RSS | PDA | Архив   Пятница 24 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Легенды Крыма. Мускусовая мечеть

10.01.2013 11:25

Василий Христофорович Кондараки (1834–1866), не являясь профессиональным историком, занял достойное место в плеяде отечественных крымоведов. Любой современный исследователь, заглядывая в книги с его фамилией, интересуется: а что писал Кондаракит о Крыме?

 

«Посетив впервые Старый Крым или древний Солхат, некогда ведущий всемирную торговлю, я под влиянием только что прочитанного о его предполагаемом величии и богатстве в давно минувшие времена, поспешил взглянуть на развалины мечети, издающей будто мускусовый запах после дождя… Я очень хорошо знал, по недавно открытой надписи, хранящейся в Одесском обществе истории и древностей, что лучшая Старокрымская мечеть построена была в царствование кипчакского хана Мухамета в 1314 г. [речь идет об ордынском хане Узбеке, принявшем тронное имя Султан-Мухаммед. — Ред.] каким-то смиренным рабом, нуждающимся в милосердии Божьем, Абдул-гази Юсуфом сыном Ибрагима Езбазли. При таких достоверных сведениях мне не трудно было отыскать у местных обитателей какое-нибудь хоть баснословное предание. В этой надежде я приблизился к указанным мне развалинам и конечно не нашел, чтобы они издавали каких-либо ароматов мускуса, о чем говорилось чуть ли не всеми туземцами татарского происхождения. В то время, когда я сидел в раздумье, ко мне подошел один старый татарин, которого я принял по наряду за пастуха. Немалого труда мне стоило заставить моего собеседника порассказать все слышанное им когда-либо о Мюск-джами и строителе ее.

 

Из всего, выслушанного мною, я мог составить следующего рода легендарный рассказ:

 

«Было время, когда Эски-Крым так был велик и замечателен своими мудрыми учителями и управителями, что все государства направляли к нему обширные караваны с предметами роскоши и оставляли в нем сыновей для усовершенствования в познаниях закона Божия. Естественно, что при таком движении народов и торговых оборотов, каждый владетель простой даже избушки имел возможность обогатиться в этом городе. И действительно, все обогатились, но в то же время сделались такими скупыми и негостеприимными, что начали удивлять посетителей. Пока они набивали сундуки золотом и закапывали их под спудами своих жилищ, у них начала приходить в ветхость единственная большая мечеть, и никто не думал жертвовать ни гроша на крайне необходимую перестройку.

 

Такое оскорбительное отношение к святыне людей возмутило одного набожного носильщика тяжестей, который с трудом прокармливал поденными работами свое многочисленное семейство. И вот он в одну из пятниц, когда масса богачей творила молитву на открытом воздухе из боязни, чтобы Аллах не обрушил на их головы пригнувшийся потолок мечети, выступил вперед и, подняв руки к небу, сказал:

 

— О люди, недостойные носить имени мусульман! Неужели ваши глаза не видят, что Божья мечеть согнулась от дряхлости лет и требует от поклонников Корана постройки нового здания во имя Божье? <…> О Боже, создавший мир, сделай меня, ничтожного поденщика, таким богачом, как один из этих врагов, только для того, чтобы я, в посрамление им, создал во славу Твою такую мечеть, какой не существовало и не существует в мире! И он начал бить в себя в грудь, плакать и горячо молиться. Видя это, богачи с насмешками разошлись.

 

На следующий день бедного носильщика уже не было в Старом Крыме. В каких странах он скитался, и в чем состояли его обязанности — никто не знал. Но прошел год и вместо носильщика тяжестей пред эски-крымскими богачами явился Юсуф Челеби –владелец каравана, на приобретение которого потребовалось чуть ли не все состояние первых богачей его родного города. Пробыв в семье своей несколько дней, он по обыкновению в первую же пятницу явился к дверям мечети и после установленной молитвы снова обратился к стоящим впереди всех богачам со следующими словами:

 

— Не пожелаете ли вы при участии моем воздвигнуть новую мечеть: я дам на это дело третью часть моего состояния, вы же принесете только десятую долю.

 

На этот раз алчные люди, не ответив ничего, разбежались, как ящерицы, по норкам своим, и Юсуф остался в толпе таких же бедняков, каким был недавно и сам.

 

Месяц спустя Юсуф опять уехал и по-прежнему о нем никто не имел сведения до того времени, пока он сам не явился с 400 навьюченными верблюдами. Покончив дела свои, Юсуф снова явился в полуобрушившуюся мечеть <…>.

 

Два года спустя была вполне закончена эта мечеть. Такого молитвенного дома действительно не существовало на всей земле. Минареты ее касались вершинами до облаков, а кровля затмевала блеск солнечных лучей. Вся внутренность выложена была дорогими белыми, как снег, плитами, но всего восхитительнее был прелестный запах от мускуса, разносимый ветром на далекое пространство…»

 

Ислам Минбаре №13 (206), 2012.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/25656/">ISLAMRF.RU: Легенды Крыма. Мускусовая мечеть </a>