RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

26-09-07 Фильмы, которые вдохновляют

26.09.2007 17:20

Казань любит гулять с размахом и, похоже, живет по принципу «Целовать, так королеву, проиграть, так миллион». На прошедший в татарстанской столице с 6 по 12 сентября 2007 года III Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар» приехала настоящая королева — Катрин Денев, да вот мусульманская ли она королева? Метания между гламурным и помпезным кинособытием и душевным фестивалем чистого, светлого кино стали отличительной чертой нынешнего «Золотого минбара». К чести организаторов будет сказано, это никак не повредило возвышенному духу фестиваля, а победило, в конце концов, высокое искусство — главный приз достался внешне незатейливой, но потрясающе многослойной, умной и красивой картине совместного производства Швейцарии, Германии, Туниса, Франции, Венгрии, Ирана и Великобритании «Баба Азиз».

Традиционно на «Золотой минбар» приезжают фильмы двух разрядов: это либо не востребованные на других фестивалях фильмы о жизни, истории, традициях и культуре мусульманских народов, либо фильмы об ущемлении прав мусульман, преступлениях против мусульманского населения, которые также кроме специальных правозащитных фестивалей нигде особо не ко двору. В итоге фестивальная программа получается довольно разношерстной — от фильмов умиляющих до тех, с которых выходишь в состоянии депрессии, — но, очевидно, это и обеспечивает полную гамму самых разных впечатлений, эстетическое и эмоциональное удовлетворение, радость от пребывания на фестивале.

    Нынче на фестиваль приехали фильмы, что называется, «с именем». Это, к примеру, «Грбавица» — режиссерский дебют молодого кинематографиста Ясмилы Жбанич. Фильм взял две награды — в номинации «Лучшая женская роль (актриса Мирана Каранович) и в номинации «Лучшая режиссура игрового кино». Фильм рассказывает о семье сараевских мусульман — матери и дочери, — об их уязвимости и беззащитности перед лицом бытовых проблем в разрушенном после югославских войн районе Сараево Грбавица. Это также фильм «Туземцы», который получил награды на Каннском кинофестивале, режиссера Рашида Бушареба.

Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой Минбар»

 Проводится ежегодно в Казани. Учредителями являются Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Совет муфтиев России, Министерство культуры Республики Татарстан, мэр г. Казани, телевидеокомпания «Исламский мир», Исламский культурный центр России. Президентом фестиваля является председатель СМР Равиль Гайнутдин, председатель Совета фестиваля — вице­премьер, министр культуры Татарстана Зиля Валеева, генеральный директор — президент ТВК «Исламский мир» Зауди Мамиргов. В нынешнем фестивале приняли участие кино­ и телеработы из 46 стран мира, около 50  ильмов участвовали в конкурсном показе в номинациях «Игровой фильм», «Неигровой фильм», «Телевизионный репортаж» и «Короткометражный фильм». Еще 27 картин приняло участие во внеконкурсной программе, среди них фильм председателя жюри «Золотого минбара — 2007» болгарского кинематографиста Радослава Спассова «Украденные глаза», «Царство небесное» Ридли Скотта, «Мухамад — Посланник Бога» Мустафы аль­Аккада.

 

    Очень порадовали в конкурсной программе фильмы с настоящим восточным колоритом, ароматные как пряности и такие до боли свои, покоряющие изяществом и множественностью смыслов и прочтений. Это и фильм «Баба Азиз» режиссера Насера Хемира — о странствиях старика­дервиша и его внучки в поисках собрания суфиев, а в действительности в поисках своей судьбы. Фильм, к слову, кроме главного приза был награжден еще и за лучшую операторскую работу. В этом же ряду картина известного индийского режиссера Нагеша Кукунура «Нить», и как ни объясняй сюжет фильма, я осталась в полной уверенности, что это — фильм о женской душе. Это и искрометная египетская комедия «Все равно мы попали», которая показывает, как тонко и красиво арабы умеют смеяться над собой, больно уколов при этом и своих недругов.

    Среди фильмов­участников невозможно не отметить работу катарского журналиста Асада Таха «Полигон», повествующую об испытании советской атомной бомбы на полигоне вблизи Семипалатинска. Фильм получил приз «Лучший телевизионный фильм». Лучшим неигровым фильмом был признан «Теряя Ахмада» режиссера Абдуллы Бушехри, также из Катара. События происходят в оккупированном американцами Ираке.

    Вообще программа документального кино, а нынче и телевизионного репортажа традиционно представлена на «Золотом минбаре». Большая часть — об угнетении мусульман по разным мотивам, но чаще всего политическим, исламофобским. Обозначим лишь географию затрагиваемых репрессий: США, Канада, Болгария, Ирак, Индия, Мексика.

    Приз «За вклад в киноискусство» посмертно был присужден известному голливудскому режиссеру, автору фильмов «Мухаммад — Посланник Бога» и «Омар Аль­Мухтар» Мустафе аль­Аккаду. Статуэтку «Золотой минбар» семье режиссера передаст его друг, директор кинофестиваля в Дубаи Аббас Тамим, приехавший ради этого на фестиваль.

    Со времен первого года «Золотой минбар» в художественном смысле вырос на две головы — это бесспорно. Фестиваль возмужал, стал более осознанным и зрелым. Тем не менее, вопреки утверждениям, что фестиваль уже имеет свое лицо, на мой субъективный взгляд, «Золотому минбару» пока рано говорить о собственном стиле. В основном потому, что он пока балансирует на грани двух ипостасей, миров, которые друг с другом не пересекаются и друг друга совершенно не слышат и не понимают. Обыватель ходит на «Золотой минбар», чтобы видеть на экране себя же — свои ценности, переживания, проблемы и радости. Бомонд, кинотусовка, критики и журналисты идут на фестиваль ради нетривиального, неформатного кино. Это несоответствие незаметно в зрительном зале — хорошее кино всех равняет и заставляет переживать одинаково. Но мезальянс проявляется в некоторых формальных деталях: в церемониях открытия и закрытия, общей организации.

    Казанским мусульманам, так же как и всем мусульманам России, нужен этот фестиваль как проявление культурной жизни уммы, как событие, которого ждут как праздник и на котором отдыхают душой. Для республиканских властей, принимающих фестиваль, покрывающих большую часть расходов, «Золотой минбар» — элемент международного престижа и пиара. Как иначе объяснить такое внимание к непременным атрибутам светских мероприятий: красная ковровая дорожка, белый лимузин, конфетти и хлопушки? Не менее важным для Министерства культуры Татарстана — одного из учредителей фестиваля — является стимулирование развития в республике художественного кинематографа посредством фестиваля. Недаром все три татарстанских режиссера, участвовавших в конкурсной программе, — Салават Юзеев (короткометражный игровой фильм «121»), Рамиль Тухватуллин (игровой фильм «Дилемма») и Альберт Шакиров (короткометражный игровой фильм «Бабай») так или иначе были отмечены призами.

    К слову, приз зрительских симпатий Рамилю Тухватуллину — известнейшему татарскому драматическому актеру, по совместительству чиновнику, а также режиссеру фильмов «Зулеха», «Упкын» и «Дилемма» — вручил муфтий Татарстана Гусман Исхаков. При этом картина «Дилемма» из­за содержащихся в ней откровенных сцен вызвала непонимание не только мусульманской публики, но даже и журналистов, освещавших фестиваль. Когда один из них задал прямой вопрос гендиректору «Минбара» Зауди Мамиргову, тот вышел из неловкого положения, сказав, что в фильме показывается то, как не должно быть, то есть кадры в стиле «ню» попали в фильм в воспитательных целях.

    Такие случаи на «Золотом минбаре» происходят не в первый раз — каждый раз, кстати, с российскими картинами. Скорее всего, и нынешний курьез был не последним, и каждый раз, когда все так складывается, общественность задается вопросом: что же такое мусульманское кино? Формально здесь все ясно, как об этом исправно говорит дирекция фестиваля уже третий год подряд: кино, которое демонстрируется на «Золотом минбаре», не обязательно должно быть религиозным и посвященным исламской тематике, но оно должно утверждать гуманистические ценности и отвечать неким нравственным критериям. Тем не менее каждый раз возникает ситуация, когда приходится решать, кто должен поступиться своими интересами: хорошее профессиональное кино, показывать которое мусульманскому зрителю — значит плевать на его религиозные чувства, или все­таки мусульманская аудитория, которая должна понять, что высокое искусство не всегда терпит ограничения и формальности? А уж о том, какие дебаты на этой почве происходят, наверное, в процессе отбора фильмов в конкурсную и внеконкурсную программы, остается только догадываться.

    Но ведь умеют же египтяне, иранцы, индийцы снимать щемящее по своей красоте и эмоциональности кино таким, каким оно нравится всем без исключения присутствующим в зале. Значит, сможем и мы. Ведь, в конце концов, «Золотой минбар» нацелен и на то, чтобы поощрять к развитию и наше собственное кино «с восточным колоритом».

 

Диляра Ахметова

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/793/">ISLAMRF.RU: 26-09-07 Фильмы, которые вдохновляют</a>