RSS | PDA | Архив   Вторник 11 Август 2020 | 1433 х.
 

Ислам в "Метрополитен"

18.11.2011 10:01

Война – самая интенсивная форма контакта, и часто культура побежденного  берет  реванш, захватывая захватчика. Так поступили  греки с римлянами, русские - с варягами, даже Япония отплатила Америке за Хиросиму, заразив битников  дзен-буддизмом.

 

Когда 11 сентября в Нью-Йорке началась "война с террором", главный музей страны и города вступил в нее по-своему. В "Метрополитен" началась грандиозная реконструкция исламского крыла, куда в ХХ  веке только изредка заглядывали туристы по пути к буфету. Но сегодня искусство мусульманских народов  предлагает себя в путеводители по 21-му столетию, ибо  глобус повернулся  к нам исламской стороной.

Зная об этом и готовясь к испытаниям предстоящих конфликтов, исламская, прежде всего, иранская, диаспора США оплатила существенную часть новой экспозиции.  И в этом сказалась традиционная предусмотрительность национальных  культур, каждая из которых устраивает посольство своего искусства  в мировой столице  Нью-Йорка.   Художник – лучший  посол.  Он предлагает чужим свое именно таким, каким его все готовы полюбить: красивым.

Условием взаимности служит знакомство с языком приходящей культуры. Вот над его словарем "Метрополитен" работал восемь лет. Плоды этих трудов – обновленное крыло, 15 музейных залов, где нашла себе место тысяча лет истории, о которой рассказывают 1200 экспонатов из  одного из лучших собраний исламского искусства.  Вернее – искусства народов, принявших ислам. Это - не педантическая, а принципиальная оговорка, потому что нам предлагают не религиозную доктрину, а светскую культуру, созданную под влиянием религиозных запретов.

Главное  свойство исламского искусства в том, что оно  – результат не сложения, а вычитания. Почти (миниатюры!) изъяв из своего репертуара человека,  оно свело изображение к декоративному ряду и заменило  действительность ее знаком.  Всякий запрет на пути искусства порождает альтернативную эстетику.

В залах  "Метрополитена" зрителя встречает и провожает орнамент. Для нас узор – рама, фон, что-то необязательное, всегда вторичное, часто  лишнее, иногда -  преступное.  Но если изменить оптические настройки, в орнаменте  можно увидеть  молитву, музыку и  философию.  Монотонность орнамента указывает путь к постижению. Бесконечная повторяемость элементов сплавляет в прекрасный узор все, что предлагает художнику традиция. Орнамент, как лианы, захватывает любое пространство, заполняя собой неорганизованную пустоту. Перебираясь с клинка на ткань, с керамики на стекло, с бумаги на кафель, узор достигает своей конечной цели на ковре.

Эти "висящие монументы" Востока  расположились в отдельных залах - по-царски Они к этому привыкли, потому что принадлежали царям: один - Петру, другой - Габсбургам, третий – Сулейману. Непомерного размера ковры заменяют Востоку все, чем нам дороги дворцы – драгоценный паркет Зимнего, фламандские гобелены, византийскую мозаику, ренессансные фрески. Но роскошь ковра -  другая.  Его нельзя рассматривать, только  созерцать. Выбрав  произвольный мотив, ты, как в фуге, следишь за его превращениями, упиваясь богатством переходов и фантазией метаморфоз. Мелодия нити подчиняется могучей гармонии. Замысел  ткача не подавляет, а лишь направляет прихотливый рисунок.  Вглядываясь в приключения узора, ты проникаешь в его музыкальную тайну и впадаешь в транс.

Собственно, в этом и есть умысел ковра. Портативный  мотор медитации, он  приглушает звуки, усыпляет бдительность и вводит в то состояние безмятежное лени, которое с завистью описывали европейские путешественники,  возвращавшиеся с исламского Востока.

 

Радио Свобода

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/18974/">ISLAMRF.RU: Ислам в "Метрополитен"</a>