RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Ляля Насуханова – мечты выше облаков

26.12.2007 17:11

"Ах, как бы мне хотелось летать, как птица. Сесть за штурвал самолета и улететь домой, в родную Чечню! Я бы улетела в свои горы. Там, где мы с мамой были так счастливы. Где растут самые сладкие груши. Где зимой мы собирали черемшу в горах!"

Такая тоска одолевала Лялю каждый раз, когда она смотрела в небо и вспоминала родной дом, родные горы. Она вспоминала вкус черемши, и слезы обиды текли из глаз маленькой чеченки. Тринадцать лет провели в Казахстане изгнанники. В холодных избах делили маленький ломоть хлеба на всю семью и засыпали с чувством голода. А по ночам ей всегда снились горы. Снилось, как они с матерью собирали и запасали на зиму чабрец, подорожник, листья разных ягод. Ах, какой ароматный готовила мама чай из этих сборов.

Потом ее сны обрывались воспоминанием об ужасе февральского утра 1944-го, когда весь ее народ в течение суток был погружен в поезда для перегона скота и вывезен "в места не столь отдаленные". Этот день и последовавшие за ним мучительные годы высылки Ляля, как и все чеченцы, отчетливо помнила всю жизнь.

Каждое уро девочка просыпалась с тоской по родине и с непреодолимым желанием взмыть в небесную ввысь и улететь домой. Ляля мечтала об этом каждый раз, когда смотрела в небо, на самолеты. Ей так хотелось научиться летать. Она грезила небом, но сказать об этом родителям не решалась. Согласно строгим чеченским обычаям, женщина должна иметь "женскую профессию" - ее выбор никто бы не одобрил. В тайне от родителей девочка записалась в кружок парашютистов Алма-Атинского аэроклуба.

Однажды, когда она была на занятиях в школе, мать наткнулась на ее "секретные документы", (так подписала свой дневник Ляля). Мать едва дар речи не потеряла, попыталась поговорить с дочерью, но Ляля не отступила. Зная упрямый, в отца, характер дочери, мать смирилась - отговаривать ее бесполезно! И потому махнув рукой, лишь вздохнула: - "не женское это дело". Отец тоже не очень то препятствовал увлечению дочери, верил, что с годами - "дурь из девичьей головы вылетит".

Окрыленная молчаливым согласием родителей Ляля с еще большим рвением начала заниматься парашютным спортом. В своем аэроклубе совершила первые 86 прыжков. Потом поступила и успешно окончила Центральную летно-техническую школу в Саранске. В 1957 настало долгожданное утро - утро свободы для чеченского народа. По решению Верховного Совета СССР чеченцам разрешили вернуться на Родину из ссылки. По приезду на Родину, Ляля поступила в Махачкалинский аэроклуб летчиком-инструктором. Набирала опыт пилотажа, воздушной акробатики. Окончив его, продолжила учебу в центральной летной школе ДОСААФ, стала профессиональным летчиком инструктором. Работала сначала в Махачкалинском аэроклубе, а затем до самого перехода на гражданскую работу - в центре подготовки летчиков ДОСААФ в станице Калиновской.

Близкие и друзья понимали и поддерживали Лялю, но было немало тех, кто осуждал первую женщину летчика в Чечне, за выбор совсем не женской профессии. Но Ляля, осуществившая свою заветную мечту, не обращала на них внимания. Она научилась летать, а все остальное не имело особого значения. Совершенствуя летное мастерство и разнося добрую славу о многосторонних талантах и возможностях своего народа, участвовала во многих зональных, всероссийских всесоюзных и международных, соревнованиях по самолетному спорту. Первые успехи пришли к Ляле Насухановой в конце шестидесятых годов двадцатого века: в городе Ростове, на первенстве по Южной зоне России, она стала чемпионом и получила диплом первой степени чемпиона Южной зоны по "обратному пилотажу"а в городе Кутышеве победила в состязаниях, опередив шестнадцать мужчин -пилотов. Родные теперь уже гордились и поддерживали Лялю. И даже те, кто раньше осуждал, теперь смотрели на нее совсем по-другому. Да, благодаря своей целеустремленности, выдержке и упорству, Ляля  всем доказала что чеченские женщины умеют проявить себя не только в приготовлении национального блюда жижиг-галнаш, но и по настоящему мужских делах.

В 1962 году, в Куйбышеве, на чемпионате страны среди мужчин Ляля стала восемнадцатой среди пятидесяти четырех спортсменов высшего пилотажа. Через год она завоевала бронзовую медаль (третье место)на первенстве СССР. Среди женщин по самолетному многоборью за 27 фигур высшего пилотажа в двадцати комбинациях, ее включили в сборную команду СССР и признали высококлассным мастером-пилотом. Глядя на нее, высокую стройную, изящную фигуру, можно было подумать, что она балерина. Настолько нежной и хрупкой была эта женщина, виртуозно парировавшая в небе наравне с мужчинами. Восхищенные мастерством чеченки-пилота, присутствовавшие на соревнованиях летчики-космонавты Герои Советского Союза Андриян Николаев и Валентина Терешкова, писали в газете "Грозненский рабочий":"Мы с большой  радостью следим и гордимся успехами первой летчицы-чеченки Ляли Насухановой. Мы много слышали рассказов о мужестве и отваге чеченской молодежи. А недавно, увидев на соревнованиях по высшему пилотажу Лялю, мы воочию убедились в правдивости этих рассказов. Считали бы за честь слетать с ней вместе в космос".

Так творила в небе свои виражи Ляля, преумножая подвиги своего народа. После победы в Москве Лялю включили в состав команды выезжающей на соревнования в Испанию. Уже была готова виза, но  Ляля не поехала -она готовилась стать матерью.

За много лет работы в Грозненском учебно-авиационном центре, где Ляля была летчиком-инструктором, командиром звена реактивных истребителей"МИГ-17", она воспитала более 200 летчиков из разных республик СССР. На разных типах самолетов Насуханова налетала более двух тысяч часов. Командир центра отмечал:"Летать любит, летает грамотно, смело". Приятно было смотреть, когда Ляля выписывала в небе виражи, словно чайка над морем. В то же время она училась заочно на историческом факультете Чечено-Ингушского педагогического института. Общественная деятельность ее началась не тогда, когда она по возрасту ушла из авиации, и ее выбрали секретарем Грозненского сельского райкома партии, затем депутатом Грозненского горсовета. На встречах со знаменитой спортсменкой в школах, ВУЗах, на предприятиях залы всегда были переполнены. Она получала сотни писем от молодежи с вопросами: какую выбрать профессию, как стать счастливой, как стать хорошей матерью, любящей женой?...И ни одно из этих писем не оставалось без ответа.

В 80-е годы в гости к Насухановой приезжал дважды Герой Советского Союза, начальник центра подготовки космонавтов Г.Т.Береговой. Он вручил ей диплом Федерации авиационного спорта "За заслуги в подготовке спортсменов ДОСААФ". Г.Т. Береговой, как и другие, знал, что по спортивным данным в свое время у Насухановой был шанс попасть в отряд космонавтов, она даже числилась в резерве.

Неизвестный автор выразил свое восхищение землячкой в небольшом стихотворении:

 На самолете Ляля мир объемлет,
 Исходит неба синь,
 За пядью пядь
 И возвратится на родную землю
 Чтоб сил набраться и взлететь опять!

 Так сложилась уникальная судьба простой чеченской девушки. Ляля Насуханова прожила недолго – она ушла в иной мир в 2000 году в 61 год. Своей смелостью и неординарностью она навсегда вписала свое имя в историю Чечни. Она мечтала научиться летать и стала первой женщиной-летчицей вайнахского народа. Вырастила и сумела прекрасно воспитать своих детей и научила летать десятки молодых людей разных национальностей.

Ее реактивный "МИГ-17" еще долго летал в мирном небе, словно звал ее - ту, которая относилась к нему, как к живому бережно и ласково, называла: "птица моя"!

Сафиа

На снимке – Ляля Насуханова и ее птица. Фото с сайта http://skavkaz.rfn.ru/.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/1107/">ISLAMRF.RU: Ляля Насуханова – мечты выше облаков</a>