RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Новый статус религиозных вузов и борьба с экстремизмом на Кавказе

22.11.2007 11:54

Предлагаем вашему вниманию обзор печатных и электронных СМИ по Российской Федерации за 12-18 ноября 2007 года (за исключением Приволжского федерального округа)

Наибольший резонанс в российских СМИ на прошедшей неделе вызвали события, связанные с начавшейся «реформой» дипломов духовных вузов. В то же время, не спадает и информационная волна, связанная с борьбой с экстремистскими группировками на Северном Кавказе, что символично: государство прекрасно осознает, что только лишь силовые методы борьбы не помогут в решении проблемы, нужны превентивные меры на уровне идеологии и образования. Власть, повышая статус духовных вузов, в том числе, рассчитывает и на то, что выпускники исламских университетов смогут в дальнейшем кооперировать с государством в образовательной и просвещенческой сферах.

Газета "Коммерсант" опубликовала 14 ноября заметку Павла Коробова и Юлии Таратуты «Духовное образование признают высшим. Церковные учебные заведения уравнивают в правах с государственными».

В заметке (отметим, что неправославные учебные заведения в ее заголовке проигнорированы. – Р.Ш.) комментируется принятие Госдумой в первом чтении законопроекта о наделении религиозных вузов правом выдавать дипломы государственного образца. Уступку, на которую пришлось пойти лоббистам законопроекта (она заключается в том, что религиозные вузы не получат статус госучреждения), «Коммерсант» называет «радикальной».

Газета рассказывает о двухлетней истории этого законопроекта. Причина задержки с его внесением в том, что в каждой из конфессий нашлись его противники: «Так, некоторые православные семинарии опасались потери независимости, а мусульмане - репрессий в адрес исламских учебных заведений, которым могут не позволить получить госаккредитацию, а после закрыть», а также споры о "клерикализации образования".

В заметке приводятся слова ректора Московского исламского университета Марата Муртазина, который указывает на открывающиеся перед духовными вузами финансовые возможности: "Религиозные вузы получат возможность получать финансовую помощь из местного или государственного бюджета на подготовку специалистов".

В целом отношение религиозных и светских экспертов к устранению многолетней несправедливости (из всех некоммерческих организаций только религиозные доселе не имели права на аккредитацию своих образовательных программ) положительное.


Той же теме посвящена заметка Анастасии Матвеевой от 14 ноября в деловой газете РБК Daily под заголовком «Священники займутся физкультурой. Религиозное образование подвели под госстандарт».

Автор приводит мнения нескольких экспертов о принятии законопроекта о госаккредитации религиозных образовательных учреждений.

Так, зампред комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы Александр Чуев пояснил РБК Daily, что законопроект дает возможность религиозным вузам получать государственное финансирование, а президент Института религии и политики Александр Игнатенко предположил, что он будет способствовать решению проблем исламского экстремизма: «Обеспеченность религиозных объединений мусульман высококлассными учебными заведениями позволит не посылать российскую молодежь на учебу за рубеж, где преподается иная, не такая, как в России, форма ислама, тот же ваххабизм, преподаваемый в учебных заведениях Саудовской Аравии».


14 ноября о принятии в первом чтении законопроекта, разрешающего выдавать выпускникам духовных образовательных учреждений дипломы государственного образца, написала и газета «Время новостей» (заметка Кирилла Мельникова «Одухотворенный диплом. Государство признает высшее религиозное образование полноценным»).

В заметке сообщается, что сейчас профессиональные религиозные образовательные учреждения могут получить только лицензию. Таковой уже обзавелось около ста учебных заведений, среди которых несколько высших: православные академии и университеты, два мусульманских университета (в Москве и Казани). «Чтобы получить полноценный диплом, студентам философских факультетов религиозных заведений приходилось опять идти учиться на какой-нибудь философский факультет МГУ, причем зачастую у тех же преподавателей», - сказал в беседе с корреспондентом «Времени новостей» один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов.

Он же подчеркнул, что с принятием закона дело не ограничится одной лишь легитимизацией «корочек» о высшем образовании: «Аккредитация - это большая ответственность для вузов, это значит, что они должны поддерживать определенные стандарты».


Несколько публикаций федеральных изданий было посвящено визиту в Казань первого вице-премьера РФ Дмитрия Медведева, состоявшемуся 12 ноября, в ходе которого также поднимался вопрос уравнивания в правах дипломов светских и духовных учебных заведений.


«Российская газета» опубликовала 13 ноября заметку Пьера Сидибе «Вера по лицензии. Дмитрий Медведев в Казани обсуждал проблемы духовного образования».

Д. Медведев, возглавляющий комиссию по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ, обсуждал вопросы высшего духовного образования в Российском исламском университете. На совещании с духовным и светским руководством Татарстана он подчеркнул многоконфессиональный характер российского государства и заявил, что духовному образованию в таком государстве должно уделяться самое пристальное внимание: «Религиозное образование играет важную роль в формировании толерантной среды в российском обществе».

Решение об аккредитации системы религиозного образования вице-премьер назвал «фундаментальным». Что касается финансирования вузов, то, по мнению первого вице-премьера, распределение государственных грантов должно касаться и негосударственных образовательных учреждений: «Важен уровень образования, а не то, является ли этот вуз государственным или негосударственным, духовным или светским».

Отвечая на вопрос о выделении эфирного времени на мусульманские телепередачи, Медведев отметил, что «представитель традиционных конфессий имеет право выступать на федеральных телеканалах».


О визите Д. Медведева в Казань рассказал также портал Vesti.Ru (Станислав Назаров, «Конфессиональное образование на одной ступени со светским») и др.


«Новая газета» опубликовала 12 ноября заметку Ольги Бобровой «Имитация боем. Счет убитых мирных граждан Ингушетии идет на десятки».

В ней сообщается о том, что в Ингушетии в ходе операции спецподразделения «Антитеррор» был убит шестилетний мальчик.

После убийства ребенка жители республики объявили, что собираются провести общенациональный митинг протеста 24 ноября в Назрани, на котором они потребуют объективного расследования многочисленных убийств мирных граждан.

А пока видные представители ингушской общественности (81 человек) обратились с открытым письмом к прокурорам и к президентам - российскому и ингушскому, в котором, в частности, говорится: «Мы хотим знать, кто устраивает подобные провокации в нашей республике, какие силы пытаются расшатать ситуацию, какие политические цели они преследуют, совершая столь жестокие и бессмысленные убийства мирных людей».

«Ситуация в Ингушетии накалена до предела», - сообщает О. Боброва.


Газета "Коммерсант" опубликовала 15 ноября заметку Мусы Мурадова «Доку Умарову предложили инвалидность. Лидер чеченских боевиков уехал на курорт».

Президент Чечни Рамзан Кадыров предложил экс-президенту Ичкерии Доку Умарову, недавно объявившему себя эмиром так называемого «Северо-Кавказского эмирата», выйти из подполья, «встать на колени и со слезами на глазах просить прощения у народа». Поводом к такому заявлению стала информация об ухудшающемся состоянии здоровья Д. Умарова.

По словам Р. Кадырова, в случае выполнения этого условия "серьезно больной Умаров" может рассчитывать на медпомощь и даже на получение инвалидности, жить с которой, правда, придется в заключении.

По мнению сторонников полевого командира, призыв чеченского президента не даст результата. А хорошо знающий Умарова корреспондент радио "Свобода" Андрей Бабицкий сказал «Коммерсанту», что у «эмира» и так есть все возможности для того, чтобы получить квалифицированную медпомощь и медикаменты, и находится он сейчас не в Чечне, а на базе боевиков в Кабардино-Балкарии.


Газета "Коммерсант" опубликовала 13 ноября заметку Юлии Рыбиной и Сергея Машкина «"Меч Аллаха" раздавили танком. В Дагестане уничтожили боевиков, покушавшихся на главу МВД».

В ней подробно расписывается, как накануне в Махачкале был уничтожен костяк группировки "Сейфулла" ("Меч Аллаха"), совершившей два покушения на главу МВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова и другие теракты. Дом, в котором укрывались боевики, расстреляли из крупнокалиберных пулеметов и огнеметов, а потом сравняли с землей с помощью танка. Были обнаружены трупы девятерых боевиков (среди них две женщины), но лидера "Сейфуллы" среди них не оказалось.

А. Магомедтагиров рассказал, что нейтрализованные боевики входили в так называемый буйнакский джамаат и были причастны к десяткам нападений на военных и милиционеров. В частности, именно они в июле этого года совершили теракт в Кизилюрте, взорвав на спортивной площадке средней школы шестерых милиционеров. В прокуратуре и ОВД Буйнакска корреспондентам «Коммерсанта» рассказали, что уничтоженные боевики ранее подчинялись лидеру группировки "Шариат" Расулу Макашарипову. Летом 2005 года после его ликвидации создали свою бригаду - "Сейфулла", возглавил ее ближайший сподвижник Макашарипова Бамасхан Шейхов. По оперативным данным, своим врагом номер один он объявил министра Магомедтагирова, руководившего ликвидацией "Шариата".


«Комсомольская правда» опубликовала 15 ноября заметку Александр Коца  «В Москве появились исламские кварталы. Демографы опасаются повышения плотности мусульман в отдельных районах столицы».

Она посвящена деятельности мусульманской общины Южного и Северного Бутова «Милость», которая инициирует сбор денег на строительство мечети на улице Ахмата Кадырова и планирует создание мусульманских детских садов, школ, поликлиник и культурно-развлекательных центров.

Корреспондент «КП» взял интервью у председателя и имама общины. Марат Алимов делится планами общины, рассказывает о ее благотворительной деятельности («Мы помогаем не только мусульманам. Собираем помощь для приютов, для интернатов - одежду, старые компьютеры. Мы не пиаримся»), объясняет, почему мусульмане хотят воспитывать детей в «своих» детсадах («Первая проблема - питание. <…> Кроме того, родители должны быть уверены, что ребенка ничему плохому не научат». При этом «двери для всех открыты. Если это детский сад, то туда могут ходить и русские дети, к примеру»).

Газета приводит «комментарий специалиста» - директора Института демографических исследований Игоря Белобородова, который оценивает деятельность бутовской мусульманской общины резко отрицательно, в чем-то даже профанируя вопрос: «Что произойдет с ребенком-мусульманином, если он будет питаться так же, как дети из православных или атеистических семей? Это как-то ему вредит? Если нет, то это демагогия, желание этнически изолироваться и демонстрация пренебрежения к окружающему миру».

Исламовед Руслан Курбанов же считает, что «если грамотно выдерживать баланс исламского образования с общешкольным, поддерживать контакты между общинами, привлекать мусульман к общественной жизни, то большой опасности возникновения анклавов не будет».


Радиостанция «Свобода» опубликовала 16 ноября стенограмму передачи «Грани Времени», посвященную вопросу «Допустимо ли вмешательство религиозных конфессий в политическую жизнь страны?»

Гостем передачи был философ, публицист Виктор Аксючиц, а поводом к ней послужила встреча президента России с протоиреями Русской православной церкви, намеченная на 19 ноября.

Говоря о проблемах сосуществовании религиозных институтов и государства, В. Аксючиц заявил, что, по его мнению, должны быть приняты закон, признающий основные религиозные конфессии в стране репрессированными конфессиями, и закон о традиционных религиозных конфессиях: «Потому что беспрецедентные во всей мировой истории были религиозные гонения и в смысле изъятия всего и всей собственности, и в смысле уничтожения десятков сотен и даже миллионов людей по признаку религиозной веры. И из признания законом религиозных конфессий репрессированными следует возврат церковной собственности. Прежде всего, возврат храмов и земель под этими храмами, монастырей. На сегодняшний день все принадлежит государству. Не все верующие об этом знают, тем более светские люди не все об этом знают». (Далее в ходе передачи Аксючиц оговорился, что собственность необходимо возвращать и мусульманам тоже.)

В ходе передачи были воспроизведены реплики экспертов (в записи). Один из них, лидер Международного правозащитного движения Александр Дугин, считает, что в России настало время возврата к дораскольным временам, когда церковь и государство были едины, и церковь давала смысл существованию государства. Он уверен, что представители других традиционных конфессий не будут против, поскольку сейчас они «страшно озабочены вырождением нации, будь то мусульмане, или иудеи, или буддисты, или православные христиане, которое происходит в эпоху глобализации».

В. Аксючиц назвал такой подход, подразумевающий клерикализацию государства, утопией.

Отвечая на реплику председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, констатировавшего ориентацию российских политиков исключительно на православную церковь, В. Аксючиц отметил, что он «не видит, чтобы ислам в российской жизни был более ущемлен, чем Русская православная церковь».


Сайт «Ислам.Ру» опубликовал 12 ноября стенограмму круглого стола на тему «Мусульмане в общественно-политических процессах России. Исламский фактор на выборах», состоявшегося 1 ноября в Москве в рамках III Всероссийского мусульманского форума.

В круглом столе приняли участие депутат Госдумы РФ, координатор межфракционного объединения «Россия - Исламский мир: стратегический диалог», глава совета по национальной политике и член президиума партии «Справедливая Россия» Шамиль Султанов, мусульманский общественно-политический деятель, бывший глава «Бадр-Форте Банка», первый номер пензенского регионального списка СПС Адалет Джабиев, сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа, глава центра этнополитики и Ислама Деньга Халидов, руководитель отдела политики журнала «Смысл», эксперт RAND Corp. Руслан Курбанов, политолог, исламовед, советник Совета муфтиев России Ахмед Азимов, руководитель общественной организации «Исламское просвещение» (Петрозаводск), сотрудник Духовного управления мусульман Карелии Фатима Виктория Вебер, заместитель главного редактора газеты «Новые Известия» Саид Бицоев, ректор Института теологии и религиоведения (Махачкала), один из создателей первого в постсоветской России мусульманского общественно-политического движения «Нур» Максуд Садыков, сопредседатель Института свободы совести (Москва), юрист Сергей Бурьянов, журналист, обозреватель ИА IslamNews, правозащитник Фатима Анастасия Ежова, журналист, обозреватель газеты «Газета» Надежда Кеворкова, руководитель телепрограммы «Ислам сегодня» (Екатеринбург) Алексей Старостин и др.

Модератором круглого стола выступил руководитель информационно-аналитического отдела Ислам.Ру Абдулла Ринат Мухаметов.

Предлагаем вашему вниманию фрагменты состоявшегося разговора.

Ш. Султанов в своем выступлении сосредоточился на обязанности каждого мусульманина занимать активную социальную позицию, резюмировав, что участвовать в выборах в любом случае необходимо.

С ним солидарен и А. Джабиев: «Мы (мусульмане. – Р.Ш.) обязаны быть субъектом политического процесса. А единственный легитимный путь для этого, хотим мы этого или нет, – выборы всех уровней. <…> Мусульмане в России, насчитывая 20 млн. человек, на мой взгляд, могут иметь блокпакет во всех выборных органах и, опираясь на это, вводить своих людей в исполнительные органы власти. Да, возможно, контрольный пакет тяжело взять, но блокпакет – это вполне реальная задача».

Остальную часть своего выступления А. Джабиев посвятил критике «партии власти», а также политическим задачам, стоящим перед мусульманами России (не допустить реставрации тоталитаризма, остановить полицейский произвол, добиться социальной справедливости, утвердить в обществе приоритеты интернационализма и межнационального диалога, обеспечить религиозное равноправие и реальную свободу совести и др.).

Д. Халидов задался следующим вопросом: как воссоздать в стране единую целостную общину мусульман, которая могла бы быть субъектом в политической системы государства? На сегодня эта задача, по его мнению, выполняется неудовлетворительно, и причина тому -  то, что «Россия встроена в глобальный сценарий борьбы с Исламом. Эта кампания многоаспектна, носит комплексный характер. Она ведется не военными методами, а в основном посредством информационных и политических технологий».

Решение, которое видится Д. Халидову, заключается в объединение усилий мусульман, «начиная с Петрозаводска и кончая Дагестаном, от Владивостока и до Калининграда». В качестве примера такой объединительной деятельности он назвал работу нижегородского, саратовского, карельского духовных управлений мусульман, частично Совета муфтиев России.

По мнению Д. Халидова, либеральные ценности прямо противоположны Исламу. Мусульманам гораздо ближе левые и консервативные партии, в том числе своим упором на мораль, на роль религии, на социальную справедливость.

Р. Курбанов считает, что большинству российских партий мусульмане «не интересны». Они не видят в мусульманах электоральный ресурс, не видят в них тех, с кем можно решать какие-то серьезные вопросы. Происходит это в силу периферийности российских мусульман по отношению к мировым центрам исламской мысли и политической инициативы, которая, в свою очередь, порождена разобщенностью (в том числе этнической) российских последователей Ислама, их «элементарной неграмотностью в Исламе, особенно в политических вопросах», боязнью политической активности.

А. Азимов полагает, что для того, чтобы с мусульманами в России начали считаться, должно прийти новое поколение уммы, «которое иначе воспитано, которое полностью отдает себе отчет в том, в каком обществе оно живет, но в то же время хорошо осведомленное в плане Ислама», а также нужен «крепкий, профессиональный мобильный актив. Необходим также наднациональный лидер, общий для всех – и для мусульман Поволжья, и Кавказа. Должна быть четкая программа, основанная на принципах Ислама, патриотизма и гражданской ответственности».

В качестве промежуточного этапа А. Азимов предлагает создание силами признанных духовных, общественных, информационных центров некоего меморандума, «в котором на основе определенных критериев была бы отражена позиция по отношению к той или иной политической силе – заслуживает ли она доверия мусульман или нет. <…> Тогда люди будут четко знать, по крайней мере, на кого ориентироваться».

Ф.-В. Вебер считает, что задача исламской общественности России – выступить активной силой на следующих, 2011 года, выборах («к нынешним выборам нам уже нечего предложить»).

При этом необязательно создавать какую-то очередную консолидирующую структуру, так как «наиболее видные, активные, богобоязненные, грамотные, не страшащиеся отстаивать свою позицию мусульмане, могут проявить себя и находясь в уже существующих партиях». Кроме того, мусульманам необходимо проявлять общественную и политическую активность на местном уровне.

С. Бицоев видит главную проблему России в отсутствии гражданского общества. Это, естественно, ударяет и по мусульманам: «У нас всех разбивают по национальностям, что даже не складывается оснований для появления именно гражданской идентичности».

Главной же проблемой мусульман он называет их необразованность. Мусульмане не входят в интеллектуальную элиту страны, и в результате «российское общество само по себе, мусульмане сами по себе».

М. Садыков полагает, что если сегодня нет партии, которая напрямую работала бы с мусульманским сообществом России, то это говорит о том, «что это, может быть, пока и не нужно», что мусульмане до этого «не созрели».

С. Бурьянов рассказал об исследовании, проведенном в 2003-2004 гг. и посвященном влиянию религиозного фактора или фактора государственно-конфессиональных отношений на выборы. В результате был сделан однозначный вывод: «на федеральных выборах абсолютно четко работает фактор государственно-конфессиональных отношений. И абсолютно четко видно, что партии, которые пытались эксплуатировать исламские или православные идеи, не получили даже более-менее приемлемого количества голосов. Поэтому, если у вас нет выхода на государственный ресурс, то использовать религиозный фактор просто бесполезно – это вообще ничего не дает».

При этом неправославным традиционным конфессиям России не стоит тешить себя надеждой, что они попадут в некий привилегированный пул. Потому что, по мнению С. Бурьянова, «для сакрализации власти нужна одна конфессия – самая традиционная».

Н. Кеворкова думает, что не только мусульманину, но и любому по-настоящему верующему человеку в России тяжело: «Против приверженцев всех конфессий, поверьте мне, работает колоссальной мощи машина. Она изменяется, мы не можем ее конкретно обозначить, лучше даже за это не браться. В такой ситуации все верующие должны искать те точки, которые их объединяют, а не разъединяют».


ИА «Regions.Ru» опубликовало 15 ноября опрос священнослужителей на предмет восторженной встречи движением "Наши" Виталия Калоева, освобожденного из швейцарской тюрьмы.

Несколько православных священнослужителей осудили и кровную месть, на которую пошел В. Калоев, и шумиху вокруг его освобождения.

Председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев высказал аналогичное мнение: "Я не понимаю тех, кто восхищается Калоевым. Конечно, гибель семьи - большая трагедия. Но этот человек устроил самосуд. Мы живем в цивилизованном мире, и делать из человека, который совершил самосуд и до сих пор считает, что прав, национального героя, нельзя. Пропаганда подобных поступков может нам дорого обойтись".


«Российская газета» опубликовала 15 ноября заметку Андрея Лебедева «По святым местам. Все больше российских паломников хотят совершить хадж».

В ней приводятся ответы ответственного секретаря комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрея Себенцова на некоторые вопросы, связанные с предстоящим хаджем.

Затронув вопрос географии российских паломников, А. Себенцов отметил ее неравномерность: «В Дагестане проживают 2,5 миллиона мусульман, и в паломничество отправятся 13 тысяч человек. Кавказ отправит 5800 человек. Еще 2000 человек отправит Центральное духовное управление мусульман, и еще 4500 поедут от Совета муфтиев».


«Новые известия» опубликовали 12 ноября заметку Михаила Поздняева ««Помощь надо искать в мечети». В столице начал работать телефон доверия для мусульманок».

В ней рассказывается о первом мусульманском «телефоне доверия», который заработал в Москве.

Отмечается отличие этого проекта от его восточных аналогов. В странах исламского мира звонящие общаются с автоответчиком, при этом все звонки платные. У нас же операторы – практикующие специалисты: врачи, психологи, юристы, педагоги, и разговор тем, кто в нем нуждается, ничего не стоит.

Автор приводит разные мнения относительно этого начинания – положительное (президента фонда «Женщины и политика» Раисы Мордвиновой) и отрицательное (председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля).


«Новые известия» опубликовали 15 ноября заметку Анны Семеновой и Хавы Дачаевой «Декольте вне закона. В Чечне запретят продажу слишком откровенных свадебных платьев».

В ней сообщается о заявлении, сделанном президентом Чечни Рамзаном Кадыровым в эфире местного государственного телеканала. Президент Чечни объявил войну откровенным свадебным нарядам. В частности, Р. Кадыров сказал: «Я дал поручение полностью убрать во всех свадебных салонах и ателье республики эти полуоткрытые платья. <…> Я не понимаю, как можно войти в дом мужа в качестве невестки с огромным декольте и просторным воротником, к тому же и без платка?!»

Эту инициативу поддержали религиозные деятели Чечни. «Муфтий Чеченской республики дал поручение рекомендательного характера всем муфтиям и местным муллам, – рассказали «НИ» в муфтияте ЧР. – Если платье невесты не соответствует канонам мусульманства, то мы рекомендуем родственникам как жениха, так и невесты сделать молодым замечание».


Газета «Труд» опубликовала 15 ноября заметку Людмилы Безруковой «Матвиенко не боится террористов. Начался суд по делу о покушении на губернатора».

В ней сообщается о том, что 14 ноября в горсуде Санкт-Петербурга начались закрытые предварительные слушания по делу о несостоявшемся покушении на губернатора Валентину Матвиенко весной прошлого года. Защита утверждает, что дело троих молодых петербуржцев-мусульман (Тимура Саидгареева, Равиля Муратова и Федора Баранова, состоявших членами официально разрешенной исламской культурно-просветительной религиозной организации "Аль-Фатх"), сфабриковано ФСБ. Защитники двоих обвиняемых потребовали суда присяжных.

Автор отмечает, что громким заявлениям о том, что на Валентину Матвиенко готовилось покушение, в северной столице мало кто поверил.


«Московские новости» опубликовали в №45 от 16-22 ноября статью президента Общества российско-американской дружбы Владислава Краснова «В ожидании Армагеддона. "Христианские сионисты" толкают США на войну с Ираном».

В ней сообщается о заявлениях, сделанных во время саммита "христианских сионистов" в июле 2007 года руководителем организации "Объединенные христиане за Израиль", популярным ТВ-проповедником пастором Джоном Хэйги. Хэйги, в частности, заявил, что "для Америки настала пора подумать о превентивном военном ударе по Ирану для предотвращения ядерного холокоста в Израиле и ядерного нападения на Америку". Эти слова с удовлетворением восприняли многие представители американского истеблишмента.

Автор подробно рассказывает о "христианских сионистах" как религиозно-политическом движении («это разновидность протестантских "фундаменталистов", которые интерпретируют нынешние события в мире как буквально сбывающиеся пророчества») и  приводит соображение пастора Хейги относительно роли России во всемирной смуте, предшествующей Апокалипсису: «Главной силой Зла (силами меньшего масштаба ему видятся все остальные враги Израиля, то есть палестинцы, арабы, "Аль-Каида" и Иран. – Р.Ш.) выступит Россия - покровительница мусульманских террористов и поставщик ядерного оружия Ирану».

В. Краснов отмечает, что «проповедника совершенно не смущает то, что СССР был главным противником Гитлера, первым признал Израиль, что многие израильтяне - выходцы из России и что современная Россия сама борется с мусульманскими экстремистами».


«Кавказский узел» сообщил 13 ноября о том, что парламент Кабардино-Балкарии принял в первом чтении закон "О республиканской целевой программе "О взаимодействии с религиозными организациями КБР и их государственной поддержке в 2007-2010 гг."

На финансирование программы планируется выделить 98,1 млн. рублей. В ее рамках будут построены две новые мечети в Нальчике, там же будет достроен православный храм, реконструированы две мечети в Баксанском районе КБР, а также синагога в Нальчике. Кроме того, в рамках этой программы в Нальчике будет открыт Дом дружбы народов КБР.

Особое внимание в программе уделяется повышению образовательного уровня служителей культа. Как следует из документа, "из 157 имамов, работающих в районах и селах, высшее религиозное образование имеют только 15. А Исламский институт при Духовном управлении КБР в Нальчике  не обладает достаточной материально-технической базой, чтобы  решить эту проблему".

В программу заложено и проведение комплексного этносоциологического исследования религиозной обстановки в КБР, введение в учебных заведениях предмета "История и культура мировых религий", подготовка специалистов-религиоведов и конфликтологов в ряде вузов республики.

Служители культа в качестве вознаграждения от государства будут получать стипендию. Намечена  встреча руководителей субъектов ЮФО с духовными лидерами регионов, которая пройдет в Нальчике.

«КУ» дает справку: в Кабардино-Балкарии зарегистрировано 170 религиозных объединений. Из них - 121 мусульманское, 19 православных, одно иудейское, 3 римско-католических и 27 протестантских.  Функционируют 130 мечетей, 18 православных церквей,  23 молельных дома и одна синагога.


ИА Regions.Ru опубликовало 15 ноября несколько заметок, посвященных новинкам Издательского дома «Медина», представленным на III Всероссийском мусульманском форуме в Москве 1 ноября.

Среди них - книга председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области Умара-хазрата Идрисова «Бухарские воспоминания. 20 лет служения имамом», новый сборник по истории Ислама в советское время «Ислам и мусульмане по материалам Восточного отдела  ОГПУ. 1926 год» известных российских историков-арабистов Дмитрия Арапова и Григория Косача, свежий выпуск ежеквартального научного альманаха «Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты».

С рецензиями на издания можно ознакомиться здесь http://www.regions.ru/news/islam/2109100/, здесь http://www.regions.ru/news/islam/2109103/ и здесь http://www.regions.ru/news/islam/2109098/.


Сайт Совета муфтиев России сообщил 14 ноября о том, что председатель СМР, председатель Духовного управления мусульман европейской части России Равиль Гайнутдин принял участие в конференции "Роль мусульманских общин в укреплении единства России", посвященной  90-летию I Всероссийского мусульманского съезда в Москве.

Конференцию провели Духовное управление мусульман Европейской части России и региональная Татарская национально-культурная автономия г. Москвы.

 «Мы живем в светском государстве. Но последователи Ислама имеют равные права со всеми гражданами России и это является залогом стабильности в обществе и  залогом единства нашего государства,  нашей России», - подчеркнул в своем выступлении Р. Гайнутдин.

На пленарном заседании с докладом  «Историческое значение I Всероссийского мусульманского съезда» выступил заведующий отделом науки ДУМЕР, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Фарид Асадуллин.


Сайт радиостанции «Эхо Москвы» сообщил 18 ноября о том, что российские мусульмане создают движение в поддержку Владимира Путина.

Создание этой общественной организации на рабочем заседании Совета муфтиев поручено руководителю Исламского культурного центра Абдул-Вахеду Ниязову. В свою очередь, глава Совета муфтиев Равиль Гайнутдин призвал единоверцев принять участие в предстоящих парламентских выборах.


РИА Новости сообщили 16 ноября о том, что лидеры духовных управлений мусульман осудили действия псевдорелигиозной секты, которая укрылась в подземном убежище в Пензенской области и готова взорвать всех находящихся там людей.

"Сектанты именуются "настоящей Русской православной церковью", но очевидно, что это ненормальные люди, их действия находятся за гранью светских и религиозных законов", - сказал РИА Новости первый заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин.

"Мусульмане серьезно озабочены состоянием религиозного просвещения народов нашей страны, мы солидарны с митрополитом Кириллом, выступившим с соответствующим заявлением", - добавил Гизатуллин.

Замглавы Единого духовного управления мусульман Пензенской области Абдурауф Забиров также считает, что вожди пензенских сектантов не имеют ничего общего с религией и нравственностью.

"Сектантам удалось вовлечь в свои ряды простых людей и заманить в подземелье молодежь, малолетних детей, которые являются заложниками, поэтому все происходящее нужно рассматривать с точки зрения законов светского государства и назвать сектантов террористами", - сказал А. Забиров.


РИА Дагестан сообщило 14 ноября о встрече ректоров религиозных образовательных учреждений Дагестана и алимов республики.

Религиозные деятели Дагестана решили объединиться, чтобы сообща решать свои проблемы. «Задачи, которые стоят перед нами, мы должны решать вместе. Нам нечего делить, хотя и говорят, что алимы сегодня раздроблены и не могут прийти к единому мнению» - такими словами открыл встречу президент Северокавказского университетского центра исламского образования и науки Магди-хаджи Мутаилов.

Вместе с ним на встрече председательствовали муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдуллаев, ректор Института теологии и религиоведения Максуд Садыков и председатель комитета по делам религий правительства РД Ахмед Магомедов.

М. Садыков заявил, что исламские учебные заведения, которых в последнее время стало много, надо не закрывать, как предлагают некоторые, а укреплять и развивать.

В связи с тем, что требования лицензирования духовных вузов, в том числе требования к организации учебного процесса, после придания диплому о религиозном образовании статуса государственного будут ужесточаться, ректора посчитали, что «в одиночку выжить будет трудно».


Сайт «Ислам.Ру» сообщил 13 ноября о том, что 80 паломников со Среднего Урала, которые в этом году намереваются совершить хадж, смогут сделать это, вылетев прямо из Екатеринбурга. Стоимость всей поездки составляет 48 тысяч рублей.

«Ислам.Ру» отмечает, что раньше уральские паломники вынуждены были присоединяться к группам, формируемым в Уфе или Казани.


Сайт «Ислам.Ру» сообщил 12 ноября о том, что правительство Свердловской области объявило конкурс среди строительных компаний с целью определить подрядчика, который займется возведением Соборной мечети Екатеринбурга.

Строительство комплекса планируется начать в первом квартале 2008 года и завершить через год – к саммиту ШОС-2009. Средства на его возведение будут выделены из фонда губернаторских программ.


Газета «Труд» сообщила 13 ноября о визите на Kамчатку верховного муфтия мусульман Азиатской части России Нафигуллы Аширова.

Муфтий встретился с градоначальником Петропавловска Владиславом Скворцовым и членами мусульманской общины краевого центра.

На встрече Н. Аширова с камчатцами обсуждался вопрос будущего строительства мечети в Петропавловске.

Газета отмечает, что на полуострове насчитывается порядка 30-ти тысяч последователей ислама.


ИА «Грозный-информ» сообщило 17 ноября о высказываниях муфтия Чечни Султана Мирзаева, касающихся планов строительства мирной духовной жизни в республике.

Близится к завершению строительство центральной мечети в Грозном, где одновременно смогут совершать намаз до десяти тысяч мусульман. В комплексе с мечетью возводится здание Духовного управления мусульман ЧР.

Кроме того, по словам С. Мирзаева, в ближайшее время в Грозном начнет функционировать самый большой в стране Исламский центр. Молодым людям, которые хотят посвятить себя изучению религии, не придется уезжать в арабские страны. В настоящее время ДУМ ЧР разрабатывает и согласовывает план и программу обучения, в которую включат и светские предметы.

Подготовил Рустам Шакиров.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/959/">ISLAMRF.RU: Новый статус религиозных вузов и борьба с экстремизмом на Кавказе</a>