RSS | PDA | Архив   Четверг 17 Октябрь 2019 | 1433 х.
 

Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 20 – 26 августа 2007 года

24.09.2007 18:37

Предлагаем Вашему вниманию дайджест средств массовой информации Приволжского Федерального округа

• Увидел свет восьмой номер казанской газеты «Вера», которую издает Центр исламской культуры «Иман». В этом выпуске заслуживают внимания два материала, написанных редактором газеты Наилем Гариповым. В первом речь идет о прошедших в середине июля Днях  татарской молодежи и первом Фестивале мусульманской молодежи (Гарипов Н. Круиз на теплоходе // Вера, 2007. - №8. - август).

«Данные мероприятия были отмечены тем, что они торжественно были открыты Президентом Республики Татарстан  и Полномочным  представителем Президента Российской  Федерации  в Поволжском федеральном округе, - отмечает автор материала значимость состоявшегося события. - Впервые за время своего существования Дни татарской молодежи почтил своим присутствием М.Ш. Шаймиев. Впервые представители федерального центра прибыли на подобное мероприятие. Хотя для них было более важным проведение Фестиваля  мусульманской молодежи. И это стало не случайным. Таким образом своим вниманием и присутствием властные структуры придали мероприятию статус значимого для государства события. Тем самым данному мероприятию и развитию общественной активности мусульман был задан новый вектор. Круглый стол в день открытия Дней татарской молодежи и Фестиваля мусульманской молодежи стал площадкой для предварительного диалога между представителями власти и мусульманской татарской молодежью. Хотя временные рамки существенно  ограничили  эту  возможность, для многих представителей мусульманской молодежи, особенно ее активного крыла, само мероприятие стало притягательным. Сегодня активная часть мусульманской молодежи является не до конца востребованной  государством и обществом. При этом, в государстве идет активный рост числа практикующих му­сульман, часть из которых заняты на госу­дарственной службе. Параллельно с рос­том числа верующих идет развитие инф­раструктуры, в которой доля государства незначительна. С одной стороны этот по­казатель имеет положительный аспект и указывает на исполнение законы  Российской Федерации «О свободе совести». Но помимо этого есть ряд моментов в законодательстве государства, которые не учитывают религиозные особенности мусульман в том числе и молодежи. Для решения такого рода проблем необходимо сознание площадки для диалога верующих и государства».

Далее автор статьи отмечает те положительные тенденции, которые наметились со стороны государственных органов в деле решения проблем российских мусульман. «Мы много можем рассуждать о причинах деятельного интереса со стороны госуда­рства к этому мероприятию, но объектив­но   мусульманская   молодежь   должна признать позитивное отношение государ­ства к традиционному Исламу, как основе религиозной толерантности в регионе. Определив ориентиры государства в ре­лигиозном вопросе, мусульманская моло­дежь должна адекватно реагировать на новые возможности и использовать их максимально. Определившись с задачами, необходимо дать объективную оценку формам организации и перспективе про ведения подобного мероприятия в ближайшее время», - пишет он.

Автор материала также высказывает несколько критических замечаний в адрес организаторов этих двух молодежных мероприятий: «Во-первых, до конца не был ясным принцип формирования делегаций. Во-вторых, не совсем понятна роль духовных управлений в организации этого фестиваля. В-третьих, не ясны были цели запланированных мероприятий и программы в целом. Практически ни у «мусульман» ни у «участников Дней татарской молодежи» не было выбора. По сути, организаторы искусственно разделили «татарскую» и «мусульманскую» молодежь, что, по нашему мнению, противоречило в принципе проведению совместного мероприятия. В дальнейшем необходимо ориентировать программу на совместное участие делегатов во многих проводимых акциях. Эти не­доработки связаны, прежде всего, с тем, что организаторы в лице Министерства по Делам молодежи, спорта и туризма РТ практически не сталкивались только с мусульманской молодежью.

Многие проводимые акции проводились без учета религиозных пристрастий молодых людей. Мусульманская часть была добавлена в качестве нагрузки к основному мероприятию, т.е. к дням татарской молодежи. А традиция проведения Дней татарской молодежи долгие годы была ориентирована на организацию развлечений и в целом досуга молодежи. У мусульманской части такой подход к организации вызвал нарекания. Ведь согласно шариату, свой досуг, или свободное времяпровождение, мусульмане должны организовывать в строгом соответствии с канонами Ислама. Что, естественно, не стали учитывать организаторы».

Этот же автор рассказывает об Образовательном форуме Приволжского федерального округа «Граждане России: отечественные традиции образования и современность», который прошел в августе в Перми (Гарипов Н. Образовательный форум в Перми // Вера, 2007. - №8. - август). Организаторами мероприятия выступили администрация Приволжского федерального округа, Администрация Пермского края и Русская Православная церковь.

Основная часть конференции проходила на территории Пермской яр­марки. Были организованы и выездные заседания. Мусульманская часть форума проходила только на выездной площадке в селе Кояново (в 20 километрах от Перми), где находится одна из старейших мечетей края, которая построена в 1898 году. Н.Гарипов приводит слова муфтия Пермского края Мухаммедгали-хазрата Хузина, который сообщил собравшимся гостям, что в Перми обнаружены остатки мечети, относящиеся к X веку, что доказывает относительно древнее проникновение мусульман в регион. Интересным, по его мнению, стал и тот момент, что мусульманское население дос­таточно многообразно и практически равно по численности православным.

Пленарное заседание было посвящено проблеме возможности преподавания основ православной культуры в школах. Главными оппонентами церковных деятелей стали представители научной интеллигенции, которые однозначно отметили преждевременность введения данного предмета в общеобразовательный курс.

«Один из апологетов современного православия диакон Андрей Кураев апеллировал к добровольному введению подобного предмета и отметил слабую содержательную часть современных религиоведческих учебников. Тем самым предложил создать общерелигиозное пособие с участием представителей конфес­сий, а не только ученых. Вполне оправданной была позиция по этому вопросу муфтия Пермского края Мухаммедгали Хузина, который выступил в русле общего мнения по этому вопросу всего Пермского края, однозначно поддерживающего позицию РПЦ в вопросе образования. Подобная позиция объясняется исторической традицией страны. При этом государство и церковь имеют взаимные интересы. Для церкви как социального института нужна паства, которая была бы социально активной и могла бы защитить церковь и госуда­рство от нападок извне. Однако при этом представители Русской Православной церкви не учитывают или стараются просто игнорировать многонациональный состав странны. В пику этому они говорят о том, что в многонациональном государстве паритет многих конфессий не возможен. Заранее связывая большинство россиян с «русским православием, церковь не учитывает ни свободу вероисповедания, ни позицию иноверцев и атеистов», - рассказывает Наиль Гарипов о ходе Образовательного форума.

Также он отмечает некоторые шероховатости в деле организации данного мероприятия. Например, на выездном заседании в селе Кояново заявленная программа совершенно не соответствовала фактическому меропри­ятию. В заявленной программе присутствовали люди, которые и не собирались на данный форум. Наоборот, заявленные участники нигде не были представлены. «С чем связана такая система организации, нам никто не объяснил, - пишет Н.Гарипов. - Недоумение вызвало и то, что на форуме был представлен только Пермский муфтият, хотя известно, что в регионе существует еще два муфтията, но кроме Пермского муфтията ни одного из них не было. Также удивительна позиция мусульманского сообщества России — несмотря на важность вопроса, из регионов приехало чуть более десяти человек. Для сравнения только из Татарстана численность православной делега­ции составила более десяти человек. Мусульман из Татарстана было два человека. При этом никого не было от Духовного управления Татарстана.

Таким образом, в Перми Русская православная церковь совместно с властями обсудила возможность введения в школьный курс предмета основ православия. И если год назад это могло вызвать со стороны мусульман обеспокоенность, то сегодня такая постановка вопроса мусульманским духовенством принимается с полным равнодушием. Сегодня оторванность мусульманского духовенства от нужд не только самих мусульман, но и государства видна не вооруженным глазом. Со временем такая беспечность, как нам представляется, приведет к новым проблемам».

• Набережночелнинская газета «Шэхри Чаллы» («Город Челны») на этой неделе выходит с двумя материалами, в той или иной мере отражающие исламскую тематику. За три недели до начала священного месяца Рамазан она публикует статью местного имама-мухтасиба Альфаса-хазрата Гайфуллина , в которой подробно  говорится о том что можно и что нельзя делать в период мусульманского поста.

В этом же номере городской набережночелнинской газеты помещен материал о  мечети «Каусар», до сих пор недостроенной из-за недостаточного, большей частью случайного финансирования.

История этой мечети такова. Во главе ее стоит Фарит-хазрат Фатыхов, 1968 года рождения. Сам он родом из соседнего Азнакаевского района РТ. После службы в армии он некоторое время работал на производстве, но интерес к религии привел его в 1990 году в челнинское медресе «Юлдуз». Проучившись здесь один год, он уезжает в Таджикистан, где на протяжении полутора лет изучает исламские науки. Вернувшись в Набережные Челны, он служит на разных должностях при мечети «Тауба» и даже некоторое время занимает пост имама-мухтасиба района. В мае 1997 года он назначается имамом строящейся в 32-комплексе мечети «Каусар». В то время самой мечети еще не было, а службы проходили в старом строительном вагончике. Начинаются поиски спонсоров.  Руководитель  Управления капитального строительства Фриль Ахметов, депутат Госсовета РТ, обещает взять на себя все расходы по строительству мечети, но после переезда в Казань на новое место работы, забывает о сказанном. Под будущую большую мечеть роют глубокий котлован, огораживают стройку забором и на этом дело останавливается. Чтобы дело как-то двигалось, Фарит-хазрат организует при мечети круглосуточную автомобильную стоянку, доходы с которой позволяют хотя бы оплачивать текущие коммунальные расходы. Тем временем он решает, что достаточно жить в вагончике, и необходимо построить хотя бы временное здание. С этой целью он начинает хлопотать о покупке сруба, но местные старики распространяют слух, что хазрат занялся строительством личного дома. Он бросает эту затею и вновь начинает поиски спонсоров. Один из архитекторов совершенно безвозмездно делает новый, более скромный проект мечети и работа по ее строительству потихоньку начинает входить  в свое русло. Под мечеть копают новый котлован (хотя «спонсор» Фриль  Ахметов и противится, обещая, что «все равно построит мечеть»), возводят при помощи самых различных организаций коробку, в  2004 году устанавливают кровлю, а в 2005 году проводят тепло. Стройка продолжается и по сей день, хотя мечеть считается действующей. Как отмечается в статье до 70% нынешних прихожан «Каусар» - это местная молодежь.

Пятничный номер газеты «Шэхри Казан» («Город Казань») публикует три материала на исламскую тему. В одном из них рассказывается об имаме-хатыбе казанской мечети «Ихлас» (Гэрэй Х. «Эл-Ихлас» нын тарту коче // Шэhри Казан, 2007. – 24 август) Азгаре-хазрате Валиуллине. Речь идет о том, как он пришел к религии. Еще в 90-е годы прошлого века он подвозил на своих «Жигулях» одного незнакомца, который рассказал ему о всех, даже тайных проблемах тогда еще нерелигиозного Азгара-хазрата. В то время он страдал от хронической бессонницы и головных болей. Его случайный попутчик посоветовал постоянно читать «Аят аль-курси» и «Куль хуа Алла». И в самом деле это помогло Азгару-хазрату избавиться от своих болячек. Выйдя на пенсию, он начал изучать основы Ислама на курсах при казанской мечети Марджани, позже окончил медресе им. 1000-летия принятия Ислама.

Асгар-хазрат рассказывает корреспонденту газеты и о других любопытных случаях, которые приключались в его жизни. Необходимо отметить, что и сама мечеть «Ихлас», расположенная в бывшей котельной, начала функционировать благодаря случаю. Ее бывший настоятель, ныне покойный, Миргазиян-хазрат Салаватов, увидел во сне свою почившую супругу, которая повторяла одну и ту же фразу: «Миргазиян, 111. Не забудь, 111». В это время он «воевал» с администрацией Московского района за разрешение на открытие второй мечети в этом большом городском районе. Он долго искал дом 111 и нашел его только на улице Декабристов. Точнее под этим номером числилась заброшенная котельная с высокой каменной трубой, которая принадлежала раньше военным и по своему внешнему виду напоминала мечеть. Началась многолетняя борьба за открытие в этом, ставшем сразу же всем нужным, полуразвалившемся помещении мечети. Сейчас она официально зарегистрирована, в здании проведен ремонт, на трубу возведен полумесяц, «перешедший в наследство» от мечети Марджани. Как говорит нынешний руководитель мечети, Миргазиян-хазрат завещал, чтобы в этой мечети проповеди всегда читались на татарском языке, чтобы в ней кипела жизнь и чтобы здесь собиралась молодежь. Так оно и происходит, мало того у мечети есть свой официальный сайт.

Азгар-хазрат вспоминает, как ему чудом удалось  встать на ноги перед самой поездкой в хадж и совершить его, хотя незадолго до этого он получил серьезную травму позвоночника. Также он приводит еще один интересный случай. Жительница Орска Рахиля-апа трижды видит во сне мечеть, похожую на  «Ихлас», которая должна располагаться в Казани. Местный хазрат советует ей ехать в столицу Татарстана и найти эту мечеть. Что и происходит, хотя «Ихлас» расположена в стороне от центра в глубине дворов. Прочитав намаз, она со спокойной душой возвращается к себе в Орск. Как позже сообщила она по телефону, ее перестали преследовать странные сны, и теперь она зажила спокойной жизнью.

Студентка 4 курса юридического факультета Казанского университета Гульнара Садыкова рассказывает в этом же номере газеты о том как она работала воспитателем в летнем мусульманском детском лагере при мечети «Булгар» (Садыйкова Г. Без кабат килэчэкбез // Шэhри Казан, 2007. – 24 август). Она уже во второй раз принимает участие в работе лагеря, в котором в этом году отдохнули от 60 до 70 детей и подростков. Отличительной чертой этого года стало то,  что  в лагерь принимались даже 4-летние  дети, которые наравне со всеми изучали основы исламской религии, а также принимали участие в различных конкурсах. Например, в этом году были организованы конкурсы «Мисс муслима», «Самый лучший муэдзин» и др., проведен Сабантуй, ежедневно проводились уроки религии и нравственности. «Большое счастье чувствовать и знать то, что есть и твоя доля в том, что дети прошедшие мусульманский лагерь стали более религиозными, более нравственными и воспитанными», - пишет автор материала, опубликованного в газете «Шэхри Казан».

На страницах этой же газеты публикуются ответы бывшего главного казыя ДУМ РТ Габдулхака-хазрата Саматова на вопросы, заданные читателями-мусульманами (Сорау-жавап // Шэhри Казан, 2007. – 24 август). Например, в одном из них спрашивается – можно ли вешать над дверью шамаили с изречениями из Корана (например, «Аят- аль-Курси»). Г.Саматов опирается на мнение ученых Мекки и Медины, которым он в свое время задавал аналогичный вопрос. Те считают, что высказывания из Корана вполне можно вывешивать на стены или над дверью, как постоянное напоминание об Аллахе. Еще один вопрос звучит так: «Считается ли испорченным намаз, если человек, читающий его, повернулся и посмотрел в сторону». Согласно мнения бывшего главного казыя ДУМ РТ, в данном случае намаз будет считаться не совершенным, если человек повернулся в сторону всем корпусом. Если повернулся только головой, то намаз остается в силе, хотя это действие не желательно. И если он только бросил взгляд в сторону, то это также не портит намаз, но это действие не приветствуется.

Сайт казанской мусульманской газеты «Умма» публикует на этой неделе несколько заслуживающих внимание материалов. Так преподаватель медресе «Мухаммадия», иорданец Хусам Абдурахман, который уже с начала 1990-х годов живет и работает в Казани, размышляет о том, насколько  важно хорошо владеть языком изучаемого предмета, чтобы не войти в грех и из-за своего незнания вводит других людей в заблуждение. «Например, если мы хотим понять смысл какого-либо хадиса, прежде всего нужно знать язык, на котором он произносился. И эти знания не ограничиваются переводами элементарных повседневных слов. Для понимания тафсира Корана и хадисов требуются знания арабского красноречия (гыльм аль-баляга), литературы, поэзии. Это легко понять, когда в пример возьмем стихотворения А. С. Пушкина. Трудно иностранцу, плохо знающему русский язык почувствовать красоту языка поэта, глубину мыслей, некоторые детали, смысл которых можно узнать только прочувствовав то время, в котором жил поэт, нравы и события. То же самое можно и сказать о татарском поэте Габдулле Тукае. Его могут по-настоящему понять только те, кто блестяще владеют татарским языком, знакомы с историй татарского народа, включающую в себя события, направление просветительской мысли того времени и т.п.», - пишет он.

Хусам Абдурахман отмечает также, что в последнее время «в арабских странах и в России появилась прослойка людей, обучавшихся в религиозных учебных учреждениях в связи с трудностями поступления в другие вузы. Это правда. Проходные баллы на исламские факультеты были всегда ниже. В результате, на выходе мы получали немотивированных к работе с уммой, слабых специалистов. Такие призывающие так же могут передать неправильную информацию, что, в общем, ослабляет понимание Ислама. Поэтому на сегодняшний день мы наблюдаем хаос мыслей в области религии. Каждый день выпускаются все новые и новые книги неизвестных переводчиков, из неизвестных языковых источников, объясняющих нам Ислам. Может быть, автор этих книг хороший мусульманин, но он, ссылаясь на аяты Корана или хадисы, может ошибиться, т.к. не является специалистом-богословом, это касается и авторов-арабов. Распространение ошибочных знаний приводит к великой опасности – потерять истинные знания. Ведь ошибка, закравшаяся в понимание Ислама, передаваясь из поколение в поколение, укрепляет свои позиции. Поддерживаемая большинством она укореняется и в последствии может полностью стереть истину. В переводах смыслов Корана и хадисов находится много ошибок. Когда призывающий объясняет религию опираясь на собственные мысли и выводы, выведенные из таких переводов, то о каком правильном призыве можно говорить? Да, возможны несколько вариантов понимания того или иного аята Корана или хадиса. Но это уже указано в достоверных источниках учеными-богословами, признанными во всем мусульманском мире. Только в этих рамках можно допустить вариативность понимания религиозного текста. Заниматься поисками собственного смысла не запрещено, но передавать свои догадки другим в качестве непреложной истины чревато. Поэтому не следует выводить из хадисов правила, которые не оговорены в Шариате или не согласованы с ведущими учеными-муджтахидами современности».

Далее в своем материале преподаватель «Мухаммадии» приводит несколько конкретных примеров, «когда неправильное понимание и интерпретация текстов Корана и хадисов ведет к большим проблемам в обществе». «Ислам – это религия мира, которая защищает права человека на жизнь, - пишет он. - Есть такой достоверный хадис пророка Мухаммада (с.г.в.): «Я приказываю, убивайте людей до тех пор, пока они не скажут: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха а Мухаммад – Его пророк и посланник». Мусульмане, немного говорящие на арабском языке или те, кто прочитал этот хадис в переводе, могут понять, что нужно начинают целую войну против своих же сограждан немусульман до тех пор, пока они не перейдут в Ислам. Это происходит или из-за элементарного невежества, или для того, чтобы внести раздор в ряды мусульман. Некоторые мусульмане решат закрыть глаза на этот хадис, говоря другим, что он – недостоверный и, тем самым,  успокаивая самих себя. Правильно, душа человека не воспринимает как норму такие вещи как убийство невинного. Но это достоверный хадис. Однако приведенная выше интерпретация хадиса ошибочна. Есть логичные доказательства, а так же доказательства из Корана, что религия не может распространяться через насилие.

Если мы рассмотрим событие – возвращение пророка Мухаммада в Мекку, где его с понурой головой встретили боровшиеся против него горожане, так и не принявшие Ислам, он должен был бы их убить? Если бы этот хадис понимался буквально, то тогда он должен был бы их заставить принять Ислам или ликвидировать. Но этого не случилось. В священных текстах много сказано о неприятии Исламом насилия. В суре «Пророки», 107 аяте сказано: «Мы послали тебя только как милость для миров». Сам пророк говорил, что он есть милость, подаренная Всевышним. Так же в суре «Корова», 190 аяте ясно указано на тот единственный случай, когда можно защищаться, но опять с оговоркой, что меры для защиты не будут превышать меры для нападения: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих». Заметим, что на протяжении 13 лет нахождения пророка Мухаммад (с.г.в.) в Мекке над ним и его сподвижниками всячески издевались, однако он не защищался сам и запрещал это своим людям. Это было до тех пор, пока то Всевышнего не пришел приказ защищаться. В этом проглядывается великая мудрость – человеку свойственна некая дикость, поспешность принятия решений, ярость и излишняя страстность, а запрет на войну обуздал в первых мусульманах низменные примитивные чувства, заставил их понять, что такое терпение, справедливость и разумность в действиях. Защищаясь, мусульмане не имели право убивать женщин, детей, больных, монахов и стариков, рубить деревья (т.е. портить экологию, выражаясь современным языком). В этом можно заметить основы современного гуманитарного права.

Возвращаясь к хадису: «Я приказываю, убивайте людей до тех пор, пока они не скажут: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха а Мухаммад – Его пророк и посланник», обратим внимание на слово «люди». В данном переводе не видно, что слово «люди» в арабском оригинале приведено с определенным артиклем «аль» (для сравнения в английском языке есть похожий определенный артикль «the»). Это означает, что пророк имел в виду конкретных людей в конкретный временной промежуток, а именно многобожников, которые нападали на пророка Мухаммада (с.г.в.) и мусульман на протяжении долгого времени. Люди, буквально понимающие этот хадис  похожи на глупцов, которые, наткнувшись на стенде музея на оригинальный документ времен ВОВ – приказ напасть на немцев, считают его применительным к сегодняшним ничего не подозревающим представителям немецкой нации».

• Также заслуживает внимания еще одна статья, опубликованная на сайте газеты «Умма». Ее автором является Рустем Идиятуллин, выпускник Исламского института "Абу-нур" в г. Дамаске, заместитель имама-мухтасиба г.Нижнекамска и Нижнекамского района. В материале под названием «Глобализация – что это такое?» молодой имам пытается разобраться в этом, широко распространившемся в последнее время явлении. 

«В сегодняшнем мире люди стали общаться с другими людьми, находящимися на большом расстоянии, - пишет он. - Само понятие «большое расстояние» уже не означает то, что оно  означало сто лет тому назад. Расстояние, которое наши предки преодолевали долгие месяцы сегодня может быть преодолен за несколько часов. Люди могут съездить на выходные в Турцию из Москвы. Сидя дома, где не будь в Тамбове, можно общаться с человеком в Африке. Это приводит к тому, что американец может жениться на японке, а китаец находясь в Китае может работать по Интернету на германскую компанию. То есть мир сегодня сообщений между представителями разных культур намного больше чем раньше. Это ведет к неизбежному процессу естественной глобализации. Понимая это, европейские страны начали процесс глобализации, но при этом они навязывают свои законы. Например, США навязывает свою демократию странам Востока. Демократия тут играет роль, какого то идола, которому приносятся все больше жертв.

Нужно сказать, что попытки глобализации были намного раньше. Например, греческие и римские завоевания ставили перед собой насильственного объединения всего мира. Была попытка глобализации и, не применяя силу. Скажем, в Евангелии Иисус (мир ему) говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф.15:24). То есть он послан только к сынам Израиля. Но, не смотря на то, что он был послан только к ним и был отвергнут ими, его учение приняли много других народов. То есть, в то время люди принимали учение человека посланного к другому народу. И это было нормальным явлением потому как мир уже созрел для того, чтобы для всех людей Земли была одна единая религия. Именно в этот момент истории человечества, когда люди всего мира начали нуждаться в единой религии для всех, Всевышний Аллах послал пророка Мухаммеда (мир ему). О нем в Коране сказано: «И не послали Мы тебя, кроме как милость для миров». То есть, законы жизни, посланные через пророка Мухаммеда, является законом не только для отдельно взятого народа, а для всех людей живущих на Земле.

Итак, глобализация – это объединение всего мира под единые законы. Каждая из стран желает, чтобы это были именно его законы. В результате, каждая способная на это страна внедряет в систему глобализации свое. Европа для этого организовала ООН и через него навязывает свои законы […]

Из вышесказанного следует, что глобализм неизбежен. Но возникает другой вопрос –под чьим влиянием будет проходит это объединение. Если под влиянием Европы, то мир ждет такой же кризис, который постиг Европу сегодня.

Восток, будучи колыбелью человечества и родиной всех мировых религий, должна собрать человечество в одну страну».

О деструктивных сектах в республике Татарстан тут же пишет кандидат исторических наук Р.М.Ютазов. Как отмечает автор материала, с «начала 90-х годов в среде верующих мусульман нашей страны явно наметились внутренние противоречия, охватившие практически всю систему внутри конфессиональных отношений. Их суть заключается в противостоянии традиционных для мусульман направлений в Исламе радикальному религиозно-политическому течению в лице ваххабизма. По своей сущности ваххабизм – это новый Ислам, своего рода мусульманский протестантизм. Ваххабиты отрицают все национальные особенности. Они не признают наций, таких понятий, как национальное государство, национальная культура. Его сторонников характеризует строгое единобожие и осуждение культа святых».

Далее  он раскрывает сущность ваххабизма и говорит о том зле, которое несет это течение цивилизации и переходит на местную почву. «Большинство читателей, наверное, уже наслышаны о набережно-челнинском медресе «Йолдыз», выпускники которого являлись исполнителями террористических актов.

А все началось с приезда в РТ в 1998 г. миссионеров религиозных радикальных международных исламских организаций Египта, Иордании, Пакистана, Саудовской Аравии. Используя низкий образовательный и общекультурный уровень религиозных местных деятелей, иностранные эмиссары под видом оказания благотворительной помощи братьям-мусульманам являлись основными источниками распространения чуждых идей в медресе и летних лагерях. Здесь они получили возможность для отбора молодежи, которая, не имея религиозного достаточного опыта в России, в ходе обучения за рубежом приобрела духовные представления, отличающиеся от традиционного российского Ислама.

В Республике Татарстан и в целом в Волго-Вятском регионе ваххабизм воспринимался как учение о справедливости, опыт Саудовской Аравии преподносился как пример распределения природных богатств, в целях благосостояния всего населения, а не малой его части. Лозунгом части молодых мусульман РФ и РТ стало создание справедливого общества по образцу и подобию Саудовской Аравии. Невозможность достижения этой цели легальными методами приводила к ориентации на подпольную пропаганду и привлечению сторонников для дальнейшего обучения, прежде всего, у ваххабитов в Чечне. Состояние непрекращающегося вооруженного конфликта в этой республике способствовало получению, как религиозных знаний, так и навыков пропаганды экстремистских методов деятельности. Шакирдам демонстрировались видеофильмы с изображением сцен, прославляющих моджахедов Северного Кавказа в их якобы «священной борьбе с неверными» и пропагандирующих идеи физической расправы над «неверно» трактующими Коран, «отступившими» мусульманами.

В результате более 20 жителей РТ прошли идеологическую и боевую подготовку в Чечне, оставшись там для борьбы с неверными. Наиболее фанатичные были привлечены для совершения подрывов жилых домов в Москве и Пятигорске. Некоторые из них участвовали и продолжают участвовать в террористических акциях в Афганистане на стороне организации «Талибан».

24 августа в г. Чистополе республики Татарстан прошли торжественные мероприятия, посвященные 150-летнему юбилею Соборной мечети «Нур», передает ИА Islamnews.

Соборная мечеть «Нур» была построена в 1857 году на средства купца из д. Верхняя сосна Малмыжского уезда Вятской губернии Хасана Мусича Якупова.

На церемонии присутствовали власти, видные мусульманские деятели Татарстана во главе с муфтием Гусманом-хазратом Исхаковым, гости и горожане, сообщает Духовное управление мусульман Татарстана.

В 1893-1921 гг. обязанности имама исполнял в ней известный педагог и общественный деятель Мухаметназип Хусаинович Амирханов.

Даже в советские годы мечеть оставалась действующей – была открыта для верующих. Первоначальный минарет, утраченный в 30-е годы прошлого века, был восстановлен в 1970 году. Он является памятником культового зодчества татар середины 19 века. В стиле эклектики национально-романтического направления.

• Муфтий Татарстана Гусман-хазрат Исхаков вернулся из Чеченской Республики, где принимал участие в работе Международного миротворческого форума «Ислам – религия мира и созидания», посвященного памяти первого Президента ЧР Ахмада Кадырова, сообщили 24 августа агентству «Татар-информ» в пресс-службе ДУМ РТ.

На форум собрались мусульманские деятели России и гости из 39 стран мира. Гусман хазрат Исхаков выступил с докладом о межконфессиональных отношениях в Татарстане. В частности, в своем выступлении муфтий отметил: «Когда весь мусульманский мир обвиняют в раздувании этноконфессиональных конфликтов, в ответ этим голословным утверждениям можем противопоставить ту систему межконфессионального диалога и толерантности, которую мы, мусульмане Среднего Поволжья, формировали в течение многих веков и сегодня бережно храним и развиваем».

До начала форума гостям показали строящуюся центральную Соборную мечеть Грозного, рассчитанную на 10 тыс. человек. Участники форума также побывали на открытии Исламского университета, рассчитанного на 600 студентов. Побывали они и на могиле А.Кадырова в Центорое, где гости и муфтии почтили память молитвой. «Татаринформ» отмечает, что муфтий Татарстана во время учебы в Бухаре являлся учителем-устазом Ахмада Кадырова.

«Грозный очень сильно изменился с того момента, когда я был там в последний раз, - на инаугурации Ахмада хаджи Кадырова, – заявил пресс-службе ДУМ РТ муфтий Татарстана. - Кругом все строится и созидается. Радует, что в Чеченской Республике делается многое для возрождения исламских ценностей. Открытие университета и строительство Соборной мечети на 10 тысяч молящихся – тому подтверждение».

В Грозном в настоящее время возводится трехэтажное здание для работы центрального аппарата Духовного управления мусульман Чеченской Республики.

Информационное агентство напоминает, что цель форума заключалась в активизации деятельности мусульман России по противодействию религиозно-политическому экстремизму и терроризму, поддержанию усилий органов государственной власти и общественных организаций в проведении политики толерантности и уважения к народам многонациональной России.

Вышел в свет третий, августовский номер газеты нижегородских татар «Миллят» («Нация»). С некоторыми материалами нового выпуска можно познакомиться на сайте национально-культурных объединений Нижегородскйо области Нижгар.ру. Номер открывается рядом материалов, которые анализируют ситуацию в исламском мире, как за рубежом, так и в России. В частности «Миллят» пишет об осложнении политической обстановки в Турции после состоявшихся в этой стране парламентских выборах и последовавшей за ней отставки правительства. Здесь же говорится о проблеме крымских татар, а точнее о вопросе освобождения самовольно занятых земель, который поднимает крымское правительство.

В этом же номере подробно рассказывается о прошедшем в середине июля джиене нижегородских татар в старинном мишарском селе Сафаджай («Джиен в Сафаджае: надо держаться корней»). Автор материала делает акцент на том, что для сохранения нравственного здоровья нации в эпоху глобализации, необходимо чаще обращаться к своим национальным и религиозным корням. Что и продемонстрировал сафаджайский форум.

Историки Ольга Сенюткина и Дамир Хайретдинов выступают на страницах газеты «Миллят» с материалом под названием «Нижегородские татары: истоки возникновения народа». Авторы делают акцент на некоторых моментах, которые официальные историки Нижегородчины или обходят стороной, или говорят о них вскользь. В частности это касается мусульманской составляющей в истории нижегородских земель, которая по мнению О.Сенюткиной и Д.Хайретдинова «вполне закономерна - и определяется… значительным влиянием на земли Окско-Волжского междуречья исламской Волжской Булгарии (X–XIII вв.).».

То же самое касается прошлого Нижнего Новгорода. «Противоположным этому видится мнение о том, что город не только существовал к 1221 году, но непосредственно контролировался Волжской Булгарией. Город-предшественник Нижнего Новгорода, основанного в 1221 году, впервые упомянут у В. Н. Татищева как булгарский. Именно Татищев еще в конце XVIII века заметил, что в устье Оки, где князь Юрий основал новый город (Новый город — Новгород), «…издавна был град болгарский и от русских разорен». Из современных краеведов эту точку зрения поддержал Н. Добротвор. В XIX веке П. И. Мельников высказывал мысль: «Чтобы удобнее было вести с Русскими торговлю, Болгары основали близ суздальских владений ярмарку, а чтобы защититься от русского оружия, построили город на месте Нижнего Новгорода. Но ярмарка пала, город разрушен был русскими князьями, и Болгары в этом потеряли многое». По мнению Н. Костюнина, в X веке «Нижний становится столицей булгарского улуса и переименован по имени хана в Бряхимов» (Ибрагимов городок). В такой теоретической конструкции вопрос об основании Нижнего Новгорода в XIII столетии приобретает совершенно иное звучание», - отмечают авторы материала, опубликованного в газете «Миллят».

Это же издание публикует репортаж с Фестиваля мусульманской молодежи, который проходил в период с 15 по 21 июля на территории ПФО. Диляра Рахимова – автор данного материала, также как и редактор вышеупомянутой газеты «Вера», отмечает некоторые шероховатости, которые сопровождали работу Фестиваля из-за недоработок ее организаторов. В частности она пишет: «Интересы различных групп пришлось улаживать и на борту «Бориса Полевого», ведь фестиваль проходил параллельно с Днями татарской молодежи — мероприятием, имеющим свои традиции, особые цели и задачи, которое проводилось уже в 17-й раз. И впервые татарская молодежь из 44 регионов РФ имела в качестве соседей мусульманскую молодежь. Что скрывать, непонимание, отчуждение между двумя этими группами в первые дни чувствовалось. «Светская» молодежь старалась не замечать, что рядом с ней работает и соблюдающая молодежь, и игнорировала ее интересы. Мусульмане также не были в восторге от ночных дискотек и иных развлечений «светских».

Также «Миллят» продолжает серию публикаций под общим названием «Фамилии тюркского происхождения», а также подробно рассказывает о мусульманской истории Золотой Орды, приурочив этот рассказ к 695 лет принятию Ислама в Золотой Орде. Издание уделяет место знаменитым землякам и в этот раз посвящает материал Герою  Советского Союза Садыку Абельханову.

На прошлой неделе культурный центр «Шатлык» организовал для нижегородцев экскурсию, охватывающую Чувашию и Казань, сообщает сайт национально-культурных объединений Нижгар.ру.

Чувашию нижегородцы посетили по приглашению Председателя Региональной национально-культурной автономии татар Чувашской Республики Фарида Абдуловича Гимаддинова. Гостям был организован теплый прием в селе Урмай, где на встречу с нижегородцами пришли руководители РНКА ЧР, администрация села Урмай, бизнесмены и священнослужители. Так же гостей встречал ансамбль «Мишаре». Стоит отметить, что село славиться своим ежегодным фестивалем татарской песни «Урмай моны».

Следующим пунктом в экскурсионном маршруте нижегородцев была Казань. Сразу по прибытию туристы отправились на обзорную экскурсию по городу, осмотрели Кремль, мечеть Кул Шариф, мечеть Марджани и побывали на концерте любимого всеми татарами певца Салавата, выступающего с новой программой. Теплый прием нижегородцам оказали в Национально-культурном центре, где был приготовлен обед по всем традициям национальной татарской кухни.

Сайт публикует мнения участников экскурсии, некоторые из которых впервые посетили Чувашию и Татарстан. Например, галлия Алиакберова пишет, что она давно мечтала побывать в Казани и теперь ее мечта сбылась.  «Что сказать, я полюбила этот город всей душой!.. Мне очень понравилась архитектура города, красивый, ухоженный вид. Возможно, для жителей Казани это привычно, но меня так удивило и порадовало то, что в городе практически всё (названия улиц, станций метро, магазины, музыка в торговых центрах и многое другое) на родном татарском языке  – для меня  это действительно в новинку и очень приятно. Вот было бы у нас в Нижнем Новгороде так!

Неизгладимое впечатление произвела мечеть «Кул Шариф». Необычайно красивая, светлая, открытая, она всем своим внутренним и внешним видом показывает своё величие и возвышенность, а её бело-голубое цветовое исполнение придаёт ей такой лёгкий, повторюсь, светлый, чистый облик! Великолепное творение! Мечеть-красавица!

А в мечети «Марджани» мне почувствовалась такая спокойная, умиротворенная энергетика, вместе с тем и солнце в её окнах наполнило залы тихим, тёплым спокойствием, и от всего этого на душе становится так хорошо, легко…Непередаваемо приятные ощущения! Можно бесконечно рассказывать о своих личных впечатлениях!», - цитирует ее слова сайт Нижгар.ру.

«Межкультурный диалог Востока и Запада в башкирской литературе» так озаглавлена статья, которая вышла в августовском номере башкирского журнала «Ватандаш» («Соотечественник». – С.148-157). Ее автор, Флюр Сибагатов размышляет о древней башкирской литературе, которая, по его словам, уходит своими корнями в глубину веков и тесно связана с Исламом и исламской культурой. Далее он размышляет о Башкортостане как о центре евразийства, цитирует высказывания классиков на соответствующую тему. По его мнению, башкиры приняли Ислам еще во времена Волжской Булгарии. Он обращается к ряду древних татарских трудов, которые в интерпретации автора становятся башкирскими, чтобы обосновать свою точку зрения о древней истории башкирского этноса.

«В личном фонде Р. Фахретдина также можно найти схожие материалы,- пишет он. - На­пример, конспект, запись о суфизме и суфиях, написанная на арабском языке. В начале идет восхваление Аллаха, пророка и его асхабов. Далее приведены дан­ные о суфиях. В некоторых местах на полях сделаны примечания об их годах рождения или смерти и т.д. В том же томе помещена еще одна небольшая рукопись объемом 4 страницы о суфийских наставниках.

Труд «Хаза фи байан силсила-и ...» (Это повествование родословной ... шейха шейхов Мухаммада ал-Баха ид-дин Накшбанд ал-Бухари) создана по канонам родословной. Р.Фахретдинов считает Мухаммеда ал-Баха ид-дин Накшбанд ал-Бухари, крупнейшего представителя среднеазиатского суфизма XIV века, прямым последователем пророка Мухаммеда. Приведенная авто­ром силсила включает 145 имен. В хронологическом порядке он называет имена наиболее крупнейших представителей Ислама. Под номером 144 следует Зайнулла Урали. По видимому, здесь имеется в виду Зайнулла Расули (1833— 1917)—крупный богослов из башкир, продолжатель традиций суфийского тарриката накшбандия. Р.Фахретдин, несмотря на молодость, а данный том был переписан в 1880 году, останавливается не только на общемусульманской проблеме, но старается придать ей и региональный характер. Далее это подтверждает и список суфиев, приведенный на страницах 169— 171 данного тома, которая включает в себя 24 имени, расположенных в три ряда. В баш­кирских шежере также используется подобная схема», - пишет автор материала.

23-24 августа 2007 г. в Перми прошел I-й Образовательный форум: «Гражданин России: отечественные традиции образования и современность», передает сайт пермских мусульман Мослем.ру. С приветствием к участникам форума обратился губернатор Пермского края О.А.Чиркунов. Его приветствие озвучил на открытии форума руководитель администрации губернатора В.А.Сухих. В пленарной части форума с докладом выступил муфтий Пермского края Мухаммедгали-хазрат Хузин. Выездное заседание секции «исламское образование» состоялось на базе Кояновской мечети. В работе секции приняли участие делегации исламских учебных заведений многих регионов России.Представительная делегация мусульман, в состав которой вошли муфтий Ямала Фарид-хазрат Салман, муфтий Свердловской области Сибгатулла-хазрат Сайдуллин, председатель Духовного управления мусульман Латвии Руфия Шевырева, приняла участие во всех научных дискуссиях и заседаниях секций форума. Делегация Пермского муфтията состояла из 15 человек, в которую вошли имам-мухтасибы и директора медресе.

• 25 августа 2007 г. в рамках визита в Пермский край митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата встретился с муфтием Пермского края  Мухаммедгали Хузиным.

Во время встречи Муфтий-хазрат и владыка Кирилл обсудили вопросы и перспективы межрелигиозного сотрудничества. Стороны отметили высокий уровень доброжелательных взаимоотношений между Пермским муфтиятом и Московским Патриархатом.

Юбилейная смена летнего лагеря мусульманской молодежи Мордовии "Аль-Ансар", работавшего в селе Белозерье Ромодановского района, завершена. Об этом корреспонденту агентства "Татар-информ"  сообщили в Департаменте информации Духовного управления мусульман РМ.

В пятый раз татарские ребята собираются вместе для того, чтобы отдохнуть, набраться сил и знаний. Как всегда разнообразны и насыщены обучающая и познавательная составляющие лагерной жизни. Даже в последний день работы смены был проведен конкурс научных докладов на тему "Истоки духовности татарского народа". Участники лагеря подготовили доклады с презентациями выполненными на компьютере, которые они научились делать в течение лагерной смены, во время компьютерных курсов. Первое место в конкурсе научных докладов заняла Фатыма Ахметова с докладом "Ветераны войны и труда села Белозерье", а также Раиль Хабибулов и Айрат Янгляев, которые подготовили доклад на татарском языке о деятельности "Исламского молодежного центра" в Республике Мордовия.

По словам председателя жюри, доцента кафедры менеджмента Мордовского госуниверситета Марата Салимова, участники показали высокий уровень подготовки и вполне могут представлять свои школы на районных и республиканских конференциях.

На линейке закрытия смены муфтий Мордовии Рашит-хазрат Халиков поздравил участников лагеря и отметил отличившихся. Особо была отмечена работа педагогического отряда и его двух новых членов Зульфии Салиховой и Зульфии Кильмаевой, которые были участниками первой смены лагеря в 2003 году, а теперь стали вожатыми и продолжили традиции лагеря.

• Глава Духовного управления мусульман Республики Мордовия Рашид Халиков выступил в поддержку Заявления мусульманской общественности «Клерикализм – угроза национальной безопасности России», опубликованного на Ислам.Ру  15 августа. Поставив свою подпись, мордовский муфтий согласился с заявленными тезисами и выразил озабоченность поднятыми в письме проблемами.

Информационный канал напоминает, что к заявлению также присоединился муфтий Москвы и Московской области, представляющий Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ), Махмуд Велитов. При этом он опроверг заявление, сделанное ранее полпредом ЦДУМ в Москве Рустамом Валеевым, подчеркнув, что Валеев не уполномочен высказываться от лица этой организации.

Р. Валеев на прошлой неделе в резких тонах осудил подписантов Заявления мусульманской общественности.

В минувшую субботу в селе Средняя Елюзань Пензенской области состоялся конкурс чтецов Корана среди девушек, передает Ислам.Ру . Организованный Единым духовным управлением мусульман Пензенской области, он прошел впервые.

15 конкурсанток в возрасте от 10 до 20 лет соревновались в двух номинациях: знание одного джуза и знание половины джуза. Победительницами стали Хавва Юнкина и Гузель Куряева. Вместе с занявшими вторые и третьи места девушками они получили денежные призы. Оценивали выступления также представительницы прекрасного пола, выпускницы казанских медресе.

В Саратове будет образован исламский Фонд будущих поколений, сообщает ИА Islamnews. Решение об этом было принято на днях саратовской мусульманской общиной. Как сообщает пресс-служба Духовного управления мусульман Поволжья, главной целью создания фонда является проведение летних исламских просветительских лагерей.

По словам главы пресс-службы Ахмеда Махметова, откроются специальные банковские счета, куда в течение года будут поступать деньги на организацию, обустройство и проведение лагерных смен. «Несколько бизнесменов уже объявили о том, что готовы перечислять средства в этот Фонд», — сказал он.

За три прошедших летних месяца в саратовских исламских лагерях в общей сложности отдохнули около 500 человек.

Цикл семинаров «Беседы об Исламе» для преподавателей Татарской национальной гимназии Саратова пройдет в городском Исламском комплексе 25-27 августа с.г. Цель мероприятия – повысить уровень религиозной самоидентификации педагогов и преподавания предметов, входящих в мусульманский компонент программы учебного заведения.

Ожидается, что в работе семинаров примут участие глава Духовного управления мусульман Карелии Висам Али Бардвил, руководитель благотворительного фонда «Санабил» Наджип аль-Удайни (Йемен), заведующий по учебно-воспитательной работе общеобразовательного учреждения Саны (Йемен) Шаиф Кудайни, главный редактор информационно-аналитического отдела Ислам.Ру  Абдулла Ринат Мухаметов, директор саратовского медресе «Шейх Саид» Расим Кузяхметов, руководитель саратовской татарской национальной гимназии Закия Салазкина и др.

25 августа в Оренбурге пройдет Международная научно-богословская конференция «Ислам – религия мира и добра», передает ИА «Татаринформ». Мероприятие организовано Духовным управлением мусульман Оренбургской области совместно с Центральным Духовным Управлением мусульман России при поддержке Правительства Оренбургской области.

Как планируется, в конференции примут муфтии из российских регионов, главный советник верховного муфтия Республики Казахстан (Астана-Алматы) Балтабай Мекежанов. Представители духовенства, ученые России и стран СНГ по проблемам Ислама будут говорить о распространении Ислама в России, изучении духовного потенциала Ислама в формировании культурного пространства Южного Урала, о роли Ислама в современной мировой политике, культурной самобытности и традиций мусульман.

Подготовил Азат Ахунов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/789/">ISLAMRF.RU: Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 20 – 26 августа 2007 года</a>