RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Май 2024 | 1433 х.
 

Таджикистан сквозь призму фотокамеры

19.01.2009 11:18

В фотографическом музее "Дом Метенкова" в Екатеринбурге 15 января состоялось открытие фотовыставки "Таджикистан" в рамках проекта "Грань веков", организованного музеем в преддверии саммита глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества, который пройдет в июне этого года в столице Среднего Урала.  

 

Это уже четвертая центрально-азиатская выставка, открывшаяся в Екатеринбурге. В 2008 году уральцы познакомились с творчеством фотохудожников из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. На этот раз вниманию уральских ценителей фотографии организаторы - музей "Дом Метенкова" и Культурный Центр "Бактрия" (Душанбе) - представили творчество трех известных таджикистанских художников: фотожурналиста Геннадия Ратушенко, арт-художников Гайрата Усмонова и Джамшеда Холикова.

 

С чем у россиян ассоциируется современный Таджикистан? К сожалению, с образом туповатых гастарбайтеров Равшана и Джамшуда, созданных программой "Наша Раша", с наркотрафиком и политической нестабильностью. Конечно, не самый приятный набор ассоциаций, поэтому одна из целей выставки - переменить мнение россиян об этой стране.

 

— Я не уверен, что удастся изменить стереотипы обывателей, - говорит заведующий отделом выставок "Дома Метенкова", кандидат исторических наук Артем Беркович. - Они просто не ходят по музеям. Наш проект рассчитан на людей интеллигентных, мыслящих, вдумчивых, которые ценят искусство. Так вот, придя на эту выставку, они увидят Таджикистан как современную и очень красивую горную страну, в которой живут фотографы, участвующие в самых престижных фотовыставках.

 

В день открытия в стенах фотографического музея можно было услышать не только русскую, но и персидскую речь. Что объясняется большим количеством пришедших посмотреть на фотографии далекой родины таджиков, проживающих в Екатеринбурге. От увиденного в музее они остались в восторге, и надеются, что подобные проекты помогут сломать привычные стереотипы.

 

— Это прекрасная выставка, — говорит Алим Эсанов, сам в прошлом художник, а ныне предприниматель. — Мы очень благодарны организаторам, ведь они рассказывают жителям Екатеринбурга о нашей культуре и стране. Хотелось бы, чтобы в городе состоялись выставки и художников, и народных умельцев, ведь искусство дает представление о нашем народе. К сожалению, современная российская молодежь даже не знает, где находится Таджикистан. Если представители старшего поколения помнят, что тысячи наших земляков работали на уральских заводах в 1941-45 годах, что мы жили в одной стране, и с пониманием относятся к таджикам, приезжающим в Россию, то молодежь об этом ничего не знает.

 

Алим Эсанов оказался прав. На молодых посетителей выставки фотографии самого известного таджикистанского фотожурналиста Геннадий Ратушенко произвели гнетущее впечатление. Дело в том, что его фотографический архив, собранный за 40 лет карьеры, — это фотолетопись Таджикистана второй половины XX — начала XXI веков. На выставке в "Доме Метенкова" "пунктиром", несколькими фотографиями, предлагающих не информацию, а образ события, показана история страны за последние десятилетия: модернизация советского Таджикистана, гражданское противостояние 1990-х, митинги, разруха, возвращение мира. Что ж, сложная и кровавая новейшая история этой центрально-азиатской страны действительно тяжела и трагична.

 

— Шокирующее впечатление оставили у меня эти фотографии, — признается юная посетительница Екатерина Зайцева. — Особенно запомнилась фотография "Эхо войны", на которой маленький ребенок играет с автоматными гильзами.

 

— Выставка подтвердила мое представление о Таджикистане как о стране с жестокими традициями, — вторит ее подруга Стася Дементьева. — Страх, шок - так я могу охарактеризовать свои впечатления, побывать в Таджикистане мне бы не хотелось.

 

Лидер уральских таджиков, председатель общества таджикской культуры "Сомон" Фарух Мирзоев понимает подобную реакцию, но видит в этих фотографиях более глубокий, поучительный смысл.

 

— Эти работы дают реальное представление о реальной истории нашей страны, — считает он. — Наш народ пережил страшную трагедию гражданского противостояния. Пусть это будет уроком для россиян, стимулом не повторять чужих ошибок. Я надеюсь, что те, кто увидит эти работы, поймут, что лучше худой мир, чем война, что люди должны решать проблемы за круглым столом, а не на поле брани.

 

Не меньшее впечатление произвели на посетителей и работы молодых таджикистанских фотографов. Так, на снимках фотографа, член Арт-студии молодых художников Согдийской области Гайрата Усмонова представлены неприметные улочки горного кишлака, несчастливые дети, агрессивный цвет и тревожное ощущение страны, залечивающей раны недавней гражданской войны. Автор играет с визуальными эффектами, получаемыми при неправильной проявке фотопленки, когда нарушается цветопередача и фотографии окрашиваются в желтый, зеленый и красный цвета. А в концептуальных работах фотографа и медиа-художника Джамшеда Холикова национальная традиция интерпретирована с присущем постмодернизму цитированием европейской живописи и религиозных обрядов, сопоставлением культур Запада и Востока, а также иронией в отношении самой фотографии. Он активно изучает сакральные зороастрийские знаки, выстраивая композиции из живых людей. Одна из центральных его работ — "Девочка на шаре", в которой восточный колорит переплетается с европейской театральной традицией живых картин, с "Весной" Боттичелли и с хрестоматийным полотном Пикассо. Но земля - не просто фон, она обладает самостоятельной мифологией: ведь мы говорим "след на земле", когда думаем о вечности, или "след на песке", имея в виду мимолетное.

 

— На этой выставке мы видим прекрасные образцы фотоарта, — поясняет президент Фонда развития фотографии Екатеринбурга Денис Тарасов, — когда фиксируются не моменты жизни, как в фотожурналистике, а ее интерпретация. Фотографы сами интерпретируют жизнь: они хотят запечатлеть на своих снимках определенные ощущения, которые испытывают во время съемки. Также мы наблюдаем здесь еще одну тенденцию — даже фотожурналистика сейчас стремится передать через фотографию не только определенный фотофакт, информацию, а с помощью высокохудожественной съемки заставить эту информацию говорить, передать то ощущение, которую эта информация несет.

 

Как видно, выставка, посвященная Таджикистану, на которой представлены работы авторов разных поколений, приверженных различным направлениям в фотографии, произвела на зрителей разное впечатление. Таджики с ностальгией смотрят на знакомые с детства пейзажи Фанских гор и местностей вокруг Рогунской ГЭС. Русские с определенным недоверием взирают на незнакомый, красивый, дикий горный край с затерянными в горах кишлаками, извилистыми лентами речушек и дорог. Таджикистан — он разный, для кого-то родной, для кого-то незнакомый, для кого-то манящий, для кого-то пугающий. В любом случае, основная цель выставки — пробудить в людях чувства и эмоции — удалась, каждый посетитель унес с собой впечатления о своем Таджикистане.

 

Алексей Старостин

 

Фото с открытия - автора,

авторские фото предоставлены фотографическим музеем "Дом Метенкова"

 

На фото:

1. Г. Ратушенко. На строительстве Рогунской ГЭС

2. Г. Усманов. Без названия

3. Д. Холиков. Девочка на шаре

3. Г. Ратушенко. Гражданская война

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/6692/">ISLAMRF.RU: Таджикистан сквозь призму фотокамеры</a>