RSS | PDA | Архив   Четверг 17 Октябрь 2019 | 1433 х.
 

Мониторинг СМИ 3–9 сентября 2007 года

14.09.2007 17:37

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа)

Приложение к «Независимой газете» «НГ-религии» опубликовало 5 сентября статью Павла Круга «Что делать с ОПК?»

Две организации - Министерство образования и науки РФ и Русская православная церковь, которые спорят о том, какой предмет лучше: «Основы православной культуры» (который в этом учебном году вводится в рамках регионального компонента образования в Воронежской и Тверской областях) или «История мировых религий» (будет преподаваться на факультативной основе в школах Москвы и Татарстана), сами, по мнению автора, не знают толком, что и как они хотят внедрить и закрепить в государственной школе.

Министерство оказалось в непростой ситуации. Вводить преподавание ОПК оно не хочет, но вопрос – как этого не допустить. Отменить региональный компонент образования, в рамках которого ежегодно то тут, то там вводятся ОПК, будет не корректно по отношению к другим предметам – а их преподается масса, отмечает автор. И заключает, что «более реальной представляется стратегия, которая заключается в признании де-факто уже введенного предмета с условием добровольности его изучения, в постепенном приближении качества пособий по ОПК к более или менее удовлетворительному стандарту».

О том, что в министерстве стали склоняться именно к этому варианту, свидетельствует появление на его официальном сайте документа с названием «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и централизованной религиозной организации», которое в июле было разослано во все региональные отделения Минобрнауки.

В тот же день «НГ-религии» опубликовало статью Станислава Минина «Когда в товарищах согласья нет».

Автор пытается найти противоречия в отношении к угрозе клерикализации и, в частности, к преподаванию в школе предмета «Основы православной культуры», среди российских мусульманских деятелей - председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, его заместителей Нафигуллы Аширова и Мукаддаса Бибарсова, председателя Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина, председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева.

Приводятся разнообразные цитаты, однако вывод противоречит заголовку статьи: практически все перечисленные мусульманские лидеры склоняются к необходимости общего курса (в рамках одного учебника) по основам всех традиционных религий.

«Русский журнал» опубликовал 5 сентября статью Павла Умнова «Небольшие проблемы ОПК».

Автор предлагает представить, что ОПК «уже введено в большинстве российских школ, пусть даже на факультативной основе (хотя факультатив в обычной школе - это все равно обязательный предмет, мало у кого из родителей или детей хватит упорства добиваться права не посещать уроки ОПК)», и задается вопросом: с какими реальными проблемами можно будет столкнуться при преподавании данного предмета?

П. Умнов перечисляет и обосновывает эти проблемы: отсутствие профессионально подготовленных кадров («в большинстве случаев мы имеем достаточно случайного преподавателя, прослушавшего краткий курс лекций»); отсутствие единого учебника и стандарта преподавания ОПК («ОПК может иметь сильный налет местечковости») и неопределенность того, какие цели и задачи ставятся при изучении предмета, что должен знать и уметь школьник, посетивший уроки ОПК, какова форма отчетности и критерии оценок для этого предмета; отсутствие альтернатив этому предмету в подавляющем большинстве школ («очевидно, что в 99 случаях из 100 у детей и их родителей не будет реальной возможности выбора»).

«Вот три «маленькие» проблемы, которые возникают даже при идеально смоделированных условиях. Мы ни слова не сказали о возможности межнациональных и межкультурных столкновений, дискриминации по этническому или религиозному принципу, обошли стороной юридические проблемы, но все равно возникли вопросы без ответов», - резюмирует автор.

Православно-аналитический сайт Правая.Ру опубликовал 4 сентября интервью с одним из авторов учебника «История религий» (под ред. директора Института российской истории РАН А.Н. Сахарова), уже взятого «на вооружение» в отдельных регионах России, Владимиром Лавровым под заголовком «Учебник «История религий» учит духовному пониманию нашей истории».

«Наибольший раздел учебника, - сообщает В. Лавров, - отдан православию. <…> Когда создавался раздел об исламе, мы пригласили известного ученого из Татарстана. Это их раздел, и он сделан очень добротно и выдержанно.

<…> В концепцию учебника «История религий» вошло понимание, что прежде всего он – светский учебник. При этом он не противопоставлен ОПК, поскольку «Основы православной культуры» – религиозный учебник об одной конфессии, а наш – светский об основных конфессиях в России, и эти учебники скорее дополняют друг друга. Причем мы исходили из того, что «История религий» не должна быть ни открыто религиозной, ни открыто атеистической.

<…> Адресатом учебного пособия являются учащиеся 10-11 классов средней школы. Курс учебника рассчитан на один урок в неделю.

<…> В учебнике наиболее заинтересованы регионы многонациональные и многоконфессиональные. В чисто русском регионе можно вполне преподавать ОПК – пожалуйста; однако, например, в Татарстане, где одна половина населения – мусульмане, а другая – православные, навязывание религиозного учебника будет вызывать понятное неприятие и протест. А наш учебник, в котором есть и православие, и ислам, позволяет избежать этого. Мы недавно провели «круглый стол» в Казани, нам там так и говорили: «Мы готовы изучать и православие, но только в том случае, если ислам будет занимать в учебнике достойное место». Мне кажется, что это разумный достойный подход. Такой же учебник нужен и в столице России, ведь, согласно последней переписи населения, в Москве и Московской области живет миллион чеченцев, миллион азербайджанцев, миллион татар, сотни тысяч евреев».

Газета «Ведомости» опубликовала в №164 от 3 сентября статью ректора Института проблем образовательной политики «Эврика», члена Общественной палаты РФ Александра Адамского «Снова в школу: чему учить детей».

«Предположение церковных деятелей, что, введя преподавание учебного предмета «Основы православной культуры», мы резко поднимем уровень духовности, сориентируем детей в культурно-историческом наследии и укрепим моральные устои общества, можно считать не просто заблуждением. Это отражение глубоко укорененного в нашем обществе устаревшего и ошибочного представления о том, что результатом образования является исключительно объем усвоенных тем учебных предметов», - отмечает автор. - <…> Информационные технологии сделали доступными огромные массивы сведений, и школьный учебник уже не помогает ориентироваться в этих массивах. «Готовить к жизни» стало невозможно, потому что мы не знаем, какими будут производственные, социальные, политические отношения между людьми через 3-5 лет».

Далее он подробно рассматривает письмо Патриарха Московского и Всея Руси Алексия, направленное в 1999 году “всем епархиальным преосвященным”, в котором тот призвал “всех епархиальных архипастырей обратить особое внимание на важность организации православного просвещения детей, учащихся в государственных и муниципальных школах”. А. Адамский обращает внимание на то, что патриарх пишет о преподавании именно вероучения и при этом не имеет в виду вхождение в сетку обязательных предметов и тем более включение в государственный образовательный стандарт «Основ православной культуры».

«Но на каком-то повороте все перевернулось с ног на голову: речь уже шла о культурологическом (но по сути — религиозном) курсе, а не о преподавании вероучения и обязательно в рамках стандарта, вначале регионального, а затем и федерального. Но как только мы включаем тот или иной курс в стандарт — и закрепляем законом, федеральным или региональным, учебный предмет становится обязательным для изучения всеми учащимися школы. А если школа не преподает кому-то из своих учащихся этот предмет, она нарушает закон. Поэтому либо стандарт, либо добровольность — совмещение невозможно», - подчеркивает автор и заключает:

«Если мы хотим отвратить детей от веры, любой, не только православной, надо ввести в обязательном порядке уроки основ одной религиозной культуры в каждой российской школе. Результат гарантирован».

Портал «Credo.Ru» опубликовал 6 сентября интервью с экспертом Международного института гуманитарно-политических исследований Михаилом Жеребятьевым под заголовком «Отказ возбуждать дело в отношении академика Гинзбурга – знак того, что президент оставляет вопрос о светских началах постсоветской России открытым».

Интервьюируемый затронул и проблему, связанную с преподаванием «Основ православной культуры»: «Хочу обратить внимание на один интересный документ. Та же самая газета «Вести образования», опубликовавшая ранее интервью с академиком Гинзбургом, которое и послужило поводом для обращения в прокуратуру, в одном из своих августовских номеров опубликовала текст типового договора между региональными управлениями образования и епархиями РПЦ МП с рекомендациями директора департамента государственной политики в области образования Минобразования РФ Исаака Калины. Между прочим, там говорится (немножко вскользь) о том, что аналогичные соглашения могут заключать и другие централизованные религиозные организации. <…> Власть этим типовым соглашением фактически признает ОПК вероучительным предметом, а, следовательно, четко указывает на необходимость соблюдения добровольности при его изучении. Это определенно прогресс по сравнению с ситуацией годичной давности, когда федеральные структуры от образования не смогли оперативно ответить на вызов региональных властей, начавших повальную ОПеКизацию, руководствуясь некими собственными политико-идеологическими мотивами и рекомендациями местных епархий».

Газета «Известия» опубликовали 5 сентября статью своего обозревателя Бориса Клина «Кому не нравится межрелигиозный мир?»

В ней автор обвиняет Совет муфтиев России в системном «создании среди единоверцев образа врага в лице православных», припоминая при этом события свежие и не очень (от скандала вокруг монографии религиоведа (названного почему-то «религоведом») Р. Силантьева до поддержки членами СМР письма 10 академиков). Б. Клин напоминает до кучи и о «напряженных отношениях», которые сложились у Совета муфтиев с еврейскими организациями.

«В России мир вообще и межрелигиозный в частности слишком драгоценен, - пафосно заявляет автор материала. - <…> Неубедительными становятся слова чиновников, да и самих священнослужителей «об уникальном российском опыте поддержания межрелигиозного мира». А ведь он есть и будет - если не подрывать его непродуманными словами и делами».

Газета «Северный Кавказ» опубликовала в №30 от 4 сентября статью Игоря Цагоева «Кто хочет разбудить «спящую красавицу»?»

На основе прогноза дальнейшего развития ситуации в Кабардино-Балкарии автор делает неутешительный вывод: если в кратчайшие сроки отношение к проблеме радикализации ислама кардинально не изменится, уже в самом недалеком будущем возможна новая, гораздо более масштабная, чем акция 13-14 октября 2005 года, попытка захвата республики

И. Цагоев рассматривает историю становления радикально-исламского движения на территории Кабардино-Балкарии, которая «едва насчитывает полтора-два десятка лет». В течение этого времени «носители радикальной исламской идеологии переигрывали «силовиков», провоцируя их на неадекватные действия в отношении верующих. Любой промах правоохранителей становился весомым аргументом в пользу необходимости вооруженной борьбы против «неверных»».

Истинные причины происшедших в Нальчике в 2005 году событий, а также событий 1999 года в Дагестане (за которым должна была последовать дестабилизация Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии), автор видит в деятельности американских спецслужб.

«Сегодня, спустя почти 2 года после трагических событий 13-14 октября, процесс радикализации ислама на территории Кабардино-Балкарии вновь набирает обороты», - отмечает И. Цагоев. К этому может добавиться и обострение межэтнических отношений между кабардинцами и балкарцами. 

Сайт IslamNews опубликовал 3 сентября интервью с депутатом Государственной Думы РФ Шамилем Султановым под заголовком «Отстаивайте всегда справедливость - даже вопреки собственным интересам».

Интервьюируемый рассказывает об Исламе как религии справедливости и о несправедливости современного мира как его важнейшей и трагической черте: «История человечества свидетельствует: когда уровень несправедливости превосходит некий мистический показатель, то соответствующие государства и страны рушатся, а народы исчезают с лица Земли».

Он отмечает, что объективно внимание людей к доктрине и практике справедливости в Исламе будет расти, тем более что «рациональные и верифицируемые психологические исследования доказывают, что потребность в справедливости у человека сродни потребности в еде, питье, воздухе».

Ш. Султанов приводит примеры вопиющей несправедливости в сегодняшней России, а также раскрывает связь между двумя основами Ислама - таухидом (единобожием) и адалятом (справедливостью).

Сайт IslamDag.ru опубликовал 7 сентября статью Айны Гамзатовой «Может ли ложка дегтя испортить бочку меда?»

Автор, сотрудник Духовного управления мусульман Дагестана, мюрид Саида аль-Чиркави, анализирует материалы интернета, посвященные истории возникновения Ислама на Кавказе.

Она обращает внимание на то, что риторика ваххабитов в отношении суфизма весьма схожа с официальной идеологической позицией во времена Советского Союза. И «псевдодуховенство» тех лет, и современные ваххабиты говорят практически одно и то же - что посещающие зияраты поклоняются перед прахом, что вера в них противоречит основным учениям Корана, хадисам Пророка и толкованиям улемов, и т.д. А. Гамзатова рассказывает о религиозной практике суфиев, которая – доказывает она – не имеет отношения к культивированию многобожия.

Далее автор затрагивает деятельность ДУМ Дагестана и защищает его от нападок, имеющих место в Сети, – в том, что оно поддерживает легитимность «кафирской власти», что «наживается на прихожанах мечетей, тепло и сытно устроившись за пазухой кафиров». ДУМД, - отмечает она, - «единственный правовой орган, который действует сегодня по принципам шариата, строго соответствует сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и чтит его наследие. Каким образом? День и ночь проповедуя ценности Ислама, просвещая людей, ибо самым страшным врагом человека является невежество. Мы убиваем настоящего врага правильным словом, а не мирных людей с автоматом».

Сайт IslamNews опубликовал 5 сентября статью Фатимы Анастасии Ежовой «Хиджаб способствует гармонизации отношений между полами».

Автор рассказывает, в чем ущербность пути, по которому следуют женщины, «ведущиеся на разводки воротил эстетического бизнеса», то есть глянцевого печатного продукта.

В качестве обратного примера она приводит мусульманский тип поведения прекрасного пола: «Аллах сделал мусульманку свободной, и она сама решает, кому подарить свою красоту и сексуальность. Это такие сокровища, что не каждый достоин обладать ими даже визуально. Ислам воспитывает в женщине исключительное самоуважение, а это вызывает ответное трепетное отношение со стороны ее мужа, а также взращивает в его душе спокойствие, что его облаченную в строгий хиджаб исключительно красивую жену не уведут конкуренты».

Женщина, отмечает Ф.-А. Ежова, должна умело пользоваться своей красотой, направляя этот дар Всевышнего в конструктивное русло: «В частности, проблему дурнушек, симпатичных и красавиц оптимально решает со вкусом подобранный и эстетично повязанный (заколотый) исламский хиджаб. Он буквально творит чудеса!»

Сайт Совета муфтиев России опубликовал 5 сентября информацию о встрече председателя СМР Равиля Гайнутдина и представителей мусульманской общественности с председателем Центризбиркома РФ Владимиром Чуровым.

Встреча, приуроченная к официальному старту избирательной кампании, состоялась в резиденции Совета муфтиев России. Председатель ЦИК рассказал о том, как формируются списки партий и продемонстрировал, как выглядит избирательный бюллетень. Темой встречи стал вопрос предстоящего выбора российского народа.

Обращаясь к избирателям-мусульманам, глава ЦИК привел слова Священного Корана: «Но для наших глаз они выглядят похоже… И если Аллах пожелает, то мы последуем прямым путем» (2-70). Глава ЦИК привел также аят суры «Ан-ниса», который гласит: «Всевышний повелевает, чтобы вы выполняли обязанности, взятые на себя перед другими, а если выносите решение между людьми, то будьте справедливыми» (4-58).

Председатель СМР отметил, что российские мусульмане активны в политической, общественной, религиозной жизни. «У нас нет другой страны, умма должна жить достойно, спокойно, комфортно у себя дома, в нашей России, где мусульмане - не пришельцы»- подчеркнул он. «Граждане России готовы голосовать за тех, кто гарантирует и обеспечит нам мир и спокойствие, неразделимость нашей Родины» - заверил Р. Гайнутдин.

• Этой встрече посвящен материал Эмили Казумовой «Все на выборы, Иншалла» в газете «Газета» (№164 от 5 сентября).

Темой встречи, по информации корреспондента, стала агитация за явку на выборах в Госдуму. Председатель Лиги мусульманских журналистов, бывший пресс-секретарь Равиля Гайнутдина Радик Амиров пояснил в интервью «Газете» ее мотивы: «Если вспомнить события 10-летней давности, то проблемы на выборах возникали в регионах, где в основном проживают мусульмане - на Кавказе, Урале и в некоторых уголках Сибири. Поскольку мусульмане - люди консервативные, то их нужно немного взбодрить и направить в нужное русло».

Портал «Credo.Ru» опубликовал 4 сентября интервью с членом Общественной палаты РФ, лидером общероссийской мусульманской организации «Аль-Хак» Камилжаном Каландаровым под заголовком «Русская доктрина - опасный для общества документ».

В нем К. Каландаров комментирует одобренный 20 августа «Всемирным русским народным собором» политический трактат («пиар-проект», по его определению) под названием «Русская доктрина».

«Сразу бросается в глаза, что в документе нарушаются конкретные этические нормы межнациональных и межрелигиозных отношений. Это свидетельствует о том, что проект направлен на нарушение прав человека в целом, прав мусульман и представителей других общин в частности, - сообщает К. Каландаров. - <…> Такое явное, демонстративное и провокационное выпячивание одной религии, одной конфессии свидетельствует о том, что наше общество больно и требует оперативного вмешательства со стороны государства. Меня удивляет, почему молчит межрелигиозный совет России, администрация президента России, Общественная палата РФ».

«Новая газета» опубликовала в №68 от 6 сентября «Проповедь священника Якова Кротова».

Священник предупреждает об опасности милитаризации сознания верующих людей и недопустимости того, что церковные лидеры идут на поводу у светской власти. Поводом к его проповеди послужил «молебен в храме Христа Спасителя: благословляли и освящали ядерный ракетный комплекс России. Конечно, это несколько ближе к небу, чем «бумеры», которые кропили раньше…»

«К сожалению, большинство православных России (не говоря уже об инославных) либо искренне веруют в то, что атомная бомба - средство обороны отечества (тогда как это исключительно орудие массового самоубийства), либо отстраняются от поведения своих пастырей и архипастырей, считают, что не отвечают за их заявления. Это, конечно, безнравственная позиция: ведь за эти заявления правительство щедро платит, предоставляя и лидерам, и «рядовым православным» финансовые льготы, утесняя представителей других конфессий и религий ради «торжества Православия»», - отмечает Я. Кротов.

Портал «Credo.Ru» опубликовал 4 сентября заключительную часть стенограммы «круглого стола» на тему «Исламофобия как вызов гражданскому обществу», прошедшего 1 февраля этого года в Музее и общественном центре А. Сахарова.

Организаторами его выступили портал «Credo.Ru», Институт свободы совести, Музей и Общественный центр А. Сахарова, Общественный фонд «Гласность», рабочая группа Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса по свободе совести.

Приводим фрагменты состоявшейся беседы.

Старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, кандидат философских наук Энвер Кисриев:

«В некоторой степени воинственность ислама сегодня спровоцирована отношением к нему. Это защитная реакция – как в человеческом организме. В мирных условиях ислам миролюбив и очень человечен. Наши люди ездят в Египет, в Дубай, общаются там с людьми и видят, какие там социальные гарантии по отношению к людям, к тем же иностранцам, которые там работают. Вы там не увидите, чтобы пакистанцы или филиппинцы-иноверцы (я был в Катаре), чтобы они жили в одном вагончике по 50-60 человек, чтобы там же ели и там же спали, и там же у них плитка газовая стояла бы. Это тоже ислам».

Независимый журналист, член рабочей группой Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса по свободе совести Михаил Ситников:

«Только что прозвучало: ислам в нормальных условиях является религией мирной, конструктивной, ровной. Условие для этого – благополучная жизнь. Собственно, все религии таковы в своем нормальном, чистом виде, когда они не используются в качестве рычагов, не используются в качестве оружия. А когда мы говорим об исламофобии (наиболее актуальной фобии, потому что исламофобия сегодня в России затмила даже антисемитизм), то, естественно, возникает вопрос: а что делать? Да, явление многоликое, многостороннее, многопроявляющееся, многоуровневое - вот это то самое колесо, которое само себя уже запускает. Масса факторов: государство подталкивает исламофобию, исламофобия предлагает себя государству, одни используют ее так, другие - эдак и так далее, а исламофобия набирает обороты. Что делать? И вот как раз насчет того, что делать – это вторая мысль, тоже очень интересная, которая тоже не была актуализирована. Если мы живем в неправовом государстве, более того, в неправовом обществе, если мы живем в ситуации, когда никто не знает, что такое право, потому что к нему веками не обращались, если Россия живет постоянно по каким-то разным моделям представлений о справедливости и если в России существует власть, которая структурно и по сути своей, по целям своим не изменилась с раннего средневековья, то, естественно, правит в России не закон, не право, а произвол. <…> Россия не изолирована. Как мы ни пытаемся закрыться, мы уже этого не сможем сделать. Глобализация - это очень универсальный процесс, он объективен. Все равно, что дырку проколоть в шарике – все, воздух, выходящий из него, уже не остановишь. Существует международное право. Это очень сложное понятие, сложный организм. Но больше в России апеллировать не к чему и не к кому».

Главный редактор портала «Credo.Ru», корреспондент журнала «Огонек» Александр Солдатов:

«Не могу не согласиться с тем, что определяющим культурно-политическим процессом в современном мире является глобализация. Обычно говорят, что она проходит по западным, по американским лекалам. Но на самом деле глобализация – это процесс, который вбирает в себя разные компоненты, который не может не вобрать определенного культурного наследия исламского мира. Для России, на мой взгляд, участие в этом объективном и неизбежном процессе глобализации сопряжено с дезинтеграцией Российской Федерации, с окончательным демонтажем империи. То есть Россия может органично вступить в глобализационные процессы через разрушение имперской культуры, ради сохранения которой и строятся все эти «вертикали», устраиваются взрывы домов, кровавая бойня в Чечне и преследование каких-то мифических «ваххабитов» и «хизб-ут-тахрировцев». В этом смысле исламофобия, ее рост, ее наиболее грубые формы, которые возбуждают или как бы мобилизуют исламское сообщество, – они ускоряют процесс дезинтеграции Российской Федерации. Но это не совсем продуктивный и не совсем благодарный путь ускорения этого объективного исторического процесса, полезного и спасительного. Конечно, мы не должны считать это зло единственным средством приближения благой цели. Но еще раз хочу повторить, что органичное включение России, построссийского пространства в процесс глобализации, в мировую экономическую, политическую систему - будет, на мой взгляд, сопряжено с демонтажем империи. Для кавказских и поволжских мусульманских народов в принципе это будет хороший исторический шанс укрепить свою государственность и, наконец, надежда на то, что защита их прав станет делом их самих, а не каких-то коррумпированных чиновников-чекистов в федеральном центре. Но сейчас все это выглядит как некие стратегические мечты. Пока процесс распада Российской Федерации не начался, мы должны прилагать максимум усилий для того, чтобы вводить в России прямую юрисдикцию международного права.

<…> Мы, наше экспертное сообщество, должны поддержать доклад экспертов Европейского сообщества, опубликованный две недели назад в Страсбурге, где говорится о том, что по правовым последствиям исламофобию пора приравнять к расизму. Нам надо перенести эту схему на российскую почву. Действительно, исламофобия, которая у нас неотделима от этнофобии против кавказцев, татар, азиатов, должна преподноситься как разновидность расизма. Давайте переведем этот доклад, насытим его российской фактурой и будем распространять. Будем внедрять таким образом отношение к исламофобии как к преступлению против человечности наравне с расизмом.

Что еще я хотел бы предложить. Я уже говорил в ходе дискуссии о том, что надо по каждому случаю преследования мусульман рассылать иски во все российские судебные органы, в международные организации. Я считаю также, что помимо всех этих исков и заявлений нужно даже не брезговать таким пропагандистски эффектным способом, как просьбой о политическом убежище. Когда кому-то из гонимых мусульман становится совсем невмоготу - особенно на Северном Кавказе много таких случаев – надо, чтобы они публично, с помощью наших московских правозащитных организаций, обращались в западные страны за политическим убежищем».

Руководитель программы помощи политбеженцам из Центральной Азии, Комитет «Гражданское содействие», член Правозащитного центра «Мемориал» Елена Рябинина:

«Если мы в нашей стране каждый факт исламофобии будет отсылать в международные органы правосудия, мы будем способствовать исламофобии в России. Потому что, обнаруживая всякие формы защиты ислама за границей, мы тем самым делаем каждого жителя России-мусульманина – врагом России».

Начальник аналитического отдела Международного комитета по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией, член рабочей группы Комитета действия Всероссийского гражданского конгресса по свободе совести, академик Академии обороны и правопорядка, кандидат философских наук Руслан Кутаев:

«Я считаю, что всякие разговоры об исламофобии, которые будут искать объяснение ей внутри ислама, - это то, что должно быть запрещено. Не надо лезть в религию с немытыми руками. Можно «социологически» посмотреть на ислам как на конкретный институт. Вот есть ДУМ. Можно посмотреть на него извне и сказать, какую роль - социальную, политическую или какую другую - играет тот или иной институт. Но ни в коем случае не надо залезать в ислам. Я считаю, что нужно искать пути борьбы с исламофобией внутри России. Я считаю, что могут быть приняты законы, запрещающие государственным чиновникам использовать исламскую терминологию для, скажем, правообвинения».

Елена Рябинина:

«Что касается прямой юрисдикции международного права и политического убежища. Господа, я считаю, что декларировать вещи, механизма реализации которых не существует и которые сами по себе абсолютно абстрактны, - это несколько девальвировать саму идею. Невозможна прямая юрисдикция международного права. Почему? Потому что международное право само декларативно, а механизмы его обеспечения должны быть заложены в национальном праве».

РИА Новости сообщило 7 сентября о том, что во Владимире открылась Соборная мечеть.

«Чем больше храмов традиционных религий России будет открыто в стране, тем крепче и дружелюбнее будет наше общество», - сказал на церемонии открытия зампредседателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин. По словам представителя администрации области Лилии Февралевой, открытие мечети - это «лишнее подтверждение того, что Россия является государством многонациональным и поликонфессиональным». Мусульманский храм построен во Владимире за четыре года и может вместить несколько сотен молящихся.

До 1917 года в старой части Владимира действовала большая каменная мечеть. Ее прихожанами были татарские купцы и военнослужащие отдельного татаро-башкирского полка, дислоцированного в городе. В советское время мечеть уничтожили, и с тех пор мусульмане собирались на общие молитвы в молельных комнатах в частных домах.

В настоящее время во Владимирской области проживает около 20 тысяч последователей ислама.

РИА Новости сообщило 8 сентября о нападении неизвестных на мусульманский молельный дом в Балашихе.

Группа неизвестных в пятницу поздно вечером разбила окна мусульманского молельного дома, расположенного на улице Первомайская города Балашиха Московской области, сообщил РИА Новости в субботу имам молельного дома Раис Измайлов. «После окончания пятничной лекции раздался звон разбитого стекла, мы услышали громкую нецензурную брань в адрес последователей ислама», - сказал он. После нападения имам выбежал на улицу и увидел удаляющуюся группу молодых людей. «Они быстро покинули микрорайон, продолжая громко выкрикивать угрозы в адрес мусульман», - сказал Измайлов. Никто из многочисленных прихожан не пострадал, добавил он.

По словам Измайлова, этот инцидент - уже четвертый за последние три месяца. Предыдущие нападения также сопровождались разбитыми окнами, нанесенными краской на стены молельного дома лозунгов националистического характера, выкриков с требованиями «мусульманам покинуть эту страну» и «исламистам здесь не место».

«Мы обратились с соответствующим заявлением в правоохранительные органы Балашихи», - добавил имам Раис Измайлов.

Молельный дом в Балашихе действует в течение года и официально относится к Духовному управлению мусульман Европейской части России.

Агентство АМИ-ТАСС сообщило 6 сентября о встрече мусульманских деятелей Северного Кавказа с главой Сочи Виктором Колодяжным.

Мусульмане на встрече заявили, что  Совет муфтиев Северного Кавказа будет содействовать развитию олимпийского города. «Мы молились во всех мечетях, не только Северного Кавказа - по всей России, чтобы мы выиграли право принимать зимние Олимпийские игры в 2014 году», - сказал на встрече председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Ислам Бердиев.

Виктор Колодяжный, в свою очередь, поддержал предложение муфтиев о создании межконфессионального совета в регионе.

ИА «Грозный-информ» добавляет к этому сообщение о том, что господин Колодяжный пообещал построить мечети в центре Сочи, а также в Олимпийской деревне.

«Кавказский узел» сообщил 5 сентября о посещении Чечни представителями Духовного управления Турции.

Делегация Духовного управления Турции была направлена в Чечню верховным алимом Турции, известным богословом Мухаммедом-эфенди. Делегация встретилась с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Затем она посетила Исламский институт в райцентре Курчалой, строящуюся в Грозном соборную мечеть, рассчитанную на десять тысяч мест и типографию имени Ахмат-хаджи Кадырова.

ИА «Грозный-информ» сообщило 7 сентября о том, что в Грозном завершила свою работу межрегиональная научно-практическая конференция «Укрепление межнационального и межконфессионального единства - важнейший фактор российского федерализма».

В работе двухдневной конференции приняли участие 66 участников из 12 субъектов РФ - представители законодательной и исполнительной власти регионов ЮФО и федерального центра, Ассамблеи народов России, общественных объединений, а также научные сотрудники исследовательских центров, преподаватели высших учебных заведений.

Сайт IslamNews сообщил 7 сентября о том, что в мечети города Новокузнецка 6 сентября прошел семинар «Пути противодействия терроризму и экстремизму».

Об этом сообщила пресс-служба Казыятского управления мусульман ДУМ АЧР. Семинар был организован по инициативе администрации Кемеровской области.

На мероприятии присутствовали руководители всех мусульманских организаций Кемеровской области, областной администрации, силовые структуры области и города Новокузнецка. Впервые подобное мероприятие проводилось в столь расширенном составе.

Руководитель Казыятского управления мусульман ДУМ АЧР Равшан Темуров в своем выступлении призвал мусульман к золотой середине во взглядах, поступках: «Одна из самых ярких отличительных черт Ислама - равновесие во всем».

Салават Кучумов, руководитель общественной региональной организации «Здоровая жизнь», представил на семинаре книгу Ю. Михайлова «Пора понимать Коран», где Ислам описывается глазами немусульманина, но делается это адекватно и непредвзято. В своем выступлении С. Кучумов сделал акцент на том, что многие люди имеют неверное представление о мусульманской религии из-за отсутствия знаний: «Ислам сам по себе не имеет ничего общего с экстремизмом и терроризмом, хотя у многих россиян под натиском исламофобии сложилось впечатление, что Ислам - агрессивная религия».

РИА Новости сообщило 5 сентября о том, что депутатом Госдумы Александром Чуевым внесен на рассмотрение Госдумы законопроект, который предлагает усилить ответственность за преступления против священнослужителей.

Авторы законопроекта предлагают отнести священников к категории лиц, которые осуществляют должностные полномочия или выполняют общественный долг. Преступление против таковых, согласно Уголовному кодексу РФ, считается отягчающим обстоятельством.

Инициаторы документа отмечают, что с 1990 года в России были убиты 17 православных священников. Только за 2006 год от рук преступников погибли три мусульманских священнослужителя.

Агентство «Интерфакс» сообщило 4 сентября о том, что Госдума не поддержала инициативу подготовить проект заявления с осуждением позиции группы академиков РАН, которые в июле обратились к руководству РФ с письмом против «клерикализации страны».

С предложением подготовить соответствующий документ выступил на заседании палаты депутат Александр Крутов. Однако при голосовании его инициативу поддержали лишь 57 парламентариев (при необходимом минимуме для принятия положительного решения в 226 голосов).

Сайт Славянского правового центра сообщил 4 сентября о том, что Европейский суд по правам человека в Страсбурге будет рассматривать жалобу исламской религиозной организации «Мечеть №34» о сносе недостроенной мечети в Астрахани в приоритетном порядке.

В соответствии с судебным решением мечеть №34, расположенная при въезде в город, должна быть снесена, так как община не уложилась с ее строительством в срок. Общину, которая стремится отстоять свое здание, поддержала общественность. В апреле 2006 года в Москве на Горбатом мосту возле Дома правительства прошел пикет против сноса строящейся в Астрахани мечети, а представители Совета муфтиев России заявили о том, что «снос мечетей совсем не красит Россию», и что местные власти должны более тщательно разобраться в ситуации для того, чтобы не совершить «роковой ошибки».

Сопредседатель Славянского правового центра и главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев не раз подчеркивал в своих интервью, что решение о сносе мечети в Астрахани в целом носит политический характер и оно не связано с нарушением строительных норм и правил. Пчелинцев считает действия властей недальновидными, так как своей непродуманной политикой они унижают мусульман и способствуют радикализации исламской молодежи.

В Европейский суд по правам человека в Страсбурге мусульманская община Астрахани обратилась в августе 2006 года.

Подготовил Рустам Шакиров.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/779/">ISLAMRF.RU: Мониторинг СМИ 3–9 сентября 2007 года</a>