RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Зифа-Алуа АУЭЗОВА: Это был гениальный прорыв. К юбилею Второго Общеказахского съезда в Оренбурге

09.01.2008 17:14

Исполнилось 90 лет со дня созыва в Оренбурге Второго общекиргизского съезда, историческое значение которого для нынешнего Казахстана трудно переоценить. На нем впервые казахский народ был представлен как единая нация. Важнейшим итогом этого съезда стало решение об образовании территориально-национальной автономии для казахского народа, находившегося в то время в составе России. И территория нынешнего Казахстана в общих чертах была определена в постановлениях этого съезда.

По декрету ВЦИК и СНК РСФСР 1920 года и дополнению к нему, в состав автономной республики включались Семипалатинская, Акмолинская, Тургайская, Уральская области, населенные казахами части Закаспийской области и Астраханской губернии, а также Оренбург с прилегающими районами. Позднее, после национально-государственного размежевания Средней Азии, в состав Казахстана вошли и казахские земли Туркреспублики (Казалинский, Ак-Мечетский, Туркестанский, Чимкентский уезды, большая часть Аулие-Атинского уезда, части Ташкентского и Мирзачульского уездов Сыр-Дарьинской области, Алма-Атинский, Джаркентский, Лепсинский, Капальский уезды, часть Пишпекского уезда Джетысуйской области); Оренбург стал частью РСФСР; Каракалпакстан был присоединен к Казахстану, а затем выведен и включен в состав РСФСР, и позднее - Узбекской ССР.

Если сравнить территорию, вошедшую в состав Киргизской (в будущем - Казахской) АССР на состояние 1920 года с границами, определенными в программе Общекиргизского съезда в декабре 1917-го, становится очевидным, что территориальный аспект советского национального строительства в Казахстане был основан на этой концепции. В первом пункте постановления съезда значилось: "Образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Семипалатинской, Семиреченской, Сыр-Дарьинской, киргизских уездов Ферганской, Самаркандской, Аму-Дарьинского отдела, Закаспийской области смежных киргизских волостей Алтайской губернии, представляющих сплошную территорию с господствующим населением казак-киргизским единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка".

Общенародный съезд как политический феномен

Съезд предусматривал присвоение названия "Алаш" автономии казах-киргизских областей. Конституция Алаша должна была утверждаться Всероссийским учредительным собранием. Однако политическая ситуация в России после революции 1917 года коренным образом изменилась: в январе 1918-го Учредительное собрание было распущено, во всех структурах российского государства произошли перемены, разгоралась гражданская война.

Для лидеров Алаша естественным было апеллировать с программой автономии к тем политическим силам, знакомым им по предыдущему опыту государственного строительства. Поэтому вполне логичным было неприятие ими советской власти.

Алаш-Орда - правительство Алаша - в первые два-три года оказывало ей активное сопротивление, преследуя ее сторонников и поддерживая боровшихся против нее белогвардейцев и казачество. Когда военное преобладание Красной армии в России стало очевидным, лидеры Алаша вступили в переговоры с советской властью, в обмен на лояльное отношение к ней выдвигая требование действительной автономии для казахских земель.

В октябре 1919 года состоялось заседание Военно-революционного комитета по управлению Киркраем с участием РВС Туркфронта, особой Турккомиссии и РВС первой армии "об объединении киргизского народа и склонении его на сторону соввласти", - его протокол является одним из свидетельств ясной позиции Алаш-Орды по отношению к автономии в условиях сотрудничества с советской властью. Основным на этом заседании было выступление Ахмета Байтурсынова, одного из лидеров Алаш-Орды и авторов ее программы. Он предложил: "1) проявить самостоятельные действия Киргизского ревкома так, чтобы киргизы ясно видели, что советская власть дала киргизскому народу действительное автономное самоуправление, а не фиктивное; 2) объявить всем киргизам, в том числе тургайским и уральским группам алашординцев, борющимся против советской власти на стороне белых, амнистию на случай перехода их на сторону советской власти; 3) принять меры к тому, чтобы советская власть на местах проявляла самые благоразумные действия, обеспечивающие доверие народа, и тем самым способствовала переходу на сторону советской власти тех, которые находятся на стороне белых и относятся к советской власти с недоверием".

Советская власть приняла эти условия, заявив о готовности забыть недавнее противостояние и, в частности, постановила: "объявить всему населению, ...что советская власть борется всеми средствами и силами за утверждение господства трудящихся, никогда не руководствовалась и не руководствуется в своей внутренней политике чувствами мести и злобы, вполне понимая, что огромное большинство населения окраин России было втянуто в борьбу против нее либо силой принуждения, либо обманом и надувательством, она пользовалась и пользуется всяким случаем разъяснить народным массам сущность стремления Рабоче-крестьянской России и широкими актами милости подтвердить свою готовность сохранить как можно больше трудящихся для будущей творческой деятельности, предоставить киргизскому народу автономию на общих основах советской конституции... Объявить полное прощение всему киргизскому населению, прямо или косвенно принимавшему участие в борьбе против Советской России".

Дальнейшее развитие территорий, населенных преимущественно казахами, пошло в русле советского государства и с августа 1920 года в статусе автономии. Обещания, данные по поводу прощения, вскоре были вытеснены новыми решениями. Например: "В виду враждебного отношения части киргизского населения, сочувствующей советской власти, и переселенцев к активным работникам Алаш-Орды зап. отд., от рекомендации алашординцев как в члены ревкома, так и на другие ответственные работы - воздержаться". (Из Протокола № 10 заседания Военно-революционного комитета по управлению Киргизским краем от 5 марта 1920 г.). При этом территориальная составляющая последующего развития основывалась на варианте, закрепленном в решениях Второго общекиргизского съезда.

В советской идеологии был произведен разрыв между съездом и его организаторами. Не Алаш, не съезд, а его лидеры, алашординцы, стали впоследствии олицетворением противостояния советской власти. Что касается съезда, то он был подготовлен в соответствии со всеми правилами проведения общенародного собрания и на волне политической ситуации, сложившейся в России. На нем присутствовали представители казахско-киргизского населения, делегированные разными областями и организациями. Принятые на нем решения официально были волеизъявлением объединенного народа, а не отдельных партий или социальных групп. Очевидно, этот факт стал весомым аргументом для "универсальной" легитимации решений съезда в условиях России конца 1917 года, то есть приемлемой как для большевиков, так и для их оппонентов.

Общероссийские рамки этого съезда были определены ситуацией, сложившейся после Февральской революции, и проведением выборов в земства и Учредительное собрание в ноябре 1917 года. Как известно, в январе 1918-го Учредительное собрание было распущено большевиками, получившими в нем лишь около четверти мест. Поэтому, очевидно, в январе 1918-го и планы Алаша по созыву собственного Учредительного собрания для автономии большевикам казались уже не только неактуальными, но и контрреволюционными. В этой связи особенно примечательным представляется время обнародования требования автономии - почти сразу же после Октябрьской революции, вызывавшей у казахского населения опасения по поводу анархии, - и до роспуска Учредительного собрания в России, после которого отношение большевиков к любой национальной интеллигенции и ее инициативам стало враждебным.

 Общекиргизский съезд состоялся в начале декабря 1917 года. Через несколько дней выдвинутое им требование национальной автономии было уже предметом обсуждения советских органов - Западно-Сибирского съезда Советов. В мае-июне 1918 года чрезвычайный комиссар по Киргизской Степи Алиби Джангильдин занимался подготовкой Киргизского съезда Советов, который не состоялся из-за гражданской войны. С победой Красной армии в июле 1919 года для управления казахскими землями был создан Киргизский революционный комитет (Кирревком), и дальнейшее обсуждение территориального вопроса велось уже советскими органами при участии Наркомнаца и Наркомзема.

Наличие готовой концепции киргизской (казахской) нации, сформулированной на Втором общекиргизском съезде, во многом отвечало идеям большевиков по построению национальных советских республик. Но тот факт, что самоопределение казах-киргизского населения России как субъекта с "единой культурой, историей и языком" и границ его проживания произошло на общенародном съезде, организованном лидерами национальной интеллигенции, традиционно не заслуживал внимания.

Лидеры национальной интеллигенции и эпоха обновления

Обращаясь непосредственно к материалам съезда, мы видим, что его главными организаторами были Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и Миржакып Дулатов. Лидеры были, прежде всего, просветителями. В чрезвычайно сжатые сроки полукочевому казахскому населению с родовой социальной иерархией и преобладающей устной традицией передачи знания предстояло адаптироваться к модернизирующему миру - в этих условиях роль тех, кто помимо сильной социальной воли обладал знанием современных политических идиом в международном масштабе, оказалась решающей.

В начале ХХ века, как и сегодня, казахская земля была равноудалена - или равноприближена - к Европе и Востоку. С Европой связывало, прежде всего, политическое объединение в составе России. С Востоком связывала общность культур, мировосприятия и лингвистическое соседство.

Восток - и Ближний, и Дальний - начал пробуждаться от колониальной пассивности. В Индии и на Ближнем Востоке в ХVIII-ХIХ веках интеллектуальная традиция ислама обогатилась замечательными трудами, ставшими свидетельством мусульманского Обновления. Благодаря быстрому росту и распространению печатного дела, выпуску газет, мусульмане России также оказались в орбите обновленческого диспута: с одной стороны была приверженность к сохранению традиционного (кадим), с другой - стремление к утверждению нового (джадид).

Мусульманские сообщества соседних регионов - татарских на западе, среднеазиатских на востоке - были особо близки казахам в видении общих проблем российского управления, а также по языку и религии. В центральноазиатском контексте особенностью вступления казахов в гуманитарный диалог на тему джадидизма и кадимизма, или новаторства и традиционализма в религии, в ХIХ веке была, прежде всего, относительная свобода от жестких догматов ортодоксальности. "Западные" идеи Просвещения воспринимались не как угроза религии, а как часть всеобъемлющего и неизбежного наступления русского правления со всеми вытекающими последствиями. Обновление и просвещение наступали через школы - сначала медресе, затем русско-казахские. Собственная религия и традиции продолжали существовать в устном выражении, не вступая в конфликт с распространяющимся влиянием татарских и среднеазиатских мулл и мударрисов, среди которых были и сторонники традиции, и реформаторы.

Идеи о самоопределении, в 1917 году нашедшие свое выражение в требовании автономии для казахских земель, показательны в качестве синтеза обеих перспектив - и российского просвещения, и мусульманского обновления. Поколению казахских политиков начала ХХ века были внятны и Запад, и Восток.

Одной из ярких иллюстраций созвучности идей казахских просветителей концепциям обновления является поэтический сборник Миржакыпа Дулатова "Оян, казак!" ("Проснись, казах!"), изданный в Уфе в 1909-м и в Оренбурге в 1911 году. По свидетельству литературоведа Кеменгерова, "Оян, казак!" был воспринят как в свое время "Горе от ума" Грибоедова. Казахи заучивали "Оян, казак!", как Коран. Сравнение с Грибоедовым - аллюзии с российским Просвещением, уподобление Корану - отождествление с Исламом.

Говоря о началах традиции Обновления в казахской истории, следует начинать, конечно, с Абая, ибо в горечи его размышлений о казахском народе узнаваемы чаяния реформаторов-джадидов. В лице Абая просветители начала ХХ века видели источник вдохновения и многократно обращались к его творчеству в своих трудах, учась видеть ценность духовного наследия разных культур в преломлении собственной - самобытной и ожидающей адекватной интерпретации.

В творческом наследии каждого из названных лидеров есть сочинения, посвященные Абаю. Алихан Бокейханов был составителем первого сборника поэзии и Слов назиданий Абая, изданного в Санкт-Петербурге в 1909 году. В ноябре 1905 года он написал статью-некролог "Абай (Ибрагим) Кунанбаев", ставшую первой работой о жизни и творчестве Абая.

В 1908 году Миржакып Дулатов опубликовал статью "Ибрахим ибн Кунанбаев" в газете "Уакыт", выходившей в Оренбурге под редакцией Фатиха Каримова. В начале статьи Абай представлен как талантливый переводчик поэзии Лермонтова, далее - как "одинокая звезда, взошедшая над степными казахами". В 1914 году Дулатов опубликовал в газете "Казак" статью "Абай", посвященную десятилетию со дня смерти поэта, где он писал: "Чем больше времени проходит со дня смерти Абая, тем ближе мы к его духу. Его голос будет слышнее, народ будет просвещен, обретет знания и культуру, - тогда роль Абая будет возрастать с каждым днем".

Ахмет Байтурсынов посвятил Абаю статью "Главный поэт казахов" в газете "Казак" в 1913 году.

Обращение к народу с прямым или косвенным призывом пробудиться - одна из главных тем на страницах периодических изданий, возглавляемых казахскими просветителями начала ХХ века. К концу 1917 года усилиями растущего числа убежденных сторонников обновления и национального самоопределения "пробуждение" казахских окраин состоялось.

В масштабах евразийских в качестве политических аналогов Алаш-Орды нынешние исследователи рассматривают дашнаков Армении, муссаватов Азербайджана, меньшевиков Грузии, украинскую партию эсеров, еврейский Бунд, джадидов среди поволжских татар, крымско-татарский Милли Фурка. Но эти движения возникали в среде оседлых народов с традициями и культурой более или менее сопоставимыми с образом жизни в идейных центрах России. И тогда становится совершенно бесспорной уникальность масштабов, скорость развития и гибкость интеллектуальной эстафеты лидеров Алаша.

Им предстояло интерпретировать самобытнейшую казахскую реальность с ее актуальными проблемами, требующими решения в условиях стремительной модернизации окружающего мира, в терминах и категориях российской - европейской - официальной риторики начала ХХ века и претворить разработанные концепции на практике. То, как им удалось это сделать, можно назвать гениальным прорывом.

Зифа-Алуа АУЭЗОВА, востоковед

09.01.2008

Источник - Казахстанская правда,

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1199839620

На снимке: организаторы съезда. Фото с сайта http://www.aikyn.kz/

Так же на нашем сайте читайте:

- Татары Казахстана — связные цивилизаций

- Муфтий Казахстана: триедин как муфтий, алим и диплома

- Газета «Наш мир» о круглом столе «Мусульмане и государство в России и Казахстане»

- Газовый подарок на Курбан-Байрам

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/1139/">ISLAMRF.RU: Зифа-Алуа АУЭЗОВА: Это был гениальный прорыв. К юбилею Второго Общеказахского съезда в Оренбурге</a>