RSS | PDA | Архив   Пятница 3 Май 2024 | 1433 х.
 

Культурный «фронт» - в великом порыве к победе

23.04.2010 15:16

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. против фашистской Германии - самая тяжелая из всех войн, какие знала история. Победный исход ее ковался всем народом страны: воинами - на фронтах и всем миром — в тылу.  

 

С первых дней войны стал формироваться и культурный «фронт». Для многих деятелей культуры призыв «перо приравнять к штыку» приобрел реальное звучание: писатели и поэты М. Элебаев, У. Абдукаимов, Дж. Турусбеков, Т. Уметалиев, Я. Шиваза, Т. Шамшиев и многие другие ушли на фронт. Вместе с фронтовиками-художниками, не выпуская из рук боевое оружие, они «творили» победу в «Боевых листках» и «Боевых карандашах» - оперативных газетах, выпускаемых на боевом посту - в окопах, землянках... Фронтовики-артисты не упускали случая между боями затянуть песню, прочесть стихи или монологи, напомнить снова и снова уставшим бойцам о мирных днях, о семье, о любви, и вселить надежду в «одну на всех Победу». Но... за нее надо было еще постоять.

 

И в тылу деятели культурного фронта нашли применение своим творческим силам. Прежде всего, следует подчеркнуть, что все они - творцы прекрасного - являлись сплачивающим звеном между всеми слоями населения огромной страны, защищающей свою независимость.

 

Женщины всегда были против войн, но... им всегда приходилось участвовать в них наравне с мужчинами. И в эту войну женщина зовет весь народ на защиту самой жизни. В газете «Кызыл Кыргызстан» (3 августа 1941 г.) было опубликовано обращение артистов ко всем женщинам республики, в котором звучал призыв оказать всестороннюю помощь фронту: «Мы должны всемерно укреплять наш боевой тыл. Каждый из нас на своем посту должен трудиться самоотверженно, энергично, и мы призываем всех женщин нашей республики еще больше повысить производительность труда для того, чтобы еще больше укрепить наш тыл, трудиться не жалея сил и энергии».

 

Обращение артистов прозвучало от имени известных и любимых в то суровое время женщин - деятелей искусства: народной артистки Киргизской ССР А. Куттубаевой, заслуженной артистки Киргизской ССР С. Киизбаевой, артисток Киргизского государственного ордена Ленина музыкального театра М. Эркибаевой и Ш. Сыдыкбековой, концертмейстера этого же театра Славы Окунь.

 

Обращение призывало к «всемерному оказанию помощи нашей Красной Армии, Военно-Морскому флоту, чтобы стереть с лица земли самого злостного врага человечества -фашизм!».

 

Следует отметить, что уже с первых же дней войны артисты и музыканты брали шефство (как принято было в то время) над воинскими частями, госпиталями, призывными пунктами. Было сформировано семь концертных фронтовых бригад, и все годы, пока шла война, они давали концерты в частях Калининского, Белорусского, Ленинградского и Украинского фронтов.

 

Исторические документы свидетельствуют о том, что народные артисты республики А. Усенбаев, М. Баетов, А. Боталиев, А. Куттубаева, С. Киизбаева, М. Омурканова, М. Махмутова, композиторы В. Власов и В. Фере выступали на передовых линиях фронта. Они приняли участие в более чем 2500-х концертах.

 

Вместе с войсками маршала К. Рокоссовского артисты Кыргызстана участвовали во взятии Гомеля, за что персонально были удостоены благодарности командования. Другая концертная группа, в состав которой входили артисты С. Айтмамбетов, К. Эралиева, А. Исмаилова, К. Алиева, с июля 1942 г. по сентябрь 1944 г. походным маршем «прошагала» через фронты сражений вместе с воинами Гвардейской Панфиловской дивизии.

 

Летом 1942 г. была сформирована' Вторая фронтовая бригада, которую возглавляли композитор В. Власов и поэт В. Винников. Она объединяла артистов только что созданного Театра оперы и балета - солистов оперы М. Махмутову, С. Киизбаеву, X. Темирбекова, М. Зюванова; солистов балета Г. Худайбергенова и Р.Ибраимова; артистов филармонии М. Баетова, С. Бекмуратова (кыяк), Дж. Муслимова, исполняющего танцы народов Кавказа; артистов театра Русской драмы В. Халатова, Н. Тайц, В. Арбенина; аккордеониста А. Мурыгина и баянистов А. и В. Аваровых. Все члены бригады были полны решимости скорее, отправиться на фронт и встретиться с бойцами. И всех волновал один вопрос: как примут бойцы их выступления?

 

В дальний и нелегкий путь отправились 17 сентября. Нелегкой, порой трагичной была и судьба членов бригады - артистов. Майрам Махмутова летом 1942 г. получила страшную весть: в бою под Старой Руссой погиб ее муж Шавкат Акрамов. В августе Майрам родила дочь Наринэ, которой никогда не суждено было увидеть своего отца. И... оставив крошечную дочурку на попечении родных, Майрам отправляется на Брянский фронт... Позднее Майрам Махмутова вспоминала, как «от одной воинской части к другой, порой по пять-шесть километров, в пургу, в мороз наша бригада спешила на концерт. Как ждали нас солдаты! Как рады были они песне, танцу, музыке! Сколько тепла, нежности, чуткости чувствовалось в их отношении к нам. Это проявлялось и в лучшей землянке, которую отдавали артистам, и в горячем, крепко заваренном чае, в теплом полушубке, накинутом на плечи, - в каждой мелочи, не говоря уже о самом главном: когда начинался обстрел, нас охраняли как драгоценность. Конечно, им, обстрелянным в тяжелых боях, пропахшим пороховым дымом солдатам, как воздух нужны были наши концерты, эти маленькие отголоски мирной жизни».

 

Только в начале октября прибыли в штаб Брянского фронта. И вот - первый концерт. Руководитель бригады артистов композитор В. Власов записал в дневнике: «Наш театр - поляна на командном пункте, кулисы - кусты, артистические уборные - автобус. Зрители сидят на земле, камнях, пнях, окружая кольцом «эстраду». Командование и Политуправление фронта принимают программу. Все мы очень волнуемся. Однако программа прошла слаженно. Начальник Политуправления дал высокую оценку репертуару, и приказал как можно полнее использовать пребывание нашей бригады на этом фронте. Нас рассматривали не только как деятелей искусств, но и как представителей народов Киргизии. Это было очень почетно и очень ответственно». Что же касается воинов, то они, окружив артистов кольцом, присаживались на корточки и восторженными выкриками подбадривали исполнителей. И тогда артистам казалось, что они находятся не около брянских лесов, а где-нибудь в Чуйской долине или казахских степях. «Такое же чувство испытывали наши слушатели и горячо благодарили нас и за песню, и за то, что мы принесли им с собой кусочек родного аила», - писала Сайра Киизбаева, солистка театра оперы и балета в статье «Уверенность в победе» в газете «Советская Киргизия» 20 декабря 1942 г.

 

После очередного концерта артисты тут же отправлялись в путь - их с нетерпением ждали в других частях. Приведем строки В. Власова из фронтового дневника, который стал по существу хроникой фронтовой жизни Второй бригады: «В овраге выступали у артиллеристов. Добирались к ним пешком часа полтора. В благодарность за концерт нас повели на гаубичную батарею. От артиллеристов перешли к пехотинцам. От пехотинцев поехали на командный пункт дивизии... Обслужили за этот день полностью целый полк. Три концерта для трех групп бойцов, поочередно подменявших друг друга на переднем крае. Прошли концерты отлично. Как всегда - митинги. Два последних концерта чуть было не нарушили «мессершмиты» и орудийный обстрел. Но все обошлось благополучно. После концерта просили организовать танцы...

 

Ехали мы от истребителей к артиллеристам. Ехали, как говорят, по систематически простреливаемой дороге. Немцы заметили нашу «Коломбину». Вблизи упало несколько мин... К артиллеристам все же мы приехали в срок...»1. Бойцы зачарованно слушали игру на комузе и задушевное пение Мусы Баетова, внимательно вслушивались в голоса мастеров художественного слова - В. Арбенина и Н. Тайц; оживлялись, глядя на танцевавшего зажигательную, темпераментную лезгинку Джамала Муслимова; восторгались зычным басом Михаила Зюванова и нежным голосом красавицы Майрам Махмутовой, исполняющей свою любимую песню о счастье, о желанной встрече «Ой тобо»; восторженно принимали пение Сайры Киизбаевой...

 

«Трудно рассказать о том, что мы видели на фронте. Об этом надо слагать стихи и петь песни. Самое замечательное, что мы видели на фронте - это дружба народов. Как родные братья, идут в бой люди, говорящие на разных языках, потому что у всех этих людей одна общая родина, которую они любят... Великое счастье - петь песни таким людям перед битвой и знать, что твоя песня идет с ними в бой», говорил Муса Баетов, возвратившись домой после фронтовых концертов .

 

Нередко материал для концерта артисты добывали здесь же на полях сражений. В одной из воинских частей артисты познакомились с летчиками, совершавшими свои боевые вылеты на легких фанерных самолетах «У-2» «огородниках», как их любовно называли в эту войну. Узнав о подвигах, совершенных на «огороднике», поэт В, Винников тут же сочинил стихотворение:

 

По всей стране теперь плывет молва

О грозных и карающих машинах,

О наших удивительных «У-2»,

О смелых «огородниках-старшинах»...

Героев прославляет весь Союз,

И вот мы от кыргызского народа

Вам, «огородники», вручаем наш арбуз

С советского родного огорода!


И... вместе со стихотворением артисты подарили летчикам настоящий великан-арбуз, привезенный из Киргизии. Об этом случае поэт В. Винников сообщил жителям Кыргызстана в статье «Огородники», опубликованной в газете «Советская Киргизия» 20 декабря 1942 г.

 

Во второй половине ноября Вторая бригада давала концерты уже на Калининском фронте. А затем - два последних - в Москве перед бойцами одного из полков Московского гарнизона и на радио. В этот выезд на фронт бригада провела 125 концертов.

 

Впоследствии «члены» фронтовых бригад были награждены Почетными грамотами Верховного Совета республики и ценными подарками. Многие из них были удостоены Грамоты от Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР - «За отличную работу по культурно-шефскому обслуживанию частей Красной Армии и Военно-Морского Флота».

 

Переломный 1943 г. стал особенно напряженным для всего советского народа. Шли тяжелейшие бои с фашистами. Киргизия - глубокая тыловая часть страны, но и здесь, как во всей стране, народ жил под девизом «Все для фронта!». Рабочие промышленных предприятий, более 30 из которых были эвакуированы из России и Украины, трудились в три смены и выдавали сверхплановую продукцию. Сельские труженики, более 60% из которых воевали на боевых фронтах, делали все возможное и невозможное, чтобы обеспечить фронт продовольствием и сырьем. Тысячи кыргызстанцев приняли в свои дома семьи беженцев и эвакуированных, среди которых попала на эту благословенную землю 3-летней девчушкой с матерью и автор предложенной статьи. Посильный вклад во всеобщий девиз «Все для фронта» внесли и артисты формировавшихся в годы войны государственных театров. Сборы от концертов, как правило, полностью переводились в Фонд обороны.

 

Очевидцы рассказывают, что Театр оперы и балета, да собственно и все другие театры, а также филармония работали по существу во фронтовых условиях. Не хватало топлива и в помещениях театров стоял ужасающий холод, постоянно отключалось электричество и нередко приходилось работать при керосиновых лампах. Из-за нехватки рабочих сцены антракты порой продолжались больше часа. Более половины мужчин - артистов, солистов, хористов, оркестрантов воевали на фронтах с оружием в руках.

 

Композитор В. Власов, вернувшись с бригадой артистов с фронта, сразу же включился в работу в театре в г. Фрунзе. Он вспоминает о том, что почти каждый день то в девять, то в десять часов вечера во всем городе выключался свет. «Театр погружался в темноту. Зрители (как и актеры) сидели, лежали в фойе, спали не уходя из театра, и ждали продолжения спектакля. Спектакли кончались в час, а порой и в два часа ночи. Но никто не уходил».

 

Артисты часто болели, но даже с высокой температурой они выходили на сцену. Спектакли были необходимы. Их посещали не только жители республики, но чаще воины, вылечившиеся в госпиталях и отправлявшиеся снова на фронт. Их посещали и воины, сопровождавшие оружие, привозимое на ремонт в Кыргызстан, или отъезжающие на фронт, с новой партией танков, пушек, обмундирования и продовольствия...

 

В творческой жизни республики в годы войны активное участие принимали многочисленные исполнительские коллективы, эвакуированные из центральных городов России. В не очень большой столице республики городе Фрунзе осенью 1941 г. собрались крупнейшие артистические силы страны - , Государственный симфонический оркестр Союза ССР под управлением Н. Рахлина, Государственный хор, возглавляемый А. Свешниковым, Ленинградская хоровая капелла, Русский народный хор им. М. Пятницкого, Ансамбль танца, джаз-оркестры под управлением А. Цфасмана и Я. Скоморовского. В республику прибыли и стали работать в театрах известнейшие музыканты Д. Ойстрах, Я. Зак, Э. Гилельс, Я. Флиер, Р. Тамаркина, певцы И. Краузе (Петров), М. Зюванов, М. Кусевицкий...

 

Концертная жизнь столицы необычайно оживилась. В г. Фрунзе постоянно приезжали на гастроли известные артисты, ансамбли и оркестры. Вместе с солистами Театра оперы и балета, певцами и музыкантами Киргизской филармонии творческие коллективы Союза разработали программу тематических концертов: «Артисты - фронту», «Искусство - на службу фронту», «За великую Родину». В программу входили произведения композиторов-классиков и советских авторов: оратория Генделя «Самсон», Девятая симфония Бетховена, Четвертая симфония П. Чайковского, оратория Ю. Шапорина «На поле Куликовом», симфония-кантата А. Прокофьева «Александр Невский», Пятая симфония Д. Шостаковича...

 

С середины декабря 1941 г. начал выступления симфонический оркестр, которым дирижировал маститый музыкант Натан Рахлин. Главной целью концертов являлось знакомство слушателей с лучшими произведениями отечественной и зарубежной музыкальной классики: П. Чайковского, Д. Шостаковича, А. Бородина, Л. Бетховена, И. Баха, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Н. Римского-Корсакова. С оркестром постоянно выступали и киргизские певцы и инструменталисты.

 

Не прерывалась в годы войны и творческая связь с центром. Летом 1943 г. в Москве проходили «Вечера киргизского искусства».

 

В одном из самых престижных залов страны, где и в мирное время проходили декады, встречи, вечера народов Советского Союза - Колонном зале Дома Союзов - киргизские артисты М. Баетов, А. Боталиев, М. Еркимбаева, С. Киизбаева, А. Кутгубаева, X. Темирбеков, М. Махмутова демонстрировали свое вокальное мастерство. Выступал в этом переполненном зале известный уже в то время манасчи Саякбай Каралаев.

 

Современники вспоминали: «Ария Матери из оперы «Патриоты» была исполнена Майрам Махмутовой так выразительно и проникновенно, что в зале установилось полное безмолвие. Оно продолжалось и после окончания номера. Майрам, смутившись, испуганно смотрела в залитый морем огней зал и, не зная, что делать, вдруг застенчиво улыбнулась. Зал ожил, пришел в движение и взорвался шквалом аплодисментов. После концерта один из зрителей сказал Майрам: «Вы своей улыбкой ослепили зал!..».

 

Особое внимание композиторы уделяли песне... Каждая новая песня становилась поистине народной. Песни военных лет разнообразны и по содержанию, и по интонационно-мелодическому складу: походно-маршеобразные, героико-эпические, лирические, шуточные, сатирические, частушечные. Их названия соответствовали духу времени: «Победа», «Встреча», «Проводы», «Моему товарищу», «Моя невеста», «Письмо на фронт», «Сверстнику в тылу»...

 

Работавшие в Киргизии композиторы В. Власов, В. Фере, М. Раухвергер, В. Веприк, В. Белый, П. Шубин обрабатывали народные песни для голоса с фортепиано, для оркестра и хора. Их можно было распевать и на сцене, и в землянке.

 

Большой популярностью пользовались песни, написанные профессиональными композиторами: «Жди меня» В. Власова на слова К. Симонова; «Дай команду», «Мы москвичи» А. Малдыбаева; «Великий марш», «Акижан» А. Тулеева; «Колыбельная» М. Абдраева; «Юность» А. Аманбаева. Песня «Жди меня» обычно исполнялась женским голосом. И в самом деле: воин пишет письмо любимой и представляет, как она читает письмо и «ожиданием своим» обязательно спасет его...

 

Писались и исполнялись не только патриотические, но и лирические песни. В жанре лирической песни и романсов много работал Абдылас Малдыбаев: «Приди, мой милый», «Намекни», «Пока я вернусь», «Прости», «Когда пленила меня», «Кому скажу». Одним из первых композиторов Кыргызстана А. Малдыбаев обратился к литературному наследию русских поэтов. На стихи А.С. Пушкина он создал романс «Зарема», причем использовал лучшие традиции вокального творчества русских композиторов-классиков. Широкие напевные мотивы больше всего привлекали его в романсах: композитор-певец прекрасно владел вокальной фразой.

 

Типичный стиль «ориенталь», известный русским композиторам Н. Римскому-Корсакову и А. Бородину, прекрасно прозвучал в романсе А. Малдыбаева «Когда пленила меня». Свободное дыхание и восточный колорит пронизывает его романс «Вернись ко мне», напоминая «Грузинскую песню» М. Балакирева.

 

Романсы, написанные русскими и киргизскими композиторами, с одинаковым чувством слушали и воины на фронтах в окопах или на лесной поляне, и труженики тыла, мечтая о будущих мирных днях или вспоминая родных и близких, с которыми их разлучила война.

 

Тема защиты Родины звучала в хоровых сочинениях, в сложных вокально-симфонических жанрах, в оперном творчестве. К примеру - в кантате «Счастье» на слова поэта К. Маликова и В. Винникова, музыка В. Власова и В. Фере.

 

Воропаева В.А., профессор КРСУ

 

Продолжение следует...

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/12492/">ISLAMRF.RU: Культурный «фронт» - в великом порыве к победе </a>