RSS | PDA | Архив   Четверг 17 Октябрь 2019 | 1433 х.
 

Мониторинг СМИ 10-16 сентября 2007 года

24.09.2007 18:38

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа)

Время и мир» на тему «Теракты в Ингушетии».

В ней свое мнение о происходящем в Ингушетии высказывали эксперты.

Так, руководитель центра «Демос» Татьяна Лакшина считает, что нынешняя Ингушетия вполне сопоставима с Чечней перед началом второй военной кампании. Также, по ее мнению, нет смысла искать внешнего организатора диверсий в Ингушетии, такого как «Аль-Каида» (в СМИ появились сообщения о том, что недавние теракты в Ингушетии - взрывы, нападения, обстрелы и убийства - были организованы на территории республики эмиссарами «Аль-Каиды», что именно они формируют вооруженные группы из ингушской молодежи и выплачивают тысячи долларов исполнителям терактов и диверсий), - в регионе уже много лет действует собственное подполье.

Сотрудник российского Института этнологии и антропологии Ахмед Ерлыкапов полагает, что Россия столкнулась в Ингушетии с абсолютно новым явлением – сепаратизмом на религиозной почве: «Основная идеология, которая сегодня есть и дает мотив для действий – это исламские лозунги, это создание независимой исламской территории, это сепаратизм именно религиозный, основанный на мусульманской солидарности. То есть националистический сепаратизм уже ушел в прошлое».

С ним согласен и главный редактор сайта «Caucasus Times» Ислам Текушев: «За время второй войны в Чечне окрепла и вытеснила безнадежно устаревший этносепаратизм новая идеология - джихадизм. Он обладает гораздо более мощным мобилизационным ресурсом. Национально-освободительный дискурс пытался воздействовать на коллективное самосознание, оперируя категориями рода, нации, государства, гражданского рода. Джихадизм более универсален, он обращен прежде всего к индивидууму, современному человеку с его трагической экзистенциальной потерянностью в мире.

<…> Новое интернациональное подполье легко меняет место дислокации и перемещается туда, где в данный момент ему удобнее вести боевые действия. Так что не стоит удивляться, если в следующем году взрыв грянет в Кабардино-Балкарии или Карачаево-Черкесии».

• Более развернуто точка зрения Ислама Текушева представлена в его статье «Негодные рецепты для Ингушетии», опубликованной 12 сентября на сайте Caucasus Times.

Автор называет Ингушетию принципиально новым вызовом для федерального центра, требующим иных подходов, нежели те, которые были использованы для подавления чеченского мятежа. Последний был обусловлен этническим сепаратизмом и локализован границами республики, новая же угроза связана с новой идеологией – «джихадизмом».

«Джихадизм», по мнению И. Текушева, обладает гораздо более мощным мобилизационным ресурсом. Он, по сравнению с национально-освободительным дискурсом, более универсален, он «обращен прежде всего к индивидууму, к современному человеку с его трагической экзистенциальной потерянностью в мире. <…> Выдвигаемые императивы не новы: личности предписывается милосердие, любовь к ближнему, отказ от лжи, разврата и т.д., в общественной сфере джихадизм уходит от ограничений, которые были свойственны национальным сепаратизмам. Он провозглашает все те же Свободу, Равенство и Братство вне сословных, этнических и даже возрастных различий. С одной существенной оговоркой. Как и в любой секте, правила эти распространяются лишь на избранных, на членов общины или братства, обладающих истинным знанием, но не действуют в отношении неверных и лицемеров».

Автор полагает, что именно в силу принципиально иного характера новой угрозы рецепты умиротворения Ингушетии, предлагаемые экспертами и заинтересованными лицами (первый - использовать опыт чеченских войн, объединив Ингушетию с Чечней и дав право Рамзану Кадырову задействовать в полную силу свои карательные отряды или найти ингушского лидера, который в условиях Ингушетии сумел бы применить методы Кадырова; второй - подавление активности моджахедов силовыми структурами), не годятся.

Газета «Время новостей» опубликовала 11 сентября статью Татьяны Гриценко «Полигон для джихада. В Ингушетии ищут арабских эмиссаров, финансирующих теракты».

Ситуацией в Ингушетии, где боевиками (ими, по оперативной информации, руководят появившиеся в республике эмиссары «Аль-Каиды») с начала лета совершено почти 40 терактов, озаботились депутаты Госдумы, сообщает автор. Парламентарии поручили думскому комитету по безопасности разобраться с тем, что происходит в республике, и доложить, «все ли сделано для обеспечения правового противостояния экстремизму».

Далее Т. Гриценко рассказывает о малой эффективности антитеррористической кампании в республике: «До сих пор силовикам, которых с 10 августа в республике стало на 2,5 тыс. больше за счет ввода дополнительных внутренних войск, пока не удается похвастаться задержанием или уничтожением кого-либо из лидеров бандподполья. Результатов начавшаяся в конце июля в Ингушетии специальная комплексная профилактическая операция по стабилизации обстановки не принесла».

Эмиссары «Аль-Каиды» (три араба, проникшие в республику в конце мая) вербуют прежде всего местную молодежь. По данным оперативников, за каждую вылазку молодые бойцы получают от 2 до 5 тыс. долл. Источник в местных спецслужбах сообщил автору, что бандиты готовятся к чему-то масштабному. Они «даже не предпринимают попыток захватить РОВД или какой-нибудь пост милиции. <…> Хотя силы позволяют».

В статье выдвигаются две версии – либо ингушская территория является лишь полигоном для подготовки бойцов, которых направят в другой регион, например, Кабардино-Балкарию, либо в самой Ингушетии возможно повторение событий октября 2005 года в Нальчике, когда, по словам родственников и адвокатов участников нападения, многих из них на этот шаг толкнула жесткая антирелигиозная политика местных властей – а в Ингушетии, «как считают некоторые», складывается похожая ситуация.

Сайт Агентства политических новостей опубликовал 10 сентября статью Сергея Маркедонова «Призрак «второй Чечни»».

«2007 год может войти в историю российского Северного Кавказа как год Ингушетии. Стилистика сегодняшних сообщений из самой маленькой северокавказской республики напоминает сводки с фронтов «чеченских кампаний» 1990-х годов», - так начинает автор и далее приводит трагические эпизоды последнего времени, которые связываются с деятельностью террористического подполья в республике.

С. Маркедонов не разделяет, с одной стороны, оптимизма в отношении ситуации на российском Кавказе официальных лиц – полпреда президента РФ в ЮФО Д. Козака, первого зампреда думского комитета по международным делам Л. Слуцкого, с другой – «безудержного алармизма» журналистов и экспертов – в частности, председателя Исламского комитета Г. Джемаля. Кроме того, он призывает не упрощать ситуацию, притягивая Чечню к Ингушетии «за уши»: «Отличается как история Ингушетии и Чечни, так и их нынешнее отношение к России, и положение в России».

Реальны совсем другие проблемы – и беженцев, и неразрешенный межэтнический спор с осетинами, и «общая для всего постсоветского Востока проблема трансформации националистического дискурса в религиозный», и кризис легитимности региональной власти, и сложная социальная обстановка. Не случайно «рост сторонников т.н. «ваххабитского подполья» — это не только приход в ряды противников власти экстремистов. Это нередко и протест (социальный или политический) против несправедливости». А потому задача российской власти — победить «жуликоватость» и коррупцию не только на Северном Кавказе, но и в центре страны, - резюмирует С. Маркедонов.

Журнал «Власть» опубликовал на прошлой неделе интервью с президентом Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым под заголовком «Не думаю, что в республике есть организованное бандподполье».

В нем была затронута тема судебного процесса над участниками нападения на Нальчик, который начнется 1 октября. Отвечая на вопрос, возможно в республике повторение событий октября 2005 года, А. Каноков, в частности, сказал:

«В свое время из республики много людей уехало учиться в исламские страны, они получили там образование и вернулись сюда. Часть этих людей стала пропагандировать здесь чистый ислам и вовлекать молодых людей в джамааты. По спискам, составленным в МВД, у нас в республике 500-700 человек, которые входят в эти джамааты. Но это не значит, что эти 700 человек в чем-то подозреваются. Нельзя человека записывать в преступники только за то, что он верит и молится немного иначе, чем остальные. Вы знаете, я был в СИЗО, где сидят эти люди, я с ними встречался. Это не бандиты, это молодые люди с мозолями на руках. Это сельские жители, которых просто использовали. И я не думаю, что у нас есть в республике организованное, структурированное бандподполье. Есть несколько человек, которые манипулируют молодыми людьми, имена этих организаторов известны, они находятся в розыске.

<…> Я думаю, те, кто стоит за этим нападением, не успокоились, они надеются еще что-то сделать в республике. И я думаю, те, кто раскачивает ситуацию, находятся за пределами республики. Вы же видите, что в Ингушетии происходит. Это юг, и это одно из самых слабых мест в РФ».

События октября 2005 года президент КБР связывает с проблемами, которые были во взаимоотношениях местных мусульман с МВД. «Сейчас руководство в МВД республики другое, там понимают, что надо работать иначе, более профессионально», - отметил он.

Сайт Caucasus Times опубликовал 11 сентября статью Магомеда Мусаева ««Эскадроны смерти». Взгляд дагестанца».

«Эскадронами смерти» автор называет структуры, практикующие внесудебные расправы с исламскими радикалами и диссидентами в республиках Северного Кавказа. Он приводит цифры, озвученные президентом Дагестана Муху Алиевым: с 2000 года неизвестными вооруженными людьми в камуфляжной форме в республике похищены 75 человек, в процессе поисков живыми найдены 41, 4 трупа, а 30 человек и поныне числятся без вести пропавшими. За семь месяцев нынешнего года похищено 10 человек, судьба шестерых уже известна.

«Было бы верхом наивности полагать, что похищения, принявшие столь массовый характер, остаются вне поля зрения Федеральной службы безопасности РФ, - отмечает М. Мусаев. - Мало того, что это вотчина «силовиков», сфера их интересов, так еще и речь в данном случае идет о борьбе с т.н. «ваххабитскими джамаатами». Все фигуранты известны как сторонники «чистого ислама»».

На этом основании он делает предположение о том, что мы имеем дело с государственным терроризмом: «То, что за похищениями дагестанцев стоят силовые структуры, никто в Дагестане никто не сомневается. Местным силовым структурам в Дагестане не верят, их опасаются и их ненавидят. Федеральный же центр рассматривается как основной генератор коррупции и произвола, к тому же - рассадник православно-славянского шовинизма. <…> Молодежные форумы дагестанских СМИ изобилуют презрительными, а нередко и крайне агрессивными высказываниями по адресу не только органов правопорядка, кремлевского руководства, но и русских как народа в целом. Еще совсем недавно, подобное «брожение умов» казалось уделом подпольных националистических и религиозных групп».

«Независимая газета» опубликовала 12 сентября заметку Татьяны Зиминой «Письмо академиков президенту: что дальше? Идеи могут сосуществовать, идеологии – непримиримы».

В ней пересказываются события, связанные с известным  письмом десяти академиков президенту России о возрастающей клерикализации российского общества, приводятся мнения некоторых авторов письма и других ученых.

Так, профессор философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор философских наук, президент Российского гуманистического общества и главный редактор журнала «Здравый смысл» Валерий Кувакин обвинение академиков в «политзаказе» назвал дешевой демагогией, рассчитанной на обывателя, попыткой дискредитировать выступление здравомыслящих людей.

Заметка заканчивается словами одного из подписантов Эдуарда Круглякова: «Мусульмане заметили в письме академиков то, чего никак не хотела видеть Русская Православная Церковь: нельзя игнорировать интересы «малых» конфессий».

Сайт газеты «Известия» опубликовал 12 сентября статью Елены Ямпольской «Жизнь без основы».

Автор полагает, что с «Основами православной культуры» решено бороться «наиболее подлым способом - бить рублем» - учителям предложено работать «за идею», так как школы должны будут финансировать курс из внутренних ресурсов.

Е. Ямпольская расписывает практику преподавания ОПК в городе Энгельсе Саратовской области, где родители-мусульмане (автор не приводит ни одной фамилии родителя) не то что не протестуют, а «всячески поощряют детей ходить на ОПК: «Своей религии мы их дома научим, но они в России живут и должны знать традиции страны»«. Из этого она делает вывод, что противниками ОПК являются одни атеисты.

Так как бессребреников среди российских учителей немного, Е. Ямпольская прогнозирует, что у ОПК в школе совсем не радужное будущее.

Сайт «Ислам.ру» опубликовал 10 сентября статью Анвера Агаева ««Коллективный мозг» российской уммы».

Автор считает необходимым создать научно-аналитический центр российских мусульман, который мог бы «на качественно новом уровне разработать ответы на актуальные вопросы развития уммы России». Он анализирует опыт деятельности мусульманской фракции в Госдуме начала XX века, которая была искомым мусульманским «мозговым центром» для своего времени.

Сегодня же, полагает А. Агаев, речь не должна идти о представительстве мусульман во власти, в том числе потому, что «наверху» мусульман никто не ждет, и «нет смысла лезть туда со своими проблемами, а именно такими проблемами, которые можно и нужно решать внутри самой уммы». В частности, автор имеет в виду проблему нейтрализации массовой исламофобской истерии.

Сайт «Ислам.ру» опубликовал 10 сентября статью Марии Абдуллаевой «Диакон Кураев против моего мужа».

Поводом к ее написанию послужило недавнее заявление профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, смысл которого сводится к тому, что межнациональные браки в наше время - это форма геноцида русского народа.

Автор, русская москвичка, вступившая в межнациональный брак (муж – мусульманин), отмечает, что «политикам, журналистам, ангажированным сетевым ораторам и внимающей провокаторам общественности» не нравится, что «русские девушки, повинуясь природной женской стыдливости, покрыли головы платками», что они «выбрали в мужья тех, кто показался сильнее и надежнее, без оглядки на его национальность в паспорте, место жительства и прописку, очаровались красотой Ислама, прониклись его здравым смыслом, последовали его призывам к справедливости и порядку».

Жен кавказцев, арабов, турков, отмечает М. Абдуллаева, называют проститутками обвиняют в глупости, развратности, предательстве. С этим можно смириться, когда такие заявления слышишь от «простых людей», но когда проклятия звучат из уст «духовных лиц», автору «становится страшно: что же это за духовность, если взращивается она на ненависти и неприятии себе подобных? Что это за духовность, если она разрушает межнациональное согласие, врываясь в чужие семьи и устанавливая «диктатуру нации»?»

Это, по словам М. Абдуллаевой, лишь убеждает русских мусульманок в том, что они  идут правильным путем, «ибо согласно Исламу все нации равны перед Богом и отличаются люди лишь степенью своей богобоязненности».

Сайт «IslamNews» опубликовал 13 сентября статью Фатимы Анастасии Ежовой «На кого должны равняться современные мусульманки?»

Автор порицает псевдомусульманский обывательский идеал, «идеал прихаляленной жизни», который рисуется в воображении «урожденных мусульманских мещаночек и новообратившихся девочек, возжелавших dolce vita с привкусом восточной романтики, кальяна и шафрана» - т.е. той потребительской роскоши, которую они наблюдали в богатых арабских странах и Турции.

Другая болезнь современного исламского мира - стремление самоуверенных и образованных мусульманок к эмансипации. Само по себе это в пристойных рамках неплохо и, как принято говорить, «не харамно», - отмечает автор. - Но всему есть свой разумный предел. Женщина должна оставаться женщиной.

Более всего Ф.-А. Ежову удручает, что эти женщины подводят под свой образ мыслей и жизни некое «теологическое обоснование» из области «историй жен и сподвижниц Пророка»: ««Исламские феминистки» (пусть простит меня Всевышний в этот Святой Месяц за сей курьезный каламбур) любят, размахивая усовершенствованными моделями мобильников, доказывать, что Святая Хадиджа была бизнес-вумэн, делала крутое бабло (и побеждала им зло), верховодила мужиками («козлами», само собою - за исключением Святого Пророка, мир ему), и вот он, далиль - подтверждение тому, что и современная мусульманка имеет право стремиться к такому идеалу».

Автор доказывает, что жизненный путь женщин, окружавших Пророка (жены Хадиджы, дочери Фатимы Захры и других), был драматичен, полон лишений, физических и моральных мук.

Идеалом мусульманской женщины, по мнению Ф.-А. Ежовой, является любящая и преданная жена - хотя бы ее муж и не тот, кто рассекает на бентли, а тот, кого «бьют, пинают ногами, истязают, мучают голодом и бессонницей за то, что он читал Коран и учил, как надо жить, повинуясь Воле Всевышнего».

Газета «Новые известия» опубликовала 10 сентября заметку Андрея Панкова ««Мы подумали, что это взрыв». В Балашихе ищут хулиганов, напавших на мусульманский молельный дом».

В ней рассказывается о ситуации вокруг очередного нападения на молельный дом мусульманской общины подмосковной Балашихи, случившегося 7 сентября.

Лидеры местной мусульманской общины утверждают, что это уже четвертое нападение на них за последние три месяца. Местные милиционеры даже приблизили к дому патрульные маршруты, но оградить его от нападений пока не могут. Верующие весьма встревожены этой ситуацией и не могут понять, почему они стали объектом атак. Председатель старейшин мусульманской общины Балашихи Хаак Мясоутов заявил корреспонденту «НИ»: «Если это просто несознательные мальчишки, то пусть оплатят в многократном размере стоимость побитых окон, чтобы в будущем неповадно было. А если это спланированная акция против верующих, то пусть преступников судят».

Свой комментарий по поводу участившихся в последнее время нападений на мечети и молельные дома дал газете первый заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Хазрат: «В этих инцидентах мы видим проявление нетерпимости к мусульманам, и это является результатом того, что пресса в свое время показывала нашу религию слишком в негативном виде. Все это происходит от недостатка информации».

Ежедневная областная газета «Томский вестник» опубликовала 11 сентября статью Татьяны Весниной «Рахмат, земляки. Мечеть в Барабинке и Кафтанчикове помогут построить Аллах и добрые люди».

В ней сообщается, что татары, испокон веков живущие в двух соседних деревнях, решили построить общую мечеть.

Автор рассказывает об истории присутствия ислама на этой территории – о мечети, построенной еще в царское время, о последнем мулле Барабинки Халиле Мусине, а также о сегодняшнем дне томских мусульман, в частности, о новой мечети. Возводить ее будут (фундамент уже заложен) за счет собранных пожертвований и спонсорской помощи..

«Мечеть между Барабинкой и Кафтанчиковом станет седьмым мусульманским храмом в области, - сообщает Т. Веснина. - А когда-то на Томской земле стояло 14 мечетей и минаретов».

Время Свободы. Свобода в девять» на тему «Скоро в Москве в каждом округе появится магазин для мусульман».

Корреспондент Радио Свобода Вера Володина рассказала о том, что в Москве на данный момент существует «около 30 халяльных центров, и будет открыто еще 40. Кроме того, действуют отделы в двух крупных сетях «Ашан» и «Метро». При Совете муфтиев создан Центр стандартизации и сертификации «Халяль». За последние четыре года такой сертификацией занимаются 6 духовных управлений по России. На днях открылся очередной халяльный магазин в подмосковной Коломне».

Экспертом программы выступил руководитель центра «Халяль» Жафар Азизбаев. Он рассказал о критериях разрешенности пищи по Исламу, а также об истории «халяльного вопроса» в Москве, начиная с 80-х годов.

Агентство «Интерфакс-Религия» сообщило 14 сентября о заявлении президента РФ Владимира Путина относительно межконфессиональных отношений в России.

Он считает, что в стране выстроены «достаточно комфортные межконфессиональные отношения», и рассчитывает, что таковыми они останутся и впредь.

«Эта проблема (межконфессиональных отношений) была одной из ключевых всегда, и сейчас она не менее актуальна, чем в прошлые десятилетия и столетия. Россия - многоконфессиональная страна, и ее самочувствие - экономическое и социально-политическое - зависит от того, как мы выстраиваем отношения между людьми различного вероисповедания», - заявил президент РФ на встрече с членами дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи.

Он подчеркнул, что Россия сложилась как межконфессиональная страна «с первых шагов», и православие, ислам и иудаизм сосуществовали на ее территории.

По мнению президента, при грамотном решении такого рода проблем взаимодействие между конфессиями может пойти стране на пользу, но в случае каких-то ошибок «может принять неблагоприятные, извращенные формы».

Агентство «Интерфакс-Религия» сообщило 14 сентября о заявлении президента РФ Владимира Путина относительно изучения религиозных предметов в школах.

Президент РФ убежден в том, что обязательное изучение в школах предметов «по религиозной тематике» нельзя вводить приказом сверху. Об этом он заявил на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в Белгороде.

В. Путин подчеркнул: «У нас в Конституции записано, что Церковь отделена от государства».

«Вы знаете, как я сам отношусь в том числе к Русской православной церкви. Hо если кто-то считает, что сейчас надо поступить по-другому, иначе, то надо менять Конституцию, - отметил президент. - Я не считаю, что мы должны сейчас этим заниматься. Что касается воспитания детей в духе наших четырех религий - я за это, Единственное, надо найти приемлемую для всего общества форму».

Сайт Regions.ru также сообщил 15 сентября о том, что президент РФ Владимир Путин высказал свою точку зрения по вопросу о преподавании ОПК в школах. Агентство провело опрос экспертов по этому поводу. 

Regions.ru обратился к парламентариям, религиозным деятелям и экспертам с вопросом: «Имеет ли смысл менять Конституцию ради введения в школах предмета по изучению религий?»

Председатель комитета Совета федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин считает, что морально-нравственные убеждения человека, его представления о Боге невозможно привить с помощью закона или Конституции. «Изучение религий, их истории, общих принципов вполне возможно в школе на факультативной основе, таким же образом можно изучать и Закон Божий, его догмы», - считает сенатор.

Религию нельзя навязывать насильно, полагает председатель комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике Геннадий Горбунов: «Все вопросы, касающиеся религии, не могут решаться принудительно, и никого не надо заставлять насильно – это должно быть внутренней потребностью каждого человека», - заявил сенатор.

Изучение религий должно быть добровольным - думает заместитель председателя комиссии Совета федерации по делам молодежи и спорта Игорь Пушкарев, и факультативным – считает заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова.

Аналогичной точки зрения придерживаются депутаты Госдумы Евгений Ройзман и Александр Чуев.

А вот заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Александр Крутов назвал «путаницей» происходящее вокруг проблемы введения в школах преподавания предметов по религиозной тематике: «Конституция в этом вопросе ни при чем, поскольку речь идет не о преподавании религии, а о преподавании культурологических предметов», - заявил он. На таких уроках, пояснил парламентарий, «никто не будет преподавать религиозные догмы или обряды. Детям будут рассказывать об основах православной культуры, основах исламской культуры и т. д., т. е. это будут просто культурологические уроки, которые не учат религии, а учат культуре и нравственным ценностям. А в обществе сейчас идет подмена понятий, путаница, не исключено, что даже сознательная, и президента тоже вводят в заблуждение».

Ректор Московского исламского университета, заместитель председателя Совета муфтиев России Марат-хазрат Муртазин полагает, что в общеобразовательных школах не должно быть обязательных религиозных предметов: «О религиозном образовании в школах можно говорить только в том случае, если они закреплены за какой-то определенной конфессией. Тогда дети других вероисповеданий туда не пойдут. Если же мы говорим об общеобразовательных школах, то в них, конечно, никаких обязательных религиозных предметов быть не может. Что же касается знаний о религиях, то они должны даваться в равных долях про все четыре основные религии России».

Впрочем, считает М. Муртазин, в школах возможны также факультативные занятия для групп детей, принадлежащих к одной из конфессий. По его мнению, «запись туда должна производиться по желанию родителей, или лиц их заменяющих».

Президент Института религии и политики Александр Игнатенко полагает, что надо создать условия для ознакомления детей с духовными ценностями основных религий России. Он сообщил, что поиск системы обучения, соответствующей этим требованиям, уже ведется: «Одна модель используется, к примеру, в Москве и Татарстане: введен обязательный курс «Мировые религии», а все собственно религиозные предметы преподаются факультативно или в воскресных школах. Другая модель применяется, например, в Белгородской области и Чеченской республике, где в школах в обязательную сетку часов введены ОПК и основы исламской культуры соответственно. Однако поиск той модели, которая удовлетворит потребности общества, еще не завершен».

Агентство «Интерфакс-Религия» сообщило 10 сентября о заявлении президента РФ Владимира Путина относительно отношений России с исламским миром.

«Россия традиционно поддерживает добрые отношения с исламским, арабским, в частности, миром. Мы намерены расширять географию этих отношений», - сказал президент российским журналистам в Абу-Даби. По его словам, в последние годы отношения Москвы с арабским миром динамично развиваются.

Агентство «Интерфакс-Религия» сообщило 14 сентября о заявлении Патриарха Московского и всея Руси Алексия II относительно сосуществовании в России представителей традиционных религий.

Патриарх подчеркнул мирный характер сосуществования в России представителей традиционных религий, в том числе православных и мусульман.

«В России с коренным населением этих проблем (с мусульманами) нет. В Татарстане вместе живут и мусульмане, и православные, не разделяясь», - сказал патриарх на встрече с дискуссионным клубом «Валдай» в Москве. По словам Алексия II, «иногда нотки напряжения, которые звучат, насаждаются извне».

Он напомнил, что в России действует Межрелигиозный совет, куда входят православные, мусульмане, иудеи, буддисты, «которые сотрудничают уже много лет». «И когда возникают какие-то вопросы, а вопросы часто возникают общие, Межрелигиозный совет выступает от имени всех традиционных религий», - подчеркнул патриарх.

«Мы вместе живем, мы должны сотрудничать - другого не дано. Мы не можем воевать друг с другом, мы должны делиться культурой цивилизаций», - добавил Алексий II.

РИА Новости сообщило 15 сентября о реакции мусульманских деятелей на слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, заявившего, что между российскими конфессиями нет противоречий.

«Проблемы у мусульман и православных общие, мы очень часто решаем их сообща. Мы живем вместе веками, мы никому не позволим вбить клин между нами», - сказал РИА Новости заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин.

«Слова Патриарха - зеркальное отражение действительности, здесь ничего выдумывать не нужно», - заявил муфтий регионального Духовного управления мусульман Ханты-Мансийского автономного округа Тагир Саматов. По его словам, возникающие вопросы, касающиеся межконфессиональных взаимоотношений, «решаются в оперативном и позитивном ключе».

«Сотрудничество правоверных и православных России служит примером взаимного уважения и доверительных отношений для многих стран мира», - сказал имам Медной мечети города Верхняя Пышма Свердловской области Айрат Мухаметзянов. Он отметил, что истинно верующие люди должны жить в мире и согласии. «В России именно так и происходит, у нас слова не расходятся с делами», - заключил Мухаметзянов.

Сайт Совета муфтиев России опубликовал обращение председателя СМР муфтия шейха Равиля Гайнутдина  к мусульманам России накануне начала  священного месяца  Рамадан.

В нем, в частности, говорится:

«В нашем обществе постепенно начинает преобладать убеждение, что действия отдельных лиц и групп нельзя приписывать религии, ее учению, растет понимание, что не Ислам порождает экстремизм, который в корне не соответствует нашему учению, противоречит заветам Священного Корана. Необходимы общие усилия, чтобы противостоять страшному злу терроризма и экстремизма и тем явлениям в обществе, которыми терроризм и экстремизм порождены и теми, которые в свою очередь порождают.

Борьбе с ксенофобией и проявлениями национальной нетерпимости посвящены усилия руководства нашей страны. Только конструктивный диалог способен помочь в преодолении ксенофобии и отдельных проявлений межнациональной розни, продиктованной социальными и экономическими проблемами».

Сайт Совета муфтиев России сообщил 12 сентября о встрече председателя СМР Равиля Гайнутдина с председателем Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым, которая состоялась в резиденции СМР.

Сообщается, что на встрече обсуждались вопросы государственно-исламских отношений. Сергей Миронов заявил, что последователи четырех традиционных для России религий вправе рассчитывать на равную поддержку со стороны государства.

Сайт «IslamNews» сообщил 10 сентября о презентации перевода тафсира Священного Корана Абдуллы Юсуфа Али, которая состоялась 7 сентября в рамках XX Московской международной книжной выставки-ярмарки.

Издание тафсира осуществлено в Нижнем Новгороде (ИД «Медина»), отпечатана книга в Финляндии. Этот тафсир является одним из самых известных в мире современных разъяснений Священной книги, он признан лучшим англоязычным трудом по данной теме и в этом качестве выпускается в Медине, где печатают Кораны и комментарии к ним на разных языках мира. Над переводом и последующей редакцией этого фундаментального труда коллектив авторов из разных городов России трудился несколько лет, и вот наконец он увидел свет.

Агентство «Интерфакс-Религия» сообщило 12 сентября о заявлении директора ФСБ, главы Национального антитеррористического комитета Николая Патрушева о том, что в Сибирском федеральном округе за два последних года возбуждено 16 уголовных дел, связанных с деятельностью радикальных исламистских организаций.

На совещании руководителей антитеррористических комиссий регионов СФО в Новосибирске он также заявил, что в России пока еще сохраняется угроза экстремизма. «Угроза экстремизма окончательно не устранена. В сводках, которые мы получаем ежедневно с территорий республик Северного Кавказа, мы видим, что нападения вооруженных бандформирований продолжаются», - сказал Н.Патрушев. Глава ФСБ подчеркнул, что число терактов за последние два года в России сократилось более чем вдвое. Так, по его информации, если в 2005 году в стране было совершено 257 терактов, то в прошлом году - 112.

Агентство «Интерфакс-Религия распространило 12 сентября заявление руководителя правозащитного центра Всемирного русского народного собора исламоведа Романа Силантьева об усилении распространения экстремистской литературы ваххабитских авторов на Сахалине и в Приморье в последнее время.

Р. Силантьев сообщил, что «Центральным духовным управлением мусульман эта литература внесена в список экстремистской и запрещенной, однако здесь она присутствует в больших количествах. <…> Усиление радикальных элементов в исламе на Сахалине и в Приморье налицо».

По информации исламоведа, в сахалинской общине ваххабитов состоит 15 человек, а всего на Дальнем Востоке их около тысячи. И хотя «Сахалинская область, как и в целом Дальний Восток, является в национальном отношении довольно спокойным регионом», в последние годы здесь отмечается «противостояние двух исламских общин: Центрального духовного управления мусульман России (традиционное мусульманство) и Духовного управления мусульман азиатской части России», - отметил Р. Силантьев.

Агентство «Интерфакс-Религия» сообщило 12 сентября о том, что в правозащитный центр Всемирного русского народного собора поступает много жалоб от жителей Южно-Сахалинска на депутата городского собрания, который, по их словам, содействует разжиганию религиозной розни.

Об этом агентству сообщил директор центра Роман Силантьев. «Согласно поступившим жалобам, депутат вымогает взятки и препятствует строительству православного храма и мечети традиционных мусульман в Южно-Сахалинске. В жалобах говорится, что он платит людям деньги за инициирование ими митингов и сбора подписей против строительства данных объектов. Наш правозащитный центр занялся этим делом, так как, кроме мошенничества и вымогательства, здесь присутствует разжигание национальной розни», - сказал Р.Силантьев «Интерфаксу».

Он отметил, что, согласно имеющимся данным, «этот человек работает в интересах ваххабитской общины, чтобы сорвать проект строительства мечети традиционных мусульман». «Сейчас мы проверяем эту информацию и если она подтвердится, направим материалы в прокуратуру», - сказал собеседник агентства.

Агентство Regions.ru сообщило 13 сентября о том, что с наступлением священного месяца Рамадан в Грозном запрещена реализация спиртных и спиртосодержащих напитков в предприятиях торговли и общественного питания независимо от их организационно-правовой формы.

Глава администрации города Грозный Муслим Хучиев своим распоряжением обязал руководителей районов контролировать соблюдение данного запрета.

Ранее президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров на встрече с главами городских и районных администраций поручил взять под контроль ситуацию, связанную с реализацией спиртосодержащей продукции в период священного поста. В связи с этим в городах и селах республики будут закрыты магазины, торгующие алкогольными напитками в период месяца Рамадан.

Агентство Regions.ru сообщило 13 сентября о том, что председатель народного собрания Чечни Дукуваха Абдурахманов считает, что финансирование недавно открытого в Грозном исламского института за счет республиканского бюджета не противоречит принципу светскости российского государства.

«Я понимаю, что в России религия отделена от власти. Однако Чечня - субъект Российской Федерации, в котором 100% населения исповедует ислам. Сегодня нам выгодно под контролем государства проводить религиозное образование, готовить мусульманскую интеллигенцию», - заявил он. «Мы готовим священнослужителей для чеченского народа. А все, что делается в интересах чеченского народа, почему не должно финансироваться из республиканского бюджета? Абсолютно правомерное решение», - подчеркнул Д.Абдурахманов.

Regions.ru напоминает, что председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и нобелевский лауреат, один из авторов «письма десяти» академик Виталий Гинзбург выступили с критикой правительства Чечни, обвинив его в нарушении Конституции.

Сайт «Ислам.ру» сообщил 12 сентября о заседании Совета по хаджу при правительстве РФ, прошедшем днем ранее.

«Одним из главных моментов стало уточнение распределения квоты российских паломников между духовными управлениями мусульман», - сообщил помощник уполномоченного Совета по хаджу Ахмеда Билалова.

По данным Совета, официально на сегодняшний день общая квота России составляет 20,5 тысяч человек. «Несмотря на то, что министерство по делам хаджа Саудовской Аравии первоначально обещало увеличить квоту России на 2007 год до 25 тысяч мест, окончательного ответа на эту просьбу пока не поступило», - отметил представитель Совета. Жесткие ограничения численности паломников связаны, в первую очередь, с ограниченной «пропускной способностью» долины Мина и других святых мест.

Совет по хаджу также утвердил список туроператоров, зарегистрированных в федеральном реестре Ростуризма и заручившихся поддержкой духовных управлений. Турфирмы должны будут сформировать списки паломников до 10 октября. Участники заседания определили и наиболее безопасные пути проезда наземного транспорта, обсудили вопросы вакцинации, аренды жилья для паломников и страхования. «Возмещение по каждому полису паломника должно быть увеличено до 100 тысяч долларов.

Кроме того, был рассмотрен предполагаемый состав российской хадж-миссии, общая численность которой увеличена со 180 до 200 человек, и намечена дата ее отъезда в Саудовскую Аравию. Заезд паломников в Саудовскую Аравию начнется 11 ноября и завершится 14 декабря. После этого границы закроют до 25 декабря. Основные ритуалы Хаджа пройдут в этом году с 19 по 22 декабря.

Сайт «Ислам.ру» сообщил 12 сентября о том, что в Рунете открылся сайт, посвященный Рамадану.

Сайт www.ramadanway.com открылся в Интернете накануне наступления священного месяца. Его создатели предлагают каждому принять участие в работе ресурса – рекомендациями, материалами, новостями, отправляя статьи о Рамадане и просто делясь собственным положительным опытом со своими единоверцами. Уже размещено более 30 статей, посвященных проведению месяца поста: как правильно держать пост, какие уроки можно из него извлечь, советы, условия, организация праздника окончания Рамадана и многое другое. Здесь также отведено место для сур Корана, книг и аудио-материалов, будут публиковаться близкие по тематике фетвы.

Издание Духовного управления мусульман Дагестана газета «Ас-салам» сообщила 13 сентября о том, что днем ранее в селении Гуни Казбековского района Дагестана состоялось торжественное открытие мечети.

Это уже третья по счету мечеть в селе. Возведена она была в кратчайшие сроки: 13 мая был заложен первый камень, и уже через 4 месяца в преддверии начала священного месяца Рамазан двери храма распахнулись перед верующими.

Сайт «IslamNews» сообщил 14 сентября о том, что издательство «Новый свет» выпустило журнал «Рамадан».

Менеджер издательства «Новый свет» Тагир Калимуллин сообщил корреспонденту IslamNews: «Наш журнал еще очень молодой, это второй выпуск. В нем читатели смогут найти ответы на многие интересующие их вопросы. Журнал «Рамадан» рассказывает о духовной и физической стороне Священного месяца: о том, как верующий должен проводить свое время, что должен успеть за этот период, о технике соблюдения поста и духовном очищении».

Тираж журнала - 900 экземпляров.

Сайт «IslamNews» сообщил 10 сентября о том, что в ближайшем будущем в Кемерово ожидается открытие части Духовного культурного центра мусульман, где будут мечеть и мусульманский культурный центр области.

«Это один из крупных центров за Уралом. И мы надеемся, что он будет работать плодотворно, нести людям наследие ислама и культуры», - сообщила IslamNews инициатор проекта руководитель мусульманского культурного центра «Нур» г. Кемерово Нурания Галиахметова. Точная дата окончания реализации этого проекта пока неизвестна.

ИА «Грозный-информ» сообщило 11 сентября о награждении указом президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова орденом Кадырова муфтия Чечни Султана Мирзаева.

Как сообщили агентству в пресс-службе президента и правительства ЧР, С. Мирзаев был представлен к награде за весомый вклад в развитие духовно-нравственного воспитания молодежи в лучших традициях вайнахского народа.

ИА «Грозный-информ» сообщило 11 сентября о встрече представителей муфтията Чечни – организаторов Международного миротворческого форума «Ислам – религия мира и созидания» с журналистами чеченских СМИ, в ходе которой были подведены итоги работы этого форума.

В беседе приняли участие председатель Духовного управления мусульман республики, муфтий ЧР, председатель форума Султан Мирзаев и его советники.

С. Мирзаев, говоря об итогах форума, отметил: «Результаты превзошли все наши ожидания. <…> На наше приглашение откликнулись и приехали религиозные деятели из регионов России и 39 стран мира – Саудовской Аравии, США, Австрии, Польши, стран СНГ. Для гостей форума была проведена экскурсия по республике, они посетили строящуюся в Грозном центральную мечеть, здание Духовного управления, побывали на открытии исламского института в Курчалое. Участники форума не переставали удивляться. Для нас это самый большой результат: люди воочию убедились в том, что чеченцы и террористы – это разные понятия, совсем не связанные друг с другом».

Подготовил Рустам Шакиров.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/790/">ISLAMRF.RU: Мониторинг СМИ 10-16 сентября 2007 года</a>