RSS | PDA | Архив   Четверг 17 Октябрь 2019 | 1433 х.
 

Мониторинг СМИ 27 августа – 2 сентября 2007 года

06.09.2007 14:05

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ  по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа)

Газета «Время новостей» опубликовала 29 августа статью Ивана Сухова «Ислам Рамзана Кадырова. Президент Чечни пытается заручиться поддержкой мусульманского мира».

Автор полагает, что визиты президента Чечни Рамзана Кадырова в Саудовскую Аравию и в Иорданию (вторая половина августа) «фактически поставили его в один ряд с лидерами мировой мусульманской уммы - монархами Саудовской Аравии и Иордании. Оба они удостоили президента Чечни личной встречи, а в Мекке он первым из россиян оказался в числе верующих, допущенных к почетному ритуалу омовения Каабы». Конференцию в Гудермесе под лозунгом «Ислам - религия мира и созидания» И. Сухов также относит к удачам президента Чечни, несмотря на то, что «она не собрала всех звезд исламского богословия», которых здесь хотели видеть, и «прошла в несколько более скомканной, чем предполагалось, форме».

Успехи Кадырова в восстановлении Чечни привели к тому, что он «отнял у своих противников «в лесу» ближневосточный козырь: именно он теперь признан на востоке как лидер мусульман Чечни, которая и внутри России остается вполне исламским регионом», - отмечает автор.

Он также делает экскурс в недавнюю историю Чечни, демонстрируя, что при Кадырове Чечня стала более религиозной, чем до войны: в 90-е сепаратистами двигал скорее национализм, нежели вера. Правда, президент Масхадов в итоге уступил давлению «исламистов», допустив шариатскую реформу конституции и создание Конгресса мусульман Ичкерии и Дагестана во главе с Басаевым, но в целом это не нашло понимания у соотечественников. Причем их протест озвучивал муфтий Ичкерии Ахмат Кадыров, принадлежавший, как и его сын, к суфийскому ордену кадирийя.

«В современной Чечне господствует традиционный для нее суфийский ислам, который противопоставляет себя фундаменталистам», причем «доминирует кадирийский суфизм, тогда как советский режим старался опираться на накшбандийцев», - отмечает И. Сухов. Далее он рассуждает о проблемах взаимодействия в республике представителей этих орденов.

Двумя днями ранее, 27 августа газета «Время новостей» опубликовала репортаж все того же Ивана Сухова из Грозного и Гудермеса под заголовком «Халва с гарантией. Чечня показывает мусульманам пример мирной жизни».

Корреспондент «ВН» рассказывает о том, как вместе с приглашенными на миротворческий форум «Ислам - религия мира и созидания» муфтиями он наблюдал «картины восстановленной Чечни» (лейтмотив этого рассказа – «Чечня неузнаваемо изменилась»).

Что касается самой конференции, то, «поскольку развернуть дискуссии никто так и не успел, смысл конгресса начал размываться, похоже, даже в глазах членов оргкомитета», - отмечает автор. «Видимо, главная задача [форума] в том, чтобы показать, что в Чечне наступил мир, и Россия вовсе не преследует ислам, как это хотят показать лидеры боевиков», - предположил один из членов оргкомитета в беседе с И. Суховым.

Последний приводит выдержки из некоторых выступлений – в частности, Гейдара Джемаля (западная цивилизация прекратила свое развитие, проедает ресурсы и движется на одном месте, загоняя все население планеты в «самое страшное из возможных рабство» в виде информационного общества. Единственным препятствием на пути западной империалистической верхушки, крепостью на пути промывки мозгов, стал миллиард мусульман-единобожников); Мукаддаса Бибарсова (отреагировавшего на прозвучавшую в итоговых документах форума строку с обличением шариатского государства: «Никто из присутствующих не может иметь ничего против шариатского государства. Просто опыт его строительства в Чечне был неправильным»).

Форум в Гудермесе стал темой репортажа  корреспондента газеты «Газета» Надежды Кеворковой («Презентация Чечни исламскому миру», №158 от 28 августа,).

В части публикации, посвященной собственно форуму, автор выделила несколько выступлений:

«Муфтий Ирака умудрился долго говорить о бедах Ирака, ни разу не упомянув военную операцию США в его стране, о которой вопиет весь мир.

Единственный выступавший епископ - Ставропольский и Владикавказский Феофан <…> сказал, что христианам пора понимать: вслед за исламом может настать их очередь. Сам он как церковный дипломат с 30-летним стажем работы в исламских странах заявил, что пора христианам положить предел клеветам на ислам. Вместо надоевших разговоров о толерантности он предложил всем богословам в своих странах развернуть постоянные встречи мусульман и христиан.

Глава Исламского комитета Гейдар Джемаль <…> прочитал энергичную лекцию о смысле и назначении исламского сообщества в финальном цивилизационном цикле, в который вступило человечество. Он посетовал, что мусульмане пребывают в плену отживших представлений о том, что мировое сообщество спешит нести им какие-то блага и общечеловеческие ценности. Он призвал их изучать Запад и самим планировать, как им выстраивать отношения с миром, а не горевать, едва поспевая за тем, какие новые беды обрушиваются на их головы».

Автор этого репортажа, известный журналист Надежда Кеворкова поучаствовала в эфире передачи «Об академике Виталии Гинзбурге и месте религии в российском обществе», прошедшей 28 августа на радио «Свобода».

Поводом к передаче послужил отказ Измайловской межрайонной прокуратуры Москвы в возбуждении уголовного дела против академика Виталия Гинзбурга (к уголовной ответственности его хотела привлечь общественная организация «Центр народной защиты» за его высказывание в интервью газете «Вести образования», где академик употребил выражение «сволочи церковные»).

Разговор в студии перемежался комментариями (в записи) известных общественных деятелей. В частности, член-корреспондент Российской академии наук, руководитель Центра экологической политики Алексей Яблоков солидаризировался с академиками - авторами известного письма президенту РФ:

«Я согласен с письмом, которое написали десять академиков. РПЦ начинает играть какую-то политическую роль. В нашей многоконфессиональной стране это опасно. Я человек вообще близкий к православию, хоть некрещеный, но считаю, что в равной степени мы должны уважать мусульман. Я, кстати, много прожил в Касимове. Касимов - это бывшая столица Касимовского ханства, там много татар. Я думаю, что письмо правильно ставит вопрос об опасностях. Апологеты РПЦ встретили письмо в штыки, а надо бы, может быть, действительно устроить спокойное обсуждение с церковными лидерами и обеспокоенными академиками. Я бы принял участие в таком обсуждении».

Надежда Кеворкова так прокомментировала эти слова:

«Что касается города Касимова и большого количества татар, я была в этом городе и могу сказать, что сообщество близких мне людей удручено тем, что стариннейшая, XIV века, касимовская мечеть до сих пор является музеем. Что действующей мечети в этом городе не найти. Что оставшиеся немногие татары <…> собираться практически нигде не могут. Местным татарам не позволяют создать кафе, в которых подавались бы блюда из халяльного мяса, разрешенного мусульманам. Так что, знаете, там трудности те еще. И не православные люди их давят, а просто местные чиновники».

Газета «Газета» опубликовала в №160 от 30 августа заметку Ольги Павликовой и Натальи Алексеевой «Государственная религия. Основам ислама в Грозном будут обучать за казенный счет».

Она рассказывает о намерении правительства Чеченской республики создать в Грозном Чеченский исламский институт, финансируемый за счет бюджета (соответствующее распоряжение председатель правительства Одес Байсултанов подписал на прошлой неделе), и о первой реакции на это представителей российской общественности.

Как пояснили корреспонденту «Газеты» в информационно-аналитическом управлении президента Чечни, институт станет частью целого комплекса, который возводится в центре Грозного и куда будут входить исламская библиотека, исламский институт, медресе и гостиница.

«Газета» сообщает, что член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко не видит в распоряжении чеченских властей ничего зазорного: «Ни для кого не секрет, что даже имамы получают некую финансовую господдержку. Притом эта идея поддерживается и на уровне президента России. Он неоднократно говорил о том, что в Чечне необходимы хорошие преподаватели ислама, готовить которых нужно исключительно на российские рубли». Он также отметил, что если исламские институты не будут открыты в Грозном, то религиозные основы будущим духовным лидерам республики будут преподавать в Саудовской Аравии.

У председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой противоположное мнение. Корреспонденту «Газеты» она заявила, что распоряжение правительства Чечни подрывает основы конституции и нарушает права местных жителей.

Портал Credo.Ru опубликовал 30 августа интервью с исламским культурологом Джаннатом Сергеем Маркусом под заголовком «Решение о бюджетном финансировании исламского института в Чечне - зеркальное отражение неконституционных «изысков» Московской патриархии».

В нем Дж.-С. Маркус комментирует ситуацию вокруг создания в Грозном Чеченского исламского института за счет средств городского бюджета, в частности, реакцию на это правозащитников:

«Правозащитники бесспорно правы. Конституция принимается не для того, чтобы на местах бесконечно изыскивались причины ее обойти. Мы никогда не построим гражданское общество, если будем жить по старинке: «Закон что дышло». А мусульмане - в принципе «люди договора» - должны соблюдать свой договор с государством. Ты гражданин России - значит, ты принял ее Конституцию как кодекс своих прав и обязанностей.

Однако в этой ситуации отразились как минимум две нерешенные проблемы. Первое. Отсутствие государственного органа, наподобие Министерства по делам религий, приводит к вялотекущему хаосу по всей стране и по всем конфессиям. <…> Уверен, что министерство образования не допустило бы массовых нарушений Конституции (обязательного внедрения ОПК в школы), в областях не было бы массового использования государственных средств и «добровольно-принудительной системы» при постройке новых православных храмов, не было бы массовой ксенофобии, исламофобии и сектофобии в СМИ, если бы эти вопросы контролировали ответственные люди с государственным менталитетом.

<…> Второе. Если просто по-житейски взглянуть на то, что нам оставил атеистический режим - то как же не возрождать храмы, монастыри, семинарии и институты! Да, их надо возрождать. Но у самих верующих, у религиозных организаций на это денег нет. <…> А время не ждет - если не работать, следующие поколения буквально духовно одичают на наших глазах. Думаю, этот вопрос должен быть предметом общественных дискуссий. Мое предложение - государство должно открыто заявить о трагедии тех 70 лет советской власти, о необходимости создать фонд (скорее всего, общественно-государственный, с конфессиональными подразделениями), цель которого - «внутренняя контрибуция» религиозным общинам».

Портал Credo.Ru сообщил 31 августа о реакции cопредседателя Совета муфтиев России Нафигуллы Аширова на публикацию сообщения агентства «Интерфакс-религия» под заголовком «Муфтий Аширов считает важным оказание господдержки воссозданию исламской инфраструктуры в Чечне, академик Гинзбург - против».

Н. Аширов заявил, что в своем заявлении агентству «Интерфакс-религия» он действительно высказался за «оказание некоей финансовой помощи в восстановлении исламской  инфрастуктуры». При этом муфтий отказался комментировать заявление правозащитницы Людмилы Алексеевой и саму проблему финансирования конкретно данного института, поскольку «не владеет соответствующей информацией».

Муфтий Аширов подчеркнул, что он в целом не против государственной помощи (наряду с привлечением ресурсов из других источников) мусульманам, как и представителям других религиозных групп России. При этом он совершенно не настаивает на необходимости госфинансирования исламской структуры Чечни в целом.

«Моя позиция - определенная помощь мусульманам со стороны государства должна
иметь место, но только на паритетных и равноправных основах с другими конфессиями. Тем более, если речь идет о разрушенной войной Чечне», - заявил Нафигулла Аширов.

Говоря о заголовке сообщения агентства «Интерфакс-религия», муфтий Аширов отметил, что он представляет собой провокационное передергивание и совершенно не соответствует данному им комментарию: «У мусульман не может быть двойных стандартов в реализации Конституции и равноправии всех конфессий перед законом. Что же касается конкретного сообщения агентства «Интерфакс-религия», то подобный подход этого информагентства к подаче материалов, увы, типичен».

Газета «Коммерсант-Екатеринбург» опубликовала в №154 от 28 августа заметку Марии Худовековой и Александра Лакедемонского «Екатеринбургских школьников обратят к богу. В школах города вводят предмет «Духовная культура Урала»».

В ней сообщается о том, что с 1 сентября в 20 школах Екатеринбурга в качестве эксперимента будет введен новый предмет «Духовная культура Урала».

Предмет «Духовная культура Урала» разработан свердловским министерством образования и екатеринбургской епархией в целях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Преподавать его будут с 5 класса. В отличие от «Религиоведения», этот предмет станет попыткой посмотреть на религию не со стороны, а «изнутри», «прослеживая связь православия с летописанием, иконописью, архитектурой храмов, литературными произведениями». В 10-11 классах планируется читать курс культуры семейных отношений с точки зрения православной церкви.

Директоры 20 школ, в которых будет проводиться эксперимент, согласовали введение нового предмета с родителями и педагогическим составом. В течение четырех лет Институт развития регионального образования будет проводить мониторинг, оценивающий, насколько изменилось отношение детей к учебе, сверстникам, степень их агрессивности и т. д. При положительных результатах новый предмет добавят в так называемый региональный образовательный компонент, который будет вводиться в каждой школе по доброй воле. Однако если ребенок учится в школе, где «Духовная культура Урала» преподается, он не сможет отказаться от его изучения.

В заметке приводятся мнения представителей конфессий по этому вопросу. Один из неформальных лидеров мусульман Среднего Урала Магомет Абуев считает, что если государство обратило внимание на необходимость духовного воспитания будущего поколения, то было бы правильно, чтобы школьникам обеспечили равную возможность изучения всех божьих писаний: от Ветхого Завета - до Священного Корана: «Это позволит вернуть обществу понимание принципа единобожия, которое изначально лежало в основе всех религий. Ведь известно, что посланники Всевышнего приходили на землю именно тогда, когда фундамент веры в единого Создателя начинал расшатываться».

В тот же день, 28 августа «Российская газета - Урал» опубликовала заметку «Добро по расписанию. В екатеринбургских школах начинают изучать основы православной культуры».

«Судя по всему, - сообщается в ней, - вероятность того, что в российских школах уже в самое ближайшее время появится предмет «Основы православной культуры», довольно высока». Это подтверждает Татьяна Петрова, заместитель директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ:

«В Государственной Думе принят к рассмотрению законопроект об изменении государственного образовательного стандарта. В этот проект включен курс «Основы православной культуры». Разумеется, для всех уровней образования при включении этого предмета необходим принцип добровольного согласия и свободы выбора. То есть этот курс может быть включен только в список факультативных предметов».

Появится ли предмет «Основы православной культуры» в расписании уральских школьников - пока неизвестно, - отмечает газета, - во многом это зависит от позиции областного министерства образования. В некоторых регионах России «Основы православной культуры» - предмет уже не факультативный, а обязательный - как, например, в Тверской области. Там «Основы…» с нынешнего учебного года будут введены во вторых и пятых классах школ в обязательном порядке - в рамках регионального компонента образовательного стандарта, а в течение четырех лет эта дисциплина будет введена и в других классах. Правда, для детей, исповедующих другие религии, будут вестись альтернативные курсы, например «Основы мусульманской культуры».

«РГ-Урал» приводит комментарий начальника управления образования Екатеринбурга Евгения Умникова: «Я могу с уверенностью сказать, что в этом учебном году предмет «Основы православной культуры» точно не появится в школах Екатеринбурга, никаких изменений в учебных планах школ не предвидится. Для введения этого курса необходимо подписание множества соглашений, нужна нормативно-правовая база, которой сейчас нет. Насколько я знаю, создана рабочая группа по созданию учебного комплекта по этому предмету, но сам учебник еще не готов. Вопрос о появлении курса «Основы православной культуры» в программе школ находится пока в стадии обсуждения».

Упомянутая заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ Татьяна Петрова дала 30 августа интервью порталу «Интерфакс-Религия» («История и культура традиционных религий изучается как минимум в каждом втором регионе России».

В нем она, в частности, сказала:

«Изучение истории и культуры традиционных религий в рамках регионального компонента организовано как минимум в каждом втором субъекте Российской Федерации. Примерно в каждом десятом субъекте количество обучающихся данным предметам превышает цифру в десять тысяч. В каждом пятом регионе эта цифра колеблется в размере от тысячи до десяти тысяч школьников.

Изучение истории и культуры традиционных религий наиболее распространено в субъектах Центрального федерального округа. <...> На втором месте после Центрального стоит Южный федеральный округ, где история и культура традиционных религий также изучаются достаточно широко. Но если в ЦФО эти предметы, как правило, базируются на истории и культуре православия, то в ЮФО, вследствие очень пестрого национально-религиозного состава населения, изучаются в первую очередь «Основы религии» или «История религий», «Религии мира». <...> Далее идут регионы Приволжского и Северо-Западного федеральных округов, где преподавание истории и культуры традиционных религий ведется с меньшей интенсивностью. Вообще, чем дальше от Москвы, тем более падает активность в этом отношении.

Как правило, во всех субъектах РФ эти курсы изучаются на факультативной основе, то есть на основе добровольного выбора. В прошлом году Белгородская область своим областным законом сделала курс «Основ православной культуры» обязательным. Однако, по нашим данным, 66 детей по письменным заявлениям родителей отказались его изучать, и сами региональные управленцы, мне кажется, задумались над этой ситуацией. Весь прошлый год характер школьного изучения истории и культуры религий обсуждался в ходе публичной дискуссии. В итоге и Общественная палата, и общественный совет при министерстве подчеркнули, что такое изучение необходимо проводить именно на основе принципа добровольности.

 <...> В результате введения нового поколения стандартов свобода регионов повысится по сравнению с тем, что было раньше. У региональных органов образования и самих образовательных учреждений появится возможность до одной трети учебного времени заполнять в соответствии с их особенностями. <...> В процессе подготовки этого нового стандарта мы обратились ко всем централизованным традиционным религиозным организациям с просьбой высказать свои предложения по тому, как история и культура их религии должна преподаваться в общеобразовательной школе. Такие предложения мы получили от Русской православной церкви, Совета муфтиев России, Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России. Весь этот набор информации будет отработан нами в рамках деятельности специализированной рабочей группы, созданной в 2006 году. Эта группа сейчас включает в себя представителей Московского патриархата, академических институтов, вузов, общественных организаций и регулярно собирается для обсуждения проектов различных документов.

Одним из результатов деятельности нашей рабочей группы стало «Примерное соглашение о взаимодействии органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской православной церкви». Это соглашение, завизированное по стороны Русской православной церкви управляющим делами Московской патриархии митрополитом Климентом, буквально несколько недель назад было разослано нами во все региональные органы управления образованием. В сопроводительном письме мы написали, что с опорой на это примерное соглашение могут заключаться соответствующие соглашения с подразделениями и других религиозных организаций. Тем не менее, благодаря данным нашего мониторинга, нам известно, что в достаточном количестве регионов такие договоры уже работают - не только с епархиями Русской православной церкви, но и с духовными управлениями мусульман, соответствующими организациями буддистов».

Далее Татьяна Петрова отвечает на вопросы о том, предполагается ли выработка единого стандарта по «Основам православной культуры», на какой стадии находится процесс предоставления государственной аккредитации религиозным учебным заведениям

31 августа в передаче «Разворот» на радио «Эхо Москвы» участвовал профессор Московской духовной академии и семинарии диакон Андрей Кураев. Тема - «Будет ли преподавание «Основ православия» обязательным предметом в школе?»

Примерное соглашение о взаимодействии органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской православной церкви он назвал «совершенно не нужным документом, пятым колесом в телеге»: «Потому что если речь идет о преподавании закона божьего, в таком случае этот договор просто не нужен, потому что, извините, в законе все сказано. Грубо говоря, зачем договариваться о том, что нам дает конституция? Если в законе определен порядок добровольно, не в рамках занятий, по заявлениям родителей дети имеют право получать религиозное образование в стенах государственной школы, в законе же это сказано, зачем нужны какие-то еще договоры между министерством образования и религиозными организациями? <…> Этот договор – это не договор, на самом деле, это типовой договор. Т.е. эту бумажку еще никто не подписал всерьез. Т.е. речь идет о том, что министерство говорит, что если вы нам из Белгорода пришлете такую бумажку, мы вас ругать не будем. А захочет ли региональный департамент образования в Белгороде и местная епархия, захотят ли они подписывать именно такой текст, это никто им приказать не может. <…> Это не инструктивное письмо из министерства, это не приказ. Это возможный вариант решения этой проблемы, но, на мой взгляд, это не решение».

Сайт «Ислам.Ру» опубликовал 29 августа статью Мансура Алишаева «Кураев, «феня» и культура для «несмышленых» иноверцев».

Поводом к ней послужили оскорбительные высказывания, допущенные диаконом Андреем Кураевым в отношении сопредседателя Совета муфтиев России Нафигуллы Аширова. «Своим примером, - пишет автор, - Кураев показал образ той «культуры», которую он предлагает навязать детям мусульман (имеется в виду преподавание ОПК в школах. –Р.Ш.): оскорбительное коверкание «нерусских» имен и «феня» <…> Выдававший себя некогда за интеллигентного ученого, известный исламофоб Кураев продемонстрировал образ уличного хулигана, который гыгыкает, намеренно коверкая имена людей другой национальности, находя это смешным в рамках своего понимания культуры. А следом за фразой «На фига Нафигулла» предлагает выслать человека из его родной страны!».

М. Алишаев отмечает, что Кураев перешел на «феню» потому, что у него не осталось аргументов по существу вопроса: «Прочитав в проекте договоров министерства с религиозными организациями ссылку на Конституцию России, клерикалы пришли в ярость и двинули вперед своего «боевого слона», которому что ярлык «сатанизма» на убеждения восточной интеллигенции набросить, что Ислам в Бесланской трагедии обвинить, что муфтия на три буквы послать, - все одно».

Автор подчеркивает, что ОПК – вовсе не мифическая «культурология», как пытаются представить это иерархи РПЦ («культурология по определению не может быть ни православной, ни мусульманской, ни какой еще»), а «откровенный пропагандистский проект, призванный показать преимущества нахождения только в среде православных верующих и недостаток смысла в любой другой среде! <…> Все более очевидно, что за шумной кампанией в «защиту Православия» стоят политические амбиции и чисто корыстный материальный интерес патронов диакона Кураева. Цена вопроса – сохранение позиций в Церкви, в политике и экономике. Ради этого под лозунгами угроз Церкви со стороны академиков, мусульман, масонов и прочих «плохих парней» околоцерковные политтехнологи пытаются объединить вокруг своих заказчиков массы верующих».

Газета «Время новостей» опубликовала 31 августа заметку Михаила Мошкина «Церковь пошла на компромисс. РПЦ согласилась с тем, что изучение основ православия не будет обязательным».

В ней приводятся фрагменты заявления заместителя главы Отдела внешних церковных связей протоиерея Всеволода Чаплина, сделанного им 30 августа. Позиция Чаплина выглядит компромиссной, - отмечает М. Мошкин. В частности, протоиерей сказал следующее:

«Преподавание «Основ православной культуры» с учетом принципа добровольности и вариативности - это наиболее честный и целесообразный путь. И не случайно именно этот путь предлагается в примерном соглашении о сотрудничестве региональных образовательных администраций и наших епархий». Замглавы ОВЦС сделал акцент на том, что «свободный выбор мировоззренческих предметов» - практика, принятая в большинстве стран мира и отнюдь не противоречащая правам и свободам человека: «Верующие люди протестуют именно против монополии одного мировоззрения в школе - это материализм, в том числе скептический взгляд на религию».

На уроках ОПК речь должна идти не об атрибутах, а именно об основах православия, преподавание ни в коем случае не должно быть «неморальным и немировоззренческим». Как заметил о. Всеволод, если рассказывать школьникам только об архитектурных достоинствах храмов, о технике написания икон, о сухих исторических фактах, о том, чем отличается архимандрит от митрополита, то этот курс не исполнит своей главной цели - не поможет нравственному воспитанию учащихся.

Автор заметки замечает, что руководство Минобрнауки придерживается диаметрально противоположного мнения. 30 августа руководитель министерства Андрей Фурсенко заявил, что данный предмет должен быть не духовным, а культурологическим и «нейтральным по отношению к религии».

В педагогическом сообществе нынешнюю позицию патриархии восприняли как шаг вперед. «Очень рад, что от облыжных обвинений представители РПЦ перешли к очень конструктивному признанию того, что данный курс должен быть сугубо факультативным», -- подчеркнул в беседе с «Временем новостей» ректор института образовательной политики «Эврика», член общественного совета при Минобрнауки Александр Адамский.

Министр образования РФ Андрей Фурсенко заявил 31 августа в прямом эфире Русской службы новостей, что ни в одной российской общеобразовательной школе Закон Божий преподаваться не будет.

Он добавил, что даже представители РПЦ, предлагая ввести курс истории православной культуры, подчеркивали, что речь идет о культурологическом предмете, а не о формировании мировоззренческих взглядов школьников.

Сам Фурсенко считает, что любой образованный человек должен знать историю и культуру своей страны. «Я считаю, что сегодня ни один образованный человек не может обойтись без знаний истории развития религий, которые формировали и нацию, и страну», - сказал он.

РИА Новости сообщило 30 августа о заявлениях, сделанных журналистам министром образования РФ Андреем Фурсенко в этот день в Санкт-Петербурге.

Министр считает, что письмо академиков РАН, протестующих против преподавания в школах основ православной культуры, сыграло положительную роль: «Это вопрос общественного звучания и общественного мнения, поэтому я считаю, что письмо академиков сыграло положительную роль, потому что вызвало широкую общественную дискуссию. Такого же мнения придерживается и ряд представителей РПЦ, с которыми я общался», - сказал Фурсенко.

Глава Минобразования отметил, что в ряде случаев учителя вместо культурологического предмета начинают преподавать догматы веры. «Нельзя называть культурологический предмет законом божьим, это не соответствует действительности», - сказал он.

Фурсенко отметил, что преподавать этот предмет очень сложно, поскольку среди учеников могут быть представители разных конфессий. «В классе есть люди, которые верят, вера у них разная, и мы не можем при изложении этого курса их оттолкнуть или обидеть», - сказал Фурсенко. При этом он подчеркнул, что к какой бы конфессии ни относил себя ребенок и его родители, крайне важно изучать в школе историю всех основных конфессий, существующих в России.

Портал Credo.Ru опубликовал 30 августа «Открытое письмо протеста граждан России против введения в государственных школах «Основ православной культуры»», подписанное 591 родителем российских школьников.

Инициатором его составления был Владимир Абдрашитов. Письмо 23 августа передано в приемные президента РФ, Госдумы РФ, председателя Общественной палаты, министра образования и науки РФ. Подписанты заявляют, что за ними не стоит никакой организации, партии или еще чего-либо: «Беспокойство за судьбу своих детей – общее чувство всех родителей, поэтому под этим письмом подписались самые разные люди: от домохозяек до генеральных директоров, от российских граждан за рубежом и в Калининграде - до Хабаровска».

Приводим выдержки из письма.

«Мы, граждане России, решительно протестуем против попыток введения преподавания какого-либо вероучения в государственной школе. И в первую очередь этот протест против попыток РПЦ добиться преподавания в государственной школе предмета «Основы православной культуры» (ОПК).

При прочтении предлагаемых учебников по курсу «Основы православной культуры» и рассмотрении программы его преподавания становится очевидным, что ОПК является не культурологическим предметом, а в чистом виде преподаванием православного вероучения. Еще в 1999 году патриарх Алексий II в своем инструктивном письме №5925 от 9 декабря 1999 года писал: «п.7. Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс «Основы православной культуры», это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе»».

Авторы письма разбирают нарушения положений и установлений действующего российского законодательства, которые повлечет за собой введение преподавания православного вероучения в государственных школах.

Далее авторы сообщают о выводах, к которым они пришли, «рассматривая методы, которые применяет РПЦ для введения преподавания своего вероучения в государственных школах, декларируемые задачи этого предмета и возможность их достижения, возможные скрытые иные цели, которые ОПК стремится достичь». В частности, это вывод о том, что нет никаких оснований считать, что православное воспитание решит декларируемые РПЦ задачи укрепления нравственности и морали.

Судя по следующему пассажу, подписанты «исповедуют» атеизм:

«Никто из лоббистов ОПК не признает существования третьего пути развития человека – воспитания самостоятельного, ответственного, четко понимающего реальный мир и свои задачи, принимающего самостоятельные решения и отвечающего за их последствия человека — человека с человеческим достоинством. Ложь, подлость, воровство и подобное им поведение расценивается таким человеком ниже его достоинства, и он, по собственной воле и желанию, не опустится до них. Этот путь воспитания детей труден для учителя, но, по нашему мнению, только он позволит достичь укрепления морали и нравственности людей. Очевидно, иерархи РПЦ не замечают его потому, что этот «третий» Путь исключает Путь Веры, исключает возможность управления человеком, покуда он отталкивается от фактов реального мира и не может быть обманут опирающимися на слепую веру речами».

Журнал «Профиль» опубликовал в №31 от 27 августа интервью с генеральным директором АНО «ТВ-Новости» Сергеем Фроловым под заголовком «Русия-аль-яум»: диалог с Востоком».

Поводом к интервью послужил «первый скромный юбилей» телевизионного канала «Русия-аль-Яум» («Россия сегодня»), отмечающего 100 дней постоянного вещания.

Сергей Фролов отмечает, что одна из целей создания канала «Русия-аль-Яум», вещающего на арабском языке, - содействие восстановлению и укреплению связей с Ближним Востоком.

Канал не пошел по пути простого перевода на арабский язык эфирного материала канала Russia Today в силу специфики аудитории арабских стран. Отсюда возникла проблема нехватки кадров - квалифицированных телевизионных журналистов с хорошим знанием арабского языка. «Поэтому мы решили набраться терпения и постепенно создавать свою собственную профессиональную команду», - сказал С. Фролов.

1 сентября в эфире радио «Эхо Москвы» состоялась авторская передача журналиста Юлии Латыниной «Код доступа».

Комментируя высказывание одного из слушателей о том, что ваххабиты – это на самом деле «нелицемерные мусульмане», Ю. Латынина сказала следующее: «Я вижу самые разные истории. В самых разных республиках. И я знаю в Дагестане истории, когда ваххабиты использовались властями в качестве наемных киллеров и в качестве самой дешевой киллерской силы. Насколько я понимаю, два последних покушения на министра внутренних дел Дагестана Адильгерея Магомед-Тагирова на минуточку были устроены приблизительно таким способом. Я знаю совершенно дикую историю, которая в Дагестане только что произошла. Я не хотела ее рассказывать, хотела сначала уточнить, но я тогда ее все-таки сейчас расскажу. А потом уточню. В Махачкале около главной мечети есть здание исламского института, я сразу заверяю, что это не только не ваххабитский исламский институт, а наоборот, самый правоверный, который ненавидит ваххабитов. Несколько дней назад ученики института поймали там троих человек с бутылками бензина, которые собирались поджигать институт, и начали их бить. Причем один из троих был таджик, другой азербайджанец, то есть они вообще были какие-то наемные пришлые. А у третьего, по словам тех, кто с ними разбирался, были корочки ФСБ. Всю эту теплую компанию сдали в РУБОП, причем эфэсбэшник естественно, из ментовки исчез. Вот когда я пытаюсь в этом разобраться - я еще раз повторяю, что рассказываю непроверенную историю, я ее обязательно до конца проверю - вот что делал сотрудник ФСБ, поджигая здание абсолютно правоверного института, который является абсолютным противником ваххабизма?»

«Кавказский узел» опубликовал 28 августа интервью с муфтием Кабардино-Балкарии Анасом Пшихачевым под заголовком «Визит в США не имел политического подтекста».

В нем А. Пшихачев делится своими впечатлениями от недавней поездки в США делегации муфтиев Северного Кавказа. В частности, муфтий сказал:

«Было очень интересно. Я первый раз был в США и хочу подчеркнуть, что мои представления об этой стране в корне изменились. В лучшую сторону. Самым интересным для меня оказалось то, что внутренняя политика США очень сильно отличается от внешней. Я думал, что после терактов 11 сентября представители мусульманской религии в США притесняются. Но мы этого не увидели и были поражены. Кроме официальных встреч, у нас были и кулуарные. Мы общались с представителями мусульманской общины США без переводчика, поскольку я владею арабским языком. Я разговаривал с ними в мечетях, с руководителями мечетей и простыми прихожанами.

Никаких проблем у них нет. Есть единичные случаи притеснений мусульман, и то со стороны не государства, а отдельных граждан. И тут следует заметить, что простые американцы об исламе в принципе знают очень мало. Например, такой факт. После 11 сентября в одном из американских штатов был убит индус, которого из-за чалмы на голове посчитали мусульманином.

Имел также место факт поджога мечети в одном из городов США. И первые, кто пришли на помощь в восстановлении мечети, были христиане. После этого полиция взяла под охрану все мечети.

<…> Что касается войны, которую США ведет в Ираке и Афганистане, <…> то мы и в Госдепартаменте США поднимали этот вопрос и говорили, что мы не согласны с тем, что льется кровь невинных людей. Они уходили от прямого ответа и говорили, что не уполномочены комментировать данные вопросы. В США все против войны в Ираке и в Афганистане».

Далее А. Пшихачев рассказал о ситуации в мусульманской общине КБР («Ситуация стабильная. Таких притеснений мусульман, как раньше, уже нет»).

«Эксперт Online» опубликовал 27 августа заметку «За что воевал Рамзан».

В заметке приводится мнение президента Чечни Кадырова, высказанное им на встрече с председателем Совета сенаторов Иордании Заидом Аль-Рифаи, о том, что мусульмане России заинтересованы во вступлении страны в Организацию Исламская конференция. По его словам, в России проживает более 20 миллионов мусульман, «для которых руководство страны создало все условия, чтобы они могли исповедовать свою религию».

Портал Credo.Ru опубликовал 31 августа «Комментарий дня» под заголовком «А доктрина-то с душком! Русские национал-клерикалы предложили масштабную политическую доктрину, а митрополит Кирилл стал ее промоутером». Автор комментария - Валерий-Исмаил Емельянов.

В ней рассматривается политический документ под названием «Русская доктрина» (напомним, в нашем предыдущем обзоре был представлен ее комментарий от Вячеслава-Али Полосина).

«Всемирный русский народный собор», который принял доктрину за основу для консолидации и широкой дискуссии, назван автором национально-церковным политклубом.

«Понятно, что растущему как на дрожжах национал-клерикализму нужна своя идеологическая база, в форме некоей новой «нетленки», достаточно большой по объему и внушающей трепет своими бесспорными, как звон церковных колоколов, тезисами. Но если размышлять над доктриной без «религиозного» трепета и благоговения, то уже с первых строк становится очевидным, что перед нами лишь очередной шедевр клерикального национализма. Хотя бы потому, что авторы оперируют в качестве основополагающего понятием «русский» в противовес понятию «российский», и даже пытаются это теоретически (кое-где и богословски) обосновать, продолжая, впрочем, упорно называть свою страну Россией, а не Русью, - отмечает В.-И. Емельянов. - <…> Вместо американской однополярности авторы доктрины предлагают русскую однополярность». А также тезис о  тождественности православия и всей национально-государственной традиции России.

Подытоживая, автор называет документ «типичным пересказом кабинетно-славянофильских идей века XIX (по проблемам внутренней жизни) и «евразийства» века XX – по вопросам жизни международной»: «Безусловно, такие идеи нужны, но необходимо, чтобы они формировались с учетом и реальной истории России, и всех нюансов ее сегодняшнего состояния».

Сайт IslamDag.ru опубликовал 31 августа информацию о «круглом столе» на тему «Роль СМИ в формировании мировоззрения людей», прошедшем 29 августа в конференц-зале гостиницы «Приморская» в Махачкале. Инициаторами мероприятия выступили Духовное управление мусульман Дагестана и Союз журналистов республики. На встрече присутствовали представители госструктур, руководители телерадиокомпаний, редактора печатных СМИ и журналисты.

Основной целью круглого стола была выработка этических норм - своеобразного «кодекса чести» журналиста - при освещении религиозных тем. По мнению всех участников «круглого стола», роль СМИ заключается в информировании, просвещении, развлечении, но осуществлять это следует профессионально, не навязывая обществу своей идеологии.

Было решено составить обращение ко всем СМИ, которое могло бы стать «инструкцией» в их дальнейшей работе.

Агентство «Интерфакс-религия» сообщило 31 августа о пресс-конференции муфтия Челябинской и Курганской областей Рината Раева, которая прошла в этот день в агентстве «Интерфакс-Урал».

«Мы предотвращаем проникновение в наши мечети представителей псевдорелигиозных течений. Мы не позволяем им распространять среди наших прихожан листовки и другую литературу», - заявил на ней муфтий.

При этом он отметил, что раньше в области действовали мечети, которые находились под влиянием течений, отличных от традиционного ислама. «Жалобы на духовных лиц, которые не признавали традиционной культуры и изгоняли из мечетей стариков, поступали от населения из Усть-Катава и Аши», - сказал муфтий.

«Мы ликвидировали такие проявления, организовали учебу и разъяснения для духовных лиц и населения. В Аше был отстранен имам, вместо него назначен наш воспитанник, получивший традиционное образование», - сообщил он. Вместе с тем, по словам Р. Раева, «некоторая часть молодежи успела попасть под влияние радикальных течений».

Владимирская служба новостей сообщила 28 августа о вступлении в законную силу приговора Радужного городского суда в отношении 18-летнего жителя Судогодского района.

Он осужден по достаточно редким статьям «Вандализм» и «Возбуждение национальной ненависти и вражды». События, ставшие поводом для привлечения молодого человека к уголовной ответственности, произошли в декабре прошлого года - тогда юноше было 17 лет. Парень маркером разрисовал фасад и двери запасного выхода спортзала средней школы №1 города Радужный. Среди надписей были и националистические: с изображением свастики и использованием оскорбительных слов в адрес мусульман. Как рассказали в областной прокуратуре, свою вину юноша полностью признал, раскаялся в содеянном и возместил причиненный школе материальный ущерб - около 3-х тысяч рублей. Еще 10 тысяч рублей молодой человек будет обязан выплатить государству в качестве штрафа - именно такое наказание назначил ему судья.

Сайт «Ислам. Ру» сообщил о том, что в районе проведения недавних международных антитеррористических учений стран-членов ШОС на берегу озера Чибаркуль (Челябинская область) ведется строительство мечети.

Об этом было заявлено в ходе работы внеочередного съезда Ассоциации мечетей России. Мечеть, входящая в состав АМР, будет воздвигнута под руководством заместителя главы АМР по Уральскому региону Вугара Акперова.

ИА Regnum сообщило 27 августа о том, что Расул Кудаев, бывший узник Гаунтанамо, а ныне обвиняемый по делу о нападении боевиков на Нальчик в октябре 2005 года, помещен в карцер нальчикского СИЗО.

Как сообщил ИА Regnum адвокат Кудаева М. Абубакаров, 10 августа в помещении СИЗО его избили дубинками и ногами неизвестные в масках. Позже руководство СИЗО в разговоре с адвокатом назвало это «мерами воздействия за нарушение режима». Кудаев был вынужден объявить недельную голодовку, так как у него отказывались принимать заявления об избиении и не реагировали на просьбу о встрече с прокурором по надзору. «Вскоре он был помещен в карцер», - рассказал Абубакаров.

Еще в июле адвокат заявлял, что Р. Кудаев выглядит очень плохо. Предположительно, у него обострился гепатит. «Но я не врач, диагноз не могу установить. После неоднократных обращений Кудаев был обследован врачами. Но о результатах ничего не сообщается», - сказал Абубакаров.

27 августа адвокат направил заявления в Генеральную прокуратуру РФ и прокуратуру Кабардино-Балкарии с просьбой проверки законности действий руководства СИЗО в отношении Кудаева. С обращениями в защиту прав Кудаева в адрес президента Кабардино-Балкарии, в прокуратуру и ряд министерств обратился и Кабардино-Балкарский правозащитный центр.

В настоящее время обвиняемым по делу о нападении на Нальчик, находящимся в СИЗО, вручается обвинительное заключение. Уголовное дело насчитывает 533 тома. Предположительно, судебный процесс начнется в Верховном суде Кабардино-Балкарии в октябре 2007 года.

ИА IslamNews.ru сообщил 30 августа о том, что 6-7 октября этого года в Москве впервые пройдет Международный конкурс чтецов Корана.

Об этом корреспонденту IslamNews сообщили в Духовном управлении мусульман Европейской части России. Подобный конкурс проводился в прошлом году в Казани.

Организатором конкурса выступит Совет муфтиев России. Планируется участие конкурсантов из Кувейта, Ливии, Египта, Турции, стран СНГ. Победитель получит путевку на один из престижных зарубежных международных конкурсов чтецов Корана.

Подготовил Рустам Шакиров.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/767/">ISLAMRF.RU: Мониторинг СМИ 27 августа – 2 сентября 2007 года</a>