. Пшихачев сразу развеял слухи и домыслы: «Этап рутинной подготовки визита не дал возможности его нормально проанонсировать. Видимо, именно это и вызвало столь живой, а порой не совсем здоровый интерес к поездке. Тем более, первое известие о нашем визите сопровождалось утверждением в ряде СМИ, что муфтиев будто пригласил в США сам президент Джордж Буш, причем на свое знаменитое фамильное ранчо. К этому можно было бы отнестись просто с улыбкой, если бы некоторые политологи и аналитики не начали бы строить самые разные версии, основываясь на прочитанном в газетах».

Американцы после событий 9/11 в целом не заразилось исламофобией, - такой вывод для себя сделал Ш. Пшихачев: «Более того, после 11 сентября некоторые американцы всерьез заинтересовались изучением Ислама. В итоге это приводит к познанию обществом в целом многих исламских ценностей и ориентиров, к осознанию того, что истинные мусульмане не приемлют и не поддерживают этот чудовищный теракт».

Ш. Пшихачев рассказал также о том, как прошел пятничный намаз в мусульманском молельном зале Сената США на Капитолийском холме в Вашингтоне, об отношении американцев к осуществленным администрацией Буша вторжениям в мусульманские страны, о том, чему российским мусульманам можно поучиться у американских братьев (в частности, налаживанию эффективной социальной работы).

Газета «Коммерсант» опубликовала в №148 от 20 августа заметку Тимура Самедова и Сергея Кисина «На Эльбрусе завелись террористы. В Кабардино-Балкарии резко осложнилась обстановка».

В ней сообщается о том, что накануне сотрудники МВД Кабардино-Балкарии обнаружили и обезвредили в Эльбрусском районе мощную бомбу. Еще одним устройством был подорван мост после того, как боевики напали на пост милиции, убив сотрудника патрульно-постовой службы Эльбрусского РОВД.

В правоохранительных органах республики вспышку криминальной активности в Эльбрусском районе склонны объяснять желанием скрывающихся в лесах членов ваххабитского подполья обострить ситуацию в республике накануне празднования 450-летия добровольного вхождения Кабардино-Балкарской республики в состав России, которое будет отмечаться в сентябре этого года. В том же месяце в Верховном суде республике должен начаться процесс над 59 боевиками, участвовавшими в нападении на Нальчик 13 октября 2005 года.

Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы «Столетие» опубликовало 22 августа интервью с консультантом администрации президента России кандидатом экономических наук Владимиром Дергачевым под заголовком «Исламская опасность» - не наш лексикон. К 2050 году Россия наполовину станет мусульманской страной».

В. Дергачев считает, что те наши политические деятели, которые с определенным скепсисом относятся к курсу власти на укрепление связей с исламским миром, недооценивают геополитической роли мусульманских государств для России. Причем исключительно важной ему представляется экономическая составляющая взаимоотношений России с исламским миром.

Имеющихся на сегодня «проектов явно недостаточно. К тому же они никак не подкреплены должными политическими шагами, не получают соответствующей информационной поддержки, которая должна была бы сделать акцент на экономическом и социальном эффекте от этого сотрудничества», - полагает консультант администрации президента РФ.

Это происходит потому, что «мы порой явно запаздываем со своими прогнозами и разработкой методов реагирования, что стало особенно очевидно в 90-е годы прошлого века. Так, когда в 1996 году к власти в Афганистане пришли талибы, – никаких практических шагов с нашей стороны предпринято не было (хотя бы из чувства исторической ответственности за все произошедшее там!). Итог – «миротворческая операция» сил НАТО в этой стране и превращение Афганистана в мировую «житницу» опиума, обеспечивающую более 92% «поставок» на мировые черные рынки».

С вступлением России в ОИК в качестве наблюдателя пока мало что изменилось, считает В. Дергачев: «Об упущенных возможностях на этом направлении говорят и настроения в мусульманском мире. Ведь любая наша активность очень позитивно им воспринимается. Подведение же под эти настроения «экономической базы» могло бы открыть самые широкие перспективы для нас на рынках их стран».

Главными препятствиями, сдерживающими процесс полномасштабного восстановления хозяйственных связей, интервьюируемый назвал отсутствие информационного обмена между предпринимателями из России и государствами-членами ОИК, нерешительность и незавершенность шагов в данном направлении, особенно со стороны хозяйствующих субъектов современной России, а также волокиту и неповоротливость наших органов управления.

Сайт «Ислам. Ру» опубликовал 22 августа статью доктора философских наук Али Вячеслава Полосина «Размышления о «Русской доктрине»: Евразия или Азиопа?»

Автор анализирует созданный два года назад «Сергиевский проект», иначе называемый «Русской доктриной», в преддверии выборов «медленно продвигающийся из экспертной тени к озаренным солнцем власти вершинам политического олимпа». 20 августа состоялось официальное рассмотрение «Русской доктрины» на соборных слушаниях Всемирного русского народного собора в Даниловом монастыре, где в целом она получила одобрение и поддержку.

А.-В. Полосин сосредоточился на идеологическом и религиозном обосновании «Русской доктрины», прокомментировав основные тезисы документа.

За многим из того, что предлагается этой «доктриной», далеко ходить не надо – все это уже давно присутствует в исламе. Например, такой тезис:

«Капитализм как цивилизация ссудного процента себя изживает и вскоре уйдет со сцены. Есть только одна цивилизация, сумевшая создать свой технологический мир без ссудного процента, – Русская цивилизация в ХХ веке. В нынешних условиях уникальный опыт русских позволяет им сменить Запад в качестве технологичного авангарда человечества. Для этого необходимо выдвинуть глобальный проект (по принципу «Спасая Россию, мы спасаем весь мир»), став лидером здоровых сил человечества, совместив в новом проекте наши православные устои и лучшие достижения советского строя».

В доказательство приводится история Советского Союза: «СССР смог самостоятельно, не используя «рыночных» механизмов, создать автаркичную промышленность, завоевать небо и космос, океанические глубины и полюса Земли». «А причем тут «русская цивилизация», которую так старательно изничтожали большевики? - вопрошает автор. -Большевики были реальными интернационалистами и реально сумели создать и закрепить в СССР дружбу народов, при этом одинаково подавляя и все присущие этим народам религии. И все достижения науки, техники и культуры при большевиках были достижениями всех народов СССР в единой цивилизации, которая называлась «советской»».

Что касается ссудного процента, то «в мире существует только одна самодостаточная, устойчивая система ценностей, отрицающая в принципе ссудный процент и сформировавшая при этом мировую цивилизацию – исламская. Да, сегодня мусульманский мир не на подъеме в культуре и науке, в освоении высоких технологий, и тот научный потенциал, который был создан в нашей стране при Советской власти, мог бы вполне дополнить недостающее сегодня у мусульманского мира, а от него можно взять искусство ведения экономики, распределения благ в социальной сфере и обеспечения политики сбережения народа без ссудного процента. Это многовековой бесценный опыт», - отмечает А.-В. Полосин.

Другой тезис:

«Справедливость – базовая ценность для нашего общества. Не восстановив попранной справедливости, ничего выстроить нельзя. Если мы действительно не хотим пропустить страну через еще одну социальную революцию, необходимо найти способ удовлетворить эту базовую для русского, российского сознания потребность. Неудовлетворенный спрос на справедливость и радикальные способы его удовлетворения систематически приводили Россию к катастрофе».

Однако такая этика уже есть и называется она исламской, - снова замечает автор: «Справедливость в ее самом глубинном и самом простом пониманиях – это на самом деле центральный догмат исламской доктрины. <…> Лучших союзников, чем Россия и Исламский мир в борьбе за мировую социальную справедливость трудно даже представить!»

Еще один тезис:

«При оптимистическом сценарии, когда курс власти начинают осуществлять силы, близкие Русской доктрине или как минимум разделяющие значительную часть ее идей. В таком случае Русская доктрина становится в каком-то смысле официальной. При развитии такого сценария власть должна бросить клич социальной правды, обратиться к этому вековому чувству. Власть должна призвать активное здоровое население, во-первых, в элиту («делайте карьеру!»), во-вторых, в реальный сектор экономики через учреждение масштабных проектов. Это должна быть идеология не «потребительского общества», не «свободного рынка», который сам за нас все вспашет и засеет, но идеология национального развития, волевого проекта, опирающегося на сознательно выстраиваемый «образ будущего». Мечта русского гражданина не должна описываться схемами телевизионной рекламы, нереалистическими потребительскими ожиданиями, надеждой на выигрыш, свалившийся с неба, – мечта должна быть связанной с созидательными проектами, в которых у него есть возможность участвовать».

А.-В. Полосин отмечает: «За 8 веков до появления воспетой Максом Вебером протестантской деловой этики раннего капитализма у человечества уже появилась модель, прививающая психологию активного созидания и этику предпринимательства». И это опять-таки исламская модель.

Недопустимыми и крайне опасными, по мнению А.-В. Полосина, выглядят такие заявления авторов Доктрины: «Всякое содействие на государственном уровне отпадению граждан России от православия в иные конфессии, хотя бы и традиционные для России, а тем более в безбожие или деструктивные культы, должно рассматриваться как акт подрывной в отношении устоев России, антигосударственный и антинациональный». «Получается, если татарин или дагестанец женится на русской, она примет Ислам (что не редкость), а чиновники дадут им новую квартиру, то этих чиновников нужно сжечь в деревянном срубе как «врагов народа»?», - комментирует автор.

Опасным ему представляется и такой пассаж: «Для купирования ваххабизма и некоторых других экстремистских направлений необходимо последовательно уничтожать экстремистов и их пособников; профилактическая работа на этом направлении уже неэффективна». «Кто и по какому праву определил, эффективна или нет работа с людьми, причем не только с «экстремистами», но даже и с их «пособниками»? – задается вопросом А.-В. Полосин. - Что за общее лекало для всех случаев жизни? Есть закоренелые бандиты, которые и сами в плен не сдадутся, там выбор средств отношений с ними действительно ограничен боевым оружием. Однако и многие, применявшие оружие, сдались по амнистии и сейчас служат Родине. Не следует забывать, что и покойный президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров прошел этот путь, а тут предлагается этот путь перекрыть. Что касается «пособников», то это вообще настолько размытая категория, что призывать к полному уничтожению всех «пособников» - это, по сути, безответственно призывать к уничтожению женщин и детей, мирных мусульман, носящих бороду, то есть, к полномасштабной гражданской войне».

Комментируются и другие тезисы «Русской доктрины».

Сайт IslamOnline.ru опубликовал 20 августа интервью с петербургским ученым Владимиром Журавлевым под заголовком «Священное Писание: тексты оптимальных… частот».

Интервьюируемый убежден, что люди, регулярно читающие и изучающие Писание, всегда будут чувствовать себя лучше физически, они реже болеют и дольше живут. Так же благотворно сказывается на человеке молитвенное состояние. В частности, частота резонансных колебаний головного мозга (это обобщенный показатель, характеризующий состояние организма человека в целом) в подобном состоянии не превышает 2-3,5 Герц. «Это самые гармоничные, самые благоприятные параметры для деятельности головного мозга – главного штаба, откуда «поступают приказы» во все системы и органы нашего организма, - отмечает ученый. - Можно говорить в прямом смысле об особой заряженности текстов Писания, об особой связи, которая существует между структурой, содержанием Библии, Корана и эмоционально-психологическим состоянием человека, его здоровьем. Многие профессиональные врачи не случайно одобряют желание пациентов посещать молитвенные собрания, постоянно общаться с единоверцами. <…> Верующие люди живут дольше, поскольку они постоянно контролируют свои действия, сверяют свои внутренние установки с тем, чему учит их вера. Это, в свою очередь, с точки зрения физики, понижает среднюю несущую частоту головного мозга и значительно усиливает возможности иммунной системы. Особое воздействие на человека общей молитвы проявляется в том, что он становится более спокойным, более уверенным. Снижается порог тревожности, беспокойства, страха. Слово Божье творит чудеса – не нами сказано. Происходит воздействие на физическом, эмоциональном, психическом уровнях».

Сайт «IslamNews.ru» опубликовал 24 августа статью Фатимы Анастасии Ежовой «Еще немного о православной деликатности и о русской культуре».

Поводом к ней послужила «мелочная и какая-то даже бабская истерика небезызвестного диакона Андрея Кураева, изжелавшего глаголом выжечь противников обязательного введения курса ОПК в школах в том виде, в каком его предлагает внедрить туда РПЦ», и вообще «агрессивная и нетерпимая манера поведения функционеров РПЦ по отношению ко всем тем, кто не разделяет православного взгляда на Бога, религию и мир».

Автор полемизирует с диаконом, выдающим за само собой разумеющееся, что вся русская культура зиждется исключительно на православии: «В послепетровские времена значительный ее сегмент развивался именно за счет интенсивной духовной полемики русского человека с той официальной версией христианства, которая всеми силами навязывалась государственным аппаратом. <…> Думаю, мало у кого из русских людей вызовет сомнение тот факт, что центром русской культуры является отнюдь не РПЦ, а русская литература - явление сложное, безусловно, завязанное на поиске христианских идеалов, но уж конечно же далекое от соответствия официальным стандартам РПЦ».

Далее Ф.-А. Ежова приводит цитаты из Льва Толстого, доказывающие несоответствие учения Христа и церковной практики, а также свидетельствующие о симпатиях графа к исламу. «Каким образом церковники вроде господина Кураева будут оценивать эти высказывания Льва Толстого? Лев Толстой - русофоб? Он, получается, по логике попов-лоббистов ОПК «противник русской культуры»? Может и вовсе давно пора подать сигнал ФСБ и запретить изучение Толстого в школах - может быть, его книги вообще являются «экстремистскими»?» - таким вопросом задается автор. - <…> Если же взять русскую религиозную философию, то здесь ситуация также «безнадежна»: концепции многих из этих мыслителей не вписываются в ортодоксальную православную вероучительную доктирну, а с преподаванием взглядов некоторых русских религиозных философов РПЦ даже боролась. Между тем, их наследие - также часть русской культуры».

Автор бросает упрек РПЦ и в связи с двусмысленностью ситуации, при которой церковь проявляет к власти одну лишь исключительную лояльность – потому что в этом случае она оставляет народ: «Как функционеры РПЦ объяснят поведение, скажем, недавно почившего печально известного деятеля, согнавшего танки и расстрелявшего мирную демонстрацию в Останкино при помощью снайперов и БТР? Отдельные честные православные священники, справедливости ради, были тогда на стороне демонстрантов... Но что скажет детям церковь, всего лишь осудившая этот акт и продолжившая сытое существование при той же власти? Как такая политика соотносится с тем, чему учил Иисус (мир ему)?»

ИА «Грозный-информ» опубликовало 25 августа перепечатку статьи «Он заслонил собой Чечню и чеченцев» из газеты «Вести республики» (№121, 23 августа).

В ней воспоминаниями о первом президенте Чечни Ахмате Кадырове делится руководитель департамента администрации президента и правительства Чеченской республики по взаимодействию с силовыми структурами и правоохранительными органами Исмаил Дадалаев. В частности, И. Дадалаев сообщил:

«С Ахмат-хаджи Кадыровым, тогда муфтием Чечни, я познакомился, когда шел процесс ломки судебной системы: повсеместно народные суды стали заменяться шариатскими. Я тогда работал в министерстве юстиции. Мы с муфтием нередко встречались - на совещаниях, заседаниях, где проходили дискуссии по поводу ломки судебной системы. Новый кодекс - так называемый «зеленый кодекс» (он был в зеленой обложке) был разработан на основе права бедуинских племен. <…> Муфтий республики решительно выступал против такого механического переноса законов. Он утверждал, что это неприемлемо для нашего народа, имеющего богатую историю, традиции, устоявшийся менталитет. Это право, возможно, подходило бедуинским племенам, но не нам, ибо в «зеленом кодексе» были такие статьи, где предусматривалось наказание за проступки, которые просто немыслимы среди чеченцев. Это было несовместимо с укладом нашей жизни, с нашими традициями. А зачем вводить в кодекс статью, если даже в единичных случаях нет таких правонарушений? <…> Признавая, что шариат - самый чистый и светлый свод законов, Ахмат-хаджи предлагал ввести его для начала в семейно-бытовые отношения: бракосочетание, развод, обряд похорон и т.д. Остальное - уголовное расследование преступлений, уголовное судопроизводство - должно вестись по-старому. Почему? Он считал, что наше общество не созрело для автоматического перехода к нормам шариата. Ведь более 70 лет наше общество вынуждено было проживать в условиях воинствующего атеизма, который включал в себя отрицание всего и вся и женскую эмансипацию со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ведь тогдашняя власть едва ли не силой «сдернула» с женской головы платок - «пережиток прошлого». Муфтий говорил, что все это не может пройти бесследно, что нам нужно время, чтобы из сознания людей выветрилось то, что коммунисты вколачивали 70 лет. Он не был против шариата. <…> Он боялся, что в результате неразумных и недальновидных действий шариат будет дискредитирован, что это оттолкнет от него людей.

Тогда многие добивались введения шариата, и эти силы одержали верх. Все было отдано шариатским судам на откуп. <…> Я тогда был руководителем Государственно-правового управления и принимал участие во всех совещаниях и заседаниях, которые собирал Масхадов. Как-то он собрал совещание руководителей шариатских судов и пригласил муфтия республики. Аслан сказал, что шариатские суды выносят, на его взгляд, неправильные вердикты. <…> Потом встал сам муфтий. Он напомнил об их поездке в Египет, Судан, Сирию. Напомнил, как в Египте их предостерегали: введение шариата – дело несложное, но жить по шариату – очень сложно, люди должны быть готовы принять его. В Судане советовали не спешить с «сухим законом» - они прежде, чем объявить его у себя, 40 лет вели подготовительную работу, постепенно вводя безалкогольные напитки и отучая людей пить «горячительные». «Аслан, когда вы принимали шариат, помнишь, я говорил тебе, что нам нужны годы, чтобы вытравить последствия атеистической пропаганды советской власти из людской памяти? – говорил муфтий. А ты во всем обвиняешь алимов, алимы не виноваты». «А кто виноват?» - спросил Масхадов. Муфтий указал на Масхадова: «Ты виноват!» Ахмат-Хаджи, как всегда, был честен до конца».

Сайт «IslamNews.ru» опубликовал 23 августа заметку «По итогам форума в Чечне «Ислам - религия мира и созидания»».

Сообщается, что международный миротворческий форум посетили представители 39 стран мира - России, Саудовской Аравии, США, Украины, Белоруссии, Польши, Австрии, Азербайджана, Киргизии, Узбекистана и других государств.

В ходе форума в среду прошла церемония открытия Исламского университета в райцентре Курчалой с участием гостей мероприятия. Председатель Совета алимов Чеченской республики Хожахмед Кадыров напомнил, что впервые университет был открыт покойным президентом Чечни Ахматом Кадыровым еще в годы Советской власти, когда он вернулся в республику, окончив Исламский университет в Ташкенте.

В Исламском университете будут заниматься около 600 студентов. Учебное заведение состоит из нескольких корпусов. Аудитории полностью оборудованы, есть лингафонные кабинеты. На территории Исламского университета расположены мечеть, столовая, спортивный зал.

Выпускники университета по окончании получат два диплома - светской и богословской направленности, сообщили корреспонденту ИА IslamNews в пресс-службе Духовного упрвления мусульман Чеченской Республики.

По итогам форума «Ислам-религия мира и созидания» участники приняли обращение к президенту РФ Владимиру Путину.

Обращение содержит в себе озабоченность активизацией экстремистских и террористических событий в мире, а также конфликтами на Ближнем Востоке, в Афганистане, Ираке. Участники форума, мусульмане и представители других конфессий, негативно относятся к решению конфликтов и войн в одностороннем порядке, в процессе которых часто страдает мирное население, ни в чем неповинные люди. В резолюции подчеркивается, что теракты и насилие, инициируемые экстремистами, требуют принятия жестких мер, но мирные переговоры, диалог и компромисс остаются при этом наиболее предпочтительной формой решения конфликтов.

В заключение участниками форума была принята резолюция «Ислам - религия мира и созидания», в которой содержится обращение к религиозным, политическим деятелям, послам доброй воли, государственным и общественным организациям, мировому сообществу - нацелить свои усилия на укрепление мира во всем мире, призыв к диалогу и позитивному взаимодействию между исламом, иудаизмом, христианством и другими религиями на основе общечеловеческих ценностей, противостоя насилию, укрепляя братское сотрудничество во имя сохранения мира на Земле.

Также было решено учредить орден «За мир», награждать которым будут миротворцев и людей борющихся за мир и единство всех национальностей.

Сайт «Ингушетия.Ру» сообщил 25 августа о перестрелке, произошедшей в Назрани после шариатского суда.

На суде было достигнуто решение, но после того как стороны вышли из помещения, между ними возникла ссора, переросшая в стрельбу из пистолета Макарова и охотничьего ружья «Сайга». В результате перестрелки ранены три человека.

«Ингушетия.Ру» приводит справку относительно шариатских судов в Ингушетии. Шариатскими судами, действующими при муфтияте РИ, неформально рассматриваются многие гражданско-правовые споры. Их решения обязательны для всех мусульман. Часто споры в судах общей юрисдикции государственной системы правосудия переносятся на рассмотрение шариатских судов, где обычно ставится окончательная точка в тяжбе. Активно используется система шариатских судов и для примирения кровников. Для этого действует специальный вид суда - примирительная комиссия при муфтияте.

Сайт «Ислам. Ру» сообщил 24 августа о том, что в Москве проходит курс лекций по исламской экономике и ее специфике в российских условиях.

Его организовал московский культурно-просветительский центр «Голубушка». Каждое воскресение после лекции, которую ведет основатель и председатель Гильдии деловых мусульман Адалет Джабиев, здесь проходит «круглый стол», в ходе которого слушатели могут задать специалисту вопросы.

Занятия организованы для всех желающих.

Сайт «Ислам. Ру» сообщил 23 августа о том, что в Дагестане проходит фотоконкурс «Маленькие мусульмане» на лучшую фотографию ребенка, одетого по нормам Шариата.

В редакцию приходят фотографии девочек и мальчиков от 1 до 12 лет, одетых в соответствии с нормами Шариата и запечатленных на снимках во время молитвы, с четками в руках или с любой иной исламской атрибутикой.

В конкурсе могут принять участие все желающие.

Сайт «Ислам. Ру» сообщил 23 августа о том, что через два месяца по спутниковому телеканалу «Россия сегодня», вещающему на арабском языке, будет показан документальный фильм о жизни арабов Русского Севера.

Как сообщили Ислам.Ру в пресс-службе карельской региональной общественной организации «Исламское просвещение», съемочная группа канала уже посетила Петрозаводск, Кижи, Валаам, Вологду, Архангельскую область.

В Петрозаводске журналисты встретились с представителями мусульманской общины города, побывали в Исламском центре, в гостях у одной из мусульманских семей, в детском саду, который посещают дети-мусульмане. В интервью с муфтием Карелии Висамом Али Бардвилом были подняты темы адаптации арабов к российским условиям. Руководитель группы, ведущий программы и автор сценария – востоковед, доктор исторических наук, руководитель Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Виталий Наумкин.

Сайт «Ислам. Ру» сообщил 22 августа о том, что вышли в свет первые главы фундаментального труда имама аль-Газали «Возрождение религиозных наук» на русском языке.

Полностью многотомный трактат ученого намерены перевести в издательском доме «Нур уль-Иршад». Работа аль-Газали представляет собой масштабный труд, разделенный автором на четыре части по 10 книг каждая. Перевод двух книг первой четверти – «Книги о знаниях» и «Книги об основах вероучения» - представлен на 580 страницах и предварен обширными сведениями о жизни ученого и его работе. В редакционный совет издания, возглавляемый заместителем муфтия Дагестана Ахмадом-хаджи Магомедовым, вошли известные алимы республики.

Сайт «Ислам. Ру» сообщил 22 августа о том, что в конце августа в одном из залов городской библиотеки им. Лермонтова в центре Санкт-Петербурга пройдет мини-выставка экземпляров Корана, а также намазлыков, четок и посуды.

Планируется, что экспонаты для импровизированной выставки предоставят мусульмане города.

Сайт «Ислам. Ру» сообщил 22 августа о том, что в Екатеринбурге возобновилось вещание программы «Ислам сегодня».

Передача будет выходить на местном телеканале ОТВ по пятницам и повторяться в субботу, сообщает газета Тюменского казыята «Истина».

Тележурнал «Вести-Северный Кавказ» сообщил 21 августа о завершении строительства Центральной Соборной мечети в Карачаевске.

Молитвенный дом уже полностью отделан внутри и с этого момента он готов принять до восьмисот прихожан. Центральную Соборную мечеть в Карачаевске возводили всем миром. Свой вклад внесли представители различных конфессий, руководители разных уровней, известные предприниматели и жители республики.

Сайт «Ислам. Ру» сообщил 21 августа о том, что началась реконструкция Исторической мечети Новосибирска.

Она примет дореволюционный облик, будет восстановлен ее минарет. По словам имама мечети Гумара Баязитова, уже заключено соглашение с проектным институтом.

Ветхое двухэтажное здание по решению арбитражного суда передано городской мусульманской общине, входящей в состав Духовного управления мусульман азиатской части России. Спонсорами выступили местные мусульманские бизнесмены.

ИА «Двина-Информ» сообщило 23 августа о том, что в Архангельске планируется строительство мечети.

Градостроительная комиссия мэрии Архангельска рассмотрела заявление местной религиозной организации мусульман города о предоставлении земельного участка на ул. Касаткиной для проектирования и строительства мечети, - сообщает агентство.

Местная религиозная организация мусульман Архангельска, зарегистрированная в апреле 2004 года, объединяет более 9,5 тысяч приверженцев ислама. Как сообщили ИА «Двина-Информ» в МРО, помещение, в котором сейчас проводятся коллективные и праздничные молитвы, способно вместить чуть больше 60 человек. В настоящее время мусульмане заняты получением согласований и техусловий на размещение объекта.

Сайт «Ислам. Ру» сообщил 24 августа о том, что губернатор Томской области Виктор Кресс обратился к королю Саудовской Аравии Абдалле ибн Абдель Азизу с просьбой помочь в реконструкции Красной мечети города.

Как сообщила газета Казыятского управления мусульман Свердловской области «Истина», на восстановление мечети потребуется не менее 1,5 миллионов долларов.

В. Кресс в письме саудовскому королю сообщил, что здание мечети, построенной в 1904 году, «понесло значительный урон, и требуется большая сумма средств на его восстановление». «Сейчас создан попечительский совет Красной Соборной мечети, который я возглавляю, произведена подготовка здания к ремонту, отведен земельный участок, составлена проектно-сметная документация», - сказано в обращении. «Если общими усилиями нам удастся возродить одну из значимых мусульманских святынь Сибири, приглашаю вас на ее открытие», - отметил в письме губернатор Томской области.

Областная администрация уже выделила на реконструкцию 2,5 млн. рублей. Помощь оказывают и местные предприниматели-мусульмане. Транспарант возле здания сообщает, что Красная мечеть находится в ведении местной религиозной организации, курируемой Духовным управлением мусульман азиатской части России.

Агентство «Кавказский узел» сообщило 23 августа о том, что Духовное управление мусульман Карачаево-Черкесии ввело ограничения на проведение поминальных и похоронных обрядов во всех районах республики.

«Проведение похоронных обрядов стало принимать такой размах, что люди не просто начали занимать в долг, но приходить и официально просить оказать им материальную помощь в проведении похорон или поминок. И эти случаи стали учащаться», - рассказал «Кавказскому узлу» глава Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесии Анзор Лайпанов.

«Проводить похоронные обряды, делая излишние затраты и «поминальные пакеты», содержимое которых растет из года в год, не по исламу. Но люди продолжают делать огромные затраты, берут деньги в долг, что также запрещается. Сегодня уже проводится разъяснительная работа и организационные меры по прекращению этих действий. В среднем на поминальные обряды тратится не более 25-30-тыс. рублей, а люди расходуют 300-500 тыс. Беда в том, что никто не хочет быть хуже других, вот и занимают в долг. Но сегодня люди стали относиться к ситуации с пониманием, и мы пришли к выводу, что 80% жителей района стараются следовать истинному порядку», - рассказал «Кавказскому узлу» раис-имам Усть-Джегутинского района Анзор Каракотов.

ИА «Грозный-информ» сообщило 20 августа о том, что министерство Чеченской республики по национальной политике, печати и информации при поддержке руководства Южного федерального округа проводит 6-7 сентября текущего года в Грозном межрегиональную научно-практическую конференцию «Укрепление межнационального и межконфессионального единства в ЮФО - важнейший фактор российского федерализма».

Цель и задачи конференции – анализ общественно-политической обстановки в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, выработка общей стратегии развития этнополитической ситуации в ЮФО, оценка роли органов власти и общественных объединений в стабилизации общественно-политической обстановки, выявление положительного опыта сотрудничества в социально-экономической, политико-правовой и других сферах деятельности.

По словам начальника отдела по национальной политике МНППИ Вадуда Гериханова, на конференцию приглашены депутаты профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представители министерства регионального развития РФ, Общественной палаты РФ, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Ассамблеи народов России, администрации ЮФО, видные российские ученые, а также представители органов государственной службы власти, национальных, женских, молодежных и религиозных общественных объединений и организаций юга России.

Предлагается рассмотреть исторический опыт мирного сосуществования и сотрудничества народов Северного Кавказа, вопросы целостности России, национального самоопределения и совершенствования федеративных отношений, государственной национальной политики, пути достижения межнационального согласия и единства народов ЮФО, пути развития экономических, межэтнических и культурных связей, способы противодействия этнофобии и формирования толерантных отношений и многое другое.

Подготовил Рустам Шакиров

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/749/">ISLAMRF.RU: Мониторинг СМИ 20-26 августа 2007 года</a>