RSS | PDA | Архив   Суббота 11 Май 2024 | 1433 х.
 

Отражение проблематики "вера-человек-общество" в творчестве Максима Горького

24.09.2009 17:48

"Как это ни удивительно, до сих пор никто не имеет о многом в жизни Горького точного представления" (Иван Бунин, 1)  

 

«Татарин расстилает что-то на нарах, становится на колени и - молится. Барон (указывая Сатину на Татарина). Гляди! Сатин. Оставь! Он - хороший парень, не мешай! Он - молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить, это его дело! Человек – свободен. Он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он - свободен! Человек -..это не ты, не я, не они...- это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! Это - огромно! В этом все начала и концы. Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно!» (Максим Горький. Пьеса «На дне»,2)

 

«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (Коран, сура "Смоковница", аят 4)

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел» (Коран, сура "Корова",  аят 286).

«Скажи: "Каждый человек избирает свой путь, а вашему Господу лучше знать, кто следует более прямым путем"» (Коран, сура "Перенес ночью", аят  84)

«Скажи: "Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный"» (Коран, сура "Пещера", аят 110)

«Сотворение и воскрешение ваше подобно сотворению и воскрешению одного человека» (Коран, сура "Лукман", аят 28)

 

«Образы и картины [М.Горького] разные читатели могут,  разумеется, истолковывать различно, смотря по степени  своего понимания, а может быть, и добросовестности". (Николай Михайловский, русский социолог, идеолог  либерального народничества, 3)

 

 

На открытии II Всесоюзного Съезда т.н. «Союза Воинствующих Безбожников» (1929 г.) прекрасный русский писатель Максим Горький сказал: "Весь тот быт, который мы создаем сейчас, насквозь антирелигиозный. Во всем, что сейчас делается в нашей стране... сказывается ясно антирелигиозная воля... Религии нет места в том огромнейшем процессе культурного творчества, который с невероятной быстротой развивается в нашей стране. Кто может быть сильнее нашей воли и сильнее нашего разума? Наш разум, наша воля - вот что создает чудеса. Кто создал богов? Мы, наша фантазия, наше воображение. Раз мы их создали, мы имеем право их ниспровергнуть. И должны ниспровергнуть. На их место нам не надо никого, кроме человека, его свободного разума"(4).

 

Этот пассаж до сего дня вызывает у многих, мягко говоря, непонимание. Даже с пиететом относящиеся к мастерству выдающегося писателя пытаются как-то избегать оценки сказанному Мастером. Безусловно, кто-то может посчитать вышеизложенные слова вынужденными, кто-то - позицией писателя. Но почему-то никогда не рассматривается возможность их озвучивания с точки зрения вложенного писателем иносказательного смысла. Наверняка, по причине уверенности у многих исследователей творчества М.Горького, что именно эти идеи красной нитью проходят через его блестящие произведения.

 

Этап поисков

 

В свои сорок пять М.Горький с теплотой вспоминал: "Мне очень нравился бабушкин бог, такой близкий ей, и я часто просил ее: - Расскажи про бога! Она говорила о нем особенно... Не двигаясь, чутко слушал никогда не надоедавшие рассказы". Но не только чутко, а пропуская через себя. На слова бабушки: "Хорошо все у Бога на небе и на земле", будущий писатель задавал вопрос: "А у нас хорошо разве?"(5). И лейтмотив прозвучавшего сомнения стал путеводной нитью всего творчества М.Горького. Каково место человека в жизни, его предназначение? С детства эта незауряднейшая личность пыталась подойти к разгадке ответа. Избрав путь осмысливания вслух, посредством доведения проблесков возникавших идей до читателя. В рецензии на рассказ великого Антона Чехова "В овраге" он останавливается на следующей цитате: «Откуда мне знать, есть бог или нет? - говорит сыщик Цыбукин своей матери. - Нас с малолетства не тому учили...Папаша ведь тоже в бога не верует...И старшина...и писарь...и дьячок тоже...А ежели они ходят в церковь и посты соблюдают, так...чтоб люди про них худо не говорили». "У вас не поднимется рука на Цыбукина, - восклицает М.Горький, - ибо и вы тоже ведь заглядываете в храмы ваших святынь лишь для того, чтоб «люди про вас худо не думали». Не сами ли вы называете святыни ваши «забытыми словами»?(6)

 

Тем самым, М.Горький фактически разграничивает веру на внутреннюю и внешнюю ("показательную"). Что не случайно, т.к. ставит он ее очень высоко: "Человека тесно окружают созданья его творческого Духа: Любовь;..Дружба;..Надежда;  ..Ненависть,..Вера смотрит темными очами в его мятежное лицо и ждет его в свои спокойные объятья"(7).Но при этом М.Горький изначально пытается как-то сопоставить свободу и веру в человеке. В Ларре из "Старухи Изергиль", лишившим безвинную девушку жизни,  люди "увидели, что он считает себя  первым  на земле и...принялись судить, как наказать его. Но...мудрый... заговорил: - Наказание...ему - в нем самом!..Пусть он будет свободен". Заканчивая же сказку, рассказчица молвила: "Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему  места среди людей...Вот как был поражен человек за гордость!"(8). О свободе выбора, благородстве и нравственности М.Горький говорит также в "Макар Чудра" и "Челкаше". Демонстрируя, в частности, как отрицательный в восприятии любого общества человек, вор "по профессии" (Челкаш), негодует по поводу сказанного внешне "правильной" личностью (Гаврилой): "- Что тебе - свобода?...- Да ведь как же? Сам себе хозяин...Гуляй знай, как хошь, бога только помни"(9).

 

А уже далее наступает черед содержателя "ночлежки", ротмистра в отставке Аристида Кувалды ("Бывшие люди"), который до этого "славно жил...умеючи!". А теперь решил "смарать в себе все чувства и мысли" (прежние), потому что нужны "другие воззрения на жизнь...что-то такое новое"(10). Но что-то же должно стоять за понятием "Новое". И в  знаменитой пьесе "На дне" устами Сатина озвучивается: "Ложь - религия рабов и хозяев...Правда - бог свободного человека!"(2).Эти строки написаны в 1902 г., когда Россия бурлила революционными идеями. И они как бы подводят итог размышлений начального М.Горького - путь к "светлому новому" лежит через разрешение проблематики в социальной плоскости. Поэтому озвучивание писателем справедливых идеалов жизни посредством (в основном) героев-люмпенов не случайно. Что свидетельствует о его приверженности слому существующих к тому времени порядков - в качестве основного шага по достижению нового образа существования.

 

Говоря другими словами, смысл веры ("объект" религии) М.Горький видел в достижении социальной справедливости путем ликвидации классового неравенства: «По мере размножения людей возникает борьба родов, рядом с коллективом "мы" встает коллектив "они" - и в борьбе между ними возникает "я"»(11). Объединившись, данные "я" двигают мировую историю к прогрессу.

 

Идеи "богостроительства"

 

Мировоззренческое оформление взглядов М.Горького в этом направлении произошло в период его семилетнего проживания на итальянском о-ве Капри (с 1906 г.). М.Горькому оказались близки идеи развивавшегося в первом десятилетии XX века среди марксистов течения "Богостроительство". С доминирующим акцентом на конвергенцию марксизма и религии, вследствие сходных принципов социалистического и христианского мировоззрения. Тем самым, предполагалось создание "пролетарской религии"; с признанием Бога через обожествление общества, должного принять на себя "высшую" форму путем воплощения идеалов в реальность. Социальным стержнем в этом раскладе представала освещаемая М.Горьким в произведениях "человечность" человека.

 

Безусловно, в понимании М.Горького речь шла об активности индивидуума (общества) в интересах всех людей, однако с основой не в Божественном, а земном ракурсе. Да, Ларион в "Исповеди" (1908 г.) озвучивает: "Бог не понуждает вас на добро и на зло, самовластны вы созданы волею его и свободно творите как злое, так и доброе. Диавол же ваш - нужда и темнота! Доброе суть воистину человеческое, ибо оно - божие, злое же ваше - не дьявольское, но скотское!". Но рассказчик истории (исповеди) раскрывает, что Ларион представлял "Бога великим мастером прекраснейших вещей, и человека считал...заплутавшимся на путях земных"(12). М.Горький же в примечаниях конкретизирует намерение продемонстрировать произведением пути прихода человека "от индивидуализма к коллективистическому пониманию мира... Герой понимает под «богостроительством» устроение народного бытия в духе...единения всех по пути к единой цели - освобождению человека от рабства внутреннего и внешнего"(13).

 

Тем самым, отношение М.Горького к вере окончательно сформировалось через призму социализации религии. Т.к. еще в романе "Мать", в котором хотя и звучит: "Божий дом - вся земля", другой герой (Павел) разъясняет одно из своих высказываний следующим образом: "Я не о том добром и милостивом Боге, в которого вы веруете, а о том, которым попы грозят нам, как палкой, - о Боге, именем которого хотят заставить всех людей подчиниться злой воле немногих". Следующий же персонаж Рыбин дополняет: "Мы - не богу подобны, но диким зверям. В церкви нам пугало показывают...В ложь и в клевету одели его...чтобы души нам убить!". Детализирует сказанное М.Горький посредством описания мыслей сердцем верующей героини: "В городах стоят храмы, наполненные золотом и серебром, не нужным Богу, а на папертях дрожат нищие...Это казалось ей...оскорбляющим бедных людей...Все больше думала о Христе и о людях, которые...жили - казалось ей - по его заветам и, подобно ему считая землю царством бедных, желали разделить поровну между людьми все богатства земли". В этом контексте хотелось бы высказать мнение, что вряд ли отчество героини - Ниловна - М.Горький выбрал спонтанно. В XV в. на Руси возникло духовное течение «нестяжатели», призывавшее к отказу от «стяжания» церковью земель и иного имущества. Возглавлял же движение православный святой Нил Сорский.  

 

Как бы то ни было, М.Горький вкладывает в уста героев значимейшее резюме: "Переменить Бога надо, очистить его!...Веру новую придумать, сотворить Бога - друга людям!..Мы пошли теперь крестным ходом во имя Бога нового, Бога света и правды, Бога разума и добра!"(14). Т.е. фактически прозвучал призыв к насильственному свержению существующей власти во имя достижения "Нового". Но и в этом случае, подготовленный М.Горьким в соавторстве с известными революционерами, включая будущего наркома просвещения СССР Анатолия Луначарского, сборник «Очерки философии коллективизма» вызвал отрицательную реакцию В.Ленина. Осудившего стремление «реанимировать или сочинить религию».

 

Фиаско теории о достижении социальной справедливости бездуховным обществом

 

Конечно-же, человек - центр Мироздания, наилучшее творение Господа. С этой точки зрения предусматриваемая М.Горьким активность индивидуумов вполне понимаема.  Однако, прославляя человека, реализацию его реальных прав человека видел исключительно в случае функционирования социалистического строя. Приход к которому мог осуществиться лишь "материализованным" путем, сменой общественно-экономической формации. В котором духовному фактору предоставлялась вспомогательно-идеологическая роль. Говоря другими словами, провозглашалась религия без Бога, вне разумно-чувственной веры. Вера в символ. Фетиш социализма. Пусть и благодаря деятельности человека.

 

Но реалии социалистической системы привели к краху надежд М.Горького о наилучшей доли для человека. Ни при В.Ленине, ни при И.Сталине писатель не увидел того социального равенства, за которое ратовал и о котором мечтал. А ведь люди, которые стояли у власти, были "Человеками" в понимании писателя. Обещавшими человечеству светлое будущее в общемировом пространстве. На деле же началось "съедание" людей. Нет, не началось, а продолжилось.

 

Но гений М.Горького в том, что внутри себя он осознавал такую возможность, пусть и через фактор материальный: "А ежели сегодня...одолели [богатых], а завтра опять - один богат, а другой беден, - тогда - покорно благодарю! Мы хорошо понимаем - богатство, как сыпучий песок, оно смирно не лежит, а опять потечет во все стороны! Нет, уж это зачем же!"(14). Но произошло именно так. Уже в первые годы Советской власти. Пусть и не напрямую в аспекте богатства, но в плане отсутствия счастья для всех.

 

И вот тут, в 1917-1918 гг., М.Горький акцентирует внимание на важности духовного развития человека, обладании им знаниями: "Если не можем отказаться от грубейших насилий над человеком - у нас нет свободы...Не против ли этих доводов протестовали мы, не этими ли приемами воздействия на нашу волю нас держали в постыдном рабстве?" Фиксируя отсутствие в революции "признаков духовного возрождения" индивидуумов, должных делать людей "честнее, прямодушнее". Мало этого, писатель бьет в набат, что приход к власти большевиков предоставил "простор всем дурным и зверским инстинктам...отбросив интеллектуальные силы демократии"(15).  Здесь нельзя не признать гражданской смелости М.Горького. Не побоявшегося открыто выступить против "своей" власти.

 

Еще через год (1919 г.) М.Горький трубит о важности сохранения справедливости, как "основы культуры", об "усвоении идей права и гражданской свободы", развитии в каждом "нравственной чистоплотности". Причем с религиозных позиций: "Все люди - равны; земля - ничья, а только Божья...Мир  живет не преступлениями грешников, а  деяниями  праведных"(16). Тогда же М.Горький пишет В.Ленину: "Эта революция наша - на десятки лет; где силы, которые поведут ее достаточно разумно и энергично?...Искоренять полуголодных стариков-ученых, засовывая их в тюрьмы, ставя под кулаки обалдевших от сознания власти своей идиотов, - это не дело, а варварство"(17). В письме не просто боль. И не только констатация факта. В письме звучит крах мировоззрения. Хотя, нужно признать, симптомы понимания трагедии проявились у М.Горького практически в унисон к подходу атеистической социалистической власти. Известный русский  писатель, критик, философ Дмитрий Мережковский еще в 1916 г. писал: "Как пророк "сверхчеловеческого босячества" Горький действительно кончился. Но кончился один Горький - начался другой...Сделал, хотя бы бессознательно, то, что способны делать только самые сильные русские люди - "сжечь все, чему поклонялся, поклонился всему, что сжигал". Ведь, именно то, что он утверждал некогда, как последнюю правду - "Человек - это гордо"...он теперь отрицает, как последнюю ложь. Самого себя отрицает, преодолевает. Преодолеет ли?"(18).

 

Таким образом, писатель, окрещенный пролетарским, к концу второго десятилетия XX века стал чувствовать крушение своего внутреннего мира. Путь прихода к власти коммунистов с "Новым Богом" М.Горький видел насильственным: "Все рабочие - наши товарищи, все богатые, все правительства - наши враги" (13). Однако, как оказалось, врагами стали и бывшие соратники первых лиц государства. "По горячим следам" М.Горький отчетливо осознал отсутствие в обществе большевиков и "новой" религии, и перспектив появления "обновленного" Человека. Мало это, высказанная им правда не была принята новой, "его", властью. Официальные СМИ, прикрепившие к  М.Горькому приставку "хныкающий", удосужились уличить писателя в "отсутствии совести" и обвинить в "солидарности с реакционерами". После чего, под предлогом необходимости лечения, его ссылают в супер-почетнейшую ссылку в Европу.

 

К слову, в контексте рассматриваемого находит подтверждение убеждение, что система или общества должны соединяться с религией не директивно, не по заданию, пусть даже и истинно верующих. Лишь разумно-духовное осознание действительности может позволить осуществлению этого. Ни одна идеологическая  парадигма достичь данной цели просто не в состоянии.

 

Заключение

 

В заключение же хотелось вновь вернуться к началу статьи, а именно - цитате из выступления М.Горького на "съезде безбожников" в 1929 г. .

 

На основе вышеизложенного автору представляется, что причиной сказанного писателем был далеко не его изначальный атеизм, как о том утверждают ряд исследователей. На протяжении всей своей жизни М.Горький устами героев нестареющих произведений озвучивал внутренний поиск и идеи, говорил наболевшее, был откровенным в беседах с В.Лениным. Следовательно, его выступление на "саммите" безбожников можно рассматривать не в плане декларации своего атеизма. А в «провозглашении» безбожия системы. Ведь с 1921 г. М.Горький находился в фактической эмиграции, вернувшись в СССР в 1928 г. по приглашению И.Сталина. Возможно, вернулся, чтобы найти подтверждение своим мыслям об основанной на неверии системе. А убедившись в собственной правоте, он зафиксировал оное в выступлении на съезде, под завуалированным углом.

 

Другое дело, что тема "Бог-человек-общество" так до конца жизни и была сопутствующей писателю. Настолько, что аспекту Божественного он уделил огромное количество времени в докладе на Первом всесоюзном съезде советских писателей 1934 г. Где вновь обозначил необходимость "взять в кавычки" понятие "религиозное мышление трудовой массы", т.к. оно "возникло не из созерцания явлений природы, а на почве социальной борьбы"(19). Т.е. ракурс "внутренней" духовности М.Горький все же не признал ведущим в поклонении человека Богу. Рассматривая контекст веры через достижение «человечным человеком» справедливости (свободы) на земле. Посему, даже столкнувшись с неосуществлением его идей, прекрасный писатель остался при убеждении о вере "в доброго царя" (идеологическую систему). Говоря другими словами, о вере снизу, перерастающей в веру сверху ("коллективное Я"): "Каждому гражданину предоставлена широкая свобода развития его способностей, дарований, талантов. От личности требуется только одно: будь честной в своем отношении к героической работе создания бесклассового общества"(19).

 

Смелость же позиции писателя в том, что, провозглашая лозунги, он не фиксировал их практического осуществления в советском обществе. Не обманывая себя и других. Потому что всегда был глубоко порядочнейшей, нравственно богатой Личностью. Наверное, это и сделало актуальными на все времена произведения М.Горького. "Темный" фон многих из которых всегда оставляет лучи надежды. На лучшее будущее человечества.

 

 

Теймур Атаев,
политолог Азербайджан

 

 

1.Иван Бунин. Воспоминания

2.Горький Максим. На дне

3.Михайловский Николай Константинович. О г. Максиме Горьком и его героях

4.Максим Горький. Речь на открытии II Всесоюзного Съезда Союза Воинствующих Безбожников (1929 г.)

5.Максим Горький. Детство

6.Максим Горький. По поводу нового рассказа А.П. Чехова «В овраге»

7.М.Горький. Человек

8.Максим Горький. Старуха Изергиль

9.Горький Максим. Челкаш

10.Максим Горький. Бывшие люди

11.Максим Горький. Разрушение личности

12.Максим Горький. Исповедь

13.Исповедь. Примечания

14.Горький Максим. Мать

15.Максим Горький. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре 1917-1918 гг.

а) http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-376-1.htm

б) http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-376-4.htm

16.Горький Максим. О евреях

17.Письмо А.М. Горького В.И. Ленину

18.Мережковский Дмитрий Сергеевич. Не святая Русь

19.Максим Горький. Доклад на Первом всесоюзном съезде советских писателей 17 августа 1934 года

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/10014/">ISLAMRF.RU: Отражение проблематики "вера-человек-общество" в творчестве Максима Горького</a>