RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 10 – 16 сентября 2007 года

20.09.2007 10:38

В течение прошедшей недели на страницах печатных и электронных СМИ ПФО доминировали три темы – это работа в Казани международного дискуссионного клуба “Валдай”, начало священного месяца Рамазан и завершившийся в Казани фестиваль мусульманского кино «Золотой Минбар».

11 сентября в казанской ратуше продолжил работу международный дискуссионный клуб “Валдай”, - пишет казанская газета «Время и деньги». Темой обсуждения стал рост религиозного самосознания, а также связанные с этим проблемы межконфессиональных отношений и сохранения мира и согласия в современном обществе. Политологам и журналистам, в том числе зарубежным, представилась возможность услышать мнение религиозных лидеров Татарстана. Судя по вопросам, интересовавшим гостей, стереотипы восприятия религиозной жизни в России в массовом сознании не корректируются.

Обсуждение заявленной темы религии и ее роли в современном мире символично совпало с шестой годовщиной трагедии 11 сентября, трактуемой многими как “столкновение цивилизаций”. О скорбной дате напомнил мэр Казани Ильсур Метшин, выступавший перед участниками дискуссионного клуба с приветственным словом. Собравшиеся почтили память жертв террористического акта минутой молчания.

События 11 сентября послужили отправной точкой и в выступлении председателя Духовного управления мусульман РТ, муфтия Татарстана Гусмана-хазрата. Религиозный деятель подчеркнул, что после трагедии в США отношение к исламу в мире испортилось. Однако, по его мнению, “исламофобия” постепенно уменьшается, уступая восприятию мусульманства как религии мира и созидания. Примером в этом смысле может служить Татарстан, где с исламом мирно соседствуют православие и другие мировые религии. “Многих интересует, как нам это удалось, - отметил Гусман-хазрат. - Я думаю, что дело в нашем менталитете, менталитете татарского народа”. Отмечаемый в последние годы рост религиозного самосознания, многократное увеличение количества приходов и возводимых в республике мечетей не убавили в народе свойственной ему толерантности, считает духовный лидер.

Гусман-хазрат высказал свою позицию по самым актуальным темам, волнующим общественность. Так, по его мнению, приобщение детей к религиозному знанию в школах должно вестись факультативно в рамках изучения истории религии, поскольку “Россия является светской страной”.

Управляющий Казанской епархией Русской православной церкви, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий не стал публично оспаривать позицию исламского духовенства по этому вопросу, осторожно предположив, что изучение религии “когда-нибудь, может быть, будет обязательным предметом”. По его мнению, дружественность двух наиболее представленных в республике религий - православия и ислама - имеет прочные исторические корни. Он обратился к недавнему прошлому - годам перестройки, когда религиозному возрождению способствовали общие усилия “православной и мусульманской общественности”. Так были возвращены верующим Петропавловский собор и Голубая мечеть, отметил он.

Религиозные лидеры республики ответили на вопросы российских и иностранных политологов и журналистов. Большинство вопросов можно было бы охарактеризовать как традиционные и не претендующие на какой-то новый уровень осмысления действительности. Они отражали стереотипы, постоянно продуцируемые СМИ, прочно отложившиеся в массовом сознании и связанные, в первую очередь, с исламом. “Я все думал, когда же про женщин спросите, ответ у меня готов”, - с юмором заметил Гусман хазрат на витиеватую тираду журналистки “Independent”. Духовный лидер татарстанских мусульман попытался развеять тревогу журналиста “Time”, обеспокоенного интересом молодежи к радикальному исламу. По мнению Гусмана-хазрата, экспорт экстремистских идей татарстанскому исламу не грозит. В отличие от Северного Кавказа, где количество молодежи, активно обучавшейся в зарубежных религиозных учебных заведениях в 90-е годы, достаточно велико, для Татарстана подобная практика была редкостью, объяснил Гусман-хазрат. Да и те, кто учился за границей, по возвращении “проходили карантин”, образно дорисовал он картину.

«Странно, что в моей жизни еще не было Казани», - сказал народный артист России, лауреат Госпремии РФ Евгений Миронов в ходе пресс-конференции, состоявшейся в Министерстве культуры РТ. Знаменитый «мусульманин» приехал в столицу Татарстана, чтобы принять участие в церемонии закрытия III международного фестиваля мусульманского кино «Золотой Минбар», - передает ИА «Татар-информ».

В Казани Евгений Миронов впервые, о столице Татарстана он знает со слов актрисы Чулпан Хаматовой. «Я летел, не до конца понимая куда. Меня встретила замечательный министр культуры Зиля Валеева, которая плавно ввела меня в курс дела, - сообщил актер. – Казань – это другая планета, я бы очень хотел сюда вернуться со своими спектаклями. В России это единственное место, где Европа и Азия слились воедино».

«Татар-информ» напоминает, что несомненной творческой удачей Евгения Миронова стала роль вернувшегося из афганского плена Николая Иванова в фильме Владимира Хотиненко «Мусульманин». Долгое время эта работа считалась лучшей из сыгранных им ролей в кино. «Фильм «Мусульманин» актуален до сих пор. Хотиненко снял вечную картину. Это вечная история противостояния, которая обостряется с каждым годом. Это вечная история – непонимание друг друга, непонимание культур, религий», - отметил актер.

Чтобы понять и как можно лучше сыграть роль Николая Иванова Евгений Миронов два месяца ходил в мечеть, где учился читать намаз. «Мне было очень интересно, но дело даже не в этом. Понимаете, я влюбился в эту религию, это не совсем то, что нам о ней рассказывают. Вера дает покой, а также силу и мощь, это у моего героя иногда прорывалось», - рассказал народный артист России.

12 сентября вечером большим шоу в Культурно-развлекательном комплексе “Пирамида” завершился III Казанский международный фестиваль мусульманского кино “Золотой минбар”, - пишет казанская газета «Время и деньги»:

«Награждение началось с вручения специальных призов - первым награду, учрежденную мэрией Казани, получил Евгений Миронов, так был отмечен мэром столицы Татарстана Ильсуром Метшиным, вручавшим приз, фильм “Мусульманин”, который показывали вне конкурса. Миронов, которому очень понравилась Казань, буквально вспорхнул на сцену за призом. Кстати, в дополнение к миниатюрному бронзовому Зиланту, охраняющему наш город, это была основная награда для “главного мусульманина России”, мэр подарил артисту бильярдный кий, сделанный в Казани. По его словам, именно в столице Татарстана делают лучшие в мире кии. Миронов дал слово научиться играть в бильярд.

Затем свои специальные призы вручили кинокомпания “Исламский мир” и Гильдия кинокритиков. Их получили соответственно киноленты “Бог Абрахама” и “Поездка в Зигзигленд”. Специального приза Духовного управления мусульман РТ - приза зрительских симпатий удостоилась татарстанская лента режиссера Рамиля Тухватуллина “Дилемма”. Вторая татарстанская лента - “Бабай” Альберта Шакирова получила специальный приз организации ТЮРКСОЙ, его вручила “звезда” сериала “Королек - птичка певчая” Айдан Шенер. Не осталась без наград и еще одна лента, которую представил Татарстан - фильм “121” получил награду Всемирного конгресса татар “За лучшее раскрытие творчества Габдуллы Тукая”.

Что касается главных призов фестиваля, то они распределились следующим образом. Лучшим режиссером неигрового кино была признана Каролина Ривас из Мексики за фильм “Цвет маслин”. Лучший неигровой фильм, по мнению жюри, - “Теряя Ахмада” из Кувейта. Лучшей игровой короткометражкой стала лента из Башкортостана “Две жены”. Лучшим оператором признан Махмут Калари, снявший ленту “Баба Азиз”, лучшим сценаристом - Гагер Кукунур за сценарий индийского фильма “Нить”. Приз за лучшую режиссуру достался Ясмиле Жбанич из Боснии, режиссеру фильма “Грбавица”. Исполнительница главной роли в этом фильме Мирьяна Каранович стала лучшей актрисой фестиваля. Приз за лучшую мужскую роль получил Питер Краузе за роль в американском фильме “Гражданский долг”. И, наконец, лучшим фильмом фестиваля стал “Баба Азиз” - лента производства Швейцарии, Германии, Туниса, Франции, Венгрии, Ирана и Великобритании, снятая режиссером Насером Хамиром.

А специальный приз Президента РТ “За гуманизм в киноискусстве”, который вручала вице-премьер, министр культуры РТ Зиля Валеева, достался канадской ленте “Древо мира”.

• О скандале, разразившемся на фестивале, пишет газета «Вечерняя Казань» (Кадырова А. Нужен скандал, чтобы стать знаменитым, или Бессонные ночи жюри // Вечерняя Казань, 2007. – 14 сентября). Герой этого скандала – голливудский режиссер чеченского происхождения Инал Шерип, приглашенный работать в жюри III «Минбара». Сначала прессе сообщили, что он приедет на фестиваль, потом – что не сможет. А он взял и приехал. Далее события развивались так: господина Шерипа не пустили на банкет, который в день открытия фестиваля устраивал для его участников Минтимер Шаймиев. И, по слухам, режиссер обиделся и покинул Казань. «Это какое-то недоразумение! Я очень сожалею, что так получилось», - сказал корреспонденту газеты председатель жюри Радослав Спасов. Позже выяснилось, что он обиделся все-таки не за то, что его не посадили за один стол с президентом РТ, а за то, что его не ввели в состав жюри по решению министра культуры РТ Зили Валеевой, поскольку голливудский режиссер «не успел пройти процедуру оформления и согласования документов по включению в состав жюри».

Эта же газета публикует интервью с известным казахским писателем Олжасом Сулейменовым, который прибыл на фестиваль «Золотой Минбар» в качестве почетного гостя (Кадырова А. О.Сулейменов Агрессия и религия несовместимы // Вечерняя Казань, 2007. – 11 сентября).  На вопрос о том,  что по его мнению означает понятие «мусульманское кино», гость Казани отвечает: «Это такое кино, которое выражает этнические и моральные принципы культур мусульманских народов. Это миролюбивое кино, где нет насилия, нет оголтелого национализма, нет идей шовинизма… Кстати, фестиваль «Золотой Минбар» - это не фестиваль религиозного кино, это не пропаганда Ислама. Главный критерий отбора фильмов на этот фестиваль – духовность, морально-нравственные ценности, высокий гуманизм…». – Как вы относитесь к тому, что Ислам сегодня считают агрессивной религией, -  продолжает задавать вопросы корреспондент «Вечерней Казани». На что следует ответ: «Я так не считаю. Понимаете, религия не может быть агрессивной. Истинная религия. Политика может быть агрессивной, но не религия. Когда культура резко замешана на политике, тогда и появляются новые определения – агрессивный Ислам, агрессивный иудаизм … Агрессия и религия несовместимы …».

«Если в мусульманских странах многоженство стало обыденным явлением, то в Татарстане оно пока не получило распространения», - пишет, делая не совсем точные сравнения журналист газеты «Ватаным Татарстан» (Садрисламова С. Хатынын… ничэу? // Ватаным Татарстан, 2007. – 11 сентябрь). Сария Садрисламова видит причину непопулярности многоженства в том, что современные мужчины слишком сильно увлекаются алкоголем и наркотиками и в силу этого не могут содержать даже одну супругу, не говоря уже о двух или троих-четверых. Также она считает, что нынешнему татарину проще сходить «налево», чем взваливать на себя обузу в виде дополнительной жены. Примерно также, по ее мнению, рассуждают и женщины. «Зачем нам нужны лишние проблемы, когда мы и сами можем прекрасно обеспечить себя. Зачем жить по чьей-то указке и терять свободу», - говорят они. Это мнение автора материала. А в качестве эксперта по данной теме выступает имеющий трех жен Фархад-хазрат Мавлетдинов – имам-хатыб казанской мечети «Бурнай». На вопрос о том, не высказывают ли жены ревности, Фархад-хазрат отвечает, что от ревности никуда не денешься – это естественная реакция для женщины. Главное, чтобы ревность не переходила во вражду. Жены должны стремиться брать лучшее друг от друга, жить как родные сестры. Далее он рассказывает о жизни на три дома. По его словам, он всегда старался уделять женам одинаковое внимание, лишь иногда делая исключения той или иной жене по уважительной причине (например, когда молодая жена родила ребенка и возникла необходимость помогать ей, поскольку никого из ее близких не было рядом). Также Фархад-хазрат стремится к их равномерному материальному обеспечению. Первая и вторая жены живут в отдельных квартирах, а для третей приходится арендовать  жилплощадь. Хазрат возлагает надежды на ДУМ РТ, руководство которого обещало ему помощь приобрести квартиру по системе социальной ипотеки. В целом он считает, что относится по справедливости к каждой из своих трех жен. Решив узнать мнение самих благоверных Фархада-хазрата, журналист «Ватаным Татарстана» позвонила его младшей (ныне первой) жене, 24-летней Салихе. Та начала всячески расхваливать своего мужа, который «очень человечный, образованный и просто интересный мужчина». Она полагает, что функция мусульманской жены заключается в том, чтобы во всем слушаться своего мужа, встречать его добрым словом и приятным внешним видом. Как она говорит, гораздо спокойнее, когда муж находится у других жен, а не «шляется по любовницам». Поэтому она будет не против, если ее супруг захочет взять четвертую жену. Автор материала делает такой вывод – на описанные в статье «жертвы» может пойти лишь очень религиозная женщина, а обычная, светская женщина никогда не согласится быть второй или третьей женой.

Большую проблемную статью под названием «Образ жизни – исламский» известной татарской писательницы Фаузии Байрамовой публикует пятничный номер газеты «Шахри Казан» (Бэйрэмова Ф. Исламча яшэу рэвеше // Шэhри Казан, 2007. – 14 сентябрь). Речь идет о том,  что татарская нация идет к своей неизбежной катастрофе. Еще в начале ХХ века такие татарские авторитеты, как Тукай и Исхаки твердили о том, что нация умрет, если будет бежать от прогресса в обратном направлении. Прогресс пришел, его  даже слишком много,  но это не спасло татар, а они, наоборот вновь приблизились к своему концу. Фаузия Байрамова пишет, что все духовные потери татарской нации в течение последнего столетия произошли исключительно из-за отсутствия религиозности, из-за стремления жить по светским, а не исламским законам, то есть законам, по которым жили наши предки на протяжении тысячи лет. Писательница приводит данные врачей, согласно которым каждый четвертый человек в Татарстане или алкоголик, или наркоман. Только Ислам может спасти нацию,  только исламский образ жизни. Но что это такое? Это не только пятикратное чтение намаза и одетый на тело хиджаб. «Исламский образ жизни – это прежде всего справедливость, а сегодня в жизни татар нет никакой справедливости. Жизнь по-татарски сейчас – это взаимный обман и грабеж, двуличие, присвоение чужой доли, взятничество и харам… Исламский образ жизни – это нравственность. А в жизни нынешних татар нет места нравственности. Пьянство, прелюбодеяние, наркомания, демонстрация голого тела, полная моральная распущенность – все это становится обыденным и никто даже не пытается бить в набат по этому поводу», - пишет Фаузия Байрамова. Если несправедливость идет от мужчин-татар, то безнравственность от татарских девушек и женщин. Это они раздеваются на сцене под видом «конкурсов красоты», это они прелюбодействуют, будучи любовницами, и, мало того, рожают от этого прелюбодеяния детей. И все молчат, в том числе религиозные деятели и писатели – совесть нации. Образ жизни по-исламски – это взаимовыручка среди братьев по вере и соплеменников, милосердие по отношению друг другу,  милосердие бескорыстное, не  для показа. «Татары должны жить строго в рамках религии, должны сделать религиозные законы образом своего повседневного существования. Иначе мы исчезнем как нация,  сотремся между русским и китайским жерновами и превратимся в пыль. Только тогда Аллах Всемогущий даст нам и свою государственность и сохранит нас в качестве самостоятельного этноса», - завершает свою мысль автор статьи.

В этом же номере газеты помещены материалы, посвященные начавшемуся месяцу Рамазан, говорится о том, что можно, а что нельзя делать в этот священный месяц (Ният hэм авыз ачу, Ураза тотарга уйлаганда// Шэhри Казан, 2007. – 14 сентябрь).  К слову сказать, материалы аналогичного содержания публикует и пятничный номер газеты «Ватаным Татарстан».

Сегодня у мусульман начался священный месяц Рамазан, пишет газета «Республика Татарстан» в номере от 13 сентября. В этом году он продлится до 12 октября. На протяжении этого времени правоверные соблюдают пост от восхода до заката солнца.

Пост начался уже вчера с заходом солнца. Как сообщает официальный сайт Духовного управления мусульман РТ, цель поста - духовное самосовершенствование, приближение к Всевышнему. В эти дни мусульманин обязан быть щедрым, справедливым, милостивым, сострадательным, должен уделять больше внимания родителям, прощать обиды. "Соблюдая пост, человек становится добрее, учится понимать других и помогать нуждающимся. Соблюдая пост, мы очищаем не тело, а душу", - подчеркивается в сообщении Духовного управления мусульман РТ.

- Наступление Рамазана необходимо использовать для искупления грехов, - сообщил накануне на видеоконференции в агентстве "Татар-информ" председатель ДУМ, муфтий Татарстана Гусман Исхаков. - В Рамазан у мусульман традиционно прекращались войны и конфликты, освобождались военнопленные, рабы, оказывалась помощь всем нуждающимся. Пост в месяце Рамазан (девятом месяце мусульманского года по лунному календарю) связан для последователей ислама с началом земной истории Корана. В этой священной для мусульман книге говорится, что она была ниспослана Аллахом пророку Мухаммеду именно в Рамазан.

"Радует, что больше становится именно молодых людей, которые хотят держать уразу", - отметил муфтий РТ.

Пост в течение месяца заключается в полном воздержании от пищи, питья, курения и иных чувственных наслаждений в течение всего светлого времени суток, от рассвета до заката. Рамазан - месяц особого благочестия, в течение которого к пяти ежедневным молитвам добавляется еще одна, последняя, вечерняя молитва, совершаемая, как правило, в мечети под руководством имама.

Кроме того, в дни поста мусульмане, имеющие достаточно средств, должны выплачивать закят - предписанный шариатом налог. Он идет на нужды всего мусульманского сообщества, в частности, на помощь бедным.

• Этой же теме посвящает целую полосу региональное издание «Российской газеты» - Волга-Урал (Спешите делать добро // Российская газета, 2007. – 14 сентября). Газета публикует беседу с руководителем ДУМ РТ, в которой он размышляет о наступившем месяце Рамазан. Приведем несколько отрывков из его интервью: «Есть такая категория людей, который считают, что им еще рано держать пост и думать об Аллахе. И это нормально. Человек так создан, что он всегда ищет причину, чтобы уйти от выполнения обязанностей, в том числе и религиозных. Но это его право… Куда проще соблюдать традиции в стране, где действуют законы шариата. Однако именно там люди забывают истинный смысл того же поста. Там нет соблазнов. У нас же они встречаются на каждом шагу. Мусульманину сложно удержаться от сигареты или выпивки, когда их рекламируют на каждом углу. Это и есть испытание на прочность, так укрепляется вера».

В пятничном номере газеты «Шахри Казан» опубликована интересная статья о специалисте по повязыванию чалмы, Тимуре-хазрате Ибрагимове, рассказывается о секретах его профессии (Гэрэй Х. Чалма чалунын да уз сере бар// Шэhри Казан, 2007. – 14 сентябрь). Тимур-хазрат – бывший военный летчик, по званию - полковник, совершал множество боевых вылетов в Афганистане и чудом тогда остался жив. После окончания казанского медресе им. 1000-летия Ислама, он начал работу в ДУМ РТ в качестве руководителя отдела по взаимодействию с силовыми органами, также преподает секреты пчеловодства в медресе им. 1000-летия Ислама и служит имамом в селе Кызыл Байрак Верхнеуслонского района РТ. Особенностям правильного изготовления чалмы он научился, будучи в Узбекистане, потом свой опыт ему передал бывший главный казый ДУМ РТ Габделхак-хазрат Саматов. Для ее изготовления необходимо иметь марлю длиной в 10 метров и шириной в 90 см. Эта лента сворачивается в несколько слоев, пока не достигнет ширины в 5 см. Потом берется высокая феска, на которую и наматывается марля в 13-14 слоев. При этом чтобы ткань не распустилась, делаются специальные крепления. Таким образом в дни 1000-летия Казани Тимуру-хазрату пришлось изготовить около 300 мусульманских головных уборов. Сейчас – 5-6  штук в месяц.   Например, недавно три чалмы он изготовил для Карельского муфтията и несколько штук для имамов Елабужского района РТ. Тимур-хазрат говорит, что ношение чалмы для татар не является обязательным действием, а лишь поощряется. В отличие от арабов, которые по примеру Пророка Мухаммада (с.г.с) носят чалму постоянно, поскольку она может служить им в условиях пустыни готовым погребальным саваном в случае внезапной кончины.

Газета «Татарстан яшьляре» («Молодежь Татарстана») в номере от 15 сентября рассказывает об одном из жителей Кукморского района РТ, который став на путь веры сумел избавиться от хронического алкоголизма и табакокурения (Миннеханова Г. Тэубэ // Татарстан яшьлэре, 2007. – 15 сентябрь). К этому он пришел не сразу. Еще будучи алкоголиком время от времени посещал мечеть, куда его силком отправляла его покойна мать. Она переживала за то, что после ее кончины некому будет прочесть молитвы за упокой ее души. Тем временем сестра этого человека поступила в Кукморское медресе,  а его дочь начала изучать в вузе арабский язык. Этого алкоголика крайне заинтересовало то, чем они занимаются. Также он увидел по телевизору репортаж из мечети, в которой многочисленные мусульмане исполняли общий намаз. Побывав в Казани он воочию убедился, что мечети полны молодежью. Этому человеку стало стыдно за то, что он в пожилом возрасте ничего не знает об Исламе, а для молодежи это стало обыденностью. Так он оказался в Кукморском медресе, и благодаря настойчивости и тату местных педагогов избавился от всех своих вредных привычек. И теперь уже четыре года живет жизнью правоверного мусульманина.

Очередное заседание Совета по Хаджу при Правительстве РФ прошло в минувший вторник в Москве. «Одним из главных моментов стало уточнение распределения квоты российских паломников между Духовными управлениями мусульман», - сообщает сайт ДУМ РТ помощник уполномоченного Совета по Хаджу Ахмеда Билалова.

По данным Совета, официально на сегодняшний день общая квота России составляет 20,5 тысяч человек. Она определена Организацией Исламская конференция исходя из расчета тысяча мест на один миллион мусульман, проживающих в стране.

«Несмотря на то, что Министерство по делам Хаджа Саудовской Аравии первоначально обещало увеличить квоту России на 2007 год до 25 тысяч мест, окончательного ответа на эту просьбу пока не поступило", - отметил представитель Совета. Жесткие ограничения численности паломников связаны, в первую очередь, с ограниченной «пропускной способностью» долины Мина и других святых мест.

Помимо распределения паломнических мест по Духовным управлениям мусульман в регионах, Совет по Хаджу утвердил список туроператоров, зарегистрированных в федеральном реестре Ростуризма и заручившихся поддержкой Духовных управлений. Турфирмы должны будут сформировать списки паломников до 10 октября.

Участники заседания определили и наиболее безопасные пути проезда наземного транспорта, обсудили вакцинацию, аренду жилья для паломников и вопросы страхования. «Возмещение по каждому полису паломника должно быть увеличено до 100 тысяч долларов. Такой суммы будет достаточно для покрытия всех возможных рисков, самый «затратный» из которых - организация перевозки на родину тяжелобольного паломника спецрейсом медицинского самолета», - добавил представитель Совета по Хаджу.

Кроме того, был рассмотрен предполагаемый состав российской хадж-миссии, общая численность которой увеличена со 180 до 200 человек, и намечена дата ее отъезда в Саудовскую Аравию.

Заезд паломников в Саудовскую Аравию начнется 11 ноября и завершится 14 декабря. После этого границы закроют до 25 декабря. Основные ритуалы Хаджа пройдут в этом году с 19 по 22 декабря.

Казанская мечеть аль-Ихлас расположенная в московском районе по ул.Декабристов, д.111, в здании бывшей котельной подверглась варварскому нападению, сообщается на официальном сайте мечети «Сулейман». 9 сентября в районе 15 часов в мечети находилась престарелая женщина, охранница мечети. В этот момент, когда она ни о чём не подозревая сидела на своем рабочем месте на неё было совершено нападение. Бедную старушку ударили по голове, после чего она без сознания упала в обморок. Был вскрыт ящик для пожертвований. Это возмутительный акт вандализма не может ни оставить равнодушными верующих. Нападение на храмы показывает уровень деградации нападавших. Прихожане мечети Аль-ихлас и мусульмане города Казани наедятся, что правоохранительным органам удастся поймать и наказать виновных.

14 сентября прошла благотворительная акция, посвященная Священному месяцу Рамазан, - сообщает сайт казанской мечети «Сулейман». Акцию провело Управление благотворительности фонда "Идель-Хадж", руководителем которого является заместитель муфтия РТ по благотворительным вопросам Илдар-хазрат Баязитов, и направлена она была на помощь семьям, воспитывающих детей, имеющие различные серьезные патологические заболевания, такие как болезнь Дауна, церебральный паралич и т.д.

Мероприятие состоялось в здании Реабилитационного центра "Апрель", в ходе которого 50 семей с детьми инвалидами получили подарочные наборы, состоящие из продуктов питания. Детям и родителям перед раздачей подарков была показана небольшая программа, где рассказывалось о месяце Рамазан. Присутствовали работники Управления благотворительности и генеральный директор фонда "Идель-Хадж" Р.Р.Гатауллин.

14 сентября была создана 100-ая по счету мусульманская семья, познакомившиеся в службе знакомств при мечети "Сулейман". Молодой муж, 23-летний житель Самары весной нынешнего года оставил свою анкету в мечети "Сулейман" и в результате познакомился с 21-летней жительницей Уфы. Молодожены в телефонном разговоре выразили  слова благодарности в адрес Малики-ханум Гельмутдиновой. Служба знакомств действует при мечети "Сулейман" и работает в пятницу, субботу, воскресенье с 9.00 до 16.00 часов.

18 сентября в Большом концертном зале КСК КГУ «Уникс» состоится концерт турецкой религиозной музыкальной группы, которую руководит знаменитый в Турции артист Мехмет Кемиксиз, - пишет официальный сайт ДУМ РТ . Примечательно, что концерт в таком формате в Татарстане, да и в России в целом пройдет впервые и у людей появляется уникальный шанс познакомиться с национальной турецкой музыкой, тем более что вход на концерт совершенно свободный и любой желающий может присутствовать на нем. Также на концерте пройдет презентация фильма о пророке Мухаммаде. Организаторами мероприятия выступили ДУМ РТ и общество «Meridyen Destek».

Как сообщили организаторы, помимо концерта в программе предусмотрен благотворительный ифтар – разговение после уразы, специально подготовленные ужин и по окончании концерта каждому пришедшему будет вручен памятный подарок.

Данное мероприятие приурочено к двум событиям: к священному месяцу Рамадан и к году Благотворительности в Татарстане

• 7 сентября во Владимире прошло торжественное открытие Владимирской Соборной мечети, передает 10 сентября сайт нижегородских мусульман. Нижегородскую область на мероприятии представлял Заместитель председателя ДУМНО по связям с общественностью Гаяз-хазрат Закиров.

Считается, что Владимир исконно православный город, однако татары там жили и живут по сей день. Давно обосновались они и в районах Владимирской области: в Коврове, Муроме. В самом Владимире татарская община насчитывает около 2000 человек,  в основном это выходцы из Нижнего Новгорода и Пензы. Кроме того, мусульманская община города постоянно увеличивается за счет приезжих мусульман.

В свете всего этого становится видна актуальность постройки мечети в этом городе. Однако, что бы прийти к этому, владимирским мусульманам пришлось ждать достаточно долго. В 1997 году общиной был куплен частный дом и перестроен в молельный. Именно на его основе и построена нынешняя мечеть.

На ее открытии присутствовали Заместитель председателя ДУМ Европейской части России Дамир Гизатуллин, Председатель мусульманского религиозного объединения и Национально-культурной автономии татар Ивановской области Фарит-хазрат Ляпин, местные имамы. Нижегородскую область на мероприятии представлял Заместитель председателя ДУМНО по связям с общественностью Гаяз-хазрат Закиров. Высокопоставленные гости при торжественном открытии мечети перерезали традиционную красную ленточку и зеленую — как символ Ислама.

Состоялась презентация перевода тафсира Священного Корана Абдуллы Юсуфа Али

В минувшую пятницу в рамках XX Московской международной книжной выставки-ярмарки, проходящей с 5 по 10 сентября 2007 года на территории Всероссийского выставочного центра, состоялась презентация перевода известного тафсира (комментария) Корана, сделанного Абдуллой Юсуфом Али, сообщает 10 сентября ИА Islamnews.

Тафсир Абдуллы Юсуфа Али является одним из самых известных в мире современных разъяснений Священной книги. Изначально он был выполнен на английском языке - автору пришлось столкнуться с проблемой толкования исламской терминологии на языке народа, не имеющего давних мусульманских традиций. Тафсир Абдуллы Юсуфа Али признан лучшим англоязычным трудом по данной теме и в этом качестве выпускается в Медине, где печатают Кораны и комментарии к ним на разных языках мира.

Над переводом и последующей редакцией этого фундаментального труда коллектив авторов из разных городов России трудился несколько лет, и вот наконец он увидел свет. Ранее в России издавались переводы сводных тафсиров, в число авторов которых входил и А.Ю.Али, а также отдельные части современного арабоязычного тафсира С.Кутба, и полный арабоязычный тафсир Саади. Издание такого тафсира – важное событие – это перевод нашего современника, сделанный на европейском языке. Издание тафсира осуществлено в Нижнем Новгороде (ИД «Медина»), отпечатан в Финляндии.

11 сентября 2007 года в селе Сафаджай Пильнинского района состоялся IV ежегодный научно-практический семинар «Рухи мирас», что переводиться как «Духовное наследие», - передает сайт «Ислам в Нижнем Новгороде». Тема прошедшего семинара: «Религиозное образование в школах: современное состояние и перспективы развития».

Ежегодный научно-практический семинар был организован Региональной национально-культурной автономией татар Нижегородской области, Духовным управлением мусульман Нижегородской области, Нижегородским медресе «Махинур» при поддержке Фонда им. Имама Абу-Ханифы и Фонда поддержки исламской культуры, науки, образования.

На семинаре присутствовали делегаты Краснооктябрьского, Сергачского, Спасского, Сеченовского и Пильнинского районов Нижегородской области, а так же директора сельских школ, библиотекари, учителя татарского языка, истории.

На торжественном открытии семинара с приветственным словом выступил Председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов. Вел мероприятие Председатель совета РНКАТНО Гаяз Салихович Закиров. Областное правительство на семинаре представлял заместитель начальника Управления по общественным связям аппарата Губернатора и правительства Нижегородской области Станислав Константинович Курицын. С приветственным словом так же выступили глава администрации Пильнинского района Анатолий Петрович Дудкин и глава местного самоуправления Красногорской сельской администрации Пильнинского района.

С докладами выступили председатель Московского отделения фонда им. Абу-Ханифа Сергей Джаннат Маркус, руководитель аппарата ДУМНО, ректор НИИ им. Х. Фаизханова Дамир Ваисович Мухетдинов, преподаватель истории Большерыбушкинской средней школы Альфия Хайдаровна Мухаметжанова, директор Андинской основной школы Розалия Габдельнуровна Ханяфиева, преподаватель истории Уразовской средней школы Сайра Хамзиновна Фаттахетдинова.

Тема религиозного образования в школах является животрепещущей и интересной для всех участников семинара, но, к сожалению, участника не смогли получить ответы на все свои вопросы по причине отсутствия представителей департамента образования Нижегородской области.

После выступления основных участников семинара, была проведена презентация новой областной газеты «Мишар дэньясы», энциклопедического словаря «Ислам на Нижегородчине», книги известного нижегородского тюрколога Сенюткиной О.Н. и др.

Организаторы семинара передали в дар школам и библиотекам татарских районов книжную продукцию Издательского дома «Медина» на русском, английском и татарском языках на общую сумму более 300 000 тысяч рублей.

В завершении IV ежегодного научно-практического семинара была принята резолюция.

Резолюция IV ежегодного научно-практического семинара «Рухи мирас» (Духовное наследие): «Религиозное образование в школах: современное состояние и перспективы развития».

Заслушав и обсудив представленные доклады и сообщения, участники IV ежегодного научно-практического семинара «Рухи мирас» (Духовное наследие): «Религиозное образование в школах: современное состояние и перспективы развития»:

- исходя из рекомендаций руководителей национальных республик М. Ш. Шаймиева, М. Г. Рахимова, руководителей республик Северного Кавказа, Совета муфтиев России, констатируют что в Российской Федерации религия отделена от государства. Важно подчеркнуть светский характер образования и разделение религии и государства во всех сферах на основе Конституции. Мусульмане выступают только за светские подходы к образованию в школе и вузах. В соответствии с этим принципом в школах должен преподаваться отдельный культурологический предмет, посвященный духовной составляющей истории. Однобокое преподавание Основ православной культуры или Основ исламской культуры может привести (и уже приводит) к дестабилизации отношений между народами России. Примером этого является подписанное рядом общественных деятелей заявление мусульманской общественности России «Клерикализм – угроза национальной безопасности России»;

- предлагают в качестве региональной компоненты ввести предмет «родной край», в рамках которого необходимо давать ученикам духовную и патриотическую составляющую;

- направляют благодарственное письмо исполнительному директору Некоммерческой благотворительной организации «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования» Н. И. Тупицыну за принимаемое участие в реализации инициатив мусульманских организаций;

- выражают благодарность администрации Президента за поддержку национально-культурных объединений России;

- с удовлетворением отмечают, что президентская программа обучения талантливой молодежи на базе ННГУ дала непосредственную и долгожданную возможность для сельских выпускников попасть на бюджетные места. Это, в свою очередь, дает возможность формировать будущую национальную элиту, которая сможет войти в государственные управленческие структуры, получив традиционное высококачественное высшее профессиональное образование;

- выносят благодарность РНКАТНО и ДУМНО за разработку и выпуск новой татарской газеты «Мишәр дөньясы», за создание энциклопедических словарей «Ислам на Нижегородчине», «Нижегородские татары»;

- отмечают, что татарская газета «Мишәр дөньясы» призвана стать дополнением к уже существующей областной газете «Туган як», которая расширит свою географию;

- констатируют, что нижегородские татары – традиционная нация России, являющаяся составляющей частью мусульманской общины страны, включающей казанскую, московскую, петербургскую, ульяновскую и другие татарские общины;

- выражают надежду на создание в Нижнем Новгороде крупного исследовательского и образовательного центра на базе Центра исламской культуры и Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова;

- поручают Совету РНКАТНО создать рабочую группу для подготовки юбилейных пятых Фаизхановских чтений и юбилейного пятого семинара Рухи Мирас в 2008 году.

Тут же опубликовано выступление «Планы реформ у российской мусульманской элиты в конце XIX – начале XX веков», озвученном руководителем аппарата Духовного Управления мусульман Нижегородской области Дамира-хазрата Мухетдинова на IV ежегодном научно-практическом семинаре "Рухи мирас", прошедшем 11 сентября 2007 года в с. Сафаджай.

При нижегородском медресе «Махинур» открылись курсы по повышению квалификации преподавателей воскресных школ, - сообщает сайт «Ислам в Нижнем Новгороде».

В данный момент на курсах стажируются около 10 человек из Нижнего Новгорода, Бора, Дзержинска. В течении нескольких недель они будут изучать Коран, историю Ислама, фикх, акыду, педагогику. По завершению обучения преподаватели получат сертификат о прохождении курсов повышения квалификации.

Выпускники курсов, по их окончанию, проведут показательные уроки и обсудят вопросы улучшения преподавания в воскресных школах. Этот вопрос возник из-за большой возрастной дифференциации учеников — в мактебе учатся школьники, молодежь и пенсионеры, что обязывает преподавателей искать разные подходы в преподавании.

Стоит отметить, что вести курсы повышения квалификации будут преподаватели медресе «Махинур» с высшим гуманитарным образованием, а педагогику — кандидат педагогических наук Ольга Геннадьевна Бугрова.

Этот же ресурс публикует поздравление Руководителя аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области Дамира-хазрата Мухетдинова с началом священного месяца Рамадан, в котором говорится следующее: 

Бисмиллях ир рахман ир рахим!

Милостью Всевышнего священный месяц Рамадан начинается для мусульман Нижегородчины с исторического события: 14 сентября закладывается первый камень в будущий Центр исламской культуры близ Соборной мечети на Сенной площади. Мы шли к этому с 2003 года – и вот слово нового губернатора края Валерия Шанцева сдержано и мы начинаем радостный труд.

Разве не символично, что месяц поста, кажущийся иным непосильно тяжёлым, начинается с камня, который мы закладываем в культуру? Но вот это именно и стоит осмыслить. Зачем все эти ограничения в еде и питье, в развлечениях, физические и психологические испытания, которые мусульмане добровольно накладывают на себя? А вы не задумывались – зачем спортсмены делают по сути тоже самое: тренируют себя, ограничивают и испытывают? Им нужна победа в спорте, и всем это очевидно.

А мусульманам нужна тоже победа – но не в спорте, а в самосовершенствовании.

С чего начинается и чему посвящён Рамадан? Со слов «икра! – читай!» - и мы за месяц вновь прочитываем Священную Книгу Коран. При этом мы очищаем тело постом – и молимся о победе! Наша победа – над слабостями и грехами, дурными склонностями и проступками. Наш «спортивный азарт» - это чтение, очищение, просветление!

Сначала мы очищаем себя – затем наше окружение. После поста всем должно быть рядом с нами светлее и чище, мир вокруг – добрее.

Вот в этом-то и состоит культура Ислама: как мудро пройти этим путём. С одной стороны нас подстерегает леность, а с другой – фанатизм. Но Аллах зовёт нас «срединным, золотым путём»! Слово «культура» - латинское и означает «возделывание почвы». Разве можно быстро что-то вырастить? Или с ленцой, или фанатично поторопить естественный рост? Любой, кто работал на огороде, знает ответы.

Так вот, Центр исламской культуры в Нижнем Новгороде – с его учебными классами, библиотекой, концертным и выставочным залами, с компьютерами и залами для физкультуры, с халяль-кафе и кино – всё это нужно, чтобы мы научились  возделывать, так сказать «культивировать» в себе Ислам. И принимать там наших гостей – всех, кто хочет узнать, что такое Ислам! Без культуры мы не сможем выполнить ни нашей внутренней работы – ради Аллаха, ни достойного свидетельства перед миром – для прославления Аллаха.

Возблагодарим же Всевышнего за великий чудный дар, который Он даёт нам в начале Рамадана! Амин.

14 сентября в Нижнем Новгороде состоялась торжественная закладка первого камня в основание Нижегородского Центра мусульманской культуры. В мероприятии приняли участие губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев, мэр города Нижнего Новгорода В. Е. Булавинов, помощник Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе М. М. Грошев, делегация посольства Исламской Республики Иран в России. Гости мероприятия выступили с поздравлениями в адрес нижегородских мусульман.

С приветственным словом перед собравшимися также выступил Председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар-хазрат Идрисов.

Уже известно, что в центре будет находиться класс для изучения национальных языков, классы Нижегородского исламского института им. Фаизханова, представительства мусульманских организаций, кинотеатр, информационный центр, кафе-халяль (с пищей, разрешенной для употребления мусульманам согласно предписаниям Ислама).

В планировке центра — большой концертный и актовый залы, в которых планируется проведение городских мероприятий, конференций, миротворческих миссий, семинаров, содержание которых не будет расходиться с канонами шариата, с мусульманским видением жизни.

В основном помещения центра будут предназначены для культурной и образовательной деятельности ДУМНО — для собраний религиозных объединений, кружков традиционной и национальной культуры, проведения мероприятий, связанных с оказанием ритуальных услуг населению.

Столовая и ресторан будут обустроены для того, чтобы там можно было проводить меджлисы. Кроме того, в проекте центра будут предусмотрены магазины, где будут продаваться ритуальные товары и халяльные продукты. Для обеспечения прихожан доступом к информации будут открыты интернет-кафе и электронная библиотека.

Помимо строительства нового здания ДУМНО берет на себя обязательства по благоустройству территории комплекса.

В Исламском культурном центре будут представлены национальные общества и объединения различных национальностей, относящихся к мусульманам.

13 сентября Президент России однозначно высказался против обязательного религиозного образования в школе. На заседании Совета по национальным проектам он заявил: «У нас в Конституции записано, что Церковь отделена от государства. Вы знаете, как я сам отношусь, в том числе, к Русской Православной Церкви, но если кто-то считает, что сейчас надо поступить по-другому, иначе, то надо менять Конституцию… Я не считаю, что мы должны сейчас этим заниматься… религиозное образование детей в России необходимо, но в приемлемой форме». С просьбой прокомментировать заявление президента корреспондент сайта «Ислам в Нижнем Новгороде» обратился к ректору Исламского института имени Х.Фаизханова в Нижнем Новогороде Дамиру-хазрату Мухетдинову.

— Как Вы восприняли данное заявление?

— Как долгожданное и абсолютно справедливое. Напомню, что ровно один год и три месяца назад, 14 июня 2006 года подобные слова сказал председатель ДУМНО (Духовного управления мусульман Нижегородской области) Умар-хазрат Идрисов, выступая на Международном форуме диалог культур и межконфессиональное сотрудничество» в Нижегородском Кремле. Реагируя на начавшуюся клерикализацию общества и школы со стороны одной из конфессий, он заявил – «На дворе 21 век и мы живем в светском государстве… Если хотите все это делать, меняйте Конституцию!!! Мы тогда будем искать себе место уже в рамках других законов».

Но – хвала Аллаху! – мусульманам России теперь не надо «искать себе место уже в рамках других законов», ибо Гарант Конституции исполнил свой долг и защитил ее, а следовательно, и нас, полноправных граждан России от произвола. Причем, я не побоюсь сказать, что такова реакция большинства, если не всех мусульман России. Ведь общеизвестно, сколь долго и тяжело шла полемика по вопросу обязательного внедрения ОПК в школы, как много пришлось выступать и нам, мусульманам, и правозащитникам, и всем, кому дорога Конституция. Кажется, последней каплей в этой всероссийской дискуссии стало Открытое письмо мусульманской общественности 15 августа «Клерикализм – угроза безопасности России».

— Но отчего же так долго шла эта дискуссия и кто виновник разжигания конфликтов вокруг этой сугубо школьной проблемы?

— Увы, это не сугубо школьная проблема – но общегражданская. И дело не только в том, чтобы соблюдать Конституцию в школе. Ее следует соблюдать и в армии и в тюрьмах, в масс-медиа и вообще – везде и всегда. Клерикализация, действительно, является угрозой безопасности страны.

 А на вопрос, кто виноват, наверно, должны ответить сами работники Министерства образования, допускавшие многие годы явные нарушения , причем во многих областях страны. Разве это не горько – есть Закон, есть внятная политика Президента, а на местах все еще много чиновников, выискивающих какой-то свой местнический интерес? Разве ответ Президента был кому-то не очевиден?

Надеюсь, соответствующие структуры проведут внутренний служебный анализ и сделают оргвыводы в отношении нарушавших Закон. Мне непонятно, кому было выгодно в канун ответственных выборов вбрасывать в общество оранжевую технологию по разжиганию межконфессиональной розни.

— Каков урок происшедшего для мусульман России?

— Я рад, что мы проявили себя как хранители Договора, в данном случае Договором является Конституция страны. Рад тому, что среди православных также было немало противников клерикализации и они открыто высказывали свои мнения в прессе. Все это – свидетельство демократического развития, созидания гражданского общества. Также хочу обратить особое внимание на то, как Коран заповедует нам относиться к христианам. Все последователи Иисуса Христа (мир ему!) для мусульман – это «самые близкие по вере, среди них священники и монашествующие и много богобоязненных». Мы их должны уважительно называть «люди Священного Писания – ахль аль-китаб». Более того, мы вместе предстанем пред Господом в эсхатологической перспективе. Мы – союзники по Авраамической традиции пророков Единобожия. И это очень печально, что в России до сих пор не сложился регулярный богословский диалог между нами и православными Московского патриархата. ОВЦС во главе с митрополитом Кириллом недавно провалил начавшийся проект МСР – Межрелигиозный совет России, выпустив в свет исламофобский пасквиль этнокартографа Романа Силантьева, выступающего ныне как «известный исламовед» на подотчетном ОВЦС сайте Интерфакс-Религия.

А имитация диалога ведется, но не с суннитами России, а с …шиитами в Иране. Пусть все понимают нас правильно - мусульмане за мир и диалог с православными (мы будем вместе стоять на Страшном Суде и отвечать каждый по своему Закону – Евангелию или Корану), но мы против клерикализации, как нарушения Конституции. И мы гордимся Президентом России, твердо защищающим наш Основной Закон!

Председатель Духовного управления мусульман РБ, муфтий Нурмухамет Нигматуллин выразил сочувствие православным христианам республики в связи с поджогом строящейся церкви в Баймаке и призвал мусульман оказать помощь в восстановлении храма, - передает Башинформ.

- С большим прискорбием узнал, что в Баймаке сгорели строящаяся церковь и дом настоятеля. От имени мусульман республики выражаю искреннее сочувствие православной общине. Я надеюсь, что последователи ислама не останутся в стороне, а помогут восстановить дом Божий. Ведь христиане всегда помогали и продолжают помогать нам в возведении мечетей.

 Муфтий отметил, что оказание помощи соседу в исламе расценивается как большое благодеяние. Коран призывает нас помогать друг другу только в благих делах и не помогать в грехе и вражде, сказал Нурмухамет Нигматуллин.

Башинформ напоминает, в Баймаке 25 августа сгорело здание строящейся церкви и дом настоятеля храма. По данному факту было возбуждено уголовное дело и задержан гражданин З., 1971 года рождения. В ходе следствия было установлено, что гражданин З. совершил поджог на почве неприязненных отношений, которые сложились у него с предпринимателем-застройщиком. Подозреваемый свою вину признал полностью. По поводу случившегося председатель Совета по делам религий при Правительстве РБ Вячеслав Пятков сделал заявление, что преступление не содержит религиозных мотивов.

Мусульманские священнослужители из Башкортостана приняли участие в обучающих семинарах, организованных правительством Ирана в рамках объявленного им года сближения мазхабов (религиозно-правовых школ ислама).

— Во время семинаров больше внимание обращалось на общее, что есть в обоих течениях ислама, нежели на различия между ними, - заявил ректор медресе имени Марьям Султановой Ильдар Малахов в беседе с корреспондентом агентства "Башинформ". - Мы смогли на собственном опыте убедиться, что сунниты и шииты не имеют расхождений в вопросах вероучения. Отличия касаются в основном частных религиозно-правовых вопросов и обрядовой практики.

Во время визита делегация из Башкортостана посетила Центр изучения хадисов (Дар уль-Хадис), центр изучения Корана (Дар уль Коран) и встретилась с известным шиитским богословом, генеральным секретарем Ассамблеи сближения исламских мазхабов, аятоллой Мухаммадом Али Тасхири.

Ильдар-хазрат отметил, что мусульманские традиции народов Поволжья и Ирана имеют много общего. Например, проведение мавлидов, поминок и чтений Корана по усопшим, все это широко распространено в России и в Иране. Во время визита была достигнута предварительная договоренность о приглашении на работу в Уфу преподавателей персидского языка и религиозных дисциплин. По мнению сторон, это будет способствовать восстановлению связей между культурами Ирана и России, которые были утеряны в советский период.

С началом месяца Рамазан поздравил муфтий Башкортостана Нурмухамет хазрат Нигматуллин.

— Рамазан - это месяц терпения и милосердия, - сказал муфтий в беседе с корреспондентом агентства "Башинформ". - В этот месяц предписан пост, смысл которого заключается не столько в воздержании от пищи и питья в светлое время суток, сколько в проявлении своей покорности воле Всевышнего и прославлении Его. В этом году мы отмечаем 450-летие вхождения Башкирии в состав России. Очень символично, что основные торжества, посвященные юбилею, пройдут в благословенные дни месяца рамазан и совпадут по времени с праздником Ураза-байрам. Пусть благодатное время поста принесет всем радость и процветание. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Пост в месяц рамазан предписан Кораном и является одним из пяти столпов ислама, наряду с признанием единобожия, необходимостью чтения намаза, совершением паломничества в Мекку и выплатой обязательной милостыни неимущим. В этот месяц мусульмане в светлое время суток отказываются от еды и питья. С заходом солнца постящиеся совершают разговение (ифтар). Как правило, трапезу стараются разделить с родными, близкими, друзьями и соседями. Многие мусульмане предпочитают проводить ифтар в мечетях, после чего остаются в них для чтения Корана и дополнительного намаза. По завершении поста отмечается один из двух главных мусульманских праздников - Ураза-байрам (Ид аль-Фитр). В этом году он состоится 12 октября.

«Не поможет власть - выручат люди», - под таким заголовком «Аргументы и факты-Ульяновск» рассказывает о недавно прошедшем юбилее ульяновского губернатора и о том подарке, который он решил сделать жителям области. «На минувшей неделе свой день рождения отметил губернатор Сергей Морозов, - пишет газета. - По случаю своего 48-летия глава области решил сделать жителям подарок.

- Следующий год будет объявлен Годом духовности и человеческой доброты, - сказал Губернатор Ульяновской области Сергей Иванович Морозов. - И это очень правильное решение. Потому что за два десятка последних лет воспитано, наверное, больше разрушителей, чем созидателей. Нередко молодые люди совершают так называемые немотивированные агрессивные поступки: жестоко избивают совершенно невинного человека, разрушают святые погосты, крушат исторические памятники.

Остановить вандалов можно, призвав в качестве помощников представителей религий.

Региональное управление мусульман полностью поддержало инициативу правительства.

- Год духовности - это замечательно. Хорошо, что власти не забывают о нас, не бросают нас на произвол. Без поддержки государства мы бы не смогли открыть мечеть и медресе. Сейчас главное - подготовить образованных имамов. И очень хорошо, что эту задачу мы будем выполнять в Год духовности, - комментирует главный мусульманин области.

В Ульяновске продолжается скандал с самовольным захватом недвижимости в центре города новым руководством регионального духовного управления мусульман по Ульяновской области, - пишет ульяновская газета «Шок+» в статье названной «Рейдерский захват под знаменем Ислама?» и опубликованной в номере от 12 сентября.

"Зачем помощница губернатора потворствует конфликту между мусульманами и захвату чужой собственности?". Под таким заголовком издание уже публиковало 13 июня статью об очередном межмусульманском конфликте в Ульяновске. Газета напоминает его суть, В последние годы мусульмане России оказались расколоты на сторонников двух враждующих между собой духовных управлений - так называемого "башкирского" (его возглавляет имеющий резиденцию в Уфе председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Талгат Таджуддин) и "московского" (его лидер - председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдинов). В 2002 году в связи с возбужденным против него уголовным делом, связанным с раздачей родственникам участков, выделенных городом под мусульманский культурный центр, попросился в отставку ульяновский муфтий Аюп-Хазрат Дебердеев - сторонник Таджуддина. По его договоренности с губернатором Шамановым новым председателем регионального духовного управления (РДУМ) без процедуры избрания был назначен сват Дебердеева 66-летний чердаклинец Савбян Сулейманов - в прошлом руководитель заготовительного предприятия в Чердаклинском районе, не имевший духовного образования. Вскоре, как и Дебердеев, новый имам начал активный захват недвижимости в Ульяновске.

Самый острый конфликт разгорелся вокруг здания на улице Федерации, 37, принадлежавшего ульяновскому лесхозу. Поводом для самовольного захвата его под офис Савбян-хазратом и его чердаклинскими сторонниками стало то, что якобы в XIX веке здесь размещался мусульманский молельный дом. Странную позицию заняла тогда бывшая помощница губернатора Татьяна Владимировна Сергеева, которая стала оказывать открытое давление на тогдашнего областного министра госимущества Ю.Пузракова, требуя ускорить безвозмездную передачу здания на улице Федерации с прилегающей землей из областной собственности в пожизненное владение РДУМ. После июньской публикации Сергееву сняли с должности, отправив с понижением на другую работу. Но, как оказалось, конфликт на этом не был исчерпан.

Далее газета рассказывает о том, как развивался конфликт после снятия Сергеевой с должности:

«4 августа сторонники Сулейманова организовали торжественное открытие в спорном здании офиса муфтията и мечети. Сумели даже зазвать на свою церемонию некоторых руководителей области и получили от них публично подтвержденное обещание подарить это здание муфтияту.

То, что изначально Сулейманову это здание нужно было не только под мечеть, он и сам не скрывал, прося в своих письмах власти передать ему строение под "офис-мечеть" (в исламе такого понятия вообще нет!), а как только получил заверение областных чиновников, что дом этот ему "подарят". Первыми жертвами предприимчивости новосела стали его соседи - собственники близлежащих зданий - известные в городе татарские предприниматели, которые поначалу по своей наивности тоже активно помогали Сулейманову в ремонте здания. Не прошло и 3 недель с официального открытия "мечети", как Су-лейманов объявил все прилегающие к зданию участки и помещения (включая, как потом выяснилось, не только областные, но и муниципальные) собственностью РДУМ и на официальном бланке управления разослал всем своим соседям типовое письмо с требованием заключить с ним договора аренды земли и помещений. Тут же сам установил и арендную плату - 350 рублей за квадратный метр. В противном случае пригрозил им арбитражным судом и... налоговыми органами. Ошарашенные такой наглостью "нарушители" поинтересовались в БТИ, может быть, Савбян-хазрат на самом деле получил какие-то документы на собственность или хотя бы начал их оформлять. Ничего подобного! Даже никаких заявок на подготовку документов от него не поступало ни от него, ни от областных властей. То есть юридически Савбян-хазрат - никто, обычный рейдерский захватчик и даже за аренду этого здания никому не платит. Но, понимая, что спорить с бывшим заготконторщиком бесполезно, соседи решили бороться с ним его же методами - ответили, что согласны заключить договора аренды после того, как Сулейманов представит им свои документы на собственность. На сегодня от него никакого ответа! Так что впору на самого Сулейманова подавать в суд и жаловаться налоговым органам: на каком основании он вдруг занялся незаконным предпринимательством - сдачей в аренду не принадлежащих ему недвижимости и земли.

Это позиция бизнесменов, а как поведет себя в необычном конфликте Законодательное собрание области, ведь именно ему утверждать план приватизации областной собственности? Позиция депутатов, с которыми мы встретились, однозначна - спекулируя на исламской риторике, некоторые религиозные деятели преследуют по сути цель скрытой незаконной "прихватизации" областной недвижимости, и депутаты ее не допустят. Почему незаконной? Да потому, что в данном случае ссылка Сулейманова и некоторых чиновников обладминистрации на пресловутое постановление правительства РФ от 6 мая 1994 г. "О порядке передачи объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности" безосновательна. Во-первых, это постановление уже не действует и официально признано утратившим силу. Во-вторых, по новому российскому законодательству передаваться конфессиям могут только бывшие культовые здания. А дом на улице Федерации 37 никогда таковым не был, что официально подтверждает справка облархива.

Дом №37 по бывшей Лосевой улице был построен в 1907 году крестьянином С. Бахтеевым и до самой революции на правах личной усадьбы принадлежал его родственнику Шарафетдину Бахтееву. Никакого мусульманского молельного дома, который придумал Сулейманов, чтобы захватить здание, здесь никогда не было! Значит, нет и никаких юридических оснований для претензии имама, тем более для дарения ему здания из областной собственности. Благотворительность чиновников - дело хорошее, но не за счет государства».

Несмотря на все эти конфликты, мусульмане Ульяновской области на прошлой неделе жили спокойной, созидательной жизнью. Так, в райцентре Старая Кулатка в минувшее воскресенье была открыта мечеть, которую назвали «Дин-Гарэфэт». Об этом сообщает татарская редакция ИА «Татар-информ». В церемонии торжественного открытия приняло участие около 1000 человек, приехала большая делегация из Казани.

Агентство цитирует речь главы муниципального образования Рахимзяна Бакерова, который сказал следующее: «Это уже пятая мечеть, которая возведена в нашем рабочем поселке и она построена за рекордно короткий срок – всего за 4 месяца…  Мы гордимся тем, что на территории нашего района действует уже 25 мечетей, растет число медресе… ».

Первый заместитель руководителя аппарата областного правительства Татьяна Сергеева передала горячие поздравления от имени ульяновского губернатора Сергея Морозова. «Пусть народ Старой Кулатки и дальше живет подчиняясь исключительно духовно-нравственным правилам», - сказала она в своей речи. На церемонии также выступил саратовский муфтий Мукаддас-хазрат Бибарсов, который прочел поздравления, написанные главой Совета муфтиев России Равилем-хазратом Гайнетдином.  Поздравление от имени руководителя ЦДУМ Талгата Таджутдина передал муфтий Чувашии Альбир-хазрат Краганов, а от имени ДУМ РТ – руководитель аппарата Ильяс-хазрат Зиганшин.

После чего все присутствующие направились в деревню Новая Зимница, где были организованы «Хансияровские чтения», посвященные известному религиозному деятелю этого региона – ишану Хабибулле-хазрату Хансиярову. С докладами на конференции выступили имам-хатыб казанской мечети «Энилэр» Шаукат-хазрат, первый заместитель руководителя аппарата областного правительства Татьяна Сергеева, руководитель отдела Всемирного конгресса татар Марс Тукаев, ректор РИУ Рафик Мухаметшин, первый заместитель муфтия ДУМ РТ Валиулла-хазрат Якупов, имам-хатыб казанской мечети «Булгар» Ильдус-хазрат Фаизов и другие лица.

7 сентября в Центральной Соборной мечети г. Саранска прошло торжественное вручение стипендий мусульманам, студентам высших учебных заведений Республики Мордовия, сообщает «Islamnews». За 2-й семестр 2006-2007 учебного года были учреждены следующие именные стипендии: «Карпайская» стипендия по экономике, «Салимовская» по архитектуре и строительству, «Резеповская» по медицине, «Бикбаевская» по финансам, «Муфтиятская» по управлению и юриспруденции.

Комиссия, в которую вошли руководители Духовного управления и грантодатели определили новых стипендиатов муфтията. На церемонии награждения муфтий Мордовии Рашит-хазрат Халиков поздравил студентов с началом нового учебного года, выразил им благодарность за отличную учебу, вручил им сертификаты. «Знайте, что вами гордятся не только ваши родители, но и все мусульмане республики», - подчеркнул он.

По словам одного из победителей, студента 4 курса экономического факультета Богданова Анвяра, после летней сессии, он еще несколько его друзей подали документы на награждение, но повезло только ему. Помимо отличной учебы в активе у Анвяра оказалась научная работа, победа в соревнованиях по волейболу и парламентским дебатам, а также участие во Всероссийском фестивале мусульманской молодежи в Казани.

Все обладатели муфтиятских стипендий в течение полугода будут получать прибавку к своей базовой стипендии в размере одной тысячи рублей.

Начался священный для мусульман месяц Рамадан. В Мордовии проживает более 50 тысяч татар-мусульман, большинство из них в той или иной мере будет соблюдать этот месяц поста.

Как сообщили корреспонденту агентства "Татар-информ" в департаменте информации Духовного управления мусульман, в ночное время все верующие собираются в мечети, где во время Рамадана совершаются специальные молитвы - таравих. В Саранске богослужения будут проходить в четырех местах: в Центральной соборной мечети, в мечети Пролетарского района, в молитвенных помещениях на улицах Гончарова и Татьяны Бибиной.

Наступление Рамадана в Саранске мусульмане отметили праздничным салютом. В первую ночь священного месяца перед верующими выступил муфтий Мордовии Рашит-хазрат Халиков. Он поздравил всех мусульман с началом месяца Рамадан и огласил список мероприятий запланированных ДУМ РМ в ближайший месяц. Среди них "Международный ифтар" – благотворительный ужин для иностранных студентов, обучающихся в Мордовии, акция "Сладкий Рамадан" - помощь детям сиротам, республиканский конкурс чтецов Корана, а также благотворительные ифтары в мечетях во всех татарских селах Мордовии.

В этом году праздничную молитву-таравих, проводимую в дни священного месяца Рамадан, в саратовской Соборной мечети посетило рекордное количество мусульман. Как сообщил Ислам.Ру глава пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед Махметов, только в первые дни Рамадана ежедневно на таравих приходит более 600 человек, что в два раза выше показателей прошлого года.

По мнению А. Махметова, факторами, повлиявшими на рост числа мусульман, посещающих праздничную молитву в Рамадан, стали не только удобное время молитвы, когда завершены учебный и рабочий процессы, и высокий уровень информированности населения, но и проведенные Духовным управлением мусульман просветительские мероприятия.

В числе этих мероприятий А. Махметов назвал пропаганду ценностей Рамадана задолго до начала священного месяца, многочисленные встречи главы ДУМП Мукаддаса Бибарсова с молодежью, общественными активистами. Для мусульман, которые еще не начали соблюдать все столпы своей веры, ДУМП выпустило тысячным тиражом листовки с информацией о ценностях поста в месяц Рамадан и расписанием времени сухура (утреннего приема пищи) и ифтара (вечернего разговения).

Практически все средства массовой информации Саратова опубликовали 12 сентября поздравления с наступившим священным месяцем поста Рамадан. Также, как сообщил Ислам.Ру глава пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья (ДУМП) Ахмед Махметов, последователи Ислама получали поздравительные телеграммы, поздравляли друг друга по телефону, через радио и телевидение.

Обращаясь к единоверцам в связи с наступлением Рамадана, глава ДУМП Мукаддас Бибарсов призвал последователей Ислама в течение месяца уделить больше внимания собственному духовному очищению и совершенствованию. Он также обратил внимание коммерсантов и бизнесменов на необходимость выполнения пятого столпа Ислама – выплаты закята (обязательного пожертвования в пользу малоимущих слоев населения).

Кроме того, М. Бибарсов призвал мусульман оказывать содействие проведению благотворительных кампаний, организацией которых в месяц поста займется специально созданный комитет «Рамадан-2007». Среди запланированных мероприятий – проведение благотворительных ифтаров (ужинов по окончании дня поста), посещение детских домов и интернатов в различных районах Саратовской области и соседних регионах.

Делегация ДУМП во главе с М. Бибарсовым посетила сегодня Саратовскую татарскую национальную гимназию. Глава ДУМП обратился к преподавателям и детям, рассказав об особенностях месяца Рамадан и правилах поста. Среди рекомендаций имама, данных учащимся, - устанавливать добрые отношения в семье и в коллективе, чтобы максимум уберечь себя от воздействия негативных эмоций, и как можно чаще посещать мечеть. Делегация побывала и в мусульманском детском саду, где поздравила детей, родителей, а также педагогический коллектив во главе с Хатирей Мингалеевой.

В ходе прошедшей сегодня встречи с бизнесменами-мусульманами и с руководителями национальных и общественных организаций Саратовской области глава ДУМП напомнил о созданном недавно Комитете по закяту. Именно сюда можно обратиться для получения рекомендаций по вычислению суммы закята, а также непосредственно направить это сумму в отдел по распределению среди нуждающихся. Отвечая на приглашение имама, бизнесмены пришли сегодня на первый таравих-намаз, который состоялся в саратовской Соборной мечети.

Кроме того, в текущем году практику в Соборной мечети города проходит отучившийся в Египте молодой имам, выходец из Старокулатскинского района Ульяновской области Руслан Фархутдинов. По словам руководителя пресс-службы ДУМП, верующих привлекает в мечеть красивое чтение новым имамом Корана, половину которого он уже знает наизусть.

Еще одним достижением Рамадана-2007 в Саратове стало активное проведение мусульманами ифтаров собственными силами. «Если раньше 80% ифтаров финансировалось Духовным управлением мусульман Поволжья, а расходы по остальным 20% брали на себя общественные и национальные организации, то в этом году мусульмане организовывают благотворительные обеды сами, а имамов и представителей ДУМП приглашают в качестве гостей», - рассказал глава пресс-службы Ахмед Махметов.

Подготовил Азат Ахунов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/785/">ISLAMRF.RU: Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 10 – 16 сентября 2007 года</a>