RSS | PDA | Архив   Суббота 25 Январь 2020 | 1433 х.
 

У мишарей

28.12.2011 18:30

В 2012 году исполняется 150 лет со дня рождения Петра Александровича Альбицкого (1862–1922), священника, настоятеля Петровской церкви Нижнего Новгорода. П.А.Альбицкий — первый секретарь Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, автор многочисленных публикаций в центральной и местной печати. В 1890 году «Нижегородские губернские ведомости» опубликовали «Этнографические наброски. У мишарей» Альбицкого. Эту статью из своих записных книжек автор посвятил родной сестре Екатерине Александровне. По прошествии более чем ста лет этот материал предоставляет и сегодня очень интересные и любопытные факты по истории нижегородских мишарей.  

 

Я направился кверху по высокому глинистому берегу Пьяны и только поднялся на верх, как кочко-пожарские мельницы оказались почти рядом со мною. Я не мог налюбоваться великолепной картиной, открывшейся перед моими глазами… Полюбовавшись этим видом, который так и просится на полотно, я незаметно подошел к деревне. У околичных ворот на столбе я прочел надпись: деревня Кочки-Пожарки. Государственные крестьяне. Ревизких душ 798, дворов 280. День у мишарей праздничный — пятница. Там и сям виднелись группы мужчин и молчаливые фигуры женщин, разодетых по-праздничному. Кое-где в тени деревьев перед избами и на лужайке под амбарами в холодке целые семьи расположились за чаепитием и благодушествовали. Строение почти все крыто соломой; перед избами нечто вроде палисадников, загороженных плетневым или дощатым забором с ветлами и кустами сирени. Виднеются избы с одним окном на улицу и с двумя на дворе. Есть и несколько довольно больших домов, построенных на городской манер; владельцы их: Ягудев Али-Бай, Ягудев Махуметша, Бядердин; первый из них живет около Киева и кумыс делает, а последний занимается тем же в Москве.

 

Мне хотелось познакомиться с муллою. Помещение муллы довольно скромное: небольшой дом, разделенный сенями на две половины: горницу и кухню. Хотя муллы дома не оказалось — он ушел в пойму указывать рабочим сенокос, но я был принят радушно остальными членами его семейства. Горница муллы Асфене убрана довольно прилично: на передней широкой лавке положен порядочный ковер; на столе красненькая салфетка; в переднем углу груда книг, вероятно, преимущественно учебных, так как мулла в зимнее время занимается обучением детей. Около так называемой голландской печки стоит шкафчик с чайной посудой. На стене часы с кукушкой, а к потолку прикреплена висячая лампа.

 

Радушные хозяйки начали угощать меня чаем из громадного самовара… К чаю подошел родственник муллы, пожилой мужчина с слезящимися глазами; он сообщил мне кое-какие сведения о житие-бытие мишарей.

 

В деревне живет 1132 души. Много народу уходит на заработки в Москву, Петербург, Варшаву и Астрахань… Население преимущественно народ промысловой. Местные мишари, проживая в больших городах, торгуют шалями, содержат в Москве постоялые дворы, служат в конторах. В Варшаве торгуют «красным товаром», а в Астрахани служат водовозами и живут там с семействами. Среди мишарей много портных…

 

К чести мишарей, уходящих на заработки, нужно сказать, что они присылают своим родственникам больше денег, чем русские, окончательно развращающиеся на стороне и привыкающие там ко всякому непотребству, на которое и уходят трудовые деньги. Замечательно и то обстоятельство, что татары благодаря своей трезвости и относительной честности больше ценятся на местах, чем русские.

 

Мне пришлось быть и в местной мечети: она невелика и устроена на турецкий манер с круглым куполом…

 

Муллы мне не удалось видеть, но все-таки я пробыл здесь с интересом и считал свою любознательность почти удовлетворенною.

 

Газета "Медина Аль-Ислам"

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/19713/">ISLAMRF.RU: У мишарей</a>