RSS | PDA | Архив   Среда 24 Апрель 2024 | 1433 х.
 

«Дневные записки» путешествия Ивана Лепехина

16.09.2010 10:48

Иван Иванович Лепехин – один из виднейших русских просветителей XVIII века, путешественник, географ. Путевые заметки Лепехина были опубликованы в 1772 г. и вышли в четырех томах. Они представляют собой интереснейшее собрание разнообразных естественнонаучных и этнографических данных. Лепехин оставил очень занимательные факты из жизни мусульман, населяющих Россию. Он побывал на Урале, в Волжской Булгарии, Нижегородской губернии, Мордовии. В августе 1876 г. Иван Лепехин достиг реки Черемшан. На Черемшане он познакомился с бытом народов, населяющих среднюю Волгу, побывал в татарских селениях и оставил их описание, повествующее «о жителях при Черемшане», которое позднее ученые назвали превосходным образчиком этнографии XVII в.

 

«Татары, живущие по Черемшану, сколько мне видеть их случилося, все магометанского закона, и каждая деревня имеет свою мечеть и духовную особу, а смотря по множеству дворов, двух или трех. Никто не может быть участником духовного их сана, кроме изучившихся у главнейших их священноначальников арабскому языку и основаниям веры. Духовенство их за употребленное старание в изучении закона награждается тем, что не имеет нужды пещися о своем содержании, думать о пашне и сему подобном. В чем их состоит закон, о том хотя почти всем известно, однако не могу преминуть, чтобы не упомянуть о главных их закона обрядах.

 

В мечетях их никакого украшения не видно, кроме места священноначальника, ахун называемого. Место сие тем только отлично, что на стене прибивают ковер и другой подстилают под ноги. Духовенство у них трех степеней: в первой степени считаются ахуны, под ахунами муллы и абызы, а самая последняя степень составляют му-азин. Ахуны кроме власти разнятся и тем, что им одним дозволяется носить чалму. Мулла и абыз во образ наших священников; а му-азин соответствует должности нашего понамаря. Наш понамарь созывает в церковь посредством колоколов, а му-азин криком. Духовенство их избирается по власти мирян: кто по их уставам учен, тот и духовный может иметь сан без дальных посвящений от духовноначальствующих.

 

Духовенство их, кроме священнослужения, разбирает и всякие свары между мирянами; разводят недовольных браком и имеют власть наказывать преступников. Суд свой производят по Алкорану, и, смотря по вине, или, лучше сказать, по предписанию Корана, наказывают плетьми и палками.

 

При молении так же никаких особенных обрядов не бывает. Всяк, кому в мечети идти надобно, омывается водою и надевает на себя чистое платье, которое бы никаких пятен, а особливо пивных и винных на себе не имело. Наиболее всего берегутся, чтобы мечетнаго их платья не обнюхала собака; иначе в таком платье в мечеть ходить за грехи вменяется.

 

Когда приходят в мечеть, скидывают с себя в преддверии обувь, и входят в одних чулках. По приходе садятся все на полу рядами, сжав ноги, как говорят, калачиком; а когда соберутся все, тогда встает ахун или мулла, которому и другие последуют и начинают молиться. Они молятся обыкновенно в сутки по пяти раз: первый раз поутру иртянамазы; другой раз часу в третьем по обеде, и называется уля-намазы, третий раз часу в шестом и кенденамазы; четвертый раз по закате солнечном акша намазы; пятый раз ночью ясых намазы. Моление их состоит в поклонении в пояс, опирании руками в колени, потом падают на колени и проговорив некоторые слова кланяются в землю два раза. По земным поклонам, постояв несколько времени на коленах, встают и оглядываются сперва на правую сторону говоря салом маликам, а потом на левую с теми же словами; и сие в каждый молитве повторяют два раза. С начала молитвы читает всяк про себя, а окончательные один мулла всем в слух, чем моление и кончится. В праздничные дни в богомолии никакой отмены не бывает, кроме что читают в добавок Алкоран. При молении столь бывают они тверды, что от благоговения ничто их отвратить не может. Нам не редко случалося в домах заставать на молитве тех, с которыми мы имели дело, как то старость и проч: однако ни приход наш, ни требования не могли поколебать их твердости: но, не оглядываяся на нас, продолжали свое моление до конца. Женский пол так же молится, как и мущины, но только дома; а в мечеть женскому полу входить запрещается».

 

Материал опубликован в газете "Медина аль-Ислам", №101.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/13607/">ISLAMRF.RU: «Дневные записки» путешествия Ивана Лепехина</a>