RSS | PDA | Архив   Воскресенье 23 Сентябрь 2018 | 1433 х.
 

Из прошлого в будущее - через фотографии.

10.01.2008 15:48

В Екатеринбурге открылась фотовыставка «Жизнь и быт казахского народа на рубеже XIX - XX веков»

Казахская культураСтарая фотография может рассказать о многом. Ими дорожит каждая семья, ведь только с их помощью можно показать детям какими были их прабабушки и прадедушки в конце XIX - начале ХХ вв., что они носили, как выглядели. В то время для снимка на фотокарточку все семейство наряжалось как на праздник. Старая фотография - вещь очень хрупкая. Если не заботиться о ней, то можно потерять частичку нашей истории – истории семьи, истории города, истории народа. Поэтому казахстанцы очень чтят творческое наследие выдающегося фотографа Дмитрия Поликарповича Багаева, запечатлевшего жизнь казахской степи на рубеже веков. Теперь с работами фотографа смогут познакомиться и жители Екатеринбурга, так как в фотографическом музее «Дом Метенкова» (Екатеринбург К. Либкнехта, 36) с середины января по середину февраля будет работать выставка «Д. П. Багаев «Жизнь и быт казахского народа на рубеже XIX - XX веков».

На 40 фотографиях, развешанных по стенам старинного особняка в центре Екатеринбурга, представлены не политики и ученые, а простые люди и их повседневная жизнь. Эти работы –  бесценные свидетельства очень важного в истории Казахстана периода, когда в традиционный уклад жизни казахского народа начинали проникать элементы европейской культуры: железная дорога, школа и т. п. «Фотография – не пустая забава, - писал фотограф в одной из статей, - фотография – это и наука, и искусство, и свидетельство времени».

Сам Багаев родился в 1884 г., с 1905 г. и до конца жизни (1958 г.) он прожил в Павлодаре. Сегодня в его доме мемориальный музей, единственный в Казахстане, посвященный фотографии. Багаев открыл первый в Павлодаре фотографический салон, где снимал портреты жителей города. Но не только мастерски сделанные фотопортреты прославили фотографа. Дмитрий Поликарпович, обладая активной социальной позицией и энтузиазмом исследователя, сумел создать фотографическую летопись Северного Казахстана. На протяжении всей жизни он занимался научно-исследовательской работой, принимал участие в палеонтологических и этнографических экспедициях, посетил почти все уголки края, фотографируя жизнь и быт казахского народа. Багаев не просто фиксировал события и быт, он искал образ, эмоциональную выразительность кадра.

Степные красавицы, лукаво выглядывающие из-под чадры, чумазые дети, впрягшиеся в детскую кроватку, словно кони в кибитку кочевника, почтенные аксакалы в войлочных тюбетейках, пьющие горячий чай возле своих юрт. Редко где теперь можно увидеть такое. Это старый мир, который исчез навсегда с приходом европейской цивилизации. Как символ смены исторических вех – верблюд, стоящий посреди недавно построенной железной дороги, которая увела казахский народ далеко от своих корней.

Казахская культураСмотря на эти фотографии, невольно вспоминаются начавшиеся в 90-е годы жаркие дискуссии среди казахстанской интеллигенции о последствиях прихода русских и европейской цивилизации в их страну, которые не прекращаются до сих пор. Часть казахстанской интеллигенции соглашается с европейскими и американскими писателями, публицистами и политическими аналитиками, которые преподносят русское присутствие в южных регионах как период политической, экономической и культурной экспансии и отмечают по большей части его негативные аспекты, связанные с предвзятой теорией «центр-периферия».

Более взвешенные ученые и мыслители центрально-азиатских стран и, в частности, Казахстана вопреки бытующим мнениям, ни в коем случае не видят в России своего угнетателя в полном смысле этого слова.  На присутствие России и ее экспансию на своей земле они смотрят двояко: с одной стороны, подавление, грубость, искажение истории и менталитета, пренебрежение национальными ценностями, обычаями и традициями, искусственное территориальное и политическое размежевание; с другой стороны, созидание, социально-политический и экономический подъем, развитие народного образования, формирование сплоченных национальных республик, предоставление широких возможно­стей для дальнейшего духовного и материального развития, а также относительная социальная справедливость.

Казахская культура«Подобные реалистично думающие писатели и публицисты составляют большинство мыслителей республик региона, - отмечает в своей книге «На великом Шелковом пути: встречи на земле казахов» руководитель Культурного представительства при посольстве Исламской Республики Иран в Казахстане в 1995-1998 гг. г-н Мехди Санаи. - Весьма крайних и в корне отличающихся от этих взглядов придерживаются как националистически и антирусски на­строенные, так и обрусевшие общественные деятели».

В отличие от этих двух групп с их диаметрально противоположными позициями (одна из них боготворит Россию и ее культуру, а другая встала под знамена борьбы против нее) реали­стично настроенные мыслители в целом считают, что хотя господство русских привело к пролитию крови казахов, к отходу их от ислама, но именно благодаря русскому присутствию кочевники превратились в городских жителей. Стремление к формированию «новой социалистической личности», конечно, привело к ослаблению религиозности, национальных языков и культур, но вместе с тем в течение последних десятилетий произошло бурное развитие литературы и искусства. Во всяком случае, заслуживает внимания то, что Казахстане, который сто с лишним лет назад бы­л лишен письменной литературы, и жители которого в большинстве своем являлись кочевниками, за несколько десятилетий советской власти был достигнут как минимум 98-процентный показатель грамотности на уровне среднего или неполного среднего образования.

«Если бы не русское господство, по всей вероятности, Казахстан и Кыргызстан тоже оказались бы в таком положении, как Афганистан и Монголия», - считает выдающийся писатель Чингиз Айтматов.

Казахская культураС фотографий Д.П Багаева на зрителя безмолвно взирает национальное прошлое Казахстана. Глядя на них, думаешь о совместном сосуществовании русских и казахов, не бесспорном, но во многом положительном для обоих народов. Нас слишком многое связывает, чтобы думать о том, что нас разъединяет. Поэтому Казахстан и Россию ждет еще немало совместных великих дел. И, благодаря мысли об этом, черно-белые фотографии окрашиваются в сочные цвета, ведь сама эта выставка тому подтверждение.

«В 2009 г. в Екатеринбурге состоится встреча глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), членами которой являются Россия и Казахстан, - рассказал нам  зав. отделом выставок музея  Артем Беркович. - Выставка работ, посвященная жизни и быту казахского народа рубежа XIX-XX веков, открывает серию фотопроектов, цель которых  познакомить жителей Среднего Урала с культурой и традициями государств участников ШОС. Интересно, что и самого Дмитрия Поликарповича Багаева многое связывает с Екатеринбургом. Он бывал в нашем городе, а сегодня потомки Багаева живут в Екатеринбурге».

Так что уральцев ждет еще много интересных выставок, посвященных культуре и религии народов Центральной Азии и Китая. А значит, есть шанс еще ближе познакомиться с нашими соседями и друзьями, с кем нас связывает общее прошлое и, Ин Ша Алла, доброе и светлое будущее.

Камиль Шихов

Екатеринбург

Так же на нашем сайте читайте:

- Татары Казахстана — связные цивилизаций

- Муфтий Казахстана: триедин как муфтий, алим и диплома

- Газета «Наш мир» о круглом столе «Мусульмане и государство в России и Казахстане»

- Газовый подарок на Курбан-Байрам  

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/1148/">ISLAMRF.RU: Из прошлого в будущее - через фотографии.</a>