RSS | PDA | Архив   Пятница 3 Май 2024 | 1433 х.
 

Культурный «фронт» - в великом порыве к победе. Часть 2

14.05.2010 10:31

Выше уже было отмечено, что в годы войны и в культурной жизни многое формировалось. «Сформировалась» на сцене киргизского театра и опера. Премьера первой оперы, посвященной Великой Отечественной войне, – «Патриоты» – композиторы В. Власов, А. Малдыбаев и В. Фере – состоялась 14 ноября 1941 г. «Подлинная народность, яркая обрисовка образов, широкое развитие тематического материала делают оперу «Патриот» ценным вкладом в советскую музыку. Красочны и выразительны речитативы, хорошо, со знанием сделаны хоры», – таков отклик об опере в печати.    

 

Арию матери «Охраните нас от врага, возвращайтесь с победой», звучащую с особой драматической силой, зрители в залах театра прослушивали обычно стоя. И, очевидно, она не раз исполнялась перед солдатами на фронтах замечательным голосом Сайры Киизбаевой или Майрам Махмутовой.

 

В первый военный сезон весной 1942 г. коллективу Киргизского музыкально-драматического театра удалось создать волнующий спектакль – оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Прозвучала она 19 апреля на киргизском языке, главные партии исполнялись С. Киизбаевой (Татьяна), М. Махмутовой (Ольга), А. Боталиевым (Онегин), А. Малдыбаевым (Ленский), Г. Иманкуловой (няня). Поэтический текст оперы был переведен на киргизский язык писателем К. Баялиновым.

 

Работа над спектаклем началась еще в 1940 г. и происходила вначале не очень напряженно. Но в первые же дни войны и сами исполнители, и руководство театра увидели в этом произведении русской классики символ исторической памяти, величия духа народа, «энциклопедию» человеческой жизни. Много трудностей предстояло преодолеть при подготовке спектакля. Сложность самого произведения потребовала от исполнителей высокого профессионализма в сценическом воплощении незнакомых и далеких от киргизского быта образов пушкинских героев.

Участникам спектакля пришлось основательно изучить эпоху А.С. Пушкина, его сочинения и, прежде всего, сам роман «Евгений Онегин». Все это было совершить нелегко, поскольку не все артисты в достаточной мере владели русским языком, хотя читали А.С. Пушкина всегда. Народная артистка Кыргызстана, замечательная солистка театра оперы и балета Сайра Киизбаева вспоминала впоследствии: «Все артисты нашего театра воспитывались на пушкинских стихах».

 

Сама С. Киизбаева настолько «вжилась» в роль Татьяны, что гораздо позднее, в 1958 г. на II Декаде киргизского искусства и литературы в Москве, после исполнения ею арии Татьяны («письмо Онегину») Колонный зал Дома Союзов взорвался таким шквалом аплодисментов, какого, наверное, он не слышал со времен Арии Матери из оперы «Патриоты», исполненной М. Махмутовой в 1943 г.

 

В марте, когда спектакль был уже подготовлен, дирижер театра В. Целиковский писал: «Это – этапная, подводящая итоги определенной работы театра постановка, открывающая новые перспективы дальнейшего роста национальных кадров и киргизского искусства в целом.

 

Исключительное политическое и культурное значение постановки «Онегина» в Киргизском театре заключается еще и в том, что она осуществляется в грозное время Великой Отечественной войны. В дни, когда гитлеровские варвары разрушают и уничтожают величайшие ценности культуры и искусства, накопленные человечеством, мастера искусств Киргизии в упорном труде, при исключительном внимании и заботе партии и правительства создают новые культурные ценности».

 

На развитие профессионального музыкального искусства Кыргызстана плодотворное влияние оказало творчество выдающихся советских композиторов и музыкантов Н. Мясковского, Ю. Шапорина, Я. Зака, Н. Рахлина, А. Свешникова, В. Захарова, Н. Казьмина и крупнейших музыкальных творческих коллективов страны, эвакуированных в республику. Они отдавали свой творческий потенциал становлению профессионального музыкального искусства в республике, в том числе и формированию творческих коллективов.

 

В августе 1942 г. происходит эпохальное событие в культурной жизни республики – Киргизский музыкально-драматический театр был преобразован в Театр оперы и балета. На его сцене ставятся балет Крейна «Лауренсия», опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

 

Следует отметить, что творческие коллективы, эвакуированные в Среднюю Азию из европейской части Советского Союза, вели самую активную профессиональную деятельность.


В частности, в первой декаде советской музыки республик Средней Азии, организованной в июне 1942 г. по инициативе дирекции государственных музыкальных коллективов Союза ССР, Государственным симфоническим оркестром Союза ССР под управлением Н. Рахлина и Государственным хором Советского Союза – художественный руководитель А. Свешников – были исполнены почти все симфонические и хоровые сочинения композиторов Средней Азии и Казахстана.

Разумеется, главной темой музыкальных произведений являлась тема отражения героической борьбы советского народа против фашистских захватчиков.

 

Возвращаясь с форума, участники Декады – композиторы, музыканты, исполнители привезли коллегам по мастерству «Обращение ко всем работникам искусств СССР». «Дружба народов привела нас в эти грозные дни на братскую встречу бойцов армии искусств Средней Азии, – подчеркивалось в «Обращении». – Декада показала, что ни грохот пушек, ни лязг танковых гусениц, ни взрывы бомб, сбрасываемых с самолетов, не могут заглушить вечно живого голоса народной песни, в которой звучит голос народной души. Декада показала, что в дни войны еще громче и еще мелодичнее зазвучали наши комузы, домбры, тамбуры, дойры, дутары, рубобы, еще мужественнее и проникновеннее стали голоса наших певцов».

 

Мастера музыкального искусства призывали сподвижников создавать произведения, «равные по своей силе оружию, произведения, ведущие в бой до победы», музыку, которая «навеки сохранит в памяти наших потомков дела легендарных богатырей Отечественной войны», отдать все свои творческие силы фронту и тылу.

 

На сцене недавно сформированного Театра оперы и балета ставятся оперы, в том числе «Кокуль» («Алтын кёкуль» – «Золотой чуб») М. Раухвергера, балеты «Селкинчек» В. Власова и В. Фере. Премьера первой национальной музыкальной комедии «Ким канти?» («Кто это сделал?») состоялась 1 декабря 1943 г. Музыка к этой комедии была написана молодыми киргизскими композиторами М. Абдраевым,
А. Тулеевым и А. Аманбаевым под руководством и при участии А. Малдыбаева.

Специалисты считают, что заметным явлением в музыкальном искусстве военных лет стала симфония В. Фере «Киргизстан». Этим музыкальным произведением композитор призывал на защиту Отечества, с богатейшим историческим прошлым, своеобразной культурой, спасенной и сохраненной объединительной идеей. Причем, весь мелодический материал и другие средства художественной выразительности композитор создал на основе подлинных народных образцов. Особенно выразителен финал симфонии, звучащий как боевой призыв народной напевкой «Ураан». Картины ожесточенной схватки, острые динамичные нарастания завершаются торжественным маршем, звучащим как гимн победившему народу.

 

В декабре 1944 г. в музыкальное искусство республики балетом М. Раухвергера «Чолпон» «ворвался» мир сказки. «Меня захватила воплощенная в сказке идея: самоотверженная «земная» любовь простой девушки, дочери бедного пастуха, может преодолеть все препятствия и злые силы, в том числе – потусторонние, и восторжествовать», – рассказывал композитор.

 

Балет «Чолпон», поставленный в годы войны, прочно вошел в репертуар театра как одно из лучших произведений национального искусства и до сих пор не сходит с его сцены. Теперь уже снят кинофильм «Чолпон», где, как и в спектакле, зрителя покоряет мастерство Бюбюсары Бейшеналиевой, Рейны Чокоевой.

 

В годы войны Театр оперы и балета не только сформировался, но и пережил большой творческий подъем. Кроме национальных опер и балетов, на его сцене ставится мировая классика: балет Дриго «Волшебная флейта», опера Пуччини «Чио-Чио-Сан». Прозвучала музыкальная драма композитора из соседнего Казахстана Евгения Брусиловского «Кыз-Жибек» и много других.

 

Заметно выросло исполнительское мастерство оркестра народных инструментов, объединяющего 70 талантливых музыкантов. Репертуар был представлен более 140 произведениями П. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, Л. Бетховена, Ж. Бизе, советских и национальных композиторов.

 

С оркестром выступали солисты М. Махмутова, С. Киизбаева, Н. Тойгомбаева, К. Эралиева, Г. Валиулина, народные певцы и музыканты А. Огонбаев, М. Баетов, С. Бекмуратова, манасчи М. Мусулманкулов. Оркестр выезжал на гастроли в Ташкент, Северный Кавказ и другие регионы огромного Советского Союза, жители которого были охвачены главной задачей дня: «разгромить и уничтожить врага», как пелось в песнях того времени.

 

Около 90 мастеров искусства Кыргызстана, оркестр народных инструментов и хор стали участниками Второй декады музыкального искусства республик Средней Азии, проходившей 25 февраля – 13 марта 1944 г. в Ташкенте. Всего в Декаде приняли участие более тысячи исполнителей.

 

Было продемонстрировано возросшее мастерство всего музыкального искусства республики. Но, как отметило жюри Декады, особенно выделился Государственный хор, руководимый молодым хормейстером Султаном Юсуповым и заслуженным деятелем искусств Киргизской ССР Я. Чмелевым. Хор исполнил сложнейшие произведения «а капелла»: «Насылкан» В. Белого на слова Токтогула, «Колыбельную»
В. Фере и многие другие. Исполнительское мастерство хора было по достоинству оценено присуждением первой премии. Многие произведения, исполненные на Декаде, были записаны на грампластинки, некоторые исполнители сняты в фильме-концерте и награждены Почетной грамотой Киргизской ССР.

 

В последний театральный сезон военного времени зритель увидел ярчайший национальный хореографический спектакль-балет М. Раухвергера «Чолпон», а композиторы В. Власов, А. Малдыбаев и В. Фере завершили работу над оперой «Манас» – исторической Памяти народа, героико-патриотическая тема которой соответствовала «духу времени».

 

 

 

Воропаева В.А., профессор КРСУ

 

Продолжение следует...

 

Ссылки по теме:

Культурный «фронт» - в великом порыве к победе

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/12703/">ISLAMRF.RU: Культурный «фронт» - в великом порыве к победе. Часть 2</a>