RSS | PDA | Архив   Четверг 17 Октябрь 2019 | 1433 х.
 

Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 13 – 19 августа 2007 года

11.09.2007 15:25

Предлагаем Вашему вниманию мониторинг средств массовой информации Татарстана, Башкирии, Нижнего Новгорода, Пензы, Перми и других регионов Приволжского федерального округа.

Пятничный номер газеты «Шахри Казан» («Город Казань») выходит с двумя материалами, посвященными исламской тематике. Один из них называется «Идти по прямому пути – это обязанность» (Гэрэй Х. Хак  юлдан бару фарыз //Шэhри Казан, 2007. – 17 август). Автор рассказывает о том, как он с группой детей из мусульманского лагеря при казанской мечети «Сулейман» посетил Нижнекамский район и город Нижнекамск. Его крайне удивил тот факт, что на самом въезде в этот город стоит православная церковь и нигде не видно мечети, которую стоило  бы возвести тут же ради сохранения конфессионального баланса. Но все сомнения расселись, когда  путешественники добрались до соборной мечети Нижнекамска – величественное здание, шедевр архитектуры – ее лицезрение подняло настроение автора материала  Хатыпа Гарая.  Дальнейший путь привел их в деревню Шэнгэлче, которая лежит в 8 километрах от Нижнекамска. В этой деревне также выстроена очень красивая каменная мечеть оригинальной архитектурной формы. Один из местных жителей – Якуб Шангараев рассказал приезжим, что «даже на пятничный намаз в мечеть приходит максимум 20 человек». Необходимо заметить, что  в настоящее время в деревне имеется 200 дворовых хозяйств. По словам бывшего имам-хатыба Заки-хазрата Сахабиева, причина плохой посещаемости мечети в том, что молодежь  в массовом порядке бежит из деревни в город.

Деревня Шэнгелче помнит и лучшие времена.  В оложена асфальтовая дорога, а крыши домов деревенских жителей покрыла металлическая кровля. Кроме того была проложена асфальтовая дорога до кладбища. Правда  ради этого вопроса Заки-хазрату пришлось трижды встречаться с Ильсуром Метшиным. На третий раз тот сказал: «Ко мне по этому вопросу больше не ходи, завтра дорога будет». И на самом деле с  утра следующего дня в деревне начались дорожные работы и вскоре местные жители получили возможность  добираться до кладбища по твердому покрытию. Секрет всего этого заключался в том, что мать Ильсура Метшина родом из деревни Шэнгелче.

Далее казанские мусульмане направились в деревню Олы Афанас, где преимущественно проживает русское население. Раньше здесь жили всего 2-3 татарские семьи. В одной из них проживала очень набожная пожилая татарка, которая даже в годы воинствующего атеизма не пропускала обязательного пятикратного намаза. На лето к ней приезжали внуки, которых бабушка обучала азам мусульманской религии. Один из них – 7-летний мальчик как-то сказал: «Когда вырасту и разбогатею, то построю в этой деревне мечеть». Прошли годы. Число татар возросло.  Для совершения намаза они стали собираться в одном из домов, а по большим праздникам ездили в мечеть Нижнекамска. Однажды им не удалось попасть на праздничный намаз в нижнекамскую мечеть, поскольку она была полностью заполнена городскими мусульманами. Тогда жители деревни решили строить мечеть у себя дома. Кто-то вспомнил о том семилетнем мальчике, который стал руководителем города и района. Это был Ильсур Метшин. Он также вспомнил о своем обещании и выделил личные средства на строительство мечети. Через пять месяцев она приняла первых прихожан.

Здесь же помещен еще один материал - «Подарки Аллаха» (Хэбибулла Р. Аллаhы булэклэре //Шэhри Казан, 2007. – 17 август). Его автор – Расим-хазрат Хабибулла размышляет над одним из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.с.), в котором было сказано,  что человек, благодаря могуществу Аллаха, рождается на свет с четырьмя подарками. Это ум, вера, поклонение Всевышнему (гыйбадат) и способность творить добрые дела. И в то же время человек может потерять эти подарки из-за четырех вещей: низменных желаний, гордыни, зависти   и склонности к сплетням.  Далее автор подробно разбирает основные положения упомянутого выше хадиса.  И в самом деле, - пишет Расим-хазрат Хабибулла. – Среди миллионов  божьих тварей, только человеку был дан ум. Ум был дан также и ангелам, которые при полном отсутствии каких-либо низменных желаний беспрекословно исполняют волю Всевышнего. Человек же – существо мыслящее, но в то же время обуреваемое множеством желаний. По мнению автора  статьи в этом есть и положительные моменты. Например, если бы человек не нуждался бы в пище,  то он и не работал бы. Если бы у него  не было бы склонности к интимной близости, тогда перестал бы плодиться род человеческий. То есть Аллах Всемогущий создал человека с умом ангелов и с желаниями животных. И все это для испытания его.  Человек должен уметь  управлять своими желаниями. Если происходит наоборот, то он превращается в животное. Далее Расим-хазрат Хабибулла с такой же тщательностью рассматривает другие положения вышеупомянутого хадиса.

Газета «Татарстан яшльляре» («Молодежь  Татарстана») в номере от 18 августа рассказывает о мечети татарской деревни Югары Суыксу Тукаевского района (Бу – минем туган авылым … // Татарстан яшльлэре,  2007.  – 18 август.). Как в  большинстве татарских селений, и здесь  до революции имелась своя мечеть. В советские годы она была разрушена и вот теперь на старом месте возведена новая. Ее построил на свои средства выходец из Суыксу – Наис Сайфетдинов. Жители деревни в качестве благодарности назвали эту мечеть «Наис». До недавнего времени обязанности имам-хатыба исполнял бывший механизатор Лифхат Ахметов, а  после его кончины мусульманскую общину деревни возглавил приехавший из Набережных Челнов 66-летний Хамза-хазрат.  Тот энергично взялся за благоустройство мечети:  провел туда газ, разбил вокруг здания красивый палисадник.

Очередной номер газеты «Иман» («Вера») как и в прошлый раз, публикует перепечатки статей Саида эфенди Чиркейского, а также материалы казанских информационных сайтов, посвященных исламской тематике. Издатель газеты – первый заместитель муфтия ДУМ РТ Валиулла-хазрат Якупов выступает в номере с одним материалом, в котором самыми общими словами говорится об исламских ценностях (Ягъкуб В. Коръэн белэн ант иту. Салих гамэллэр… и др. // Иман, 2007. - №16 (364). - август).

Тема беседы с имамом-хатыбом казанской мечети «Султан» Камилем-хазратом Бикчантаевым - исламская акида. Это интервью помещено в пятничном номере газеты «Ватаным Татарстан» («Родина моя - Татарстан») на традиционной еженедельной полосе «Дин хэм тормыш» («Религия и жизнь») (Минhаж Р. Пэйгэмбэр таяк тотып куып йормэгэн // Ватаным Татарстан, 2007. – 17 август).  На самом деле в материале поднимается самый широкий круг вопросов, волнующих мусульманскую умму. Сама фигура Камиля-хазрата довольно-таки интересна и противоречива. Когда-то он обучался вместе с бывшим и нынешним муфтиями ДУМ РТ Габдуллой-хазратом Галиуллиным и Гусманом-хазратом Исхаковым в бухарском  медресе, достаточно долгое время занимал пост казыя города Казани. Несколько лет назад  он претендовал на пост муфтия и даже выставлял свою кандидатуру на выборах, но проиграл. В настоящее время он находится в некоторой оппозиции к официальному руководству ДУМ РТ, или, выражаясь диссидентским языком, живет во «внутренней эмиграции».  Он редкий гость на страницах татарской печати и это его выступление - первое за последние годы.

Имам-хатыб мечети «Султан» начинает разговор с акиды, но сразу же уходит в сторону от темы. Он размышляет о  толерантности в Исламе, говорит, что мусульманская религия распространялась самыми разными путями: как силовыми, так и мирными.  Сам он полагает, что мусульманское просвещение должно проводится исключительно культурным, мирным путем без какого-либо принуждения. В этом отношении он опирается на учение матуридистов: «Все это учтено в вопросах веры в трактовке Матуриди-хазрата. К сожалению, его учение не преподается в наших медресе.  Формы веры могут быть разными, и нет никакого вреда в их изучении. Ведь вера в единого Аллаха у нас уже  в крови, эта практика сложилась за тысячу с лишним лет. Как говорил хазрат Матуриди, распространять Ислам надо исключительно мирным путем, соблюдая толерантность. То есть выбор веры – дело добровольное. Хотя кое-где исламскую религию навязывают экстремистским путем. Не секрет, что в последнее время используются и различные террористические методы. Пояснение сути мусульманской религии  для других народов должно вестись путем просвещения, путем культуры. Ведь они тоже божьи твари. Говорить о том,  что моя религия правильная, а твоя – нет, большая ошибка. В то же время совершенно неправильно говорить о том,  что исламскую религию можно понять, опираясь исключительно на татарские традиции».

Камиль Бикчантаев положительно отзывается и о других положениях матуридистов. Например, ему симпатизирует то, что  согласно этой традиции, женщины могут не прятать себя в хиджаб.  Тут же он критикует ваххабитов, которые выдумывают различные,  абсолютно не нужные в повседневной жизни ограничения. Он критикует их, например,  за то,  что  они не читают намаз-дженаза над покойником, который погиб в аварии передвигаясь на своей машине с превышением скорости.  Ваххабиты приравнивают нарушение общественных законов, нарушению законов Шариата. «Мы же относим это к человеческим ошибкам. И оставляем судить о том прав был или нет Всевышнему», - говорит Камиль-хазрат.

Также  он полагает, что нельзя слепо переносить традиции Саудовской Аравии на нашу почву. «У них сорокоградусная жара,  а у нас сорокаградусный мороз», - говорит он. Если они могут читать намаз в одной легкой рубашке, то нам приходится порой сидеть зимой в мечети одевшись в  свитер и обвязавшись шарфом. То же самое касается и полного омовения-госел, которое в условиях холодного климата не так просто совершить. В Саудовской Аравии живут одни мусульмане, и вся государственная система построена на системе Шариата. Мы же соседствуем с представителями самых разных народов и живем по законам светского государства – все это необходимо учитывать в повседневной жизни. Также имам-хатыб казанской мечети «Султан» резко критикует тех молодых людей, которые вернувшись из Саудовской Аравии пытаются навязать  здесь тот образ жизни, к которому они привыкли в той далекой теплой стране. По мнению хазрата это идет от того, что молодежь в силу отсутствия жизненного опыта не может пропускать информацию сквозь призму критики. Поэтому надо сделать так, чтобы молодежь обучалась у себя дома, впитывая традиции, заложенные такими великими татарскими богословами, как Марджани, Фахретдин и др.

И, вообще, по мнению Камиля Бикчантаева надо стараться всегда находить точки соприкосновения, снисходительно относиться к слабостям наших близких (В газете приводится пример – один молодой хазрат сказал, что не переступит порога дома, пока его родной брат не прекратит пьянствовать). Необходимо объяснять преимущества и суть исламской религии мирным путем, спокойно говорить  о том, что запрещено и что разрешено в Исламе, не переставать жить общественной жизнью, «ходить в народ», общаться с представителями самых разных народов и религий.

В какой-то мере с этим материалом перекликается материал Альберта-хазрата из поселка Сергеевский Самарской области (Альберт хэзрэт. Булмаганны булды дип … // Ватаным Татарстан, 2007. – 17 август). Он размышляет о причинах вечных склок, царящих среди мусульман. И поводы-то все мелкие: как произносить «Амин» - громко или шепотом, можно перебирать четки или нельзя, как правильнее делать  омовение – одной горстью  воды  одновременно промывать рот и нос, или как-то еще иначе? «И сколько раз было сказано, что оба варианта не противоречат Шариату! А молодежь все никак не успокоится и вновь и вновь раскручивает эти пустяковые вопросы.  А ведь сколько серьезных,  до сих пор еще не решенных проблем? Вот они: организация условий для совершения намаза на рабочем месте, работа над изгнанием алкоголя и свинины из татарских деревень, организация в школах преподавания основ Ислама, защита женщин, носящих мусульманскую одежду и т.д.», -  с возмущением пишет Альберт-хазрат из Самарской области. Также  его волнует усилившиеся в последнее время репрессии относительно мусульман. И во многом это происходит также  по вине мусульман. По вине провокаторов самых разных цветов и оттенков, по вине завистников, которые пишут жалобы в силовые органы на своих соседей, коллег и знакомых.  

20 августа завершит свою работу детский летний лагерь при мечети «Сулейман», прошедший под патронажем Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Республике Татарстан, - передает официальный сайт ДУМ РТ.

Отдых в лагере проходил под лозунгом «Наркотики – зло!», также детям демонстрировали видеофильмы о вреде наркотиков и раздавали буклеты. Ребята посетили казанский зоопарк и развлекательный комплекс «Шурале», совершили экскурсионную поездку в г.Биляр и мечеть «Кул-Шариф.

Через несколько дней пройдет торжественное закрытие лагеря, на котором дети, отличившиеся по итогам смены, будут награждены ценными призами, такими как телевизор или велосипед, а все остальные – поощрительными, куда обязательно входит ранец со школьными принадлежностями.

14 августа в Казани, в Кабинете Министров РТ состоялся брифинг, посвященный проблеме преподавания религии в школах Татарстана. Об этом сообщает ИА «Татар-информ» . Выступивший на мероприятии министр образования и науки Наиль Валеев сообщил, что данный курс будет введен на факультативной основе с начала учебного года. «Ясно одно – при обучении этому предмету необходимо сохранять толерантность и стараться, чтобы каждой религии уделялось одинаковое внимание», - заявил министр.

Финал II республиканского конкурса духовной красоты «Мусульманка-2007» пройдет в Казани в декабре, -передает Ислам.Ру  со ссылкой на Интерфакс. «В конкурсе могут принять участие девушки-мусульманки в возрасте от 15 до 25 лет, отборочные туры пройдут в ноябре», - сообщила Интерфаксу председатель Союза мусульманок Татарстана Наиля Зиганшина.

По ее словам, девушки будут выступать в одежде, соответствующей Шариату (открыты только лицо и ладони), и соревноваться в различных конкурсах - приготовлении блюд татарской национальной кухни, знании истории, традиций и обычаев родного края. На творческих конкурсах участницы представят образцы вышивки, шитья и поделок, сделанных своими руками. Вопрос о дефиле в национальных одеждах пока прорабатывается.

В отборочную комиссию уже поступают заявки на участие от мусульманок не только из городов и районов Татарстана, но и соседних регионов - Башкирии, Кировской области, ряда других, рассказала Н. Зиганшина. «Интерес настолько велик, что мы подумываем объявить наш конкурс открытым», - отметила она.

Информационный канал также напоминает, что в октябре в Казани также пройдет первый республиканский конкурс талантов «Жемчужина наших сердец» для мусульманской молодежи. Подростки и молодые люди в разных возрастных категориях будут соревноваться по трем номинациям: «Чтение Корана», «Исполнение мунаджатов» и «Прикладное искусство».

Оба проекта, по словам председателя Союза мусульманок, осуществляются при активной поддержке Министерства культуры Татарстана.

Народный артист России Аристарх Ливанов станет ведущим церемонии открытия III Казанского международного фестиваля мусульманского кино «Золотой минбар», которая пройдет 7 сентября в КРК «Пирамида», сообщает ИА «Islamnews»  со ссылкой на Татар-информ.

По красной дорожке фестиваля пройдут актеры российского и мирового кино. Впервые за всю историю фестиваля, «Золотой минбар» посетит и звезда мирового масштаба. Катрин Денев, получив приглашение принять участие в фестивале, сочла весьма интересным и сам форум мусульманского кино и его девиз «К диалогу культур через культуру диалога». Напомним, главный критерий участия в фестивале: «Фильм должен донести до зрителя общечеловеческие ценности». Несмотря на приставку «мусульманское», фестивальное кино будет представлено людьми разных вероисповеданий. Неслучайно третий год подряд «Золотой минбар» собирает в Казани элиту отечественного кинематографа.

Список гостей фестиваля пока формируется, переговоры ведутся, сообщили агентству «Татар-информ» организаторы мероприятия. Но уже сейчас известно, что Казань посетит сирийский актер Гассан Массуд, сыгравший в голливудском фильме Ридли Скотта «Царствие небесное» военачальника Салахутдина. Египетская актриса София аль-Амри, известная в арабском мире теле- и кинозвезда и посол доброй воли в ООН также проведет фестивальные дни в Казани. Ожидается приезд живого классика известного сценариста Одельши Агишева, знаменитого тюрколога Олжаса Сулейменова.

Из российских актеров подтвердил участие в фестивале романтичный Евгений Миронов, которого на фестивале уже считают «своим» за главную роль в фильме «Мусульманин». Посетит фестиваль и актер Александр Михайлов («Любовь и голуби»). В жюри фестиваля войдет и генеральный продюсер Европейской ассоциации кино и телевидения (Бельгия) Инал Шерип.

Сайт «Ислам в Нижнем Новгороде» 15 августа публикует аналитический материал под названием «Срединный путь», как метод профилактики и лечения экстремизма».

«Современное исламоведение в России грешит отсутствием системного подхода к рассматриваемому предмету», - пишет автор статьи. В основном, господствует методологический подход, который автор называет «ползучим эмпиризмом » (т.е. следование только одному опыту без разумного применения науки вообще.), рассматриваются уже произошедшие события и выносится оценка по дуалистической черно-белой шкале – либо причина их в том, что это проявление экстремизма (терроризма, «ваххабизма» и т.п.), либо это проявление «традиционного Ислама». При этом, что такое «традиционный Ислам» еще никто не определил. Более того, находятся исламоведы, например, проф. А.А.Игнатенко, которые считают экстремизм имманентным, т.е. внутренне присущим Исламу. Что не мешает этим же исследователям в других своих публикациях доказывать, что единого Ислама вообще не существует, а есть множество различных сект, которые действуют согласно собственной интерпретации Ислама и которые едины только в вопросе направления киблы.

«Между тем, важно изучение богатейшего исламского наследия, в котором на самом деле четко определены все причины так называемого экстремизма, - продолжает свою мысль автор материала. - И определены еще на заре возникновения Ислама и в первые века его существования, когда формировались мазхабы (течения). Уже тогда, еще в первых акыдах, символах исламского вероучения, формулировались понятия срединного пути и крайностей. В Коране говорится «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины»(2:143). Например, в акыде ат-тахивийи говорится: «Ислам находится между чрезмерностью и недостаточностью». Отсюда ясно, что впадение в любые крайности есть отклонение от срединного, прямого пути в Исламе, и так было в начале распространения Ислама, и в 9 веке, и сегодня. Поэтому, не так давно, в Кувейте и началось распространение идеи о необходимости возвращения уммы к аль-васатыйи, к срединному пути, свободному от любых крайностей».

Автор статьи также напоминает, что в преддверии становления Ислама, когда общество разделялось только на две категории:  мусульман и не мусульман, а язычники вели против первых ожесточенную войну, любые проблемы могли решаться либо на поле боя, либо миром. Тем не менее и тогда Пророк (с.а.в.) заключал союзнические договора и с иудеями, и с язычниками, которые воевали вместе с мусульманами против общего врага. На сегодняшний же день, мусульмане тесно связаны с другими общинами, где для решений проблем и для мирного сосуществования нужен иной подход, иная интерпретация Коранических аятов, соответствующих данному месту и времени, и в то же время не противоречащая учению Ислама.

Поэтому и возникло движение среди мусульман, о необходимости следования «срединным путем» («васатыйа» в переводе с арабского – «середина, умеренность в Исламе»), свободному от любых крайностей, направленное на адекватность приложения толкований Корана к текущим обстоятельствам. А исламоведение может взять на себя научную сторону этой проблемы.

С 16 – 25 июля в Нижнем Новгороде в пансионе «Волга» при поддержке Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, Нижегородского исламского института имени Х. Фаизханова и мусульманской молодежной организации «Нур» прошла летняя школа, - сообщает 17 августа сайт нижегородских мусульман.

В ее рамках были организованы лекции, семинары, круглые столы, а также экскурсии по Нижнему Новгороду и области. Занятия проводили – Председатель ДУМ НО Умар-хазрат Идрисов, советник председателя Совета муфтиев России, член Попечительского совета фонда содействия строительству московской Соборной мечети, а также председатель Совета директоров Московского образовательного общества содействия социальной и культурной адаптации мигрантов из Узбекистана Анвар Мирзо Юнусович Хусаинов, Владимир Юрьевич Зорин, заместитель полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе; московский культуролог Сергей Джаннат Маркус; профессор Ольга Николаевна Сенюткина; Дамир Ваисович Мухетдинов, к.п.н., ректор НИИ им. Х. Фаизханова, зам. директора ИСИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского; Никитин Артем Геннадьевич, аспирант факультета международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского; имам-хатыб Беюсов Мунир-хазрат. География участников летней школы была разнообразной: Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, Казань, Северный Кавказ. Студентам было организовано бесплатное питание, а иногородним также проживание и проезд. По итогам летней школы участникам были вручены подарочные наборы от издательского дома «Медина».

Сайт публикует мнение молодых ребят из разных регионов России, которым удалось с пользой провести свои летние каникулы в летней школе, организованной при поддержке нижегородских мусульман. Например, Камилла Рахманова и Диана Бахтиярова из Казани сказали следующее: «Нам было приятно побывать в Н. Новгороде и пообщаться с современной мусульманской молодежью. За дни, проведенные в летней школе, мы узнали о жизни нижегородских татар и мусульман, в рамках лекций познакомились с историческими и политическими сюжетами востоковедения и затронули интереснейшие аспекты исламоведения. В отличие от наших дедов и отцов слава Аллаху у нашего поколения есть возможность заниматься наукой, читать разнообразную литературу, посещать обучающие летние школы и конференции. Почаще бы собираться на такие мероприятия. Особую благодарность выражаем молодежной организации «Нур» за организованную экскурсию по городу и области».

Студент Института стран Азии и Африки при МГУ Ильдар Нариманов считает, что такие мероприятия помогают раскрыть и развить творческий и научный потенциал, предоставить площадку для самореализации. «Недавно все мы стали свидетелями прошедшей 14 мая 2007 г. в Н.Новгороде Первой международной молодежной научно-практической конференции и изданного по его итогам сборника статей молодых исследователей, - говорит И.Нариманов. - Все это говорит о том, что нашему правительству, а также мусульманским и светским организациям вовсе небезынтересна судьба молодежи. И мне представляется необходимым и полезным расширения географии участников летней школы и приобретения идеи и опыта ДУМ НО в проведении молодежных мероприятий».

Еще один молодой человек – Хачим Сижажев, студент ФМО ННГУ им. Н.И. Лобачевского, родом из Нальчика, сравнивает ситуацию у себя на родине и в Нижнем Новгороде: «Сейчас на Северном Кавказе у нас не все хорошо: никак не могут завершиться военные баталии, не прекращаются убийства, в том числе, имамов. И естественно обучение в таких экстремальных условиях не всегда хорошо сказывается на конечном результате. Альхамдулиллях, что благодаря усилиям ДУМ НО и Нижегородского института им. Х. Фаизханова мне за период летний школы в спокойной обстановке удалось получить полезные знания, провести время с пользой. Я считаю целесообразным проводить такие летние школы ежегодно и расширить географию регионов ее участников.

Его земляк -  абитуриент Шамиль Чочаев рассказывает, что в этом году он собирается  поступать на факультет международных отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского. «И первое мое знакомство с Н. Новгородом прошло в мечети, где меня радушно встретили представители ДУМ НО и молодежного движения «Нур», - говорит он. - В качестве подарка мне предоставили огромный перечень книг, журналов и газет. Мое пребывание в Н. Новгороде совпало с проводимой Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования летней школы, в рамках которой я имел возможность неформального общения с моими будущими преподавателями, что конечно же не может не вызвать особого восторга и радости».

Лилия Денисова, студентка Нижегородского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики: «Летняя школа - это чудесный замысел ДУМ НО. Ведь не у всех хватает терпения на самостоятельное изучение печатной продукции, тем более некоторые моменты могут ускользнуть при восприятии информации. Здесь я впервые окунулась в мир Ислама и поняла, что недостаточно считать себя татаркой и мусульманкой, этим надо жить и гордиться. Лекции на удивление оказались настолько интересными и увлекательными, что порой так и не хотелось отпускать лектора. Выражаю особую благодарность преподавателям и организаторам за предоставленную возможность приятного и полезного времяпрепровождения.

Али Салахов, филологический факультет СПбГУ: «Мне, как активисту и представителю азербайджанской молодежи в последние годы живущему и обучающемуся в Санкт – Петербурге крайне необходимо услышать слова поддержки и признания со стороны светских властей, мусульманского духовенства в виду того, что, к моему великому сожалению, северная столица изо дня в день превращается в площадку для шовинистических лозунгов и преступлений в отношении нерусских народов. Лекция-семинар первого заместителя представителя в ПФО В.Ю. Зорина, организованная Нижегородским исламским институтом им. Х. Фаизханова  в рамках летней школы, действительно показала мне, что властями ведется активная работа по выработке мер по пресечению межконфессиональных и межэтнических распрей и налаживанию конструктивного диалога. Я глубоко верю, что именно такого рода мероприятия способны привести наше государство к процветанию и всеобщему благоденствию, где каждому народу были бы отведены равные права и возможности».

Рома Рзаханов, учащийся 10 класса из Дагестана:  «В эти жаркие дни, когда мои многие знакомые, соседи, не зная чем занятья и к чему себя приложить, пребывают в пьянстве, разврате и гулянках, у меня, ученика 10 класса, альхамдулиллях есть возможность узнать, как проживает и чем дышит молодежь других конфессий, приобщиться к науке и прогрессу, познакомиться с активными, жизнерадостными и неординарными студентами. В этом отношении Н. Новгород задает тон и моду, выстраивает приоритетные направления в работе с молодежью, проводит всевозможные конференции, устраивают лекции с привлечением крупных специалистов и ученых. Летняя школа, несомненно, поспособствовала развитию моего внутреннего потенциала и сформированию методологической базы». 

Тимур Шарафутдинов, активист молодежного движения «Нур», студент ФМО ННГУ им. Н.И. Лобачевского: «В последние годы благодаря деятельности некомпетентных, явно преследующих определенные политические и экономические интересы СМИ, в общественности сложилась отрицательная картина Ислама, ассоциирующаяся в худшем случае с терроризмом и экстремизмом, а в лучшем с рынком. Естественно, меня как мусульманина не может не настораживать такое развитие событий. Я полагаю, что для пресечения такого акта насилия над Исламом не достаточно сил одних мусульман, необходимо вмешательство властей. В этом отношении я был рад встрече с представителем высших властных структур В.Ю. Зориным, организованной в рамках летней школы. Слова уважаемого заместителя полпреда об активном сотрудничестве с ДУМ НО обнадежили меня и дали мне веру на скорейшем изменение сложившейся ситуации».

Динар Нигматуллин (Уфа), студент ФМО ННГУ им. Н.И. Лобачевского: «Мне больно смотреть на нашу современную молодежь, когда она теряет  всякое желание развиваться, учиться и быть полезным своему государству и обществу. И до недавнего времени я думал, что мусульманская молодежь также подвержена этому натиску всеобщего бессилия и лени. Посещая летнюю школу, я убедился, что среди молодых еще есть те, кому небезынтересна судьба нашей религии, это те, кто всегда будет чтить историю, традиции и культуру своих предков».

Нижегородские мусульмане выступили с заявлением в связи с распространением записи убийств фашистами таджика и дагестанца, назвав появление данного материала «очевидной провокацией и очередной попыткой расшатать устои российского общества». Напомним, видеозапись предполагаемого двойного убийства таджика и дагестанца от имени «Национал-социалистической партии Руси» демонстрировалась недавно в Интернете.

«Духовное управление мусульман Нижегородской области призывает мусульман России сохранять спокойствие и сплотиться перед лицом деструктивных сил и отдавать себе отчет в том, что подобные деяния являются экстремистскими выходками, преступлениями, которые совершаются людьми, потерявшими связь с реальностью.

Даже если запись является сфабрикованной, сделавших ее людей необходимо найти. Они должны понести наказание в соответствии с законом. Если же эти ужасные убийства произошли в действительности, то всем гражданам России необходимо понимать, что на подобное зверство могли решиться лишь совершенно деградировавшие существа, которых трудно назвать людьми», - сказано в заявлении, передает информационный канал Ислам.Ру  со ссылкой на официальный сайт ДУМНО.

Председатель ДУМНО направил благодарственное письмо Александру Коновалову, - сообщает сайт «Мусульмане Поволжья» . Председатель Нижегородского духовного управления мусульман направил благодарственное письмо полномочному представителю Президента в Приволжском федеральном округе.

В письме председателя Нижегородского духовного управления мусульман Умара-хазрата Идрисова полномочному представителю Президента в Приволжском федеральном округе Александру Коновалову, в частности, говорится:

«Духовное управление мусульман Нижегородской области выражает Вам искреннюю благодарность за оказанное содействие в положительном рассмотрении вопроса о выделении земельного участка под строительство Исламского культурного центра в Нижнем Новгороде.

Убеждены, что реализация данного проекта станет своевременным и важным шагом на пути к установлению межконфессионального мира и согласия на Нижегородской земле и всецело будет способствовать благополучию и процветанию ее многонационального общества.

Несомненно, строительство Исламского культурного центра будет также в полной мере соответствовать статусу Нижнего Новгорода в качестве культурной столицы Поволжья и создаст почву для более широкого гражданского взаимодействия.

Мы ценим тот уровень взаимопонимания между Духовным управлением мусульман Нижегородской области и Аппаратом Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, который был продемонстрирован в ходе решения этого непростого вопроса, и выражаем надежду на дальнейшее продолжение плодотворного сотрудничества в деле укрепления основ Российского общества и государства.

13 августа, в Уфе на площади перед городской мэрией прошел санкционированный митинг в поддержку арестованного имама Саида Байбуррина, который возглавлял мусульманскую религиозную общину "Саляк", передает ИА Волга Информ  со ссылкой на ИА REGNUM.

На митинг собрались около 100 мусульман с зелеными повязками на руке. Они требовали освободить Байбурина из под стражи. В руках они держали плакаты с надписями: "Требуем установить лиц, причастных к аресту имама и принять в отношении них меры, предусмотренные законом", "Требуем освободить из под стражи Саида Байбуррина" и другие. Порядок на митинге обеспечивали десятки милиционеров.

Стоит отметить, что Байбурин прибыл в Россию из Казахстана 3 года назад и до сих пор не имеет российского гражданства. Весной 2007 года ему было предъявлено обвинение в хранении наркотиков и оружия. 15 мая сотрудниками УВД Орджоникидзевского района Уфы при обыске в машине имама обнаружена тротиловая шашка с детонатором и наркотическое вещество - героин.

Дело уфимского имама Саида Байбурина, по мнению ряда экспертов, осложняется действиями «некоторых сектантов». «Вместо того чтобы перевести это дело в правовое поле и решить вопрос цивилизованными средствами, как это было в Пятигорске, некоторые сектанты еще больше разжигают огонь ненависти и противостояния. Выходя на манифестацию в защиту имама, они почему-то, под стать боевикам, одевают черные и зеленые повязки, размахивают флагами непонятных государств и выкрикивают неуместные лозунги», - приводит Ислам.Ру  со ссылкой на IslamNews[1] http://islam.ru/rus/2007-08-14 слова главы Ассоциации общественных объединений «Собрание» Мухаммеда Саляхетдинова.

По мнению М. Саляхетдинова, «такая позиция может только навредить арестованному, так как своими невежественными действиями они дискредитируют имама и Ислам в целом в глазах правоохранительных органов и общественности». Глава ассоциации также отметил, что для справедливого разрешения ситуации необходимо «использовать все имеющиеся возможности, которые гарантирует Конституция страны: выходить на прессу, обращаться в прокуратуру, в международные инстанции, инициировать дискуссию с участием представителей администрации, правоохранительных органов и широкой общественности».

При этом необходимо вести себя достойно, сдерживая излишние эмоции, подчеркнул общественный деятель.

10 августа 2007 года Кировский районный суд Уфы продлил срок следствия по уголовному делу в отношении уфимского имама Саида Байбурина, оставив заключенного под стражей еще на месяц. Дело имама передано в ведение ФСБ РФ.

Мусульмане Татарстана и Башкортостана обратились с письмом в Администрацию президента Республики Татарстан, к прокурору Республики Татарстан, в Министерство внутренних дел Республики Татарстан. Они просят привлечь к ответственности лиц, совершивших «беспрецедентный факт диверсии» в отношении мусульман из Башкортостана, которые направлялись в Булгары и Казань, и предотвратить возможные рецидивы, пишет «Ислам.Ру» .

В письме сказано, что 10 июня с.г. колонна из десяти автобусов, везущих мусульман по историческим местам в Булгары и Казань, остановилась на отдых и ночлег в г. Чистополе. В ночь с 10 на 11 июня неизвестными лицами на автостоянке были проколоты либо порезаны ножами все колеса всех десяти автобусов.

Участники путешествия «считают этот акт вандализма отнюдь не случайным событием, а заранее спланированной акцией, направленной на обострение и без того натянутых отношений двух братских республик».

В результате нападения вандалов был нарушен график движения автобусов, нанесен значительный материальный и моральный ущерб. Между тем, «об этом факте было приказано всем молчать и не высказываться, никому не жаловаться». «По приезду в Казань паломники были вынуждены организовать своеобразный отряд самообороны из здоровых мужчин, которые ночевали в автобусах и всю ночь охраняли их», - сообщают авторы письма.

• О прошлом и настоящем Ислама в татаро-мишарской деревне Бакай Кушнаренковского района Республики Башкортостан подробно рассказывает газета «Кызыл Тан» («Красная заря») в номере от 14 августа.

• А татарский вариант сайта ИА «Татар-информ»  сообщает об открытии новой мечети в деревне Комлыкуль Уфимского района РБ.

«Не насиловать религией», - призывает ульяновская газета «Симбирский курьер» в своем номере от 14 августа .

Представители ульяновских правозащитников и молодежи провели 13 августа в сквере на улице Гончарова акцию в поддержку обращения ряда российских ученых, обеспокоенных клерикализацией общества. Недопустимым, по мнению организаторов акции, прежде всего, является введение обязательного изучения основ православия в светских школах. «Поддержать нашу идею, объяснил один из активистов Александр Брагин, пришли представители и православной, и мусульманской веры.

«Кто правит Старой Кулаткой?» - статью под таким названием публикует на этой неделе ульяновская газета «Симбирские известия».

Года полтора назад в самом центре татарской Старой Кулатки произошло дерзкое убийство: бабай лет 70, возмущенный порядками в районе, напрямую обратился к предпринимателю, осуществляющему фактическое руководство им, и посетовал, почему, дескать, села распродаются и разворовываются. Предприниматель выходил тогда из кафе в сопровождении телохранителя и не успел моргнуть глазом, как охранник налетел на старика и жестоко избил его, после чего тот скончался в больнице.

«Старокулаткинский район - исключительно национальный, единственный, уникальный в своем роде не только в нашей области, но и в России, - пишет газета. - Там царят устоявшиеся духовные традиции, полностью основанные на религиозных канонах, на Исламе, запрещающем терроризм и убийство. Люди привыкли к ханафитскому мазхабу, и муфтияты придерживаются именно его. Он более умеренный, потому что призывает к добру, толерантности, он подразумевает дружественное сосуществование между Исламом и православием, Всякое новое течение из-за непонимания вольно или невольно влечет за собой раскол в обществе, В селе эти явления наиболее обострены, Более 100 лет назад в Кулатке умер и был похоронен ишан Хабибулла Хенсияров. До сих пор он является объектом паломничества, в чем есть определенная опасность, так как течение мюридизма, распространенное в Дагестане и Чечне, влияет на людей вопреки закону, происходит их своеобразное зомбирование. На окраине Кулатки построена ваххабитская мечеть, здание которой пустует. В свое время ее председатель попал под влияние ваххабитов, но потом он осознал свою ошибку и выгнал служителей-радикалистов, И молодежь когда-то посещала мечеть, но сердце не воспринимало эту веру, которая допускала ссору брата с братом, отца с сыном, деда с внуком. При всяком расколе расплачиваются простые люди. Хотя ишан был набожным и уважаемым, его учение было людям чуждо.

В районе установился своеобразный культ личности: фактического правителя здесь принято только хвалить, и не дай бог сказать о нем что-то плохое - будет примерно то, что с бабаем. Испокон века сабантуй проводился возле Бахтеевки, где место для этого праздника очень удобное, Тут есть и лесочек, и амфитеатр, и ипподром. Сейчас сабантуй переведен в Старый Атлаш - родину Эдуарда Танеева, где место, по мнению жителей, совсем не подготовлено для этого. Такой расклад тоже может внести раскол в обществе».

• Татарский вариант сайта ИА «Татар-информ»  пишет, что жители Старокулаткиского района готовятся к большим торжествам. 9 сентября в деревне Новая Зимница этого района планируется открытие мечети и проведение приуроченных к этому событию «Хенсияровских чтений».

15 августа в Республиканском призывном пункте города Рузаевки Республики Мордовия произошло знаменательное событие – открытие молельного помещения для призывников мусульманского вероисповедания, сообщили корреспонденту ИА IslamNews  в департаменте информации Духовного управления мусульман Республики Мордовия.

Работа по организации подобного помещения началась несколько месяцев назад по просьбе начальника призывного пункта и Военного комиссара республики. К делу подключились активисты местных мусульманских организаций, оказавшие материальную и организационную помощь. Наибольший вклад в богоугодное дело внесло Духовное управление мусульман Республики Мордовия в лице председателя и имам-хатыба общества мусульман города Рузаевки Рината Резепова.

По словам главы мусульман Рузаевки, работа с призывниками не будет ограничивается молитвами и духовными беседами перед отправкой к месту службы. «Мы намерены продолжать работать с ребятами и во время прохождения ими службы, через переписку и другие формы общения, важно, чтобы наши солдаты имели духовную поддержку. Я сам бывший десантник, служил старшиной в разведроте Южной Группировки Войск в Венгрии, поэтому не понаслышке знаю, как дорога солдату добрая весточка из дома с советом и мудрым наставлением», - отметил на церемонии открытия мечети Ринат Резепов.

Пятая смена Лагеря мусульманского актива «Аль-Ансар» началась в селе Белозерье Ромодановского района Республики Мордовия. Организаторами выступили Духовное управление мусульман Республики Мордовия, МРМОО «Исламский молодежный центр» и педагогический отряд «Аль Ансар».

В программе лагеря – спортивные, интеллектуальные и творческие мероприятия, основная цель которых способствовать всестороннему развитию детей мусульман. В первый день смены участники разбились на отряды и прошли тренинг на сплочение под названием «веревочный курс», который завершился праздничным салютом.

Как сообщил ИА «IslamNews»  директор лагеря Марат Салимов, в юбилейную смену ребят ожидает ряд сюрпризов – это, прежде всего, чемпионат по пейнтболу для мальчиков и по черлидингу для девочек. Кроме того, в течение смены будут проходить компьютерные курсы, в ходе которых ребята научатся делать презентации докладов, которые продемонстрируют на научно-практической конференции «Истоки духовности татарского народа».

Первые в России соревнования по мусульманскому черлидингу прошли в селе Белозерье Ромодановского района Мордовии в рамках Лагеря мусульманского актива "Аль-Ансар". Молодой вид спорта, который набирает все больше поклонников, не оставил равнодушными и молодых мусульманок.

Особенностью мусульманского черлидинга является соответствующая шариату одежда и отсутствие мужчин даже как зрителей на соревнованиях.

В течение недели две девичьи команды "Пятерочка" и "Шахерезада" под руководством тренеров готовились к соревнованиям, подготовив номера на обязательную и произвольную программы. В ходе напряженных состязаний с перевесом всего в один балл победила команда "Пятерочка", которая и получила главный приз - поездку в Казань.

Главный судья соревнований, тренер Мордовской республиканской федерации черлидинга Ольга Минеева отметила в беседе с корреспондентом агентства "Татар-информ" , что "главная победа девочек это – само участие в соревнованиях". Она похвалила участниц соревнований за энергию и четко выполненные элементы программы и пригласила обе команды принять участие в регулярном чемпионате Мордовии.

12 августа на стадионе «Труд» г. Каменка прошел футбольный чемпионат. В спортивном состязании участвовало 6 команд. Первое место заняла команда под названием «Ветераны г. Каменка». Призовой фонд первого места составил 10 000 рублей.

Руководитель мусульманской пензенской организации «Просвещение», являющийся организатором чемпионата, Нурулла Ахтямов сообщил в своем интервью корреспонденту ИА IslamNews : « На протяжении лета мы проводили несколько футбольных турниров. Спорт является важной частью жизни многих мусульман, так как одна из наших обязанностей – укреплять здоровье, поддерживать себя в хорошей физической форме. Спортивные мероприятия организовываем собственными силами. Спонсорами призового фонда являются местные предприниматели».

Недельную детскую исламскую смену решили провести жители нескольких сел Ровенского района Саратовской области, единогласно проголосовав сегодня на общем собрании после пятничной проповеди за организацию лагеря в с. Кривояр. Дети из этого села, а также из сел Тарлыковка и Новопривольное, общей численностью в 25 человек, будут посещать мечеть, где получат знания об Исламе, примут участие в конкурсах и спортивных состязаниях.

Как сообщил Ислам.Ру  глава пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья (ДУМП) Ахмед Махметов, лагерь пройдет под руководством имам-хатыба Ровенского района Бекбулата Айтуганова. ДУМП направит сюда преподавателей и вожатых. Вместе с ними вести занятия у детей будет гость из Йемена, хафиз Корана, владеющий 7-ю техниками чтения Священной Книги, Мухаммад Хашими, который за время своего пребывания в Саратовской области текущим летом уже успел поработать в детских исламских лагерях Новоузенска и Вольска.

• Торжественное открытие детского исламского просветительского лагеря состоялось 16 августа в с. Яковлевка Базарнокарабулагского района Саратовской области. В мероприятии приняли участие представители администрации села, Духовного управления мусульман Поволжья (ДУМП), а также выходцы из села - руководители крупных хозяйственных субъектов и коммерческих структур.

В крупнейшем татарском селе Яковлевка, где проживает 2 500 мусульман, подобный лагерь проводится впервые. По словам представителя ДУМП Расимa Кузяхметова, давшего старт смене, гости мероприятия приветствовали открытие первого лагеря, высказываясь о необходимости правильного воспитания детей и распространения среди них знаний об Исламе.

Как сообщил Ислам.Ру  руководитель пресс-службы ДУМП Ахмед Махметов, в Яковлевке расположена вторая по величине мечеть в Саратовской области – это 3-х этажное здание, вмещающее в себя около 2 000 человек. Рано утром более 30 детей будут приходить сюда на занятия по основам Ислама. Для них предусмотрены спортивные мероприятия и питание-халяль.

«Село очень перспективное, - сказал А. Махметов. – По словам представителей сельской администрации, здесь проживает 400 детей в возрасте до 14 лет». Для них в следующем году организаторы намерены устроить новый лагерь, улучшив сервис и продлив сроки проведения. Нынешняя смена - 10 дней.

Одновременно с этим завершились детские просветительские исламские лагеря в селах Верхазовка и Алтата Дергачевского района Саратовской области. В течение двух недель дети на целый день приходили в сельскую мечеть, где с ними занимались преподаватели, а также гости из Йемена. Последние были направлены в эти лагеря для того, чтобы в каникулярное время помочь детям разнообразить досуг и провести его в соответствии с исламскими предписаниями.

Как сообщил Ислам.Ру глава пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья (ДУМП) Ахмед Махметов, Дергачевский район густо населен мусульманами. «Мечети села Верхазовка - более 100 лет, и она никогда не закрывалась. Даже в самые «богоборческие» времена она не попала ни под снос, ни под «перепрофилирование». Однако сейчас в селах наблюдается общий кризис: количество детей становится все меньше, а молодежь уезжает в города», - рассказал А. Махметов.

По его словам, одним из инициаторов проведения лагерей в этом районе стал выходец из села Алтата, сотрудник ДУМП, старший вожатый Али Хабибуллин.

• Лидер в области переработки мяса и производства мясных продуктов в Поволжском регионе – ОАО «Мясоптицекомбинат «Пензенский» - начал производство продукции-халяль (дозволенной в пищу мусульманам). В продажу уже поступили пробные партии таких изделий, как вареная колбаса, полукопченые колбасы, сосиски. Ассортимент будет расширяться, и в скором времени на прилавках магазинов Поволжья и Урала появятся сардельки и полуфабрикаты.

Как рассказал Ислам.Ру  начальник Отдела маркетинга мясоптицекомбината «Пензенский» Александр Рябухин, решение о запуске халяльного производства было продиктовано, в первую очередь, заметно возросшим спросом на подобную продукцию. По его словам, у мусульман в Пензенской области «не очень большой выбор». «Большинство продукции выпускается частными предприятиями, от которых вряд ли можно ожидать высокого уровня качества», - отметил он.

По словам А. Рябухина, тенденция роста спроса на халяль в последние годы стала настолько заметна, что «все крупные предприятия уже начали задумываться о производстве халяля, а кто-то работает над реализацией подобных проектов». Он также отметил, что первая же партия продукта-халяль оправдала ожидания работников комбината. «Мы получили хорошие отзывы от мусульман», - сказал он.

Мясоптицекомбинат «Пензенский» работает уже более 40 лет. Производственные мощности предприятия составляют порядка 45 тыс. тонн продукции в год. В 1998 году «Пензенский» вошел в состав Группы «Черкизово» и начал активно применять новейшие технологии.

Сайт Пермского муфтията Мослем.ру  передает, что 17 августа 2007 г. на территории, выделенном властями города под строительство мечети Орджоникидзевского района, прошло первое Пятничное богослужение – Джум’а-намаз. Первый намаз мусульмане района совершили на зеленой траве.

После пятничного намаза и проповеди под руководством муфтия Пермского края Мухаммедгали-хазратом Хузина, состоялось торжественное собрание Махалля района. На собрании присутствовали заместитель главы администрации Орджоникидзевского района Н.К.Закиров, представители предприятий района.

Затем состоялся праздничный обед.

• 18 августа 2007 г. в г.Кунгуре прошел краевой фестиваль исторических городов, — передает сайт Мослем.ру. Участники и гости фестиваля – представители большинства территорий Пермского края организованно посетили открытую на днях Соборную мечеть г.Кунгура.

Пользуясь случаем муфтий Пермского края Мухаммедгали-хазрат Хузин и имам-мухтасиб Кунгурского мухтасибата Габдрафик-хазрат Габдурахимов вручили от имени Пермского муфтията и Кунгурского мухтасибата благодарственные письма и памятные подарки главе г.Кунгур А.Н.Махмудову, генеральному директору ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» и депутату ЗС края А.В.Лейфриду, депутату ЗС края и председателю совета директоров ЗАО «ЭР-Телеком» В.И.Рыбакину, а также многим попечителям мечети.

В ответном слове попечители мечети выразили надежду на продолжение доброго сотрудничества с Пермским муфтиятом и его общинами.

Подготовил Азат Ахунов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/772/">ISLAMRF.RU: Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 13 – 19 августа 2007 года</a>