RSS | PDA | Архив   Четверг 17 Октябрь 2019 | 1433 х.
 

Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 6 – 12 августа 2007 года

06.09.2007 13:27

Предлагаем Вашему вниманию обзор средств массовой информации Казани, Пензы, Башкирии, Нижнего Новгорода и других регионов Приволжского федерального округа.

• Татарская пресса много пишет о том, что молодые имамы не хотят работать в деревне и под любым предлогом стараются остаться в городе. В пятничном номере газеты «Шэхри Казан» («Город Казань») опубликован материал, в котором описывается «исключение из правил» (Бакиров Г. Белемле яшьлэр кирэк! // Шэhри Казан, 2007. – 10 августа). Рамазан Хисаметдинов – молодой имам-хатыб из деревни Янавыл Рыбно-Слободского района развил невероятно активную деятельность. Сам он родом из Башкортостана, в Казани окончил медресе имени 1000-летия принятия Ислама. В 2002 году «по распределению» он оказался в Янавыле.  Несмотря на то, что в этой деревне имеется всего 30 хозяйств, Рамазан-хазрат быстро организовал религиозную учебу, которую начали посещать 8 женщин и 9 детей. Также он наладил систематическое чтение намаза в стенах мечети, организовал  для детей детский мусульманский лагерь. Для ребят и местных мусульман организуются экскурсии в Казань. Курсы по обучению основам исламской религии действуют под его руководством также  в соседнем райцентре Высокая Гора и некоторых ближайших деревнях. Несмотря на расстояния, деревенские жители со всей окрестности съезжаются в Янавыл, чтобы послушать  проповеди молодого хазрата. Сам он считает, что возрождение религии возможно  лишь при активности образованной мусульманской молодежи. Поэтому благодаря его протекции имамом соседней деревни Яна Сала был назначен сокурсник Рамазан-хазрата – Нияз Кашапов. Сам Рамазан Хисаметдинов уже в начале своей карьеры стал заместителем имама-мухтасиба своего района. Ну и главный секрет успеха молодого имама заключается в том, что он работает при активной поддержке руководителя местного агрохозяйства «Кулон» Альберта Фахретдинова, который помогает ему во всем и даже приобрел хазрату путевку на хадж.

На этой же полосе помещен материал, в котором говорится о том, как прошел отдых детей в летних мусульманских лагерях при казанских мечетях (Сабыйлар ялы  догалы // Шэhри Казан, 2007. – 10 августа). Всего совместили отдых с обучением 350 казанских детей. Отличилась мечеть «Сулейман» в лагере при которой провели свои каникулы 160 детей в три смены.  

Тут  же главный казый  ДУМ РТ Джалиль-хазрат Фазлыев отвечает на вопрос читателя И.Хаджиева. Тот рассказывает, что в их деревне долго не было дождя и тогда местный имам обратился к Всевышнему с просьбой ниспослать  дождь. Теперь дождь льет беспрестанно и в деревне в шутку начали поговаривать, что мулла мол «перестарался» (Сабыр тобе – сары алтын // Шэhри Казан, 2007. – 10 августа).

Джалил-хазрат полагает, что просьба о ниспослании дождя вполне соответствует Шариату и для этого есть специальный истиска намаз, который читается в чистом поле и состоит из двух ракаатов (также о дожде можно просить во время пятничного намаза). Наряду с  этим он считает, что надо быть терпеливым и не торопится с просьбами, если осадки не выпадали 3-5  дней. Джалиль-хазрат приводит пример из своего родного Балтасинского района. В одной деревне просили  дождь, а в другой – нет. В первой деревне дождь лил без конца,  а во второй мало. В результате лучший урожай уродился во второй деревне. На недоуменные вопросы местные имамы ответили так: «Мы просили Аллаха не  о  дожде, а о  хорошем урожае».

Пятничный номер газеты «Ватаным Татарстан» («Родина моя - Татарстан») сообщает о сборе-джиене, который прошел недавно в Агрызском районе Республики Татарстан (Шэймохэммэтова Р. Моселманнар жыены // Ватаным Татарстан, 2007. – 10 август). Этот джиен, который стал уже традиционным и который посвящался раньше погибшему от рук колчаковцев поэту Дауту Губайди – уроженцу этих мест, ныне впервые прошел в старинном селе Саклау. Село расположено в экологически чистом, живописном месте, но отсутствие дорог  и другие причины привели к тому, что Саклау постепенно вымирает. Этот аул ставится также тем, что именно здесь  сохранилась построенная еще до революции каменная мечеть. В настоящее время в Агрызском районе в 36 деревнях действует 27 мечетей. Как сообщается в статье, большую помощь при возведении мечетей оказывают районные власти, они же занимаются вопросом их содержания.

В другой статье, опубликованной  на этой же странице, Раджаб Ахметов из Набережных Челнов  размышляет о корыстолюбии некоторых современных имамов и абыстай, которые совершают обряды не ради религии, а исключительно ради подаяния-садаки (Эхмэтов Р. Имеш, Коръэн тутыра // Ватаным Татарстан, 2007. – 10 август). Он приводит несколько случаев из своей жизни, когда полуграмотные муллы кое-как совершали похоронные и другие обряды, спеша поскорее залезть в карман прихожанина. В качестве иллюстрации он пересказывает услышанную им когда-то историю из жизни Пророка (с.г.с.). Однажды тот отдыхал со своими сподвижниками на  лоне природы. Вдруг прилетела чудесная птица и запела удивительным голосом. Не смея вздохнуть слушали мусульмане ее восхитительное щебетание. А потом эта птица приметила на земле навозную кучу, подлетела туда и начала ковыряется в нем в поисках червей. И тогда наиболее авторитетный из сподвижников сказал: «Незадолго  до конца света священнослужители станут вести себя точь в точь  как эта птица». Раджаб Ахметов пишет, что он не хотел бы, чтобы его неправильно поняли. Среди священнослужителей есть и те, кто искренне, от всей души служит религии и народу, «но тех, кто думает прежде всего о богатстве также немало».   

• Вышел очередной номер газеты «Иман» («Вера»). Номер открывается пятничной проповедью первого  заместителя муфтия ДУМ РТ Валиуллы-хазрата Якупова (Ягъкуб В.«Яхшы эз калсын» // Иман, 2007. - №15 (363). - август). Речь в ней идет о то, что ждет человека после того как он переместится  в мир вечный. Чтобы  заслужить милость Аллаха недостаточно  лишь одного  только точного соблюдения всех обязательных предписаний Ислама. Необходимо в течение жизни заниматься добрыми делами, направленными на  благо общества (строить мечети, дома, мосты), повышать свой образовательный уровень, овладевать науками, результат чего должен остаться в качестве интеллектуального наследства потомкам, вырастить и воспитать физически и нравственно здоровых детей, которые после кончины своих  родителей будут поминать их в своих молитвах.

Как и в прошлых номерах газета полна перепечатками из сети Интернет и из книг Саида эфенди Чиркейского.

Заслуживает интереса еще один материал Валиуллы-хазрата Якупова, опубликованный в новом номере газеты «Иман» (Ягъкуб В. Зэнги ата // Иман, 2007. - №15 (363). - август). В нем говорится об известном среднеазиатском святом-суфии Зэнки-ата, который скончался в 1258 году по европейскому летоисчислению, а его могила стала местом поклонения. «Наши татарские предки на протяжении многих веков посещали могилы таких вот святых. И кто желает может и сегодня побывать у могилы  Зэнки-ата», - пишет Валиулла-хазрат в своей статье.

Тут же он рассказывает о правилах посещения могил святых. Входить туда можно лишь совершив омовение и произнося в честь усопших поминальные молитвы. На территории и внутри мавзолея надо разговаривать шепотом, не производя лишнего  шума (поэтому не рекомендуется водить сюда детей). Женщины (одетые по Шариату) и мужчины посещают могилу по отдельности. Ересью считаются такие вещи, как целование и поглаживание надмогильного камня, зажигание свеч,  развешивание тряпок на ограде и т.д. Нельзя фотографироваться возле могилы, ступать на нее ногой, смеяться и громко разговаривать. Большим грехом считается просить о чем либо у усопшего или совершать обряд жертвоприношения на погосте. Запрещено бросать на могилу деньги, а садаку необходимо класть в специально предназначенные для пожертвований ящики. Также здесь возбраняется готовить пищу, слушать музыку, а также спать.

На днях ДУМ РТ посетили старший советник посла США в России Филип Ремлер и сотрудник Комитета комиссии по международным вопросам при Сенате США Томайка Гиллеманн, курирующий страны Евразии и Канады. С ними беседовали первый заместитель председателя ДУМ РТ Валиулла-хазрат Якупов и начальник международного отдела ДУМ РТ Джамиль-хазрат Юскаев. Как рассказал корреспонденту  казанской газеты “Время и деньги”  Валиулла-хазрат, больше всего гостей интересовал толерантный ислам Татарстана и возможности его использования на Ближнем Востоке.

- И какой же вы выписали рецепт?, - интересуется корреспондент газеты.

- Мы рассказали о становлении межрелигиозных взаимоотношений и сотрудничестве конфессий в Татарстане. И поделились своим видением того, как надо бороться с радикальными течениями. Прежде всего необходимо распространение образования в самых широких кругах населения. Верующие должны иметь возможности самостоятельно знакомиться с конкурирующими интерпретациями ислама, в частности с так называемым “татарским” мирным исламом. Если мусульманин прочтет работы наших классиков, того же Баруди, он сможет убедиться, что “мирный” ислам базируется на Коране, на его сурах, что в основе его воля Аллаха. Человека, который может знакомиться с различными толкованиями, которому доступны многие источники, трудно сбить с толку. Другое дело, когда, как например в Пакистане, 70 процентов населения неграмотны. Им недоступны ни книги, ни интернет, все знания они черпают из каналов национального телевидения, сетка которых забита радикальными передачами.

- Но ведь не зря говорят: каков народ, такова и вера. У татар и жителей Ближнего Востока - разный менталитет. Сработает ли там “татарский” ислам? Кстати, не заходила речь о том, чтобы готовить в нашей республике миссионеров для Ближнего Востока?

- Об этом речи не было, но случаи, когда к нам обращаются из различных стран с просьбой готовить для них священнослужителей в Российском исламском университете, уже поступали. Так, к нам обратился с этим посол Афганистана.

Газета «Муслимэ» («Мусульманка») в своем августовском номере помещает на нескольких страницах научную статью аспиранта Института истории АН РТ Нияза Сабирова о качествах Аллаха в произведении средневекового поэта Аллахияра Суфия «Собат ал-аджизин» («Опора немощных») (Сабиров Н. С.Аллаhиярнын «Собэтел-гажизин» («Гажизлэргэ терэк») эсэрендэ Аллаhы Тэгалэ сыйфатларынын бирелеше // Мослимэ,  2007. - №8 (116). - август).

Здесь же Гайша Гали вновь поднимает проблему хиджаба в статье под названием «Наденете ли вы калфак, барышни?» (Гали Г. Калфак киярсезме, туташлар? // Мослимэ,  2007. - №8 (116). - август). Она вспоминает каким большим трудом  удалось добиться разрешения фотографироваться на паспорт в платке. И сейчас многим это не дает покоя, обыватели считают,  что ношение хиджаба – это мода, которая быстро пройдет. Причиной для написания данной статьи послужила недавняя дискуссия в казанском молодежном клубе «Шэрык» («Восток»), где ей задали вопрос о том, что для нее важнее – нация или религия? «Там нашлись и такие, которые сказали, что нация для них стоит на первом месте. Да, мы нация с большой и величественной историей. Наши предки жили четко соблюдая законы Ислама, были высоконравственными людьми, поскольку делали все в  соответствии с буквой закона Аллаха. Давайте не будем устраивать игру по перетягиванию каната между этими двумя понятиями! Аллах всевышний дал нам счастье родится мусульманами и мусульманками. Если бы мы изучали ценности Ислама, если бы мы превратили Ислам в образ нашей жизни, то у нас не возникал бы вопрос о том каким из крыльев взмахнуть первым», - пишет автор материала, опубликованного в газете «Муслима».

Остальные материалы, нашедшие место в этом номере газеты – это небольшие заметки о жизни мусульман Казани в летний период  (прежде всего речь  идет о летних мусульманских лагерях), а также стихотворения и рассказы, написанные читателями женской мусульманской газеты.

Праздник Миграж не остался не замеченным татарской прессой.  О нем пишет татарская газета «Шэхри Казан» (Буген – Мигъраж кичэсе // Шэhри Казан, 2007. – 10 августа). В этом же номере подробно рассказывается о начинающемся 14 августа месяце Шагбан. Разъясняется особенность этого месяца, говорится чем он важен для мусульман (Шэгъбан – Пэйгамбэр ае // Шэhри Казан, 2007. – 10 августа).

С 1 августа начат набор в Центр подготовки хафизов Корана при казанской мечети «Сулейман», сообщает Ислам.Ру . В течение двух лет шакирды Центра, проживая в мечети, где им обеспечено 3-разовое питание, проходят обучение по методикам, воссозданным по традициям татарских богословов, таких как Шигабутдин Марджани и Ризаэтдин бин Фахретдин.

От абитуриентов – граждан России мужского пола, имеющих аттестат о неполном или полном среднем образовании, – потребуется автобиография, справка о составе семьи, аттестат, ксерокопия паспорта, военный билет или приписное свидетельство, медицинская справка формы 086-у и 6 фотографий 3*4.

Центр подготовки хафизов Корана при «Сулеймане» действует с 2003 года. Здесь преподают ведущие специалисты коранических наук – хафизы Корана. Долгое время Центр являлся филиалом Российского исламского университета.

9 августа в ДУМ РТ муфтий Гусман-хазрат Исхаков встретился с Мустафой Кая, приехавшем из Турции по поводу организации сайта, посвященного последнему пророку Мухаммаду (с.г.с.), передает сайт Центра исламской культуры «Иман» . Этот сайт учрежден с апреля как ответ на провокацию датских карикатуристов. Этот сайт уже размещен в сети интернет по адресу www.posledniyprorok.info  Уже сейчас на этом сайте размещена разнообразная информация. Презентация этого ресурса для России состоится в Казани 18 сентября в зале "Уникс". По программе предусмотрено выступление заместителя начальника по делам религии Турецкой республики Мехмета Гюрмеза, муфтия РТ, а также концерт турецкой мусульманской группы.

Мусульманская община поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на протяжении длительного времени добивается получения в пользование заброшенного и недостроенного здания, расположенного рядом с мечетью.

В мае 2007 года ими было получено разрешение от главы исполкома Назира Ямалетдиновича Шарипова. Люди уже начали производить ремонтные работы, но выяснилось, что здание принадлежит общественной организации «Профсоюзы Татарстана». Директор этой организации Водопьянова Татьяна Павловна предложила выкупить строение мусульманской общине Васильево, но у них нет средств.

Мусульманская община Васильево неоднократно обращалась с просьбой о помощи к главе администрации г. Васильево Власову Сергею Григорьевичу, но пути решения до сих пор не найдены. Хотелось бы добавить, что здание пустовало около года, и до некоторой поры до него никому не было дела.

Имам мечети населенного пункта Васильево Рустам-хазрат Валиуллин в своем интервью корреспонденту ИА IslamNews  сообщил: «Мы хотели бы организовать центр молодежного досуга, но не располагаем площадью. Молодежь нуждается в духовной, нравственной и психологической поддержке. В нашем поселке есть пивные, дискотека. Здоровой альтернативы такому отдыху пока нет. Верующая, ведущая нравственный образ жизни молодежь вынуждена сидеть дома».

• Дополнительный набор студентов на дневное отделение объявляет Российский Исламский университет, передает ИА IslamNews . Прием документов состоится с 27 августа по 7 сентября 2007 г., вступительные испытания - с 10 сентября 2007 г. Об этом сообщает пресс-служба вуза.

К обучению на факультете исламских наук и теологическом факультете приглашаются юноши-мусульмане, имеющее среднее общее образование в возрасте от 17 до 35 лет. Учиться на теологическом факультете принимаются также и девушки. Мужчины и женщины обучаются раздельно. Иногородним предоставляется общежитие. В эти же сроки, а именно с 27 августа по 7 сентября будет производиться прием документов на заочное отделение теологического факультета. Решением руководства вуза второе высшее образование в РИУ является бесплатным. РИУ – негосударственное учреждение высшего профессионального образования. Открыто в Казани в 1998 г.

Международный семинар "Хадж -прошлое и настоящее" пройдет в Казани (Татарстан) 28-31 августа.

"Семинар такого масштаба в России пройдет впервые, планируется, что он станет стартовой площадкой для международной конференции по этой теме в мае 2008 года", - сообщили агентству "Интерфакс-Поволжье"  в пресс-службе Духовного управления мусульман Татарстана.

В казанском семинаре примут участие религиозные деятели России, Малайзии, Турции, Кувейта, Саудовской Аравии, Македонии и Боснии, ряда других стран, а также руководители турфирм и компаний, которые занимаются отправкой паломников-мусульман к святым местам в Мекку и Медину.

Пресс-секретарь Духовного управления мусульман Татарстана Ахмат Халиков опроверг появившуюся в прессе информацию об организации в Казани первой больницы, отвечающей всем требованиям ислама.

"Такие планы - организации мусульманской поликлиники - у нас есть, но пока, к сожалению, из-за отсутствия финансирования, они неосуществимы", - сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье"  представитель ДУМ в понедельник.

Со ссылкой на слова пресс-секретаря Совета муфтиев России Гульнур Зазиевой, А.Халиков сообщил, что осенью мусульманская поликлиника появится на Волгоградском проспекте в Москве.

Сайт «Ислам в Нижнем Новгороде»  публикует  приветственную речь руководителя  ДУМНО Умара-хазрата Идрисова сказанную в связи с появлением нового сайта «Мусульмане Поволжья».

 «С особой радостью и теплотой в сердце хочу поделиться с вами радостью: в Интернете открылся сайт «Мусульмане Поволжья», - говорится в выступлении лидера нижегородских мусульман. Его учредил Фонд содействия развитию институтов гражданского общества в ПФО (Приволжском федеральном округе), расположенный у нас в Нижнем Новгороде. Это ещё одно подтверждение оценки, высказанной нашим известным дипломатом Вениамином Викторовичем Поповым о том, что «Нижний Новгород становится в последнее время центром исламской и христианской современной мысли и активности». Чем мы заслужили это?

Здесь находится Представительство Полпреда Президента РФ в ПФО, здесь имеются многовековые традиции добрососедства между разными народами и религиями, здесь действуют крупные ВУЗы и Университет. Именно этот 2007 год объявлен в ПФО «Годом молодёжи». Мусульмане откликнулись на это встречной инициативой – ДУМНО (Духовное управление мусульман Нижегородской области) успешно проводит «Год поддержки молодых учёных».

14 мая мы провели в Нижнем Новгороде Первую международную конференцию молодых исламоведов, востоковедов и тюркологов, в которой приняли участие 70 начинающих специалистов как из разных городов России, так и из Казахстана, Узбекистана и Кувейта. Материалы этой конференции уже изданы отдельным сборником и публикуются нашими газетами и сайтами. Второй раз учёная молодёжь собралась в июле в Летнем лагере, на котором выступили с лекциями не только учёные и представители Ислама, но и крупный государственный деятель ПФО Владимир Зорин».

Умар-хазрат Идрисов подчеркивает, что в 2007 году нижегородские мусульмане «стали чувствовать особую поддержку со стороны государства, оказывающего нам помощь через Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования (Москва). Состоялась первая деловая встреча с Полпредом Президента РФ в ПФО Александром Коноваловым». «Надеюсь, - говорит руководитель ДУМНО, - она станет началом рабочего взаимовыгодного сотрудничества. Несколько наших студентов проходят обучение в ВУЗах Москвы и Нижнего Новгорода по «президентскому гранту». Рядом с Соборной мечетью выделено место для строительства Исламского культурного центра».

Завершая свое выступление, он говорит: «Наша жизнь драматична, каждому дано своё испытание. Как радостно, что после окончания эпохи государственного атеизма зреет у нас Гражданское общество, которое помогает каждому гражданину России чувствовать себя равным с другими, выражать своеобразие своего национального и религиозного наследия!

Новый сайт  «Мусульмане Поволжья» сделал свои первые шаги, он становится площадкой наших встреч друг с другом. Так пожелаем его сотрудникам и партнёрам – успеха и обильных благословений Божиих! Ибо это дело и государственное и Божие.

Амин».

Традиционно ночь с 26 на 27 Раджаба (в этом году — ночь с 10 на 11 августа) отмечается в мусульманском мире как Ночь Вознесения, когда Пророк Мухаммад (САВ), да благословит его Аллах и приветствует, совершил ночное путешествие в Иерусалим и вознесся на небеса. В связи с этим руководство  ДУМНО через свой электронный портал  поздравляет всех мусульман с  этим светлым праздником.

• 11 августа 2007 года в селе Камкино Сергачского района пройдут мероприятия, посвященные 10-летию мечети, - сообщает сайт «Ислам в Нижнем Новгороде»

История Камкино уходит далеко в глубь веков. Первопоселенцы Камкина были мусульманами. Они прибыли из тех мест, где принимался Ислам в 992 году. Верность Исламу они сохранили на протяжении всей истории существования села. В 1766 году одной из первых в крае была построена 1-я Соборная мечеть в исторической части деревни. В 1797 году была построена вторая мечеть (Урталык мячете).

Однако в годы советской власти мечети сберечь не удается. В 1938 году на общих собраниях жителей обсуждается вопрос о закрытии 3-х мечетей. Принимаются решения о передаче их под школы, медпункты.

Процесс духовного возрождения традиций Ислама начался в грозные годы войны. Появляются молитвенные дома, мусульманские праздники превращаются в народные гуляния. В 1989 г. одной из первых в области восстанавливается первая Соборная мечеть.

В 1994 г. состоялось открытие мечети, построенной по инициативе и на средства Р.Ж. Баязитова.

В 1997 году построена мечеть в Янгыавыл. Мечеть строилась всем миром, с участием жителей всего села. Посильную помощь оказывали первая Соборная мечеть, колхоз. Возглавил строительство Ханиф-хазрат Салькин, позже и возглавивший эту мечеть.

Духовное Управление мусульман Нижегородской области поздравляет жителей села Камкино с юбилеем мечети. «Мы верим, что силами жителей село будет продолжать жить полнокровной жизнью, благоустраиваться, становиться красивее и богаче. И, несомненно, оно должно оставаться исторической родиной для новых поколений. Это — священный долг жителей села!», - говорится в поздравлении.

Нижегородское исламское медресе «Махинур» объявляет набор студентов на новый учебный год (с сентября 2007 г.), - сообщает «Ислам в Нижнем Новгороде».

В новом учебном году на учебу в медресе впервые принимаются как юноши, так и девушки. Вступительное испытание: собеседование. Срок обучения зависит от формы обучения: очное — 2 года 10 месяцев; очно-заочное (вечернее) — 3 года 6 месяцев; заочное — 3 года 10 месяцев. Обучение проходит по специальности «Теология (основы ислама)».

Около 200 детей уже прошли обучение основам Ислама в летних мусульманских школах Нижегородской области. Школы работали во многих татарских селах региона. В ходе церемоний торжественного закрытия юные воспитанники получили дипломы и памятные подарки, пишет  электронная газета «Интертат».

Официальная газета «Башкортостан» в номере от 8 августа публикует беседу с проректором уфимского медресе им. М.Султановой Русланом Саеховым (Эhлиуллина А. Янырыу юлында // Башкортостан, 2007. – 8 август.). Поводом к встрече послужили многочисленные письма читателей, которые интересуются как поступить в это и другие медресе («Галия», «Нур ал-Иман») Башкортостана и какие документы для  этого  требуются.

Р.Саехов отвечает, что за исключением стерлитамакского медресе «Нур аль-Иман» (там сейчас проходят учебу 20 девушек и 20 парней) на учебу принимаются только лица мужского пола. А в «Галие» они могут учиться по заочной форме обучения. Но для мусульманок в оставшихся двух уфимских медресе организованы специальные курсы, где они могут получить знания по основам Ислама. Обучение во всех трех медресе бесплатное и рассчитано на 4 года. Желающие принимаются туда на основе собеседования. «Пусть парни и девушки, которые собираются поступать в наши медресе не переживают, что им придется изучать  лишь  религиозные дисциплины, - успокаивает будущих абитуриентов проректор медресе им. М.Султановой. – К примеру, в нашем медресе наряду с исламскими науками преподается информатика, другие гуманитарные предметы, шакирдами выпускается газета «Рисалят». После окончания учебы выпускники могут усовершенствовать свое образование в зарубежных, прежде всего египетских  вузах. Например, для Республики Башкортостан в Аль-Азхаре предусмотрено ежегодно 15 квот. Но как выясняется, ехать  за рубеж соглашается не более 4-5 шакирдов. По мнению Р.Саехова многих отпугивает то, что учиться придется еще много лет, поскольку в «Аль-Азхар» принимают лишь после окончания специальной школы, которая действует при этом университете. Сам проректор медресе им. М.Султановой остался довольным обучением в «Ал-Азхаре» и полагает, что ради этого стоит  пройти через все трудности. Кстати, в уфимском медресе в настоящее время работают пять преподавателей-египтян.

Жители башкирской деревни Верхние Каргалы Благоварского района возмущены тем, что несколько лет в населенном пункте не могут открыть мечеть, передает ИА IslamNews со ссылкой на ИА Regnum.

Первый камень мечети был заложен в 1999 году. На церемонии присутствовал президент Башкирии Муртаза Рахимов. С тех пор строители успели возвести стены двухэтажной мечети и смонтировать крышу, но до внутренней отделки дело не дошло. Сейчас вокруг недостроенного здания бурьян, оно также разрушается под действием природных факторов..

Рядом с недостроенной мечетью расположено деревенское кладбище. Оно находится в не менее запущенном состоянии. Местные власти не заботятся о том, чтобы привести его в надлежащий вид, сетуют старожилы.

Так вот это культовое сооружение уже давно функционирует и принимает верующих. Стоит отметить, что в Каргале значительная часть населения исповедует ислам. "В Уфе идут большие стройки, а наша сельская администрация к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России даже пальцем не пошевельнула, чтобы благоустроить нашу деревню, - волнуется жительница Каргалов Рузиля Мамлеева. - Я многодетная мать, имею медаль "Материнская Слава". Когда президент Муртаза Рахимов вручал ее мне, он сказал, что мы можем обращаться в районную администрацию за помощью: например ссуду взять. Но на деле никакой помощи нет. Приходится кредит брать в коммерческом банке под большие проценты, чтобы поднимать детей на ноги".

В редакцию информагентства  поступило обращение инициативной группы по проведению митинга в защиту и поддержку незаконно арестованного и находящегося под стражей общественного деятеля и преподавателя МРО "Фаляк" Саида Ириковича Байбурина.

Митинг пройдет 13 августа 2007 года с 16:00 по 19:00 у памятника В.И. Ленина по проспекту Октября в Уфе. Как сообщили организаторы, время и место митинга согласовано с местными властями.

Организаторы подчеркивают, что никаких политических требований митингующие выдвигать не собираются, а только намерены обратиться к руководству республики и к Верховному Суду РБ взять под контроль и надзор действия правоохранительных органов и Прокуратуры г. Уфы; защитить дома и семьи мусульман от необоснованных законом обысков и сфабрикованных обвинений против законопослушных граждан.

Инициативная группа надеется, что уфимцы поддержат обращение и придут 13 августа на митинг.

Правоохранительные органы Прикамья и Башкортостана депортировали за пределы России эмиссара одной из исламских экстремистских организаций, уроженца и гражданина Узбекистана Хаетджона Журабоева, - сообщает 8 августа агентство религиозной информации «Благовест-инфо». Как сообщили в управлении ФСБ РФ по Пермскому краю, Журабоев дважды делал попытки закрепиться на территории Перми и заниматься здесь экстремистской деятельностью.

Сообщается также, что до появления на территории России Хаетджон Журабоев прошел обучение в одном из мусульманских религиозных центров. В качестве миссионера-проповедника он прибыл в Российскую Федерацию в 2005 году. После неудачной попытки обосноваться в одном из исламских образовательных учреждений Казани Журабоев приехал в Пермь. Здесь он временно получил работу преподавателя курсов по изучению основ ислама при Пермской соборной мечети. Однако в мечети быстро отказались от услуг Журабоева из-за радикальных взглядов, принципиально отличающихся от традиционного понимания ислама.

После этого Хаетджон Журабоев пытался обосноваться в разных городах Приволжского федерального округа. Но весной 2007 года вернулся в Пермь. В этот приезд от контактов с местным мусульманским духовенством Журабоев отказался. На средства, получаемые из-за границы, Хаетджон арендовал квартиру в Индустриальном районе. Здесь же он организовал религиозное обучение мусульманской молодежи, в том числе среди мигрантов. Фактически целью Журабоева была вербовка молодежи для обучения в зарубежных религиозных центрах.

В результате совместных следственных действий УФСБ, ГУВД и миграционной службы Хаетджон Журабоев был привлечен к административной ответственности и этапирован в Уфу, откуда его отправили в Ташкент. Деятельностью исламского радикала уже заинтересовались спецслужбы Узбекистана.

Заместитель муфтия Пермского края (в составе Духовного управления мусульман Европейской части России – ДУМЕР) Радик Гарипов сообщил ИА «Муслим-пресс», что недавнее ЧП в Перми находится под контролем правоохранительных органов.

Агентство напоминает, что в день ВДВ, 2 августа, несколько бывших вояк в изрядном подпитии ворвались на территорию мусульманского комплекса краевого центра. Итог солдафонского «геройства» - выяснение «кто русский, а кто нет», неудавшаяся попытка попасть в здание мечети, сквернословие, драка в магазине и украденные оттуда пельмени. Продукты питания чуть позже вернула одна из «боевых подруг» десантников..

По словам религиозного деятеля, действия пьяных десантников – это «частный случай». «Однако подобное можно было ожидать: распоясавшихся гуляк необходимо было останавливать милиции, а не работникам духовного центра», - добавил Радик Гарипов.

«Пермский край – это многонациональный регион, в котором издавна проживают десятки народов. У нас мир и стабильность. Уверен в том, что так будет и впредь. «Героические проделки» десантников не повлияют на наши отношения с представителями традиционных конфессий», - заключил Радик Гарипов.

Совет муфтиев России (СМР) выразил возмущение в связи с нападением 2 августа группы молодчиков на сотрудников и посетителей Соборной мечети Перми, передает информационный канал Ислам.Ру.

«В Совете муфтиев России с возмущением восприняли информацию о хулиганском нападении», - сказано в заявлении, опубликованном на официальном сайте СМР. В нем также отмечается, что по данному факту подано заявление в Ленинский РОВД г. Перми.

• 10 августа 2007 г. в г.Кунгур Пермского края состоялось торжественное открытие Соборной мечети, сообщает сайт «Мослем. ру».

Мечеть строилась в течение 10 лет по проекту пермского архитектора Р.З.Якупова. Основными благотворителями строительства этого Божьего дома стали Администрация Пермского края, ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», ОАО «Уралсвязьинформ», Кунгурская городская управа, Земское собрание города Кунгур.

На церемонии открытия мечети приветственное послание от имени руководителя администрации губернатора Пермского края В.А.Сухих зачитал заместитель председателя департамента В.С.Конев.

Имам-мухтасиб города Кунгура Габдрафик-хазрат Габдрахимов 55 активным благотворителям мечети вручил благодарственные письма муфтия Пермского края.

В празднике приняли участие делегации мусульманских общин Кунгурского, Уинского, Ординского, Октябрьского и Бардымского района Пермского края.

Пятничную службу возглавил муфтий Пермского края Мухаммедгали-хазрат Хузин и прочитал Пятничную проповедь – хутбу.

Этот же источник  сообщает о том, что 8 августа в конференц-зале администрации губернатора Пермского края состоялось выездное заседание региональной секции рабочей группы общественного совета при полномочном представителе Президента РФ в ПФО. Тема заседания - «Реализация государственной национальной политики и совершенствование системы взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления с общественными объединениями по вопросам профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве».

В совещании помимо официальных лиц приняли участие, Управляющий Пермской епархией Русской Православной Церкви епископ Пермский и Соликамский Иринарх и муфтий Пермского края Мухаммедгали-Хузин.

С сообщением по обозначенной теме выступил муфтий Пермского края Мухаммедгали-хазрат Хузин. Глава мусульман края рассказал о роли и занимаемой позиции Пермского муфтията, особо подчеркнув роль постоянного и плодотворного межрелигиозного диалога и последовательное взаимодействие Духовного Управления мусульман с властями края всех уровней. Касаясь темы миграции, муфтий озвучил предложение о переходе ко второму этапу структурирования миграционной политики, которую он обозначил как «Интеграционная программа». Муфтий края также отметил, что для этого необходимо на региональном и федеральном уровнях подготовить комплексную программу.

«Те, кто приезжает в Россию, а мы знаем, что они прибывают на долгие годы, должны получить не только миграционные карточки и разрешения на работу, но пройти программу освоения русского языка, изучения традиций и культуры коренных народов, проживающих в конкретной местности. Это и станет тем мостиком цивилизованного вхождения мигрантов в наше сообщество», - сказал по этому поводу муфтий.

Муфтий также отметил третий аспект миграционной политики – определение региональных приоритетов привлечения в страну мигрантов. Для каждой из страны, граждане которого претендуют на рабочие места, должны быть определены квоты, чтобы не допустить перегиба в этом очень важном вопросе, считает муфтий.

11 августа 2007 г. в с.Уинское прошел 1-й краевой фестиваль мёда, передает «Мослем.ру». В программе мероприятия состоялось открытие благоустроенной набережной пруда в районном центре, открытие памятного знака села.

На фестивале по приглашению главы администрации Уинского муниципального района И.Я.Быкариза принял участие муфтий Пермского края Мухаммедгали-хазрат Хузин.

В этот же день муфтий региона провёл рабочее совещание с имамами района и попечительским советом по строительству в районном центре Соборной мечети.

12 августа 2007 г. муфтий Пермского края  Мухаммедгали-хазрат Хузин посетил Суксунский район Пермского края. В ходе поездки муфтий-хазрат и представитель муфтията в районе Ш.Г.Мухутдинов побывали в с.Нижне-Истекаевка, где с активом общины обсудили вопросы строительства мечети. Был выбран земельный участок под будущую мечеть, определены технические параметры здания.

Силами прихожан и при содействии ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» уже подготовлен деревянный сруб размерами 6х8 метров из бревен хвойных пород. В эти же дни начнется строительство мечети.

На днях завершил свою работу летний исламский лагерь отдыха для подростков в г. Новоузенске Саратовской области. Планировалось, что в нем примут участие 30 человек, однако, благодаря созданным в лагере условиям, всего за смену здесь отдохнуло 70 подростков.

Как сообщил Ислам.Ру  глава пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья (ДУМП) Ахмед Махметов, созданию теплой дружелюбной и творческой обстановки в лагере помогали гости из Йемена, предложившие специальную программу, цель которой – привить любовь к арабскому языку и арабской культуре. Йеменские журналисты, педагоги и хафиз Корана проводили семинары и игры с участниками смены.

По словам А. Махметова, аналогичные лагеря уже прошли в г. Вольске и с. Питерка. Новый летний исламский лагерь стартовал в минувший понедельник, 6 августа, в селе Алтата Дергачевского района области. Его организатором стал представитель ДУМ Поволжья Али Хабибуллин. Через 7 дней лагерь переместится в село Верхазовка.

Саратовская газета «Мусульманский вестник» теперь будет выходить ежемесячно. Как сообщил Ислам.Ру руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман (ДУМ) Поволжья Ахмед Махметов, уже выходит третий номер за 2007 год, предыдущие выпуски были в июне и июле. Главный редактор газеты – сопредседатель Совета муфтиев России, глава ДУМ Поволжья Мукаддас Бибарсов.

Газета носит общественно-политический и религиозно-просветительский характер, освещая взгляд мусульман на события в регионе, в стране и в мире, публикуя новости из жизни исламской общины и ответы на вопросы, волнующие читателей. Тираж газеты – 5 000 экземпляров. Издатели надеются, что со временем газета станет выходить дважды в месяц.

О проблемах ульяновских мусульман пишет газета «Симбирские известия» в номере от 9 августа . Статья называется «Продали святыню». Вкратце речь в ней идет о следующем.

На территории центральной мечети № 66 г.Ульяновска расположено здание мусульманской школы-гимназии (медресе) по адресу: г,Ульяновск. пер.Банный, д. 1. Данное здание было построено в основном на пожертвования прихожан. Несколько лет там проводилось обучение детей. Поскольку помещение в эксплуатацию не приняли, медресе расформировали, а учащихся перевели в общеобразовательные школы, а само здание законсервировали.

12.07.2004 года председатель Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области муфтий Сулейманов С.Ю., без ведома прихожан мечети оформил право собственности на это здание, а 05.08.2004 г. продал его гражданке Тазиковой Х.И. за 700 тысяч рублей, а она перепродала другому физическому лицу.

Мусульмане города крайне обеспокоены, что здание медресе может быть использовано не по назначению. В настоящее время с новым собственником здания достигнуто соглашение. Он готов продать его за 1 млн. 200 тысяч рублей.

В селе Козловка Лопатинского района Пензенской области 8 августа освятили родник Желтенький. Некогда заброшенный источник в последние годы был значительно облагорожен, его очистили, поставили купальню, построили часовню и беседку.

Как сообщили корреспонденту агентства "Татар-информ"  в пресс-центре Правительства Пензенской области, на освящении родника присутствовали заместитель Председателя Правительства Пензенской области Андрей Кулинцев и глава администрации Лопатинского района Ришат Алтынбаев.

В русле бывшей реки било более десяти источников. Им дали названия – Синенький, Семиключевой, Желтенький и другие. Эти родники считались у местного населения целебными. Потом родники были заброшены. Их благоустройство началось по инициативе главы администрации района.

Первоначально около них планировалось установить мечеть, однако на общем сходе было решено построить все-таки православную часовню.

Подготовил Азат Ахунов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/766/">ISLAMRF.RU: Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 6 – 12 августа 2007 года</a>