RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг 1-7 октября 2007 года

15.10.2007 14:39

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации (за исключением Приволжского федерального округа)

Приложение к «Независимой газете» НГ-религии опубликовало 3 октября заметку Павла Круга «Третий завет Равиля Гайнутдина».

    В ней рассказывается об инициативе главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, выдвинутой 14 сентября на международной конференции «Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития» в Российской академии государственной службы и о реакции на нее представителей других конфессий.

    На конференции председатель СМР сказал следующее: «Возможно, наряду с названием «Коран» в качестве его смыслового эквивалента во время научно-практических конференций и богословских дискуссий можно было бы использовать понятие «Коран – Третий Завет». Триада «Ветхий Завет – Новый Завет – Коран как Третий Завет», подчеркивая общую богооткровенную природу иудаизма, христианства и ислама, может вывести осмысление межрелигиозных отношений в нашей стране на совершенно новый уровень».

    Автор отмечает, что Р. Гайнутдин озвучил мысль, давно вынашиваемую исламскими богословами: для того чтобы межрелигиозный диалог не был только лишь обменом любезностями, его нужно выводить на уровень богословского диспута.

    В заметке приводятся мнения представителей российских конфессий по этому вопросу.

    Так, заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Фарид Асадуллин, в частности, отмечает: «Для мусульман триада «Ветхий Завет – Новый Завет – Третий Завет» вполне обоснованна. Она подчеркивает общую богооткровенную природу всех монотеистических учений. Ислам не отрицает религиозный опыт иудеев и христиан, наоборот, включает в себя многие их положения. При этом сама логика ниспослания предыдущих Заветов приводит к пониманию того, что Коран является не чем иным, как третьим и последним Заветом.

    Муфтий Равиль Гайнутдин предложил современное понимание истин, заложенных в Коране. Мы исходим из того, что Бог един. Ислам в этом плане – наиболее последовательная, универсальная форма монотеизма. Между прочим, в Новом Завете нет никаких указаний на завершенность пророческих миссий. Следовательно, можно считать, что учение Пророка Мухаммеда и стало продолжением пророчеств Моисея и Иисуса».

    Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк (Головков)  придерживается иной точки зрения: «Можно ли назвать призывом к диалогу идеи, высказанные недавно муфтием Равилем Гайнутдином? Согласно ему, результатом диалога должно быть богословское признание ислама со стороны христиан. То есть призывая христиан к дискуссии, Гайнутдин говорит о заведомой цели, которую он хочет достигнуть в результате этого процесса. Но если цель уже определена, какое отношение будет иметь ее обсуждение к равноправному обмену мнениями? Это уже не настоящий диалог, а лишь его инсценировка, в которой одна сторона будет пытаться внушить другой свое понимание вопроса».

    Глава Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин продемонстрировал определенное понимание предложения Р. Гайнутдина: «Призывы всем верить в одно и то же изначально обречены на провал и бесперспективны. Но зная Равиля Гайнутдина – а он прагматичный и умный человек – я практически уверен, что он не стал бы делать никаких утопических заявлений. Речь идет о том, что три авраамические религии связывает общая цепь».

  • Газета «Известия» опубликовала 4 октября заметку Бориса Клина «Дума отменяет православную культуру».

    В ней рассказывается об обсуждении 3 октября в Госдуме законопроекта, исключающего из школьной программы «Основы православной культуры» и ряд других предметов, введенных на местах в рамках «регионального компонента». «Некоторые очень недовольны поправкой, уже принятой в первом чтении, – сообщает автор. - Против нее официально выступила Русская православная церковь». Так, юрисконсульт Московской патриархии Ксения Чернега в тот же день призвала заблокировать принятие законопроекта.

    «Однако замминистра образования Юрий Сентюрин дал понять, что на уступки идти не намерен», - подытоживает Б. Клин.

  • Газета «Коммерсант» в №178 от 1 октября опубликовала заметку Юлии Рыбиной «Бандиты зачистили родное село главы МВД Дагестана».

    В ней сообщается об убийстве девятерых жителей селения Гонода Гунибского района, в том числе начальника службы районных участковых Рашида Султанбекова, которое произошло 30 сентября. Большинство жертв являлись дальними родственниками главы МВД республики Адильгерея Магомедтагирова, уроженца Гоноды. Помимо предположения о невозвращении одним из убитых денежного долга следствие рассматривает и версию о мести ваххабитов министру внутренних дел.

    2 октября газета «Коммерсант» продолжила тему убийства девятерых гонодинцев

    Юлия Рыбина сообщила, что теперь в качестве основной версии следствием рассматривается причастность к массовому убийству ваххабитов. Они могли готовить засаду на главу МВД Дагестана, часто посещающего свое родное село. «Магомедтагиров всегда приезжает в родное село на Ураза-байрам. Не исключено, что это была разведка боевиков. Они могли готовить теракт или покушение на министра», - сообщил «Коммерсанту» высокопоставленный источник в МВД Дагестана.

  • Газета «Время новостей» подводит печальный итог выходных в Республике Дагестан заметкой Ивана Сухова от 1 октября «Дагестанская идентичность. За выходные в самой южной республике России убито 12 человек».

    Один из них - кадий мечети в селении Губден Нурмагомед Гаджимагомедов. «В Губдене полагают, что убийство Н. Гаджимагомедова могло стать демонстративным ответом боевиков на недавний визит в селение министра внутренних дел Дагестана Адильгирея Магомедтагирова, - отмечает журналист. - По мнению дагестанских экспертов, Губденская зона Карабудахкентского района является одним из мест сосредоточения приверженцев «ваххабизма». <…> Несмотря на единственный в России закон о борьбе с ваххабизмом, существующий в Дагестане после вторжения боевиков из соседней Чечни, пришедших поддержать местных фундаменталистов летом и осенью 1999 года, и репрессивные меры, принятые властями после тех событий, в Дагестане сохраняются несколько десятков ваххабитских общин».

    Есть ваххабиты и в Губдене – только здесь они стараются вести скрытный образ жизни. Молва вполне однозначно приписывает убийство кадия «чистым мусульманам», - заключает И. Сухов.

  • ИА «Грозный-информ» опубликовало 5 октября заметку Николая Варавина из объединенного пресс-центра Оперативного штаба в Чеченской республике «Возмездие неотвратимо».

    В ней рассказывается о мерах по нейтрализации бандподполья в Чечне за 9 месяцев этого года. За это время сотрудники МВД ЧР совместно с силами Временной оперативной группировки МВД РФ задержали 304 активных членов и пособников бандподполья. 64 участника бандформирований при оказании вооруженного сопротивления были убиты. Пятеро из них – лидеры бандгрупп и четверо так называемые «командующие фронтами вооруженных сил Ичкерии».

    «Это изрядно потрепало бандитские ряды Доку Умарова, а сам «президент Ичкерии» ушел в глухое подполье», - отмечает автор.

    Далее он перечисляет ликвидированных лидеров боевиков и их «послужные списки». В их числе и командующий так называемого Дагестанского фронта Раппани Халилов - «ярый приверженец ваххабизма, «выкормыш» Хаттаба, под руководством которого в 1998 году он занимался диверсионной подготовкой боевиков. Он был среди тех, кто привел на родную землю интернациональный сброд, именующий себя «мечами Аллаха»».

    Автор размышляет о причинах разрушения СССР, случившегося, по его мнению, в результате борьбы двух партий – условно называемых «русской» и «антирусской». Ту же «двухпартийную» ситуацию он наблюдает и сейчас.

    В. Карпец рассуждает о «патриотах», охотящихся за неграми, «азерами», «хачами», «чурками» и отмечает, что такой «патриотизм» только способствует утверждению в России так называемого антифашистского проекта, который, в отсутствие реального фашизма, «нужен только для того, чтобы вместе с антифашизмом вновь и вновь навязывать стране левопросвещенческую и леволиберальную идеологию и ее носителей – как правило, «этнических» или «профессиональных» антифашистов, в свое время, кстати, сумевших мастерски отвести удар от себя и направить его на кавказцев и мусульман. Антиисламизм, как и антифашизм, – это их идеология. И русский парень, бездумно идущий громить «черных» и «муслимов», действует по их наводке».

  • Газета «Новые известия» опубликовала 3 октября заметку Хавы Дачаевой «Сила красоты. Девушки Чечни стремятся улучшить внешность наперекор строгим законам ислама».

    В ней рассказывается о том, что все большую популярность у молодых чеченок набирают салоны красоты: «Сегодня на одном проспекте Кадырова, местном Арбате, их больше десятка».

    Девушек не останавливают ни высокие по местным меркам цены, ни выступления муфтиев, призывающие чеченок опомниться.

    Священнослужители протестуют, в частности, против перманентного макияжа – разновидности татуировок: «Нанесение рисунка на свое тело – язычество. Это противоречит исламу, нельзя вредить или делать больно собственному телу. Это запрещено. Так же, как и говорить, что женщина не красива. Если бы все мужчины об этом помнили, то у нас не было бы подобного явления», – пояснил «НИ» заместитель муфтия Чеченской Республики Хамзат-Хаджи Сирахматов.

  • ИА «IslamNews.ru» опубликовало 1 октября статью Фатимы Анастасии Ежовой «Почему Ислам приветствует полигамию и не приемлет полиандрии?»

    Автор обращает внимание на то, что в сегодняшней России обсуждение серьезных тем в СМИ, в том числе темы многоженства, сводится к фарсу: «Как только речь зайдет о легализации многоженства или о самом феномене мужской полигамии, нет-нет да какая-нибудь молоденькая девочка с пеной кудрявых волос или уже увядшая неприметного вида, чувствуется, уже имеющая «тайный зуб на всех эти мужиков» дама в очках и с короткой крашеной в бордовый цвет стрижкой задаст жалостивый вопрос: «Интересно, если мужчины ставят вопрос о многоженстве, почему мы не можем требовать многомужества?»».

    Это, по мнению Ф.-А. Ежовой, зловещий симптом, свидетельствующий не только о внешнем, но и о внутреннем разложении. Автор показывает, что, делая упор на мнимые права своего эго, такие женщины «игнорируют как фундаментальную разницу в психологии полов, так и потребности здорового общества». В Исламе же все противоречия снимаются: «Ислам создает почву для халяльного, легального претворения в жизнь этого качества (полигамности. – Р.Ш.) мужчины, причем при шариатском варианте все его женщины чувствуют себя защищенными и уважаемыми».

    Женский вариант полигамности, полиандрия, «в конечном своем итоге ведет к забвению и спутыванию родственных связей и, вследствие этого, кровосмешению, и - в конечном итоге - к вырождению народа, распространению моральных и генетических уродств».

    А в крупных российских городах полиандрия совсем не редкость: «Для многих привлекательных «осовремененных» барышень из числа столичных штучек «сезонная смена комплекта бойфрендов» - такая же неотъемлемая часть жизни, как и обновление гардероба раз в полгода на крупных распродажах или покупка нового мобильника со всеми прибамбасами. <…> Вирус промискуитета коснулся не только пропитанных гламуром столичных студенток и богемных тусовщиц из числа офисных служащих и «светских львиц». Бабенки попроще тоже часто летают в Турцию и Хургаду, чтобы «оторваться там по полной», или же «живут с двумя одновременно»».

    Автор делает неутешительный вывод: «Все это означает, что мы, увы, живем в обществе тотальных перверсий. Мужчины утрачивают свой изначальный стержень, установку на безусловное доминирование, собственный беспрекословный авторитет. Чувство и таинство любви и страсти полностью извращено и профанировано. Наконец, искажена, обезображена до предела сама природа женщины».

  • Сайт «Ислам.Ру» опубликовал 3 октября статью Рената Беккина «Женева-Лондон-Москва. Исламские финансы в Европе и в нашей стране».

    Автор, специалист по исламским финансам, рассматривает практику деятельности исламских банков в Европе, сумевших в конце концов завоевать пустовавшую нишу, – в отличие от России, где после отзыва в декабре 2006 года лицензии у Бадр-Форте Банка «у сторонников развития исламских финансов поубавилось оптимизма».

    При этом Р. Беккин призывает не идеализировать европейский опыт – «поначалу и там все развивалось не так уж гладко, как может показаться на первый взгляд». Он рассказывает об истории становления исламских финансовых институтов в Европе (Швейцария, Великобритания), начиная с Islamic Banking System International Holding, созданного саудовским принцем Файсалом в 1978 году в Женеве, и заканчивая сегодняшним днем.

    Исходя из европейского опыта, автор делает несколько выводов, касающихся перспектив исламских финансов в России: Центробанк России и другие надзорные структуры, в отличие от соответствующих европейских, скорее препятствуют, чем содействуют развитию исламских финансов в стране; все, что относится к Исламу, в России излишне политизируется, поэтому едва ли стоит ожидать создания исламского банка или страховой компании на федеральном уровне до тех пор, пока не последует соответствующего решения со стороны президента страны; отсутствие спроса на исламские финансовые продукты; 6 лет, в течение которых в России, в условиях «дикого капитализма», функционировал исламский банк (при этом предлагавший лишь ограниченный набор банковских продуктов), - это слишком маленький срок, чтобы всерьез говорить о перспективах исламского банковского дела.

    Р. Беккин подводит следующий итог: «Сейчас важно, кто первый найдет ресурсы и смелость создать в стране устойчивый исламский банк. Как нам представляется, это вопрос двух-трех ближайших лет. Наиболее перспективным представляется приход в Россию созданного на Западе исламского банка».

  • Сайт «Ислам.Ру» опубликовал 4 октября стенограмму круглого стола мусульманской общественности на тему: «Сближение России и исламского мира: стратегическое партнерство или конъюнктура?»

    В круглом столе, который прошел 5 сентября в Москве, приняли участие депутат Госдумы, координатор межфракционного объединения «Россия-Исламский мир: стратегический диалог» Шамиль Султанов, публицист Марат Хайретдинов, председатель правления ассоциации общественных объединений «Собрание» Мухаммед Саляхетдинов, исламский культуролог, журналист, общественный деятель Сергей Джаннат Маркус, эксперт Rand Corp., обозреватель журнала «Смысл» Руслан Курбанов, заместитель главы Санкт-петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Али Мухиэтдин. Вел встречу руководитель информационно-аналитического отдела Ислам.Ру Абдулла Ринат Мухаметов.

    Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные фрагменты беседы.

    Шамиль Султанов. Я, прежде всего, хотел бы сформулировать три предпосылки, в рамках которых мы можем размышлять по поводу обозначенной темы. Они ставят объективные ограничения на наши надежды, на наше восприятие процессов.

    Во-первых, мусульманские страны и Россия – это составные элементы, во всяком случае в экономическом плане, глобального механизма западной цивилизации. Речь идет о банковских структурах, основных экономических партнерах, экспортно-импортных потоках и т. д. Таким образом объективно масштабы маневрирования весьма ограничены.

    Второй момент. При всех заявках, которые делают Путин, лидеры мусульманских стран, мы по-прежнему плохо знаем друг друга. Когда я приезжаю на Ближний Восток, то вижу, что информации совершенно недостаточно, у людей на самых разных уровнях масса предрассудков по поводу России. То же самое характерно для Москвы. В высоких кабинетах, там, где занимаются внешней политикой, в том числе в отношении исламского мира, мусульманские страны, Организация Исламская конференция, глобальное исламское сообщество воспринимаются как нечто, в принципе, одно и тоже, хотя на самом деле это разные вещи.

    И, наконец, третий, очень важный, момент заключается в том, что в России есть определенные политические корпоративные страты и группы, которые выступают против развития отношений с исламским миром. Есть система лоббистских структур, связанных с частью российской бюрократии, которые препятствуют данной инициативе. Это факт. У них нет единой платформы, они проводят данную линию по разным причинам. Но общая негативная установка, общие политические процедуры существуют.

    Почему я об этом говорю? Потому что в процессе сближения России и исламского мира такой лоббистской структуры не существует. И это очень негативно сказывается на ситуации.

    <…> Внутри США произошла консолидация на уровне элит. Враг определен – тандем России и Китая. В этих условиях, кто является объективным союзником России? Это исламский мир. Куда бы я не приезжал, из разговоров с президентами, эмирами, с одной стороны, и, с другой, с теми, кто, может быть, находится на нелегальном положении, я слышал, что всеми ими Россия рассматривается как стратегический партнер. Исламский мир более раскрыт для нас, чем мы для него. <…> У нас гораздо больше русских, православных, которые понимают значение исламского мира для России, чем мусульман. Последние очень часто сидят где-то в провинции и говорят, что лишь бы нас не трогали и т. д. У них нет масштабного стратегического восприятия происходящего.

    У нас нет настоящей уммы, у нас нет мусульманской элиты. Это ключевой момент.

    Марат Хайретдинов. Последние годы меня не покидает ощущение того, что в российской правящей элите есть как реальный стратегический интерес к исламскому миру, так и конъюнктурные соображения. Что перевешивает, сказать сложно.

    На мой взгляд, небольшой, скажем прямо, поворот в сторону исламского мира был совершен по одной очень простой причине – пришло осознание того, что западная элита не собирается включать правящие в России круги в свой состав на приемлемых для них условиях. <…> Это привело к поиску новых партнеров. Россия стала делать шаги в сторону Китая, Индии и исламского мира. Таким образом, как ни парадоксально, Запад сам своей политикой вынуждает Москву поворачиваться к мусульманским странам.

    <…> Пока серьезную проблему создает игнорирование исламского фактора внутри страны. Да, для связей с мусульманским миром создаются различные полугосударственные фонды, структуры. Российские мусульмане все это, конечно, приветствуют, но смотрят на происходящее, к сожалению, со стороны. Реальное их участие в реализации проекта сближения с исламским миром весьма и весьма ограничено. Даже на уровне мусульманского духовенства связи крайне слабы.

    Сергей Джаннат Маркус. Я назвал бы Россию «потемкинской деревней», которая торгует оружием. Это характеристика наших отношений с исламским миром.

    <…> Суть «бутафорства» нашей сегодняшней уммы в том, что, несмотря на 15 лет свободы, в России пока не появилось базовых исламских институтов. Основное – это вакф, а также система взимания и распределения закята. Поэтому мусульмане вынуждены постоянно ходить с протянутой рукой. Просили денег у арабов, у турок, у кого-то еще. Часть средств некоторые лидеры клали себе в карман. Такого рода вещи имели место в ельцинское время, когда царила чудовищная коррупция. Но до сих пор данное явление окончательно не изжито.

    <…> За 15 лет мы, мусульмане, не создали реальной эффективной структуры реализации своих интересов. <…> Нет вакфа, нет самофинансирования, получается, нет должного достоинства у мусульман, которые сами себя кормят и сами для себя организуют все необходимое, начиная от школ и детских садов и заканчивая телевидением. <…> Сколько у нас издательств, сколько школ? Рафик Мухаметшин, ректор Российского исламского университета, заявляет, что за 15 лет огромное исламское сообщество страны не дало ни одного достойного учебника для преподавания в религиозных вузах. А ведь, реши эту проблему, мы могли бы выдвинуть идею развития отношений с исламским миром по академической линии. Раньше, с петровских времен, мы приглашали работать у нас западных профессоров, почему бы не возродить этот проект, но уже по отношению к мусульманским странам. Давайте, например, пригласим постоянно работающих профессоров из Малайзии.

    <…> Государству прежде, чем выходить на международное мусульманское пространство, что мы уже де-факто сделали, надо помочь выстроить умму внутри страны, поспособствовать возрождению Ислама в России. Необходимо создать министерство по делам религий; должна быть запущена специальная программа по воссозданию и инвентаризированию системы вакфов и закята, это в равной степени в интересах мусульман и государства, необходимые документы есть; наконец, следует выработать некую форму исторического примирения, покаяния за события в Поволжье 500-летней давности, на Кавказе – 200-летней.

    Руслан Курбанов. Пассионарность исламского мира нарастает сегодня быстрыми темпами. Мусульманские организации все больше заполняют публичное пространство. На Западе, как это не покажется кому-то парадоксальным, созданы очень крупные и серьезные структуры, в том числе по ведению диалога с мусульманским миром. К сожалению, о нашей стране этого не скажешь.

    Почему? В России гражданского самосознания нет не только у мусульман, но у подавляющего большинства населения государства в целом. Реальной социальной активности у нас не видно.

    На мусульманах эта проблема отражается особенно больно. К тому же, российское общество, власти, мусульмане нашей страны продолжают жить старыми стереотипами. <…> Это не позволяет выстроить нормальные рабочие отношения внутри страны и серьезно бьет по стратегическим отношениям Москвы с исламским миром.

    Множество существующих проблем можно было бы снять при развитии исламской гражданской активности, общественной самоорганизации. В первую очередь я имею в виду социальную напряженность, которая возникает из-за расслоения общества, обнищание целый социальных групп. Как? Дело в том, что последователям Ислама предписано развивать социальную взаимопомощь, помогать братьям по вере. Здесь структуры мусульманского гражданского общества могли бы взять на себя огромный груз проблем – издержек переходного периода. Но, к сожалению, таких структур в России нет. Где-то мы видим зачатки данного явления, но они еще не доросли до реальной социальной системы.

    <…> Культивирование социальной активности российских мусульман позволило бы сбить проблемы радикализации. Очевидно, что никто, кроме самих последователей Ислама, этот вопрос не решит. Но, к сожалению, у нас государство пока боится проявлений чрезмерной, как ему кажется, социальной активности мусульман, да и вообще со стороны всех остальных граждан.

    Али Мухиэтдин. Для того, чтобы расхлебывать ту кашу, которую мы имеем сегодня, необходима определенная система. Это не решается теми методами, которыми наше государство пытается тут оперировать. Я поясню. Когда приезжаешь на Ближний Восток и наблюдаешь то, как работают там представители России, видишь, насколько велика разделяющая нас стена. Мы относимся к мусульманским странам почти исключительно как к потребителям российского оружия. Мы хотим на них делать исключительно деньги. Но, не имея никаких мостиков - культурных, просто человеческих, - не получится. Натолкнемся на массу проблем. Все равно придется глубоко вникать в специфику мусульманских стран, которые, кстати всегда были торговыми и открыты к сотрудничеству.

    Также нельзя делать политику на двойных стандартах, а Россия пока этим, к сожалению, и занимается, причем вполне откровенно. <…> Торговать, конечно, хорошо. Но вопрос в том, с чем мы идем в исламский мир. Мы так же, как и Запад, продвигаем неолиберализм, отвергающий, в принципе, мусульманское видение мира, или что-то другое? Т.е. мы «как бы Америка, но только лучше» или же что-то кардинально иное? Ответа нет.

  • Сайт «Ислам.Ру» опубликовал 1 октября интервью с певицей Машей Алалыкиной, принявшей ислам, под заголовком ««Этот азан звучал по мне…» Маша, МашаАллах, пришла в Ислам».

    М. Алалыкина рассказывает о том, при каких обстоятельствах она пришла в Ислам и о своем сегодняшнем мировоззрении: «Могу с уверенностью сказать, что те, кого Всевышний наделил способностью размышлять и анализировать, в конечном итоге приходят к чему-то большему, чем просто раздобыть средства, чтобы на них купить еду, одежду, оплатить телефонные счета и пр. <…> Ходим, питаемся... Более абсурдного времяпрепровождения в этой быстротечной жизни сложно представить...»

    На вопрос: «Почему люди приходят в Ислам?» Маша ответила так: «Ислам в отличие от других «учений-течений» имеет под собой прочный фундамент, каждый кирпичик которого находится на своем месте. Это не просто «духовная практика», а конкретные законы повседневной жизни. Путь Ислама - для тех, чье сердце открыто и свободно от предрассудков. Многие люди стремятся жить по его законам, даже не предполагая о том, что есть такая религия».

    М. Алалыкина рассказала и о доисламском этапе своей жизни: «Следуя за нафсом, мы лишаем себя выбора, нам кажется, что мы выбираем, если мы захотели того или этого. На деле же человек лишается выбора и находится в плену своих собственных страстей, а таким человеком очень легко манипулировать. И чем дальше – тем сложнее признаться самому себе, что выбора-то у тебя и не было, что ты просто последовал за своим эго. Сложно признаться себе, что вряд ли следует дорожить тем, чего ты «добился» (танцуя в трусах по телевизору), скорее, все совсем наоборот».

  • Сайт Tayga.Info опубликовал 7 октября обзор Владимира Алабугина под заголовком «Религия играет незначительную роль в жизни России».

    Автор видит своеобразие современной религиозной ситуации в России в том, что с ростом приверженцев определенных конфессий растет и число людей, склоняющихся к принятию веры как таковой. Они верят не в Бога, а в сверхъестественные силы. Часть из них идентифицирует себя с традиционными для России конфессиями, но «в большинстве своем — это люди с неопределенным, эклектическим мировоззрением, с повышенным интересом к восточным религиозным учениям, к спиритизму, парапсихологии, астрологии».

    В обзоре приводятся обширные статистические данные по конфессиям, существующим в России (число исповедующих, общин и т.д.). В отношении мусульман отмечено, что они не имеют единой структуры - зарегистрировано свыше 40 духовных центров и управлений. Число явных и потенциальных мусульман достигает 15%. При этом В. Алабугин подчеркивает, что «у мусульман переход от пассивной религиозности к активной значительно проще, чем в православии».

  • ИА Regnum сообщило 2 октября о семинаре-совещании, которое провел накануне президент Дагестана Муху Алиев.

    На нем рассматривался вопрос организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной думы ФС РФ и президента РФ и мерах по обеспечению безопасности в Дагестане.

    Говоря о согласии внутри мусульманского сообщества республики, Муху Алиев сказал: «У нас одно Духовное управление мусульман Дагестана, мы должны его поддерживать и не допускать образования национальных духовных управлений, что, собственно, есть направление экстремистское». «А борясь с экстремизмом, все должны помнить, - заявил президент РД, - что никаких ваххабитов мы не преследуем. Речь идет о тех, кто, прикрываясь идеологией, совершает преступления против государства».

    В тот же день, 1 октября, президент Дагестана провел оперативное заседании Совета безопасности Республики Дагестанан.

    На нем он заявил: «На территории Дагестана продолжают свою диверсионную деятельность религиозные экстремисты». Муху Алиев отметил, что хотя в результате спецопераций экстремистскому подполью был нанесен ощутимый удар (17 сентября в поселке Ново-Сулак были уничтожены лидер НВФ Дагестана Раппани Халилов и его заместитель), деструктивные силы, действующие в республике, все еще не оставляют попыток дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в республике и в целом на Северном Кавказе накануне выборов в Государственную Думу РФ.

    Выступая на совещании, министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров сообщил, что в 2007 году членами незаконных вооруженных формирований совершено в республике 52 преступления террористической направленности, 54 посягательства на жизнь и здоровье сотрудников правоохранительных органов и руководителей органов государственной власти, убито 38 и ранено 80 человек. По словам министра в Дагестане действуют пять диверсионно-террористических групп.

  • Сайт «Кавказский узел» сообщил 7 октября о совещании, прошедшем в Духовном управлении мусульман Дагестана и посвященном предстоящему хаджу.

    Квота Дагестана для хаджа в Саудовскую Аравию составляет в этом году 12 тысяч человек. Всего для России в 2007 году властями Саудовской Аравии выделено 25 тысяч мест. На совещании был обсужден и вопрос вакцинации паломников от менингита. Руководство ДУМД подчеркнуло, что вакцинация проводится по требованиям Саудовских властей, и в связи с этим надо провести разъяснительную работу с выезжающими паломниками. Сейчас в наличии имеется около 10 тысяч вакцин, в ближайшие дни будут получены оставшиеся дозы. Вместе с паломниками в Саудовскую Аравию из Дагестана выедет группа врачей из 12 человек, среди которых будут терапевты, реаниматологи и зубной врач.

    «КУ» напоминает: границы Саудовской Аравии откроются для паломников 11 ноября. Основные ритуалы хаджа пройдут с 19 по 22 декабря.

  • Газета «Новые известия» сообщила 2 октября о том, что пожилые жители Чеченской республики в этом году смогут бесплатно совершить паломничество в Мекку и Медину.

    Все расходы по их поездке возьмет на себя государство. Об этом сообщил муфтий республики Султан Мирзаев. Всего Чечне для совершения хаджа выделена квота на 3 тысячи мест. Паломникам, не пользующимся льготами, поездка наземным транспортом обойдется примерно в 700 долларов, а перелет в Саудовскую Аравию и обратно будет стоить 59 тыс. рублей. Ожидается, что в хадже примут участие около 3 млн. мусульман со всего мира.

  • ИА «IslamNews» сообщило 4 октября о том, что на очередном заседании Госдумы рассматривался вопрос аккредитации религиозных вузов в России.

    Законопроект, разработанный членами фракции «Единая Россия» и предполагающий возможность получения выпускниками духовных школ и религиозных учебных заведений дипломов государственного образца, появился в июле этого года.

    Председатель комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорь Елеференко сообщил корреспонденту ИА IslamNews, что, по его мнению, аккредитация религиозного образования в России необходима: «Во всех цивилизованных странах государство признает религиозное образование и выдает специалистам-богословам дипломы государственного образца. Не вижу препятствий к внедрению такой практики и у нас. Российские религиозные вузы – будь то семинария или исламский университет - дают достаточно неплохое образование, которое необходимо узаконить сертификатом качества – дипломом государственного образца. России нужны богословы, признанные государством».

    На данный момент в Российском исламском университете есть факультет теологии, окончив который студент получает государственный диплом. Решение об этом было принято только в этом году, и это единичный случай.

  • ИА «IslamNews» сообщило 2 октября о том, что Совет муфтиев России обратился в комиссию Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям с просьбой рассмотреть вопрос о возможности открытия в городе магазинов шаговой доступности, в которых будут отсутствовать спиртное и табак, а также будет широко представлен ассортимент халяльной продукции.

    Председатель комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям, депутат Игорь Елеференко сообщил корреспонденту ИА IslamNews: «Закон о ликвидации игорных домов в жилой зоне был принят несколько месяцев назад: казино и игорные дома будут находиться в отдельном месте – за пределами населенных пунктов. Но на его реализацию уйдет года два. На месте казино появятся магазины шаговой доступности, где будет представлена в том числе и халяльная продукция. Также, вероятно, там могут быть интернет-кафе и культурные центры досуга молодежи».

    Комиссия Мосгордумы поддержала идею создания магазинов шаговой доступности, но окончательное решение может принять лишь правительство Москвы. В связи с этим просьбу Совета муфтиев России передали в Департамент потребительского рынка столицы.

  • Информационно-аналитический центр «Сова» сообщил 3 октября о том, что Верховный суд Республики Дагестан по заявлению республиканской прокуратуры ликвидировал филиал Исламского университета имени Сайфуллы Кади.

    Филиал был открыт на основании приказа руководителя университета, однако, согласно законодательству филиалы учреждений религиозного образования должны проходить лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в общем порядке. В данном случае разрешение на ведение образовательной деятельности получено не было.

  • Иркутское агентство «i38.ru» сообщило 3 октября о том, что в Иркутской области начал работу Межконфессиональный совет, созданный при администрации региона.

    На первом его заседании представители религиозных конфессий и обладминистрации обсудили вопрос о судьбе Иерусалимского кладбища, на месте которого сейчас находится Центральный парк культуры и отдыха Иркутска.

    Совет будет собираться раз в месяц. На его заседаниях будут рассматриваться наиболее злободневные вопросы – наркомания, демография и т. д. Председателем совета назначен руководитель аппарата администрации губернатора Дмитрий Авдеев.

  • ИА «IslamNews» сообщило 2 октября о том, что за три дня работы телемарафона «Дорога в Рай» в Буйнакске собрано 2,343 млн. рублей.

    Телемарафон проводился 28-30 сентября с целью сбора средств для расширения джума-мечети. «Впервые телемарафон был проведен 16 июня 2004 года, на нем было собрано около 2,4 миллиона рублей. Мечеть благополучно работает и принимает в свои стены мусульман, но некоторые строительные работы остались незавершенными и требуют дополнительных денежных вложений. Поэтому оргкомитетом по расширению джума-мечети Буйнакска было принято решение повторить акцию. Инициативу поддержала администрация ДУМД, общественность города, руководство администрации Буйнакска», - сообщил корреспонденту ИА IslamNews председатель пресс-службы ДУМД Магомед-Расул Омаров.

    Для 65-тысячного Буйнакска, в котором практически нет работающих предприятий и где доходы населения небольшие, собранная сумма является неплохим результатом, но для полного завершения строительных работ необходима сумма в 8 миллионов.

  • Сайт «Кавказский узел» сообщил 1 октября о том, что муфтий Чечни уволил семерых имамов сельских мечетей за ложное объявление о начале священного месяца Рамадан. Порядок нарушили имамы шести населенных пунктов Ножай-Юртовского района.

    «Имамы мечетей в некоторых населенных пунктах Чечни на один день вперед самовольно объявили в своих селах о начале поста, чем ввели людей в заблуждение. В связи с этим муфтий издал приказ об их увольнении», - сообщил руководитель пресс-службы духовного управления мусульман Чечни Султан Хасимиков.

  • ИА «IslamNews» сообщило 1 октября о том, что в стенах Московского государственного университета прошел ифтар.

    Его организовали студенты-мусульмане МГУ. В уже ставшей традицией трапезе приняли участие несколько десятков студентов и аспирантов МГУ. Во время ифтара была проведена лекция на тему «Взаимосвязь между поколениями», в ходе которой аспиранты поделились со студентами накопленным опытом, обсудили с ними многие насущные вопросы. Также состоялась лекция о Рамадане.

  • ИА «IslamNews» сообщило 7 октября о том, что 4-5 октября в Москве прошли мероприятия Международного дня Аль-Кодс, учрежденного в 1979 году лидером Исламской революции в Иране аятоллой Хомейни.

    Этот день отмечается мусульманами во многих странах мира, в том числе и в России, в знак солидарности с борющимся народом Палестины за освобождение священного города Аль-Кодс (Иерусалим) и его исламских святынь.

    В Москве состоялось три мероприятия, приуроченных к этому памятному дню.

    4 октября Культурное представительство при посольстве ИРИ, палестинское землячество и группа инициативных мусульман столицы провели собрание, на котором выступающие зачитали доклады об истории и значении Международного дня Аль-Кодс для мировой уммы. Лейтмотивом произнесенных на мероприятии речей стала идея об общеисламском характере борьбы за освобождение исламских святынь Аль-Кодса.

    5 октября в московской Соборной мечети также прошли официальные мероприятия, приуроченные к Международному дню Аль-Кодс. На них присутствовали глава ДУМЕР Равиль Гайнутдин, посол Палестины Бакер Абдель Мунем, аятолла Мохсен Куми и посол Ирана в России господин Голам-Реза Ансари.

    Несколько позже в тот же день прошел круглый стол «За мир и справедливость в Иерусалиме - городе трех мировых религий» с участием представителей ислама, православия и иудаизма.

  • ИА «IslamNews» сообщило 4 октября о коллизии возникшей вокруг материала, опубликованного 1 октября на сайте агентства Интерфакс, в котором сообщалось о торжественной встрече пятигорского имама Антона Степаненко прихожанами Соборной мечети Москвы во время пятничного намаза.

    По мнению наблюдателей, комментируя данное событие, Интерфакс придал ему тенденциозный оттенок. Так, отметив вскользь об отказе прокуратуры от первоначального обвинения А. Степаненко, Интерфакс тем не менее детально описал материалы следствия, создающие негативный образ пятигорского имама, которые не нашли подтверждения ни на предварительном, ни на судебном следствии, в результате чего было вынесено постановление суда от 30 марта 2007 года о прекращении уголовного дела в отношении Степаненко. Более того, Интерфакс предоставил откровенно ложную информацию, говорят адвокаты. В частности, утверждалось (со ссылкой опять-таки на материалы следствия), что вместе с пособниками Степаненко сутки удерживал в подвале двух человек, отказавшихся проповедовать ваххабизм.

    Адвокат А. Степаненко Сергей Сычев назвал сообщение Интерфакса «абсолютным передергиванием информации, ранее опубликованной Информационным агентством “IslamNews”, наносящим урон репутации мусульман и лично муфтия Равиля Гайнутдина». «Интерфакс искусно препарировал ее таким образом, как будто Степаненко действительно виновен в преступлениях, которых он не совершал, следовательно, мусульмане оказали торжественный прием в мечети как бы преступнику», - сказал С. Сычев.

    IslamNews отмечает, что это далеко не первый случай предоставления агентством Интерфакс необъективной и несоответствующей действительности информации в отношении ислама и мусульман.

  • Сайт «Ислам.Ру» сообщил 5 октября о том, что сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов намерен подать в суд на священника-миссионера Даниила Сысоева в связи с содержащимися в его книге «Брак с мусульманином» оскорбительными выражениями.

    Ислам.Ру напоминает, что книга Сысоева была презентована в Москве 12 сентября. Она рассказывает о том, «что произойдет с той, которая выйдет замуж за мусульманина», предупреждая женщин: они должны быть готовы к тому, что к ним «будут относиться как к животным». По мнению автора, «Коран призывает мужей наказывать жен… просто в целях улучшения характера», муж имеет право «заключать т.н. «временные браки» сроком от 1 часа до года», а «Аллах – это настоящий идол, построенный в уме Мухаммеда, пародия на Бога истинного».

  • Сайт «Ислам.Ру» сообщил 5 октября о том, что женская мусульманская организация «Голубушка» объявила благотворительную акцию в помощь больному питерскому мальчику Хасану Бедретдинову.

    Как сообщили Ислам.Ру в организации, уже собрано более 10 000 рублей, однако этой суммы хватит лишь на приобретение некоторых лекарств.

    Родители ребенка – известные мусульманские активисты Санкт-Петербурга. Мальчик неоднократно посещал детские исламские праздники, где выступал, читая Коран и стихотворения об Исламе. Община города уже помогла этой семье собрать денег на отечественный курс химиотерапии, однако у ребенка возникла непереносимость препаратов.

  • Сайт «Ислам.Ру» сообщил 3 октября о том, что строительство Соборной мечети Екатеринбурга откладывается.

    Это выяснилось в ходе рабочего совещания, которое провел председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров с членами областного правительства, депутатами Законодательного собрания области, представителями администрации Екатеринбурга и другими заинтересованными лицами.

    Строительство мечети до сих пор не вступило в активную фазу, несмотря на то, что соответствующее постановление областного правительства было принято год назад. Тогда губернатор Эдуард Россель высказался за строительство мечети.

    Основной причиной задержки строительства стали трудности в оформлении землеотвода. В. Кокшаров поручил участникам совещания завершить до конца года оформление документов на выделение земли, провести необходимую экспертизу проекта и заключить договор с заказчиком строительства. При этом он подчеркнул, что, ускоряя темпы работы, не стоит пытаться сэкономить на качестве проекта мечети.

    «Здание мечети должно стать настоящим украшением, достойным центра евразийской культуры, на звание которого претендует Екатеринбург», - сказал премьер. Он также выразил уверенность, что дом Аллаха будет возведен к встрече глав государств - участников ШОС в 2009 году.

  • ИА «IslamNews» сообщило 1 октября о том, что в этом году участники VII Межконфессиональной выставки «С верой, надеждой, любовью в третьем тысячелетии» соберутся на выставочной площадке Всероссийского выставочного центра с 11 по 17 декабря.

     Участники будут знакомить посетителей с направлениями миссионерской деятельности, культовыми обрядами и раритетами своих конфессий. Основной тематико-экспозиционный план этой выставки будет посвящен молодежи, ее жизни и проблемам.

    Каждой из 10 конфессий будет отдано полдня. Время, выделенное для мусульман, - вторая половина дня 15 декабря.

    Руководитель оргкомитета по подготовке к межконфессиональной выставке Рушан Аббясов сообщил корреспонденту ИА IslamNews: «Духовное управление мусульман принимает участие в выставке «С верой, надеждой, любовью в третьем тысячелетии» уже на протяжении шести лет. Основная цель ее – межконфессиональный диалог, что чрезвычайно необходимо в современном мире. Проведение таких выставок показывает, что в России нет проблем на религиозной почве. Сейчас мы формируем список организаций, желающих принять участие в выставке. Будут представлены издательские дома, халяль-индустрия, производители мусульманской одежды».

Подготовил Рустам Шакиров.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/839/">ISLAMRF.RU: Мониторинг 1-7 октября 2007 года</a>