RSS | PDA | Архив   Четверг 2 Май 2024 | 1433 х.
 

В Лувре откроется собственная, постоянно действующая экспозиция исламского искусства

19.03.2008 14:27

В 2009 году в Лувре откроется собственная, постоянно действующая экспозиция исламского искусства, которая разместится на площади в 4 000 квадратных метров. Новая галерея департамента Искусств ислама в Лувре будет создана в рамках проекта по расширению экспозиций музея "Большой Лувр", которая теперь будет расположена на территории двора Висконти (la cour Visconti).

Амбициозный проект по увеличению площади выставочного комплекса департамента Искусств ислама, который позволит значительно расширить постоянно действующую экспозицию в стенах музея Лувра, воплощается в жизнь не первый год.

26 июля 2005 г. Жак Ширак (Jacques Chirac), еще будучи президентом Франции, встретился в Елисейском дворце с министром культуры и коммуникаций Франции Рено Донедье де Вабр (Renaud Donnedieu de Vabres) и генеральным президентом-директором музея Лувр Анри Лойретт (Henri Loyrette), которые представили президенту Шираку архитектурный проект размещения отдела Искусств ислама в Лувре. Представленный проект являлся проектом-победителем международного конкурса по проектированию новых выставочных площадей для департамента Искусств ислама в Лувре. Президенту Франции был представлен проект двух архитекторов: Руди Риччотти и Марио Беллини.

Ширак очень заинтересовался этим проектом-реконструкцией департамента Искусств ислама, так как он позволил бы при его осуществлении представить более в полном объеме все то великолепие исключительной в своем роде коллекции искусств ислама музея Лувра. Этот проект также поможет укрепить мировой престиж музея в мировом разнообразии и позволит в дальнейшем выстраивать диалог культур, размещая в одном музее выставки искусств Азии, Африки, Америки и др. отделов в павильонах универсального назначения.

Министр культуры и коммуникаций Франции Рено Донедье де Вабр и генеральный президент-директор музея Лувра Анри Лоретт приняли 26 июля 2005 г. принца и миллиардера Саудовской Аравии Аль-Валида бин Талаля бин Абдулазиза Аль-Сауда (Alwaleed Bin Talal Bin Abdulaziz Al Saud), являющегося президентом Kingdom Holding Company, для подписания протокола о передаче принцем дара музею в пользу будущей реконструкции музейных площадей департамента Искусств ислама. Министр культуры и коммуникаций Франции Рено Донедье де Вабр подчеркнул, что дар принца является актом исключительной щедрости и обнаруживает в себе послание, доказывающее всю серьезность главенства диалога культур.

Письменное соглашение, подписанное 26 июля, закрепило порядок распоряжения даром в 17 миллионов евро (20,5 млн. долларов). Имя компании, которую возглавляет принц, будет фигурировать среди других организаций-меценатов, выгравированных на мемориальной доске в холле пирамиды, которая находится возле музея Лувра.

День подписания договора директор музея Анри Лойретт назвал «историческим для музея». Дар, который был преподнесен принцем Саудовской Аравии по итогам прошедшего конкурса, объявленного президентом Республики Франции, а также само участие группы лауреатов в архитектурном конкурсе, было отмечено как «настоящая точка отправления» в реализации этого амбициозного проекта, которая будет завершена к 2010 году. Денежный вклад принца Саудовской Аравии в этот проект на сумму 17 миллионов евро фактически является самым крупным за всю историю персонального меценатства во Франции. Он даст возможность представлять посетителям шедевры исламского искусства которые были созданы искуснейшими представителями каждого жанра искусства в утонченной, изысканной манере, и собраны в одну богатейшую коллекцию, в будущих стенах музея, в самом сердце исторического дворца Лувра.

Выставочные экспозиции в будущей галерее послужат своего рода посланием мусульман европейцам с целью показать искусство ислама и истинный облик исламской цивилизации. На выставке будет продемонстрировано искусство народов трёх континентов, объединённых одной религией, будет представлено всё многообразие искусства исламских народов.

По мнению принца, его вклад в развитие департамента Искусств ислама одного из самых знаменитых музеев мира позволит лучше понять исламскую культуру, увидеть то, что исламская цивилизация привнесла в западную культуру. Передавая свой дар музею, принц отметил, что новая расширенная экспозиция будет способствовать пониманию подлинного смысла ислама – гуманной и терпимой религии, даст возможность лучше осознать сущность ислама - религии, проповедующей гуманизм и мирное сосуществование с другими культурами. Как считает арабский меценат, подобный проект будет также способствовать установлению мостов между цивилизациями, что очень важно в наше время, когда наблюдается противопоставление и противостояние религий и культур. Принц выразил уверенность в том, что создание галереи позволит добиться более глубокого взаимопонимания двух культур – западной и восточной., Благодаря этому пректу, любой желающий будет иметь возможность лицезреть мировые шедевры исламского искусства, воспринять их красоту и изящество.

Этот интернациональный архитектурный конкурс, который проходил в июле 2004 года, стартовал с подачи Рено Доннедье де Вабр, министра культуры и коммуникаций Франции. Окончательная стоимость проекта-победителя после всех подсчетов достигла 56 миллионов евро, из них 26 миллионов будет погашено государством.

Насчитывая 10 тысяч экспонатов, музей владеет одной из богатейших и красивейших коллекций мира в области исламского искусства. На сегодняшний день коллекция пополнилась новыми экспонатами, (приблизительно 3 000 предметов искусства предстанут перед глазами посетителей) ранее принадлежавшими музею декоративных искусств. Вся коллекция охватывает культурный пласт исламского мира по всей своей географической амплитуде — от Испании и Северной Африки до Индии и временной период от зарождения Ислама в VII веке до сегодняшнего дня.

Сегодня любителям искусства доступна лишь часть всей коллекции, которая расположенная на небольшом пространстве: приблизительно 1 300 экспонатов в настоящее время расположены на площади 1 100 квадратных метров и представлены в выставочном зале музея. После проведения всех реставрационных и строительных работ коллекция исламского искусства расположится в залах одного из внутренних дворов Лувра – двора Висконти, что в дальнейшем позволит посетителям удобно перемещаться в зал Salle du Manège или галерею Daru, которая ведет к большой античной греческой экспозиции (Венера) и далее к итальянскому ренессансу («Джоконда», «Рабы» Микеланджело). Нужно отметить, что будущая выставочная площадь департамента Искусств ислама разместится в самом сердце наиболее посещаемых выставочных залов музея (их посещает почти семь миллионов человек в год). Выбор двора Висконти музея Лувра в качестве будущих выставочных залов департамента Искусств ислама позволит увеличить пространство в четыре раза. Свободное выставочное пространство, находящееся под открытым небом, которое планируют перекрыть стеклянной крышей, достигнет 4 000 квадратных метров и воплотит в себе оригинальный архитектурный проект с необычной подсветкой.

Коллекционные выставки исламского искусства предоставят посетителям возможность проследить весь ход развития не только художественного, но также исторического и религиозного искусства, начиная с первого столетия после рождения Иисуса Христа. В этом секторе (приблизительная площадь – 2 000 квадратных метров) будут выставлены произведения, представленные тремя археологическими департаментами:

Отдел – Восточный античный мир

Отдел – египетский и греческий античный мир

Этрусский и римский отдел

Департамент Искусств ислама был создан постановлением правительства Франции от 1 августа 2003 года. Он стал восьмым департаментом музея Лувра и 15 департаментом государственного музея, представляющим предметы, имеющие художественную ценность. Департамент представляет предметы исламского искусства периода конца VII - XIX веков всего территориального пространства от Испании и Северной Африки до Индии.

Новая презентация коллекции департамента имеет в основании различные хронологические пути, включающие в себя следующие тематические направления:

Письменность - основной ключ визуальной целостности исламского мира

Геометрия и наука чисел

Книжное искусство

Археологический ландшафт, позволяющий добавить городской контекст, питающий размышления о культурном пласте средневекового ислама

«Рабочая комната ключей» - пространство толкования, предназначенное для посетителей. Этот зал будет информационным и дидактическим дополнением для посетителей, желающих получить более углубленную информацию.

В архитектурном плане двор Висконти останется хорошо просматриваемым для посетителей, гуляющих в парковой зоне комплекса музея Лувра. Новизной же станет современное архитектурное решение в самом сердце исторической местности. Показ коллекций в новом проекте планируется разместить на площади 4 000 квадратных метров, которая будет иметь два уровня: первый уровень будет расположен на цокольном этаже, где будут представлены творения искуснейших мастеров, датированные концом VII - XIX веком. Второй уровень, который будет выходить за пределы периферийных галерей, будет расположен под землей. Там будут представлены экспонаты XI – XIX веков, включающие в себя такие произведения престижнейших и редкостных коллекций, как коллекция ковров. Все выставочное пространство нового департамента будет покрыто светящейся вуалью, неброско и ненавязчиво развевающейся в зале. С первых шагов по новому залу посетители смогут увидеть фасады двора Висконти. Даже из примыкающих к департаменту залах можно будет любоваться игрой колышущейся вуали, которая придает всему ансамблю департамента сказочную поэтичность.

Финансирование строительства новых выставочных залов во дворе Висконти по документам  будет следующим:

стоимость работ – 50 миллионов евро

финансирование государства и музея – 20 миллионов евро

меценатство – 30 миллионов евро

Создание галереи исламского искусства финансирует также французское нефтяное предприятие Total, которое объявило о своем взносе в 4 миллиона евро в фонд музея.

Эта компания, активно участвующая в финансировании реставрации галереи Аполлона пожелала продолжить меценатство и свое покровительство Лувра, финансируя теперь работы по перепланировке департамента Искусств ислама.

Расходы на реставрацию фасадов внутреннего двора Висконти, которые берет на себя государство, обойдутся в 6 миллионов евро. Все необходимые работы, которые нужно успеть сделать до размещения экспонатов в выставочных залах (предварительная реставрация произведений, превентивное хранение экспонатов т.д.) будут проведены Лувром, который взял на себя финансирование и непосредственно проведение работ.

Предлагаемый график проведения работ выглядит следующим образом:

сентябрь 2005 – декабрь 2006 года: проведение исследовательских работ для реализации проекта

четвертый квартал 2005 года: начало работ по сбору выставочных коллекций

2006 год: начало реставрационных работ по восстановлению фасадов двора Висконти

январь 2007 – декабрь 2008 года: проведение строительных работ выставочного комплекса и строительство необходимых технических сооружений

август 2008 – декабрь 2008 года: принятие комиссией проведенных работ и размещение экспонатов

первый квартал 2009 года: торжественное открытие галереи и официальное начало ее работы для посетителей

Галерея Искусств ислама на сегодняшний день закрыта и ожидает своего открытия в новых стенах двора Висконти музея Лувра в 2010 году. Приблизительно 2 000 предметов, пришедших к нам с исламских земель трех континентов и представляющих временной отрезок в 1300 лет, будет представлено посетителям на постоянно действующей выставке. Будущая выставка позволит нам стать свидетелями огромного разнообразия и творчества исламской цивилизации.

Здесь будет представлена панорама развития исламского искусства с VI и до начала XIX века. Эта новая презентация расскажет посетителям об исторической конфронтации различных культур и развитии межкультурных отношений до настоящего времени. Магриб, отсутствующий в выставочном комплексе до сегодняшнего времени по историческим причинам, будет представлен лучше. Экспонаты, которые будут выставлены в залах департамента, в большинстве своем являются предметами роскоши и сделаны для правителей, придворного круга двора и представителей зажиточных классов. Экспонаты, расположенные на всей протяженности галереи, позволят получить представление о гомогенности всех видов искусств ислама, что придает ему узнаваемость, отличие от других направлений, несмотря на то, что многие предметы были выполнены несколько столетий назад в различных географических точках. При этом посетители смогут оценить яркую творческую выраженность в общей тематике.

Галерея Искусств ислама является последней из восьми образованных выставочных комплексов. Ее создание началось в 2003 году. Но еще в далеком 1890 году коллекция музея значительно увеличилась усилиями двух хранителей экспонатов - Гастона Мижеона и Эмиля Молиньера. Благодаря им в 1893 году открылся первый зал, посвященный исламской коллекции. Следующим шагом было завещание баронессы Делор де Глеон (Delort de Gléon) в пользу музея в 1912 году, которое обогатило коллекцию уникальнейшими, бесценными произведениями исламского искусства, собранными мужем баронессы. Его увлечение позволило музею открыть выставочный зал имени «Делор де Глеон» в 1922 году в павильоне Часов.

В 1936 году был открыт новый отдел – галерея Азиатских искусств, коллекцию же Исламских искусств тогда временно сняли. После окончания второй мировой войны экспонаты, принадлежавшие Дальнему Востоку, разместили в музее Гиме, где и была создана исламская секция в отделе Восточного античного мира. Все экспонаты были выставлены в зале часовни павильона Часов. Позднее, экспонаты было можно увидеть в небольших количествах в двух залах в конце выставочного отдела Восточного античного мира.

таз, 1320-1340гг

Muhammad IBN AL-ZAIN
таз, 1320-1340гг.

История собрания коллекций исламского искусства очень интересна. Многие предметы, входящие в различные коллекции доказывают, что между Францией и исламским миром существовала многовековая связь. На это, например, указывает «путешествие» савана Saint-Josse, выполненного из иранского текстиля X века, с востока иранского мира в Лувр в 1922 году, которое остается достаточно скупо освещенным. Один из английских королей, приближенный к двум важным членам первого крестового похода, преподнес в 1134 году дар аббатству Saint-Josse – ткань, послужившую для обертывания мощей святого Saint-Josse. Семи веками позднее перенесение мощей местно чтимого святого предоставило музею возможность получить на хранение эту драгоценную ткань. Баптистерий (помещение для обряда крещения) Saint-Louis, находившийся в Сокровищнице Sainte-Chapelle королевской крепости Vincennes предположительно с начала XIV века, вошел в коллекцию музея в 1793 году. В 1832 году по приказу Луи-Филиппа он окончательно был перенесен в Лувр и с тех пор, являясь свидетелем времени, носит инвентарный номер «LP». Османский кубок, принадлежавший ранее Луи XIV, начинает фигурировать в инвентарной описи Королевского музея (MR) после падения империи Наполеона. Огромную роль в увеличении музейных коллекций играют меценаты, в особенности большие вклады были сделаны в конце XIX – первой половине XX столетий. К примеру, инвентарная нумерация, начинающаяся с букв K и R, соответствует инициалам имен таких больших коллекционеров и меценатов музея, как Raymond Koechlin, барон Salomon de Rothschild.

Коллекции в своей основе состоят, главным образом, из керамических и металлических изделий, изделий из слоновой кости, дерева, ковровых изделий и картин, датированных VII-XIX вв., созданных и собранных в разных странах, находящихся по периметру Средиземноморья, Ирана, центральной Азии и Индии, являющиеся составляющей исламской земли.

Хронологические периоды:

VIII-XI века: Эпоха халифата

середина XI-конец XIII: турки, монголы и западные мусульмане

XIV-XV: мамелюкский, монгольский и темуридский периоды

XVI-XIX: современные империи: османская империя и др.

Блюдо декоративное, эпиграфическое, 1480-1490

Cartel
Блюдо декоративное, эпиграфическое, 1480-1490

керамика, глазурная краска, диаметр: 37 см Турция

На выставках будут представлены лучшие образцы арабской каллиграфии и изобразительного искусства, а также ковры и изделия ремесленников. Многим из этих произведений искусств около 1000 лет. В коллекции войдут экспонаты, которые дадут представление о традициях исламской культуры, а также о духовной жизни мусульманского народа. Будут представлены ювелирные украшения из серебра, драгоценных и полудрагоценных камней, молитвенные коврики, обувь, нарядные полотенца и скатерти, расшитые жемчугом, бисером и золотыми нитями головные уборы. В выставочных залах можно будет увидеть глиняные блюда и сосуды, фаянсовые изразцы, резные ларцы из слоновой кости, рукописные Кораны, бронзовые подносы и кувшины, сюзане из шелка и хлопка, оружие, инкрустированное золотом и серебром.

Ислам создал цивилизацию, в которой искусство всегда занимало важное, даже ключевое

место. Мусульмане всю жизнь размышляют о красоте, которая исходит от Бога, и проповедуют эстетический взгляд на все проявления жизни. Несмотря на многообразие исламского искусства, продиктованное национальными особенностями, его виды и школы совпадают между собой в основных принципах: использование стилизованных узоров, геометрических рисунков и орнаментов в качестве показателя постоянно присутствующего Слова Всевышнего везде. Основной упор делается на абстрактное видение явлений, что, по сути, означает отворение двери в рациональный мир, а также на использование и повторение узоров, которые в некотором смысле направляют человека к пониманию бесконечного в конечных формах. Эти элементы, как выражение религиозного мировоззрения, можно найти в искусстве всех мусульманских стран и территорий. Единство его проступает во всех творческих традициях, хотя, бесспорно, каждая этническая группа оставила в нем отпечаток конкретного народа. Так, существует иранское, турецкое, египетское, андалузское, индийское, малазийское искусство.

В ассортименте товаров международной торговли, шедших с Востока, чуть ли не первое место занимали ткани, потому они с давних пор широко известны в мире. Хлопчатобумажные, льняные, бархатные, шелковые ткани, разрисованные вручную или с вытканным рисунком, поражают обилием узоров, фантастических зверей, птиц, цветов и букетов. Высоко ценились и ценятся до сих пор ковровые изделия с причудливым, но в то же время симметричным орнаментом. Тканями и коврами драпировались помещения с потолка до пола, и эта традиция уже несколько веков назад стала европейской модой. Пластическое искусство находило выражение в виде рельефов с изображением грифонов, женщин-птиц, растительного орнамента. Из меди, камня, кости изготавливались маленькие фигурки зверей, птиц, изредка людей. Самым массовым видом прикладного искусства была керамика. Блюдам, чашам, кувшинам часто придавались формы животных и птиц. На изделиях из стекла и горного хрусталя также присутствовали изображения животных. Самыми, пожалуй, элитарными видами исламского искусства можно назвать дворцовую роспись и книжную миниатюру. Прежде они выполняли лишь декоративную функцию, но со временем становятся самостоятельными видами искусства.

Крупные музеи мира располагают огромными коллекциями исламского искусства и делают интересные выставки. Предстоящее открытие департамента Искусств ислама в музее Лувра станет важным этапом на пути к примирению мусульманской и христианской общин Франции, которые сегодня существуют обособленно. Стоит пожелать французскому музею осуществления намеченных планов и дальнейшего укрепления культурных связей между Востоком и Западом.

 

Перевод IslamRF.Ru по материалам Agence France-Presse, La libre, ИТАР-ТАСС, официальный сайт музея – www.louvre.fr

19.03.2008

 

Ссылки по теме:

Ислам и искусство в России

22-02-08 В музее Сакиб Сабанджи в Стамбуле открылась выставка экспонатов исламского искусства из коллекции Лувра

20-02-08 В Совете Федерации открылась фотовыставка «Ингушетия вчера и сегодня»

«Во дворцах и в шатрах: исламский мир от Китая до Европы»

31-01-08 В Музее Востока открыта выставка о традиционной культуре Йемена

Берлин увидел „Истоки Шёлкового пути''

Стамбул станет ''Культурной столицей Европы 2010''

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/2132/">ISLAMRF.RU: В Лувре откроется собственная, постоянно действующая экспозиция исламского искусства</a>