RSS | PDA | Архив   Среда 8 Май 2024 | 1433 х.
 

Мечеть Омара

01.04.2010 12:16

Русские путешественники оставили нам много сведений об истории и достопримечательностях Иерусалима. Норов, Муравьев дали наиболее полное описание этого священного города. В их дневниках есть и небольшие описания мечетей Иерусалима. Наиболее полное описание одной из самого красивого мусульманского храма запечатлел Сентин в своей книге Trois fns en Judee. В 1859 году журнал «Всемирный путешественник» в одном из своих номеров опубликовал отрывки из этой книги.  

 

Посещение мечети Омара составляет мечту каждого путешественника в Палестину; желание это тем сильнее, что предчувствуется запрещенный плод. И сколько употребляется попыток, чтобы получить это дозволение? И когда все они окажутся бесполезными, сколько раз турист проходит мимо ворот в надежде проникнуть хоть на площадь; но он узнает только, что стража бодрствует и отталкивает подчас даже довольно грубо каждого дерзкого неверного, осмеливающегося нескромным взором взглянуть на священный храм. Правда, некоторые счастливцы пользовались правом входа, но это было прежде, во времена губернаторства умного и обязательного Кямяль-паши, об отъезде которого из Иерусалима жалели как мусульмане, так и христиане. Мне остается только рассказать вам, что я там видел...

 

Поэтическое воображение Востока вверило охрану этой мечети 70 000 ангелам, которые для меня олицетворялись в двухстах неграх, находящихся на полном содержании мечети. Жилища их, расположенные вокруг площади, значительно портят ее характер. Проникнем же сперва на паперть. Двенадцать портиков с колоннами и доныне существующих должны были некогда вести туда, но теперь входят только с четырех сторон по мраморным лестницам в восемь ступеней.

 

Посреди площади возвышается мечеть, огромное восьмиугольное здание, каждый бок которого, двадцать метров в длину, прорезан семью окнами; оно увенчано большим куполом, поддержанным четырьмя контрфорсами, между которыми по четыре полукруглых окна. Яйцеобразный купол покрыт свинцовыми полосками, и над ними на высокой стрелке блестит полумесяц. Вид целого очень хорош, особенно когда солнечные лучи заиграют на цветной мозаике, украшающей стены до нижних окон. С четырех сторон света приделаны двери: северные Баб-эль Джине, восточные — Баб-Дауд, южные — Баб-эль Кабле и западные — Баб-эль Гарб.

 

Недалеко от дверей восточных, или Давидовых, налево, стоит красивая сквозная беседка, поддерживаемая снаружи одиннадцатью, а внутри шестью мраморными колоннами. Это Мекгеме калифа, где Давид, наместник Божий, отправлял правосудие...

 

Войдя в мечеть, вы с трудом различаете предметы; свет едва проходит сквозь цветные стекла окон; мало-помалу, однако ж, глаза привыкают к темноте, и вас поражает богатая простота этого храма. Помост и столбы одеты белым или серым мрамором; двадцать восемь темных мраморных колонн образуют среднюю часть мечети, а второй ряд из шестнадцати колонн подпирает свод, покрытый золотыми арабесками. Непосредственно под этим сводом находится священная скала (19 метров в длину и 14 в ширину), отделенная деревянною решеткой великолепной работы. Кроме этого, она прикрыта красным атласным навесом, напоминающим шатер, подаренный Богом Адаму, в то время, когда наш праотец нашел Еву на горе, близ Мекки, после столетней разлуки.

 

Скала эта важна не только по воспоминанию об Иакове, но на ней виден еще след ноги Эноха. Пророк Энох, будучи весьма высокого роста и необыкновенной красоты, обладал чрезвычайно обширным умом и душою был предан наукам, вследствие чего и заслужил название Идрис (ученый). После многочисленных астрономических занятий, которые облегчались для него небесными сообщениями, он изобрел письмена для записывания своих наблюдений. Он был столько же милосерд, сколь учен, и в награду за это Бог не дал ему умереть и взял его живого на небо. В момент вознесения Энох, как память для будущих поколений, оставил этот знак в доказательство своего существования на земле. Возле ноги Эноха показывают пять других отверстий — дело архангела Гавриила. Когда Магомет подымался на небо на Эль-Бораке, камень хотел за ним последовать; тогда архангел остановил скалу рукою, и на ней остались пять пальцев.

 

Подготовила Нина АЛЕКСАНДРОВА

 

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №94–95.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/12189/">ISLAMRF.RU: Мечеть Омара</a>