RSS | PDA | Архив   Понедельник 6 Май 2024 | 1433 х.
 

Современное исламское искусство народов России. Рецензия

30.04.2008 12:17

В январе нынешнего года издательством «Прогресс-Традиция» выпущена в свет книга С.М. Червонной «Современное исламское искусство России». Выход серьезной и масштабной работы на данную тему стал долгожданным событием не только для специалистов в области культуры. Автор затрагивает ряд тем, актуальных для широкого круга читателей и являющихся предметом давних споров. Какое искусство подпадает под определение современное исламское  искусство? Правомерно ли мнение, что искусство ислама переживает период расцвета в мусульманских регионах России? Каковы перспективы его интеграции в мировое культурное пространство?

Накопилось множество вопросов и проблем, нуждающихся в компетентном исследовании. Все отчетливей ощущается недостаток информации о тенденциях развития современных и традиционных форм исламского искусства.   На этом фоне выход книги известного искусствоведа С. М. Червонной оказался действительно своевременным. 

Об авторе:  Червонная Светлана Михайловна

Доктор искусствоведения, старший научный сотрудник, заслуженный деятель искусств республики Татарстан, академик Академии художественной критики РФ, почетный доктор Тбилисского и Карачаево-Черкесского государственных университетов, член Германского общества этнологов, член Международного союза художников, член Международной ассоциации искусствоведов, член Президиума Международного комитета гражданской дипломатии. Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, старший научный сотрудник Российского Института культурологии МК РФ. Автор более 500 публикаций, в т. ч. монографий: «Искусство Татарии. История изобразительного искусства и зодчества с древнейших времен до 1917 года» (1987); «Конфликт на Кавказе. Грузия, Абхазия и российская тень» (1994); «Тюркский мир Юго-Восточной Европы. Крым — Северный Кавказ» (2000)

Новая работа С.М. Червонной выдержана в классических искусствоведческих  канонах. Тематически она связанна с ее предыдущими книгами и докладами. В поисках истоков современного исламского  искусства автор исследует богатое наследие национальных  культур - народное зодчество, прикладное искусство, не оставляет без внимания доисламские верования. Книга содержит прекрасно структурированный  исследовательский материал, позволяющий раскрыть тему в общекультурном и историческом контексте.

Отдельные главы посвящены исламской мифологии, этике, быту российских мусульман.

Особое внимание уделяется культовой архитектуре («архитектура современных мечетей»), каллиграфии («Шамаиль, турга и трансформация каллиграфии»), мусульманской  эпиграфике («Мусульманская эпиграфика как пластическое искусство: ее прошлое и современное состояние»).

Ценным качеством книги является то, что она отображает взгляд с новых исторических позиций, что позволяет объективно оценить отдельные периоды истории исламской культуры. Например, в Советском Союзе в условиях господства «социалистического реализма» как официального стиля, конфессиональное искусство пришло в упадок. И лишь в постперестроечное время стало наблюдаться его постепенное возрождение, продолжающееся и сегодня.

Согласно изложенной автором концепции, не существует четких границ для определения современного исламского искусства. Исламским является как творчество художников, развивающих изобразительные формы, традиционно присущие исламскому искусству, так и творчество, построенное на европейской системе изобразительности, но привносящие в нее собственное мусульманское мироощущение. Обширный пласт информации, собранной в разных регионах, охватывает широкий диапазон стилей - от реализма до модернистских и постмодернистских поисков современного авангарда. Каждому направлению и художнику дается краткая характеристика, наиболее значительные с точки зрения автора события взяты « крупным планом».

Хотелось бы поблагодарить автора книги за первое масштабное и глубокое исследование в области такого явления как  современное исламское искусство народов России.

Мадина Исламова, художница

Москва

30.04.2008

Ссылки по теме:

29-04-08 Первый в мире музей исламской науки и технологии откроется в Стамбуле

25-04-08 В Катаре готовятся к открытию Музея исламского искусства

Татьяна Стецкевич: Для того, чтобы адекватно отражать мусульманскую культуру, необходимо, чтобы ее изучением занимались не только искусствоведы, но и религиоведы

24-03-08 В Лувре откроется постоянная экспозиция исламского искусства

Ислам и искусство в России

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/2715/">ISLAMRF.RU: Современное исламское искусство народов России. Рецензия</a>